Научная статья на тему 'У истоков становления и развития международного сотрудничества в сфере музыкального образования'

У истоков становления и развития международного сотрудничества в сфере музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
786
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ИСМЕ / ISME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Благинина Т.И.

В статье раскрываются предпосылки возникновения Международной организации по музыкальному образованию (ИСМЕ), основные направления деятельности в период её становления и роль этой организации как одной из ведущих комплексных форм международного сотрудничества в музыкальном образовании, способствующей вхождению России в мировое музыкально-образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intention of this paper is to uncover the premises of The International Society for Music Education (ISME), the main activities during the period of its formation and the role of this organization as one of the leading complex forms of the international cooperation in music education, that promotes the entrance of Russia into the world of music-educational space

Текст научной работы на тему «У истоков становления и развития международного сотрудничества в сфере музыкального образования»

У ИСТОКОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. Благинина,

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Аннотация. В статье раскрываются предпосылки возникновения Международной организации по музыкальному образованию (ИСМЕ), основные направления деятельности в период её становления и роль этой организации как одной из ведущих комплексных форм международного сотрудничества в музыкальном образовании, способствующей вхождению России в мировое музыкально-образовательное пространство.

Ключевые слова: международное сотрудничество, музыкальное образование, ИСМЕ.

Summary. The intention of this paper is to uncover the premises of The International Society for Music Education (ISME), the main activities during the period of its formation and the role of this organization as one of the leading complex forms of the international cooperation in music education, that promotes the entrance of Russia into the world of music-educational space.

Keywords: international cooperation, music education, ISME.

Вступление мирового сообщества в XXI век происходит в условиях глобализации всех сфер современной жизни. Широкое развитие информационных и коммуникативных технологий, рост разнохарактерных связей между государствами и народами делают этот процесс необратимым. Важной частью процесса глобализации является формирование международного образовательного пространства. Взаимодействие и международное сотрудничество государств в области образования становятся более динамичными и эффективными. Задача вхождения России в международное образовательное пространство, по-

ставленная в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, определяет генеральный курс модернизации отечественного образования, в том числе музыкального.

Усиливающийся в мире интерес к национальным музыкальным культурам и искусству, утверждение средствами музыки и музыкального образования общечеловеческих ценностей, сосуществование в одном временном духовном мироздании объективно требуют осмысления путей и форм международного сотрудничества в сфере музыкального образования.

Важную роль в укреплении и системном расширении международ-

137

ного сотрудничества в образовании играют, как известно, международные организации. В сфере музыкального образования такой организацией является Международное общество по музыкальному образованию. Представляется целесообразным и актуальным рассмотрение предпосылок возникновения этой организации и основных направлений деятельности в период её становления.

Данный ракурс исследования позволит приблизиться к пониманию сущности мировых интеграционных процессов в музыкальном образовании и обозначить перспективы его развития.

Международное общество по музыкальному образованию (International Society for Music Education) получило в русском языке сокращенное название ИСМЕ от английской аббревиатуры ISME. (В музыкально-педагогической литературе советского периода использовался несколько иной перевод: Международное общество по музыкальному воспитанию.) Оно было основано в 1953 г. в Брюсселе на 138 Международной конференции по музыкальному образованию, созванной по инициативе ЮНЕСКО. Знаменательному событию предшествовали десятилетия труда музыкальных деятелей, прежде всего Европы и США, стремившихся объединить свои усилия по созданию единого музыкально-образовательного пространства в интересах мира и сотрудничества.

Известно, что уже в первой четверти XX столетия предпринимались успешные попытки к установлению международных связей в сфере музыкального и музыкально-педагогического образования. Возникновение подобных центростреми-

тельных сил было обусловлено рядом причин, главная из которых — последствия Первой мировой войны и желание народов, уставших от тягот и напряжения военных лет, жить в мире и согласии. Цели, направленные на укрепление дружбы между народами, формирование чувства уважения к национальным духовным ценностям средствами музыки и музыкального воспитания, стали ведущими на первых международных музыкальных форумах.

Так, 7 июля 1928 г. состоялась встреча английских и американских педагогов-музыкантов в Лондоне. Название встречи несло глубокий смысл: «День единого пространства для британских и американских преподавателей музыки» ('A Field Day for Music Educationists British and American"). Результатом этой встречи явились две англо-американские конференции преподавателей музыки, которые состоялись в Лозанне в 1929 г. (2-9 августа) и в 1931 г. (31 июля — 7 августа).

30-е гг. прошлого века были также отмечены неустанной работой видного немецкого музыканта-педагога Лео Кестенберга (1882-1962), который внёс значительный вклад в развитие международных связей в образовании. Автор модели музыкально-педагогического образования в Германии, он был вынужден из-за сложившейся политической обстановки в стране эмигрировать в Прагу, где благодаря его энтузиазму и авторитету в 1936 г. состоялся Международный конгресс по музыкальному образованию. Впоследствии музыкант и педагог писал о трудностях проведения этого форума, поскольку это были времена, когда в Европе активизировались шовинистические настрое-

ния. Забегая вперёд, подчеркнём, что именно Лео Кестенберг стал впоследствии первым Почётным президентом ИСМЕ.

Вторая мировая война, развязанная фашистским режимом Германии, надолго задержала процесс объединения музыкальной общественности Европы и Америки для решения общих проблем музыкального образования. После окончания войны, когда забрезжила надежда на мирное сосуществование государств и стала очевидной необходимость преодоления антагонизма между политическими системами, на повестку дня вновь выходит проблема международного сотрудничества в музыкальном образовании.

Неоценимую роль в подготовке и создании ИСМЕ сыграла Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). На встрече в Лондоне 16 ноября 1945 г. представители 37 государств — членов ООН учредили ЮНЕСКО и приняли Устав, который вступил в силу 4 ноября 1946 г. Функционируя как международная межправительственная организация, ЮНЕСКО поставила цель: укоренить идею защиты мира в сознании людей. Искусство с самого начала стало занимать почётное место в культурно-образовательных программах организации. Под эгидой ЮНЕСКО прошёл семинар в Бристоле в 1951 г., посвя-щённый проблемам преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях. Также были проведены две конференции на тему «Театр и молодежь», организованные Международным институтом театра в сотрудничестве с ЮНЕСКО (Париж, 1951; Гаага, 1953).

ЮНЕСКО инициировала создание Международного музыкального совета (ММС), официально учреждённого в Париже 28 января 1949 г ММС начал работу по объединению различных музыкальных организаций, как профессиональных, так и любительских, представителей всех музыкальных специальностей. Были поставлены задачи: установление и развитие связей между национальными и международными музыкальными организациями; координация их деятельности; проведение конгрессов, симпозиумов, фестивалей, симпозиумов, конкурсов и т. п. Подчеркнём, что многие руководители ММС стали впоследствии ведущими сотрудниками ИСМЕ.

Нельзя не отметить работу американской организации — Национальной ассоциации преподавателей музыки (The National Association for Music Educators), созданной ещё в далёком 1907 г. Долгое время эта организация служила координационным центром по содействию международным связям в музыкальной педагогике. Среди её лидеров был Чарльз Сигер (Charles 139 Seeger), который многое сделал для учреждения ИСМЕ.

В 1951 г. при ЮНЕСКО была сформирована Комиссия по подготовке к международной конференции, по-свящённой музыкальному образованию. В состав комиссии вошли представители Великобритании, Бельгии, Франции, Австрии, США и Канады. Комиссия заседала четыре раза. Местами заседаний были Париж (1951), Филадельфия (1952), Париж (1953) и Брюссель (1953).

Наконец, пришло время для провозглашения и учреждения ИСМЕ во время Международной конференции

по музыкальному образованию, проходившей в Париже в 1953 г. с 29 июня по 9 июля. Конференция была организована ЮНЕСКО в сотрудничестве с ММС и вошла в историю как I Международная конференция ИСМЕ. Тема конференции — «Роль и место музыки в воспитании и образовании юных и взрослых» (The Role and Place of Music in the Education of Young People and Adults). В её работе приняли участие 314 делегатов из 40 стран мира, в том числе 84 представителя из 29 государств-членов ЮНЕСКО. Советский Союз делегировал на конференцию Д. Б. Кабалевского, избранного впоследствии Почётным президентом ИСМЕ.

Направления тематики пленарного заседания были следующие: философия музыкального образования; музыка и международное взаимопонимание; народная музыка в образовании; музыкальное образование в Европе, в Америке и в Азии; новые тенденции в музыкальном образовании. На секционных заседаниях обсуждался широкий круг проблем, та-140 ких как учебные программы по музыке на разных ступенях обучения — от детского сада до колледжа включительно, а также программы музыкального образования в частных и общественных музыкальных школах; методы и средства музыкального обучения; подготовка учителя музыки и др. Работали три комиссии, которые позже стали ведущими в деятельности ИСМЕ: 1) Музыкальное образование в школах, колледжах и университетах; 2) Музыкальное образование в обществе; 3) Образование учителя музыки.

Одним из генеральных докладчиков на конференции был уже упоминаемый Лео Кестенберг. Чарльз Сигер,

с именем которого, как мы уже говорили, связана активная деятельность по подготовке к этому форуму, не смог выехать из США, но прислал специально разработанное им заявление для учреждения ИСМЕ, которое было зачитано и принято с одобрением. В этом документе давалось определение ИСМЕ как союза единомышленников, которым есть чему поучиться друг у друга. Перспективной и очень ценной была признана идея осуществления музыкального образования в течение всей жизни в широком контексте культурного разнообразия в мире.

В задачи общества входили: накопление и распространение информации музыкально-образовательного содержания; обмен преподавателями, научными и учебно-методическими материалами; учреждение международного института музыкального образования (если будут получены финансовые средства); издание международного журнала по музыкальному образованию. Была запланирована работа трёх рабочих комитетов: музыка в общем образовании; образование профессионального музыканта; образование музыковеда.

Как важную особенность конференции следует отметить участие в ней большой группы делегатов из стран Азии (в отличие от предшествующих музыкальных форумов международного уровня, где, как правило, были представлены страны Европы и Америки). Положительным и перспективным результатом их совместной работы явилось создание Региональной комиссии по музыке в Юго-Восточной Азии.

Резолюция конференции, направленная в ЮНЕСКО включала следующие решения:

• опубликовать материалы конференции;

• осуществлять руководство научными исследованиями в сфере музыкального образования;

• организовать международный обмен педагогическими кадрами и учебными материалами;

• поощрять сочинение музыкальных произведений, предназначенных для исполнения молодежными оркестрами и любителями;

• разработать для государств — членов ЮНЕСКО предложения по повышению художественного качества музыки, передаваемой средствами массовой информации;

• созвать международную конференцию для обсуждения проблем подготовки учителей музыки.

Завершал конференцию грандиозный концерт, в первом отделении которого прозвучали произведения молодых композиторов, во втором — состоялась премьера исполнения кантаты Пауля Хиндемита «Песнь к надежде» на стихи Поля Клоделя. Это сочинение было написано композитором по заказу ЮНЕСКО. Тема надежды символична для успешно состоявшейся конференции, как и для дальнейшего развития ИСМЕ.

Для нашей страны работа этой организации неразрывно связана с именем Д. Б. Кабалевского. Композитор, педагог, общественный деятель, он внёс огромный вклад в развитие и популяризацию идей ИСМЕ по всему миру. Как уже было ранее сказано, Д. Б. Кабалевский представлял Советский Союз на I Международной конференции в 1953 г. Неутомимому труженику, обладавшему огромным авторитетом в разных кругах общества, удавалось сделать, казалось бы, невозможное в усло-

виях противостояния политических систем. Особо подчеркнём, что именно по инициативе и под руководством Д. Б. Кабалевского проходила IX конференция ИСМЕ в Москве в 1970 г. Это значительное событие мирового масштаба дало положительный импульс укреплению международных связей между государствами с разным политическим устройством. Логическим следствием работы форума явился курс на обеспечение развития музыкально-педагогических концепций, сближение педагогов-музыкантов и их взаимодействие в продвижении перспективных музыкально-образовательных идей. Свидетельством успешно проведённой конференции также стала книга «Музыкальное воспитание в современном мире», изданная в 1974 г. на русском и английском языках и содержащая доклады и материалы конференции.

Многогранная и плодотворная деятельность Д. Б. Кабалевского была высоко оценена самим фактом избрания его Почётным президентом ИСМЕ на X конференции в Тунисе (этот титул сохраняется посмертно). До него Почётным президентом был 141 Золтан Кодаи, избранный в 1964 г. Знаменательно, что именно Д. Б. Кабалевскому принадлежит сочинение «Фанфары ИСМЕ» — небольшой пьесы для симфонического оркестра, впервые исполненной на XI конференции в Перте (Австралия) в 1974 г. Произведение прозвучало в исполнении австралийского молодёжного оркестра под управлением автора в концертном зале, где присутствовали педагоги-музыканты из 43 стран мира. С тех пор исполнение этого произведения стало традиционным на открытиях всех последующих конференций общества.

Рассмотрение проблемы становления и развития международного сотрудничества в музыкальном образовании позволяет нам определить ИСМЕ одной из ведущих комплексных форм такого сотрудничества. Являясь мощным рычагом развития мировой системы музыкального образования, ИСМЕ на современном этапе призвано решать актуальные задачи, такие, например, как:

— соблюдение адекватности содержания и уровня музыкального образования потребностям международного социума;

— выравнивание уровней подготовки педагогов-музыкантов в разных странах и регионах;

— укрепление международной солидарности и партнёрства в сфере музыкального образования;

— координация деятельности музыкально-образовательных учреждений в целях развития музыкального образования;

— стимулирование открытости и гибкости системы музыкального образования.

142 Можно утверждать, что изучение деятельности ИСМЕ является одним из условий формирования нового музыкально-педагогического мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и всё более взаимосвязанного мира. Совершенствование и повышение авторитета национальной системы музыкального образования, в том числе музыкально-педагогического образования, с учетом международного опыта и исторической практики ИСМЕ сопряжено с перспективой разработки и внедрения новых форм организации учебного процесса, более гибких учебных планов и программ как для отече-

ственных, так и для иностранных студентов.

Кроме того, активизация международной академической мобильности преподавателей и обучающихся, создание единой информационно-образовательной базы в аспектах, представляющих интерес и для зарубежных партнеров, осмысление и ассимиляция всего накопленного опыта ИСМЕ будут позитивно влиять на развитие отечественного музыкального образования, его включённости в мировое музыкально-образовательное пространство.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. McCarthy, Marie. Toward a Global Community: The International Society for Music Education 1253-2003 / Marie McCarthy. — Australia: The university of Western Australia, 2004.

2. Thonell, Judy. International Society for Music Education (ISME) Presentation on The Occasion of The 100-th Anniversary of Dmitry Kabalevsky / Judy Thonell / http:// russ.isme.org/pulications/reports_2004/ English/Thoenell_EN.htm

3. Брайнин В. Б., Нойман Р. Музыкально-педагогическое образование в Германии и Болонский процесс // Музыка в школе. — 2007. — № 3.

4. MENC — The National Association for Music Educators // http://www.events-in-music.com/menc-the-national-association-for-music-educators.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.