Научная статья на тему '2010. 03. 016. Краснов В. Н. , Краснов И. В. Ленд-лиз для СССР, 1941-1945. - М. : Наука, 2008. - 246 с. : ил'

2010. 03. 016. Краснов В. Н. , Краснов И. В. Ленд-лиз для СССР, 1941-1945. - М. : Наука, 2008. - 246 с. : ил Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
815
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЛЕНД-ЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 016. Краснов В. Н. , Краснов И. В. Ленд-лиз для СССР, 1941-1945. - М. : Наука, 2008. - 246 с. : ил»

заключает автор, коммунистический режим выполнил свои обещания (с. 228).

О.В. Большакова

2010.03.016. КРАСНОВ ВН., КРАСНОВ ИВ. ЛЕНД-ЛИЗ ДЛЯ СССР, 1941-1945. - М.: Наука, 2008. - 246 с.: ил.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, ленд-лиз.

Реферируемая книга посвящена истории союзнической помощи СССР, поступавшей в годы Великой Отечественной войны из США, Великобритании и Канады на условиях ленд-лиза; показаны объем и ассортимент поставок вооружений, военной техники, промышленного оборудования, сырья и продовольствия; описаны маршруты перевозки грузов. Книга состоит из четырех глав, снабжена приложениями, списком литературы и многочисленными фотографиями.

Уже вечером 22 июня 1941 г. У. Черчилль и 23 июня Ф.Д. Рузвельт в своих выступлениях по радио заявили о готовности своих государств помогать Советскому Союзу в борьбе с нацизмом. 12 июля между правительствами СССР и Великобритании было подписано соглашение о совместных действиях в войне против Германии.

Самой первой союзнической помощью были 16 английских истребителей «Харрикейн», доставленных в Архангельск первым северным конвоем «Дервиш» (Рр-0) уже в конце августа 1941 г. С этим же конвоем прибыла группа английских летчиков, две эскадрильи которых участвовали в боях над Кольским полуостровом вместе с североморскими пилотами. Они совершили 365 боевых вылетов, сбили 12 самолетов противника. Двое англичан были награждены орденами Ленина.

На условиях ленд-лиза помощь начала прибывать с 6 сентября. Однако авторы полагают, что официальным стартом крупномасштабных поставок следует считать подписание 1 октября 1941 г. трехстороннего (СССР, США, Великобритания) Московского протокола о поставках Советскому Союзу до июня 1942 г. За годы войны было подписано еще три подобных протокола: в Вашингтоне 6 октября 1942 г., в Лондоне 19 октября 1943 г. (его впервые подписала Канада) и в Оттаве 17 апреля 1944 г., - определяющие

объем и состав ленд-лизовских поставок, которые продолжались даже после победы над Германией «по специальному не всеми сторонами подписанному Оттавскому протоколу. Для СССР предстояла война с Японией, и поэтому акцент поставок был сделан на военную технику» (с. 80).

Самой многочисленной ленд-лизовской техникой были автомобили. Количество полученных за годы войны машин в 2 раза превышает объем их производства за это время в СССР. Особое место занимали «студебекеры», так как использовались в качестве базы для знаменитых «катюш» (их улучшенного варианта) и тягачей для артиллерии.

Доля ленд-лизовских поставок самолетов «в боевом составе советской только фронтовой авиации в течение войны возрастала от 1,4% в 1941 г. до 11,2% в 1945 г.» (с. 95). Вообще же удельный вес ленд-лизовских самолётов составил 20-25% от отечественного производства. Из 62 летчиков, получивших дважды звание Героя Советского Союза, 19 воевали на американских и трое - на английских самолетах.

Союзники поставляли также авиационный бензин и алюминий (поставки которого за годы войны превысили отечественный объем выпуска в 1,25 раза), танки (7% от производства в СССР), артиллерийское вооружение, взрывчатые вещества (около 55% от советского производства), различные средства связи и наблюдения, радиоаппаратуру, радиолокационные станции, различное сырье и медикаменты. «Ежемесячно в СССР поступало около половины броневой стали среднемесячного советского производства» (с. 107). Было получено 71 торговое судно, три ледокола и 500 боевых кораблей и катеров (в приемке от американцев одного из них участвовал один из авторов книги). Почти 25% приходящих по ленд-лизу грузов составляло продовольствие, особенно большие поставки которого начались с октября 1942 г. Кроме того, союзниками было передано СССР четыре нефтеперегонных завода и завод по производству автомобильных шин. Негативно относясь к мнению некоторых зарубежных исследователей о том, что СССР выиграл войну только благодаря помощи союзников, авторы тем не менее считают, что оценка отечественными историками союзнических поставок в 7% от всей продукции, произведенной за годы войны в нашей стране, несколько занижена.

Почти четверть грузов была перевезена торговыми судами и танкерами в составе северных конвоев самым коротким, но и самым опасным маршрутом по Северной Атлантике, Норвежскому и Баренцеву морям в Мурманск и Архангельск. Для приема грузов срочно были переоборудованы порты Архангельска и Северодвинска; проложена железная дорога, соединяющая Кировскую и Северную железные дороги, так как южная часть Кировской дороги была перерезана немцами; практически заново оборудован незамерзающий порт Мурманска (ранее оборудование было демонтировано и вывезено, так как фронт проходил в 40 км от города). Во всех северных портах грузы перегружались с судов непосредственно в железнодорожные вагоны.

Из всех конвоев только первые шесть не подверглись нападению гитлеровцев. Как только германское командование осознало, что они значат для Советского Союза, на них была организована настоящая охота. Общеизвестна судьба конвоя Рр-17, из 37 судов которого было уничтожено 24. В 1942 г. за три весенних месяца погибла четверть кораблей, отправленных из Англии в Россию. Тем не менее Черчилль считал, что конвои себя оправдают, даже если до пункта назначения дойдет лишь половина их состава. «По данным некоторых российских историков, - отмечают авторы, -на морских дорогах ленд-лиза погибло более 14 тыс. английских, американских и канадских моряков. В зарубежных публикациях эта цифра вдвое больше» (с. 205).

Чуть меньше половины от общего объема грузов доставлялось через Тихий океан из Северной Америки в дальневосточные порты. Этот маршрут был более безопасен, но долог и неудобен, так как железная дорога подходила только к Владивостоку. Из грузов здесь преобладали продовольствие, нефтепродукты, станки и технологическое оборудование. В летнюю навигацию часть судов шла Северным морским путем до Архангельска и Мурманска. Конвоев на этом маршруте не организовывали, советские суда ходили поодиночке. Из-за войны с Японией американцы в этих перевозках не участвовали.

«Персидский коридор» по железным и шоссейным дорогам вел из портов Ирана и Ирака в Персидском заливе к портам Ирана на Каспийском море и к началу советской железной дороги. Американцами были построены новые шоссе и железная дорога в Ира-

не для доставки грузов к границам СССР, а также сборочные авиационные и автомобильные заводы и аэродромы. Этим маршрутом прибыло большинство автомобилей.

Самолеты перегонялись также труднейшим маршрутом Фер-бенкс (Аляска) - Чукотка - Якутия - Красноярск. По этой трассе (АЛКСИБ), созданной в октябре 1941 г. по решению ГКО СССР, было доставлено 8 тыс. самолетов. На трассе «был сформирован ряд авиабаз в Уэлькале, Маркове, Сеймчане, Оймяконе, Якутске, Олёкминске, Киренске, а также и на Камчатке. Многие из них построены заключенными ГУЛАГа» (с. 92).

Официально поставки по ленд-лизу были прекращены 12 мая 1945 г., однако фактически они прекратились спустя две недели после капитуляции Японии.

Соглашения по ленд-лизу устанавливали основные принципы урегулирования расчетов. По условиям ленд-лиза вооружение, военная техника, различные материалы военного и гражданского назначения, использованные во время войны или утраченные в ходе боевых действий (а это - подавляющая часть полученного от союзников), оплате не подлежали. За оставшееся неистраченным имущество, пригодное для гражданского использования, надо было платить частично или полностью в порядке погашения долгосрочного кредита. Расплачиваться с союзниками СССР начал уже в первые месяцы войны, до октября золотом, затем также товарами (драгоценные металлы, пушнина, икра, марганец, хромовая руда, даже вологодские кружева). К настоящему времени основная часть кредитов Канады и Великобритании погашена; Соединенным Штатам Россия должна выплатить долг до 2030 г.

М.М. Минц

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Международные отношения

2010.03.017. АРМУР Я Д. ЯБЛОКО РАЗДОРА: АВСТРО-ВЕНГРИЯ, СЕРБИЯ И БОСНИЙСКИЙ ВОПРОС, 1867-1871 гг. ARMOUR J.D. Apple of Discord: Austria-Hungary, Serbia and the Bosnian Question, 1867-71 // Slavonic a. East European rev. - L., 2009. -Vol. 87, N 4. - P. 629-680.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.