Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КАЧЕЛИ ВРЕМЕНИ" В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КАЧЕЛИ ВРЕМЕНИ" В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КАЧЕЛИ ВРЕМЕНИ" В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КАЧЕЛИ ВРЕМЕНИ» В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Е. Ю. Корнеева, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея» Междуреченского городского округа

Ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни и позитивному будущему. Реализация ФГОС в направлении ранней профориентации осуществляется в полной мере в двух образовательных областях: социально-коммуникативное и познавательное развитие. В основе нашей работы с дошкольниками лежит теория позитивного будущего, которая способствует взаимному сближению, взаимодополняемости и взаимозависимости позитивных объединений людей, снимает разновозрастные барьеры.

Теория позитивного будущего ставит задачу разработки технологий, ориентированных:

• на усиление мегатенденции «счастье каждого — в счастье ближнего»;

• содействие оптимизации решений, принимаемых в настоящем, повышении степени их объективности.

Теория позитивного будущего подтверждается систематизацией результатов авторской технологии «Качели времени» (позитивный прогноз), который позволяет увидеть исполненные мечты и создать уникальный дизайн настоящего.

С целью создания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) действенной системы профориентации, направленной на формирование уверенной в своих возможностях личности, а также первичных представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду, педагогами разработана программа ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Карусель профессий».

Условия реализации программы:

1. Расширение спектра образовательных услуг, оказываемых в ДОУ.

2. Создание внешней рекламы ранней профориентации старших дошкольников в ДОУ.

3. Укрепление материально-технической базы ДОУ.

4. Повышение профессионализма педагогических кадров ДОУ.

5. Развитие социального партнерства через взаимодействие с родительской общественностью и представителями предприятий города.

6. Контроль качества профориентационной работы в ДОУ.

Победа программы «Карусель профессий» в конкурсе муниципальных организаций на грант главы Междуреченского городского округа дала возможность приобрести игровое оборудование для прогулочных участков и позитивный настрой всего коллектива на предстоящую работу. В образовательную деятельность вовлечены организации-партнеры, такие как семейный клуб «Лукоморье», центр детского творчества, детско-юношеский центр, городской краеведческий музей, городская детская библиотека, музыкальная и художественная школы, ОГИБДД отдел МВД России по г. Междуреченску, Междуреченский аварийно-спасательный отряд, пожарная служба, АО «Рикт» и др. Направления сотрудничества многообразны: экскурсии, беседы, встречи с профессионалами, тематические мероприятия, мастер-классы, конкурсы, профориентаци-онные квесты, семинары, творческие мастерские и др.

С июля 2018 года в ДОУ ежеквартально проводится Единый день профориентации, в рамках которого организованы мероприятия:

1. «Вкусная профессия» — мероприятие погрузило детей и взрослых в мир творческой профессии «повар». «Качели времени» перенесли их в будущее и превратили в кондитеров, пекарей, поваров и пиццамейкеров, дав возможность творить, поверить в себя и найти единомышленников.

2. «Учения служб спасения» помогли детям перевоплотиться в будущих пожарных, врачей, спасателей, осознать значимость каждой профессии и получить позитивные эмоции от результатов деятельности.

3. «Мы — юные экологи» — в рамках мероприятия прошли акции: «Сдай батарейку — спаси ежика!», «Очистим планету от мусора», «Вторая жизнь бросового материала». В рамках акции в Междуреченский комитет по охране окружающей среды и природопользованию вос-

питанниками было сдано более тысячи использованных батареек.

4. «Мы — юные волонтеры» — в рамках благотворительной акции «Счастье каждого — в счастье ближнего» юные волонтеры, родители воспитанников и сотрудники детского сада собрали корм для собак и кошек группы помощи бездомным животным «Хатико».

Единый день профориентации в детском саду обязательно освещается в средствах массовой информации с целью развития единого информационного пространства дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающего оптимальные условия для взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования обучающихся, а также для осуществления контроля инновационных процессов в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

В рамках реализации программы ранней профориентации «Карусель профессий» систематически организуются встречи с представителями разных профессий. Ребята выезжают с экскурсиями на предприятия и в организации города, знакомятся с профессиями взрослых, трудовыми процессами, оценивают значимость труда. Родители воспитанников, активно включившись в профориентационную деятельность с детьми, совместно с педагогами ведут непрерывную работу по созданию в ДОУ развивающей профессионально ориентированной среды:

• создание фонотеки виртуальных экскурсий на предприятия, куда в силу возрастных ограничений не могут попасть дети;

• оборудование прогулочных игровых площадок дополнительными макетами транспортных средств;

• пополнение игрового пространства групповых комнат мебелью, оборудованием, методическими и дидактическими материалами для обогащения сюжета ролевых игр детей, организации увлекательных путешествий и профориен-тационных перевоплощений на «Качелях времени».

Педагоги совместно с родителями проводят интересные чемпионаты, мастер-классы, квест-игры с погружением детей в мир профессий взрослых. Одним и таких интересных событий стал детский городской чемпионат «Проф-Старт», который впервые прошел в январе 2020 года на базе нашего детского сада. «ПрофСтарт» направлен на получение детьми дошкольного возраста начальных навыков профессионального мастерства в разных профессиональных сферах деятельности (ранняя про-

фессиональная проба). Чемпионат дал возможность дошкольникам проявить свои таланты и способности в наиболее интересной для них практической деятельности, связанной с профессиями, и наметить индивидуальную траекторию развития, показать первоначальные навыки по интересным для воспитанников профессиям.

Получению отличных результатов дошкольниками в ходе проведения детского чемпионата способствовало, на мой взгляд, включение педагогами в работу с детьми современных инновационных средств профориентации — игровых пособий «Лэпбук» и «Ковролиновый конструктор (развивающая книга из фетра)».

Остановимся подробнее на технологии «Качели времени» — это путешествие в позитивное будущее, это процесс построения видения будущего как уже прошедшего, самый короткий путь между будущим и настоящим. Интересно ведь посмотреть на будущее, как будто оно уже свершилось. Он нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения желаемого результата. Цель «Качелей времени» — создание желаемого образа будущего с написанием отчета о его достижении. Размышляя о будущем как о прошедшем, мы, благодаря «Качелям времени», воздействуем на завтра и достигаем самых крупных из возможных экономических и социальных выгод здесь и сейчас.

Конечно, в полной мере в дошкольном возрасте мы не сможем использовать технологию «Качели времени», но можем дать детям начальные представления о том, что каждый человек — творец своего счастливого будущего, способный определить вероятные направления позитивного (в том числе и успешного профессионального) развития. На «Качелях времени» формируется ответственность за свою жизнь. Это умно выстроенная система: позитивное мышление, позитивное отношение, позитивные действия.

Вернемся к нашим развивающим пособиям как средствам обеспечивающим включение технологии «Качели времени» в образовательный профориентационный процесс. Отличительная особенность созданных нами профориентаци-онных лэпбуков и мягких фетровых книг состоит в том, что каждое изделие имеет игровое поле для выполнения практических заданий, разработано в соответствии с мнемотаблицей «Калейдоскоп профессий прошлого, будущего и настоящего», а также в работе с детьми используется электронный атлас новых профессий. Атлас помогает детям понять, какие отрасли будут

активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, профессии.

Итак, лэпбук — это увлекательная форсайт-технология, средство интеграции знаний детей о профессии (будущего, пошлого, настоящего), итоговый результат совместной работы с детьми. Изготовлению лэпбука предшествуют экскурсии, в том числе и виртуальные, тематические занятия и игры, обсуждение и проговари-вание сложных вопросов, выполнение заданий, изучение атласа новых профессий. В этом случае ребенок готов к совместному изготовлению тематической папки, и она действительно исполнит свою роль закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового профориентаци-онного пособия.

Мягкая развивающая фетровая книжка — отличный учебный материал и игрушка, с помощью которой можно не только изучать цвет, форму, развивать навыки застегивания пуговиц, молний, кнопок, завязывания и развязывания шнурков, но и практиковаться в профори-ентационной деятельности. Книжка помогает детям развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, логику, память, внимание, усидчивость, речь, стимулирует малыша к изучению окружающего мира и обучению. Уникальность данного развивающего пособия состоит еще и в том, что его можно сделать своими руками, а его изготовление превращается в увлекательный творческий процесс, для которого необходимы — мягкий и жесткий фетр, хлопок, дублерин, клеевая паутинка, синтепон, клеевая велкроткань, пуговицы, кнопки, магниты, липкая лента, бусины, шнурки, молнии и другие декоративные элементы, а также желание и фантазия.

Значение пособий для всех участников образовательных отношений огромно.

• Ребенку пособия помогают легко систематизировать, запомнить и понять материал; способствуют приобретению навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме; способствуют повторению пройденного материала в процессе их изготовления и использования; помогают совершенствовать конструктивные навыки работы с различным материалом, ножницами, художественными средствами; развивают творческое и конструктивно-абстрактное мышление.

• Родителям: создание книг — вид детско-родительского проекта, форма представления итогов проекта или тематической недели.

• Педагогам: возможность структурировать сложную информацию; развивать позна-

вательный интерес и творческое мышление детей; научить простому способу запоминания; объединить семью (группу детей) для увлекательного и полезного занятия; пособия можно использовать как элемент развивающей предметно-пространственной среды.

Презентация итогов реализации программы «Карусель профессий» осуществляется нами:

• через представление презентационных мероприятий в СМИ, на сайте ДОУ;

• проведение методических дней;

• представление работы на городских научно-практических конференциях, заседаниях муниципальных педагогических формирований, семинарах-практикумах;

• публикации материалов в СМИ;

• презентации детских проектов;

• участие в конкурсах, выставках;

• участие в образовательных форумах.

В мае 2020 года проведен промежуточный мониторинг профессиональной компетентности педагогов в области ранней профориентации, уровня информированности воспитанников о мире профессий взрослых и анкетирование родителей по ранней профориентации дошкольников, которые показали следующие результаты:

1) развивающая предметно-пространственная среда обновлена на 32 %;

2) методический кабинет пополнен методическими разработками на 60 %;

3) благодаря грамотному выстраиванию работы педагогов в направлении ранней профориентации воспитанников выросла на 54 % включенность в образовательный процесс родителей;

4) сформированность интегративных качеств личности старших дошкольников выросла на 54 %;

5) сформированность представлений детей о профессиях членов своей семьи, основных профессиях города выросла на 53 %.

В целом полученные в ходе деятельности данные указывают на решение поставленных задач, которые позволили осуществить следующие качественные изменения:

• созданы условия для решения задач профессионального развития современного педагога, расширения возможностей обмена идеями и современными практическими методами;

• вырос интерес детей к трудовой и учебной деятельности;

• выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в профориентации детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.