Научная статья на тему 'О пользе мультимедийных комплексов в профессиональном образовании: вопросы психологии'

О пользе мультимедийных комплексов в профессиональном образовании: вопросы психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорошенко Наталья Борисовна

В статье рассматриваются психологические и нейрофизиологические аспекты использования в образовательном процессе мультимедийных учебных комплексов. Автор показывает, что магия компьютеров, привлекающая внимание людей различных возрастов, заключается во взаимодействии когнитивных систем мозга и двух зрительных систем (вентральной и дорсальной) в процессе обработки поступающих с экрана монитора информационных потоков различного рода данных. Однако компьютер не должен полностью заменить общение с преподавателем…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дорошенко Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О пользе мультимедийных комплексов в профессиональном образовании: вопросы психологии»

№>3(9)2007

Н. Б. Дорошенко

О пользе мультимедийных комплексов в профессиональном образовании: вопросы психологии

В статье рассматриваются психологические и нейрофизиологические аспекты использования в образовательном процессе мультимедийных учебных комплексов. Автор показывает, что магия компьютеров, привлекающая внимание людей различных возрастов, заключается во взаимодействии когнитивных систем мозга и двух зрительных систем (вентральной и дорсальной) в процессе обработки поступающих с экрана монитора информационных потоков различного рода данных. Однако компьютер не должен полностью заменить общение с преподавателем...

Современное научное понимание причин когнитивных проблем

Преподаватели, читающие специальность на старших курсах, с удивлением обнаруживают, что на семинарах довольно значительная часть студентов вечернего и заочного отделений не могут вспомнить содержание прослушанных лекций. Получается, что смысл важных положений лекционного материала ускользает от понимания. Зачастую это происходит и в том случае, если обучаемые внимательно слушали и записывали, а сам преподаватель был доволен и собой и вниманием аудитории, равно как и царившей на лекции атмосферой. Нас также продолжает удивлять неумение и нежелание значительной части студентов читать и успешно реферировать дополнительную и рекомендованную литературу по курсу.

Почему так происходит? Все зависит от внутренней мотивации обучаемых и сформированного у них умения учиться. Низкий уровень мотивации студентов имеет под собой реальную почву, которая складывается из социальных, психологических и нейро-биологических факторов в их системной обусловленности.

Слово «мотивация» этимологически восходит к латинскому тоНуиэ — движение, и пришло в русский язык из английского ?о то-

48

йуа1е, что означает «вести к цели, уводить от чего-либо, заставлять делать что-то каким-то особым способом,стимулировать интерес».

Социальные факторы

Известно, что в вузы попадает определенное количество молодых людей, чей выбор специальности был продиктован престижностью и/или высоким материальным вознаграждением профессии. Именно у таких студентов и обнаруживается низкий уровень мотивации в обретении знаний и умений системного характера. Они ориентированы на формальный результат — получение диплома. Работа с ними приносит преподавателям разочарование, недовольство, раздражение. Так или иначе, эти студенты пополняют ряды специалистов, принося с собой невысокую профессиональную компетентность, отсутствие системного мышления и той внутренней культуры, становлению которой способствует вузовское образование.

Активная деятельность, состояние счастья и удовлетворения от полученных результатов деятельности таких людей потенцируется организмом на отдаленное профессиональное будущее через нервную систему на уровне нейронов.

Кодирование или запись потенциала желаемого действия было открыто нейрофи-

№>3(9)2007

зиологией в 1973 году и получило название долгосрочная потенциация [38-40]. Более того, этот процесс записи будущего происходит при помощи собственных опиатов и каннабинойдов мозга, потенцируя удовольствие и предвкушение на отдаленное время. Применительно к человеческой деятельности такой механизм предполагает, что все лучшие качества и умения раскроются в полной мере только в реальном профессиональном контексте будущего. Другими словами, личность начнет активно и с удовольствием зарабатывать деньги на своем рабочем месте, особенно если человек когда-то уже прочувствовал на себе, какие блага и возможности они приносят.

Известно, что система ценностей в профессии, т. е. важного для человека, складывается под воздействием семейных приоритетов [6], социального сравнения в пользу обеспеченности, желания обрести финансовую независимость, иметь интересную работу, где в наиболее полной форме проявятся личностные качества, таланты и способности. А науки, изучающие мозг, открыли, что организм обслуживает в первую очередь собственные ценности.

Результаты социологических исследований [5, 11] обнаружили, что у значительной части населения разных стран мира есть устойчивая тенденция получать удовлетворение от сравнения уровня своего дохода и дохода представителей разных социальных групп (соседей, друзей, сотрудников, коллег, конкурентов и пр.).

Как сказал философ Джон Милл Стюарт еще 150 лет назад: «Люди не просто хотят быть богатыми, а желают быть богаче других». Люди, которые ориентированы на эффекты сравнительного дохода [5], чаще всего пополняют ряды коррупционеров и взяточников практически во всех странах мира1.

Воздействие сравнительного дохода на состояние счастья означает, что растущим

уровнем дохода (как таковым) по-настоя- § щему довольны, как правило, люди из ме- § нее богатых социальных групп, но только на этапе становления их финансового благо- ^ получия [7]. ^

Есть и другая категория людей, которую мотивируют эффекты собственных достижений и абсолютного дохода, т. е. возможности приобрести на полученные деньги товары и услуги, потребление которых, повышает уровень удовлетворенности и личностного ощущения благополучия. Иными словами, счастье таких людей зависит только от уровня собственного дохода, а не оттого, сколько имеют или получают другие [10, 11]. По данным мировой статистики этот тип людей является самым счастливым [8]. Применительно к процессу овладения профессией это означает, что студенты сознательно или бессознательно ориентируются на собственные успехи и достижения, позволяющие им стать профессионалами высокого уровня. Работать с таким контингентом нравится всем преподавателям.

Тем не менее, сравнительный анализ показал, что у богатых людей имеется тенденция быть счастливее, а более счастливые люди зарабатывают больше денег [8, 9]. В отличие от выросшего при социализме старшего поколения, молодые люди сегодняшнего времени ориентированны на прагматические цели и высокое вознаграждение в выбранной ими профессии.

Психологические факторы

Некоторые молодые люди не могут настроиться на эффективный процесс обучения и соответствовать требованиям высшей школы. Прошлый опыт овладения знаниями у таких студентов мог быть травматическим или стрессовым. На этапе активного становления левополушарной деятельности (т.е. рациональной и логической) между 7-м и 10-м годами у них была подавлена или «отключена» внешними обстоятельствами ес-

1 Индекс коррумпированности наций по данным на 2003 год на сайте http://www.transparency.org/cpi/ 2003Zcpi2003.en.html; показатель интеллектуальности наций — http://www.rlynn.co.uk/pages/article_intelligence/t4.htm.

49

Ik3(9) 2007

тественная любознательность. Такими обстоятельствами зачастую бывают давление и строгость родителей или учителей; испытанное чувство позора перед сверстниками и взрослыми за неумение рассказать учебный материал; последствия систематических наказаний, боязнь осуждения, неуверенность в будущем.

Студентов с таким прошлым очень легко узнать. Они «теряются» при ответах у доски, на семинарах, экзаменах и зачетах, хотя приходят в аудиторию с убеждением, что прекрасно владеют материалом. Получается, что публичные выступления по-прежнему являются стрессовым опытом. Научные исследования [36] открыли механизм воздействия стресса на обучение: острый стресс блокирует образование долгосроч-£ ной потенциации и выделение тех веществ, | которые облегчают запоминание (опиаты и ! каннабинойды), удовольствие от процесса з познания и публичного воспроизведения ^ своих знаний. Оказывается, что организм § не желает учиться при стрессе и воспроиз-Ц водить стрессовые состояния в будущем. ! Однажды «научившись», мозг и система | жизнеобеспечения будут избегать этого ^ состояния.

о

§ Естественная любознательность такого

| контингента обучаемых активизируется ин-

Sg формационными веществами вне контек-

g ста целенаправленного обучения, т.е. в

.ц любых других сферах деятельности и лич-

¡^ ной жизни, например при поиске нужной

■а информации в Internet для своих целей. Че-

g ловек убежден в этом по результатам соб-

§ ственной успешной практики. Теперь по-

| нятно, почему некоторые студенты терпе-

^ ливо «присутствуют» на занятиях и прячут глаза всякий раз, когда чувствуют, что их

| спросят.

| Нейробиологические факторы s

§ Нейробиология и нейрофизиология снаб-<2 жают нас точным знанием о том, как фор! мируется человеческий опыт в мозге на ос-о нове существующих нейронных популяций, т. е. уже существующих умений. Более того,

50

результаты научных исследований проявляют условия и механизмы появления проблем в когнитивных процессах. Известно, что от 5 до 10% людей имеют врожденные дефекты в системе больших клеток зрительной и слуховой систем мозга [3, 4]. Большие клетки их мозга значительно меньше по размеру и обладают недостаточной чувствительностью к передаче информации по зрительным и слуховым путям. Скорость восприятия и переработки зрительно и аудиально поступающей информации у них значительно ниже, чем у большей части населения. Эта анатомическая и физиологическая особенность сказывается на качестве обучения [1, 3, 37] и характеризуется:

• низким порогом скорости восприятия устной речи вследствие врожденных дефектов в группах релейных ядер, обеспечивающих движение и обработку звуковой информации;

• замедленным процессом спонтанного соотнесения аудиально поступающей информации и извлечением смысла воспринимаемой речи, т.е. замедленным пониманием;

• замедленной способностью правильно читать, т.е. узнавать написанные или напечатанные слова;

• переставлением местами рядом стоящих букв или слогов при чтении вслух;

• скачкообразными, отрывистыми и хаотичными движениями глаз при чтении вследствие недостаточной миелинизации аксонов больших клеток (mango cells) зрительной системы;

• «застреванием» взора на новых, т.е. неизвестных словах, особенно если они многосложны;

• ощущением дискомфорта при чтении и понимании аудиально поступающей информации учебного характера (например, во время лекции);

• неумением концентрировать и устойчиво удерживать произвольное внимание в учебном процессе.

№3(9)2007

Следовательно, в силу своих биологических особенностей такие студенты имеют собственную скорость постижения и нуждаются в особой организации процесса обучения. Исследовательские лаборатории и институты изучения дислексии2 выявили еще одну малоприятную способность организма и мозга — порождать зрительный стресс [2]. В англоговорящих странах скри-нинговые исследования выявили 10% людей, страдающих от эффектов зрительного стресса. Данные по России пока отсутствуют, поскольку исследования массового характера стоят весьма дорого. Результатами проявления зрительного стресса являются мигрени, повышенная светочувствительность, раздражительность и импульсивность.

На рис. 1 представлено изображение мозга человека, который плохо распознает слова написанного текста [35]. Глаза медленно узнают слова, так как зрительная система не обучена легко и последовательно перемещать воспринимаемую информацию. Природа компенсирует этот недостаток тем, что человек помогает себе проговариванием.

В обучении зрительный стресс проявляется в виде ощущения дискомфорта и нередко сопровождается перцептуальными искажениями во время процесса чтения на-

Рис. 1. Мозг человека, который с трудом узнает слова или «спотыкается» при чтении вслух

печатанных текстов: буквы и строчки могут § «плыть», «скакать», «застилатьсятуманом», § «растворяться» перед глазами и/или пре- Ц вращаться в жирные черные линии. Причи- ^ ну зрительного стресса ученые связывают с гипервозбудимостью нейронов отдельных участков коры головного мозга. Исследования с помощью магнитного резонанса [41] показывают, что участки зрительной коры демонстрируют повышенные уровни метаболизма3 в ответ на восприятие текстов [2]. Получается, что некоторые люди имеют своеобразную аллергию на печатные тексты, которая проявляется в ухудшении настроения, головных болях или их предвестниках: шуме в ушах, рези и сухости в глазах, напряжении в теле или его отдельных участках и пр. В результате человек бессознательно откладывает печатные материалы.

С какими бы намерениями не приходили студенты на занятия, любой вузовский преподаватель обладает магией превратить свой курс или предмет в любимый и значимый. Этому способствует знание современных точных наук о природе человеческого восприятия, переработки информации и формирования нового опыта в требуемом высшей школой формате. Воспринятая на слух информация, имеющая личностное значение, обрабатывается в мозге в так называемой фонологической петле в два раза дольше, чем учебная или формальная информация нейтрального характера (рис. 2). Ночью, во время быстрой и медленно-волновой фаз сна эта информация будет переработана и добавлена в арсенал бессознательных или сознательных мыслительных стратегий [13-15].

Непревзойденными мастерами в умелом применении точного знания о человеке и его потребностях являются производители рекламы, которые «подсадили» молодое по-

2 Дислексия — способность к чтению и извлечению информации заметно ниже ожидаемой.

3 Метаболизм — обмен веществ. В более узком смысле — промежуточный обмен, т. е. превращение определенных веществ внутри клеток с момента их поступления до образования конечных продуктов. Мозг, который борется с проблемами, интенсивно потребляет глюкозу.

51

№>3(9)2007

(центр понимания смысла)

Рис. 2. Фонологическая петля

коление на стадное и управляемое мышле-

^ ние в выборе продуктов и стилей жизни,

£ предопределяемых этими продуктами. Осо-

| бенность современной эпохи такова, что мо-

| лодое поколение открыто и устойчиво прояв-

:з ляет прагматический интерес к удовлетво-

|| рению собственных потребностей. Следо-

§ вательно, лучше всего прививать молодым

Л людям вкус к собственной исследователь-

§ ской деятельности, которая приводит к эври-

| стическому мышлению и озарениям. Врачи

^ и ученые пользуются огромным авторите-

| том и вызывают уважение именно благода-

| ря обладанию точным научным и системным

§ знанием в своих областях. Так что имеет

о

§ смысл стратегично приучать студентов к точ-

.Ц ным данным научных исследований в раз-

¡^ личных областях человеческих знаний и дея-

■а тельности с помощью нового поколения

§ учебников и мультимедийных комплексов.

Ьс

§ Удовольствие и его роль

§ в обучении и жизни

При каких условиях происходит форми-Ц рование и удовлетворение потребности | в интеллектуальном развитии и совершенна ствовании? Когда мы найдем ответ на этот вопрос на уровне биологических систем

«и „

2 организма, то получим мощный и точный ин-| струмент формирования профессионалов ° высокого и требуемого уровня с умением

системно мыслить и решать задачи любого 52

уровня компетенции. Какие составляющие внутренних биологических, психологических, и социально обусловленных процессов (ориентация на будущее) мы уже можем задействовать в процессе подготовки специалистов в высшей школе? Оказывается, это удовольствие.

Исследователи в социологии [7] обнаружили, что гораздо большую интенсивность опыта дает ожидание счастья от повышения уровня дохода, чем ощущение от реально полученных денег. Нейробиология снабжает нас точным научным знанием о природе этого явления: дофамин — гормон счастья, удовольствия и эйфории — и есть та природная движущая сила, заставляющая предвкушать будущую деятельность. Если человека мотивируют деньги, то организм вместе с сознанием («я знаю, чего хочу») будет вовлечен в процесс зарабытывания (получения) денег любыми путями.

По данным Института нейронаук, ментального здоровья и зависимостей (Канада) активизация дофаминовой системы предшествует самому поведению, которое приносит удовлетворение, удовольствие или вознаграждение. Количество выделяемого дофамина зависит от конкретных результатов поведения или деятельности и ощущения удовлетворения.

Если поведение приносит удовлетворение и оправдывает ожидания, то мозг потен-циирует соответствующее количество выделяемого дофамина на будущее, делая это ожидание, равно как и деятельность подобного рода, приятной. Если же поведение не принесло желаемых результатов, то уровень дофамина под такую деятельность в будущем будет низким. Люди теряют интерес и мотивацию к тому, что уже не принесло ожидаемого результата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи также пришли к выводу, что дофамин играет решающую роль в способности запоминать источники удовлетворения и удовольствия. Более того, он облегчает процессы познания и выделяется мозгом под новизну и поиск удовольствия. Иными словами, дофаминовая система обес-

№>3(9)2007

печивает нас желанием получить то, что нам подходит по природным показателям и принесет удовлетворение в виде удовольствия, счастья или блаженства.

Если человек испытал эйфорию или удовольствие от понимания сложных фактов или научной информации, то мозг потенцирует такую познавательную деятельность на будущее. Следовательно, высшая школа имеет великолепную возможность превратить привычный для сознания преподавателей процесс «овладения знанием» в увлекательный, наполненный предвкушением от эффектов процесс «становления собственной компетентности».

Слово «учить» вошло во все славянские языки и произошло от древнеиндийского ucyati — «находит удовольствие, имеет обыкновение»4. Узнав об этом факте, студенты мгновенно парируют: «Чтобы с удовольствием учиться, нужно, чтобы нас с удовольствием учили!»

Преподаватели могут задействовать те внутренние когнитивные процессы и привычки, которыми обучаемые с удовольствием пользуются сами. Каким бы содержанием не был наполнен опыт людей, процессы мышления, познания, мотивации и деятельности являются универсальными для всех.

Подавляющее большинство молодых людей уже в той или иной степени владеет компьютерами, которые есть практически в каждом доме. Вопрос заключается в том, как оптимально можно использовать компьютеры, любовь и увлеченность этими самыми удобными инструментами для обучения основам и навыкам профессии в высшей школе.

Ответ подсказывает практика применения мультимедийных учебных комплексов нового поколения. Именно такие комплексы позволяют людям разных возрастных групп обучаться со своей собственной скоростью, в удобное для себя время и с любыми перерывами между занятиями. Более того, являясь самыми надежными инструментами

в хранении и оперировании информацией g в режиме on-line, компьютеры обеспечива- § ют и гарантируют: ¡1

1) свежесть и новизну, которая так необ- ^ ходима нашим глазам, душе и телу — без этого мозг скучает и развлекается непредсказуемым образом;

2) интимность процесса познания (компьютер не осуждает);

3)овладение навыками оперирования нужной информацией, которая в конечном итоге трансформируется в понимание;

4) обновление и обогащение существующей картины мира и понимания себя в многообразном мире;

5) произвольно выбираемый порядок изучения учебных материалов;

6) неограниченное количество включений, т. е. доступ к учебным курсам и Internet-ресурсам на всех языках мира с любым количеством иллюстраций и демонстраций изучаемых явлений;

7) интерактивный режим, благодаря которому личность имеет возможность пользоваться предусмотренными опциями по собственному усмотрению;

8) мгновенное получение результата и обратную связь: нажал нужную клавишу или кнопку мыши — перемена видимых образов, страниц — именно то, что больше всего мотивирует и увлекает людей вообще;

9) ощущение полноценного участия в разнообразных событиях огромного мира и быстрое познание тех тайн бытия, над которыми годами работают целые институты, лаборатории и коллективы ученых, разработчиков и исследователей;

10)пребывание в настоящем, «здесь и сейчас», т.е. вовлечение в те познавательные и творческие процессы, которые после завершения задач приносят удовлетворение собой и своим интеллектом;

11) необходимые и достаточные составляющие процесса эффективного обучения на уровне тела (рук и глаз);

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. М., 1987. С. 179.

53

N33(9)2007

<3

о &

0 ее

1 §

£ §

О

0

1

се %

о

и

о &

ее

I

I

§

С О

12) самостоятельное манипулирование нужной и выбираемой пользователем информацией;

13) для беспомощного в социальной реальности (например, в учебной аудитории) человека ощущение ловкости, компетентности, так как благодаря разученному набору операций (с помощью пальцев и информационных систем) в необходимой технологической последовательности, он оказывается умелым манипулятором собственной воли.

Особенности зрительной системы мозга и работа с компьютером

Почему компьютеры поглощают внимание и притягивают к себе людей всех возрастов? Секрет лежит в особенностях функционирования зрительной системы организма5. Оказывается, что 80% информации из внешнего мира мы получаем через глаза (рис. 3). Исследования [22, 26] показали, что организм быстрее всего реагирует на внезапные изменения, регистрируемые глазами, и только после этого мы реагируем на слова. Исследования в области нейронаук обеспечивают нас точным знанием о природе зрительного восприятия и обработки поступающей информации в различных системах мозга. Когда доподлинно известно, что происходит в головах студен-

Рис. 3. Модель человеческого глаза (Вашингтонский университет)

тов на лекциях, семинарах и экзаменах, то преподаватели получают средства управления учебным процессом, собой, а также способы переключения внимания для поддержания искреннего интереса и мотивации обучаемых.

Рассмотрим функционирование зрительной системы, чтобы понять, как воспринимается видимый глазами мир.

I. Информация из внешнего мира в виде вибрирующих световых волн разной частоты и интенсивности поступает в сетчатку, где световое раздражение преобразуется в нервное возбуждение. Сетчатка глаза трехслойна и состоит из разных типов клеток. Во втором слое сетчатки функционируют амакриновые клетки. Ученые называют их мозгом глаза. В этих клетках содержится дофамин, который является информационным веществом [12]. Следовательно, для нас и нашего самочувствия, равно, как и для процесса обучения имеет огромное значение, на что мы смотрим и в какой обстановке живем, работаем и отдыхаем.

II. Пройдя первичную обработку, преобразованный сигнал по зрительному нерву поступает в таламус. Там зрительно воспринятая информация окрашивается эмоционально, так как таламус является «сенсорными воротами» нашего сознательного мозга. Поступивший от глаз сигнал комбинируется с информацией из разных структур мозга. Иными словами, увиденное дополняется услышанным, окрашивается эмоционально и чувственно, накладывается на самочувствие, и к этому потом добавляются реакции приятия или отторжения. Например, если нам не нравится звук голоса лектора, и его манера говорить вызывает раздражение (эмоциональная, неконтролируемая сознанием реакция организма), то нам не понравится и как он выглядит. Удовольствие от такого контакта глаз человек не испытает, информация учебного курса не будет воспринята в полной мере.

Наглядно работа зрительной системы представлена на сайте www.mmt-dl.ru.

54

№3(9) 2007

III. Далее информация поступает в зрительную кору, где рождаются качественные и количественные аспекты зрительного восприятия: цвет, фактура, глубина, расстояние, границы и пр.

Из первичной зрительной коры информация разделяется на два потока. Один поток направляется в височную долю через затылочную и боковые участки теменной

области. Это — вентральный поток. Ученые называют его «что» поток. Другой поток зрительной информации — дорсальный — поднимается вверх по затылочной доле в теменную, и называется «куда/где» поток. Физиологические и когнитивные особенности потоков [23-25, 27-30] — двух типов зрительных систем и их задействованность в обработке зрительных данных представлены в табл. 1.

Таблица 1

Вентральная и дорсальная зрительные системы: особенности и функционирование во время работы с компьютером

I

о

! UQ

ас

Вентральная система Дорсальная система

Строение

Информация проецируется на маленькие клетки, у которых незначительные или ограниченные поля восприятия. Они реагируют на цвет и различают детали Нейроны обладают большей миелинизацией, и поэтому система обладает высокой скоростью действия в теле и его членах (увидел ^ быстро отреагировал ^ переключил мышью или клавишами ^ получил смену образа). Чем толще слой миелина вокруг передающих информацию отростков нейронов, тем выше скорость реакции и уютнее мы себя чувствуем

В путях, составленных из маленьких клеток (parvo cells), информация обрабатывается в высокоскоростном режиме Большие клетки (mango cells) способны на высокой скорости обработать информацию о временных аспектах движения видимых объектов [19]

Функции

Существует для того, чтобы видеть, рассматривать и понимать мир Существует для того, чтобы действовать

Более чувствительна к высокочастотному проявлению информации из окружающего пространства и распознает детали, контрастность, придает четкость увиденному Воспринимает движение и статичные формы в достаточно размытом режиме, не вдаваясь в детали

Обрабатывает цвет, его оттенки и интенсивность. Это обеспечивает бессознательную прикованность внимания к ярким изображениям на мониторах персональных компьютеров Реагирует на смену образов

Память

Основывается на долгосрочной памяти, благодаря которой мы узнаем и определяем объекты и события, так как уже имели с этим дело в далеком или недалеком прошлом Позволяет действовать в соответствии с тем, что мы видим или увидели совсем недавно

Скорость

Принимает участие в чтении, т.е. распознавании смысла читаемого Разгоняет или увеличивает скорость вентральной системы

Внимание

Фиксируется на деталях, осуществляет их отбор и классификацию Видит картину в целом, не вдаваясь в подробности

55

Ив3(9) 2007

Окончание табл. 1

Ё

0

1

о &

о со

и

S

СО О to

si

о §

§

t §

о

is

л

со со

0

8

1 §

if I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Si to

и

Вентральная система Дорсальная система

Сознание

Узнает объекты (предметы, лица, изображения): их размер, форму, цвет, текстуру, а также назначение, т.е. с какой целью эти предметы могут быть использованы [18]. Определяет взаимоотношения между объектами Производит анализ движения [19] и собирает информацию для дальнейших действий

Восприимчивость

Полагается на предыдущий опыт и имеет представление о разных предметах их свойствах и функциях. Эта память об увиденном служит основой для перцептуальных иллюзий [16, 34] Моторные реакции системы могут исходить из суждений или решений вентральной системы [21]

Умеет отслеживать информацию, ориентироваться в виртуальном пространстве на мониторе и принимать зрительные иллюзии за реальность Обеспечивает скоростное возвращение к нужной информации (мышью, клавишами, манипулированием служебными программами)

Не строит иллюзий, следовательно, она им не подвержена. Функционирует в реальном времени on-line: вижу и делаю или проверяю действием. У этой системы короткая память: сделал и забыл. Однако моторная память проявляется в хватательных движениях [31, 32] и манипуляциях пальцами во время поступления и управления зрительной информацией: вижу ^ действую рукой, т.е. манипулирую мышью. Найденную информацию пользователь персонального компьютера буквально «хватает» с помощью мыши. Английское слово haptic, означающее «хватательное движение». В просторечии люди иногда говорят «хапать». Оба эти слова происходят от греческого haptikos — «способный прикасаться и брать»

Отвечает за сознательную переработку восприятия, для того чтобы узнавать и определять видимые предметы, запоминать их местоположение и докладывать об этом словами Участвует в управлении координацией глаз и рук, а также разучивании движений в полезной и технологичной последовательности

Умелое обращение с компьютером и его разными программами — есть гладко протекающее разученное действие, которое производится в автоматическом режиме

Эмоции

Имеет доступ к прошлому (и неприятному) опыту, поэтому является своего рода тормозом в экспериментальном исследовании новых и самостоятельных видов деятельности Проходит вдали от эмоциональных структур мозга. Следовательно, может видеть и действовать без эмоциональных факторов. В этом и заключается огромное достоинство компьютеров, как надежных инструментов интеллектуальной и познавательной деятельности, которыми люди манипулируют по своему усмотрению. Любое неприятное содержание воспринимаемой зрительно информации, равно как и неожиданные личные ассоциации, можно реально изменить простым действием мыши или нажатием клавиш

56

№>3(9)2007

Исследования [20, 21] свидетельствуют о том, что у обеих систем есть некие общие точки координации и интеграции информации. Бессознательно, зрительная информация обрабатывается и интегрируется в теменной области с помощью движения глаз [22, 26].

Все потоки сознательной информации стекаются к переднелобной коре. В этой области были обнаружены мультимодаль-ные нейроны, которые адекватно реагируют как на определение местоположения видимых объектов, так и на сами объекты с их специфическими функциями. 52% этих нейронов, как обнаружили исследователи «оказались способными соединять или интегрировать в себе информацию о свойствах объектов, их предназначение и положение в пространстве, чтобы направлять наше поведение» [20].

Прошлый негативный опыт обучения (например, в начальной школе) позволил некоторым людям выработать своеобразную привычку, которая перешла в автоматический режим и мешает постигать новую информацию: увидел непонятное слово (новый термин) ^ сразу не понял/не ухватил смысл ^ отложил в сторону/закрыл источник информации (книгу, статью) ^ отреагировал эмоционально (рассердился на себя, почувствовал раздражение) ^ решил/сказал себе: «Обойдусь!» (стратегия избегания).

Так люди привыкают избегать новой или сразу непонятной информации, чтобы не причинять себе боль, уйти от разочарования в себе, своих способностях и не попадать в затруднительные социально обусловленные ситуации. Мультимедийные учебники давно уже решили эту когнитивную проблему на функциональном уровне: они снабжают свои курсы словарями терминов и понятий или энциклопедическим материалом. Доступ к референтным источникам осуществляется в высокоскоростном режиме (в самом пособии или через Internet).

Выводы

Компьютер с его возможностями и технологиями заменяет личности реальный мир

со всей совокупностью сложных человече- g ских взаимоотношений и открытых взору § территорий, благодаря гармоничному вовлечению двух основных зрительных сис-

- I я "а

тем — дорсальной и вентральной. Их нераз- ^ рывная успешная деятельность приносит удовлетворение. Задействуется механизм, при котором высвобождаются те информационные вещества, которые природа выделяет для поиска и получения удовольствия на уровне мозга и всего тела. Однако интенсивная интеллектуальная деятельность использует единый механизм движения, который целенаправленно обслуживает поиск и ротацию информации в различных когнитивных системах мозга вместо гармоничного передвижения тела в физическом пространстве. Вот почему люди устают физически, поработав длительное время за компьютером.

Internet и учебный процесс. При несомненной популярности и совокупных достоинствах Internet обладает одной особенностью. В открытом пользовании есть большое количество материалов и статей, изобилующих недостоверной информацией и авторской интерпретацией, претендующей на научную и системную достоверность. Рефераты студентов, составленные по сведениям Internet-материалов, часто содержат непроверенные данные, некомпетентный подход к изучаемым по программе явлениям. Мультимедийные комплексы как раз и отличаются тем, что создаются авторами и коллективами из числа вузовских преподавателей, исследователей и разработчиков, которые применяют и системный подход, и научные концепции для обучения будущих специалистов.

Мультимедийные комплексы хороши еще и тем, что они приучают студентов оперировать точной информацией:

• данными научных исследований, точными фактами, таблицами, схемами;

• словами и терминами — через словарные статьи;

• понятиями — через энциклопедические статьи;

Ik3(9) 2007

• историческими, культурными, лингвистическими, социальными и другими фактами.

Именно во взаимодействии когнитивных систем мозга и двух зрительных систем в обработке поступающих с экрана монитора информационных потоков различного рода данных и заключена магия внимания к компьютерам людей разных возрастов. В этом и состоит польза мультимедийных комплексов: они наполняют полезным содержанием природную жажду человеческого познания, оставляя за человеком право выбирать способ и скорость собственного обучения в комфортной обстановке, т. е. вдали от требовательных и критикующих глаз, ушей и ранящих душу и самолюбие слов или оценок.

£

0

1 Учитывая перечисленные особенности ! функционирования зрительной системы, з можно легко понять, почему компьютеры ^ так привлекательны для молодых людей. ig Безусловно, никакие технические средства Л обучения не могут заменить собой живое ! общение с преподавателем. Но в этом I смысле компьютерные технологии являют-^ ся для них конкурентами. Пусть студенты § выбирают преподавателей, живых носите-I лей знаний, которые они могут доносить, Sg комбинируя свою компетентность, живую g речь, доску и мультимедийные учебные ком-.ц плексы. Эти комплексы удачно дополняют и ¡i «оживляют» лекционные курсы и семинаров ские занятия, материализуя знания, систе-g матизированные преподавателями.

Ьс

§ Список литературы

S

g 1. Talcott J. B., Witton C ,, McLean M. F., Hansen P. C., Rees A., Stein J. F. Dynamic Sensory Sensitivity and

I Children's Word Decoding Skills // PNAS. March 14,

1 2000. Vol. 97. №6.

¡a 2. WilkinsA., Huang J., Cao Y. Visual Stress Theo-

§ ry and its Application to Reading and Reading Tests//

2 Journal of Research in Reading. 2004. Vol. 27, Is! sue 2.

° 3. Stein J. The Magnocellular Theory of Dyslexia//

Dyslexia. 2001. № 71.

58

4. Ramus F., Rosen S, Dakin S. C, Day B.L., Ca-stellote J.M., White S., Frith U. Theories of Developmental Dyslexia: Insights From a Multiple Case Study of Dyslexic Adults // Brain. 2003. №126(4).

5. Smith R.H., Edward D., Douglas H.W. Intrapersonal and Social Comparison Determinants of Happiness: A Range-Frequency Analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. №56.

6. Rainwater L. Family equivalence as a social construction / Ed. O. Ekert-Jaffe // Standards of Living and Families: Observation and Analysis. Mon-trouge, France, 1994.

7. Graham C, Stefano P. Happiness and Hardship: Opportunity and Security in New Market Economies. Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2002.

8. Easterlin R.A. Advances in Quality of Life Research/Eds. M.J. Sirgy, D. Rahtz, J. Samli. Dordrecht, Netherlands: Kluwer, 2003.

9. Kahneman D., Krueger A.B., Schkade D., Schwarz N., Stone A.A.: Would You Be Happier If You Were Richer? A Focusing Illusion // Science. 30 June, 2006. Vol. 312. №5782.

10. Frederick S., Loewenstein G. Well-Being: The Foundations of Hedonic Psychology/Eds. D. Kahne-man, E. Diener, N. Schwarz. New York: Russell Sage, 1999.

11. Davis J.A., Smith T.W. General Social Surveys, 1972-2002 // National Opinion Research Center. Chicago, 2002.

12. Mariani A.P., Kolb H., Nelson R. Dopamine-Containing Amacrine Cells of Rhesus Monkey Pra-rallel Rods in Spatial Distribution // Brain Res. 1984. №322.

13. Maquet P., Ruby P. Insight and the Sleep Committee // Nature. 22 January, 2004. Vol. 427.

14. Maquet P., et al. Experience-Dependent Changes in Cerebral Activation During Human REM sleep // Nature neuroscience. 2000. Vol. 3. №8.

15. Maquet P., etal. Off-Line Processing of Memory Traces During Human Sleep: Contribution of Functional Neuroimaging, Sleep and Biological Rhythm // Japanese Society of Sleep Research. 2003. № 1.

16. Aglioti S., DeSouza J.F.X., Goodale M.A. Size-Contrast Illusions Deceive the Eye But Not the Hand // Current Biology. 1995. №5.

17. Kroliczak G., Quinlan D.J., Mcadam T.D. Culham J. C. AIP Shows Grasp-Specific fMRI Adaptation for Real Actions // Neuroscience 2006, Poster

№>3(9)2007

Program 307.11, Georgia World Congress Center. October 16, 2006.

18. Sakata H, Taira M, Kusunoki M, MurataA, Tanaka Y. The TINS Lecture. The Parietal Association Cortex in Depth Perception and Visual Control of Hand Action// Trends in Neurosciences. 1997. №20(8).

19. Logothetis N. K. Physiological Studies of Motion Inputs / Ed. A. T. Smith // Visual detection of motion. London: Academic Press, 1994.

20. Owen A.M., Evans A.C., PetridesM. Evidence for a Two-Stage Model of Spatial Working Memory Processing Within the Lateral Frontal Cortex: A Positron Emission Tomography Study//Cerebral Cortex. 1996. №6(1).

21. Bridgeman B., Huemer V. A Spatially Oriented Decision Does Not Induce Consciousness in a Motor Task // Consciousness and Cognition. 1998. №7(3).

22. Culham J.C., Kanwisher N.G. Neuroimaging of Cognitive Functions in Human Parietal Cortex // Neurobiology. 2001. №11.

23. Gibson J.J. The Ecological Approach to Visual Perception. Boston: Houghton Mifflin, 1979.

24. Lombardo T. J. The Reciprocity of Perceiver and Environment: The Evolution of James J. Gibson's Ecological Psychology. Hillsdale, NJ, USA: Erlbaum, 1987.

25. Norman J. Two Visual Systems and Two Theories of Perception: An Attempt to Reconcile the Con-structivist and Ecological Approaches // Behavioral and Brain Sciences. 2000. №24(6).

26. Grefkes C, Fink G.R. The Functional Organization of the Intraparietal Sulcus in Humans and Monkeys // Anat. 2005. № 207.

27. Podzebenko K, Egan G.F., Watson J.D. Widespread Dorsal Stream Activation During a Parametric Mental Rotation Task, Revealed With Functional Magnetic Resonance Imaging // Neuroimage. 2002. №15(3).

28. Burton H, AbendN.S., MacLeodA.M., Sinclair R. J., Snyder A.Z., Raichle M.E. Tactile Attention Tasks Enhance Activation in Somatosensory Regions of Parietal Cortex: A Positron Emission Tomography Study // Cereb Cortex. 1999. №9.

29. Downar J., Crawley A.P., Mikulis D.J., Davis K. D. A Multimodal Cortical Network for the Detection of Changes in the Sensory Environment // Nat Neurosci. 2000. №3.

30. Cavina P. C., FattoriP., Galletti C., Quinlan D, g Goodale M., Culham J. Event-Related fMRI Reveals | a Dissociation in the Parietal Lobe Between Trans- ¡^ port and Grip Components in Reach-to-grasp Movements // Talk presented at the Society for Neuroscience. Atlanta, Georgia, October 2006.

31. Binkofski F., Dohle C, Posse S, Stephan K. M, Hefter H, Seitz R.J., Freund H.-J. Human Anterior Intraparietal Area Subserves Prehension // Neurology. 1998. №50.

32. Faillenot I., Toni I., DecetyJ, Gregoire M.C., Jeannerod M. Visual Pathways for Object-Oriented Action and Object Recognition: Functional Anatomy With PET // Cereb Cortex. 1997. №7.

33. Glover S., Dixon P. Dynamic Effects of the Ebbinghaus Illusion in Grasping: Support for a Planning/Control Model of Action // Perception & Psy-chophysics. 2002. №64.

34. Joseph J.E., Gathers A.D., Piper G.A. Shared and Dissociated Cortical Regions for Object and Letter Processing // Cognitive Brain Research, 2003. №17.

35. Shaywitz S.E., Shaywitz B.A., Pugh K.R., Fulbright R.K., Constable R. T, Mencl W.E., Shank-weiler D. P., Liberman A. M., Skudlarski P., Fletcher J. M., Katz L., Marchione K.E., Lacadie C., Gatenby C, Gore J. C. Functional Disruption in the Organization of the Brain for Reading in Dyslexia// Proceedings of the National Academy of Sciences (USA). 3 March 1998. №95(5).

36. Jay T., et al. Up and Down Regulation of Synaptic Strength at Hippocampal to Prefrontal Cortex Synapses. In Prefrontal Cortex: From Synaptic Plasticity to Cognition / Ed. by O. Satoru. Kluwer: Academic Publishers, 2004.

37. VidyasagarT.R., Pammer K. Impaired Visual Search in Dyslexia Relates to the Role of the Magno-cellular Pathway in Attention//NeuroReport. 1999. № 10.

38. Richter-Levin & Yaniv, 2001; Substream — hippocampus — encoding; http://www.xs4all.nl/ ~mylabs.

39. Do, et al., 2002; Substream — hippocampus — encoding; http://www.xs4all.nl/~mylabs.

40. Carlson, et al., 2002; Substream — hippocampus — encoding; http://www.xs4all.nl/~mylabs.

41. Aurora S.K., Welch K.M. Brain Excitability in Migraine: Evidence From Transcranial Magnetic Stimulation Studies//Curr. Opin. Neurol. June 1998. № 11(3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.