Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения'

Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛЭПБУК / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / GROWTH / COGNITIVE ACTIVITY / INTERACTIVE TECHNOLOGY / LAPBOOK / DIDACTIC MANUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березкина Евгения Алексеевна, Максимова Лена Иннокентьевна

Статья раскрывает опыт работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения. Описаны теоретические аспекты и задачи реализации познавательной активности детей. Дана структурная характеристика интерактивной технологии «лэпбук». Представлена система работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения.The article reveals the experience of the growth of cognitive activity in children of middle preschool age through interactive learning technology. Theoretical aspects and tasks for the implementation of children’s cognitive activity are described. The structural characteristic of the interactive technology laptop book is given. The system of work on the growth of cognitive activity in children of middle preschool age through interactive learning technology is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

GROWTH OF COGNITIVE ACTIVITY IN CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE THROUGH INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGY

УДК 371

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10274

Березкина Евгения Алексеевна

студентка, кафедра дошкольного образования ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К. Аммосова» Якутск, Россия Максимова Лена Иннокентьевна

к.п.н., доцент, кафедра дошкольного образования ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К. Аммосова» Якутск, Россия Berezkina Evgeniya Alekseevna aninia-91@mail.ru Maksimova Lena Innokentievna aninia-91@mail.ru

Аннотация

Статья раскрывает опыт работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения. Описаны теоретические аспекты и задачи реализации познавательной активности детей. Дана структурная характеристика интерактивной технологии «лэпбук». Представлена система работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения.

Annotation

The article reveals the experience of the growth of cognitive activity in children of middle preschool age through interactive learning technology. Theoretical aspects and tasks for the implementation of children's cognitive activity are described. The structural characteristic of the interactive technology laptop book is given. The system of work on the growth of cognitive activity in children of middle preschool age through interactive learning technology is presented.

Ключевые слова: развитие, познавательная активность, интерактивная технология, лэпбук, дидактическое пособие.

Keywords: growth, cognitive activity, interactive technology, lapbook, didactic manual.

1614

Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового [4].

Программы нового поколения в соответствии с требованиями ФГОС учитывают изменения современного мира. Педагоги не должны забывать, что в процессе познания участвуют все психические процессы ребенка. Если взрослые не будут их развивать, то познавательное развитие ребенка будет не полноценным [1].

Проблеме познавательной активности и проявление ее в игровой форме посвящены исследования Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Г.И. Щукиной, Е.И. Щербаковой, В.В. Щетининой, А.А. Фролова, И.В. Веснина, Л.В. Шинкаревой, А.П. Канищенко.

Г.И. Щукина, целенаправленно изучавшая познавательную активность в педагогике, объясняет это понятие следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [3].

Познавательная активность детей проявляется в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в стремлении понять суть, найти имеющиеся между ними отношения связи.

Наиболее интересным и эффективным методом развития познавательной активности является интерактивные технологии. Применение интерактивного обучения дает положительную динамику роста уровня познавательной активности воспитанников. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем

1615

обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Для реализации задач познавательного развития детей, их познавательной активности можно использовать интерактивную технологию, как «лэпбук».

Лэпбук - это не просто интерактивная папка, а эффективная технология, которая отвечает современным требованиям организации предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС [2].

К средствам обучения относят разные источники получения информации для детей. Лэпбук относится] к разновидностям демонстрационных дидактических средств. В| процессе совместной деятельности с детьми) может применяться в качестве развивающего, наглядного пособия.

Так было создано дидактическое пособие «Радуга цвета». Папка-раскладушка направлена на формирование сенсорного развития, а также для развития познавательной активности детей через дидактическое пособие лэпбук.

Образовательные задачи лэпбука:

- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей через дидактические игры;

- закреплять знания цветов (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый серый);

- развивать умение: использовать эталоны как общепринятые свойства предметов: цвет, форма, размер;

- совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение);

- развивать детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Воспитательные задачи лэпбука:

- воспитывать волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с лэпбуком (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Рассмотрим этапы создания лэпбука:

1. Выбрать тему

Выбор темы может исходить от педагога как организатора педагогического процесса, но лучше, если инициатива будет исходить от детей

1616

и опираясь на их интересы. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, мы создали лэпбук так, чтобы дети могли в ней и играть и в тоже время развиваться.

2. Составить план.

На данном этапе необходимо было построить работу, чтобы определиться с содержанием и наполнением лэпбука. В данном этапе мы использовали фантазию, интернет ресурсы, журналы, чтобы данное пособие не было не только игрой, а также для развития познавательной активности.

3. Рисуем макет.

Разные элементы лэпбука были собраны воедино, чтобы понимать, как все детали будут расположены.

4. Создаем лэпбук.

Опираясь на разработанный макет был изготовлен сам лэпбук. Чтобы сделать «лэпбук» необходимо мы взяли листы плотной бумаги формата А4 для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная бумага. Традиционно папки «лэпбуков» делаются с двустворчатыми, открывающимися противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из плотной бумаги. После этого на папку изнутри наклеить листы для фона. Наша книжка состояла из 8 сторон. Эти стороны имеют цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый), которые должен знать ребенок среднего дошкольного возраста. Кармашки имеют таких же цветов. В каждом кармашке имеются дидактические игры. Снаружи обложка обклеивается цветной бумагой и ее можно украсить по своему усмотрению.

Используемые материалы: ножницы, клей, карандаш, цветные фломастеры, ленты, скотч, цветной картон и цветные бумаги. Кроме этого, для создания красочного «лэпбука» нужна безграничная фантазия.

5. Лэпбук.

После создания лэпбука внесли его в предметно-развивающую среду группы, для организации самостоятельной деятельности и использовалась для индивидуальной и подгрупповой работы.

Данное пособие активизировало у детей интерес к познавательной деятельности; помогало разнообразить совместную деятельность 1со взрослым; помогло детям лучше понять и запомнить информацию; объединяло педагогов, детей и родителей; способствовало повторению и закреплению пройденного материала.

Лэпбук «Радуга цвета» предназначен для детей 4-6 лет. Фон листов книжки состоит из восьми цветов, для закрепления основных цветов. Были

1617

вклеены кармашки с наглядной информацией по теме лэпбука. В данном

пособии на развороте были использованы кармашки:

1) В первом кармашке «Звуки в словах» имеются фигуры гласного и согласного звуков.

2) Во втором кармашке игра «Танграм для умения сочетать фигуры по образцу.

3) Третий кармашек называется «Посчитай сколько?» для счета до пяти.

4) Четвертый кармашек называется «Овощи и фрукты». Данный кармашек содержит в себе картинки овощей, фруктов и ягод для выкладывания по признакам.

5) Пятый кармашек для мелкой моторики рук.

6) Шестой кармашек называется «Разрезные картинки». В нем имеются картинки для представления о целостном предмете.

7) В седьмом кармашке имеется игра «Бабочки и цветочки» для развития о знании цветов.

8) Восьмой кармашек — это игра «Сколько на рисунке предметов и животных?» для счета до 5.

9) Девятый кармашек творческое задание «Раскраска» для подбирания цвета по образцу.

10) Десятый кармашек называется «Умные задания», «Стишки по цвету». Здесь можно найти листы с различными заданиями в виде цветных картин.

11) Одиннадцатый кармашек «Подбери пару по цвету», «Подбери цветочки по цвету» для соотношения предметов по цвету.

12) В двенадцатом кармашке имеется игра «Как создать геометрическую фигуру» для исследования.

Таблица 1 - содержание I системы работы по развитию познавательной активности посредством лэпбук.

Тема Познавательные задачи Формы 1и методы работы

«Радуга цвета» Закреплять знания детей цветов: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый. 1) Развивающая игра: «Цветные страницы».

Учить находить звуки в словах (гласный, согласный). Назови форму и цвет фигур. 2)Занимательное задание: «Звуки в словах».

1618

Продолжать знакомить с игрой «Танграм». Формировать умение сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур; составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. 3)Дидактическая игра: «Танграм».

Продолжать учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку. 4)Математическая игра: «Посчитай сколько?».

Расширять представления детей о природе. Продолжать представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, перец, картошка, капуста и др.) и ягодах (малина, клубника, красная смородина, голубика, брусника и др.). Учить рассказывать об их отличительных признаках. Учить правильно называть цвета. 5)Развивающая игра: «Овощи и фрукты».

Развивать сенсорно-двигательные навыки, мелкую моторику рук в сочетании с речью: развивать коммуникативные способности детей в процессе пальчикового театра. 6)Игра на мелкую моторику: «Пальчиковая игра».

Формировать умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку по цвету, 7)Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

1619

признакам, разрезанную на 4, 6, 8 частей.

Развивать представления о цвете. Учить разлаживать предметы по признакам (по цвету). 8)Дидактическая игра: «Бабочки и цветочки».

Закреплять считать до 5. Закреплять понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа. Продолжать учить называть цвета, признаки предметов. 9)Логическая игра: «Сколько на рисунке предметов и животных?» для 1счета до 5

Учить правильно подбирать цвета по образцу. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Закреплять умение правильно держать карандаш, фломастер. 10)Творческое задание: «Раскраска».

Учить правильно выполнять задания по цвету. Развивать внимание, память, восприятие, мышление детей, а также заложить основы пространственного воображения. Выполнять задания с удовольствием и без принуждения. Только в этом случае будет развиваться интерес к познанию и обучению. Закреплять знания детей цветов: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый. 11) Занимательное задание: «Умные задания», «Стишки по цвету».

1620

Закреплять знания названий предметов, упражнение в соотношении предметов по цвету, усвоение названий цветов. 12) Дидактическая игра: «Подбери пару по цвету», «Подбери цветочки по цвету».

Закрепить знание о геометрических фигурах. 13)Исследовательская деятельность: «Как создать геометрическую фигуру».

В маленькой книжке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Все сделано своими руками. Можно нарисовать самим, вырезать из старых книжек, использовать подручные средства. Такая необычная подача материала обязательно привлекает внимание ребенка. Дети с удовольствием применяли лэпбук при самостоятельной деятельности. В результате этого, незаметно для себя закрепляли и повторяли пройденный материал.

Таким образом, нами разработанная система работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии обучения позволила на основе применения различных форм и методов обучения закрепить основных цветов в процессе игровой, творческой и исследовательской деятельности.

Литература

1. Алябьева, Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет/Ю.А.Альябева.-М.: ТЦ Сфера, 2018.-112с.

2. Тихомирова, Е. Лэпбук - эффективная технология логопедической работы / Е.Тихомирова // Дошкольное воспитание. -2017.- №12. - С.57-58.

3. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1971.

4. https: //alldoshkol. ru/process/poznavatelnaya-aktivnost

Literature

1. Alyabeva, E. A. How to develop logical thinking in a child of 5-8 years/Yu. a. Alyabeva. - M.: shopping center Sphere, 2018. - 112c.

1621

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.