Вестник ПСТГУ. Антипов Илья Владимирович,
Серия V: Вопросы истории и теории канд. искусствоведения,
христианского искусства доцент кафедры истории русского искусства
2017. Вып. 26. С. 9—23 Санкт-Петербургского государственного университета
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 1—9 [email protected]
Лестницы
В АРХИТЕКТУРЕ ДОМОНГОЛЬСКОГО НОВГОРОДА* И. В. Антипов
В статье выделены основные типы лестниц, ведущих на хоры новгородских церквей домонгольского времени: 1) винтовая лестница в башне, примыкавшей к боковому фасаду храма или встроенной в западную галерею; 2) винтовая лестница, встроенная в угловой компартимент церкви; 3) лестница в западной стене; 4) деревянная приставная или постоянная лестница. Хронологические диапазоны использования типов лестниц в новгородском зодчестве в целом совпадают с хронологией изменения типов лестниц в древнерусской архитектуре домонгольского времени. В качестве основной особенности может быть выделено строительство лестничных башен в некоторых храмах 2-й пол. XII в. В тексте подробно рассмотрены основные параметры лестниц: ширина, высота ступеней, тип перекрытия, а также вопросы их освещения.
Изучая историю средневекового зодчества, искусствовед обязан все время учитывать конструктивную основу архитектуры, понимать, что некоторые формы, появление которых порой воспринимается как акт художественной воли зодчего, могут быть связаны с особенностями технико-технологического характера.
Значимым конструктивным элементом церковных построек домонгольского времени были лестницы, соединявшие основной объем здания с хорами — обязательной принадлежностью храмов сер. XI — 1-й пол. XIII в. Лестница — казалось бы, малозаметная в архитектурном отношении форма, незначительно влияющая на создание художественного облика храма. Тем не менее в целом ряде памятников архитектуры домонгольского времени необходимость устройства лестницы на хоры приводит зодчих к созданию дополнительных объемов — лестничных башен; лестницы необходимо освещать — башни завершают световыми барабанами с куполами, поэтому значение лестниц не исчерпывается только функциональной стороной дела. Наличие лестницы становится важным формообразующим фактором, привносящим определенное своеобразие в архитектуру домонгольского Новгорода.
Специальных работ, посвященных лестницам новгородских домонгольских храмов, не существует, однако типология лестниц в новгородской архитектуре
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ ОГОН в рамках научного проекта № 15-04-00251 «Архитектура Великого Новгорода Х!—ХУ вв.: строительные материалы и конструкции».
этого времени охарактеризована в нескольких книгах и статьях1. Цель данной статьи — на основании опубликованных материалов, данных реставрационных и археологических отчетов, натурных наблюдений выявить основные типы лестниц, встречающиеся в новгородской архитектуре домонгольского времени, обозначить их основные параметры.
Степень сохранности лестниц новгородских построек неоднородна. Так, достаточно хорошо сохранились лестницы целого ряда памятников архитектуры сер. XI — 3-й четв. XII в., в то же время исследования построек 1-й пол. XIII в. не дают отчетливых данных о способах устройства лестниц, за исключением церкви Св. Параскевы Пятницы (1207).
В новгородской архитектуре домонгольского времени существовало несколько типов лестниц, ведущих на хоры: 1) винтовая лестница в башне, примыкавшей к боковому фасаду храма или встроенной в западную галерею; 2) винтовая лестница, встроенная в угловой компартимент церкви; 3) лестница в западной стене; 4) деревянная приставная или постоянная лестница. Хронологические диапазоны использования типов лестниц в новгородском зодчестве в целом совпадают с хронологией изменения типов лестниц в древнерусской архитектуре домонгольского времени2, в качестве основной особенности может быть выделено строительство лестничных башен в некоторых храмах 2-й пол. XII в.3
В Софийском соборе (1045—1050), церкви Благовещения на Городище (1103), соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117—1119) и Георгиевском соборе Юрьева монастыря (1119) на хоры попадали с помощью винтовой лестницы, встроенной в западную галерею (Софийский собор) или находящейся в башне, примыкавшей к северо-западному углу храма (остальные постройки — ил. 1)4. Внутреннее пространство башен цилиндрической формы с центральным круглым столбом. Подобный тип лестницы находит отчетливые аналогии в южнорусском строительстве XI — 1-й пол. XII в. (Софийские соборы в Киеве и
1 См.: Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X—XIII вв.). СПб., 1994. С. 86—88; Новоселов Н. В. От Благовещения до Благовещения: Строительное производство Новгородской земли в период сложения местной архитектурной школы. СПб., 2002. С. 67—71; Седов Вл. В. Новый тип хор в древнерусской архитектуре XII в. // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. М., 2005. С. 69—74.
2 См.: Раппопорт. Строительное производство Древней Руси... С. 86—88.
3 На территории Древней Руси, помимо новгородских памятников, известны только два храма кон. XII в. с лестничными башнями — церковь Василия в Овруче и недостроенная церковь в Волковыске (см.: Раппопорт. Строительное производство Древней Руси. С. 87).
4 См.: Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 37; Каргер М. К. Памятники древнерусского зодчества: Новые архитектурно-археологические открытия в Новгороде // Вестник АН СССР. 1970. № 9. С. 79—85; Седов Вл. В. Архитектурно-археологические исследования церкви Благовещения на Городище близ Новгорода в 2000 и 2012 годах // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 28: Великий Новгород, 2014. С. 85; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г. // Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII в. СПб., 2004. С. 555; Он же. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С. 22; Он же. Роспись северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 365.
Ил. 1. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 г. Поперечный разрез нартекса (вид на запад). Чертеж В. А. Дружинина. Архив ННРУ
Полоцке, Спасский собор в Чернигове и др.)5. Долгое время считалось, что наличие в здании лестницы подобного типа является своего рода хронологическим индикатором, позволяющим датировать постройку в пределах первых десятилетий XII в.6 Анахронизмом казалась винтовая лестница в башне, примыкавшей к юго-западному углу церкви Бориса и Глеба в Детинце (1167—1173)7. Обнаружение в последние десятилетия лестничных башен у двух храмов кон. XII в. — церкви св. Федора Стратилата на Щиркове (датируется кон. XII в. на основании анализа строительных материалов) и Спасо-Преображенского собора в Старой Руссе (1198) — позволяет говорить о возможности использования лестниц разных типов на протяжении всего XII в. (ил. 2)8. Тем не менее изучение памятников
5 См.: Раппопорт. Строительное производство Древней Руси... С. 86.
6 См.: Там же. С. 87.
7 См.: Раппопорт П. А. Русская архитектура XI—XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982. С. 67; Секретарь Л. А. К истории изучения церкви Андрея Стратилата в Новгородском детинце // Архитектура и археология Древней Руси (Труды ГЭ XIУI). СПб., 2009. С. 281—282; Коваленко О. Н., Маркова Л. Г. Церковь Андрея Стратилата в Новгородском кремле: Проектные исследования и реставрация // Архитектура и археология Древней Руси (Труды ГЭ XIУI). СПб., 2009. С. 286-288; ОПИ НГОМЗ. Р-12. Оп. 2. Ед. хр. 94.
8 См.: Булкин Вал. А., Турова Е. А. Церковь Федора Стратилата на Софийской стороне в Новгороде: Архитектурно-археологические исследования 1988-1991 гг. // Памятники старины: Концепции. Открытия. Версии. Т. I. СПб.; Псков. С. 119-120; Попов В. А. Архитектурно-
Ил. 2. Спасо-Преображенский собор в Старой Руссе. 1198г. План. Реконструкция В. А. Попова
середины — 2-й пол. XII в. показывает, что винтовые лестницы в специальной башне были для этой эпохи скорее исключением, возможно, появление их в том или ином памятнике связано с сознательной ориентацией строителей или заказчиков на какой-то конкретный храм-образец нач. XII в. Винтовые лестницы состояли из нескольких маршей, между которыми находились площадки (Софийский собор, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря).
Во 2-й пол. XII или 1-й трети XIII в. новгородские зодчие устроили винтовую лестницу в юго-западном углу Никольского собора9. Считается, что первоначально на хоры Никольского собора попадали через дверь в южной стене, которая, вероятно, вела на переход в княжеский дворец. В последние годы были высказаны обоснованные сомнения в трактовке данного проема как дверного (согласно одной из версий, это проем для подвески колоколов10). Проблема поиска первоначального способа подъема на хоры, таким образом, пока остается. Конфигурация встроенной винтовой лестницы Никольского собора существенно отличалась, однако от решения лестниц храмов первых десятилетий XII в.: при близких размерах памятников диаметр лестничной клетки в Никольском соборе был всего ок. 220 см, а диаметр опорного столба — около 80 см (для сравнения, в храмах первых десятилетий XII в. эти параметры составляли 400—470 и 115—160 см, соответственно). Небольшой диаметр лестницы предполагал меньшие размеры ступеней и большую крутизну маршей. Исследователи предполагали, что такая же лестница существовала и в храме св. Иоанна Предтечи на Опоках 1127—1130 гг.11, однако, на наш взгляд, встраивание лестницы в угловой компартимент Никольского собора было уникальным случаем в истории новгородского зодчества, появление этой лестницы связано с необходимостью приспособления здания к новым условиям.
Наиболее распространенным приемом в новгородском зодчестве 2-й четв. XII — 1-й пол. XIII в. становится устройство одномаршевой лестницы в западной стене. Подобный тип лестницы не является исключительно новгородским, он известен и в Приднепровье (например, церкви Успения на Подоле в Киеве, Борисоглебская в Чернигове, свв. Петра и Павла в Смоленске и др.)12. Наиболее ранняя лестница подобного типа среди памятников новгородского зодчества находится, по-видимому, в Иоанновском соборе в Пскове. Вход на лестницу располагается здесь в северной части западной стены, одномаршевая лестница вы-
археологические исследования Спасо-Преображенского собора в Старой Руссе // НИС. Вып. 8 (18). СПб., 2000. С. 184; Ядрышников В. А. Церковь Спаса в Старой Руссе — современница Нередицкого храма // НИС. Вып. 8 (18). СПб., 2000. С. 161. Рис. 1.
9 См.: КаргерМ. К. Указ. соч. С. 85; Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Каталог / М. И. Мильчик, ред.-сост. СПб., 2008. С. 194; Сакса Л. А. Церковь Петра и Павла на Сильнище и новгородское зодчество конца XII века: Предварительные итоги исследования // Архитектурное наследство. Вып. 56. М., 2012. С. 56.
10 См.: Сакса. Указ. соч. С. 56.
11 См.: Пескова А. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. М. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы // СА. 1982. № 3. С. 39.
12 См.: Раппопорт. Строительное производство Древней Руси. С. 87; Седов. Новый тип хор. С. 71.
ходит на центральную площадку хор13. В последующих памятниках вход на лестницу неизменно устраивали в южной части западной стены, в ладожских храмах и церкви Благовещения на Мячине лестница выходила в северную палатку на хорах, а в церквах свв. Петра и Павла на Сильнище и Спаса на Нередице (ил. 3) выход с лестницы находится на центральной площадке хор. Подобное устройство выхода на хоры было более удобным — обе угловые палатки становились закрытыми, непроходными. Достоверно известны 9 памятников новгородской архитектуры с лестницами в западной стене, еще в 9 храмах, скорее всего, также
Ил. 3. Церковь Спаса на Нередице. Разрез по западному поперечному нефу (вид на запад), с показом проекции лестницы. Чертеж П. П. Покрышкина
13 См.: Михайлов С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Краткие сообщения Института археологии. № 172: Археология и архитектура. М., 1982. С. 77; Он же. Первоначальное убранство интерьера собора Иоанновского монастыря во Пскове // Древнерусское искусство: Художественная культура X — первой половины XIII в. М., 1988. С. 99.
были лестницы подобного типа. Основанием для этого предположения являются габариты западной стены — она значительно толще остальных стен, что объясняется устройством в ней лестницы.
Расположение внутристенных лестниц действительно во многом определяло толщину западной стены (в некоторых зданиях западная стена утоньшается выше уровня пола хор), а также высоту хор и систему расположения оконных проемов. Наличие западного портала также влияло на конструкцию лестницы. Так, например, в церкви св. Георгия в Ладоге (ил. 4) строители вынуждены были изменять уклон лестничного марша на разных уровнях, для того чтобы обойти сверху входной дверной проем в западной стене14. Расположение лестницы в Георгиевской церкви было связано и с каркасной системой здания — западная плеть нижнего пояса связей выходит на восточную стенку лестницы в ее центральной части, а связь верхнего пояса — на западную стенку верхней площадки15.
Ил. 4. Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге. Аксонометрический разрез. Чертеж С. В. Лалазарова
14 См.: Лалазаров С. В. Архитектура церкви св. Георгия // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески. М., 2002. С. 103.
15 См.: Там же.
Совершенно особый вариант внутристенной лестницы существует в церкви св. Параскевы Пятницы — она трехмаршевая, с двумя промежуточными площадками (ил. 5, 6)16. Соответственно, лестница располагается в северной и западной стенах основного объема здания, а также в стенах северного и западного притворов. В этом памятнике внутристенная лестница в уровне хор сочетается с узкими проходами в стенах, через которые проходили в камеры, находившиеся в верхнем ярусе притворов.
Ширина внутристенных лестниц во многом зависела от размеров самой церкви. Так, в очень небольшом Георгиевском храме в Ладоге ширина лестницы составила всего 50—60 см, по такой лестнице с трудом может подняться человек; примерно такую же ширину имела и лестница в ладожской церкви на берегу
Волхова. В других храмах ширина лестницы составляла 65—80 см.
В памятниках домонгольского времени нет сохранившихся деревянных лестниц для попадания на хоры, однако в ряде случаев у нас есть все основания предполагать их наличие. Так, в соборе Мирожского монастыря, очевидно, существовала приставная лестница, располагавшаяся в центральном нефе17; постоянная деревянная лестница на хоры, видимо, была устроена в церкви Рождества Богородицы на Перыне18.
Важно отметить, что у винтовых лестниц была еще одна функция, помимо подъема на хоры, — лестницы выводили и на кровлю церковных построек (выход на кровлю находился на верхней площадке лестниц). В середине — 2-й пол. XIII в., видимо, зодчие стали устраивать для этой цели дополнительные деревян-
16 См.: Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: К 1100-летию города: Сб. статей. М., 1964. С. 204, 208; Архив ННРУ. Р-537. Штендер Г. М. Научный отчет об исследовании и реставрационно-консервационных работах по памятнику архитектуры ц. Параскевы Пятницы в Новгороде 1954-1964. Новгород, 1965. Л. 97-102.
17 См.: Никитин В., Голубева И. Единственный на Руси: История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть первая: XII век // Псковская губерния. № 33 (454). 02-08 сентября 2009 г. (URL: http://gubernia.pskovregion.org/ number_454/07.php).
18 См.: ГАНО. Р-4137. Оп. 1. Д. 198. Красноречьев Л. Е. Ц. Рождества Богородицы в Перыни под Новгородом. XIII в. Отчет по исследованию и реставрации памятника (работы 1962-1965 гг.). Новгород, 1965. Л. 50.
Ил. 5. Церковь Параскевы Пятницы. 1207 г.
План в уровне входов (первого этажа притворов). Реконструкция Г. М. Штендера
Ил. 6. Церковь Параскевы Пятницы. Лестница в северо-западном углу храма. Разрез. Чертеж Н.Н. Кулепетовой (Кузьминой). Архив ННРУ
ные лестницы. Например, Иоанновский собор в Пскове и церковь свв. Петра и Павла на Сильнище имеют проем в верхней части западной стены северозападной палатки на хорах, через который можно было попасть на кровлю (подобный проем, очевидно, был и в церкви Спаса на Нередице19). Подъем к этому «лазу» осуществлялся, видимо, по деревянной лестнице. В этой связи особо надо отметить, что в отношении Никольского собора вопрос о том, как попадали на кровлю, также остается нерешенным.
Пространство в верхней части лестничных башен часто имело и богослужебную функцию — в Георгиевском соборе Юрьева монастыря и в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в башнях находились придельные храмы20. При этом наличие многочисленных голосников в барабане и широких проемов в стенах башни собора Рождества Богородицы Антониева монастыря позволило ряду исследователей выдвинуть версию об использовании уже в домонгольское время башни в качестве колокольни21. По предположению В. Д. Сарабьянова, в купольной части лестничной башни новгородского Софийского собора находилась ризница или хранилище ценностей22.
Перекрытие лестниц меняется в течение XI — 1-й пол. XIII в. Винтовые лестницы перекрывались ступенчатыми (ползучими) сводами. Сечение их могло быть цилиндрическим (Софийский собор), близким к стрельчатому (Георгиевский собор Юрьева монастыря), близким к треугольному (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря)23. Лестницы в толще западной стены в постройках 2-й четв. — сер. XII в. перекрывались плоскими перемычками, зеркально отражавшими ступени (Иоанновский собор в Пскове, Георгиевская и Успенская церкви в Ладоге), а в храмах кон. XII — нач. XIII в. — ползучими сводами с наклонной или горизонтальной шелыгой (церкви свв. Петра и Павла на Сильнище, Спаса на Нередице, Св. Параскевы Пятницы).
Важным вопросом было освещение лестниц. Винтовая лестница Софийского собора освещалась тремя окнами в западной стене, лестницы в башнях собора Рождества Богородицы Антониева монастыря и Георгиевского собора Юрьева монастыря — с помощью соответственно четырех и шести окон в стенах. Лестница, встроенная в северо-западный угол нартекса Никольского собора, освещалась с помощью окон, располагавшихся в южной и западной стенах. Для освещения внутристенных лестниц использовали 1—2 небольших окна в западной стене, в некоторых памятниках свет попадал на лестницу и из окна, располагавшегося на северной стене северо-западной палатки на хорах. В церкви Параскевы Пятницы три лестничных марша освещаются с помощью пяти не-
19 См.: Михайлов. Первоначальное убранство интерьера собора Иоанновского монастыря... С. 97; Сакса. Указ. соч. С. 47-48.
20 См.: СарабьяновВ. Д. Помещения второго этажа в древнерусских церквах, их функция и иконография // В созвездии Льва: Сб. статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М., 2014. С. 407-417.
21 См.: Наблюдения Г. М. Штендера. См., например: Сарабьянов. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря. С. 22; Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 254 и др.
22 См.: Сарабьянов. Помещения второго этажа. С. 407.
23 См.: Раппопорт. Строительное производство Древней Руси. С. 88.
больших окон, одно из которых находится в угловой северо-западной лопатке. Нижняя площадка внутристенных лестниц освещалась из интерьера через дверной проем. В целом пространство лестницы в храмах 2-й четв. XII — нач. XIII в. приобрело сугубо функциональный характер, принципиально отличаясь этим от пространства лестничных башен храмов первых десятилетий XII в.
В стенах лестничных башен находились ниши, некоторые из них, возможно, имели функцию молельных (в башне Георгиевского собора Юрьева монастыря), а одна из ниш в башне собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, очевидно, была местом монашеского подвига прп. Антония Римлянина24.
Высота ступеней была предопределена двумя факторами — необходимостью сделать лестницу удобной для использования, а также заданными архитектурной концепцией уклоном и высотой лестничного марша. В более пологих широких винтовых лестницах высота ступени обычно составляет около 20 см, в крутых внутристенных лестницах, которые надо было как-то вместить в отведенное по высоте пространство, высота ступеней обычно 25—30 см, но может составлять и 35 см. Тесаные известняковые плиты (проступи), покрывавшие ступени лестниц, основаны на подступенках, выложенных из плиты или плинфы25.
Количество ступеней обусловлено высотой храма и его хор, а также крутизной уклона лестницы, и может колебаться от 12—13 (Иоанновский собор во Пскове и церковь Спаса на Нередице, где хоры расположены очень низко) почти до 90 (Георгиевский собор Юрьева монастыря). К сожалению, в храмах с лестничными башнями, как правило, по ряду причин нет возможности определить точное число ступеней: ступени продолжаются ниже современного уровня пола; кладка лестницы очень сильно перестроена и т. п.
Совершенно особый тип представляли собой лестницы в надвратных храмах. В этих церквах не было хор, с помощью внутристенной лестницы, находившейся в одном из воротных пилонов, попадали из нижнего яруса (ворот) в собственно храмовое пространство. Всего в Новгороде в домонгольское время были построены 4 (5?) каменных надвратных церквей, из них изучена пока только одна — Богоявленская церковь Благовещенского монастыря на Мячине. В кладке XV в. здесь сохранилась входная ниша лестницы, располагавшейся в западном пилоне ворот. Видимо, и домонгольская лестница также находилась в этом пилоне26. Наиболее близким по времени аналогом может послужить сохранившаяся лестница в южном пилоне Золотых ворот во Владимире (ок. 1158—1164)27.
В новгородской архитектуре кон. XIII — XV в. из четырех типов лестниц, встречавшихся в домонгольских храмах, оказываются востребованными только два — лестницы в западной стене и деревянные лестницы в одном из угловых западных компартиментов. Так, в первых постройках, появившихся после
24 См.: Сарабьянов. Помещения второго этажа. С. 411—413, 417.
25 См.: Лалазаров. Архитектура церкви св. Георгия. С. 103; Архив ННРУ. Р-537. Штен-дер Г. М. Научный отчет об исследовании и реставрационно-консервационных работах по памятнику архитектуры ц. Параскевы Пятницы в Новгороде 1954—1964. Новгород, 1965. Л. 99.
26 См.: Седов В. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина Н. А., Пежемский Д. В. Археологические раскопки Благовещенского монастыря близ Новгорода в 2006 г. // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 21: Великий Новгород, 2007. С. 58—59.
27 См.: Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1. М., 1961. С. 140.
возобновления строительства в Новгородской земле в кон. XIII — нач. XIV в., встречаются как лестницы в западной стене (церкви св. Феодора Стратилата на Щиркове, Михаила Архангела на Михайловой ул.), так и открытые деревянные лестницы (церкви св. Николы на Липне, св. Николы Белого). Кроме того, в сер. XIV в. появляется и совершенно новый способ подъема на хоры — по каменной лестнице, располагавшейся вдоль западной части северной стены (церкви св. Феодора Стратилата, Рождества Богородицы на Михалице, св. Иоанна Богослова на Витке и др.).
Ключевые слова: древнерусская архитектура, домонгольская Русь, лестницы, строительные конструкции, Новгород Великий, технологии строительства.
Список сокращений
Архив ННРУ — Архив Новгородского научно-реставрационного управления
ГАНО — Государственный архив Новгородской области
ГЭ — Государственный Эрмитаж
НИС — Новгородский исторический сборник
ОПИ НГОМЗ — Отдел письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника СА — Советская археология
Список литературы
Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области: Каталог /
М. И. Мильчик, ред.-сост. СПб., 2008. Булкин Вал. А., Турова Е. А. Церковь Федора Стратилата на Софийской стороне в Новгороде. Архитектурно-археологические исследования 1988-1991 гг. // Памятники старины: Концепции. Открытия. Версии. Т. I. СПб.; Псков. С. 118-120. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1. М., 1961.
Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: К 1100-летию города: Сб. статей. М., 1964.
КаргерМ. К. Памятники древнерусского зодчества: Новые архитектурно-археологические
открытия в Новгороде // Вестник АН СССР. 1970. № 9: С. 79-85. Коваленко О. Н., Маркова Л. Г. Церковь Андрея Стратилата в Новгородском кремле: Проектные исследования и реставрация // Архитектура и археология Древней Руси (Труды ГЭ XLVI). СПб., 2009. С. 286-300. Лалазаров С. В. Архитектура церкви св. Георгия // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге:
История, архитектура, фрески. М., 2002. С. 69-124. Михайлов С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // Краткие сообщения
Института археологии. № 172: Археология и архитектура. М., 1982. С. 74-79. Михайлов С. П. Первоначальное убранство интерьера собора Иоанновского монастыря во Пскове // Древнерусское искусство: Художественная культура X — первой половины XIII в. М., 1988. С. 95-100. Никитин В., Голубева И. Единственный на Руси: История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть первая: XII век // Псковская губерния. № 33 (454). 02-08 сентября 2009 г. URL: http://gubernia. pskovregion.org/number_454/07.php.
Новоселов Н. В. От Благовещения до Благовещения: Строительное производство Новгородской земли в период сложения местной архитектурной школы. СПб., 2002.
Пескова А. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. М. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы // СА. 1982. № 3. С. 35-46.
Попов В. А. Архитектурно-археологические исследования Спасо-Преображенского собора в Старой Руссе // НИС. Вып. 8 (18). СПб., 2000. С. 182-184.
Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X—XIII вв.). СПб., 1994.
Раппопорт П. А. Русская архитектура XI—XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982.
Сакса Л. А. Церковь Петра и Павла на Сильнище и новгородское зодчество конца XII века: Предварительные итоги исследования // Архитектурное наследство. Вып. 56. М., 2012. С. 56.
Сарабьянов В. Д. Помещения второго этажа в древнерусских церквах, их функция и иконография // В созвездии Льва: Сб. статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М., 2014. С. 407—417.
Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г. // Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII в. СПб., 2004. С. 531—789.
Сарабьянов В. Д. Роспись северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 365—398.
Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002.
Седов Вл. В. Архитектурно-археологические исследования церкви Благовещения на Городище близ Новгорода в 2000 и 2012 годах // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 28. Великий Новгород, 2014. С. 77—93.
Седов Вл. В. Новый тип хор в древнерусской архитектуре XII в. // Церковь Спаса на Не-редице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. М., 2005. С. 67—92.
Седов В. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина Н. А., Пежемский Д. В. Археологические раскопки Благовещенского монастыря близ Новгорода в 2006 г. // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 21. Великий Новгород, 2007. С. 53—61.
Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011.
Секретарь Л. А. К истории изучения церкви Андрея Стратилата в Новгородском детинце // Архитектура и археология Древней Руси (Труды ГЭ XLVI). СПб., 2009. С. 277—285.
Штендер Г. М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 30—54.
Ядрышников В. А. Церковь Спаса в Старой Руссе — современница Нередицкого храма // НИС. Вып. 8 (18). СПб., 2000. С. 158—181.
Список архивных материалов
Архив ННРУ. Р-537. Штендер Г. М. Научный отчет об исследовании и реставрационно-консервационных работах по памятнику архитектуры ц. Параскевы Пятницы в Новгороде 1954—1964. Новгород, 1965.
ГАНО. Р-4137. Оп. 1. Д. 198. Красноречьев Л. Е. Ц. Рождества Богородицы в Перыни под Новгородом. XIII в. Отчет по исследованию и реставрации памятника (работы 1962— 1965 гг.). Новгород, 1965.
ОПИ НГОМЗ. Р-12. Оп. 2. Ед. хр. 94. Обмерные чертежи раскопок церкви Бориса и Глеба в Детинце (М. К. Каргер).
St. Tikhon's University Review. Antipov Ilya,
Series V: Problems of History Candidate of Science in Art Criticism, Associated Professor
and Theory of Christian Art. St. Petersburg University
2017. Vol. 26. P. 9-23 7/9 Universitetskaya nab., 199034 St. Petersburg,
Russian Federation [email protected]
Staircases in Novgorod Buildings of the 11th and the First Half of the 13th Centuries
I. Antipov
This article deals with main types of staircases leading to choir galleries (catechumena) of Novgorod churches of pre-Mongol period. These types include: 1) a spiral staircase in the tower, either adjacent to the side facade of the church, or built into the western gallery; 2) spiral staircase built into the corner compartment of the church; 3) inner staircase in the western wall; 4) wooden staircase (attached or permanent). On the whole, the chronological range of these staircases in Novgorod architecture coincides with the chronology of changes in types of staircases in the architecture of pre-Mongol period, the main peculiarity being the construction of stair towers in some churches of the second half of the 12th century.
Inner staircases in western walls are closely connected with the building structure. Their location depends on the size and type of portals, wooden ties inside the walls, the level of catechumena. The paper analyses basic parameters of stairs (width, height of footsteps, type of ceiling), as well as the source of lighting. Using spiral staircases in church towers one can go up to the roof of a church building; access to the roof was on the top of the stairs. In the middle and second half of the 13th century, additional wooden stairs leading out onto the roof through a special door in catechumena were arranged. The space at the top of the stair towers often had a liturgical function, as the chapels were situated there. The staircases turned into a purely supplementary element of the building in the mid — 12th and the first half of the 13th century.
Keywords: Old Russian architecture, Pre-Mongol Rus', staircases, building constructions, Novgorod the Great, construction technology.
References
Bulkin Val. A., Turova E. A., "Tserkov' Fedora Stratilata na Sofiiskoi storone v Novgorode. Arkhitekturno-arkheologicheskie issledo-vaniia 1988-1991 gg.", in: Pamiatniki sta-riny. Kontseptsii. Otkrytiia. Versii, 1, 1997, 118-120.
Gladenko T. V., Krasnorech'ev L. E., Sht-ender G. M., Shuliak L. M. "Arkhitektura Novgoroda v svete poslednikh issledovanii",
in: Novgorod: K 1100-letiiu goroda: Sbornik statei, 1964, 183-263.
Iadryshnikov V. A., "Tserkov' Spasa v Staroi Russe — sovremennitsa Nereditskogo khra-ma", in: Novgorodskii istoricheskii sbornik, issue 8 (18), 2000, 158-181.
Karger M. K., "Pamiatniki drevnerusskogo zodchestva", in: Vestnik AN SSSR, 9, 1970, 79-85.
Kovalenko O. N., Markova L. G., "Tserkov' Andreia Stratilata v Novgorodskom krem-le. Proektnye issledovaniia i restavratsiia", in: Arkhitektura i arkheologiia Drevnei Rusi (Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha XLVI), 2009, 286-300.
Lalazarov S. V., "Arkhitektura tserkvi sv. Georgi-ia", in: Tserkov' sv. Georgiia v Staroi Ladoge: Istoriia, arkhitektura, freski, 2002, 69-124.
Mikhailov S. P., "Issledovanie sobora Ioanna Predtechi v Pskove", in: Kratkie soob-shcheniia Instituta arkheologi, 172, Arkheologiia i arkhitektura, 1982, 74-79.
Mikhailov S. P., "Pervonachal'noe ubranstvo inter'era sobora Ioannovskogo monastyria vo Pskove", in: Drevnerusskoe iskusstvo. Khudozhestvennaia kul'tura X - pervoi poloviny XIII v., 1988, 95-100.
Mil'chik M. I., ed., Arkhitekturnoe nasledie Velikogo Novgoroda i Novgorodskoi oblasti. Katalog, St. Petersburg, 2008.
Nikitin V., Golubeva I., "Edinstvennyi na Rusi. Istoriia sozdaniia, zhizni i restavratsii Spaso-Preobrazhenskogo sobora Mirozhskogo mo-nastyria. Chast' pervaia. XII vek", in: Psk-ovskaia guberniia, 33 (454), 2009, 02-08, sentiabria, available at: URL: http://guber-nia.pskovregion.org/number_454/07.php.
Novoselov N. V., Ot Blagoveshcheniia do Blagoveshcheniia. Stroitel'noe proizvod-stvo Novgorodskoi zemli v period slozheniia mestnoi arkhitekturnoi shkoly, St. Petersburg, 2002.
Peskova A. A., Rappoport P. A., Shtender G. M., "K voprosu o slozhenii novgorod-skoi arkhitekturnoi shkoly", in: Sovetskaia arkheologiia, 3, 1982, 35-46.
Popov V.A., "Arkhitekturno-arkheologicheskie issledovaniia Spaso-Preobrazhenskogo sobora v Staroi Russe", in: Novgorodskii is-toricheskii sbornik, 8 (18), 2000, 182-184.
Rappoport P. A., Stroitel'noe proizvodstvo Drevnei Rusi (X-XIIIvv.), St. Petersburg, 1994.
Rappoport P. A., Russkaia arkhitektura XI-XIII vv. Katalog pamiatnikov, 1982.
Saksa L. A., "Tserkov' Petra i Pavla na Sil'nishche i novgorodskoe zodchestvo kontsa XII veka: Predvaritel'nye itogi issle-dovaniia" , in: Arkhitekturnoe nasledstvo, 56, 2012, 56.
Sarab'ianov V. D., "Pomeshcheniia vtorogo etazha v drevnerusskikh tserkvakh, ikh funk-tsiia i ikonografiia", in: V sozvezdii L'va. Sbornik statei po drevnerusskomu iskusstvu v chest' L'va Isaakovicha Lifshitsa, Moscow, 2014, 407-417.
Sarab'ianov V. D., "Sobor Rozhdestva Bogo-materi Antonieva monastyria 1125 g.", in: Lifshits L. I., Sarab'ianov V. D., Tsarevskaia T. Iu., Monumental'naia zhivopis' Velikogo Novgoroda. Konets XI - pervaia chetvert' XII v., St. Petersburg, 2004, 531-789.
Sarab'ianov V. D., "Rospis' severo-zapadnoi bashni Georgievskogo sobora Iur'eva monastyria", in: Drevnerusskoe iskusstvo. Rus' i strany vizantiiskogo mira. XII vek, St. Petersburg, 2002, 365-398.
Sarab'ianov V. D., Sobor Rozhdestva Bogo-materi Antonieva monastyria v Novgorode, Moscow, 2002.
Sedov Vl. V., "Arkhitekturno-arkheolo-gicheskie issledovaniia tserkvi Blagovesh-cheniia na Gorodishche bliz Novgoroda v 2000 i 2012 godakh", in: Novgorod i Novgorodskaia zemlia. Istoriia i arkheolo-giia, 28, 2014, 77-93.
Sedov Vl. V., "Novyi tip khor v drevnerusskoi arkhitekture XII v.", in: Tserkov' Spasa na Nereditse: ot Vizantii k Rusi. K 800-letiiu pamiatnika, Moscow, 2005, 67-92.
Sedov V. V., Vdovichenko M. V., Merzliu-tina N. A., Pezhemskii D. V., "Arkheo-logicheskie raskopki Blagoveshchenskogo monastyria bliz Novgoroda v 2006 g.", in: Novgorod i Novgorodskaia zemlia. Istoriia i arkheologiia, 21, 2007, 53-61.
Sekretar' L. A., Monastyri Velikogo Novgoroda i okrestnostei, Moscow, 2011.
Sekretar' L. A., "K istorii izucheniia tserkvi An-dreia Stratilata v Novgorodskom detintse", in: Arkhitektura i arkheologiia Drevnei Rusi (Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha XLVI), St. Petersburg, 2009, 277-285.
Shtender G. M., "Pervichnyi zamysel i posle-duiushchie izmeneniia galerei i lestnichnoi bashni Novgorodskoi Sofii", in: Drevnerusskoe iskusstvo: Problemy i atributsii, Moscow, 1977, 30-54.
Voronin N. N., Zodchestvo Severo-Vostoch-noi Rusi, Moscow, 1961, 1.