Научная статья на тему 'Ленд-лиз и проблема российского долга'

Ленд-лиз и проблема российского долга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4170
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ленд-лиз и проблема российского долга»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ЛЕНД-ЛИЗ И ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ДОЛГА

Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии

при Правительстве РФ

СОЗДАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ

С 22 июня 1940 г. единственной страной в Европе, которая продолжала мужественную борьбу с Германией, оставалась Великобритания. Правительство консерваторов, возглавляемое У. Черчиллем, отвергло любые возможности мирных переговоров и соглашений с Германией и приступило к мобилизации всех ресурсов страны на отпор врагу. Поскольку Англия не располагала значительными сухопутными силами, Германия одерживала одну победу за другой на сухопутном театре военных действий. Такая ситуация побудила агрессора начать воздушное наступление на Англию осенью 1940 г. («Битва за Британию»), Все-таки фашистской Германии не удалось завоевать господство в воздухе и на море. Высадка десанта на Британские острова не состоялась. После полного провала этого наступления единственным средством борьбы с англичанами для Германии оставались подводные лодки. Ими Германия располагала в достаточном количестве и могла перекрыть военные, промышленные и продовольственные поставки из британских доминионов. Главную угрозу для Британии со стороны немецких подводных лодок впоследствии признавал У. Черчилль.

Для того чтобы избежать поражения и оккупации со стороны Германии, Англия прибегла к американской военной помощи. 11 марта 1941 г. президент США Рузвельт подписал «Закон о ленд-лизе» (от английского lend - одалживать и lease — аренда). По этому закону устанавливался следующий порядок расчетов за поставки:

• материалы, уничтоженные или утраченные во время войны, а также ставшие непригодными для дальнейшего употребления, оплате не подлежали;

• материалы, оказавшиеся после войны пригодными для гражданских потребностей, оплачивались полностью или на условиях долгосрочного кредита;

• недополученные до конца войны материалы страна-заказчик могла приобрести, и американское правительство обещало кредитовать оплату;

• США имели право истребовать уцелевшие материалы назад.

Что касается Англии, то уже к началу 1941 г. ее финансовые ресурсы были почти истощены. Она не была способна вести войну за счет собственных ресурсов. Без американских военных поставок Англия только номинально оставалась бы воюющей страной. Такое положение не устраивало Америку. Стратегия США состояла в стремлении к длительному сохранению вооруженного нейтралитета с тем, чтобы воспользоваться плодами войны при минимальных финансовых и людских издержках. До своего вступления в войну Америка была готова воевать руками Англии. США поставляли Британии все необходимое для жизни страны. За возможность оказывать поставки Америка лишила Англию золотого запаса и заграничных капиталовложений, ограничила ее экспорт. Американские бизнесмены подчинили себе бывшие английские рынки. Экономика Англии была нацелена только на войну. Она не так умело вела государственное хозяйство в экономической сфере, но сохранила себя и помогла спасти мир от фашизма. Благодаря ленд-лизу Англия сохранила за собой репутацию великой державы. Соединенное Королевство получало самолеты, танки, грузовики, продовольствие, оборудование и материалы. США развернули на территории Англии часть своих ВВС и проводили вместе с английскими ВВС воздушные операции. Практиковались совместные разработки в области авиапроизводства. При этом сочеталась американская индустриальная мощь и британский опыт самолетостроения и боевого применения авиационной техники. От использования Британских островов в качестве авиабазы и опыта английских пилотов и конструкторов

США выиграли больше, чем стоили поставки материалов для британской промышленности.

Пока Гитлер вел подводную войну с Англией, стараясь перекрыть все ее поставки, сухопутная армия бездействовала. Немецкое командование решилось вести войну на два фронта и 22 июня 1941 г. в соответствии с планом «Барбаросса» напало на Советский Союз. С первых дней Великой Отечественной войны советско-германский фронт стал главным и решающим фронтом Второй мировой войны. От исхода сражений здесь зависела судьба войны в целом. На Западе понимали, что разгром СССР поставит их страны перед лицом страшного противника. Англия, а вслед за ней и Америка с первых дней войны начали вести переговоры с СССР, стараясь не допустить заключения сепаратного мира между Советским Союзом и Германией.

В период, предшествующий началу Великой Отечественной войны, отношения между нашей страной и Англией, а также США были весьма натянутыми. Война примирила страны и поставила их по одну линию фронта. Уже 27 июня 1941 г. британский посол С. Криппс прибыл в Москву во главе специальной военно-экономической миссии. В беседе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым он заявил: «Британское правительство готово сделать все, чтобы начать сотрудничество между обеими странами. Я не вижу причин, которые ограничивали бы размеры возможной экономической помощи, и вообще не вижу предела помощи, необходимой для достижения обеими странами общей цели» [1]. 12 июля 1941 г. в Кремле состоялось подписание «Соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии». Оно положило начало созданию антигитлеровской коалиции.

Однако конкретных шагов со стороны Англии пока сделано не было. Некоторые британские военные эксперты и политические деятели считали, что Красная Армия продержится не более пяти-шести недель. Аналогичные настроения были присуще вашингтонским военным экспертам. Желая иметь информацию из первых рук, президент США отправил в Советский Союз своего представителя Г. Гопкинса. В личной беседе с И. В. Сталиным он затронул вопрос о помощи СССР, разделив эту проблему на две: потребности СССР и возможности США в срочной помощи и на длительный период войны. В ходе своей поездки в Москву Гопкинс пришел к выводу, что Советский Союз не только способен выдержать натиск врага, но и дать достойный отпор ему. Эта мысль стала лейтмотивом его докла-

да правительству США и лично президенту Рузвельту. Визит Г. Гопкинса в Москву сыграл положительную роль и создал благоприятные отношения для дальнейшего складывания антигитлеровской коалиции. Большая работа в этом направлении была проделана делегацией советских военных экспертов во главе с заместителем начальника Генерального штаба Красной Армии генералом Ф.И. Голиковым в Англии и США. В августе 1941 г. Англия и Америка опубликовали документ, известный как «Атлантическая хартия», где говорилось об оказании помощи СССР, который присоединится к хартии в сентябре 1941 г. на межсоюзной встрече в Лондоне.

Советский Союз с первых дней войны ставил перед Англией вопрос о проведении совместных военных действий и открытии второго фронта. Как писал в своих воспоминаниях Ф.И. Голиков, советская миссия на заседании в Фо-рин офис высказалась за незамедлительное проведение совместных боевых действий Англии и СССР на севере Европы и в районе Заполярья, а также высадку контингента английских войск во Франции. Однако Британия всячески отклоняла это предложение, ссылаясь на ограниченность своих ресурсов и мощную немецкую оборону. Англия с одобрения Вашингтона согласилась на совместную с СССР акцию в Иране.

Важным шагом в развитии отношений между союзниками по антигитлеровской коалиции стало пребывание в Москве в конце сентября англо-американской миссии. Ее цель состояла в выяснении нужд и потребностей СССР и достижении договоренности относительно возможных поставок. Переговоры прошли не без трений с обеих сторон, но, в конце концов, приемлемое для всех соглашение было найдено. На конференции в Москве представители трех держав подписали Первый (Московский) Протокол о поставках в СССР военных материалов и вооружений в обмен на сырьевые материалы, в которых испытывали нужду Великобритания и США. Америка обязалась систематически поставлять СССР танки, самолеты, орудия и продовольствие, а также предоставить заем на 1 млрд дол. США с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны [2]. Большую роль в организации первых военных поставок из США сыграл Амторг — акционерное общество, представлявшее интересы Наркомата Внешторга СССР в Нью-Йорке с 1924 г. Небольшие поставки через Амторг продолжались в течение всей войны и были коммерческим импортом.

В организации взаимопомощи между странами вопрос о расчетах был одним из основных.

С первых шагов Великобритания поставила вопрос об оплате своей помощи в виде кредита на разницу от взаимопоставок (клиринга) на сумму 10 млн ф.ст. под 3% годовых с оплатой в течение 5 лет. Их этой суммы 40% предполагалось оплатить наличными долларами, остальные 60% -пятью равными ежегодными взносами [3]. Ведя войну и находясь в финансовой зависимости от США, Британия не могла предложить большую сумму. Подписанное на английских условиях Соглашение о товарообороте, кредите и клиринге действовало до 1945 г. и касалось в основном «невоенных» поставок. За годы войны они составили 0,4% от всей стоимости поставок Великобритании. Вся основная помощь осуществлялась на условиях ленд-лиза. Американские поставки, опираясь на торговый договор 1937 г., советское правительство через своего посла К. Уманского предложило оплачивать пятилетним кредитом, посчитав кредит под низкий процент выгоднее ленд-лиза. Все виды помощи должен был санкционировать Конгресс. Исключение составляли расчеты золотом или по бартеру. Советский запрос о первоочередных военных поставках составил 145 млн дол. США. В счет погашения этой суммы СССР обязался поставить марганцевой и хромовой руды, асбеста, платины и других материалов на 100 млн дол. США, 10 млн оплачивались золотом, 50 млн передавались в виде ссуды. Поставки за период с 22 июня по 30 сентября 1941 г. были сделаны «не под ленд-лиз, но под 10 млн дол. США ссуды Казначейства, 50 млн дол. США ссуды Корпорации оборонного снабжения и др. [4]. Распространение условий ленд-лиза на СССР требовало согласия Конгресса и поддержки общественности. В этом отношении активно работали советское правительство и американский президент. Им был представлен в Конгресс законопроект о выделении 5,9 млрд дол. США на расходы по ленд-лизу. Опубликованные суммы займов для помощи СССР казались ничтожными. При этом подчеркивалось, что эта помощь поступает по бартерному соглашению и в обмен на советское золото. Точно выверенная политика американского президента и тяжелая ситуация на советско-германском фронте снискали поддержку американского общественного мнения. 7 ноября Рузвельт распространил на Советский Союз действие закона о ленд-лизе. На условия ленд-лиза были переведены поставки с 1 октября по 7 ноября 1941 г. Оставшиеся 105,3 млн дол. США СССР надлежало оплатить по бартеру или золотом. К концу войны эта сумма была почти полностью списана. В сумму наличного расчета с США входили поставки на 6 млн 613,3

тыс. дол. США, отгруженные с 22 июня по 30 сентября 1941 г. С 6 сентября поставки из Англии также начали проводиться на условиях ленд-лиза. Важную роль в организации поставок сыграли советские миссии в Великобритании и США, которые контролировали скорость выполнения заявок, комплектность и качество поставляемого вооружения и материалов.

Были намечены маршруты поставок. Поначалу их основная тяжесть легла на Англию, так как США, ссылаясь на свой нейтралитет, фактически уклонялись от участия в перевозках. Британия поставила СССР 711 самолетов, 466 танков, 330 танкеток, 82 пушки и 320 противотанковых ружей. Недопоставку Англия обещала вскоре восполнить и компенсировать отправкой сверх обязательств 3000 пистолетов-пулеметов «Томпсон», радио- и минно-трального оборудования [5]. Все поставленное оружие и военное оборудование, которое Британия сама ввозила из Америки, поставлялось в СССР на принципах взаимопомощи. Платой за поставленные -материалы служили сырье и пушнина, отправляемые возвращавшимися в Британию транспортными караванами. Две тысячи тонн грузов на полмиллиона фунтов стерлингов были отправлены в СССР за наличный расчет [6]. Нападения Японии на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе 7 декабря 1941 г. заставили США отказаться от тактики самоустранения от мировой войны. 11 декабря Америке объявили войну Германия и Италия. Успешное контрнаступление советских войск под Москвой и вступление в войну США внесли серьезные коррективы в сложившуюся обстановку и создали возможность для окончательного формирования антигитлеровской коалиции. По этому поводу 1 января 1942 г. в Вашингтоне представители 26 государств подписали Декларацию Объединенных Наций.

Вступление в войну Америки привело к из-, менению концепции ленд-лиза: из метода оказания помощи без участия в военных действиях он стал «снабженческим резервуаром» - «пулом» (от английского pool — вносить в общий фонд). Каждый союзник делал в него вливания своих ресурсов и брал необходимое для ведения войны. Специальные союзные структуры осуществляли контроль за распределением ресурсов, а также действовали три гражданских объединенных совета по военным заказам, сырью и судоходству. Их деятельность контролировала американская ленд-лизовская администрация на правах главных наполнителей пула. С каждой из стран-союзниц США заключали соглашения о взаимопо-

мощи. Подобные соглашения заключали между собой и другие участники антигитлеровской коалиции, которая представляла собой не только военно-политическое, но и экономическое объединение.

На основе новой концепции ленд-лиза США и Великобритания в феврале 1942 г. готовились подписать новое соглашение о бескредитной основе американской помощи. Это событие совпало с использованием СССР кредитных сумм, выделенных Америкой, и необходимостью предоставления дополнительных средств. Рузвельт распорядился под советские закупки выделить новый кредит на ту же сумму и на старых условиях. В ответ на это советские торгпреды потребовали либо установить равные с Великобританией условия, либо снизить цены на импорт. Развернулась дискуссия о ценах и кредитных отношениях, которая осложняла и тормозила отправку грузов в СССР. В конечном итоге Рузвельт распорядился приостановить действие кредита и перевести поставки в СССР на ленд-лизовскую основу, создав СССР равные с Великобританией условия. Советский Союз получил право до конца войны пользоваться «пулом» Объединенных наций на бескредитной основе.

Тем не менее реальную борьбу с фашистами вели СССР и Великобритания в Северной Африке, Атлантике и Средиземном море. Крайне неудачно для США шла война на Тихом океане. Умело действуя на море, японцы повредили 8 американских линкоров, захватили подавляющую часть Юго-Восточной Азии и угрожали Австралии. Правительства США и Англии заявили об открытии второго фронта в Европе в 1942 г. Эти заявления оказались декларацией о намерениях. Реальной высадки союзных войск во Франции в

1942 г. не произошло. Союзники не спешили с проведением рискованных военных операций. К тому же, руководствуясь политическими соображениями и боясь послевоенной советской угрозы для Европы, предоставили полную возможность Красной Армии истекать кровью. Вместо Европы американцы осуществили высадку в Северной Африке. Второй фронт не был открыт и в

1943 г. Проблема второго фронта была одной из самых болезненных тем в отношениях СССР с США и Англией. Только после того как стало ясно, что германские войска на Западе заметно ослабли и Красная Армия способна самостоятельно без помощи союзников разгромить гитлеровские войска и освободить Европу от фашистской оккупации, 6 июня 1944 г. в ходе Нормандской десантной операции был открыт второй фронт. Через пролив Ла-Манш на побережье

Франции высадился большой десант англо-аме-риканских сил, в котором также приняли участие канадские, французские и другие войска стран антигитлеровской коалиции. Это была самая крупная морская десантная операция Второй мировой воны с участием 3 млн человек, 6 тыс. танков, 15 тыс. орудий и минометов, 11 тыс. боевых самолетов, 7 тыс. кораблей, транспортных и десантных судов. Эта операция приблизила разгром фашизма. Однако решающим по-прежнему оставался советско-германский фронт.

МАРШРУТЫ ЛЕНД-ЛИЗА

Самым главным маршрутом военных поставок в Англию была Атлантика. Американцы по совету англичан ввели систему конвоев. Вскоре Атлантический океан превратился в ожесточенное поле битвы между немецкими подводными лодками и кораблями и самолетами союзников. Грузы прибывали в Англию ценой невероятных усилий и больших потерь как техники, так и живой силы. Другой транспортной артерией западных союзников был путь из США через Тихий океан в Австралию и Новую Зеландию, а оттуда через Индийский океан и Красное море в Египет. Этим путем снабжались припасами из британских доминионов английские войска, воевавшие в Африке. В Александрии формировались конвои для транспортировки грузов через Гибралтар.

Главной проблемой в организации помощи СССР стала проблема доставки. Основную роль в перевозках для СССР приобрел «северный маршрут» через порты Архангельск и Мурманск как самый короткий и удобный. Караваны транспортных судов и военных кораблей (конвои) составлялись в Англии. Они шли из английских портов через Исландию, оккупированную союзными войсками, в незамерзающий и связанный с железной дорогой Мурманск. На прохождение этого расстояния требовалось 10-12 суток. Расширить пропускные возможности порта в короткие сроки брались помочь американцы. Конвои обозначались литерами «PQ» по инициалам английского морского офицера П.К. Эдвардса, занимавшегося их планированием. Возвращались обратно под обозначением «QP». Первый северный конвой вышел из Англии 21 августа 1941 г. До конца 1941 г. в обоих направлениях прошло 13 конвоев. В северных районах активно действовали фашистские подводные лодки и авиация. Крупным их успехом стало потопление английского крейсера «Эдинбург», который шел из Мурманска с грузом советского золота в оплату поставок по ленд-лизу.

Знаменитый конвой Р0-17, вышедший из Исландии 27 июня 1942 г., потерял 60% своего состава. Конвой РО-18, отправившийся из Англии 2 сентября 1942 г., из 40 судов потерял 13. Ссылаясь на высокие потери, английское Адмиралтейство прекратило проводку конвоев и начало отправку одиночных судов. Но это ухудшило ситуацию. Поставки через Мурманск были приостановлены до декабря 1942 г. Поводом к их прекращению стали потери. На самом деле транспорт был нужен союзникам для высадки войск в северо-западной Африке. В январе-марте 1943 г. поставки возобновились, и потери явно снизились. Но вскоре союзники перебросили суда в Средиземное море для десантных операций на Сицилии и в южной Италии, пренебрегая просьбами СССР о новых поставках. Для возобновления поставок понадобилось специальное обращение советского правительства. С ноября 1943 г. и до конца войны поставки осуществлялись без значительных потерь.

Менее досягаемыми ¿шя вражеской авиации были порты Белого моря — Архангельск и Мо-лотовск. Они имели выход к железной дороге, но зимой не могли функционировать без помощи ледоколов. Архангельский транспортный узел также имел ограниченную пропускную способность и не был приспособлен для разгрузки «тяжеловесов»: танков, локомотивов, катеров. Советское руководство устранило эти недостатки в кратчайшие сроки к началу новой навигации.

На Тихом океане основным советским портом был Владивосток. Часть транспортов могли встать под разгрузку в Нагаеве, Находке и Николаевске. Недостаток этих портов состоял в большой удаленности от фронта при наличии единственной Транссибирской магистрали, на которой грузы застревали на 2-3 недели. Приходилось учитывать отношения с Японией, присоединившейся к Тройственному пжту. На основе архивных документов, введенных в оборот с 1972 г., А.Х. Паперно убедительно доказала, что половина ленд-лиза прошла через Тихий океан [7]. Иностранные суда в перевозке через Тихий океан не участвовали, и практиковалось только одиночное бесконвойное плавание. Более безопасный путь доставки военной техники и грузов в СССР пролегал через Аляску, Сибирь и Дальний Восток с помощью авиации. Поначалу И.В. Сталин отверг это предложение, боясь провокаций со стороны Японии и расширения американских познаний о советском Дальнем Востоке. Но уже в октябре 1941 г. началось дооборудование Красноярской воздушной трассы. Расширение имевшихся в Сибири аэродромов продолжилось в 1942 г., а с

апреля началось строительство восьми новых аэродромных площадок.

Еще одним маршрутом поставок в СССР стал южный через Персидский залив. В июле 1941 г. английские и советские войска оккупировали Иран и свергли шаха Резу Пехлеви, бывшего союзником Гитлера. Новый шах дал обещание не сотрудничать с Германией. Для укрепления южных границ понадобилось оказание дипломатического нажима на Турцию, которая обязалась сохранять нейтралитет. Поставки по ленд-лизу шли в порты северной оконечности Персидского залива, а затем сухопутным путем доставлялись в Тегеран. Для осуществления нужных перевозок пришлось срочно реконструировать порты Ирана, проложить новые железные и шоссейные дороги. Поскольку техника прибывала в виде сборочных комплектов, потребовалось возвести авиа- и автосборочные заводы. Работали на них местные жители, администрация состояла из американцев и англичан, принимали продукцию советские военные специалисты. Низкое качество сборки техники заставило администрацию пойти на улучшение условий труда и жизни рабочих и повышение их квалификации.

Перегон автомобилей более чем на 2 тыс. км через горы и перевалы, до предела загруженных оружием, медикаментами, продуктами и запчастями, требовал большого напряжения сил и водителей самой высокой квалификации. Пришлось прокладывать разветвленную сеть дорог, создавать инфраструктуру и обеспечивать охрану колонн и мест стоянки от бандитов. Резкое увеличение потока автомобилей в СССР через Иран произошло в марте 1943 г., когда контроль за портами Персидского залива взяли на себя американцы, сменив англичан. Всего южным путем СССР получал две трети автомобилей по ленд-лизовс-ким поставкам.

Сборкой автомобилей, полученных по ленд-лизу, занимались и предприятия, расположенные на территории СССР. Так, Горьковский автомобильный завод приступил к сборке американских автомобилей в ноябре 1941 г. и не прекращал ее под бомбежками летом 1943 г. В октябре 1944 г. техперсонал и сборочное оборудование этого завода были отправлены в Минск. Первые грузовики стали поступать на фронт в ноябре 1944 г. Сборкой ленд-лизовс-ких автомобилей занимались также московские заводы ЗИС и КИМ. Они же ремонтировали вернувшиеся с фронта машины.

ПОСТАВКИ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

Советский Союз получал по ленд-лизу из США, Канады и Великобритании стрелковое оружие, артиллерийские орудия и минометы. Несмотря на то, что эти поставки составляли небольшой процент от советского производства и производства западных союзников, однако они помогли СССР, так как были поставлены в самый тяжелый начальный период войны. По техническим характеристикам стрелковое оружие не превосходило советские аналоги. Более того, советское оружие было проще и неприхотливее. Импортная техника в Московской битве восполнила не более 20% потерь, что в суммарном количестве было достаточно для того, чтобы компенсировать все потери танков и более чем вдвое — потери самолетов. Несоблюдение сроков поставок союзники пытались компенсировать финансовыми льготами и пролонгацией договоренности о поставках на бескредитной основе. Как отмечал в своих воспоминаниях А.И. Микоян, «осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело» [8].

До лета 1942 г. авиационная и иные оборонные отрасли работали в основном на американских метизовых (пружины, стальные канаты, специальная проволока и т.п.) поставках. Большую роль для обороны сыграли поставки нефтепродуктов, главным образом высокооктанового бензина, на котором летали импортные самолеты. При заправке таким топливом резко возрастала скорость советских самолетов. Не меньшую роль в ходе наступательных операций Красной Армии сыграли зарубежные автомобили.

Сложное положение на фронтах во второй половине 1942 г. внесло напряжение в межсоюзнические отношения. Участники коалиции в первую очередь старались отстоять приоритет национальных отношений. Приближалось окончание срока действия Первого (Московского) протокола. Началась подготовка Второго протокола. Отсутствие второго фронта союзники стремились компенсировать увеличением поставок по ленд-лизу. США готовы были предоставить Советскому Союзу 7,2 млн т, а Великобритания -около 1 млн т различных стратегических грузов. Это вчетверо превышало поставки по Московскому протоколу. Реальные же поставки составили менее половины от намеченного первоначально. По Второму протоколу, подписанному в Вашингтоне в октябре 1942 г. и рассчитанному на год, США и Великобритания должны были передать СССР не менее 5 тыс. самолетов, свы-

ше 10 тыс. танков, около 150 тыс. автомобилей и других стратегических грузов на сумму не более 3 млн дол. США [9]. В ходе работы над Протоколом было продлено советско-американское торговое соглашение 1937 г., что позволило на несколько лет вперед снизить таможенные пошлины на советские товары.

В мае 1942 г. советскому правительству было предложено пролонгировать соглашение по кредиту с Великобританией от 16 августа 1941 г. с предоставлением очередного кредита на 25 млн ф.ст.

В сентябре 1942 г. было заключено кредитное соглашение между СССР и Канадой на 10 млн канад. дол. («пшеничное соглашение»). Под этот кредит Канада брала на себя обязательство в течение 3 лет поставлять в СССР пшеницу [10]. До этого времени канадские товары, продовольствие и металл поступали в СССР в счет британских поставок, так как до февраля 1942 г. СССР и Канада не имели дипломатических представительств. Официальные отношения были установлены между странами лишь в июне 1942 г. По закону о военных ассигнованиях, принятому канадским Сенатом в мае 1943 г., Канада предоставляла Великобритании безвозмездно 1 млрд дол., из которых 61 млн был предназначен для оплаты военных поставок в СССР. Прямые военные поставки Советскому Союзу из Канады стали поступать с июля 1943 г. после подписания Третьего протокола, хотя формально соглашение о взаимопомощи было подписано Канадой только в феврале 1944 г.

Как и по Первому (Московскому), так и по Второму протоколам поставки не были выполнены в полном объеме. Вместо 4,4 млн т в СССР на 1 июля 1943 г. было завезено лишь 3,3 млн т, или 75% от запланированного Вашингтонским соглашением [11]. Причины недопоставок упирались не только в отсутствие тоннажа, но и имели военно-политическую подоплеку. В масштабах мировой войны Советский Союз играл роль важного, но локального фактора. С точки зрения союзников, его задача состояла в том, чтобы связывать фашистские силы в Европе. Помощь СССР усиливалась, когда ухудшалось положение на «Русском фронте» и наступал промежуток в сражениях в других частях света. На чаше весов всегда перевешивали приоритеты глобальной стратегии перед запросами СССР. Это объясняет поведение союзников, но никак не оправдывает. Недопоставки ухудшали положение СССР, но не срывали планирование и проведение военных операций Красной Армией и планов выпуска военной продукции. Срыв поставок и затягива-

ние открытия второго фронта вносили заметное напряжение во взаимоотношения союзников.

Несмотря на нарушение сроков и объемов поставок, ввезенные материалы сыграли важную роль в обеспечении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Из переписки Сталина, Черчилля и Рузвельта видно, что основной частью поставок были самолеты. В этой области союзники даже перевыполняли свои обязательства. К весне 1943 г. каждый четвертый самолет на советском фронте был иностранного производства. Значительную часть самолетов составляли наиболее современные образцы. Наибольшей популярностью среди советских летчиков пользовались американские истребители «Аэрокобры» и британские «Спитфайры». На протяжении всей войны в СССР высоко ценились двухмоторные бомбардировщики и торпедоносцы «Бостон» (А-20). СССР получал также авиационные запчасти, боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и американские радиостанции для установки на истребителях советского производства. Поставляемая техника часто имела слабые тактико-технические данные и многочисленные дефекты. Так, из 90 поставляемых самолетов советские специалисты принимали только 18. Серьезные претензии были к танкам и фугасным гранатам. Этот факт нашел отражение в письмах Сталина к Рузвельту [12].

Ввезенная в СССР импортная бронетехника тщательно изучалась советскими специалистами. Поставки бронетехники, а также специального оборудования и сверхпрочных сортов стали способствовали развитию отечественной танковой промышленности. В результате импортные танки начали уступать советским образцам, и СССР начал отказываться от их поставок. Существенной союзническая помощь была в области судостроения и мореплавания. Значительную часть номенклатуры поставок составляло радиооборудование и средства связи. В целом поставки во второй год войны превышали по объему вдвое, а по стоимости втрое поставки по Московскому протоколу. Наиболее заметно возросли поставки продовольствия, особенно пшеницы и консервов: втрое в абсолютном выражении и на 9 % - относительно общего объема поставок. Вместе с тем поставки в полном объеме в соответствии с запросами СССР стали поступать только к концу 1943 г.

Советский Союз предпринимал значительные усилия для получения импортных поставок из стран, не входящих в зону действия ленд-лиза. В Монголии, Китае и других странах Юго-Восточной Азии было закуплено большое ко-

личество лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, продовольствия. Необходимые товары закупались в нейтральных странах Западной Европы и в Латинской Америке. Однако важнейшим каналом импортных закупок для снабжения фронта и народного хозяйства страны оставался ленд-лиз.

Экономическая помощь на принципах ленд-лиза играла ведущую роль в концепции союзников на завершающем этапе войны и послевоенного устройства мира. Союзники старались полностью выполнять свои обязательства по поставкам в надежде на «либерализацию» режима в СССР и на вовлечение его в мировую экономическую систему как гарантию послевоенного мира. Изменение ситуации на фронте и успешное наступление Красной Армии несколько изменили характер заявок СССР на новые поставки. СССР отказался от танков, противотанковой и противоздушной артиллерии, но увеличил заявки на автомобили, средства связи, одежду, обувь, медикаменты, строительную технику, промышленное оборудование и материалы, необходимые для восстановления разрушенного народного хозяйства. Очередной Протокол (Лондонский) о поставках на период с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г. был подписан в октябре 1943 г. Помимо делегатов от США, Великобритании и СССР его подписал и представитель Канады.

Изменение характера запрашиваемых материалов со стороны СССР отразила заявка по Четвертому протоколу. В Америке посчитали, что СССР нерационально использует ленд-лизовс-кие грузы и даже продает их в третьи страны, поэтому в начале 1944 г. при подтверждении заявок по очередному Протоколу США заявили о том, что поставки будут ограничены или прекратятся вовсе, если СССР не даст согласия на вступление в войну против Японии (см.: Супрун М.Н., с. 238). Согласование статей Протокола проходило долго и напряженно. Основная причина этого состояла в увеличении запросов «невоенных» материалов со стороны СССР и усилении в Америке партии «твердого курса» по отношению к Советскому Союзу. Госдепартамент и Администрация международной экономической помощи предложили компромиссный вариант: разделить затребованные СССР материалы на два вида. К первому отнести промышленное оборудование, необходимое для первоочередного военного производства, ко второму — оборудование, которое понадобится после войны. Соответственно первое финансировалось по ленд-лизу в течение войны, второе — на основе кредита по завершении военных действий.

В процессе переговоров советская делегация просила снизить в полтора раза процентную ставку, увеличить амортизационный период и отсрочить платежи по кредиту. В СССР были уверены, что, получая товары из США, предоставляют им рынок сбыта и тем самым укрепляют американскую экономику. По инициативе В.М. Молотова в январе 1944 г. советское правительство обратилось к США с предложением предоставить СССР дополнительно кредит на закупку промышленного оборудования в три или шесть миллиардов долларов США и при этом сделать 20%-ю скидку на все заказы, сделанные до конца войны. К этому предложению благосклонно отнесся лишь министр финансов Г. Моргентау. Однако Ялтинская конференция усилила скептицизм американского президента относительно перспектив советско-американского сотрудничества, и он отказал СССР в долгосрочном кредите [13]. Смерть Рузвельта и угроза автоматического прекращения поставок заставили стороны подписать Четвертый (Оттавский) протокол. Наряду с главами делегаций США и СССР очередной Протокол подписали представители Великобритании и Канады. По этому Протоколу США обязались поставить в СССР около 6 млн т военных материалов и оборудования, включая почти все канадские и американские в счет британских поставок. Эти поставки осуществлялись на основе ленд-лиза. Станки и механизмы, входящие в категорию «промышленное оборудование», на сумму 650 тыс. дол. США оплачивались на основе ленд-лиза, а на 482 тыс. дол. США — в счет кредита. Тем самым в Четвертом протоколе закладывались основы модели послевоенного сотрудничества США и СССР.

Капитуляция милитаристской Японии 2 сентября 1945 г. стала датой окончания Второй мировой войны. Прекращалось действие закона о ленд-лизе, о чем американский президент Г. Трумэн объявил еще 21 августа. Всем странам предстояла инвентаризация ленд-лизовских грузов, поступивших после 14 августа. Потсдамская конференция и конференция министров иностранных дел в Лондоне показали нарастание обострений отношений между бывшими союзниками. В такой атмосфере нельзя было рассчитывать на получение миллиардных долгосрочных кредитов. Госсекретарь США Дж. Бирнс писал в своем дневнике: «Вместо предоставления дополнительных займов мне хотелось забрать некоторые из тех, которые мы уже передали» [14].

Тем не менее СССР получил кредит на сумму 240,2 млн дол. США с оплатой до 1975 г. Этот кредит получил название «трубопроводное со-

глашение». Получение более крупного долгосрочного кредита было сорвано по политическим причинам и начавшейся эрой «холодной войны». К тому же кредитование Европы истощило запасы «Экспортимпортбанка», который единственный имел право кредитовать СССР. Все участники «трубопроводного соглашения» для получения новых займов должны были погасить предыдущую задолженность. Погасить задолженность СССР не смог, и поставки по октябрьскому соглашению 1945 г. были приостановлены к середине 1947 г. СССР получил товаров на 225 млн дол. США.

ДИСКУССИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Поставки по ленд-лизу в период с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. получили 42 страны. Их объем составил свыше 46 млрд дол. США, или 13% от всех военных расходов США во время войны. Основная их часть пришлась на Британскую империю — 30,3 млрд дол. США (65%). СССР, находившийся на втором месте по объему помощи, получил ее на 9,8 млрд дол. США (21 %). Третье и четвертое место заняли Франция — 1,4 млрд дол. США (3%) и Китай — 0,6 млрд дол. США (1,4%) [15].

Поставки по ленд-лизу шли в СССР вплоть до 20 сентября 1945 г. В литературе встречаются различные оценки роли ленд-лиза для экономики СССР и его победы в войне. В первые послевоенные годы председатель Госплана Н. Вознесенский заявил, что доля западных поставок составляла лишь 4% от общего объема в СССР в военный период. Методика подсчета не совсем ясна, так как трудно сопоставить курсы рубля и доллара США того времени. В период идеологического противостояния в годы «холодной войны» многие зарубежные историки отводили ленд-лизу решающую роль в победе СССР. Таких взглядов придерживались американские историки Л. Роуз, Р. Лукас, английские — Г. Моль, М. Говард и др. В настоящее время западные специалисты реальную долю ленд-лизовских поставок в объеме советского промышленного производства в процентном отношении оценивают как минимум в 7% (историк У. Кимболл) или 10-11% (Д. Хер-ринг). Р. Джонс, основываясь на военных отчетах президентов США Конгрессу, считает, что СССР было поставлено товаров на 10,2 млрд дол. США и оказано услуг на 0,7 млрд дол. США. Под услугами понимаются перевозки на американских судах, ремонтные работы, судовое снабжение, бункеровка, обучение советских экипажей. Стоимость поставок Великобритании в СССР составила 428 млн ф.ст. При оценке роли ленд-лиза нужно учи-

тывать не только количественные показатели, но и качество поставок и их своевременность.

С 1946 г. начались переговоры по погашению задолженности по ленд-лизу. В соответствии с соглашением администрация Трумэна не требовала денег за военные материалы и оборудование. Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября 1945 г. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, постольку американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд дол. США. Но через год сократили сумму вдвое. На переговорах 1948 г. советские представители высказали готовность оплатить 170 млн дол. США. Не согласные с такими цифрами американцы прервали дальнейшие переговоры об оплате поставок. Переговоры возобновились в период Корейской войны в 1951 г. Американцы сократили сумму долга до 800 млн, Москва настаивала на оплате 300 млн дол. США. Идею обращения в Международный арбитражный суд СССР не поддержал. Следующий этап переговоров проходил в более благоприятной атмосфере после смерти Сталина. СССР согласился вернуть Америке 127 судов и уничтожить 90 боевых кораблей. По подсчетам американцев, в СССР должно было находиться 138 пароходов. Как стало известно позже, пять из них принимали участие в перевозке ракет на Кубу в период Карибского кризиса.

Новый этап в урегулировании послевоенных расчетов по ленд-лизу начался в период разрядки международной напряженности в 1970-е гг. В октябре 1972 г. между СССР и Америкой было подписано торговое соглашение. Приложение к нему содержало гарантии выплат долгов со стороны СССР по Четвертому протоколу. Тогда была установлена окончательная сумма нашего долга и сняты цензурные запреты на тему ленд-лиза. СССР обязался заплатить задолженность в размере 722 млн дол. США, включая проценты, к 2001 г. Американское правительство, в свою очередь, брало обязательство создать для Советского Союза режим благоприятных возможностей в торговле, предоставления экспортных кредитов, страхования и пр. До июля 1973 г. СССР провел три платежа на общую сумму 48 млн дол. США. Но постепенное охлаждение межгосударственных отношений привело к прекращению дальнейших выплат. Новый виток переговоров о военных долгах состоялся в 1990 г. во время визита М.С. Горбачева в США. На июнь 1990 г. эта сумма составляла 674 млн дол. США [16], что составляет 0,44% всего внешнего долга России и 18% официального долга России США (без задолженности американским банкам и инвестиционным фондам).

США простили более значительные задолженности другим государствам. В отношении с СССР долг по ленд-лизу оставался рычагом давления в условиях конфронтации. После распада СССР Россия стала его правопреемницей, а, следовательно, вынуждена была признать свою ответственность по ленд-лизовскому долгу. С учетом новых кредитов, полученных от США нашей страной, возврат ленд-лизовских долгов выглядит проблематично.

Несмотря на стремление государств отстаивать в войне собственные интересы, экономическая взаимопомощь союзнических государств была фундаментом антигитлеровской коалиции. Поставки союзников позволяли советской администрации ликвидировать прорывы на всех фронтах — военном и экономическом. По данным А. Почтарева, союзники поставили в СССР автомобилей почти в 2 раза, пороха почти в 3 раза, телефонного провода в 15, а паровозов в 22 раза больше, чем СССР производил в годы войны. Некоторым техническим поставкам, таким как вездеходы, радиолокационная аппаратура, гидроакустические станции, электронасосы, пневматические инструменты, многоканальные телефонные станции, в СССР не было аналогов. Поэтому ленд-лиз стал для СССР легальным каналом промышленной и технической модернизации. Советские конструкторы тщательно и кропотливо изучали полученную автоматику, двигатели, радары, радиостанции, различное оборудование и всевозможные приборы, копировали и пускали в производство.

Половину всех невоенных поставок составляло продовольствие (4,5 млн т), которое советские историки обычно считают в тоннах, хотя известно, что это были концентрированные и обезвоженные продукты. В калорийном исчислении, по подсчетам М.Н. Супруна, его было достаточно, чтобы прокормить Красную Армию в течение всей войны. С учетом покупок продовольствия советскими моряками на валютные заработки, гуманитарных поставок отдельных фирм и общественных организаций весомая добавка к рациону перепадала и гражданскому населению.

Вместе с тем поставки по ленд-лизу не были филантропией со стороны США. Разгром воюющими странами общего противника сокращал людские и материальные потери США. Производство товаров дало дополнительный толчок развитию американской экономики, созданию рабочих мест. «Поставками из СССР,- отмечал бывший министр торговли США Дж. Джонс,- мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль, что было далеко не частым случаем

в торговых отношениях, регулируемых нашими государственными органами» [17]. Ленд-лиз стал крупным источником обогащения американских монополий. За годы войны США укрепились на рынках многих товаров в зарубежных странах, что облегчило им послевоенную экспансию. Ленд-лиз принес Америке огромные политические дивиденды, реализованные в послевоенном мире. Не случайно Дж. Херринг пишет в своей книге: «Ленд-лиз не был... самым бескорыстным актом в истории человечества. Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь» [18].

Несомненно, поставки по ленд-лизу были весьма существенными и помогли нашей стране одержать победу, хотя трудно до сих пор найти сопоставимые единицы помощи и того ущерба, который был причинен врагом СССР. Проводить расчеты только в валютном исчислении было бы неверно, так как несопоставимы курсы рубля и доллара США того периода. Вместе с тем союзники оказывали помощь СССР, насколько с их стороны была нужда в Русском фронте. По концепции ленд-лиза каждая нация вносила в общий «резервуар» то, в чем нуждалась коалиция и что составляло доминанту ее возможностей на тот период. Такой доминантой для СССР оказалась кровь советских солдат. Страны-участницы той войны должны быть благодарны друг другу за материальную помощь и за тех людей, жизнями которых была оплачена победа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М., 1984. С. 92.

2. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Документы и материалы: в 2т. T.l. М., 1984. С. 134-135.

3. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Документы и материалы: в 2 т. Т. 1. 1941-1943 гг. М., 1983. С. 92-99.

4. Jones R.H. The roads to Russia. United States Lend-Leas to the Soviet Union. University of Oklahoma Press. 1969. Appendix A, Table 1.

5. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны. Т. 1. С. 141.

6. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М., 1997. С. 50.

7. Паперно А.Х. Ленд-лиз. Тихий океан. М., 1998. С.8.

8. Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1993. С. 337.

9. Супрун М.Н. Указ. соч. С. 149.

10. Поздеева Л.В. Канада в годы второй мировой войны. М., 1986. С. 223, 333.

11. Beaumont J. Comrades in Arms: British Aid to Russia, 1941-1945. L., 1980. P. 139.

12. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т.2. М., 1989. С. 24, 31.

13. Супрун М. Н. Указ. соч. С. 240.

14. Herring G.C. Aid to Russia, 1941-1946. N.-Y.-L., 1973. P. 251.

15. Хейфец Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз // Финансист. 2000. № 9. С. 59.

16. Иванов Ф. Будем платить по ленд-лизу // Известия. 1990. 21 июня.

17. Jones J. My Twenty One Billion Dollar. New York. 1959. P. 100.

18. Herring G. Aid to Russia. 1941 -1945. New York. 1973. P. 293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.