Научная статья на тему 'Опыт реализации муниципальной системы ранней профориентации дошкольников'

Опыт реализации муниципальной системы ранней профориентации дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации муниципальной системы ранней профориентации дошкольников»

по наставничеству, постинтернатному сопровождению, повышение профессиональной компетенции наставников и др.

В целом реализация действующих и планируемых проектов по профориентации, адаптации воспитанников и обучающихся позволит совершенствовать нормативную базу, регламентирующую деятельность по профориентации обучающихся и постинтернатному сопро-

вождению детей-сирот, организацию межведомственного взаимодействия региональной системы образования с учреждениями системы труда и занятости населения, реального сектора экономики, процесс сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся на основе принципов системности, непрерывности, социального партнерства.

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Н. Г. Хвалевко, кандидат психологических наук

Чаще всего вопрос о профессиональном самоопределении возникает у обучающихся в старших классах в связи с необходимостью выбора дальнейшего образовательного пути. Однако, на наш взгляд, к этому их нужно готовить, начиная с детского сада. В рамках преемственности по профориентации дошкольная образовательная организация является первоначальным звеном в единой системе непрерывного образования. Дошкольная организация — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях, здесь дети знакомятся с многообразием профессий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») нацеливает на формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества путем развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека [1]. Однако практика работы показывает, что представление о занятости взрослых у детей размыто, родители очень редко рассказывают детям о своей профессии, о том, в чем сущность их профессиональной деятельности. В то же время в образовательных организациях уделяется недостаточное внимание ранней профессиональной ориентации воспитанников.

Нами выявлен ряд причин данной проблемы:

• не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

• недостаточно используются современные формы, методы ранней профориентации;

• низкая компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста;

• не учитывается состояние современного регионального и муниципального рынков труда;

• недостаточная заинтересованность родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста.

С целью создания и развития системы ранней профориентации воспитанников дошкольных образовательных организаций (ДОО) ученый совет КРИРПО утвердил программу экспериментальной деятельности по теме «Разработка и реализация системы ранней профориентации дошкольников как элемента муниципальной системы профориентационной работы». Базовыми площадками КРИРПО стали четыре образовательные организации Междуречен-ского городского округа. Во всех базовых образовательных организациях утверждены проблемно-творческие группы.

На муниципальном уровне разработана программа и принято положение «Об организации работы по ранней профориентации воспитанников», где определены цели, задачи и основные этапы деятельности в данном направлении.

На стадии подготовительного этапа утверждены основные нормативные документы, проводится диагностика детей, анкетирование родителей, заключаются договоры о сотрудничестве, разрабатываются планы, положения о конкурсах. В функциональные обязанности педагоги-

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 4 (59) 2018

43

ческих работников детских садов, участвующих в эксперименте, внесены изменения,связанные с организацией работы по ранней профориентации. На втором этапе проводятся семинары, конкурсы для родителей и педагогов ДОО, в рамках непрерывной учебной деятельности организуются учебные занятия профориентационной направленности. На заключительном этапе планируются проведение мониторинга результативности профориентационной работы в детском саду, обобщение опыта и подготовка методических рекомендаций.

КРИРПО совместно с базовыми учреждениями разработаны критерии результативности работы ДОО по ранней профориентации:

• нормативно-правовые документы;

• учебно-методическое и научно-методическое обеспечение деятельности по ранней профориентации;

• профессиональные компетенции педагогических и руководящих работников;

• информационное сопровождение работы.

Для каждого критерия определены показатели. Например, показателями критерия «профессиональные компетенции педагогических и руководящих работников», на наш взгляд, являются:

• степень вовлеченности работников образовательного учреждения в профориентационную деятельность;

• удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате данной работы;

• повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников;

• повышение профессиональной активности педагогического коллектива образовательной организации:

а) % участия в конкурсах профессионального мастерства,

б) %% участия в семинарах и вебинарах,

в) %% участия в конференциях различного уровня;

• количество проведенных мероприятий на базе образовательной организации по вопросам ранней профориентации.

Мы рассматриваем три основных направления деятельности ДОО по ранней профориентации: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям, совместная деятельность детей и взрослых.

Организовывая работу в направлении «приближение детей к труду взрослых», мы часто обращаемся к произведениям изобразительного искусства. В частности, демонстрируя фотографию памятника сантехнику, установленному

в городе Омске, воспитатель предварительно проводит беседу с воспитанниками, рассказывает о важности и необходимости данной профессии. Прослушивание песен о шахтерах, врачах, учителях сопровождается беседами о данных профессиях. Лепка, аппликация, конструирование — все эти виды деятельности используются при ознакомлении с профессиями пекаря, модельера и т. д. Выполнение физических упражнений детьми организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвива-ющих упражнений «Строим дом» позволяет символически воспроизвести действия строителей, «Пожарные на учении» — действия пожарных.

С целью приближения работы взрослых к детям в практической деятельности используем экскурсии, проекты, квесты, практические конференции. Учитывая возраст воспитанников, организовываем экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, школу, магазин, аптеку, парикмахерскую, ателье, на почту. Педагог в ходе экскурсии дополнительно рассказывает о требованиях данных профессий и по возможности вовлекает детей в производственный процесс. Также широко применяем виртуальные экскурсии, используя банк методических разработок и привлекая родителей.

Совместная деятельность детей и взрослых организуется в игровой форме, при этом используются возможности развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ранней профориентации (малые архитектурные формы на территории ДОО, центры «Хочу все знать», игровые комплексы «Кафе», «Магазин», «Золушка» и т. д.)

В Междуреченске прошла первая практическая конференция дошкольников «Первые шаги в мир профессий», участниками которой стали родители, педагоги и воспитанники.

С целью формирования банка методических разработок были организованы:

• городской смотр-конкурс «Развивающая предметно-пространственная среда по ранней профориентации»;

• городской конкурс видеоматериалов по ранней профориентации;

• городской конкурс методических разработок по ранней профориентации.

Мы считаем, что ранняя профориентация может и должна происходить в стенах дошкольного учреждения и заключается она не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда и миром профес-

44

«образование. карьера. общество» №4 (59) 2018

сий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразной она будет, тем легче ему будет сделать в будущем решающий выбор, который определит его жизнь.

На основании промежуточных результатов деятельности базовых площадок можно сказать, что наличие системы работы по ранней профориентации, плана взаимодействия с родителями и предприятиями- партнерами позволяет детям дошкольного возраста получить более широкий спектр информации о профессиях нашего муни-

ципалитета и региона, способствует активизации интереса детей к миру профессий, формированию уважительного отношения к труду.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155] : информационно-правовой портал // Гарант.РУ / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». — Москва. — Режим доступа : http://www.garant.ru.

ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н. В. Доброногова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Анжеро-Судженск

Один из важнейших вопросов в жизни каждого человека — вопрос выбора профессии. Правильный ответ на этот вопрос в условиях постоянно меняющейся экономики, когда потребность рынка труда сложно прогнозировать, весьма актуален. Молодым людям все труднее пользоваться советами родителей, учителей и друзей или опираться на их опыт. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь, должен овладеть технологией выбора и нести за него ответственность. Важно, чтобы старшеклассники осознанно строили образовательно-профессиональный маршрут, исходя их собственных интересов, способностей и возможностей, потребностей рынка образовательных услуг муниципалитета, региона. Обучающиеся, проживающие в городах с населением менее 100 тысяч человек, делают выбор примерно из 700 профессий, а жители крупных мегаполисов — из 2-3 тысяч. При этом низкая информированность их о рынке труда, о своих возможностях и личной направленности позволяет говорить о том, что выбор обучающихся осуществляется практически вслепую.

Для того чтобы школьники могли простроить образовательно-профессиональную траекторию, они должны владеть информацией о своих способностях, возможностях, интересах, требо-

ваниях выбранной профессии, о востребованности профессии.

Одной из форм профинформирования обучающихся является массовое профориен-тационное мероприятие, такое как областной Фестиваль рабочих профессий, посвященный 75-летию Кемеровской области. Участники массового мероприятия посетили различные мастер-классы, приняли участие в проф-ориентационном квесте, по итогам которого победители получили поощрительные призы.

В этот же день во всех городах Кемеровской области прошли городские фестивали, которые направлены на привлечение воспитанников и обучающихся к выбору профессий, востребованных на рынке труда Кемеровской области, ориентацию студентов на дальнейшее трудоустройство в регионе по полученной профессии/специальности и построение карьеры. В мероприятии приняли участие организации, взаимодействие которых осуществляется через различные механизмы: план совместных мероприятий, договоры и соглашения о сотрудничестве.

Традиционно фестиваль проводится весной, когда наиболее актуальны вопросы, связанные с выбором будущей профессии выпускниками школ. Основные его участники — учащиеся старших классов, которым предстоит выбрать профессию. Обучающиеся на таких мероприятиях получают достоверную и полную информацию о существующей и прогнозируемой потребности экономики в профессиях, что способствует формированию сознательного отношения к выбору профессии, профиля и уровня получа-

«ОБРАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 4 (59) 2018

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.