шш
УДК 373.2.02 ГРНТИ 14.23.09
ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ацдатпа
Б^л макала педагоггарды мектеп жа-сына дешнп балаларды ерте кэсштш багдарлау бойынша ж^мыстыц жаца ны-санымен - Лэпбук такырыптык папка-сымен таныстырады. Балалармен ж^мыс жасауда лапбуктыц кандай тYрлерiн кол-дануга болатыны бершедг
Аннотация Данная статья - для педагогов: рассматривается новая форма ранней профориентации дошкольников - тематическая папка lapbook. В статье дано определение lapbook, видов lapbook, их привлекательность для детей дошкольного возраста.
Annotation The article is for teachers: a new form of early vocational guidance for preschoolers - thematic folder lapbook - is considered. In the article the term " lapbook" is defined, varieties of lapbooks are determined, motivation for children is shown.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он станет, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда,
Карий И.И., Фарафонова Н.Н.,
воспитатели, ясли-сад №3, г.Костанай
Hesi33i свздер: lapbook, ерте кэсттж багдарлау, кэсттер, жумыс nimrni, куттетт нэтиже.
Ключевые слова: lapbook, ранняя профориентация, профессии, форма работы, ожидаемый результат.
Keywords: lapbook, early career guidance, professions, form of work, expected result.
Us
s
I
<
pq
О
00 £
PQ О
HH
hjq о о w я
0
Рч
с
w
HH
jq
1 I
О
s
я
<
pq
0
1 I s
ДД8 П
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая
чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно.
Чтобы повысить эффективность работы с детьми мы стали искать новые современные игровые формы организации образовательной деятельности по ранней профориентации дошкольников.
Результатом нашего поиска стала тематическая папка лэпбук.
Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации Государственного общеобязательного стандарта. (ГОСДВО).
Цель:
• развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий, формирование элементарного
^ опыта профессиональных действий, споК собствующих ранней профессиональной § ориентации. < Задачи:
§ • Помочь понять детям важность, не-
3 обходимость каждой профессии.
^ • Формировать осознанно-правиль-
о ное отношение к труду.
С • Формировать умения отражать в
§ игровой и продуктивной деятельности к
щ свои впечатления, знания. § • Развивать интерес к различным про-<! фессиям.
о • Развивать связную речь, мышление, внимание, воображение, память.
• Развивать познавательные и твор-
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^
ческие способности детей; мелкую моторику рук.
• Развивать коммуникативные навыки.
• Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность.
• Воспитывать уважение к труду взрослых.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук - это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный и игровой материал оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и тому подобное.
Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания и игры.
Чем для нас стала привлекательна данная форма работы?
1.Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную совместно с воспитателями и родителями книжку.
2.Пособие универсально: его можно использовать в организованной учебной деятельности для презентации нового материала; для закрепления полученных знаний, на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности детей.
3.Ребенок учится самостоятельно или с помощью взрослых собирать и организовывать информацию.
4.Кармашки с дидактическим материалом могут пополняться в течение всего учебного года.
5.Можно выбрать задания и игры дифференцированно, под силу каждому ребенку.
6.Развивает креативность и творческое
ДИН
мышление.
7.Лэпбук - это интересно, красочно, познавательно и увлекательно!
На базе нашего детского сада организованна инновационная площадка по ранней профориентации дошкольников. Нами разработан проект программы по ранней профориентации «Первые шаги к профессии».
Одним из первых мы создали лэпбук «Профессии», который хотим представить вашему вниманию.
В лэпбук «Профессии» входят:
1.Мини - альбом «Стихи о профессиях» с красочными иллюстрациями, который знакомит детей с профессиями.
2.Блокнот «Загадки о профессиях» - способствует развитию логического мышления, внимания, памяти; расширит и закрепит знания детей о профессиях.
3.Мнемотаблица
- «Расскажи о профессии», поможет составить связный рассказ о профессии по картинке или о профессии родителей.
- Мнемотаблицы для заучивания стихотворений о профессиях, будут способствовать развитию зрительного и слухового внимания, памяти.
4.Игра «Одень куклу в форменную одежду».
Набор бумажных кукол и форменной одежды, поможет в увлекательной игре закрепить знания о профессиях.
- дидактическая игра «Найди пару»,
- лото «Кому, что нужно для работы»,
- д/и «Собери картинку»,
- д/и «Кто где работает?»,
- « Ребусы».
Эти игры можно использовать для закрепления знаний по теме, расширения и активизации словаря; способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
5.«Собери пословицу о труде».
6.«Раскраски» - способствуют прояв-
лению творческой активности, воображения, развивают мелкую моторику рук.
7. Место для свободного творчества «Когда я вырасту, я стану...» - для составления детьми творческих рассказов, рисунков.
Прекрасным развивающим пособием по ранней профориентации детей являются книги из фетра.
Вы спросите, почему именно фетр?
Фетр таит в себе множество возможностей:
• он очень яркий;
• мягкий и приятный на ощупь;
• легко приклеивается;
• более долговечен, чем бумага.
Посмотрите, какие книги у нас получились:
• они очень яркие и привлекательные;
• помогают развивать речь, мышление, внимание, восприятие, мелкую моторику и тактильную чувствительность;
• все элементы в книге сделаны на липучках, детям легко ими манипулировать.
Следующее наше пособие «Книжка-малышка».
Она создана специально для детских ручек, изготовлена из плотного картона и будет долго радовать маленького читателя.
Яркая миниатюрная книжка познакомит наших детей с профессиями: воспитателя, врача, пожарного, парикмахера, полицейского, продавца, повара, почтальона.
На каждой странице, кратко и интересно написано о профессиях, есть картинки с атрибутами, инструментами к каждой профессии.
Забавные иллюстрации и рассказы понравились нашим детям и помогают им легко усвоить новые знания о мире профессий.
Работа по ранней профориентации в
* X
<с т о
го РЧ
О
О О
м
я о
о. С
ш
X X
о к я <с т О X
X X
ЩЦ
нашем детском саду продолжается. Педагоги и родители полны креативных и творческих идей по созданию новых лэп-буков.
В проекте идет создание лэпбуков в соответствии с региональным компонентом.
Каждый лэпбук будет посвящен одной из профессии, востребованных в нашем регионе.
Мы ожидаем, что в результате работы с лэпбуками у детей разовьются умения, такие, как:
• Сформированность представлений о разнообразии профессий, их специфике, важности в развитии родного города.
• Сформированность представлений о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности взрослых.
• Соотнесение результатов труда и набора трудовых процессов с названием профессии.
• Эмоционально - положительное отношение к труду, стремление участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых.
• Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в само-
^ стоятельную игровую деятельность. К • Проявление желания самостоятельна
но и совместно с взрослыми получать знания о трудовых процессах, осуществлять поиск необходимых для реализации знаний материалов.
Подводя итог проделанной работы, можно утверждать, что лэпбук - это не просто форма работы, помогающая закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной организации.
Проводимая профориентационная работа позволяет подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни нашего общества.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф.-Пермь: Меркурий, 2015.
2.Носова Е.Ю., Федорова Т. В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №15.2.