Научная статья на тему 'Роль различий сенсорного восприятия в  аутизме: краткий обзор научных исследований прошлых лет и  современности'

Роль различий сенсорного восприятия в  аутизме: краткий обзор научных исследований прошлых лет и  современности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

1772
254
Поделиться
Ключевые слова
СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / АУТИЗМ / СЕНСОРНАЯ ТЕРАПИЯ / СЕНСОРНЫЕ СТИМУЛЫ / НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ / МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ / SENSORY PERCEPTION / AUTISM / SENSORY THERAPY / SENSORY STIMULI / NEUROPHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF SENSORY PERCEPTION / MULTIMODAL PERCEPTION / MULTISENSORY TEMPORAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богдашина Ольга

В статье представлен обзор зарубежных исследований сенсорного восприятия при аутизме. Представлены основные гипотезы научных исследований сенсорного восприятия у аутичных людей, указана роль различий в их формировании

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богдашина Ольга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ROLE OF SENSORY PERCEPTUAL DIFFERENCES IN AUTISM: BRIEF REVIEW OF THE PAST AND PRESENT RESEARCH

This article provides a review of foreign studies of sensory perception in autism. It presents the basic hypotheses of the researches of sensory perception in autistic people and indicates the role of differences in their formation

Текст научной работы на тему «Роль различий сенсорного восприятия в  аутизме: краткий обзор научных исследований прошлых лет и  современности»

РОЛЬ РАЗЛИЧИЙ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ В АУТИЗМЕ: КРАТКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ И СОВРЕМЕННОСТИ

THE ROLE OF SENSORY PERCEPTUAL DIFFERENCES IN AUTISM: BRIEF REVIEW OF THE PAST AND PRESENT RESEARCH

О. Богдашина О. Bogdashina

Сенсорное восприятие, аутизм, сенсорная терапия, сенсорные стимулы, нейрофизиологические механизмы сенсорного восприятия, мультимодальность восприятия, мультисенсорные временные функции. В статье представлен обзор зарубежных исследований сенсорного восприятия при аутизме. Представлены основные гипотезы научных исследований сенсорного восприятия уаутичных людей, указана роль различий в их формировании.

Sensory perception, autism, sensory therapy, sensory stimuli, neurophysioiogical mechanisms of sensory perception, multimodal perception, multisensory temporal functions.

This article provides a review of foreign studies of sensory perception in autism. It presents the basic hypotheses of the researches of sensory perception in autistic people and indicates the role of differences in their formation.

Необычные реакции на сенсорные раздражители были замечены с самого начала официальной истории аутизма. Первые исследования появились в 1960-х годах, с тех пор в течение многих десятилетий сенсорные гипотезы не считались особенно важными по той причине, что не было представлено каких бы то ни было эмпирических доказательств к ним. Однако в настоящее время мы наблюдаем взрыв интереса к сенсорному восприятию в аутизме. Теория сенсорного восприятия в аутизме постепенно складывается и развивается на основании результатов исследований из других смежных областей, создавая основу для изучения сенсорных различий в аутизме и их влияния не только на поведение, но и на нарушения речи, сознания и социального поведения у лиц с различными формами аутизма.

Так как количество имеющейся литературы по обозначенной тематике превышает допустимый объем данной статьи, мы включили обзор только определенных научных исследований по некоторым методологическим и концептуальным проблемам сенсорного восприятия в аутизме. Представленный обзор бросает вызов традиционной интерпретации, которая отдает приоритет про-

блемам социальной коммуникации. Признание различий сенсорного восприятия в аутизме может помочь улучшить методы диагностики и предоставить информацию об оказании необходимой помощи каждому нуждающемуся индивидуально.

Современные исследования ставят целью объяснить процессы и механизмы сенсорного восприятия, но на данный момент нет никакого понимания относительно протекания таких процессов. Мы считаем, что нужно провести больше исследований процессов сенсорного восприятия в аутизме, чтобы улучшить наше понимание данной проблемы и иметь возможность помогать людям с аутизмом правильным образом.

ВВЕДЕНИЕ

Первая гипотеза о сенсорном восприятии

Необычные реакции на сенсорные раздражители были замечены с самого начала официальной истории аутизма. И Каннер [1] и Аспергер [2] описали странные реакции своих пациентов на звуки, прикосновения,зрительные образы, вкусы и запахи. Основываясь на своих клинических наблюдениях, Бергман и Эскалона [3] выдвинули гипотезу о сенсорном восприятии, при этом объясняя раз-

витие аутизма так: аутичные дети с самого начала своей жизни живут с более высокой степенью сенсорной чувствительности, что заставляет их приобретать некие защитные стратегии, ограждая себя от перегрузки, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в развитии, которые отражаются в синдроме аутизма. Эвелофф [4] описал трудности сенсорного восприятия, с которыми сталкиваются дети с аутизмом. Крик [5] включила необычное сенсорное восприятие в список основных симптомов аутизма. Римланд [6] подчеркнул важность изучения способности к сенсорному восприятию у детей с аутизмом. Лорна Винг [7] показала, что аутичные дети имеют значительно больше проблем с сенсорным восприятием, чем обычно развивающиеся дети и дети с синдромом Дауна, и включила характеристики сенсорного восприятия в «основные нарушения при аутизме».

Орниц [8] исследовал расстройства восприятия, являющиеся типичными при аутизме, и расширил понятие нарушения процесса сенсорного восприятия, включив его в понятие нарушения сенсорного и информационного восприятия. Такой подход позволил ему уточнить и определить отдельные этапы и функции сенсорного восприятия и рассмотреть информационное восприятие с точки зрения более дискретных функций, таких как внимание, память и изучение [9]. Было высказано мнение о том, что аутизм может быть выявлен у маленьких детей, если расматривать отдельные и легко описываемые типы поведения, вызванные различиями сенсорного восприятия. Например, у детей в возрасте до 6 лет такие типы поведения наблюдаются почти с той же частотой, что и типы поведения при социальных и коммуникационных нарушениях [10]. Делакато [11] предположил, что необычные сенсорные восприятия были первичной характерной чертой аутизма. Такие черты можно было отнести к основным симптомам состояния, которое считалось существенным для диагностической классификации. Таким образом, нарушения восприятия могут привести к высокому уровню тревожности, что, в свою очередь, приводит к одержимому и неконтролируемому поведению, социальным и коммуникационным проблемам, делая наиболее общепринятые критерии, по сути, вторичными проблемами развития при аутизме.

Еще одна область исследований - «сенсорная терапия» (СТ). Исследования были начаты Айрес

[12], которая сформулировала теорию дисфункции сенсорной интеграции (СИ) для описания целого ряда неврологических нарушений. В этой теории была предпринята попытка учесть взаимосвязь между сенсорным восприятием и поведенческими отклонениями при различных нарушениях развития, включая аутизм. Айрес первоначально ограничивала свое исследование до трех видов восприятия - тактильное восприятие, вестибулярное и проприоцептивное - и выявила такие проблемы в этих типах восприятий, как тактильное защитное поведение, гравитационная незащищенн-ность и постуральная незащищенность. В отличие от понятия Делакато о «гипер / гипочувствительно-сти», описывающего внутренние восприятия, Айрес определяла нарушения СИ главным образом сточки зрения поведенческих реакций. Например, тактильное защитное поведение определяется как избегающая или негативная реакция на безвредные тактильные раздражители, проявляющиеся в таких реакциях, как «испуг, бегство или борьба».

В последнее время исследователи СТ предложили обновление терминологии, используемой в СТ, и выдвинули на рассмотрение термин «нарушение сенсорного восприятия» как глобальный всепокрывающий термин, который включает в себя три основные группы (расстройства сенсорной модуляции, сенсорной дискриминации и моторики на основе сенсорного восприятия) и подтипы внутри каждой группы [13]. Другая модель сенсорного восприятия, введенная Данн, направлена на объяснение порогов нервной системы для действий и склонности человека для реагирования на эти пороги (низкая регистрация, сенсорный поиск, сенсорная чувствительность и сенсорное избегание) [14].

Критические оценки первой гипотезы

В 2005 году Роджерс и Озонофф [15] опубликовали критический анализ контролируемых экспериментальных лабораторных исследований, которые издаются с 1960 года (в общей сложности 48 эмпирических и 27 теоретических концептуальных статей), заявив о том, что эмпирическая информация, имевшаяся на тот момент, не поддерживает многие современные теории относительно специфики сенсорных дисфункций при аутизме, подчеркивая то, что эмпирическая работа в области познания и коммуникации предоставляет «гораздо более определенную информацию о природе аутиз-

ма в этих областях по сравнению с сенсорной областью». Их выводы были основаны на следующем:

- отсутствие достоверных доказательств того, что «сенсорные симптомы» отличают аутизм от других нарушений развития;

- некоторые группы детей (с синдромом ломкой Х-хромосомы, слепые и глухие} демонстрируют более высокие показатели поведения, основанного на сенсорном восприятии, чем дети с аутизмом;

- анализ доказательств, имеющих отношение к теориям сенсорной дисфункции при аутизме (теории гиперактивности и слабой активности [16; 18]), очень слабо поддерживает теорию гиперактивности и объясняет неспособность приобретения привычек при аутизме.

Автор данной статьи также прокомментировал непостоянство восприятия [19] и теории перекрестных нарушений [20], рассматривая их как те, которые не нашли поддержки по результатам исследований, доступных на данный момент. Целью данного обзора является обсуждение развития теории сенсорного восприятия у аутистов в прошлом и настоящем.

Материалы и методы

Для того чтобь! пересмотреть некоторые методологические и концептуальные проблемы, связанные с исследованием сенсорного восприятия при аутизме, было отобрано ограниченное количество научных исследований для анализа в этом обзоре [15]; авторы столкнулись с проблемой недостаточного выбора явлений для изучения (как правило, он ограничивается случаями гипореактив-ности или слабой активности и сенсорного поиска), в то время как другие сенсорные явления, типичные при аутизме, не были исследованы вообще. В результате основные проблемы сенсорного восприятия (распространенные в аутизме) были мало исследованы и многие переменные характеристики вовсе не были приняты во внимание. Например, человек может реагировать на одни и те же раздражители по-разному в разных ситуациях (поэтому результаты лабораторных исследований не всегда дают полное представление). Полученные из первых рук свидетельства людей, страдающих аутизмом, являются очень важным источником нашего понимания проблем, которые они испытывают, и они могут иметь бОльшую обоснованность, чем наши предположения, основанные на поведении, которое мы наблюдаем.

Другие теории (часто игнорируемые в критических отзывах) также были проанализированы. Требования к объему страниц данной статьи позволяют рассмотреть лишь некоторые из исследований, имеющих отношение к вопросам сенсорного восприятия в аутизме.

РЕЗУЛЬТАТЫ Последние достижения и «новые старые» гипотезы

Сенсорные характеристики аутизма, кажется, являются первичными для многих аутичных людей. Такие функции, как, например, необычная реакция на сенсорные раздражители, часто рассматриваются как основное описание аутизма. Кроме того, с точки зрения аутистов, эти реакции являются «нормальными» (не «необычными» или «странными»), потому что они вызваны различными процессами сенсорного восприятия. Многие авторы считают аутизм состоянием, в значительной степени связанным с сенсорным восприятием [21-23], и предполагают, что настоящая глубинная причина всех социальных и коммуникационных проблем связана именно с сенсорным восприятием [24; 25]. Они указывают на проблемы, связанные с различиями / нарушениями в сенсорном восприятии и обработке информации, с которыми они сталкиваются. Грандин [21] выдвинула гипотезу, что существует континуум проблем сенсорного восприятия у большинства аутичных людей, начиная от фрагментарных образов и заканчивая легкой аномалией.

В течение последнего десятилетия количество научных публикаций на эту тему увеличилось. Предмет исследования (количественный и качественный) теперь значительно отличается от прежних, но большинство публикаций предоставляет надежные и прочные доказательства, которые поддерживают теорию сенсорного восприятия в аутизме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые исследователи предоставили свидетельства, которые не были подтверждены в других работах [26; 27], а другие ученые, изучив определенные явления на примере 6-8 человек с синдромом Аспергера, обобщили свои выводы, затронув весь спектр тематики.

Многие научные исследователи сосредоточили свое внимание на одном типе восприятия (сенсорной модальности), например, Джонс и др. [28] рассматривали восприятие звука и слуховые сен-

сорные поведения; Клери и др. [29] изучали процессы атипичных визуальных изменений. Другие исследования изучали мультимодальные сенсорные трудности, которые довольно часто встречаются при аутизме. Фосс-Фейг и др. [30] исследовали различия в мультисенсорной временной функции при расстройстве аутистического спектра (РАС), делая выводы о том, что аутичные дети имеют измененную мультисенсорную временную функцию (согласно обзору литературы по нейрофизиологическим реакциям на слуховые, осязательные и визуальные раздражители у аутичных людей, см. [31]). Еще один исследовательский отчет (содержащий результаты двух исследований) Ли-кама и др. [32] был опубликован в 2006 году, подтверждая то, что сенсорные нарушения широко распространены, мультимодальны и сохраняются на протяжении долгих лет у детей и взрослых с аутизмом, а также то, что люди с аутизмом имеют мультимодальные трудности сенсорного восприятия. Другие результаты исследований [33] предполагают, что отношения между сенсорными реакциями и другими характеристиками аутизма очень важны и обращение к проблемам сенсорного восприятия у детей с аутизмом имеет решающее значение. Различия сенсорного и моторного восприятия, обнаруженные между группой детей без нарушений и группой повышенного риска (братья и сестры аутичных детей) предполагают, что ранние тесы на выявление РАС должны включать исследование сенсорных и моторных поведений [34]. Ро-бертсон и Симмонс [35] представили данные, которые указывают на тесную связь между сенсорным восприятием и аутичными характеристиками у общего населения, что потенциально подразумевает проблемы с сенсорным восприятием, возникающие при социальном взаимодействии. Некоторые исследования [36; 37] показывают, что проблемы с сенсорным восприятием отличаются в клинических подгруппах РАС.

Сенсорные проблемы были изучены у людей разного возраста: например, у детей в возрасте от 20 до 54 месяцев, которые были разделены на группы в зависимости от степени симптомов аутизма и когнитивных уровней. Наиболее нарушенными видами ощущений в целом по всей группе были восприятие боли и слуховое восприятие [36]. Исследователи сообщают, что дети в наиболее типичной аутичной подгруппе (ядерный аутизм без отклонений в умственном развитии) отли-

чались наибольшим количеством нарушенных видов ощущений; в то время как дети с «признаками аутизма» - самым низким количеством нарушенных видов ощущений. Тем не менее не было никаких групповых различий по числу нарушенных видов ощущений между группами различных когнитивных уровней или уровней экспрессивной речи. Эти результаты показывают, что сенсорные проблемы очень распространены среди маленьких детей с аутизмом.

Ашбумер и др. [38] исследовали реакции на ощущения в группе молодых людей с аутизмом; их исследования показали, что участники испытывали повышенную восприимчивость и трудности в фильтрации посторонних сенсорных раздражителей, выборе движений, отличались чрезмерным вниманием к сенсорным раздражителям, предпочитали предсказуемые и контролируемые сенсорные раздражители. Крэйн и др. [39] предположили, что необычное сенсорное восприятие при аутизме длится на протяжении всей жизни; взрослый человек с расстройствами аутистического спектра может испытывать очень разные, но одинаково тяжелые формы нарушений сенсорного восприятия.

Доннеллан и др. [40] бросили вызов традиционной интерпретации, которая отдает приоритет социальной коммуникации и творческим играм, и заявили, что дети и взрослые с аутизмом могут иметь нераспознанные и достаточно значительные различия в сенсорном восприятии и движениях

ОБСУЖДЕНИЕ

Данные из работ, приведенных выше, также поднимают некоторые очень важные теоретические вопросы. Барсалоу [41] утверждает, что когнитивное функционирование по своей сути связано с восприятием, использует те же самые системы (механизмы) как на когнитивных, так и на нейронных уровнях и что теория восприятия познания может реализовать полнофункциональную концептуальную систему. Таким образом, границы нейрона-уки меняются и «различия между сенсорной и когнитивной функциями становятся все более размытыми. Расстройства, которые ранее считались "когнитивными", могут быть переименованы» [42]. Различия сенсорного восприятия могут привести к различным способам когнитивного и языкового развития, которые в конечном счете отражаются в различных системах коммуникации и социального взаимодействия [43]. Принимая во внимание

различия в их восприятии, когнитивных механизмах и адаптивных стратегиях, которые они приобретают, вряд ли стоит удивляться тому, что аутич-ные люди пытаются привнести долю предсказуемости и порядок в тот хаос, в котором они живут. Стереотипы поведения, по мнению многих аутич-ных людей, являются их компенсационными стратегиями для того, чтобы регулировать сенсорные системы, и для того, чтобы справиться с сенсорной перегрузкой. Несмотря на последние тенденции в интерпретации стереотипов в качестве попыток коммуникации, стоит отметить, что это не всегда обязательно так и могут быть и другие причины, отличные для каждого отдельного человека и разные для разных ситуаций [44]. Самостимулирующее поведение может преследовать несколько целей, и одно и то же поведение может быть вызвано различными причинами. Привычки и ритуалы, характерные для одного состояния, привносят некоторую предсказуемость в другой непостижимый мир [43; 45 ].

Важность теоретических и концептуальных концепций не вызывает сомнений. Джеррард и Рагг [46] указывают на слабые стороны теоретического моделирования (несмотря на огромный объем данных) и недостаточно протестированные гипотезы. Так как сенсорные проблемы (несмотря на широкое освещение) остаются в значительной степени необъяснимыми существующими моделями, авторы предлагают повторное рассмотрение причинного моделирования. Их анализ поддерживает идею гетерогенного причинного моделирования для аутистических характеристик. Они предположили, что разработка стандартизированной основы для анализа аутистических признаков будет способствовать идентификации подгрупп и выявлению биологических маркеров генетических вариаций. Такой подход поддерживает нейрокон-структивистскую модель, указывая на то, что сенсорные нарушения оказывают пагубное влияние на комбинацию комплексных навыков, на синап-тогенез, синаптическую «прорезку» («прунинг») и миелинизацию, а впоследствии проявляются как аутистическое поведение [46]. Авторы считают, что такая модель объясняет некоторые структурные и функциональные аномалии мозга и многие перцептивные, когнитивные и относящиеся к вниманию характеристики аутизма. Они не согласны с выводами о том [15], что сенсорные нарушения не являются распознанной характеристикой

аутизма, и ссылаются на ряд исследований, которые указывают на то, что возможная причина признаков аутизма, вызванная сенсорными нарушениями, не может быть исключена [47-49]. Джеррард и Рагг убедительно показывают (подкрепляя свои взгляды данными эмпирических исследований), что «нарушение в одной субмодальности может сделать лишь небольшой вклад в общее первичное восприятие в этом режиме, вызывая тем не менее значительные изменения в некоторых аспектах восприятия более высокого уровня». Авторы пришли к выводу, что определенные сенсорные нарушения могут служить основой для поведения, которое соответствует клиническим критериям для диагностики аутизма, и вне зависимости оттого, возникают ли сенсорные нарушения по периферии или по центру, они не только значительно влияют на когнитивные и социальное функционирование, но и переносятся гораздо тяжелее, чем социальное взаимодействие и коммуникация [46].

Есть некоторые теоретические модели, которые могут объяснить сенсорное развитие при аутизме. Например, Рубинштейн и Мерзенич [50] разработали модель для аутизма, которая могла бы объяснить симптомы и особенности эмоционального, когнитивного и языкового развития и предположить их первопричину. Они заявили о том, что попытки понять происхождение аутизма должны быть сконцентрированы на развитии нейронных цепей и систем, которые лежат в основе языкового восприятия и обработки (то есть прослушивание, понимание языка, производство речи, вербальная память и познание) вместе с развитием социального поведения. Другие исследования подтверждают, что аутичные люди, имеют ряд нарушений / различий восприятия, особенно ярко выраженных в гиперчувствительности к слуховым и тактильным раздражителям [48; 51]. Такие исследования показывают, что слуховая среда оказывает первостепенное влияние на прогрессирование фундаментального созревания и дифференциации первичной слуховой коры и заключает в себе ряд конкретных сенсорных факторов окружающей среды, которые потенциально могут усилить или иным образом модулировать развитие прогресси-рования аутизма [50].

Сравнительное исследование «мини-колонок» в мозге людей без признаков и с признаками аутизма показало, что в коре головного мозга неау-тичных людей информация передается через ядро

мини-колонок и не имеет возможности активации соседних отделов через окружающие ингибирую-щие волокна. Мини-колонки при аутизме, однако, меньше, более многочисленны и имеют аномальную структуру [52], поэтому раздражители более в них не содержатся, а перетекают в соседние отделы, тем самым создавая эффект усилителя. Инги-бирующие волокна просто не справляются с этим потоком [53].

Маркрам и др. [49] предлагают объединяющую гипотезу аутизма (которую они называют «синдромом интенсивного мира»), где основной неврологической патологией являются восприятие, переработка и хранение чрезмерной нейронной информации в местных нейронных цепях мозга, что приводит к гиперфункции наиболее пострадавших областей мозга. По мнению авторов, большинство расстройств аутистического спектра могут быть объяснены конкретной степенью активного участия этого гиперфункционального молекулярного синдрома в различных областях мозга, что может зависеть от конкретного этапа развития, на котором мозг реагирует на раздражитель, от типа токсического раздражителя и от присутствия любого предрасполагающего гена [49]. Таким образом, все черты аутизма (нарушения успешного социального взаимодействия, коммуникации, речевые проблемы, проблемы с когнитивными функциями, повторяющееся поведение и т. д.) можно рассматривать как вызванные сенсорной перегрузкой, которую испытывают люди с аутизмом. Аутичные люди воспринимают, чувствуют и запоминают слишком много. Столкнувшись с «бомбардировкой» сенсорными стимулами, запутывающими и непонятными, в окружающей среде, причиняющей им боль, аутичные дети замыкаются в своем собственном мире, «выключая» свои сенсорные системы. Это приносит неблагоприятные последствия для их социального и языкового развития. Повторяющееся поведение, такое как раскачивание тела, размахивание руками и постукивание головой, рассматривается как попытка привнести порядок и предсказуемость в окружающую среду.

Швейцарские исследователи предоставили сильные неврологические свидетельства о наличии сенсорно-информационной перегрузки у людей с аутизмом. В отличие от большинства неврологических исследований, которые описывают слабые связи отделов мозга, гипоактивность и дефи-цитарность мозговых структур у аутистов, Мар-

крам в своих исследованиях установил, что аутич-ный мозг, по сути, является сверхактивным. Исследователи ссылаются на уменьшение активации, зафиксированной при выполнении задач на внимание [54], в распознавании речи и генерации [55], и говорят о нормальной или даже увеличенной активации при двигательных задачах [54; 56]. В целом, исследования функционального зрительного восприятия предполагают, что области мозга, отвечающие за выполнение более сложных задач, не полностью активированы, являясь «отрезанными» от сенсорных областей более низкого уровня, в то время как последние, может быть, даже гипе-рактивированы [49].

Гиперреактивность и гиперпластичность означают, что мини-колонки имеют более высокую, чем средняя, функциональную активность для обработки информации. Чрезмерное обработка сенсорной информации в нейронных цепях приводит, в свою очередь, к преувеличенному восприятию, которое порождает чрезвычайно интенсивные изображения, звуки, запахи и т. д. Эта сенсорная перегрузка в сочетании с неспособностью фильтровать информацию является причиной того, почему аутичные дети замыкаются в себе и упускают возможность развить в себе общее концептуальные понимание мира. С этой точки зрения, РАС являются нарушениями гиперфункциональности, а не гипофункциональности, как часто предполагается. Чрезмерная работа нейронов может заставить аутичных людей воспринимать все крайне болезненно, когда кора головного мозга подвержена сильному воздействию, вызывающему даже отвращение, если миндалины (?) также подвержены воздействию [46]. Это исследование подтверждает выводы и теории причин(ы) аутизма, связанные с сенсорным восприятием, которые были представлены впервые в прошлом столетии.

Ниже приведены критерии, которые определяют «первичность» нарушений синдромов и их соответствие проблемам сенсорного восприятия при аутизме.

Специфика: характеристики, типичные только для аутизма, но не для других нарушений. Исследования показали, что виды (типы) сенсорного восприятия аутичных людей отличаются от видов (типов) восприятия людей с другими видами нарушений [57; 58].

Универсальность: характеристики обнаружены у всех людей с аутизмом. Они могут быть рас-

познаны в их «аутичном мышлении» и поведенческих реакциях, особенно если под показателями «сенсорных характеристик» мы будем понимать не только гиперчувствительность, но и другие весьма распространенные в аутизме явления [43].

Первичность: проявляются на ранних стадиях развития. «Сенсорные симптомы» могут быть обнаружены на ранних этапах развития - гораздо раньше, чем нарушения в социальном общении и коммуникации, в том случае, если мы знаем, что искать, и готовы преодолеть традиционный подход «гиперчувствительность / защитное поведение». Например, «кажущаяся глухота», или «фиксация внимания на сенсорных раздражителях», является «видимой» в возрасте 9-12 месяцев [59] или даже раньше. Есть некое доказательство, полученное в ходе исследования, которое показывает, что различия сенсорного восприятия могут быть одним из первых признаков аутизма у маленьких детей. Однако эти ранние признаки, особенно те, которые проявляются в течение первого года жизни, часто игнорируются и становятся очевидными только при пристальном изучении этого периода [4]. Эти аутичные сенсорные симптомы, наблюдаемые в первый год, сохраняются и на втором году жизни [60]. Аутичные малыши и дошкольники демонстрируют атипичное сенсомоторное поведение (в том числе повышенную чувствительность или ограниченную ответную реакцию по всем сенсорным модальностям, нарушения способности к самопроизвольным движениям, использование стереотипов) в некоторый момент своего развития [61]. Также зафиксированы многочисленные индивидуальные различия, указывающие на возможные подтипы, основанные на различных видах проблем сенсорного восприятия.

Объяснение всех остальных характеристик (симптомов): биологические / генетические, когнитивные /' психологические и поведенческие признаки, а также разнообразие признаков аутизма у разных людей могут быть объяснены различиями в сенсорно-перцептуальном функционировании [49; 50; 52].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой статье мы дали краткую характеристику сенсорных теорий аутизма, начиная с первого описания этого состояния. Тем не менее имеющиеся эмпирические данные не подтверждают «традиционные» теории по причине отсутствия соот-

ветствующих теоретических и клинических концепций, которые были основанием для анализа исследований прошлых лет (например, ограничение рассматриваемых характеристик аутизма до небольшого количества). Научные исследования, ставящие перед собой цель объяснить роль сенсорного восприятия, приведут к разрабатке более специфичных гипотез о процессах сенсорного восприятия и их механизмах в аутизме. Лучшее понимание сенсорного восприятия при аутизме поможет в улучшении диагностических инструментов и выявлении подтипов согласно разному сенсорному восприятию среди людей с аутизмом, а также предоставит возможность правильного выбора помощи, необходимой каждому конкретному человеку. Так как данные по сенсорному восприятию ау-тистов значительно отличаются, не удивительно, что некоторые подходы, основанные на сенсорном восприятии, будут работать лишь для некоторых людей, в это же время являясь бесполезными для других.

Признание различий сенсорного восприятия (как сильных сторон, так и слабых) является новой (хотя и давно известной, но неразработанной) областью, и, к сожалению, многие специалисты не знают или недостаточно осведомлены об этих проблемах, не понимая, как их распознать и что с ними делать. Так не настало ли, наконец, время прислушаться к тем, кто живет с аутизмом, изучить их проблемы, которые, по их же мнению, являются первостепенными, вместо того чтобы двигаться в противоположном направлении?

Список сокращений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАС - расстройства аутистического спектра. СТ - сенсорная терапия. СИ - сенсорная интеграция.

Библиографический список

1. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child 1943;2217-50.

2. Asperger H. "Die Autistishen Psychopatheri» im Kindesalter". Archiv fur Psychiatrie urid Nervenk-rankbeiten 1944;11776-136.

3. Bergman P, Escalona SK. Unusual sensitivities in very young children. Psychoanal Study Child 1949;3(4):333-52.

4. Eveloff HH . The autistic child. Arch Gen Psychiatry 1960 Jul;366-81.

5. Creak M. Scizophrenia syndrome in childhood

10

11

Progress report of a working party. Cereb Palsy Bull 1961;3501-4.

6. Rimland B. Infantile autism. New York: Appleton Century Croft 1964.

7. Wing L. The handicaps of autistic children - a comparative study. J Child Psychol Psychiatry Allied Discipl 1969;101-40.

8. Ornitz EM . Disorders of perception common to early infantile autism and schizophrenia. Compr Psychiatry 1969 Jul;10(4):259-74.

9. Ornitz EM. Autism at the interface between sensory and information processing. In: Dawson G, editor. Autism: Nature, Diagnosis and Treatment. New York: Guilford Press 1989. Ornitz EM, Guthrie D, Farley AJ. The early development of autistic children. J Autism Child Schizo-ph 1977;7207-29.

Delacato C. The ultimate stranger. Noveto, CA: Academic Therapy Publication 1974.

12. Ayres AJ. Sensory integration and the child. Los Angeles: Western Psychological Services 1979.

13. Miller JL, Cermak S, Lane S, Anzalone M. Defining SPD and its subtypes. 2004.

14. Dunn W . The sensations of everyday life: Empirical, theoretical, and pragmatic considerations. Am J Occup Ther 2001 Nov-Dec;55(6):608-20.

15. Rogers SJ, Ozonoff S. Annotation: What do we know about sensory dysfunction? A critical review of the empirical evidence. J Child Psychol Psychiatry 2005 Dec;46(12):1255-68. Hutt SJ, Hutt C, Lee D, Ounsted C. Arousal and childhood autism. Nature 1964;204908-9. Dawson G, Lewy A. Arousal, attention, and the so-cioemotional impairments of individuals with autism In: Dawson G, editor. Autism: Nature, diagnosis and treatment. New York: Guilford 1989 p. 49-74.

18. DesLauriers AM, Carlson CF. Your child is asleep: Early infantile autism.. Homewood, IL: Dorsey 1969.

19. Ornitz EM, Ritvo E. Perceptual inconstancy in early infantile autism. Arch Gen Psychiatry 1968 Jan;18(l):17-97.

20. Waterhouse L, Fein D, Modahl C. Neurofunction-al mechanisms in autism. Psychol Review 1996 Jul;103(3):457-89.

21. Grandin T . Thinking in pictures. New York: The Vintage Books 2006.

22. O'Neill J. Through the eyes of aliens. London: Jessica Kingsley Publishers 1999.

23. Williams D . Nobody nowhere. London: Jessica Kingsley Publishers 1999.

24

16

17

25

26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27

28

29

30

VanDalen JGT. Autism from within. Link 1995; 1711-6.

Morris B . New light and insight on an old master. Autism99 Internet Conference Papers. 1999. Ashwin E, Ashwin C, Rhydderch D, Howeils J, Baron-Cohen S. Eagle-eyed visual acuity: An experimental investigation of enhanced perception in autism. Biol Psychiatry 2009 Jan;65(l):17-21. Bo Ite S, Schlitt S, Gapp V, Hainz D, Schirman S, Poustka F. A close eye on the eagle-eyed visual acuity hypothesis of autism. J Autism Dev Disord

2012 May;42(5):726-33.

Jones CRG, Happe F, Baird G, Simonoff E, Marsden AJS, Tregay J. Auditory discrimination and auditory sensory behaviours in autism spectrum disorders. Neuropsychologia 2009 Nov;47(13):2S50-8.

Clery H, Bonnet-Brilhault F. Lenoir P, Bruneau N, Gomot M. Atypical visual change processing in children with autism: An electrophysiological study. Psychophysiology 2013 Mar;50(3):240-52. Foss-Feig JH, Kwakye LD, Cascio G, Burnette CP, Kadivar H, Stone WL, Wallace MT. An extended multisensory temporal binding window in autism spectrum disorders. Exp Brain Research 2010 Jun;203(2):381-9.

Marco EJ, Hinkley LBN, Hill S, Nagarajan SS. Sensory processing in autism: A review of neurological findings. Pediatr Res 2011 May;69(5):48-54. i.eekam SR, Nieto C, Libby SJ, Wing L, Gould J. Describing the sensory abnormalities of children and adults with autism. J Autism Dev Disord 2007 May;37(5):894-910.

33. Hilton CL, Harper JD, Kueker RH, Lang AR, Abbac-chi AM, Todorov A, LaVesser PD. Sensory responsiveness as a predictor of social severity in children with high functioning autism spectrum disorders. J Autism Dev Disord 2010 Aug;40(8):937-45

34. Mulligan S, White BP. Sensory and motor behaviors of infant siblings of children with and without autism. Am J Occup Ther 2012 Sep-Oct;66(5):556-66.

35. Robertson AE, Simmons DR. The relationship between sensory sensitivity and autistic traits in the general population. J Autism Dev Disord

2013 Apr;43(4):795-84.

36. Klintwall L, Holm A, Eriksson M, Olsson MB, Hed-vall A, Gillberg C, Fernell E. Sensory abnormalities in autism: A brief report. Res Dev Disabil 2011 Mar-Apr;32(2):795-800.

31

32

37. Lane AE, Dennis SJ, Geraghty ME. Brief report: Further evidence of sensory subtypes in autism. J Autism Dev Disord 2011 Jun;41(6):826-31.

38. Ashbumer J, Bennett L, Roger S, Ziviani J. Understanding the sensory experiences of young people with autism spectrum disorder: A preliminary investigation. Australian Occupational Therapy 2013.

39. Crane L, Goddard L, Pring L. Sensory processing in adults with autism spectrum disorders. Autism 2009 May;13(3):215-2S.

40. Donnellan AM, Hill DA, Leary MR. Rethinking autism: Implications of sensory and movement differences for understanding and support. Front Integr Neurosci 2012;6124.

41. Barsalou LW . Perceptual symbol systems. Behav Brain Sci 1999 Aug;22(4):577-660.

42. Moore D . Sensory training and special education - can practice make perfect?. Br J Spec Edu 2001;28(3): 138-141.

43. Bogdashina O . Sensory Perceptual Issues in Autism and Asperger Syndrome. London: Jessica Kingsley Publishers. 2003.

44. Blackburn J . My inside view of autism. 1999.

45. Bogdashina O . Autistic accounts of sensory-per-ceptual experiences: Should we listen?. Good Autism Pract 2006;7(1):3-12.

46. Gerrard S, Rugg G. Sensory impairments and autism: A re-examination of causal modelling. J Autism Dev Disord 2009 Oct;39(10):1499-63.

47. Belmonte NK, Cook EH, Anderson GM, Ruben-stein JLR, Greenough WT, Beckel-Mitchener A. Autism as a disorder of neural information processing: Directions for research and targets for therapy. Moi Psychiatry 2004 Jul;9(7): 646-63.

48. Plaisted K, Saksida L, Alcantara J, Weisblatt E. Towards an understanding of the mechanisms of weak central coherence effects: Experiments in visual configural learning and auditory perception. Philos Trans R Soc Lon B Biol Sci 2003 Feb;358(1403):375-86.

49. Markram H, Rinaldi T, Markram K. The intense world syndrome - an alternative hypothesis for autism. Front Neurosci 2007 Nov;l(l):77-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Rubenstein JLR, Merzenich MM. Models of autism: Increased ratio of excitation/inhibition in key neural systems. Genes Brain Behav 2003 Oct;2(5):255-67.

51. Gomot M, Giard MH, Adrien JL, Barthelemy C,

Bruneau N. Hypersensitivity to acoustic change in children with autism: electrophysiological evidence of left frontal cortex dysfunctioning. Psy-chophysiology 2002 Sep;39(5):577-84.

52. Casanova MF, Buxhoeveden DP, Brown C. Clinical and macroscopic correlates of minicolum-nar pathology in autism. J Child Neurol 2002 Sep;17(9):692-5.

53. Casanova MF . Brains of the autistic individuals. International AWARE On-Line Conference Papers.

54. Allen G, Courchesne E. Differential effects of developmental cerebellar abnormality on cognitive and motor functions in cerebellum: An fMRI study of autism. Am J Psychiatry 2003 Feb;160(2):262-73.

55. Muller RA, Behen ME, Rothermel RD, Chugani DC, Muzik O, Mangner TJ, Chugani HT. Brain mapping of language and auditory perception in high-functioning autistic adults: A PET study. I Autism Dev Disord 1999 Feb;29(l):19-31.

56. Allen G, Muller RA, Courchesne E. Cerebellar function in autism: Functional magnetic resonance image activation during a simple motor task.. Biol Psychiatry. 2004 Aug;56(4):269-78.

57. 0» Brien J, Tsermentseli S, Cummins O, Happe F, Heaton P, Spencer J. Discriminating children with autism from children with learning difficulties with an adaptation of the Short Sensory profile. Early Child Development and Care 2009; 179(4) :383-94.

58. Wiggins LD, Robins RB, Adamson LB. Brief report: Sensory abnormalities as distinguishing symptoms of Autism Spectrum Disorders in young children. J Autism Dev Disord 2009 Jul;39(7):1987-91.

59. Baranek GT . Autism during infancy: A retrospective video analysis of sensory-motor and social behaviours at 9-12 months of age. J Autism Dev Disord 1999 Jun;29(3):213-24.

60. Adrien JL, Ornitz E, Barthelemy C, Sauvage D, Lelord G. The presence or absence of certain behaviors associated with infantile autism in severely retarded autistic and nonautistic children and very young normal children. J Autism Dev Disord 1987 Sep;17(3):407-16.

61. Kientz MA, Dunn W. A comparison of the performance of children with and without autism on the sensory profile. Am J Occup Ther 1997 Jul-Aug;51(7):530-7.