Научная статья на тему 'Речевая образовательная ситуация как средство развития профессиональной активности'

Речевая образовательная ситуация как средство развития профессиональной активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леденева Анастасия Владимировна

Статья посвящена феномену профессиональной активности в контексте магистерской подготовки. Основное внимание автор акцентирует на типологии речевых образовательных ситуаций как средства развития профессиональной активности. Автором предложены примеры речевых образовательных ситуаций, способствующих успешной активизации профессиональной деятельности магистранта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевая образовательная ситуация как средство развития профессиональной активности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 378

Леденева Анастасия Владимировна аспирант ОГПУ г. Оренбург e-mail: a.v.ledeneva@bk.ru

РЕЧЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена феномену профессиональной активности в контексте магистерской подготовки. Основное внимание автор акцентирует на типологии речевых образовательных ситуаций как средства развития профессиональной активности. Автором предложены примеры речевых образовательных ситуаций, способствующих успешной активизации профессиональной деятельности магистранта.

Ключевые слова

Речевая деятельность. Профессиональная активность. Активизация профессиональной деятельности.

А.Н. Ксенофонтова определяет речевую ситуацию как некое стечение обстоятельств, которое стимулирует к речевому действию; такую ситуацию актуального активизирующего незнания, целью которой является обеспечение появления у студента личного образовательного результата в ходе специально организованной деятельности. Так, под речевой образовательной ситуацией мы понимаем ситуацию образовательного напряжения, возникающую спонтанно или организуемую преподавателем, требующую своего разрешения через речевую деятельность всех ее участников. [1]

Речевая образовательная ситуация есть ключевой технологический элемент конструирования всех видов деятельности в образовании. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что ситуации эти не обособлены, они также способствуют развитию профессионально-познавательной деятельности магистрантов, общению между субъектами образовательного процесса и приумножению результативности любой деятельности, включенной в образовательный процесс.

Мы считаем, что включение магистрантов в активную речевую деятельность с помощью создания и применения на занятиях речевых ситуаций содействует успешному формированию их субъектной позиции, а вместе с тем развитию профессиональной активности.

В научной литературе существует несколько типов речевых образовательных ситуаций: Проблемные ситуации направлены на столкновение магистрантов с противоречиями в профессиональной деятельности и необходимостью их самостоятельного разрешения. Данные ситуации имеют большую ценность для развития профессионального мышления средствами речевой деятельности. Проблемнаые ситуации содействуют отбору более совершенных форм выражения противоречий и решений, которые необходимо максимально четко и доказательно выразить. [2]

Дискуссии предполагают воздействие речевой деятельности, тем самым предполагают использование вопросов, не имеющих однозначного решения, выявляют различные профессиональные взгляды и мнения, требуют выражения собственного мнения с применением системы доказательств.

Ситуации воздействия на собеседника предполагают выразительность речевых форм, поиск наиболее впечатляющих средств влияния на чувства, переживания собеседников. Такие ситуации придают речевой деятельности магистрантов живые, яркие, запоминающиеся сравнения, образы, сводят на нет штампы, формализм, схематизм, имеющие место быть в их языке, а вместе с тем и в профессиональной деятельности.

Игровые ситуации гарантируют высокую профессиональную мотивацию магистрантов, т.к. призваны моделировать любую профессиональную ситуацию, давая возможность магистрантам выполнять различные роли с присущими им формами речевого выражения. Кроме того, данные ситуации ставят

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

магистранта перед задачей выбора и способствуют проявлению профессиональных ценностей магистрантов.

Ситуации с разными вариантами решений активизируют профессиональное мышление магистрантов, т.к. требуют рассуждений по поводу показателей выбора решений. Магистрант в данной ситуации приводит доказательства, строит логичные системы доводов.

Ситуации речевой деятельности и общения, как правило, возникают стихийно, либо требуют особого оформления (рецензирование ответов других студентов, взаимопроверка сочинений, письменных работ). Такие ситуации предполагают не только положительные суждения, но и критическую оценку, что в итоге способствует развитию тактичности выражения, не вызывающей обиды, негативных эмоций, переживаний у того, чей ответ оценивается. Особенностью данных ситуаций выступает развитие критичности мышления, способности к объективному оцениванию.

Ситуации совместной деятельности магистрантов направлены на подавление недружелюбных отношений между магистрантами. Такие ситуации создают отношения между субъектами (ситуации совместной подготовки сообщений, конкурсов, выступлений на конференциях, мероприятиях). Они предполагают совместный поиск магистрантами выразительных средств речевой деятельности. Ситуации создают условия для взаимодополнения и взаимообогащения.

Для того, чтобы магистранты превратились в субъектов образовательной деятельности, проявляли свою профессиональную активность в образовательном процессе, очень важно целенаправленно создавать на занятиях речевые ситуации, вызывающие интерес у магистрантов и потребность высказаться, выразить свое мнение. [3]

В речевых образовательных ситуациях, содействующих развитию активных самостоятельных проявлений, магистрант должен обосновано защищать свое мнение, задавать вопросы преподавателю, сокурсникам, выяснять непонятное, рецензировать ответы, вносить коррективы, давать советы, выполнять речевые задания. Магистранты в этих ситуациях находят не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых; практикуется свободный выбор задач и заданий, преимущественно поисковых и творческих. Зарождается интерес в коллективной деятельности, на основе которой и происходит формирование активной позиции участников деятельности.

Речевые образовательные ситуации должны быть максимально приближены к профессиональной деятельности и и действительно значимы для магистрантов. Так, например, это может быть задание ответить на некий актуальный вопрос, сделать доклад о результатах работы группы, написать письмо, обсудить с другом возможные варианты решения проблемы.

Варианты речевых образовательных ситуаций для магистрантов направления 44.04.01 Педагогическое образование

Репродуктивные типовые образовательные ситуации выступают способом активизации учебно-познавательной деятельности, которая проводится в форме лекций.

1. Заполните таблицу по теме «Основы научно-исследовательской деятельности» в соответствии с исходными теоретическими данными, представленным в конспекте лекций.

Подход Концепции Закономерности Принципы Способы реализации

Деятель-ностный Активизация познавательной деятельности (Г.И. Щкина)

Продолжите таблицу, обосновывая современные методологические подходы и ведущие идеи авторов, определяющих сущность научно-исследовательской деятельности.

2. Приведите не менее пяти современных педагогических проблем, вызванных социокультурными изменениями на уровнях:

Частично-поисковый уровень речевых образовательных ситуаций связан с практическими занятиями в форме семинаров, круглых столов, мастер-классов и тьюториалов.

1. Докажите, что деятельность - основа развития личности. Схематично изобразите систем доказательств, используя следующие компоненты:

Понятие: Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающей действительности, содержание которой является преобразование и изменение.

Виды деятельности

Свойства деятельности (философские и психологические)

Структура деятельности:

N

Умения (операции), психические процессы

Уровни отношений в деятельности:

2. Дайте концептуальный анализ программы развития современного образования через формирование компетентностной культуры участников образовательного процесса.

Разделы Программы Критерии Компетентностная культура участников ОП

1. Информационно-аналитическая справка о текущем состоянии Учреждения -актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития Учреждения); -прогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление Учреждением, и учет изменений социальной ситуации); -эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов); -

2. Цель и задачи Программы (образ будущего состояния Учреждения) и общая стратегия их реализации в Учреждении -

3. Описание ожидаемых результатов реализации Программы, их количественные и качественные показатели решения поставленных задач и хода реализации Программы по годам -реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических, кадровых и временных ресурсов); -системность (наличие системного образа Учреждения, образовательного процесса, отображение в комплексе всех направлений развития); -проработанность (подробная и детальная проработка всех шагов деятельности по Программе); -управляемость (разработанный механизм управленческого содержания Программы); -контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей); -социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров); -культура оформления программы (единство содержания и внешней формы Программы, использование современных технических средств). -

4. План-график программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие Учреждения с учетом их ресурсного обеспечения (финансово-экономические, кадровые, информационные, научно-методические) -

5. Приложения к Программе

Исследовательские речевые образовательные ситуации предполагают в основном самостоятельную деятельность магистранта, которая заложена в практиках и научно-исследовательской работе. Каждое задание связано с определенным видом профессиональной деятельности. В данном случае представлены задания в рамках научно-исследовательской и проектной деятельности.

1. Представьте основное содержание вашего диссертационного исследования на одном листе, используя предложенную таблицу:

Понятие Теоретическое обеспечение Технологическое обеспечение

подход концепция закономерности принципы

Философия: Психология: Педагогика:

Условия реализации в науке

| |

2. Опишите технологию проведения научно-исследовательского семинара для обучающихся по одной из тем»:

-Организация инновационной образовательной среды -Формирование/развитие субъектной позиции -Совершенствование речевой деятельности -Технологическое обеспечение образовательного процесса -Проектирование профессиональной деятельности -Организация профессиональной коммуникации в образовании -Модернизация образования

Этапы Цель, задачи Деятельность педагога Деятельность учащегося Технологическое обеспечение

1. Цель: Задачи:

2. Цель: Задачи:

Этапы Цель, задачи Деятельность педагога Деятельность учащегося Технологическое обеспечение

3. Цель: Задачи:

п.

Представленные варианты речевых образовательных ситуаций могут реализовываться как устно, так и письменно, в индивидуальной и групповой форме, в аудитории и самостоятельно. Для оценки результата выполненной работы используются фонды оценочных средств, которые разрабатываются преподавателями.

Список использованной литературы:

1. Ксенофонтова А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности: монография, Изд-во ФЛИНТА, 2014. - 209 с.

2. Ксенофонтова А.Н., Меркулова Л.В. Технология проблемно-поискового анализа / А.Н. Ксенофонтова, Л.В. Меркулова / Перспектива: сборник статей молодых ученых №7, Псков. Изд-во: П1ПИ им С.М. Кирова, 2012. - с.147-161

3. Леденева А.В. Сущность профессиональной активности магистранта В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 109-111.

© Леденева А.В., 2016

УДК. 377

Лингевич Ольга Владимировна

аспирант ТГПУ г.Томск, РФ Е-mail :672241@sibmail. com

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

Данная статья раскрывает сущность, содержание, исторические аспекты понятия «внеурочной деятельности».

Ключевые слова

Внеклассная работа, внеурочная работа, внеурочная деятельность, внеучебная воспитательная работа.

Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях является важной составляющей воспитательного процесса. Она представляет собой, целенаправленную, образовательно -воспитательную работу с обучающимися, организуемую и проводимую педагогом, во внеурочное время в рамках школы.

В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка создаются условия для развития личности, формируется его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит процесс социализации.

Внеурочная работа, по мнению Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно - воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.