ЛЕО КЕСТЕНБЕРГ - ПЕРВЫЙ ПОЧЁТНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИСМЕ)
Т. И. Благинина,
Пензенский государственный университет
Аннотация. В статье представлены историко-биографические сведения о Лео Ке-стенберге; охарактеризованы ведущие направления его музыкально-педагогической деятельности; раскрыта сущность реформы музыкального образования, проведённой им в Германии до начала Второй мировой войны; сделан акцент на анализе его музыкально-педагогических воззрений, явившихся тем базисом, на котором разрабатывались стратегические направления деятельности Международного общества музыкального образования (ИСМЕ).
Ключевые слова: музыкальное образование, ИСМЕ, Лео Кестенберг.
Summary. The article presents the historical and biographical information about Leo Kestenberg, describes the leading directions of his musical and educational activities; reveals the essence of the reform in music education, made by him in Germany before the Second World War, and focuses at the analysis of his musical and pedagogical views, which were the bases to develop the strategic activities of the International Society for Music Education (ISME).
166
Keywords: music education, ISME, Leo Kestenberg.
Лео Кестенберг (Leo Kestenberg, 1882-1962) - один из известнейших и авторитетных деятелей музыкального образования XX столетия, внёсший значительный вклад в учреждение в 1953 году Международного общества музыкального образования (ИСМЕ) и избранный в 1956 году первым почётным президентом этого уникального сообщества педагогов-музыкантов.
Блестяще образованный музыкант, ученик Ф. Бузони по классу фортепиано в Берлинской музыкальной академии, Л. Кестенберг впервые зая-
вил о себе в 1900 году, когда в возрасте 18 лет дал свой первый сольный концерт. Проявив себя как талантливый пианист, он с самого начала своего творческого пути увлёкся и педагогической работой, успешно обучая фортепианному исполнительству студенческую молодёжь. При этом спектр его профессиональных интересов не ограничивался фортепианным искусством. По окончании академии он много лет руководил Берлинским рабочим хором, выступал с лекциями и концертами перед рабочей и молодёжной аудиторией. Его активная по-
зиция в разных областях общественной жизни и глубокие познания в сфере философии, культуры и педагогики оказались настолько востребованными, что уже в 20-е годы прошлого столетия он становится ключевой фигурой в сфере музыкального образования и просвещения Германии. Его приглашают в Высшую школу музыки в Берлине в качестве профессора, он принимает также предложение стать музыкальным советником в Прусском министерстве науки, искусства и народного образования.
В музыкально-педагогических воззрениях Л. Кестенберга уже в эти годы заявляет о себе приверженность педагога-музыканта к социал-демократическому движению: он активно проводит в жизнь идею о том, что музыкальное образование должно быть основано на принципах социального равенства и всестороннего гармонического развития творческих способностей человека.
В опубликованном в 1921 году труде «Музыкальное обучение и воспитание музыкой» ("Musikerziehung und Musikpflege") Л. Кестенберг обосновывает необходимость создания в Германии новой системы музыкального образования и излагает её теоретические основы. В историю педагогики музыкального образования эта система вошла как «реформа Кестенберга», которая, благодаря усилиям её автора, постепенно, шаг за шагом внедрялась в практику.
Реформа, основанная на идеях Л. Кестенберга, была целостна и системна, поскольку охватывала все звенья и этапы музыкального образования - от детского сада до высших учебных заведений. Её значимой частью являлось введение обязательного
преподавания музыки в общеобразовательных школах, ибо каждый человек, по мнению педагога-музыканта, независимо от своего происхождения должен иметь возможность получить музыкальное воспитание.
В своих теоретических основах система Лео Кестенберга базировалась на положениях личностно-цен-трированной педагогики. Педагог-музыкант считал необходимым сделать процесс обучения «живым», отрицал «механистичность», поскольку цель обучения он видел не в овладении учащимся отдельными умениями и навыками, но гораздо глубже - в обретении духовно освоенного музыкального опыта, что ведёт к гармоническому развитию способностей личности [1, с. 61].
По глубокому убеждению Лео Ке-стенберга, только творческое освоение музыкального произведения, под которым педагог-музыкант понимал творческое «воссоздание» музыкального произведения в процессе его исполнения и духовно-эмоционального осмысления (включая слушание), может привести к осознанию учащимся идеалов человечности и способствовать воспитанию, «направленному к человеку».
Воплощая свои идеи в жизнь, Лео Кестенберг не только организовал подготовку учителей музыки на специально созданных факультетах учебных заведений в целом ряде городов (Берлине, Бреслау, Кёльне, Кёнигсберге), но и добился повышения их статуса, который был приравнен к статусу преподавателей других предметов. По его инициативе были организованы общественные музыкальные школы, действующие и поныне. Педагог-музыкант сформулировал экзаменационные требования для преподава-
167
168
телей фортепиано, на которые и сегодня ориентируются музыкально-педагогические факультеты в высших музыкальных школах Германии, ввёл государственные экзамены для частных преподавателей музыки, разработал методические указания для занятий музыкой в детских садах.
Первостепенное значение Л. Кестенберг придавал реализации права квалифицированного и творческого учителя на собственный подход к преподаванию, справедливо полагая, что педагогический успех обеспечен, если дана свобода учителю [1, с. 20]. Эти мысли созвучны нашему времени, когда творческий поиск педагогов-музыкантов, инновационные подходы в обучении, утверждение личностной профессиональной позиции становятся движущей силой музыкально-образовательного процесса.
В годы вынужденной эмиграции из фашистской Германии1 Лео Кестен-берг продолжал активно заниматься проблемами музыкального образования и просвещения, стремясь объединить усилия педагогов-музыкантов разных стран по совершенствованию системы музыкального образования. В 1934 году в Праге под его руководством открылся Международный центр по музыкальному образованию, а в 1936 году - проведена Международная конференция по музыкальному образованию, в которой приняли участие представители 21 страны. Однако его дальнейшие инициативы были прерваны начавшейся Второй мировой войной. Только после её окончания идея создания Международной организации по музыкальному образованию вновь охватила умы и сердца
музыкальных деятелей, причем не только Европы, но и Америки, а также других континентов.
В 1953 году на конференции ЮНЕСКО по музыкальному образованию в Брюсселе было принято решение об учреждении Международного общества по музыкальному образованию (International Society for Music Education). Лео Кестенберг сделал доклад на тему «Современное состояние музыкального образования в западном мире» ("The present state of music éducation in the occidental world"), в котором изложил взгляды на историю становления и развития музыкального образования в Европе, сформулировал задачи музыкального образования в широком контексте мировых проблем, с которыми столкнулось человечество после окончания Второй мировой войны. Его выступление стало тем базисом, на котором впоследствии были разработаны стратегические направления деятельности этого международного сообщества педагогов-музыкантов. Остановимся более подробно на рассмотрении положений, вынесенных Лео Кестенбергом на широкое обсуждение.
В своем докладе педагог-музыкант обращает внимание на духовно-нравственную сущность музыкального образования, истоки которого он видит в древней вокальной музыке еврейского храма, гимнах античности. При этом этико-философские предпосылки современного музыкального образования, по его мнению, были заложены уже в трудах Платона и псалмах Давида [2, с. 52].
Характеризуя исторические преобразования в европейском музыкальном обра-
Педагог-музыкант покинул страну в 1933 году.
зовании, Лео Кестенберг отмечает, что оно всегда находилось под воздействием множества могучих сил, возникающих в общественной истории, и было связано с развитием тех или иных «концепций» музыки и музыкального искусства. По его мнению, в истории европейского музыкального образования до 1750 года наблюдался процесс постепенного восхождения к гению Иоганна Себастьяна Баха. Период классицизма и романтизма, вплоть «до Густава Малера», педагог-музыкант характеризует как период «индивидуализма», когда преподавание «взяло верх над воспитанием». По его словам, это было время, когда основной акцент в музыкальном образовании ставился на обретении «искусных достижений» как ответа на требования композиторского творчества, виртуозного исполнительства, а также широкой общественности, заинтересованной в музыкальных представлениях такого рода. Однако, как замечает Л. Кестенберг, даже в этот период в европейском музыкальном образовании было много ярких личностей, внёсших значительный вклад в его «реконструкцию» как системы общего музыкального воспитания. К таким личностям он причисляет Дж. Кёрвена и С. Гловер, А. Хундеггер и других2. Деятельность этих педагогов-музыкантов рассматривается им как предтеча новой эпохи в музыкальном образовании, которая, по его мнению, началась на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Миссию музыкального образования в наступившем сложном, противоречивом столетии Лео Кестенберг видит в оказании помощи при реше-
нии глобальной проблемы «спасения цивилизации» и мобилизации для этой цели творческих сил человечества. Созидательный, творческий потенциал человека он противопоставляет силам зла, разрушения, нигилизма. Это, как говорит автор, не просто вопрос признания художественного вдохновения. Акцент ставится им на воспитании возвышенного чувства свободы, предоставления искусству законного места в образовании как силы, направленной на развитие всех форм творческой энергии человечества в целом [2, с. 53].
Особое внимание в своём докладе Л. Кестенберг уделяет раскрытию своей позиции относительно того, что представляет собой «музыкальная личность» (musical person). В круг вопросов этой проблемы входит рассмотрение, с одной стороны, «художественной творческости» (artistic creativeness) личности, а с другой - так называемой «технической музыкальности» (technical musicianship). Ссылаясь на исследования в области музыкальной психологии, педагог-музыкант подвергает анализу утвердившееся в Германии понятие «музыкальная личность» как феномен «рационального» и «материалистического» и ставшее свидетельством триумфа естественных наук, в которых, как известно, преобладает технология. В данной трактовке, критически замечает Л. Ке-стенберг, «музыкальной личностью» является одарённый «виртуоз», оснащённый прежде всего технически. Следовательно, любитель музыки «музыкальной личностью» не является, поскольку он «дилетант». Такая позиция, по его мне-
169
2 Англичане Дж. Кёрвен и С. Гловер - создатели так называемого «Тоник Соль-фа метода» обучения музыке; А. Хундеггер приспособила этот метод к особенностям немецкого языка, дав ему название «Тоника До».
170
нию, свидетельствует о том, что профессиональный музыкальный мир полностью уходит на позиции «музыкальной компетенции», чему очень способствует активная «технизация» музыкальной жизни - это и работа СМИ, радио, кино, телевидения и всё более широкое использование звукозаписывающих устройств. В данных обстоятельствах понимание «музыкальности» значительно сужается и становится только характеристикой и квалификационным показателем профессии.
В своих раздумьях Л. Кестенберг приходит к необходимости осуществления в европейском музыкальном образовании синтеза возвышенной «художественной творческости» и «технической музыкальности», включая самые высокие уровни образовательного процесса. И музыка на этом пути, по мысли педагога-музыканта, способна оказывать воспитательное воздействие на человека в любом его возрасте. Творческие силы ребёнка укрепляются посредством развития его «латентного» стремления к музицированию и получения музыкального наслаждения, а также убеждения, что голос и музыкальный инструмент являются внешними средствами выражения внутреннего мира человека, его мыслей и чувств. Главное на каждом образовательном этапе - «возвышение души до заоблачных высот». Утверждаемая здесь позиция о назначении искусства в образовании позволяет автору сделать важный вывод о том, что музыкальное образование не имеет ни начала, ни конца и осуществляется на протяжении всей жизни человека [2, с. 55]. Эта идея возрождается и живёт в наше время, требуя глубинных и всесторонних подходов к её реализации.
Л. Кестенберг обращает внимание педагогов-музыкантов на теорию Жан-Жака Руссо относительно позитивной роли импровизации в музыкальном образовании, а также на концепцию музыкально-ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза, взгляды которых были ему близки. Вместе с тем он подчёркивает, что повсюду в мире возникают всё новые и новые концепции, системы и методы музыкального воспитания и обучения, требующие осмысления. По его мнению, любые методы приемлемы, кроме диктаторского догматизма и введения единой системы для всех.
Образование не может обойтись без внутренней духовной силы, доказывает Л. Кестенберг, тем более что в мире остались шрамы от двух страшных и жестоких мировых войн. Педагог-музыкант не исключает, что идея объединения усилий всего международного музыкально-педагогического сообщества для урегулирования процессов мирного сосуществования может показаться в какой-то степени утопичной. Однако, по его глубокому убеждению, вера, духовность и художественное творчество как основы музыкального образования способны изменить мир к лучшему.
Проводимую конференцию Л. Ке-стенберг называет в своём докладе «торжественной прелюдией к будущему» и излагает так называемые символы веры. По сути, это принципы музыкального образования, которые станут руководящими идеями в деятельности ИСМЕ - первой в мире международной организации по музыкальному образованию.
Так, педагог-музыкант видит идеал человечества через призму великой идеи «Все люди - братья», поэтому од-
ним из таких символов является для него принцип всеобщности (universality) музыкального образования.
Размышляя о необходимости развития способности человека к гармоничному сотрудничеству, Л. Кестен-берг указывает на многочисленные примеры и образцы свободного коллективного творчества, каковыми являются фольклор, мифология, библейские сюжеты и легенды, народные песни и т. п. Это даёт ему основания считать ещё одним символом веры коллективную деятельность (communal activity), которую он выдвигает в качестве принципа музыкального образования.
Педагог-музыкант не мыслит музыкального образования вне единства с духовно-нравственными убеждениями человека, поэтому третьим символом веры он считает религиозную этику (religious ethics). Нравственно-этическая направленность музыкального образования, поясняет Л. Кес-тенберг, определяет его истинную суть, «его дыхание» и высокое предназначение [2, с. 57].
В 2013 году отмечается 60-летие Международного общества музыкального образования (ИСМЕ), у истоков создания которого стоял Лео Кестен-берг. И сегодня педагоги-музыканты разных стран вновь и вновь обращают свои взоры к деятельности этой
организации и её первого почётного президента. Память о нём увековечена также присвоением его имени одной из музыкальных школ в Берлине и открытием в 2009 году в Германии Международного общества Лео Кестенберга.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kestenberg, L. Musikerziehung und Musikpflege [Текст] / L. Kestenberg. - Leipzig : Quelle & Meyer, 1921. - 148 р.
2. Kestenberg, L. The present state of music education in the occidental world [Текст] / L. Kestenberg // Music in Education. International Conference on the Role and Place of Music in the Education of Youth and Adults. Brussels, 29 June to 9 July 1953. -Paris : Unesco, 1955. - P. 52-58.
3. Gruhn, W. Leo Kestenberg (1882-1962) [Текст] / W. Gruhn // International Journal of Music Education. United Kingdom. -2004. - N 2. - Р. 103-129.
4. Gruhn, W. Leo Kestenberg - the well-known unknown : a pioneer of internationalism and universalism in music education [Электронный ресурс] / W. Gruhn // Abstracts of the 30th ISME World Conference on Music Education: 15th-20th July 2012. Режим доступа: http://isuu.com/official_isme/docs/30_ 171
abstracts
5. McCarthy, M. Toward a Global Community : The International Society for Music Education 1953-2003 [Текст] / M. McCarthy. -Australia : The University of Western Australia, 2004. - 258 p.