Научная статья на тему 'ЛЭПБУК КАК ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ЛЭПБУК КАК ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лэпбук / занимательность / активность / особые образовательные потребности / дидактическое пособие / laptop / entertainment / activity / special educational needs / didactic manual

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Ольга Николаевна

В статье рассматривается вопрос о повышении эффективности в получении новых знаний у детей с особыми образовательными потребностями в процессе использования методического пособия – лэпбука. Для детей с ограничениями здоровья очень важно «прочувствовать» новую информацию, осознать ее через сенсорное восприятие. Лэпбук позволяет повысить активность ребят, расширить их познавательные возможности в изучении и закреплении новых знаний посредством игр и создания серии занимательных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAPTOP AS AN INTERESTING NEW KNOWLEDGE GETTING IN CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

The article is devoted to the issue of increasing the efficiency in obtaining new knowledge for children with special educational needs in the process of using a methodological manual a laptop. It is very important for children with disabilities to “feel” new information, to realize it through sensory perception. The laptop allows you to increase the activity of children, expand their cognitive capabilities in the study and consolidation of new knowledge through games and the creation of entertaining tasks series.

Текст научной работы на тему «ЛЭПБУК КАК ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

УДК 373.2+376

DOI 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_68

ЛЭПБУК КАК ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Тарасова Ольга Николаевна.

Россия, г. Новосибирск, МБДОУ детский сад «Теремок» р.п. Краснообска, студентка ФГБОУ ВО «НГПУ», oliktarassova@gmail.com.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о повышении эффективности в получении новых знаний у детей с особыми образовательными потребностями в процессе использования методического пособия - лэпбука. Для детей с ограничениями здоровья очень важно «прочувствовать» новую информацию, осознать ее через сенсорное восприятие. Лэпбук позволяет повысить активность ребят, расширить их познавательные возможности в изучении и закреплении новых знаний посредством игр и создания серии занимательных заданий.

Ключевые слова: лэпбук, занимательность, активность, особые образовательные потребности, дидактическое пособие.

LAPTOP AS AN INTERESTING NEW KNOWLEDGE GETTING IN CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

Tarasova Olga Nikolaevna.

Russia, Novosibirsk, MSChEI kindergarten "Teremok" r.p. Krasnoobsk, student of FSChEI "NGPU", oliktarassova@gmail.com.

Abstract. The article is devoted to the issue of increasing the efficiency in obtaining new knowledge for children with special educational needs in the process of using a methodological manual - a laptop. It is very important for children with disabilities to "feel" new information, to realize it through sensory perception. The laptop allows you to increase the activity of children, expand their cognitive capabilities in the study and consolidation of new knowledge through games and the creation of entertaining tasks series.

Key words: laptop, entertainment, activity, special educational needs, didactic manual.

« Чудо-папку открываю, много нового узнаю»

При работе по ФГОС дошкольного образования у педагогов возникла необходимость применять новые идеи, подходы, формы и методы в своей деятельности, которые направлены на интересы дошкольников и максимально эффективно бы решали педагогические, образовательные, воспитательные и

социальные задачи в вопросах мотивации и повышения активности в познавательной деятельности [1; 6].

В настоящее время широко используется практиками в образовательных учреждениях интересное и увлекательное для детей методическое пособие, которое имеет название - лэпбук.

Лэпбук (1арЬоок - в дословном переводе с английского языка «наколенная книга) представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Это тематическая папка или коллекция небольших книжек с кармашками, окошечками, которые дают возможность, разместить информацию в виде текстов рисунков, диаграмм и графиков плоских предметов в любой форме и практически на любую тему [4].

Педагоги определяют сами или при опросе, или беседах с детьми интересующую тему для изучения, далее начинают собирать и формировать книгу из отдельных частей в единое целое, креативно оформляя, используя всевозможные цвета, формы и материалы. Для более долговечного использования основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Важным моментом при формировании темы лэпбука необходимо в первую очередь учитывать интерес, значимость самой темы и выполнима ли она ребенком (соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, возможностям воспринимать информацию и усваивать ее: зрительно, осязательно, с помощью слуха). Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук.

По своей сути лэпбук - это собирательный образ всеми известного информационного плаката, интерактивной книги и раздаточного материла, который направлен на поддержку инициативы детей в различных видах познавательной деятельности, развитие творческого потенциала, занимательного изучения в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формирование познавательных интересов и действий ребенка.

Компактная форма лэпбука активно используется в педагогической деятельности при решении многих задач, как один из способов, помогающий изучить и закрепить определенную, необходимую тему с детьми, осмыслить ее содержание, возможность провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок непосредственно участвует в поиске, сортировке и анализе получаемой информации, дальнейшего презентации проекта. Данный вид дидактического пособия помогает ребенку сформировать информацию по теме, лучше понять, осмыслить и запомнить новый сложный материал, повторить пройденный.

Привлекательная и интересная форма лэпбука хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей, есть возможность выбрать задания под силу каждому (одни ребята изучают кармашки с карточками, а другие дети выполняют задания, подразумевающие умение писать, читать и т.д.).

Лэпбук может выступать также одним из видов взаимодействия взрослых и детей. Данную книжку могут создавать и сами дети при помощи педагогов с привлечением родителей. Члены семьи помогают в сборе информации, изготовлении карточек, подборе необходимых игрушек для размещения в кармашки. В этом случае развиваются творческие способности, коллективные коммуникативные навыки, партнерское взаимодействие, идет развитие речи [3]. Детям необходимы увлекательные, яркие и эмоциональные занятия, вызывающие интерес к познанию, что и дает изучение тем с использованием лэпбука.

Преимущества использования Лэпбуков для детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дети самостоятельно собирают, подбирают нужную информацию структурируют данные по выбранной теме.

2. Побуждение интереса к планированию, самостоятельному сбору и организации информации.

3. Помогает разнообразить занятие и совместную деятельность со взрослыми.

4. Побуждение интереса к познавательному развитию и мышлению.

5. Развитие креативности и творческих способностей к запоминанию.

6. Объединяет детей для увлекательного и полезного занятия, способствует формированию социальной значимости.

7. Широкий спектр использования как для групповой, подгрупповой, индивидуальной работы, так и для самостоятельной в домашних условиях.

8. Знакомит с разными материалами (фетр, гофрированная бумага, ткань и т.д.), компонуя части лэпбука, развивая сенсорику.

Далее будет представлен лэпбук «Основы безопасности жизни в доме», который был сделан для детей среднего и старшего дошкольного возраста с ООП (Рис.1).

Цель данного лэпбука: формирование системы знаний, умений и навыков детей по правилам и основам безопасности жизнедеятельности в доме. Задачи:

- повторить и закрепить знания о предметах быта, довести до детей важность соблюдения правил безопасности в доме;

- познакомить с правилами, ситуациями и последствиями несоблюдения правил безопасности;

- сформировать знания и умения классифицировать опасные предметы в быту: режущие, бьющиеся, обжигающие, отравляющие и другие;

- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

- развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность в действиях;

- научить детей предвидеть опасные события, уметь их избегать;

- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

- воспитывать чувство ответственности.

Рисунок 1. Общий вид лэпбука

В данном лепбуке собраны материалы о правилах безопасности жизнедеятельности в доме для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с ООП. Лэпбук содержит разнообразный занимательный материал для развития логического мышления и формирования практических умений и навыков по безопасности жизни в доме, включая специально целенаправленно подобранный стимульный материал.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников с ООП занимательным развивающим играм, развлечениям принадлежит немаловажная роль. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их, а процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к поставленной задаче, невозможен без активной работы мысли и непосредственного практического участия в деятельности, что позволяет осуществить лэпбук.

Рисунок 2. Оформление лэпбука

В него входит 10 развивающих заданий, позволяющие организовать. игры и упражнения по безопасности в доме. Развивающие элементы:

- Кармашки с карточками опросниками;

- Кармашки «Раскраски», «Лабиринты»;

- Кармашки с фотографиями, иллюстрациями;

- Кармашки со стихами и загадками;

- Палочки-пазлы;

- Палочки-смайлы;

- Развивающие игры «Сто бед», «Убери на место» и др.

Лэпбук оформлен в форме объемной папки. Элементы папки: две титульные страницы в виде жилого многоквартирного дома. Внутренние страницы с заданиями. Интересными элементами являются деревянные палочки-пазлы с картинками по безопасности и ситуациями, карточки опросники, с палочками-смайлами (возможность ребенку указывать правильность/не правильность действий), картинки с кармашками.

Интерактивное дидактическое пособие «Основы безопасности жизни в доме» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально-коррекционной работе с детьми, с детьми в самостоятельной и совместной игровой деятельности, вместе с родителями. Благодаря данной форме работы дети многое узнают об опасных предметах в доме, узнают и с удовольствием разбирают опасные ситуации, рассуждают над смыслом изображений на картинках, отгадывают загадки, узнают о правилах безопасности в доме.

Работа с лэпбуком позволяет разнообразить работу, создать атмосферу общности интересов, тем самым повысить познавательную активность и мотивацию у данной группы детей.

На представленных ниже фотографиях (Рис. 3) показаны различные задания, начиная от сборки пазлов на деревянных палочках для закрепления знаний об опасных ситуациях, материалы, способствующие развитию мелкой моторики и мышления. Показаны игры «Мы спасатели», «Сто бед», где на картинках изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации. Дети закрепляют представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, идет развитие внимания, воспитывается сочувственное отношение к пострадавшему, ребенку предлагается рассказать, что случилось и как можно избежать таких ситуаций.

Еще одна интересная игра которую дети с удовольствием выполняют называется: «Пригласи мишку в гости». При выполнении этого задания ребенок запоминает свой адрес, активно обсуждают детали своего района проживания (рассказывают о детских площадках во дворе, о высоте, цвете своего дома, и т.д.) Знание места своего проживание очень важно для безопасности детей.

Рисунок 3. Развивающие игры

В заключении хочется отметить, что такие увлекательные занятия создают благоприятные условия развития личностных качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, помогают создать условия для поддержки детской инициативы и развития творческого потенциала, организации совместной коммуникативной атмосферы в группе, активного речевого развития. Создаются условия для получения и усвоения новой информации в занимательном формате, в более легкой и доступной форме для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку.

Библиографический список.

1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 111 с.

2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук - «наколенная книга» // Обруч. - 2015. -№4. - С. 29-30.

3. Косенко Г.Н., Одинокова Н.А. Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (23-24 мая 2013г.). - Новосибирск, НГПУ, 2013. -С. 152-155.

4. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. - URL: http://ds40.ucoz.org/pdd/metod/metodicheskoe_posobie_lehpbuk_v_rabote_s_doshk olni.pdf

5. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. - URL: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. № 1155) с изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.