Научная статья на тему 'Интеграпия семейной и образовательной среды как важнейшее условие успешной сопиально-педагогической адаптапии леворуких детей (исследовательский аспект)'

Интеграпия семейной и образовательной среды как важнейшее условие успешной сопиально-педагогической адаптапии леворуких детей (исследовательский аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ / ПЕРЕУЧИВАНИЕ / УЧЕБНО-ВОС­ПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIO-PEDAGOGIC ADAPTATION / LEFT-HANDED CHILDREN / REEDUCATION / ACADEMIC PROCESS / INTEGRATION / SOCIO-PEDAGOGIC ENCOURAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ледяева Екатерина Владимировна

Приводятся результаты исследования, посвященного изучению влияния интеграции деятельности современных образовательных учреждений и усилий родителей на успешность социально-педагогиче­ской адаптации леворуких детей. Обосновываются необходимость и важность индивидуализации и диф­ференциации учебно-воспитательного процесса, создающих предпосылки для полноценного развития и функционирования как право-, так и леворуких детей, их успешной интеграции в современное обще­ственное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Family Environment into Educational Environment as the Most Significant Condition of a Successful Socio-Pedagogical Adaptation of Lefthanden Children (research aspect)

The article presents the research results devoted to the study of interaction between the current educational environment and parents' efforts to ensure a successful socio-pedagogic adaptation of left-handed children. Necessity and significance of individualisation and academic process differentiation creating prerequisites for a comprehensive development and function not only left-handed but right-handed children as well, their successful integration into modern public environment are discussed thoroughly.

Текст научной работы на тему «Интеграпия семейной и образовательной среды как важнейшее условие успешной сопиально-педагогической адаптапии леворуких детей (исследовательский аспект)»

111111! № 3,2011

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ СЕМЕИНОИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ (исследовательский аспект)

Е. В. Ледяева (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Приводятся результаты исследования, посвященного изучению влияния интеграции деятельности современных образовательных учреждений и усилий родителей на успешность социально-педагогической адаптации леворуких детей. Обосновываются необходимость и важность индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, создающих предпосылки для полноценного развития и функционирования как право-, так и леворуких детей, их успешной интеграции в современное общественное пространство.

Ключевыге слова: социально-педагогическая адаптация; леворукие дети; переучивание; учебно-воспитательный процесс; интеграция; социально-педагогическая поддержка.

В настоящее время, характеризующееся реформированием системы образования и ее гуманизацией, все более актуальной становится проблема сохранения и развития индивидуальности ребенка с учетом его особенностей. Обществу нужны телесно, душевно и духовно здоровые граждане, поэтому его задача — способствовать успешной социально-педагогической адаптации проблемных детей, к которым часто причисляются леворукие. В современных условиях интеграции образования это — одна из основных проблем педагогической науки, так как любое отклонение от общепринятых норм (необязательно патологическое) вызывает опасения у взрослых. Родители и педагоги стремятся во что бы то ни стало переучить, «подстроить» леворукого ребенка под общие стандарты для его же удобства.

Социально-педагогическая адаптация леворукого ребенка рассматривается нами как процесс его интеграции в школу, семью и социум в целом, в результате которого достигается развитие его индивидуальности и формирование самосознания, преодоление трудностей обучения и декстрастресса. По определению В. А. Айрапетянца, декстрастресс — это давление на леворуких детей со стороны общества, состоящего из праворукого большинства, не поощряющего их при-

родной склонности [1, с. 51]. Данный термин, отражающий реальное положение леворуких детей и отношение к ним в образовательной и семейной среде, означает негативное воздействие праворукой среды на леворукого ребенка и его насильственное переучивание.

Целью нашего исследования стали изучение социально-педагогической адаптации леворуких детей в образовательных учреждениях, факторов, детерминирующих протекание этого процесса, и разработка технологии социально-педагогической поддержки леворуких детей с целью формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности. Полную информацию о проблемах леворуких детей в образовательной и семейной среде можно получить только при тесном контакте с их окружением (родителями, учителями), так как леворукий ребенок включен в сложную систему взаимоотношений в образовательных учреждениях и семье. С учетом этого обстоятельства в проведенном нами анкетном опросе участвовали не только леворукие дети (134 учащихся), но и их родители (36 чел.), а также эксперты — учителя, психологи образовательных учреждений (66 чел.). В процессе анкетирования выяснялось их отношение к леворукости как социально-педагогической проблеме

© Ледяева Е. В., 2011

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и к леворуким детям, совместному обучению правшей и левшей и переучиванию последних; уточнялись проблемы леворуких детей в сфере образования и семье, а также педагогические условия их адаптации и комфортности обучения.

В результате проведенного нами исследования было установлено, что по поводу леворукости в обществе до сих пор нет однозначного мнения. Большинство родителей с тревогой воспринимают данную особенность своего ребенка, считая, что это может помешать ему в учебной деятельности, спорте, дополнительном образовании и в получении профессии, т. е. реализация его жизненных планов может быть затруднена. Полученный нами результат подтверждает научные данные о том, что леворуких детей нельзя переучивать. Больше половины опрошенных нами леворуких детей (53,3 %) отметили, что переучивание давалось им тяжело. Мнение родителей в основном совпадает с мнением детей: 40 % родителей убеждены в том, что переучивание их ребенка происходило тяжело. В то же время 13,3 % родителей не считают переучивание своих леворуких детей опасным, тогда как только 2,2 % таких детей переучивание давалось легко. Можно предположить, что родители часто не информированы о трудностях и переживаниях своих леворуких детей, а тем более о негативных последствиях переучивания — больше половины опрошенных родителей (61,5 %) даже не знают, к какому результату может привести переучивание.

Особенно важно то, что, несмотря на негативные последствия переучивания, на которые обращали внимание и родители, и сами дети, у него до сих пор немало сторонников. Многие дети (55,2 %), родители (30,3) и эксперты (27,7 %) сомневаются в необходимости переучивания и выбирают вариант «скорее нет, чем да», но однозначно ответить на вопрос не могут. Поэтому вывод о том, что переучивание неактуально и все его последствия уже устранены, следует признать преждевременным. Так, 48,5 % родителей и 43,1 % экспертов указали на

данную проблему. По нашему мнению, доминирование праворукой социальной среды заставляет родителей и учителей учить леворуких детей, порой с огромным трудом, писать правой рукой и быть такими, как все. Переучивание является важным фактором детерминации социально-педагогической адаптации леворуких детей, в ходе которой индивидуально значимые качества личности превращаются в общественно приемлемые, но при этом нарушается физическое и социальное развитие ребенка.

На современном этапе развития нашего общества в условиях интеграции образования рано говорить о гуманизации процессов воспитания и обучения. По результатам проведенного нами исследования, переучивание 13,3 % леворуких детей осуществлялось с помощью психологических и насильственных методов, что, на наш взгляд, недопустимо и может привести к еще более серьезным нарушениям в обучении и воспитании ребенка. Данные опроса леворуких учащихся, их родителей и учителей также подтверждают, что учебно-воспитательный процесс для ребенка-левши может стать очень сильным стрессовым фактором, в силу чего его социально-педагогическая адаптация происходит сложнее, длительнее. Таким детям гораздо труднее дается период обучения в школе, поскольку им присущи высокий уровень тревожности, повышенная эмоциональность и впечатлительность. Постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, отсутствие конструктивизма, легкости в решении возникающих проблем ухудшают состояние леворукого ребенка, усиливают школьные страхи. На вопрос «Трудно ли Вам дается учеба?» 13,4 % опрошенных детей ответили «очень трудно», 9,7 — «трудно», 20,1 — «непросто (скорее трудно, чем легко)» и только 9,8 % — «легко».

В ходе исследования выяснилось, что леворукие дети в процессе обучения в школе сталкиваются с проблемами овладения навыками чтения и письма. Так, у 11,6 % возникали проблемы с чтением (64,2 — отметили небольшие труд-

111!111Й1И1!Ш № 3,

ности), 11,2 — с письмом (55,2 — небольшие), у 32,8 % — с правописанием (35,8 — небольшие). Была выявлена еще одна трудность при письме леворуких детей — зеркальность. С этим феноменом знакомы многие родители леворуких детей и эксперты — 33,3 и 40,0 % соответственно.

Было установлено, что леворукие дети осознают, что они не такие, как большинство, ощущают свою неполноценность, стесняются леворукости и испытывают по этому поводу дискомфорт (11,9 %). 25,4 % левшей ответили, что скорее испытывают дискомфорт, чем нет.

Исследование показало, что достаточно большое влияние на уровень адаптации леворукого ребенка оказывает и субъективное отношение педагогов и родителей к данной его особенности. Судя по результатам анкетирования, педагогам известно о трудностях, испытываемых леворукими детьми в учебновоспитательном процессе, однако у них отсутствуют необходимые знания и специальная подготовка для оказания таким детям социально-педагогической поддержки и помощи. 57,6 % указывают на собственную некомпетентность в этом вопросе. Получается, что весь накопленный и освещенный в литературе опыт, включая проведенные исследования, недостаточно изучен ими и не представляет особого интереса для их практической деятельности. Слабо проинформированы о леворукости и родители «особых» детей. Например, по результатам нашего исследования, 81,8 % родителей никогда не приобретали литературу о левшах и леворукости и не интересовались данной особенностью своего ребенка, а 12,1 % вообще не знают о существовании такой литературы. Слабая информированность родителей, на наш взгляд, «компенсируется» только желанием ее приобрести, выраженным в 61,3 % ответов, хотя и с некоторой долей сомнения.

Говоря о социально-педагогической адаптации леворуких детей, нельзя не отметить, что в семье и учреждениях образования остается ряд проблем, ко-

торые необходимо решать интегрированно, и прежде всего это обучение письму. Сложность положения левшей в образовательных учреждениях усугубляется тем, что часто при обучении письму им прививали и прививают доминирование правой руки. Раньше это можно было объяснить отсутствием соответствующих методик. Однако на сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М. М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей [2]. Как показало наше исследование, 33,3 % родителей и 15,1 % экспертов не знают об этой методике, а 48,5 и 45,3 % — не знают, но хотели бы узнать о ней. Только 26,4 % педагогов и 6,1 % родителей используют ее на практике специальную методику обучения письму леворуких детей, 13,2 и 12,1 % — знают о ней, но не применяют. Учителя не учитывают своеобразие познавательной деятельности таких детей, закономерности их развития, автоматически переносят на левшей требования, ориентированные на правшей (постановка руки при письме, безотрывное письмо, левостороннее освещение). К тому же технологии обучения, основывающиеся на скорости чтения и скорости переработки информации, не соответствуют функциональным возможностям леворуких детей, провоцируя школьную дезадаптацию.

Следует признать, что социально-педагогическая адаптация леворуких детей имеет значительную специфику, определяемую как психобиологическими особенностями ребенка, так и социокультурными барьерами системы образования и современного общества в целом, и находится на стыке взаимодействия внешних педагогических условий и внутреннего мира, установок, отношений самого ребенка и взрослых (родителей, учителей) к этой особенности.

На основе полученных в ходе проведенного нами исследования данных проблемы социально-педагогической адаптации леворуких детей в образователь-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ных учреждениях и семье можно обобщить в три группы: психологические (нервно-психические отклонения, школьные страхи, чувство дискомфорта, стеснение, конфликты); педагогические (проблемы при формировании навыков письма, зеркальное написание букв, цифр, графических элементов, нарушения почерка и тремор, очень медленный темп письма, плохая связность письма, проблемы при формировании навыков чтения); социальные (негативное и невнимательное отношение сотрудников образовательных учреждений и общества в целом к таким детям, декстрастресс).

Решение указанных проблем возможно при создании ряда педагогических условий, к которым относятся развитие внутреннего позитивного потенциала леворукого ребенка и творческих способностей; реализация гуманного, индивидуального, дифференцированного подходов в воспитании и обучении детей-левшей; осведомленность воспитателей, классных руководителей, учителей, школьных психологов и социальных педагогов, родителей об особенностях этих детей.

Цели социально-педагогической адаптации леворуких детей должны быть всегда индивидуализированы, гибки, динамичны, ориентированы на раннюю социализацию леворукого ребенка и его интеграцию в общество, своевременное исправление имеющихся нарушений, психическое и физическое развитие, формирование ведущих видов деятельности, достижение максимального самовыражения и независимости от посторонней помощи, реализацию творческих способностей, которыми потенциально обладают многие дети-левши.

Стихийный процесс адаптации леворуких учащихся нуждается в целенаправленной социально-педагогической поддержке, которая заключается в следующем:

— профилактике и преодолении трудностей, возникающих у леворуких детей в процессе учебной деятельности и общения;

— смягчении отрицательных проявлений стереотипов, эмоционального не-

благополучия посредством осознания их остальными детьми как меньшинства, которое можно дразнить;

— создании атмосферы терпимости друг к другу, развитии чувства собственного достоинства, стремления к сотрудничеству с другими детьми, осознания того, как важно подружиться и остаться друзьями, не стесняясь своей леворукости. Левша не может продуктивно развиваться без специально созданной адаптивной среды в институтах семьи и образования, а критерием успешной социально-педагогической адаптации является способность школы обеспечить леворукому ребенку личностное развитие и интеграцию в общество.

Подходя к проблеме социально-педагогической адаптации леворуких детей с учетом ведущих принципов современной парадигмы образования — гуманизации и гуманитаризации, мы считаем, что современные образовательные учреждения должны быть адаптивными, т. е. стремиться, с одной стороны, максимально адаптироваться к таким детям с их индивидуальными особенностями, а с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Из изложенного очевидна необходимость такой интеграции обучения и воспитания, условий их быта и труда, чтобы она способствовала гармоничному развитию, высоким социальным достижениям не только правшей, но и левшей. Однако вследствие недостатка у родителей знаний, касающихся особенностей леворуких детей, низкой активности школьных работников по привлечению родителей к участию в школьной жизни, а также в силу слабой инициативности самих родителей сотрудничество семьи и школы, направленное на реализацию технологии целенаправленной педагогической поддержки процесса адаптации таких детей, представляется весьма затруднительным. Интеграция семейной и образовательной среды должна рассматриваться как важнейшее условие успешной социально-педагогической адаптации леворуких детей и основная задача современных образовательных учрежде-

№ 3, 2011

ний. Успешность социально-педагогической адаптации леворуких детей в образовательных учреждениях и семье во многом зависит от того, насколько интегрированы в единый адаптационный процесс родители и учителя.

Таким образом, социально-педагогическая адаптация — процесс чрезвычайно значимый для дальнейшего развития леворукого ребенка, а в условиях интеграции образования — это результат реального взаимодействия воспита-

телеи, учителеи-предметников, классных руководителей, школьных психологов и родителей.

список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айрапетянц, В. А. Леворукий ребенок/

B. А. Айрапетянц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003. — № 3. —

C. 51—57.

2. Безруких, М. М. Если ваш ребенок левша / М. М. Безруких, М. Г. Князева. — Тула : Аркто-ус, 1996. — 80 с.

Поступила 03.05.11.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ПЕДАГОГАМИ

Ю. Н. Дмитриева (Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования)

Приводятся результаты исследования по выявлению особенностей протекания возрастного кризиса у людей, занимающихся педагогической деятельностью. Анализ эмоционального выгорания педагогов осуществляется в контексте переживания возрастного кризиса.

Ключевыге слова: возрастной кризис; эмоциональное выгорание; смысложизненные ориентации; профессиональное развитие.

На протяжении последних нескольких лет увеличилось число обращений к психологам по проблемам неудовлетворенности жизнью, негативно окрашивающей все ее сферы, со стороны педагогов. Их повседневная жизнь сопровождается такими универсальными чувствами, как тревога, беспомощность, печаль, гнев, противоречивостью чувств и переживаний. Такие переживания «тупика» и «трудности бытия» характеризуются в психологии как кризис [3].

По отношению к взрослому человеку возрастные кризисы рассматриваются в психологических исследованиях полного жизненного цикла [1]. Считаем необходимым подчеркнуть, что количество данных исследований незначительно. Нет единых подходов к выделению кризисов взрослости. Наиболее часто случаи трудно протекающих кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики. Практика же психологической по-

мощи остро нуждается в исследованиях особенностей возрастных кризисов взрослых людей.

Большинство исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом развития, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия [8]. Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова относят возрастные кризисы к категории личностных и рассматривают их с позиции единства проявлений кризиса операциональной стороны жизнедеятельности, кризиса мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности и кризиса смысловой стороны жизнедеятельности [2]. Главной особенностью прохождения возрастного кризиса взрослого следует признать то, что человек только сам может пережить его, изменяя свою жизнь. Но этим процессом можно в какой-то степени управлять: организовывать, направлять, обеспечивать условия роста и самосовершенство-© Дмитриева Ю. Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.