Научная статья на тему 'Обучение леворуких учащихся как психолого-педагогическая проблема'

Обучение леворуких учащихся как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2695
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ледяева Екатерина Владимировна

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности леворуких детей, анализируются трудности, возникающие у них в процессе обучения. Обосновывается, что леворукость является психолого-педагогической проблемой, поэтому нужно адекватно относиться к ней и не переучивать таких детей. Важным представляется учитывание психолого-педагогических различий леворуких и праворуких учащихся в сфере образования, так как это позволит избежать школьных трудностей и неудач, а также облегчит их социально-педагогическую адаптацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение леворуких учащихся как психолого-педагогическая проблема»

ОБУЧЕНИЕ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Е. В. Ледяева

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности леворуких детей, анализируются трудности, возникающие у них в процессе обучения. Обосновывается, что леворукость является психолого-педагогической проблемой, поэтому нужно адекватно относиться к ней и не переучивать таких детей. Важным представляется учитывание психолого-педагогических различий леворуких и праворуких учащихся в сфере образования, так как это позволит избежать школьных трудностей и неудач, а также облегчит их социально-педагогическую адаптацию.

На протяжении последних двух-трех десятилетий ученые и общественные деятели многих стран, в том числе России, делают попытки разъяснить содержание феномена лев ору кости детей, пытаются изучить его и раскрыть эту тайну биологической и социальной природы с позиции разных наук. Но следует заметить не вызывающий сомнений факт, что леворукость объективно относится к явлениям, которые могут быть изучены только при объединении усилий психологии и педагогики. Поэтому леворукость нужно рассматривать как феномен и психолого-пе-дагогическую проблему с позиции комплексного и междисциплинарного подхода к ребенку в единстве его биологических, психологических и педагогических детерминант.

Многочисленные исследования, эксперименты и наблюдения за леворукими детьми позволили выявить у них психолого-педагогические особенности, влияющие на процесс их обучения. Леворукие дети нуждаются в более внимательном отношении к ним в сфере образования и семье, так как их можно рассматривать как одну из категорий проблемных детей: сложности социализации, проблема неравенства педагогических условий и дефицита возможностей для жизненно-| го старта, проблемы овладения школьной учебной программой, которая преимущественно рассчитана на детей-правшей, проблемы профессионально-трудовой, семейно-бытовой и спортивно-оздоровительной адаптации, а также предосудительное, невнимательное, а порой и дискриминирующее отношение к ним, борьба с их непохожестью и политика переучивания в образовательной и семейной среде. Успешному обучению леворуких детей в учреждениях образования противостоят традиции «праворукого» общества, которое часто не понимает и отвергает тех, кто не со-

ответствует общепринятым нормам и представлениям, пытаясь переделать природу ребенка. Поэтому процесс обучения леворуких детей обладает собственной спецификой. Множество различных факторов детерминируют его, провоцируя у леворуких детей психологические и педагогические проблемы. Поиск педагогически приемлемых и эффективных форм обучения леворуких детей в образовательных учреждениях и создание в них педагогических условий для их самоопределения, самореализации и интеграции в общество побудил по-новому взглянуть посредством данной статьи на обучение леворуких учащихся и рассмотреть его как психолого-педагогическую проблему.

В процессе обучения леворукого ребенка может возникнуть конфликт между внутренней природной необходимостью леворукого ребенка и давлением со стороны образовательных учреждений, семьи и общества — декстрастресс. По определению, предложенному В. А. Айрапетянцем, это давление со стороны общества, состоящего из праворукого большинства, не поощряющего природной склонности леворуких детей [1, с. 51]. Этот термин отражает реальное положение леворуких детей и отношение к ним в институтах семьи и образования и трактуется как давление или отрицательное воздействие правору-кой среды на леворукого ребенка, возможно, с насильственным переучиванием.

В. А. Сластенин также подчеркивает, что личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми [7,

О Е. В. Ледяева, 2011

с. 113]. Раскрытие бинарной природы и признание ребенка биосоциальным организмом особенно важно при исследовании феномена леворукости, который привлекает внимание и психологов, и педагогов, являясь комплексной междисциплинарной проблемой. Психологи заинтересовались ею с точки зрения взаимосвязи асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, профпригодности к определенным видам деятельности. Левша и правша отличаются друг от друга, и именно психология позволяет выявить различия между ними. На основе накопленного в психологической науке опыта и уже проведенных исследований можно выделить психологические особенности лево-руких детей: повышенный уровень чувствительности, тревожности, ранимости, довольно часто это одаренные и очень эмоциональные дети, у них нередки хорошие музыкальные или художественные способности. Другими словами, для них характерны высокий уровень креативности и предрасположенность к оригинальному творчеству, то есть такое протекание умственных процессов, которое ведет к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными, оригинальными, новыми. Ребенок-левша, как правило, непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда — плаксивость, капризность, раздражительность и обидчивость, подверженность различным страхам, низкий уровень самоконтроля, пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения) и конформность (склонность к пассивному восприятию действительности). Также известно, что у левшей чаще возникают как пограничные нервно-психические расстройства, так и психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.), психологически они более ранимы и неустойчивы и имеют завышенные показатели по шкалам «нейротизм», «психотизм», «депрессия». Учитывая повышенную энергоемкость протекания психических процессов у леворуких детей и как следствие их быструю утомляемость и истощаемость нервной системы, а также пониженную работоспособность, важно в образовательных учреждениях и семье придерживаться установленного рационального режима дня и пристально следить за изменениями, происходящими в ребенке в процессе его воспитания и обучения.

В силу психологических особенностей речь леворуких детей, как отмечают многие

исследователи, эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией, она не обладает выстроенностью, для нее характерны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний. Леворуким детям присущи целостность натуры, открытость и внушаемость, способность тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и приходить в состояние гнева и ярости. Для них свойственно действовать по настроению. Они склонны учитывать в большей степени действие природных, а не технических, искусственных факторов [6, с. 34]. То есть именно благодаря достижениям психологии и использованию психологических методов и методик были выявлены особенности психоэмоциональной сферы левшей и правшей и различия в протекании психологических процессов у них. Кроме того, психологи указывают также на связь специализации полушарий и темперамента. Среди правополушарных, по их мнению, больше сангвиников и холериков, то есть людей с мощными или подвижными эмоциональными импульсами, а среди лево-полушарных — флегматиков и меланхоликов, у которых эти импульсы или слабее, или растянуты во времени.

Выделенные нами психологические особенности детей-левшей оказывают влияние на процесс их обучения. Поэтому особенно важным становится рассмотрение и педагогических особенностей леворуких учащихся. Леворукие дети часто испытывают трудности адаптации к школе, им требуется индивидуальный подход в обучении и воспитании, так как довольно часто возникают проблемы с чтением, письмом, счетом, в целом овладением школьной программой. Поэтому они могут нуждаться в педагогическом сопровождении и создании педагогических условий для развития их индивидуальности, а учитывая их психологические особенности и то, что они очень чувствительны, ранимы, эмоциональны, — особой системы воспитания.

Леворуким школьникам может потребоваться проведение комплекса специальных занятий, направленных на развитие зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности к целостной переработке информации, фонематического слуха, речи. Их нужно учить писать и читать по особой технологии, у них особая посадка за парты и расположения света. Так, при работе леворукого учащегося за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу та-

ким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто вперед не правое, а левое плечо. Расположение тетради или листа бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. При письме не рекомендуется требовать, чтобы леворукие учащиеся писали с таким же наклоном, как и праворукие, нельзя требовать от них безотрывного письма.

А. Ю. Арестова также обращает внимание на то, что обучение леворуких детей в общеобразовательной школе отличается от обучения праворуких: левши труднее адаптируются к школе, у них возникают трудности в обучении письму, чтению, часто нарушено пространственное восприятие; высокий уровень тревожности у леворукого ребенка сочетается с возбудимостью и впечатлительностью, отмечаются повышенная утомляемость, неуверенность в себе, школьные страхи. В дополнительном образовании, по ее мнению, возможна дифференциация обучения левшей с учетом их природных психофизиологических данных [2, с. 30].

Рассматривая обучение леворуких учащихся как психолого-педагогическую проблему, особо важным является замечание Е. И. Горбуновой, что для общей, возрастной, на наш взгляд, и социальной (Прим. авт. — Е. Л.) педагогики чрезвычайно важными остаются вопросы выявления особенностей онтогенетического развития леворуких детей, разработки и реализации на этой основе адекватных средств и методов педагогического сопровождения в процессе их подготовки, а впоследствии обучения и воспитания в общеобразовательной школе [3, с. 3].

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у этой категории детей, ведут к возникновению трудностей в процессе обучения:

— восприятию и запоминанию сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

— формированию зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

— выделению и различению геометрических фигур, замене сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник);

— копированию;

— неустойчивому почерку (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклон-ные буквы);

— зеркальному написанию букв, цифр, графических элементов и очень медленному темпу письма.

Кроме вышеперечисленных трудностей, важно обратить внимание на то, что современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. В учебно-образовательном процессе подача материала в основном носит вербальный характер, поэтому у леворуких детей наблюдаются затруднения в его адекватной переработке. В процессе обучения детей важно помнить, что праворукие дети, как правило, обрабатывают информацию, используя «линейный последовательный» метод, в котором мысль должна быть полностью обдумана, прежде чем перейти к следующей мысли, то есть используют «анализ», разделяя учебную задачу на составляющие и анализируя каждую часть отдельно. Леворукие дети обрабатывают информацию, используя «визуальный одновременный» метод, в котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно, то есть главный метод для них — это «синтез», смотря на целое и пробуя использовать соответствие образца, чтобы решить учебную задачу в образовательных учреждениях. Леворукие дети решают арифметические задачи не с помощью выявления принципиального ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально, с опорой на бытовые ассоциации. Поэтому очень важно и нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком в процессе его обучения и воспитания как в школе, так и в семье. Леворукий ребенок не может что-то исследовать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводят к потере нити рассуждения и интереса к знаниям, формируя нежелание учиться.

Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом. Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна — они лучше запомнят яркий образ. Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи [4, с. 71]. Правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих задани-

ях, контексте. Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево-, так и правополутарным, зная и учитывая их психолого-педагогические особенности.

Мы соглашаемся с А. Ю. Арестовой: надо признать, что даже если в семье для ле-ворукого ребенка созданы благоприятные условия для развития, то в обществе (в том числе и сфере образования. — Е. Л.) наблюдается непонимание проблем левору-ких людей. Мы должны выделять обучение и воспитание леворукого ребенка в отдельную педагогическую проблему не только потому, что эти дети не похожи на остальных, имеют психолого-педагогические особенности, но, как считают медики, леворукость — это еще признак нарушения иммунитета и леворукость может быть связана с дисфункциями мозга. Игнорировать эти данные мы не можем, как отмечает А. Ю. Арестова, так как корни проблем видны уже с детства. Левши чаще других страдают ревматоидным артритом, и болезнь протекает значительно тяжелее, хуже поддается лечению. Исследования показывают, что среди левшей чаще встречаются такие заболевания, как астма, аутизм, диабет, мигрени [2, с. 60]. Все эти психолого-педагогические особенности лево-руких детей важно учитывать в образовательных учреждениях, так как они непосредственно влияют на успеваемость ребенка, а также его самочувствие и здоровье.

В настоящее время леворукость является предметом междисциплинарных научных исследований, большая часть работ относится к области медицины, физиологии, дефектологии, и остается важной задачей изучения данной проблемы в области психологии и педагогики, именно как психолого-педагоги-Ческой проблемы, анализа психологических и педагогических особенностей леворуких детей и их проблем, условий для их всестороннего и гармоничного развития в образо-

вательной и семейной среде. Поэтому нужно { адекватно относиться к леворукости детей и не сужать ее до проблемы только одной какой-либо конкретной науки, используя и оценивая достижения каждой из наук в изучении данного феномена. Следует признать необходимость его рассмотрения и исследования в аспекте именно психологии и педагогики. Благодаря взаимосвязи этих двух наук формируется целостный научный взгляд на особенности и проблемы леворукого ребенка.

Таким образом, при обучении леворукого ребенка в учреждениях образования и семье необходимо помнить и учитывать его особенности. Учителям, психологам, родителям не следует фиксировать внимание на леворукости ребенка и его отличии от других детей, наоборот, важным является создание педагогических условий для его полноценного и гармоничного развития и формирования с учетом его особенностей. К сожалению, не всегда педагоги обращают внимание на психолого-педагогические особенности леворукого ребенка, а еще крайне редко учитывают их, строя процесс обучения. Поэтому обучение леворуких детей можно рассматривать как психолого-педагогическую проблему. Соглашаемся с мнением О. А. Никифоровой и В. И. Навалихиной в том, что знание специфических функций полушарий мозга позволит педагогам выработать адекватную тактику обучения леворуких детей и помочь им успешно адаптироваться к учебным нагрузкам [5, с. 127].

Важно помнить, что за трудностями обучения леворуких детей могут лежать объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях специализации полушарий. А дифференцированный подход в процессе обучения с учетом межполушар-ной асимметрии поможет всестороннему и гармоничному развитию и реализации способностей как леворуких, так и праворуких учащихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

и Айрапетянц В. А. Леворукий ребенок / В. А. Айраиетянц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003. — № 3. — С. 51—57.

2. Арестова А. Ю. Педагогические условия музыкального развития леворуких детей в системе дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук / А. Ю. Арестова. — М., 2005. — 171 с.

3. Горбунова Е. И. Подготовка детей-левшей старшего дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Горбунова. — Краснодар, 2009. — 24 с.

4. Логачева Г. Левша / Г. Логачева // Дошк. воспитание. — 2007. — Мв 8. — С. 68 — 71.

5. Никифорова О. А. Психофизиологические особенности леворуких учащихся / О. А. Никифорова, В. И. Навалихина // Завуч. - 2006. - № 1, - С. 125-128.

Серия «Психологические науки»

229

6. Савкина Н. Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе : дис. ... канд. пед. наук / Н. Г. Савкина. - Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2005. - 266 с.

7. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. (ОПД.Ф.-02 - Педагогика) : доп. УМО по спец. педагогии, образование / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2003. — 567 с.

Поступила 17.11.10.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕШЕНИИ

Е. В. Ледяева, В. А. Сотков

В статье проанализированы основные психологические особенности детей подросткового возраста, а также выявлены их трудности в процессе обучения. Обосновывается, что подростковый период — кризисный, переходный и учитель может помочь учащимся в предупреждении и разрешении возникающих у них на этом возрастном этапе социально-психологических проблем.

Подростковый период — период завершения детства, «вырастания» из него. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом 10 — 11 — 14 — 15 лет. Сравнение себя с взрослыми и более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток в школе и семье начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и учителя, и родители признавали его самостоятельность и независимость, то есть сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии в этот период направляется подростком на самого себя.

Ж. Ж. Руссо одним из первых обозначил подростковый возраст как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека. А С. Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подросткового возраста, периода «бури и натиска». Он выделил негативные характеристики данного этапа развития: трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость. К. Левин подчеркивал своеобразную маргинальность подростка, выражающуюся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не

может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». 3. Фрейд и А. Фрейд обращали особое внимание на половое созревание в подростковый период, прилив сексуальной энергии, все это, по их мнению, расшатывает сложившееся равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подро-стничество и юность как центральный период дйя решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности [1,

с. 244-245].

На основании проанализированных подходов разных авторов можно сказать, что подростковый период большинством исследователей понимается как кризисный, как период «нормальной патологии» и многие психологи подчеркивают его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых, в том числе учителей. Подростковый возраст характеризуется тенденцией ребенка переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них. Наряду со слабо регулируемой и

О Е. В. Ледяева, В. А. Сотков, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.