Научная статья на тему 'Значение северных конвоев в организации военно-экономического сотрудничества СССР и союзников в 1941-1945 гг'

Значение северных конвоев в организации военно-экономического сотрудничества СССР и союзников в 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1173
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение северных конвоев в организации военно-экономического сотрудничества СССР и союзников в 1941-1945 гг»

К 60 -ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Значение северных конвоев в организации военно=экономического сотрудничества СССР и союзников в 1941-1945 гг.

Супрун М. Н.

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

м £т 2

И

2/2005

О:

Михаил Николаевич Супрун —

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории Поморского государственного университета (Архангельск).

тношения между будущими союзниками 1 накануне и в самом начале Второй мировой войны складывались непросто. Внешняя политика Советского Союза в этот период оценивалась большинством государств как явно прогерманская. Лишь победы Вермахта и наращивание германской мощи у западных границ СССР заставили советское правительство с середины

1940 г пойти на сближение с Великобританией, а с весны 1941 г и на смену политического курса. Подобные кардинальные перемены ориентиров во внешней политике отнюдь не способствовали укреплению доверия между СССР, Великобританией и США даже после создания Антигитлеровской коалиции.

Соединенные Штаты, несмотря на их географическую удаленность от театра военных действий и официально занятую позицию «нейтралитета», не могли остаться в стороне от событий в Европе. Поначалу они оказывали помощь дружественным государствам за плату, причем часто

обходя собственные и международные законы. Но когда стало ясно, что война угрожает кризисом британской экономике, США пошли на принятие 11 марта 1941 г закона о ленд-лизе (от англ. lend — давать взаймы, lease — сдавать в аренду), который предусматривал передачу другому государству на время ведения военных действий взаймы или в аренду необходимых оружия и материалов. До февраля 1942 г отношения между США и государством-реципиентом строились на кредитной основе. Подобным образом концепция билля о ленд-лизе позволяла поначалу Соединенным Штатам отстаивать «собственные интересы» без ведения военных действий на весьма выгодных для американцев условиях. Но после Пёрл-Хар-бора эта концепция была изменена. Не противоречила американским интересам и британская стратегия «стягивания кольца», принятая в основном обоими государствами на Атлантической конференции в августе 1941 г

Нападение Германии на Советский Союз объективно включало последний в антифашистскую коалицию. Уже в самом начале Великой Отечественной войны лидеры Великобритании и США заявили о стремлении оказать СССР всемерную поддержку. Спустя месяц в Россию стала поступать реальная помощь. Наряду с серией операций, проведенных британцами в Арктике, в Архангельск были отправлены первые суда с военными грузами. Они-то и проложили первый и самый важный северный маршрут поставок.

Сначала грузы поступали только из Англии и в обмен на товары или драгоценные металлы. Формально эти поставки и экономические отношения

с Британией были закреплены 18 августа 1941 г в соглашении «О товарообороте, кредите и клиринге». 6 сентября 1941 г., в ответ на тревожное послание из Москвы, И. Сталину было сообщено о возможности отправки стратегических материалов на основе ленд-лиза. Это означало, что американский президент распорядился распространить закон от 11 марта на СССР, но поначалу осторожно, через Великобританию. Поэтому подписывая 1 октября на Московской конференции Первый Протокол о поставках, советская сторона уже знала, на каких условиях будут поступать оружие и военные материалы из США. И формальное объявление 7 ноября

1941 г. переноса действия закона о ленд-лизе на Советский Союз уже не было новостью для Москвы.

Подписание первых союзных соглашений имело целью удержать Советский Союз в войне, по крайней мере до наступления холодов, то есть до вынужденного прекращения наступления не готового к зиме Вермахта. Поэтому многие обещания давались Сталину авансом, без учета неизбежных трудностей становления новых отношений или издержек, вызванных войной. Между тем именно они во многом определили недопоставку или изменение графика завоза и номенклатуры грузов.

Одной из наиболее серьезных проблем поставок стала транспортная. В ходе ее решения выяснилось, что из всех маршрутов самым удобным оказался северный. По нему в 1941 г. в советские порты проследовало семь караванов в составе 54 транспортов. Они перевезли 154 тыс. тонн или 43 процента всех грузов, отправленных в

м к

О S ^ I

о <

м ес

s- о

м £т < < 2

п_

2/2005

м к

О S

О <

м ес

О м £т

2

12

2/2005

СССР в этот период. 45 судов отбыли в

1941 г. в обратном направлении1. Поставленное в 1941 г. вооружение теоретически позволяло восполнить все потери Красной Армии. Однако никто не мог тогда предположить истинные масштабы катастрофы. Реальные потери оказались в двадцать раз больше. Впрочем, несмотря даже на колоссальные жертвы, РККА по-прежнему превосходила германскую армию по основным количественным и даже качественным показателям. Поэтому в тот период важнее было наладить собственное, причем более современное, производство и заручиться моральной поддержкой со стороны ведущих мировых держав. Именно такую роль и сыграли англо-американские поставки в 1941 г Не случайно большая часть союзного вооружения была отправлена на московское направление. А три четверти направленных в Россию грузов составляли станки, промышленное оборудование и сырье2, — то, что требовалось Советскому Союзу в первую очередь для налаживания собственного военного производства.

Эскалация мировой войны, вступление в нее США потребовали консолидации антифашистских государств и внесения дополнений в союзную стратегию. С этой целью в январе 1942 г. в Вашингтоне был проведен ряд встреч на высшем уровне. Их результатом стало декларирование образования Организации Объединенных Наций.

Тогда же были заложены основы военно-политического и экономического союза: разработана экономическая и военно-стратегическая платформа коалиции, созданы объединенные органы управления и контроля.

С расширением состава коалиции и осложнением обстановки на европейском фронте британская стратегия «сжимания кольца» была с весны 1942 г подвергнута корректировке с позиций стратегии «прямых действий», на которой настаивали США и СССР. Одновременно с корректировкой союзнической стратегии вступление в войну Соединенных Штатов повлекло за собой и изменение концепции ленд-лиза. Из метода оказания помощи без участия в военных действиях он стал гигантским «снабженческим резервуаром», в который каждое из союзных государств вливало по возможности свои ресурсы и брало то, что ему было необходимо для ведения войны («концепция пула» от англ. «pool» — резервуар). Эти условия оговаривались в специальных соглашениях о взаимопомощи. Подобные соглашения между СССР и США, СССР и Великобританией были подписаны соответственно 11 и 27 июня 1942 г. Следствием принятия «концепции пула» стал перевод в конце февраля

1942 г. поставок по ленд-лизу на бес-кредитную основу, а спустя четыре месяца — и списание большей части долгов за поставки начального периода войны. Достигнутые в это время со-

1 Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 413. Оп. 9. Д. 567. Л. 43, 44, 54, 66; Ф. 8045. Оп. 3. Д. 653. Л. 6, 6 об., 12-14, 16.

2 Центральный архив Министерства обороны РФ (далее ЦАМО). Ф. 38.Оп. 11353. Д. 432. Л. 34; РГАЭ. Ф. 413. Оп. 9. Д. 562. Л. 15-30. Hoover Institution Archives. CSUZZZ178-A. P. 1, 14.

глашения не только закрепили политико-правовую, но и экономическую основу коалиции.

Перевод поставок по ленд-лизу на бескредитную основу стал важнейшим условием реализации одной из трех стратегических задач, принятых Объединенным комитетом начальников штабов (ОКНШ) на 1942 г.: сохранить «русский» фронт, оказать, согласно Меморандуму стратегического планирования ОКНШ, «помощь русскому наступлению всеми имеющимися средствами»3. Важнейшими среди них являлись стратегические поставки. Великобритания в целом выдерживала как сроки, так и номенклатуру ввозимых материалов и оружия. В то время как ввоз грузов из США серьезно отставал от графика. Причиной тому стало непредвиденное вступление США в войну, потребовавшее корректировки как планов распределения поставок, так и всей американской военно-экономической программы («Программы Победы»). Сказывались и организационные трудности этапа становления новых отношений. Кроме того, после Пёрл-Харбора обострилась транспортная проблема: прекратились дальневосточные перевозки американскими пароходами, затормозилась работа по расширению «персидского коридора». Поэтому северный маршрут продолжал оставаться самым важным и на протяжении всего 1942 г. Не случайно Гитлер объявил арктический те-

атр военных действий «зоной судьбы», направив сюда главные силы германского флота. Тяжелые бои, развернувшиеся в Арктике в первой половине 1942 г.. стоили союзникам потери 57 транспортов (в том числе 4 советских) и 6 боевых кораблей, включая новейшие британские крейсера «Эдинбург» и «Тринидад». А трагическое стечение обстоятельств привело к гибели почти целого конвоя PQ-17. Тем не менее 96 дошедших до северных портов России судов доставили согласно Первому Протоколу дополнительно для «русского фронта» еще около 700 тыс. тонн грузов. Через Архангельск и Мурманск в страну до середины 1942 г. было завезено 2314 танков, 1550 танкеток, 1903 самолета — приблизительно столько, сколько находилось в составе всех советских фронтов на начало 1942 г.4.

Поэтому, несмотря на нарушение графика завоза, недопоставку отдельных видов вооружений и материалов, Наркомат внешней торговли СССР посчитал Московское соглашение в целом выполненным. Недопоставки и потери в пути (до 10%) были в значительной мере компенсированы «непротокольными» грузами: номенклатура поставленного (свыше 150 наименований) более чем вдвое превышала номенклатуру протокола Московской конференции (67 наименований).

Не вызывает сомнения, что в валовом объеме промышленного производства СССР импортные поставки по

U. K. Historical Branch of Ministry of Defence (HBMD). File BR 1736 (44) Battle Summery Nr22. P. 2. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 9. Д. 567. Л. 33, 34, 66; Д. 570. Л. 8-9; ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11353. Д. 1012. Л. 5 об.; Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг. — М., 1977. С. 75.

м к

О S

О < м ес

О

с

13

2/2005

4

м к

О 5 ^ I

О <

м ес

»- о

м £т 2

14

2/2005

Московскому Протоколу составили мизерную часть. Однако по отдельным, как правило, самым необходимым для страны видам вооружения, сырья и материалов их доля была весьма велика. Поставленные союзниками танки составили почти 96% танков, выпущенных в СССР за первые полгода войны; самолеты — соответственно 34%; автоматы — 93%5. Для перестраивающейся на военный лад советской экономики отдельные недостающие компоненты имели непреходящее значение. Не случайно поэтому военные поставки в общем объеме ввезенных в Советский Союз грузов составляли лишь пятую часть. Остальной тоннаж был занят продовольствием, цветными металлами, химическими веществами, нефтепродуктами, промышленным оборудованием — тем, что в первую очередь требовалось для организации собственного производства6.

Поставки первой половины 1942 г, сыграли и определенную роль в проведении наступательных операций Красной Армии. Численность ввезенных в этот период танков более чем втрое превысила танковые потери Красной Армии в первой половине 1942 г. К июлю

1942 г. из 13,5 тыс. танков в составе РККА 2,2 тыс. составляли импортные машины, т. е. 16 процентов7. Большая

их часть была сравнительно равномерно распределена по всем одиннадцати фронтам. Исключение составляли лишь самые ответственные: Калининский, Западный и Сталинградский. Ленд-лизовские танки на этих фронтах составляли соответственно 38, 3 и 11 процентов8.

В целом немногочисленными были и поставки самолетов. В общем объеме переданных в советские ВВС машин они не превышали 15 процентов. Тем не менее ленд-лизовская авиатехника, доставленная по Первому Протоколу, позволяла на 40 процентов восполнить потери ВВС РККА с начала войны9.

Ленд-лизовские поставки серьезно поддержали советскую оборонную промышленности. В то время когда значительная ее часть находилась либо «на колесах», либо на этапе освоения мощностей, союзнические материалы и оборудование позволили заполнить «бреши» в производстве и стать связующим звеном в разорванных хозяйственных связях. Американские и английские автомобили повысили мобильность Красной Армии, а ленд-лизовское продовольствие обеспечило боеспособность более 5 миллионов солдат в течение всего периода действия Первого Протокола. Значительная часть оружия была использована для созда-

Подсчитано по: Советская экономика накануне и в первый период Великой Отечественной войны, 1938-1945 гг. // История социалистической экономики в семи томах. Т. 5. — М., 1978. С. 250, 252, 271.

РГАЭ. Ф. 413.Оп. 9.Д. 438. Л. 21.

Подсчитано по: ЦАМО. Ф. 38.Оп. 11373. Д. 153. Л. 55; Д. 1012. Л. 62; Оп. 11353. Д. 1053. Л. 2; Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование. — М., 1993. С. 368-369.

Подсчитано по: ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11373. Д. 153. Л. 55.

Гриф секретности снят... С. 368-369.

ния резервных соединений, которые оставались неприкосновенными даже в критические этапы Московского сражения. Ставка придерживала их для нанесения самого главного удара.

1943-й стал решающим годом войны. Победы Красной Армии под Сталинградом, Курском и на Днепре определили полную утрату Вермахтом стратегической инициативы на «русском фронте». То же произошло и на всех остальных фронтах Второй мировой.

Положение на фронтах определяло содержание общей союзной стратегии, а в конечном счете — и характер межсоюзнических отношений. Закономерным поэтому стало вытеснение в

1943 г. британской стратегии «периферийной войны» советско-американской стратегией «прямых действий». И по мере наступления союзников происходило укрепление межсоюзнических отношений: от холодной встречи Черчилля и Сталина в Москве в августе 1942 г., повлекшей за собой отказ от открытия второго фронта, а вскоре и отзыв советских послов в Лондоне и Вашингтоне, до дружеской конференции «Большой тройки» в ноябре 1943 г. в Тегеране.

Важнейшим инструментом США и Великобритании в проведении военной стратегии по-прежнему были поставки. В условиях нестабильной военнополитической обстановки лишь они продолжали оставаться гарантом коалиции, важнейшим фактором удержания СССР в войне. Поэтому при подписании Второго Протокола Советскому Союзу были предложены оружие и материалы, вчетверо превышавшие

объем поставок по Московскому Протоколу. Правда, при этом союзники обязались перевезти своим транспортом не более 4,4 млн тонн, т. е. немногим более половины. С началом действия Второго Протокола к поставкам подключилась и Канада. 8 сентября 1942 г. она подписала с СССР кредитное соглашение на поставку пшеницы на сумму 10 млн канадских долларов («пшеничное соглашение»).

Значительное увеличение по новому Протоколу потоков грузов требовало расширения существующих и открытия новых маршрутов поставок, что определенно снизило роль северного маршрута. И хотя завезенные этим маршрутом 986 тыс. тонн грузов в абсолютном выражении даже несколько превысили количество грузов, доставленных в течение первого протокольного периода, однако в общем объеме поставок в СССР их доля упала с середины 1942 г. до конца 1943 г. с 61 до 16 процентов10. Впрочем, по нему в СССР по-прежнему направлялись почти все британские поставки, а также наиболее срочные заокеанские грузы. Почти половина всего ввезенного в Советский Союз оружия была доставлена также северными конвоями. Наряду с решением главной задачи, связанной с поставками стратегических грузов для СССР, проводка конвоев в Арктике позволяла британскому Адмиралтейству при поддержке кораблей союзников и агентов в Норвегии более точно отслеживать главные силы Кригсмарине, предотвращая их выход на просторы Атлантики, по которым проходили основ-

РГАЭ. Ф. 413. Оп. 9. Д. 555. Л. 17.

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

“К С

15

2/2005

м к

О 5 ^ I

О <

м ес

р- о

м £т 2

16

2/2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные артерии, обеспечивавшие жизнеспособность Британских островов. Эти причины стоили того, чтобы по-прежнему рисковать флотом. Всего с июля 1942-го по декабрь 1943 г. северным маршрутом в СССР было проведено 192 транспорта. Обратным путем проследовало 168 пароходов. В ходе боев союзники потеряли пять боевых кораблей и 26 транспортов. Серьезный урон понесли в Арктике и соединения Кригс-марине. С потоплением трех боевых германских кораблей, включая тяжелый крейсер «Шарнхорст» и 4 подводные лодки, с повреждением «Тирпица» и «Хиппера», стратегическая инициатива на этом ТВД окончательно перешла на сторону коалиции11.

И хотя по Второму Протоколу союзники вновь выполнили свои обязательства лишь частично, импортные оружие и материалы сыграли весьма важную роль в создании коренного перелома в Великой Отечественной войне. Поставленных по Вашингтонскому Протоколу самолетов вполне хватило, чтобы заменить потери советской авиации во всех основных сражениях этого периода. Импортного производства был и каждый десятый танк действующей армии. Примечательно, что советское командование по-прежнему держало большую часть английских и американских машин на самых важных фронтах: Юго-Западном, Брянском и Западном.

Особое значение в номенклатуре поставок Второго Протокола имело радиооборудование и средства связи. Исходя из норм комплектования дивизий в военных условиях, поставленных радиостанций было достаточно для оснащения 150, а полевых телефонных аппаратов — для обеспечения 329 дивизий. А те 445 локаторов, поставленных СССР в 1942-1943 гг., позволили советскому оружию не только обрести «зрение», но и сделать в отечественной радиоэлектронике, по оценке советских специалистов, «скачок величиною в 10 лет»12.

Заметной была и союзническая помощь СССР в области судостроения и мореплавания. 16 тральщиков, 9 больших и столько же малых охотников за подводными лодками, торпедные катера и десантные баржи были доставлены в СССР по Второму Протоколу. Кроме того, в 1943 г. США передали СССР 32 сухогруза и 8 танкеров13.

Однако «военные» и «морские» поставки по Второму Протоколу по-прежнему занимали лишь треть предоставленного тоннажа. Остальные две трети были отведены под «невоенные» грузы, половину из которых составляло продовольствие. Его по даже самым приблизительным расчетам калорийности было достаточно, чтобы прокормить 10-миллионную армию в течение 440 дней14. Оставшуюся часть тоннажа занимало промышленное оборудование, химические изделия, металлы и

11 См.: Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945. — М., 1997. С. 158-199.

12 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 9. Д. 548. Л. 5.

13 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 9. Д. 506. Л. 158; Д. 562. Л. 21-22; 28-29.

14 Подробнее о расчетах калорийности поставленного продовольствия см.: Супрун М. Н. Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы Второй мировой войны // Отечественная история. 1996. № 3.

другие материалы, необходимые для военного производства. В целом в течение второго года войны помощь союзников по объему была вдвое, а по стоимости — почти втрое больше, чем поставки по Московскому Протоколу.

Решительное наступление Красной Армии в 1944 г. на востоке и высадка десанта во Франции лишили фашистское руководство последнего шанса на раскол коалиции и достойный выход из войны. В мае 1945 г. Германия вынуждена была капитулировать. То же самое спустя четыре месяца сделала и Япония. Самая кровопролитная в истории человечества война завершилась.

Успехи союзных войск на фронтах обусловили необходимость решения политических проблем, и в первую очередь вопросов послевоенного устройства мира. Каждое из государств предлагало собственную концепцию международного сотрудничества после войны. Для США она сводилась к обновлению традиционной политики «открытых дверей» через снятие торговых барьеров, а в области политической — к созданию более авторитетной, чем Лига Наций, всемирной организации. Основу идеологии должны были составить принципы либерализма, противостоящие любой, и прежде всего фашистской тирании.

Британское руководство предлагало более традиционный подход, основанный на стремлении защитить интересы империи и Содружества, сохранить равновесие сил в Европе. Поэтому наиболее серьезные противоречия с США если и могли возникнуть, то прежде всего в области экономической и, в частности, в сфере торговых преференций.

И. Сталин, известный своим прагматизмом, ставил перед собой более

приземленную задачу: создать вокруг Советского Союза «пояс дружественных государств». И стремления советского руководителя находили поддержку среди союзников. Возникновение сложностей в отношениях с СССР можно было ожидать либо из-за столкновения идеологий, либо из-за нарушения участниками коалиции договоренностей по проблемам послевоенного устройства мира. Именно эти причины и стали вскоре основными в развязывании войны «холодной».

Однако еще в ходе войны стороны прекрасно понимали, что от их взаимодействия зависит будущее планеты. И ключевым вопросом для налаживания этого взаимодействия являлось установление самых дружеских отношений с Россией, желательно с включением ее в мировую политическую и экономическую системы. Важнейшая роль в реализации союзнических концепций завершения войны и послевоенного устройства мира принадлежала системе экономической помощи на принципах ленд-лиза. Поэтому союзники делали все возможное для того, чтобы полностью выполнить свои обязательства по поставкам. Этому способствовало и снятие многочисленных барьеров, вызванных как объективными, так и субъективными обстоятельствами. В полной мере заработали маршруты, отладили свою работу административные структуры, увеличилось производство оружия и материалов.

На 1944-1945 гг. пришелся основной объем помощи союзников для СССР: 9,9 млн тонн или 3/5 всех грузов военного времени. В состав этих поставок включены и грузы, ввезенные Канадой, подписавшей самостоятель-

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

“К С

17

2/2005

м к

О 5 ^ I

О <

м ес

»- о

м £т 2

18

2/2005

но Третий Протокол. В отличие от поставок по Второму и особенно Первому (часто называемому «британскому») Протоколам почти 90 процентов всех материалов и оружия поступило в конце войны из США. Кораблей и самолетов, переданных по последним Протоколам, хватило бы для того, чтобы полностью восполнить потери в ходе всех стратегических операций, проведенных советскими Вооруженными силами в конце войны, артиллерийских стволов — на четверть, танков — на 11 процентов. Каждая вторая бронемашина и каждый десятый танк, направленные в этот период во фронтовые соединения, были импортного производства. Благодаря союзным поставкам по сути были созданы еще два флота, равные по составу Северному и Тихоокеанскому. Почти вся поставленная техника была испытана на фронтах войны и с учетом этого заказывалась советскими специалистами. Высоким качеством отличались средства связи и специальная аппаратура. Поэтому они занимали в советских заявках особое место. Радиостанциями и телефонными аппаратами, поставленными в СССР в 1944-1945 гг., можно было бы оснастить от 300 до 500 дивизий. Свыше 80 процентов радиолокационной аппаратуры в войсках и на флоте также были англо-американского производства15.

Однако самолеты, танки, корабли и другие военные грузы в общем объеме ввезенных в СССР в конце войны материалов по-прежнему занимали

незначительную часть тоннажа — всего лишь 9 процентов. Остальная часть была отведена под промышленное оборудование, продовольствие, металлы, нефтепродукты. Четверть всего тоннажа занимало продовольствие. Его в калорийном исчислении было бы достаточно для содержания 10-миллионной армии в течение более чем трех лет. Другая четверть была отведена под средства транспорта — автомобили, локомотивы, вагоны и специальное оборудование. Во многом благодаря им значительно возросла скорость продвижения Красной Армии по Европе, наладились устойчивые связи регионов в тылу, Переход инициативы к союзным флотам и увеличение поставок в конце войны обусловили возрастание роли северного маршрута. В 1944-1945 гг, по нему было доставлено 22 процента всех грузов. В абсолютном выражении это составило 2,2 млн тонн, т. е. больше, чем было завезено этим путем в период действия первых двух Протоколов16. Советские грузовые суда с конца

1943 г. были исключены из ордеров конвоев, поэтому большей частью груз лег на транспорты союзников, главным образом, под американским флагом. Их прикрытие, как и в былые годы, осуществлял британский флот с участием норвежских, канадских, польских и французских кораблей. В советской береговой зоне к ним подключались корабли и авиация Северного флота. В течение 19441945 гг. они обеспечили проводку в порты Архангельск и Мурманск 14 конвоев в составе 379 судов. Такое же количество

15 См.: Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои. С. 309-318.

16 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 9. Д. 562. Л. 14; Д. 567. Л. 66.

конвоев (393 судна) было сопровождено в обратном направлении. Еще 49 пароходов проследовали до сентября 1945 г в одиночном плавании17.

В ходе конвойных операций на завершающем этапе войны союзные флота окончательно закрепили свое главенствующее положение в Арктике. В последних боях за конвои германские военно-морские силы лишились 24 подводных лодок и своего самого крупного линкора «Тирпиц». Союзники не досчитались 13 торговых судов и 9 боевых кораблей. Сопоставление потерь вместе с тем свидетельствует о сохранявшемся высоком накале боев даже на последнем этапе войны. Из всех маршрутов северный продолжал оставаться самым опасным. Лишь с конца мая суда стали ходить по нему без прикрытия.

Анализ источников и литературы показывает, что поставки по ленд-лизу являлись составной частью глобальной стратегии стран Антигитлеровской коалиции. Играя в начале войны роль фактора удержания СССР в войне, впоследствии они были призваны стать средством интеграции советской экономики в мировую. В зависимости от расстановки сил на мировой арене менялась и концепция ленд-лиза: от инструмента ведения войны без участия в военных действиях к «концепции пула» и фактору вовлечения СССР в мировую

экономику. Но какую бы политическую оценку не давали ленд-лизу специалисты, остается бесспорным большое значение, которое сыграли союзные поставки для победы Советского Союза в войне.

До сих пор не удалось выработать приемлемую методику оценки союзнической помощи СССР. Большинство специалистов пытаются оценить ее, апеллируя к материальной ценности ленд-лизовских грузов. При этом подсчеты велись двумя основным путями. Первый предполагал проведение расчетов в валютном исчислении. По нему все поставленные в СССР грузы были оценены в 13,3 млрд долларов США18. Приблизительно треть этой суммы пришлась на грузы, отправленные северным маршрутом. Сумма весьма внушительная, если иметь в виду, что стоимость всех промышленных предприятий США в 1939 г., по оценке НКИД СССР, составляла около 50 млрд долларов19. Однако сопоставить ее с материальным ущербом, нанесенным СССР войной или сравнить с объемом советского производства военных лет не представляется возможным из-за несопоставимости курса рубля и доллара того времени.

Большинство исследователей пытаются определить роль ленд-лиза по общему объему и по количеству отдельных наименований оружия и мате-

См.: Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои. С. 2BS-3GB.

См., напр.: U. S. Congressional Record, B2nd Congress, 1st Session, 1951, XCVII, Part 9. P. 12472; Munting R. Lend-Lease and Soviet War Effort // Journal of Contemporary History. Vol. 19 (19B4). P. 49B; BalawyderA. Canada in the Uneasy War Alliance // Canadian-Soviet Relations, 1939-19BG. Oakville, 19B1. P. 7.

Архив внешней политики РФ (АВП). Ф. 129. Оп. 29. Д. 172. Л. 25.

м к

О S ^ I О < м ес

О

“К

^ Ь-

с

19

2/2005

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

м £т 2

20

2/2005

риалов20. Однако называемые 17,5 млн тонн ввезенных в СССР грузов также создают лишь общее представление и с трудом поддаются сопоставлению. Причем более 4 млн тонн было доставлено северным путем. Что касается отдельных видов поставок, то проследить применение, а потому значение, даже одного вида весьма затруднительно. В то время как номенклатура ввозимых грузов включала тысячи наименований.

Несомненно, что исчисление материальной стороны помощи указывает на значимость ленд-лиза в победе и огромную роль, которую сыграли участники северных конвоев, перевозившие эти грузы. Благодаря помощи союзников в СССР были высвобождены для фронта миллионы граждан, почти полностью была обеспечена продовольствием и средствами связи армия, в два-три раза повысилась ее мобильность, в определенной степени были восполнены потери боевой техники.

Между тем эта помощь нужна была Советскому Союзу ровно настолько, насколько союзники нуждались в «русском фронте». Данное утверждение вытекает из самой концепции ленд-лиза, разработанной в Соединенных Штатах в начале 1942 г. Она предполагала объединение усилий всех стран во имя общей цели. Каждая нация вносила в «резервуар» то, в чем нуждалась коалиция, что традиционно составляло доминанту вкла-

да в войну каждого из союзных государств. Обратно оно получало то, что ему было необходимо для ведения войны. Главным арсеналом оружия, военных материалов и продовольствия стали могущественные в экономическом отношении Соединенные Штаты. На них пришлось 4/5 всех военно-экономических поставок. Владычица морей Британия обеспечивала господство коалиции на важнейших океанских маршрутах. России, как и в годы предшествовавших коалиционных войн, была отведена роль основного поставщика «людских ресурсов» на европейском фронте, Китаю — на азиатском. Кровь русского солдата, таким образом, в изобилии наполняя «резервуар Победы», становилась своеобразной платой за оказанную союзниками помощь. Утрата в этой цепи одного из звеньев нарушала баланс сил, что вело к затягиванию войны.

Впрочем, подобное сравнение в рамках концепции «пула» является некорректным, поскольку предполагает противопоставление материальных затрат и общечеловеческих ценностей, а потому автоматически ведет к переводу дискуссии в область этики как человеческих, так и межгосударственных отношений и требует апелляции к иным категориям. И как бы не продолжалась далее дискуссия, одно остается бесспорным: нет и не может быть ничего ценнее в этом мире, чем жизнь человека.

20 См., напр.: Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. — Архангельск, 1991. С. 156-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.