УДК 159.922.7+373.3/.5
ЛЕВША: ПЕРЕУЧИВАТЬ ИЛИ НЕТ?
Шень Ольга Владимировна.
п. Ванино, Ванинский филиал Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум», преподаватель экономических дисциплин, [email protected].
Аннотация. В статье проведен теоретический анализ психологических и медицинских нарушений, связанных с попытками изменений деятельности полушарий головного мозга. С помощью проведенного социологического опроса среди переученных левшей, их родителей, а также педагогического и медицинского коллективов ДОУ выявлены подтверждения теории возникновения нарушений, описанных в теоретической части статьи.
Ключевые слова: леворукость, деятельность головного мозга, «переучивание».
LEFT-HANDED: TO RETRAIN OR NOT?
Shen Olga.
Vanino, Vanino branch of the Regional state budgetary vocational educational institution "Soviet - Gavan Industrial and Technological College", a lecturer of economic disciplines, [email protected].
Abstract. Psychological and medical disorders, related to changes in the activity of the brain hemispheres are theoretically analyzed in the article. With the help of the conducted sociological survey among retrained lefthanders, their parents, and pedagogic and medical groups of ChEI, confirm the theory of the occurrence of violations was identified and described in the theoretical part of the article.
Key words: left-handedness, brain activity, "reeducation".
Многие столетия ученые различных наук, таких как педагогика, психология и медицина, а также множества других пытаются решить такую деликатную проблему, как леворукость. Проведенные исследования с применением осмысления, осуществляемого за границей какой-либо конкретной научной деятельности, предоставили возможность обнаружить принципы, свойственные ассиметричной деятельности головного мозга.
Известно, что у людей с доминирующей правополушарной деятельностью наиболее развита творческая деятельность в комбинации с умением стратегически мыслить. Для примера можно вспомнить
произведение Николая Семеновича Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Выдающееся произведение литературной классики XX века представляет Левшу как народного умельца с золотыми руками. Писатель подчеркивает такую уникальность леворукости, как наличие высокого процента одаренности среди данной категории людей. Наблюдения за леворукими детьми в ДОУ подтверждают эту теорию. Данная категория детей предпочитает конструирование, рисование, музицирование и другие виды творческой деятельности.
Ранее считалось правильным решением учить леворуких детей писать правой рукой. Но многочисленные исследования показали недостатки данной теории. Исследователями выявлено, что излишняя нагрузка на левое полушарие чревата осложнением адаптации детей не только к учебному процессу, но и к обществу в целом. Давление со стороны родителей (педагогов) порождает конфликт с внутренней природной необходимостью леворукого ребенка [1, с. 51]. Как следствие, ребенок не проявляет своей индивидуальности, так как всё свободное время посвящает изменению деятельности полушарий.
Согласно точке зрения А.Ю. Арестовой, детям с доминирующей деятельностью правого полушария намного сложнее адаптироваться к школе, в результате чего возникает высокий уровень тревожности в комбинации с впечатлительностью, ребёнок быстро утомляется, не имеет уверенности в себе [2, с.30].
С точки зрения медицины леворукость не является патологией или отклонением, так как это отражение устоявшейся деятельности левого и правого полушарий мозга. А потому, заставляя ребёнка изменить то, что заложено с рождения, педагог (родитель) порождает возникновение у него стрессового состояния, для которого характерно появление следующего симптоматического комплекса: навязчивые страхи, излишняя возбудимость или, наоборот заторможенность, вялость или неусидчивость, необоснованная нервозность, нарушение сна, аппетита, ухудшение памяти. В будущем данная симптоматика может стать причиной различных форм невралгии.
В качестве метода исследования был использован социологический опрос среди переученных левшей (24 человека), их родителей (32 человека), а также психолого-педагогического и медицинского коллективов ДОУ (46 человек). В процессе исследования выяснилось, что:
1. 100% переученных левшей испытывали сильный дискомфорт в процессе адаптации к обществу в детском саду и в школе, так как чувствовали себя неуютно среди одноклассников в связи с отставанием в учебном процессе.
2. При опросе родителей данной категории лиц выяснилось, что, действительно, в процессе «переучивания» в 72% случаев дети стали неусидчивы, нервозны, малейший шорох вызывал страх. В 30% случаев была обратная реакция: апатичность, заторможенность, вялость. В 100%
случаев отмечалось нарушение сна и аппетита, а также ухудшение памяти. В 100% случаев резко снижалась успеваемость в школе.
3. Исследования на базе ДОУ выявляют, что на данный момент из 15 детей в группе ДОУ приблизительно 3-4 ребенка (20-27%) - левши. При опросе психолого-педагогического состава ДОУ выявлены следующие факты: 100% педагогов категорически против «переучивания», мотивируя это тем, что в процессе изменений данного «отклонения» у ребенка нарушается психика, снижается способность к учебе, а ведь леворукие дети, отмечают они, зачастую очень талантливы и имеют достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей.
4. Медицинские работники ДОУ отмечают, что несколько лет назад, когда «переучивание» было актуальным, такая симптоматика, как навязчивые страхи, излишняя возбудимость, неусидчивость, необоснованная нервозность и нарушение сна наблюдалось у 8 детей (62%) из 13. Для остальных 38% лиц детского возраста с превалируемой леворукостью характерным было наличие апатичности, заторможенности, нарушения аппетита и вялости. Наличие перечисленной симптоматики при попытке изменить заложенное природой заставляет медицинский персонал отрицательно реагировать на «переучивание».
Таким образом, на основании проведенного социологического опроса следует сделать вывод о неправомерности изменения внутренней природной необходимости ребёнка. Психолого-педагогический и медицинский состав учреждений образования должен знать специфические особенности деятельности полушарий мозга, чтобы в будущем помочь ребёнку успешно адаптироваться к учебному процессу [3, с.127].
Библиографический список:
1. Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок / В.А. Айрапетянц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - 3. - 57 с.
2. Арестова А.Ю. Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Арестова. - М., 2005. - 171 с.
3. Никифорова О.А. Психофизиологические особенности леворуких учащихся / О. А. Никифорова, В. И. Навалихина // Завуч.- 2006. - № 1. -128 с.