Вестник ПСТГУ.
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.
Антипов Илья Владимирович, канд. искусствоведения, доцент кафедры истории русского искусства Санкт-Петербургского гос. университета Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5 [email protected]
2018. Вып. 29. С. 9-26
ORCID: 0000-0002-0907-305X
Лестницы в новгородской архитектуре конца ХШ-ХУ в.*
И. В. Антипов
Статья посвящена типологии и устройству лестниц, по которым поднимались на хоры новгородских храмов кон. ХШ-ХУ в. Выделены три типа конструкций: 1) одномаршевая лестница в толще западной стены; 2) каменная лестница, располагавшаяся вдоль западной части северной стены; 3) деревянная лестница в одном из западных угловых компартиментов. Для кон. XIII — 1-й пол. XIV в. характерны внутристенные лестницы, а также деревянные лестницы, находящиеся в одном из западных углов церковной постройки. Далее с 1360-х гг. и вплоть до 1430-х гг. в основном возводятся каменные лестницы, располагавшиеся вдоль западной части северной стены, изредка встречаются деревянные лестницы или лестницы в толще западной стены. С 1430-х гг. лестницы появляются только в храмах «на старой основе», они, как правило, внутристенные (только в церкви Воскресения на Мячине 1463 г. есть каменная лестница в северо-западной части подцерковья). Помимо конструкций церковных зданий в тексте рассматриваются лестницы в гражданских постройках («палате Василия Калики» (1350) и Владычной палате (1433)).
Подробно изучены основные параметры лестниц (ширина, высота ступеней, тип перекрытия), а также вопросы их освещения, проведен сопоставительный анализ с конструкциями памятников домонгольского времени. Особо исследован вопрос о типах внешних лестниц, устраивавшихся в XV в. в храмах на под-церковье: у ряда двухэтажных построек XV в. не было притворов, вместо этого устраивались лестницы с одной или двух сторон. В то же время во многих храмах были западные притворы и лестницы у боковых фасадов. О формах этих лестниц можно говорить только предположительно, так как они нигде не сохранились, пока не найдено и следов их оснований.
Рассмотрение построек других строительных центров Древней Руси кон. XIII-XV в. показало, что полных аналогов новгородским лестницам в древнерусской архитектуре этого времени не существует.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ ОГОН в рамках научного проекта № 15-04-00251 «Архитектура Великого Новгорода XI—XV вв.: Строительные материалы и конструкции».
В структуре интерьера новгородских храмов еще с домонгольского времени важное значение приобретают лестницы, ведущие на хоры. В архитектуре Новгорода XI — 1-й пол. XIII в. использовались несколько типов лестниц: 1) винтовая лестница в башне, примыкавшей к боковому фасаду храма или встроенной в западную галерею; 2) винтовая лестница, встроенная в угловой компартимент церкви; 3) лестница в западной стене; 4) деревянная приставная или постоянная лестница1.
Большинство новгородских храмов кон. XIII — 1-й трети XV в. также имели хоры (полати). Исключением были, вероятно, только надвратные церкви. С 1430-х гг., когда в зодчестве Новгорода распространяются храмы с подцер-ковьем, полати в основном исчезают, так как для них уже не остается места в пространстве храма. Хоры сохраняются только в церквах, выстроенных в 1450— 1460-е гг. на «старой основе»2. Во всех храмах с хорами существовали лестницы, с помощью которых попадали в угловые палатки. В 1450—1460-е гг. в храмах «на старой основе», помимо этого, строятся лестницы, соединяющие подцерковье и церковный этаж. О лестницах новгородских храмов конца XIII—XV в. можно найти краткие сведения в нескольких работах3, а также в публикациях, посвященных отдельным памятникам4.
Полностью лестницы сохранились только в достаточно небольшом числе построек, в ряде зданий зафиксированы основания или первые ступени, подчас о типах конструкций можно судить только по косвенным признакам (ширина западной стены, отсутствие отпечатков ступеней на стенах и т. п.). Тем не менее у нас есть сведения о памятниках всех основных периодов в истории новгородской архитектуры времени после монгольского нашествия.
В новгородских постройках кон. XIII—XV в. зафиксировано несколько типов лестниц, ведущих на хоры: 1) одномаршевая лестница в толще западной стены; 2) каменная лестница, располагавшаяся вдоль западной части северной стены; 3) деревянная лестница в одном из западных угловых компартиментов. В целом можно выделить определенные периоды, для которых характерно использование того или иного типа лестниц, однако иногда в памятниках, близких по времени, встречаются лестницы разных типов.
Одномаршевые лестницы в толще западной стены были характерны для построек домонгольского Новгорода. В церквах кон. XIII — сер. XIV в. этот тип
1 См.: Антипов И. В. Лестницы в архитектуре домонгольского Новгорода // Вестник ПСТГУ. Сер.^ Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 9—23.
2 Исключение — церковь св. Мины в Старой Руссе (1410-1420-е ?), у которой есть и подцерковье, и хоры, однако это не «храм на старой основе».
3 См.: Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород. К 1100-летию города: Сб. статей. М., 1964. С. 226; Антипов И. В. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М., 2009. С. 164—165; Седов Вл. В. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде: архитектура боярского храма. М.; Вологда, 2015. С. 74.
4 При написании настоящей работы использованы чертежи и отчетные реставрационные материалы из Архива ННРУ, сведения издания «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области: Каталог» (М. И. Мильчик, ред.-сост. СПб., 2008) а также данные натурных исследований автора.
лестниц также является основным: самый ранний пример такой лестницы мы видим в церкви Феодора Стратилата на Щирковой ул. (1292-1294), подобные лестницы также были в храмах Михаила Архангела на Михайловой ул. (1300— 1302), Воскресения Деревяницкого монастыря (1335), Входа Господня в Иерусалим (1336-1337), Благовещения на Городище (1342-1343), Спаса на Ковалеве (1345), св. Георгия на Лубянице (1356), возможно, Михаила Архангела на Сковородке (1355)5. Во 2-й пол. XIV — 1-й трети XV в. этот тип становится очень редким: такие лестницы были устроены в церквах Троицы на Редятине ул. (1365) и Спаса на Ильине (1374) (ил. 1)6. В 1450-1460-е гг. в целом ряде памятников лестницы подобного типа появляются вновь, в постройках, сооруженных
шшшшжо
Ил. 1. Церковь Спаса на Ильине. 1374. Планы и разрезы лестницы на хоры. Обмер Л. М. Шуляк, П. Н. Заболотного, В. В. Богданова, Л. С. Липатова. Архив ННРУ
5 Значительная ширина траншей от выборки фундаментов западной стены в церкви Деревяницкого монастыря свидетельствует о наличии внутристенной лестницы.
6 Согласно реконструкции Н. Н. Кузьминой, такая лестница была и в церкви Рождества Богородицы Десятинного монастыря (1397) (см.: Кузьмина Н. Н., Филиппова Л. А. Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2009. С. 23, 25), однако это предположение не имеет твердых оснований.
«на старой основе»: церквах св. Иоанна Предтечи на Опоках (1453), Михаила Архангела на Михайловой ул. (1454), Ильи Пророка на Славне (1455), Успения на Торгу (1457), св. Дмитрия на Славкове (1463) (ил. 2, 3). Однако в этих зданиях лестницы соединяют не только церковь и хоры; при перестройках середины XV в. упомянутые храмы получили подцерковье, соответственно устраивались и лестницы, связывавшие подцерковье и храмовый ярус. В «новых» храмах на под-церковье подобные лестницы не делали. Причина проста — в храмах «на старой основе» толщина западной стены позволяла устроить внутристенную лестницу как между подцерковьем и церковью, так и между церковью и хорами. Строители пользовались данной возможностью для улучшения связи между этажами здания. «Новые» храмы обычно не имели хор, поэтому специально утолщать западную стену не имело смысла — подцерковье и основной объем не сообщались друг с другом.
Как правило, вход на лестницу находился в южной части западной стены, единственное известное нам исключение — церковь Спаса на Ильине ул. (1374), где вход на лестницу сделали в северной части западной стены. Причины, по которым было нарушено традиционное еще с домонгольского времени расположение входа, пока не ясны. Выход с лестницы всегда располагался на центральной площадке хор (подобное положение характерно уже для построек последних десятилетий XII в.). В памятниках середины XV в. вход на лестницу, которая вела из подцерковья в церковь, также мог располагаться в южной части западной стены (церкви Михаила Архангела на Михайлове, Ильи Пророка на Славне), однако известны случаи его расположения в северной части западной стены (церковь Успения на Торгу), а также в центральной части этой же стены (церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках, св. Дмитрия на Славкове). Выход на церковный этаж мог находиться в северо-западном углу здания (церковь св. Иоанна Предтечи на Опоках, видимо, церковь св. Дмитрия на Славкове); в центральной части западной стены, в одной из притолок западного портала (церковь Ильи Пророка на Славне, возможно, церкви Михаила Архангела на Михайлове и Успения на Торгу). Расположение выхода с лестницы из подцерковья в притолоке западного портала позволяло проходить из подцерковья в притвор, не заходя в пространство церкви. Вход из пространства церковного этажа на лестницу, по которой попадали на хоры, в памятниках этого времени располагается по-разному: в южной части западной стены (церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках, Успения на Торгу, св. Дмитрия на Славкове), в северной части этой же стены (церковь Ильи Пророка на Славне)7. Выход с лестницы всегда вел на центральную площадку хор.
Ширина внутристенных лестниц и соответственно длина ступеней были достаточно стандартными (70—75, редко 80 см), хотя, конечно, при увеличении размеров церкви, увеличивалась и ее западная стена, соответственно расширялся и проход в стене. Значительно шире лестницы в некоторых храмах сер. XV в. «на старой основе»: от 79 до 98 см.
7 В церкви Михаила Архангела на Михайловой ул. (1454) лестница из основного объема храма на хоры утрачена полностью (Архив ННРУ. Папка № 33. Чертеж № 2146. Церковь Михаила Архангела на Торговой стороне в г. Новгороде. Остатки стен церкви XV в. (1454)).
Ил. 2. Церковь св. Иоанна Предтечи на Опоках. 1453. Планы подцерковья и церкви. Обмер Л. М. Шуляк, Т. В. Гладенко. Архив ННРУ
Ссноьание западной стены о фрагментом ьиу-п-иатншой лестницы
(М1УТЦННЯЯ ТОТ" ОНА)
Ил. 3. Церковь Михаила Архангела на Михайловой ул. 1454. Основание западной стены с фрагментом внутристенной лестницы (внутренняя сторона).
Обмер Л. Е. Красноречьева, М. И. Ивановой. Архив ННРУ
Расположение лестницы в широкой западной стене позволяло устраивать под лестницей каморку, вероятно использовавшуюся для хозяйственных нужд (этот прием хорошо известен еще по памятникам домонгольского времени).
С середины XIV в. для подъема на хоры устраивают каменную лестницу, располагавшуюся вдоль западной части северной стены. Очень быстро именно этот тип лестниц становится основным — подавляющее большинство построек
2-й пол. XIV — 1-й трети XV в. имело такие лестницы. К сожалению, полностью конструкции подобного типа сохранились только в двух храмах — св. Феодо-ра Стратилата на Ручью (1360—1361) и свв. Петра и Павла в Кожевниках (1406) (ил. 4, 5), еще в семи церквах зафиксированы основания или остатки кладки нижних ступеней таких лестниц: Рождества Богородицы на Молоткове (1379), св. Иоанна Богослова на Витке (1383), Покрова Зверина монастыря (1399), Чуда Архистратига Михаила в Аркажском монастыре (1407), св. Власия (1407), св. Иоанна Милостивого на Мячине (1422), Воскресения на Мячине (XIV в., 1463 г.). В церкви св. Георгия в Старой Руссе (1410) была лестница в одном из западных угловых компартиментов, но деревянная или каменная — неизвестно8.
Происхождение этого типа очевидно — еще в домонгольском строительстве начали применяться деревянные лестницы на хоры, при малых размерах храма и, видимо, ограниченных средствах на строительство, было проще устроить деревянную лестницу в одном из углов церкви (церковь Рождества Богородицы в Перыне 1230-х гг.). Эта традиция продолжилась в строительстве кон. XIII — XIV в. (см. ниже). Деревянная лестница нуждалась в постоянном поновлении,
Ил. 4. Церковь св. Феодора Стратилата на Ручью. 1360—1361. Разрез по северному нефу (вид на север). Кроки обмеров А. В. Иконникова, Н. В. Шульца, К. М. Митрофанова. Архив ННРУ
8 См.: ЯдрышниковВ. А. Архитектура Старой Руссы XII — начала ХХ века. М.; СПб., 2010. С. 149.
Ил. 5. Церковь свв. Петра и Павла в Кожевниках. 1406. Разрез по северному нефу. Проект реставрации. Чертеж Г. М. Штендера. Архив ННРУ
устроить на этом же месте каменную было гораздо надежнее. Подобное решение имело определенные достоинства (обычно такая лестница была шире, по ней более удобно было ходить, чем по внутристенной; с конструктивной точки зрения ее возводить проще, чем внутристенную), но и недостатки (лестница перегораживала часть северо-западного углового компартимента и центральной части стены; в некоторых случаях именно наличие лестницы не позволяло устраивать вход с севера, так как ее нижние ступени попадали прямо на предполагаемое место портала — церкви св. Иоанна Богослова на Витке, свв. Петра и Павла в Кожевниках; выход с лестницы в северо-западной угловой палатке на хорах не позволял устраивать в ней придел). Доминирование этого типа лестниц в течение столь долгого времени показывает, что такая конструкция была наиболее удобной для заказчиков и строителей.
Впервые подобная лестница появилась в церкви св. Феодора Стратилата на Ручью 1360-1361 гг., ее появление надо также считать одной из новаторских черт, привнесенных в новгородскую архитектуру строителем этой церкви. Лестница в Феодоровской церкви имеет перекрытие ползучими ступенчатыми сводами, более, как кажется, нигде не зафиксированное.
К особому типу относится лестница в церкви Воскресения на Мячине (1463) — находящаяся здесь также вдоль северной стены открытая лестница ведет только из подцерковья в церковь (хор храм не имел — ил. 6). Очевидно, что лестница в церкви Воскресения появилась при масштабной перестройке памятника, видимо во 2-й пол. XIV в. — тогда по этой лестнице попадали на хоры.
Ил. 6. Церковь Воскресения на Мячине. 1463. План. Реконструкция Л. Е. Красноречьева. Архив ННРУ
В сер. XV в. она была поновлена и использовалась для сообщения между под-церковьем и церковным ярусом9.
К сожалению, информации о длине ступеней лестниц, располагавшихся вдоль северной стены, немного. Тем не менее очевидно, что в подавляющем большинстве случаев ступени открытой лестницы были длиннее, чем ступени внутристенной лестницы (длина ступеней в различных памятниках колебалась в пределах 75—90 см, достигая 105 см), в церкви св. Феодора Стратилата длина ступеней переменная — в нижней части они длиннее, в верхней — значительно короче.
В ряде памятников конца XIII—XIV в. использовались деревянные лестницы, находившиеся в одном из западных угловых компартиментов. Очевидно, что та-
9 См.: Красноречьев Л. Е., Секретарь Л. А. К истории строительства, архитектуры и реставрации каменных храмов бывшего Воскресенского Мячинского монастыря // Новгородский исторический сборник. СПб., 2005. Вып. 10 (20). С. 103; Архив ННРУ. Р-507; Красноречьев Л. Е. Церковь Воскресения на Мячине. Отчет по исследованию и консервационно-реставрационным работам 1961-1963 гг. Новгород, 1964. Л. 50.
кие лестницы устраивали, прежде всего, в том случае, когда не хотели занимать большую часть пространства северного нефа постоянной каменной лестницей. Деревянные лестницы нигде не сохранились, реставраторы реконструируют наличие деревянной лестницы в тех случаях, когда нет лестницы в западной стене, а также следов ступеней или основания каменной лестницы вдоль северной стены. Согласно реставрационным данным, такие лестницы в наиболее ранних памятниках находились в юго-западном углу постройки (церкви св. Николы на Липне (1292) и св. Николы Белого (1312-1313), возможно Покрова Шилова монастыря (1310)); в середине — 2-й пол. XIV в. их устраивают уже в северозападном углу (Успения на Волотовом поле (1352), свв. Петра и Павла на Слав-не (1367), Рождества Христова на поле (1381-1382) — ил. 7)10. Можно отметить, что начиная с церкви Успения на Волотовом поле, если в храме устраивали открытую деревянную или каменную лестницу, ее всегда помещали в северо-западный угол. Главный недостаток открытой деревянной лестницы — загромождение угла здания и невозможность использовать для устройства придела один из угловых компартиментов.
Уникальной представляется структура церкви св. Мины в Старой Руссе — здесь было подцерковье, а на хоры с храмового этажа вела, вероятно, деревянная лестница.
Таким образом, в целом можно отметить, что для конца XIII — 1-й пол. XIV в. характерны внутри-стенные лестницы, а также деревянные лестницы, находящиеся в одном из западных углов церковной постройки. Далее, с 1360-х гг. и вплоть до 1430-х гг. в основном возводятся каменные лестницы, располагавшиеся вдоль западной части северной стены, изредка встречаются деревянные лестницы или лестницы в толще западной стены. С 1430-х гг. лестницы появляются только в храмах «на старой основе», они, как правило, внутристенные (только в
10 Вероятнее всего, лестница такого типа находилась и в церкви св. Андрея на Ситке (1371), так как в ходе археологических работ следов каменных лестниц в этом храме пока не обнаружено. Автор признателен М. В. Вдовиченко за сведения о результатах изучения церкви св. Андрея на Ситке.
Ил. 7. Церковь Рождества Христова на поле. 1381—1382. Поперечный разрез (вид на запад). Реконструкция Л. М. Шуляк и Н. Н. Кузьминой. Архив ННРУ
церкви Воскресения на Мячине (1463) мы видим каменную лестницу в северозападной части подцерковья).
К сожалению, почти нет данных о лестницах, по которым поднимались на кровлю церквей (в домонгольских памятниках следы таких лестниц отмечались неоднократно)11. В церкви Спаса на Ильине ул. в северной стене западного рукава креста над центральной частью хор (переходом) был устроен люк для подъема на крышу. Вероятно, для того чтобы попасть в этот люк, использовали приставную лестницу.
В Спасо-Преображенском соборе в Торжке (1364-1365) зафиксирована уникальная лестница шириной ок. 80-95 см, которая вела в помещение под дьяконником, вероятно в крипту12. Аналогов подобной конструкции в новгородской традиции нет, однако в Северо-Восточной Руси нам подобный пример известен — крипта св. Леонтия Ростовского в южной апсиде Успенского собора в Ростове13.
Надвратные храмы тоже могли иметь лестницы, по которым из ворот поднимались на церковный этаж. Их следы пока, к сожалению, не выявлены14.
Лестницы существуют и в двух гражданских постройках XIV-XV вв.: так называемой палате архиепископа Василия (1350?) и Владычной палате (1433). Лестница в подвал «палаты архиепископа Василия» располагается с южной стороны здания и состоит из двух маршей, ширина верхнего ок. 186 см, нижнего — 112 см. Во Владычной палате были выстроены две одномаршевые лестницы в подвалы (в восточной и юго-западной частях, длина ступеней ок. 160 см), а также три одномаршевые лестницы в стене, отделяющей северо-западную часть здания от восточной (ил. 8). Эти лестницы соединяют подвал с 1-м этажом, 1-й этаж со 2-м этажом, 2-й этаж с чердаком. Длина ступеней здесь различна — от 71,5 до 100 см.
Перекрытие внутристенных лестниц, судя по памятникам, сохранившим верхние части лестничных проходов, было стандартным — ступенчатыми ползучими сводами с наклонной или горизонтальной шелыгой15 (церкви Благовещения на Городище, Спаса на Ковалеве, св. Георгия на Лубянице, Спаса на Ильи-
11 См.: Антипов. Лестницы в архитектуре домонгольского Новгорода. С. 16-18.
12 См.: Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель Х11-ХУ1 вв. Тверь, 2015. Т. 1. С. 202-205.
13 См.: Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси Х11-ХУ вв. М., 1961. Т. 1. С. 187192; см. также: Леонтьев А. Е. Археологические наблюдения в ростовском Успенском соборе // Сообщения Ростовского музея. Вып. У. Ростов, 1993. С. 162-171.
14 По мнению исследователей, небольшие следы только одной лестницы подобного типа были найдены при раскопках ворот, на которых находилась Богоявленская церковь Благовещенского Мячинского монастыря (1447) (см.: Седов В. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина Н. А., Пежемский Д. В. Археологические раскопки Благовещенского монастыря близ Новгорода в 2006 г. // Новгород и Новгородская земля. Вып. 21. Великий Новгород, 2007. С. 58-59). В настоящий момент, однако, авторы раскопок считают, что внутристенной лестницы в воротах не было, а в храм попадали по деревянной лестнице, располагавшейся у западного фасада церкви (сообщение Вл. В. Седова).
15 Более корректно было бы именовать эти криволинейные конструкции ступенчатыми арками.
Ил. 8. Владычная палата. 1433. Поперечный разрез по стене между восточной и северо-западной частями здания (вид на запад). Обмер Е. И. Рузаевой
не, св. Иоанна Предтечи на Опоках, Михаила на Михайлове, Ильи Пророка на Славне, Успения на Торгу, св. Дмитрия на Славкове, Владычная палата).
В отличие от домонгольской практики, когда для освещения внутристен-ных лестниц обычно использовали одно-два небольших окна в западной стене, в памятниках Х1У-ХУ вв., как правило, специальных окон в стенах не делали. Только в церкви Иоанна на Опоках (1453), построенной «на старой основе», в угловой западной лопатке на северной стене находится прямоугольное окошко, освещающее лестницу. В ряде храмов центральная площадка хор, на которую выходила лестница, была освещена с помощью окна, располагавшегося в центральной части западной стены (церкви Спаса на Ильине, св. Иоанна Предтечи на Опоках, Успения на Торгу). Свет попадал на лестницу и из интерьера храма через дверной проем на нижней площадке. В храмах с каменной лестницей, располагавшейся вдоль западной части северной стены, освещалась, как правило, только северо-западная камера на хорах (с помощью окон в северной и западной стенах, часто окно находилось только в одной из стен). Строго говоря, никакого дополнительного освещения и не требовалось, так как лестницы в большинстве случаев были открытыми. Единственное исключение — церковь св. Феодора Стратилата на Ручью, где для освещения сводчатой лестницы было сделано небольшое оконце в северной стене. Деревянные лестницы также не
имели специального освещения, дополнительный свет проникал через окна, находившиеся в угловых палатках на хорах.
Высота ступеней во внутристенных лестницах колебалась от 20-23 см (церковь Спаса на Ильине) до 30-44 см (церковь Спаса на Ковалеве). У каменных лестниц, располагавшихся вдоль северной стены, чаще всего утрачены ступени. Среди сохранившихся лестниц встречаются ступени высотой от 20 до 30 см.
Количество ступеней варьировалось в зависимости от высоты храма, уровня расположения хор, высоты самих ступеней, крутизны уклона лестницы (от 10 до 21 ступени в внутристенных лестницах; от 14 до 17 ступеней в каменных лестницах, располагавшихся вдоль западной части северной стены; количество ступеней в деревянных лестницах неизвестно, так как они не сохранились).
* * *
Некоторые храмы Х1У — 1-й трети ХУ в. имели двухэтажные притворы, примыкавшие к боковой стене постройки (Спаса на Ковалеве, св. Иоанна Милостивого на Мячине). Этажи в этих пристройках, видимо, соединялись между собой с помощью деревянных лестниц, никаких следов которых не зафиксировано.
В ХУ в. лестницы появляются у стен храмов: у ряда двухэтажных построек ХУ в. не было притворов, вместо этого устраивались лестницы с одной или двух сторон. В то же время во многих храмах были западные притворы и лестницы у боковых фасадов. К сожалению, о формах лестниц можно говорить только предположительно, так как они нигде не сохранились, мало того, пока не найдено и следов их оснований (ил. 9). Деревянные лестницы, очевидно, были в следующих памятниках: Спасском соборе в Старой Руссе (1442), церквах св. Иоанна Предтечи на Опоках (1453), св. Лазаря (1461), Трех Святителей (1462), св. Иоанна Предтечи (1462?) и св. Николая (1463?) Отенского монастыря, св. Дмитрия на Славкове (1462), Воскресения на Мячине (1463), св. Симеона Богоприимца (1467). В церкви св. Лазаря деревянные лестницы сочетались с деревянным притвором с западной стороны, к другим храмам с западной стороны примыкал каменный притвор (Спасский собор в Старой Руссе, церкви св. Иоанна на Опоках, св. Дмитрия, храмы Отенского монастыря). Единственный вход в церковь св. Симеона Богоприимца расположен с запада, каменного притвора у храма не было, но мог быть деревянный притвор или же деревянное крыльцо у западного фасада. По аналогичной схеме построены и Никольский Гостинопольский храм (2-я пол. 1460-х — 1-я пол. 1470-х), церковь св. Иоанна Богослова в Веле-бицах (1460-е ?) и Успенская церковь на Торгу (1457). У Гостинопольского храма, вероятно, все же был первоначальный притвор с западной стороны16, в то время как церковь в Велебицах и Успенская церковь на Торгу могли иметь деревянную лестницу для входа в храм. Только в Воскресенской церкви на Мячине
16 В притворе в ХУ11 в. находились фрески, что может свидетельствовать о том, что он был построен одновременно с храмом и расписан (см.: Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 21).
г........г ; ? 1 1—г г г ? т г
Ил. 9. Церковь Воскресения на Мячине. 1463. Северный фасад.
Реконструкция Л. Е. Красноречьева. Архив ННРУ
тщательные исследования не выявили следов притворов, в храм поднимались по деревянным крыльцам, пристроенным с северной и западной сторон17. В храм Михаила Архангела на Михайловой ул. поднимались, видимо, только через каменный притвор, расположенный с запада. В церковь Ильи Пророка на Славне попадали через западный притвор, крыльцо, расположенное у северного фасада, а также через портал, который вел в храм из южного придела (перед южным приделом тоже, очевидно, находилось деревянное крыльцо).
Если предположение об устройстве деревянных крылец (на опорных столбах или срубных конструкциях) кажется вполне вероятным, хотя и не подтвержденным документально, то способ попадания в храм через притвор пока не вполне ясен. Т. В. Гладенко предполагала, что западный каменный одноэтажный притвор Спасского собора в Руссе имел плоское покрытие, которое служило верхней
17 См.: Архив ННРУ. Р-507; Красноречьев. Церковь Воскресения на Мячине. Л. 18, 27.
21
площадкой лестницы, расположенной у портала второго этажа18. В такой ситуации притвор, становясь одноэтажным, теряет свою богослужебную функцию. Не вполне ясно, зачем требовалось устраивать притвор, когда можно было и с этой стороны сделать деревянное крыльцо.
В двухэтажных притворах устраивать деревянную лестницу из подцерковья на второй этаж внутри притвора было неудобно из-за небольших размеров последнего. Вероятно, у большинства притворов также могли существовать деревянные крыльца. Другой вариант решения данной проблемы можно реконструировать благодаря гравюре с рисунка А. Хутеериса (1615) с видом Никольского Вя-жищского монастыря — с западной стороны Антониевской надвратной церкви здесь показана широкая, возможно каменная лестница (ил. 10)19. Не исключено, что такие лестницы существовали и в ХУ в.: пройдя по лестнице, прихожане попадали на второй этаж притвора, откуда проходили в основной объем церкви. * * *
О лестницах в архитектуре других русских земель конца Х111 — ХУ в., к сожалению, мы знаем не очень много. В наиболее близкой зодчеству средневекового Новгорода архитектуре Пскова Х1У-ХУ вв. для подъема на хоры, очевидно, в основном использовались деревянные лестницы, расположенные в северо-западном компартименте здания (церкви св. Николая в Изборске 1330— 1340-х гг., Рождества Христова в Довмонтовом городе /храм № 9/ 1388 г., Успения в Мелетове 1461-1462 гг., Ильи Пророка в Выбутах последней четв. ХУ в. и др.); существует и пример лестницы в толще западной стены — собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310)20.
Полноценное сопоставление сведений о лестницах в новгородских постройках времени после монгольского нашествия с лестницами памятников архитектуры кон. Х111 — 3-й четв. ХУ в. Северо-Восточной Руси вряд ли возможно. В церкви Рождества Богородицы в Городне ХУ в. подъем на хоры, очевидно,
18 См.: Ядрышников В. А. Церковь Спаса в Старой Руссе — современница Нередицкого храма // Новгородский исторический сборник. СПб., 2000. Вып. 8 (18). С. 168.
19 См.: МалковЮ. Г. Новгородская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 г.) // Древний Новгород: Искусство, история, археология. М., 1983. С. 347-350.
20 См.: Седов Вл. В. Псковская архитектура Х1У-ХУ вв. Происхождение и становление традиции. М., 1992. С. 44, 53, 61, 100, 117.
Ил. 10. Церковь св. Антония Вяжищского монастыря. 1460-е гг. Гравюра по рисунку А. Хутеериса 1615 г.
осуществлялся по деревянной приставной лестнице21, о лестницах на хоры других памятников тверской архитектуры сведений не сохранилось. В сохранившихся памятниках раннемосковской архитектуры, имевших хоры, двухмар-шевые внутристенные лестницы находятся в западной части северной стены и северной части западной стены (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле 1393-1394 гг., Успенский собор в Звенигороде рубежа Х1У-ХУ вв.)22. Типология и расположение этих лестниц принципиально отличаются от характеристик лестниц памятников средневекового Новгорода. Очевидно, что полных аналогов новгородским лестницам в других строительных центрах Древней Руси кон. Х111 — ХУ в. не существует.
Таким образом, рассмотрение типологических особенностей лестниц новгородских построек кон. Х111 — ХУ в. позволило выявить некоторые принципы формирования структуры интерьера памятников архитектуры Новгорода рассматриваемой эпохи, а также дополнить наши представления об облике фасадов церковных построек.
Ключевые слова: древнерусская архитектура, Русь ХШ-ХУ вв., лестницы, строительные конструкции, Новгород Великий, технологии строительства, интерьер церковных построек.
Список сокращений
Архив ННРУ — Архив Новгородского научно-реставрационного управления НИС — Новгородский исторический сборник
РФФИ ОГОН — Российский фонд фундаментальных исследований. Отделение гуманитарных наук
Список литературы
Антипов И. В. Лестницы в архитектуре домонгольского Новгорода // Вестник ПСТГУ.
Сер. У: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 9-23. Антипов И. В. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М., 2009.
Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области: Каталог /
М. И. Мильчик, ред.-сост. СПб., 2008. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 2. М., 1962.
Галашевич А. А., Колпакова Г. С. Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге. М., 2004.
Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород. К 1100-летию города: Сб. статей. М., 1964. С. 183-263.
21 См.: Галашевич А. А., Колпакова Г. С. Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге. М., 2004. С. 51.
22 См.: Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1962. Т. 2. С. 256-257, 292293; Евдокимов Г. С., Яковлев Д. Е. Новые исследования церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле // Московский Кремль Х1У столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2009. С. 74-75.
Евдокимов Г. С., Яковлев Д. Е. Новые исследования церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле // Московский Кремль Х1У столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2009. С. 65-87.
Красноречьев Л. Е., Секретарь Л. А. К истории строительства, архитектуры и реставрации каменных храмов бывшего Воскресенского Мячинского монастыря // Новгородский исторический сборник. СПб., 2005. Вып. 10 (20). С. 96-121.
Кузьмина Н. Н., Филиппова Л. А. Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2009.
Леонтьев А. Е. Археологические наблюдения в ростовском Успенском соборе // Сообщения Ростовского музея. Вып. У. Ростов, 1993. С. 162-171.
Малков Ю. Г. Новгородская земля в рисунках Антониса Хутеериса (1615 г.) // Древний Новгород: Искусство, история, археология. М., 1983. С. 338-353.
Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель Х11-ХУ1 вв. Тверь, 2015. Т. 1.
Седов Вл. В. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде: архитектура боярского храма. М.; Вологда, 2015.
Седов Вл. В. Псковская архитектура Х1У-ХУ вв. Происхождение и становление традиции. М., 1992.
Седов В. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина Н. А., Пежемский Д. В. Археологические раскопки Благовещенского монастыря близ Новгорода в 2006 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Великий Новгород, 2007. Вып. 21. С. 53-61.
Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы Х11 — начала ХХ века. М.; СПб., 2010.
Ядрышников В. А. Церковь Спаса в Старой Руссе — современница Нередицкого храма // Новгородский исторический сборник. СПб., 2000. Вып. 8 (18). С. 158-181.
Список архивных материалов
Архив ННРУ. Р-507. Красноречьев Л. Е. Церковь Воскресения на Мячине: Отчет по исследованию и консервационно-реставрационным работам 1961-1963 гг. Новгород, 1964. Л. 50.
Архив ННРУ. Папка № 33. Чертеж № 2146. Церковь Михаила Архангела на Торговой стороне в г. Новгороде. Остатки стен церкви ХУ в. (1454 г.).
St. Tikhon's University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art.
2018. Vol. 29. P. 9-26
Ilia Antipov, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor, Department of the History of Russian Art, St Petersburg State University, 5 Mendeleevskaia Liniia, St Petersburg 199034, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0002-0907-305X
Staircases in Novgorod Architecture of the Late 13th—15th Centuries
I. Antipov
This article deals with the typology and construction of staircases that lead to choir galleries (catechumena) in Novgorod churches of the late 13th—15th centuries. Three types of construction are distinguished: 1) one-flight staircase within the western wall;
2) stone staircase located along the western part of the northern wall;
3) wooden staircase in one of the western corner compartments. Intramural staircases as well as wooden staircases placed in one of the western corners of the church building are characteristic of the late 13th — first half of the 14th centuries. Later, from the 1360s and up to 1430s, mostly stone staircases were erected; these are situated along the western part of the northern wall. Sometimes wooden staircases or staircases in the thickness of the western wall occur. Since the 1430s, staircases appear only in churches "on old foundations"; as a rule, they are intramural (it is only the church of Resurrection at Lake Myachino, 1463, that has a stone staircase in the northwestern part of the basement). Apart from the structure of church buildings, the article examines staircases in civil buildings (the "chamber of Vasily Kalika", 1350, and the Faceted Palace, 1433). The article gives a detailed account of the main parameters of the staircases (width, step height, type of overlap); it also considers questions of their illumination, provides an analysis that includes comparison with constructions of monuments of pre-Mongolian period. Special attention is paid to the types of external staircases that were constructed in the 15th century in the basement of the church. A number of two-storey buildings of the 15th century did not have porches, instead, staircases were constructed from one or two sides. At the same time, many churches had western porches and staircases at the side facades. One can only tentatively speak of the form of these staircases, as they have not been preserved anywhere; moreover, no trace of their foundations have been found. The study of buildings of other centres of Old Russia of the late 13th — 15th centuries has demonstrated that there are no complete analogies with Novgorod staircases in the Old Russian architecture of that period.
Keywords: Old Russian architecture, Rus' in 13th-15th centuries, staircases, building constructions, Novgorod the Great, the constructive technology, church interior.
References
Antipov I. V., "Lestnitsy v arkhitekture domongol'skogo Novgoroda", in: Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta, Seriia V, Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 26, 2017, 9-23.
Antipov I. V., Novgorodskaia arkhitektura vremeni arkhiepiskopov Evfimiia II i Iony Otenskogo, Moscow, 2009.
Galashevich A. A., Kolpakova G. S., Khram Rozhdestva Bogoroditsy v Gorodne na Volge, Moscow, 2004.
Gladenko T. V., Krasnorech'ev L. E., Shten-der G. M., Shuliak L. M., "Arkhitektura Novgoroda v svete poslednikh issledovanii", in: Novgorod. K 1100-letiiu goroda. Sbornik statei, Moscow, 1964, 183-263.
Evdokimov G. S., Iakovlev D. E., "Novye issledovaniia tserkvi Rozhdestva Bogoroditsy v Moskovskom Kremle", in: Mos-kovskii Kreml'XIVstoletiia. Drevnie sviatyni i istoricheskie pamiatniki, Moscow, 2009, 65-87.
Iadryshnikov V. A., Arkhitektura Staroi Russy XII — nachala XX veka, Moscow; St. Petersburg, 2010.
Iadryshnikov V. A., "Tserkov' Spasa v Staroi Russe — sovremennitsa Nereditskogo khra-ma", in: Novgorodskii istoricheskii sbornik, 8 (18), St. Petersburg, 2000, 158-181.
Krasnorech'ev L. E., Sekretar' L. A., "K is-torii stroitel'stva, arkhitektury i restavratsii kamennykh khramov byvshego Voskre-senskogo Miachinskogo monastyria", in:
Novgorodskii istoricheskii sbornik, 10 (20), St. Petersburg, 2005, 96-121.
Kuz'mina N. N., Filippova L. A., Desiatin-nyi monastyr' v Velikom Novgorode, Velikii Novgorod, 2009.
Leont'ev A. E., "Arkheologicheskie nab-liudeniia v rostovskom Uspenskom sobore", in: Soobshcheniia Rostovskogo muzeia, V, Rostov, 1993, 162-171.
Malkov Iu. G., "Novgorodskaia zemlia v risunkakh Antonisa Khuteerisa (1615 god)", in: Drevnii Novgorod. Iskusstvo, istoriia, arkheologiia, Moscow, 1983, 338-353.
Mil'chik M. I., ed., Arkhitekturnoe nasledie Velikogo Novgoroda i Novgorodskoi oblasti. Katalog, St. Petersburg, 2008.
Salimov A. M., Srednevekovoe zodchestvo Tveri i prilezhashchikh zemel' XII—XVI vekov, Tver', 2015, 1.
Sedov Vl. V., Tserkov' Spasa na Il'ine ulitse v Novgorode: arkhitektura boiarskogo khrama, Moscow; Vologda, 2015.
Sedov Vl. V., Pskovskaia arkhitektura XIV— XVvv. Proiskhozhdenie i stanovlenie traditsii, Moscow, 1992.
Sedov V. V., Vdovichenko M. V., Merzliu-tina N. A., Pezhemskii D. V., "Arkheolo-gicheskie raskopki Blagoveshchenskogo monastyria bliz Novgoroda v 2006 godu", in: Novgorod i Novgorodskaia zemlia. Istoriia i arkheologiia, 21, 2007, 53-61.
Voronin N. N., Zodchestvo Severo-Vostochnoi Rusi, Moscow, 2, 1962.