№ 1 (25) 2010
Н. Б. Дорошенко
лекция с мультимедийным сопровождением: механизмы успеха
Мультимедийное сопровождение лекций с помощью аудиовизуальных иллюстраций значительно оптимизирует процесс обучения. В статье рассмотрены нейрофизиологические особенности восприятия информации, обусловливающие данный эффект, а также даны рекомендации по подготовке электронных учебных материалов.
Опытные преподаватели, чьи студенты добиваются успеха в овладении предметом на системном уровне, во время лекции используют мультимедийные средства как способ иллюстрации изучаемых явлений и концепций [1]. Традиционно лекция занимает особое место в учебном процессе: она открывает новый цикл информации концептуального содержания и значения. Известно, что любой успешный цикл обучения состоит из 3-х важных компонентов [2, 3] и отражен в когнитивной модели:
Синтез 1 — Анализ — Синтез 2.
Согласно этой модели, этапы обучения и процесса познания включают в себя следующие компоненты.
Синтез 1 — знакомство с новой системой, концепцией, знанием, фактом, принципом, моделью, иностранным языком и прочим через лекцию, книгу, мультимедийный комплекс для дистанционного обучения, компьютерный текст.
Анализ — процесс: изучение деталей, тренировка в применении новой концепции (умения, информации, принципа, языковой модели и т. п.) в реальной обстановке или контекстах недалекого будущего; размышление (рефлексия) об узнанном, подготовка к семинару, экзамену, зачету.
Синтез 2 — понимание более высокого порядка: обогащение опыта, расширение картины мира, умение применять знание на практике в учебных и жизненных контекстах.
В рассмотренной модели лекция охватывает I этап — Синтез 1, в который вовлечены как преподаватель, так и аудитория. Преподаватель обязан не только мастерски доносить информацию до студентов, но и обеспечить понимание раскрываемого им содержания в рамках соответствующей учебной программы.
Понимание лекционного материала — сложный когнитивный процесс, который является перцептуальным1 искусством познания — умением, способствующим успешному функционированию как в социуме в целом, так и в профессиональной жизни [4, 5, 6, 7].
Цель любой лекции — познакомить с новыми концепциями в богатой совокупности связей между изученным и новым материалом. Чтобы мгновенно узнавать, различать и умело пользоваться концепциями, составляющими любой лекционный курс, человеку нужна тренировка. В этом смысле видеоклипы, ролики и небольшие анимации оказывают неоценимую помощь лекторам в оптимизации учебных процессов.
Овладение перцептуальным умением — достаточно медленный, требующий определенных усилий процесс [8], несмотря на то что в повседневной жизни наш мозг обладает развитыми умениями, чтобы с легкостью:
1) воспринимать информацию из окружающего мира;
от англ. «to perceive» — воспринимать.
№ 1 (25) 2010
2) обрабатывать и интегрировать ее;
3) выдавать реакцию, организовывать понимание происходящего в сложном, мульти-сенсорном режиме (например, однажды испытав на себе действие электрического тока, у нас никогда не возникнет желания вставить в розетку гвозди).
Поддержание и формирование нового опыта, т. е. обогащение картины мира, в том числе и через обучение, требуют мультисен-сорной, многокомпонентной стимуляции, включая слуховые (воспринимаемая речь и звуки), зрительные (движущиеся и неподвижные объекты), а также запахи и кинестетические стимулы движения и ощущений в их неразрывном единстве [1]. Однако познание в естественных условиях реальной жизни значительно отличается от академического, где студентам приходится сидеть в учебной аудитории, слушать лектора и записывать то, что удается сохранить в оперативной памяти. Поступившая в мозг
информация из внешней среды интегриру- | ется в многочисленных сенсорных модаль- § ностях, вызывая сложные взаимодействия между ними. Многие из этих модальностей иа обрабатываются мозгом параллельно, в от- ^ дельных, независимых друг от друга системах [9,10,11,12]. В этом проявляется закон многообразия и устойчивости Природы.
Если новая информация поступает вер-бально (рис. 1), т. е. преподаватель рассказывает учебный материал в виде монолога, то мозг «записывает» информацию исключительно в слуховых и речевых зонах.
При поставленной преподавателем задаче воспроизведения услышанной информации графически — нарисовать в виде схемы — у большинства студентов возникают трудности из-за отсутствия сформированных навыков соединять услышанную информацию с графическими образами в их системном единстве. Аналогично зрительно поступившая информация (рис. 2)
I I I
I I I
Г_Г______________У______________У_
Уже известная и легко |
распознаваемая информация I
Рис. 1. Схема вербально поступающей информации, записанной в слуховых и языковых зонах головного мозга2
2 Shams, L, Seitz, A. R. Benefits Of Multisensory Learning, 2008 (in press). Elsevier, .doi:10.1016/j.tics.2008.07.006
№ 1 (25) 2010
без поясняющего текста, который сфокусирует внимание как на отдельных деталях, так и на общей концепции рисунка, картинки или даже видеоклипа, будет воспринята, обработана и узнана только в зрительных системах мозга.
По данным, представленным в [13], люди обычно запоминают 10% от прочитанного текста, 20% от того, что было услышано, 30% от увиденного и 50% от увиденного и услышанного одновременно.
Исследования также показали, что узнавание учебного материала с голоса преподавателя значительно улучшается, если его объяснения предварялись демонстрацией озвученного видеоклипа [12, 15]. В этом случае качество воспринимаемой информации учебного характера улучшается на 60%. Аудиовизуальная, т. е. мультимедийная, презентация облегчает понимание предъявляемого материала и ориентацию обучаемого в сложной совокупности связей между от-
дельными компонентами изучаемых концепций [16, 17, 18]. Это нерасчлененное единство — иллюстрация явлений в их происте-кании или проявлении в естественных условиях с помощью озвученных видеоклипов, которая расширяет объем восприятия [1].
Мультимедийные материалы-иллюстрации поддерживают развивающееся умение учиться, т. е. познавать явления в их сложной совокупности — на уровне абстрактных концепций. Благодаря этим иллюстрациям в головном мозге формируются многочисленные двусторонние связи, которые охватывают:
1) ствол мозга [19] — глубинную сложнейшую структуру, координирующую все процессы в мозге и теле, включая скорость восприятия и обработки информации;
2) первичные сенсорные поля коры мозга — слуховые, зрительные, кинестетические ощущения и движения, которые обрабатывают воспринимаемые из внешнего
5 Si
i i
i
i со
о &
0
(о §
1
i t
§ i
Уже известная и легко распознаваемая информация
Рис. 2. Схема зрительно поступающей информации, записанной в зрительных зонах головного мозга3
Shams, L, Seitz, A. R. Benefits Of Multisensory Learning, 2008 (in press). Elsevier, .doi:10.1016/j.tics.2008.07.006
46
3
№ 1 (25) 2010
Мультисенсорная презентация информации через видеоклипы: зрительный и звуковой ряды
Ü
Э о
t НО
Рис. 3. Многомерная система организации новых связей и блоков информации головного мозга в ответ на мультисенсорную презентацию учебного материала4
мира «сырые» данные еще до вмешательства сознания [20];
3) ассоциативные поля коры мозга, где обрабатывается и интегрируется информация сложного порядка, чтобы придать смысл воспринимаемому материалу [21-26].
Последние исследования [27-30] показали, что уже через 8 мин после просмотра мультимедийной презентации учебной информации в головном мозге быстро возникают новые мультисенсорные ассоциации или связи между имеющимися концепциями и новыми, о которых шла речь в иллюстративном материале (рис. 3).
Презентация учебного материала через компьютер и/или его трансляция на большом экране, как показывают научные исследования [15], позволяет студентам узнавать всевозможные объекты. Малоизвестными для обучаемых являются лишь функцио-
нальные связи между объектами в единстве новых концепций о них и тех явлениях, которые становятся предметом изучения в ходе лекции. В этом случае краткие пояснения лектора имеют неоценимое значение. После первой презентации учебного материала посредством видеороликов или клипов достаточно показать зрительный образ или весь видеоряд, чтобы произошло вспоминание услышанного текста и наоборот. Это происходит благодаря тому, что активизируются первично сформированные связи между зрительными образами и звучащим (поясняющим) текстом [31, 32]. Более того, если человеку понравился фильм и концепции, изложенные в нем, то мозг «записывает» эту абстрактную информацию (образы + звук + ощущения + чувства + концепции) комплексно, на уровне одного нейро-на.5 В связи с этим встает вопрос о качестве
4 Shams, L., Seitz, A. R. Benefits Of Multisenso- 5 University of Leicester (2009, July 26). Oprah, Luke ry Learning, 2008 (in press). Elsevier, .doi:10.1016/j. Skywalker And Maradona: New Study Investigates How Our tics.2008.07.006 Brains Respond To Them. ScienceDaily.
v 47
№ 1 (25) 2010
аудиовизуальных, т. е. мультимедийных презентаций, которые иллюстрируют изучаемые явления.
Клинические, неврологические и психологические исследования [33-37] показывают, что видеопрезентации с последующей тренировкой в извлечении и запоминании смыслов, заложенных в видеоклипах, значительно облегчают восприятие и запоминание учебного материала. На основании исследований мультимедийных учебных материалов и их воздействия на эффективность обучения С. Ф. Харп и Р. Е. Мейер разработали «когнитивную теорию мультимедийных материалов» (Cognitive Theory of Multimedia) [36], согласно которой презентация аними-рованных материалов, сопровождающихся краткими поясняющими текстами, способствует более эффективному пониманию научных фактов и сложных концепций. Большинство абстрактных понятий и истин легко иллюстрируются с помощью мультимедийных методов: написанных слов, картинок (зрительных образов), ярких графических объектов, флэш-анимаций и соответствующих звуков.
механизмы успеха и рекомендации s по разработке и применению
2 W W
| мультимедийных презентации
| I. Видимое глазами вызывает ощущения
■! и чувства. Это в свою очередь обеспечивает
Й мгновенный процесс «перезагрузки» голов-
¡^ ного мозга. Благодаря эмоциональным ре-
| акциям в мозге быстро формируются связи
|| между отдельными нейронами и структура-
§ ми, которые «записывают» увиденное для
О к
^ последующего воспроизведения6.
2 Клетки головного мозга «учатся» только
! успешному и «правильному» для самого че-
Ц ловека опыту в режиме on-line, а не от со-
§ вершенных им ошибок. Удачный опыт при-
u 6 McGovern Institute For Brain Research, Massachusetts
S§ Institute Of Technology (MIT) (2009, July 30). Adult Brain Can
? Change Within Seconds. ScienceDaily. http://www.science-
c; daily.com /releases/2009/07/090 714 203 442.htm
носит всевозможные вознаграждения в виде озарения, удовольствия, удовлетворения, поощрения или восхищения от тех людей, которые для нас важны. Вспоминание об удачном опыте (Синтез 1), размышление о нем в контексте собственных познавательных способностей (Анализ) способствуют усилению положительной «Я-концепции» [2], уверенности в своих силах7 и обеспечивают мотивацию учиться (Синтез 2).
Опыт записывается в реальном времени по мере его проживания, ощущения. В контексте обучения этот опыт формируется в ответ на понравившуюся информацию, полученную зрительно, аудиально или через мультимедийную презентацию. Такой успешный опыт «записывается» комплексно, во всей полноте составляющих его компонентов на уровне единичных нейронов, чтобы после многократного повторения мозг «записал» эту информацию на уровне многочисленных структур, которые обеспечат воспроизведение опыта в ближайшем будущем.
Если идея или концепция понимается обучаемым как привлекательная, достойная ее прагматического воплощения/применения, то в работу включаются две очень важные структуры головного мозга (рис. 4):
• переднелобная область коры мозга (PFC), которая опосредует планирование действия, развития и творческого претворения абстрактных концепций в жизнь;
• базальные ядра — глубинная структура мозга, которая связана бесчисленными связями с PFC. Эта структура мгновенно реагирует на то, что правильно для самого человека, а не на того, кто его обучает или критикует.
Успех и приятные ощущения от понимания сложных истин формируются в режиме on-line благодаря синхронному включению обеих зон. Это и есть удовольствие, которое в психологии называют состоянием потока.
7 Reflecting On Personal Values Offers Protection From Effects Of Stress. www.whatsnextnetwork.comlhealthlindex. phpl2005l11l06lp963#more963
№ 1 (25) 2010
I §
0
1
НО ЭЙ
Рис. 4. Взаимодействие структур головного мозга при восприятии привлекательной концепции
Нейроны в обеих зонах «загораются» на 4-5 сек в синхронном режиме в виде приятных ощущений (предвкушения получения желаемых результатов), чтобы дать возможность повторить попытку. Такое происходит, когда образовывается новая связь для «закрепления» полученного опыта. Это открытие позволило исследователям прийти к выводу, что мы учимся только при успехе, а не от неудач или анализа ошибок (van Duijvenvoordeet al., 2008; MIT, 20098).
Рекомендации. 1. Иллюстративные материалы в видео-, аудиопрезентациях должны приносить обучаемым ощущение успеха, что им тоже удастся овладеть концепцией, методом, умением и т. п.
8 Massachusetts Institute of Technology (2009, July 29). Why We Learn More From Our Successes Than Our Failures. ScienceDaily. http://www.sciencedaily.com / releases/2009/07/090 729 121 557.htm
2. Информация должна подаваться небольшими блоками. После просмотра каждого блока (отрывка) имеет смысл делать кратковременные паузы, с тем чтобы студенты могли оценить личностное значение увиденного. Опытный лектор обязательно будет наблюдать за движением глаз обучаемых. Взор, направленный вверх, подсказывает, что человек обрабатывает и запоминает информацию зрительно. Если человек смотрит вправо или влево,значит он «прокручивает» информацию в слуховых модальностях.
3. Имеет смысл кратко обсудить просмотренный материал, а также изобразить принцип, систему связей на доске графически. В этом случае к работе подключится кинестетическая модальность, которая легко закрепит структуру нового знания на системном уровне.
4. Анализ нескольких десятков мультимедийных учебных комплексов разных российских издателей показал, что разработ-
№ 1 (25) 2010
Рис. 5. Вариант иллюстрации для создания приятного эмоционального фона
i i
i
в со
о &
0
(о §
1
i
i
§ i
чики зачастую сами озвучивают свои курсы. По признанию студентов, монотонные голоса, произносящие слова с фонетическими ошибками, портят впечатление от курсов, с которыми им приходится работать. Тон голоса и манера преподнесения материала рассказчика или лектора оказывают сильное воздействие на обучаемых, так как создают эмоциональный фон, сопровождающий процесс познания.
II. Эмоциональный фон лекции с мультимедийной презентацией. Для создания благоприятного психологического климата в самом начале лекции оказывается весьма полезным продемонстрировать какие-либо приятные взору любого человека иллюстрации (рис. 5).
Такие изображения мгновенно обеспечивают состояние расслабленности, которое создает у каждого человека, присутствующего в аудитории, хорошее настроение. В этом случае раскрываются лучшие
когнитивные ресурсы, способствующие освобождению от беспокойства и напряжения предыдущего опыта. В состоянии стресса организм и мозг отказываются учиться [39].
Опыт преподавания психологии благополучия, удовольствия и здоровья с помощью мультимедиа [41, 42, 43] показывает, что в самом начале лекции также оказывается эффективным показ какого-нибудь рисунка, фото с кратким комментарием — небольшим отрывком из научной статьи. Когда проиллюстрированная информация имеет личностное значение, то внимание становится нераздельным9.
«90% клеток мозга составляют так называемые «глиальные» клетки. В переводе с древнегреческого слово «glia» означа-
9 Анимированная коллекция полезных идей, которые имеют личностное значение для каждого человека, представлена в виде мультимедийных проектов на сайте www.multiwell.ru
50
№ 1 (25) 2010
Рис. 6. Зоны активизации полей коры головного мозга на компьютерной томографии: а) при чтении; б) поиске информации в Интернете11
ет «клей». Глиальные клетки обеспечивают деятельность и здоровье нейронов: они питают их, лечат, восстанавливают, способствуют здоровому общению с другими клетками в межклеточной среде и т. п. Исследователями Института Макса Планка (Германия) выявлены «астроциты» (от латинского 'astra' — «звезда»). Они имеют форму звезд. Их функция — заполнять пространство между нейронами и обеспечивать здоровое общение между нервными клетками» [44].
Если астроциты «заболевают», то им на помощь приходят микроглии — крошечные глиальные клетки, которые лечат поврежденные участки.
После мини-презентации познавательного характера лекция по любой тематике с мультимедийным сопровождением проходит успешно, так как усиливается любознательность, которая создает благоприятный фон, а главное — приятные ожидания студентов от ваших занятий, где они знакомятся со знанием высшего порядка. Ожидания и есть главная мотивирующая сила как в обычных жизненных, так и в учебных контекстах.
Эффективным оказывается методический подход, когда студенты сами готовят подобные мини-презентации для сокурсников по самой разнообразной тематике — на 1-2 кадра в Power Point Presentation (5-7 мин) —
перед изучением основного курса. Подготовка студентами такой презентации позволяет им наиболее полно реализовать свой художественно-эстетический вкус, любознательность, поисковую активность, а также обучаться искусству создавать мультимедийные презентации.
Целенаправленный поиск личностно значимой и интересной информации в Интернете улучшает работу мозга10 как у молодых и опытных пользователей сети, так и у людей пожилого возраста. На компьютерной томографии (рис. 6), отображающей результаты сканирования головного мозга, можно увидеть активизацию полей коры мозга одного и того же человека при: а) чтении книги; б) поиске личностно значимой, интересной информации в Интернете. Поисковая работа с интернет-ресурсами «зажигает» гораздо более обширные области, чем при чтении книг, когда у человека формируются ментальные образы собственного понимания событий.
10 University of California — Los Angeles (2008, October 15). Searching The Internet Increases Brain Function. ScienceDaily.
11 University of California — Los Angeles (2008, October 15). Searching The Internet Increases Brain Function. ScienceDaily.
51
Ü §
о t ЭЙ
№ 1 (25) 2010
Мультимедийное сопровождение лекций с помощью аудиовизуальных иллюстраций значительно оптимизирует процесс обучения. Оно создает благоприятную основу для эффективного учебного процесса и подходящего психологического климата. Озвученные видеоматериалы и презентации, выполненные в Power Point Presentation, — самые доступные средства для иллюстраций — закладывают основы для целостного понимания учебного материала на концептуальном уровне, облегчают понимание предъявляемого материала и ориентацию обучаемого в сложной совокупности связей между отдельными компонентами изучаемых концепций и явлений. Мультимедийное сопровождение лекций приближает науку к жизненным и профессиональным контекстам, параллельно формируя перцепту-альное искусство познания в сочетании с любознательностью — необходимыми составляющими для приобретения и совершенствования профессиональной компетентности.
От редакции. Настоящая статья продолжает цикл публикаций, посвященных феномену электронного обучения, начатый авто-(а ром на страницах нашего журнала (№ 3 (9) § за 2007 г.). Актуальность данной темы не Й вызывает сомнений: сегодня во всем ми-| ре стремительно развивается индустрия ■! интернет-образования, охватывающая все Й виды и этапы обучения. Электронные технологии активно применяются не только как | инструмент дистанционного образования, || но и как эффективное дополнение класси-§ ческих форм организации учебного процес-|| са на уровне высшего, среднего и после-2 вузовского образования. В чем же секрет ! такого успеха? Только ли в несомненной Ц эффективности технологии? Автор данной § статьи обращает внимание на психологиче-Ц ские аспекты восприятия человеком компь-Ц ютерной информации, опираясь на струк-£ туру и особенности нейрофизиологических Ц механизмов работы мозга. В своих исследованиях Н. Б. Дорошенко дает соответст-
вующие рекомендации по подготовке электронных учебных материалов и методике проведения занятий с их использованием, с тем чтобы максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современной компьютерной техникой. В последующих выпусках мы планируем продолжить публикацию материалов, посвященных данному вопросу.
Список литературы
1. Seitz A, Shams L., Benefits A. R. Of Multisensory Learning / Elsevier. 2008 (in press).
2. Дорошенко Н. Б. Теории и концепции саморегуляции // Субъект — субъектная парадигма создания развивающей среды при психологическом консультировании в сфере здоровья, социальных отношений и управления. Пятигорск: ПГЛУ, 2009 (в печати).
3. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия. Авто-реф. ... докт. дис. София, 1970.
4. Ahissar M. and Hochstein S. The Reverse Hierarchy Theory of Visual Perceptual Learning / Trends in Cognitive Sciences. 2004. № 8.
5. Fahle M. Perceptual Learning: Specificity Versus Generalization / Current Opinion in Neurobiology. 2005. № 15.
6. Gilbert C. D. et al. The Neural Basis of Perceptual Learning / Neuron. 2001. № 31.
7. Seitz A. and Watanabe T. A. Unified Model For Perceptual Learning / Trends in Cognitive Sciences. 2005. № 9.
8. Poggiо T. et al. Fast Perceptual Learning in Visual Hyperacuity / Science. 1992. № 256.
9. Shimojo S. and Shams L. Sensory Modalities Are Not Separate Modalities: Plasticity and Interactions / Current Opinion in Neurobiology. 2001. № 11.
10. Calvert G. et al. The Handbook of Multisensory Processes. MIT Press, 2004.
11. Ghazanfar A. A. and Schroeder C. E. Is Neocortex Essentially Multisensory? / Trends in Cognitive Sciences. 2006. № 10.
12. Driver J. and Noesselt T. Multisensory Interplay Reveals Crossmodal Influences On 'Sensory-Specific' Brain Regions, Neural Responses, And Judgments / Neuron. 2008. № 57.
13. Treichler D. G. Are You Missing The Boat In Training Aid? / Film AVCommun. 1967. № 1.
№ 1 (25) 2010
14. Von Kriegstein K. and Giraud A. L. Implicit multi-sensory Associations influence voice recognition / PLoSBiol. 2006. № 4.
15. Kim R. S. et al. Benefits of Stimulus Congruency For Multisensory Facilitation Of Visual Learning / PLo-SOne. 2008. № 3.
16. Wallace M. T. and Stein B. E. Early Experience Determines How The Senses Will Interact / Journal of Neurophysiology. 2007. № 97.
17. Sharma J. et al. Induction Of Visual Orientation Modules In Auditory Cortex / Nature. 2000. № 404.
18. Bahrick L. E. and Lickliter R. Intersensory Redundancy Guides Attentional Selectivity And Perceptual Learning In Infancy / Developmental Psychology. 2000. № 36.
19. Stein B. E. and Meredith M. A. The Merging of the Senses. MIT Press, 1993.
20. Ghazanfar A. and Schroeder C. E. Is Neocortex Essentially Multisensory? / Trends in Cognitive Sciences. 2006. № 10.
21. Foxe J. J. and Schroeder C. E. The case for feed forward multisensory convergence during early cortical processing / Neuroreport. 2005. № 16.
22. Falchier A. et al. Anatomical Evidence Of Multimodal Integration In Primate Striate Cortex / Journal of Neuroscience. 2002. № 22.
23. Schroeder C. E. and Foxe J. J. The Timing And Laminar Profile Of Converging Inputs To Multisensory Areas Of The Macaque Neocortex / Brain Research. Cognition Brain Research. 2002. № 14.
24. Watkins S. et al. Activity In Human V1 Follows Multi-sensory Perception / Neuroimage. 2007. № 37.
25. Watkins S. et al. Sound Alters Activity in Human V1 In Association With Illusory Visual Perception / Neuroimage. 2006. № 31.
26. Bulkin D. et al. Visual Information In: The Ascending Auditory Pathway / Journal of Vision. 2008. № 8.
27. Seitz A. R. and Dinse H. R. A Common Framework For Perceptual Learning / Current Opinion in Neurobiology. 2007. № 17.
28. Fiser J. and Aslin R. N. Unsupervised Statistical Learning Of Higher-Order Spatial Structures From Visual Scenes / Psychological Science. 2001. № 12.
29. Kawahara J. Auditory-Visual Contextual Cuing Effect / Perception & Psychophysics. 2007. № 69.
30. Tanabe H. C. et al. Functionally Segregated Neural Substrates Or Arbitrary Audiovisual Paired-As-
«
sociation Learning / Journal of Neuroscience. 2005. Ц № 25. |
31. Lehmann S. and Murray M. M. The Role Of Multi-sensory Memories In Unisensory Object Discrimi- ua nation / Brain Research. Cognition Brain Research. * 2005. № 24.
32. Gottfried J. A. et al. Remembrance of Odors Past: Human Olfactory Cortex in Cross-Modal Recognition Memory / Neuron. 2004. № 42.
33. Montessori M. The Absorbant Mind, Holt, Rinehart and Winston, 1967.
34. Birsh J. R. Multisensory Teaching of Basic Language Skills. Pau lH. Brookes Publishing Co., 1999.
35. Bagui S. Reasons For Increased Learning Using Multimedia / Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 1998. № 7.
36. Harp S. F. and Mayer R. E. How Seductive Details Do Their Damage: A Theory of Cognitive Interest In Science Learning / Journal of Educational Psychology. 1998. № 93.
37. Mayer R. E. et al. Cognitive constraints on multimedia learning: when presenting more material results in less understanding / Journal of Educational Psychology. 2001. № 93.
38. Anna C. K. van Duijvenvoorde, Kiki Zanolie, Serge A. R. Rombouts B., Maartje E. J., Raijmak-ers and Eveline A. Crone. Evaluating the Negative or Valuing the Positive? Neural Mechanisms Supporting Feedback-Based Learning across Development / The Journal of Neuroscience. 2008. № 17.
39. Jay T. et al. Up and Down Regulation of Synaptic Strength at Hippocampal to Prefrontal Cortex Synapses. In Prefrontal Cortex: From Synaptic Plasticity to Cognition. Ed. By O. Satoru. Kluwer: Academic Publishers, 2004.
40. Дорошенко Н. Б. Психология благополучия и оптимизма — основа здоровой физиологии // Молодая наука. Пятигорск, 2006.
41. Дорошенко Н. Б. Природные механизмы мотивации и мультимедийные комплексы // Молодая наука. Пятигорск, 2007.
42. Дорошенко Н. Б. О пользе мультимедийных учебных комплексов в высшем и профессиональном образовании // Прикладная информатика. 2007. № 3.
43. Song H, Stevens, C. F. and Gage F. H. Astroglia Induce Neurogenesis From Adult Neural Stem Cells / Nature. 2002. № 417.