Научная статья на тему 'Лекция-беседа как форма и метод проведения занятий'

Лекция-беседа как форма и метод проведения занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3658
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Д.Рыжук, С.В.Чичин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лекция-беседа как форма и метод проведения занятий»

Илгонис. Здесь выигрыш у того, у кого больше силы духа, смелости.

Зигис. А так я вижу его страх, и во мне это вызывает азарт и предвкушение успеха, о своих же несчастьях и своем положении уже начинаю забывать. Я начинаю думать, что он точно сдастся, должен будет сдаться, раз он так о себе беспокоится.

Зигис подсознательно чувствует, что трус живет, как вор, а следовательно, воспринимает непризнание Сергея не только как проявление трусости, а как эгоизм, как его безнравственность, особенно возмутительную со стороны человека, находящегося на такой должности, а с точки зрения Зигиса — "кривляющегося" на этом посту. Все это вместе взятое озлобляет его и толкает к тому, чтобы наказать Сергея — не за изнасилование, а за предательство.

Сергей. Зигису нечего было терять, поэтому он был смелее и наглее. А мне было что терять, поэтому надо было думать и все время рассчитывать, как лучше сделать, чтобы от всего этого уйти.

Даце. Тебе действительно было что терять, если ты честный человек, а не свинья и сволочь, как говорил Зигис. Иначе, действительно, можно додуматься до планирования убийства Зигиса.

Частой психологической ошибкой человека, оказавшегося в проблемной ситуации, приводящей его к неадекватным действиям, является то, что он принимает в расчет только один из множества возможных вариантов поведения. Между тем других вариантов поведения в данной ситуации "шантажа" было немало. С нашей точки зрения, игнорирование других, в том числе более энергичных моделей поведения в сочетании с недостаточной морально-психологической устойчивостью оказывается од:?им из существенных факторов формирования у человека девиантного, а нередко — преступного поведения.

Участники данной группы тренинга в итоге пришли к выводу, что наиболее оптимальными для "следователя" были следующие варианты:

1. Обращение за советом к своему начальнику. Этим он поддержал бы честность своих намерений и верность служебному долгу и мог бы рассчитывать на смягчение наказания за совершенное десять лет назад. И тогда возможно такое развитие ситуации, что Винета отозвала бы свое заявление.

2. Не изменяя, по существу, своему служебному долгу при ведении порученного дела о краже, попытаться в откровенной беседе с "вором" убедить его не вспоминать о совместных "грехах молодости" и обещать после суда постараться ему помочь. Искренность и доверие, готовность, в случае несогласия, к судьбе, подобной той, которая ждет задержанного в краже (а не подчеркивание разницы в социальном статусе друг друга), может быть, вызвали бы у Зигиса чувство уважения и признательности к

нему. Возможно, это пробудило бы у Зигиса желание и стремление к совершению благородного поступка — таким образом подтвердить верность давней дружбе. Кроме того, подобный поступок Зигиса мог вообще стать поворотным пунктом в его личной судьбе.

Лекция-беседа как форма и метод проведения занятий

Заместитель начальника кафедры ТСП

В.Д.Рыжук,

старший преподаватель С.В.Чичин Омский юридический институт МВД России

Лекция появилась более 1000 лет назад и стала сначала единствештой, а затем ведущей формой и методом педагогического процесса.

Почему же лекция считалась да и, пожалуй, считается ведущим методом преподавания? Лекция даст научные знания по изучению дисциплины, формирует правильное мышление и понятия по предмету, раскрывает наиболее важные вопросы изучаемой темы, дает основные направления самостоятельного изучения материала и методические указания для самостоятельной работы.

Лекции, как правило, читает наиболее квалифицированная часть преподавателей. История знает много примеров, когда даже отдельная лекция оставляла на всю жизнь неизгладимый след в сознании и душе слушателя.

Пример (исторический). Одним из блестящих лекторов был профессор-медик Григорий Антонович Захарьин.

Академик В.Н.Терновский вспоминает: "Захарьин в аудитории был подлинным артистом, художником в самом лучшем смысле этого слова Вот почему его слушатели на всю жизнь сохранили чувство гордости, чго им посчастливилось быть его учениками, и многие из них старались запечатлеть это через свои лекции в умах своих питомцев"1.

Полноценную лекцию нельзя заменить ни одной книгой. Общаясь с аудиторией, лектор имеет возможность изложить материал под разными углами зрения. Изучая реакцию аудитории, преподаватель может хорошо ориентироваться в ходе чтения лекции, т.е. продолжить изложение материала, привести пример либо разъяснить какое-то положение.

По нашему мнению, лекция как форма обучения отражает организационную работу учебно-воспитательного процесса, а как метод — его методическую сторону. Это и характеризует лек-

1 Штокман И.Г. Вузовская лекция: (Практические советы по методике преподавания учебного материала). - Киев, 1981.-С.10.

ционный метод устного изложения учебного

материала.

Различают два типа лекций: публичные и научные. Например, на кафедре ТСП ОмЮИ МВД России читаются научные лекции. В данных лекциях наука выступает в виде живого слова и поэтому воспринимается более эмоционально, чем материал, раскрытый в учебнике.

Основная задача лекции, по нашему мнению, найти и дать обучаемым оптимальную меру сочетания теории с практикой.

Лекционному методу обучения присущ ряд педагогических функций:

— познавательная;

— развивающая;

— организующая;

— воспитательная.

Познавательная (обучающая) функция выражается в вооружении слушателей пониманиями основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Эта функция связана и с тем, что в живой разговорной речи самые сложные вопросы разъяснить и понять легче, чем когда они изложены письменно.

Каждая лекция достигает целей, если, помимо сообщения знаний, выполняет развивающую функцию, т.е. когда по форме и содержанию она ориентирована не на память, а на мышление обучаемых. Профессия сотрудников ОВД требует высокого развития интеллектуальных качеств, способности глубоко вникать в оперативную обстановку, приходить к правильным и обоснованным выводам, на основе которых принимать целесообразные решения.

Кроме этого, лекция должна давать слушателям не только научные знания, но и воспитывать обучаемых, т.е. призвана выполнять и воспитательную функцию.

В ходе чтения лекции преподаватель, в зависимости от темы, должен воспитывать у слушателей такие качества, которые им необходимы для выполнения оперативно-служебных задач, решаемых сотрудниками ОВД.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой слушателей как в процессе лекции, так и во внеурочное время.

В настоящее время педагогика рассматривает несколько разновидностей лекций как форм обучения:

— вводная (читается в начале курса, ориентирует на изучение дисциплины);

— установочная;

— лекция-беседа;

~ академическая (базисная);

— лекция спецкурса;

— обзорная (лекция-консультация);

— итоговая (заключительная).

Следует остановиться на таком виде лекции как лекция-беседа. В самом ее названии объединены два понятия: лекция как форма и беседа как метод обучения.

Для данной лекции характерными являются высокая эмоциональность и доверительный тон лектора, что само по себе активизирует слушателей и вовлекает их в диалог с преподавателем. Одной из сложных задач для лектора в рассматриваемом случае и является организация такого диалога. Решение этой задачи зависит от профессиональной подготовки преподавателя, его умения владеть методикой чтения подобных лекций.

Этим лекциям присуща большая обратная связь с аудиторией, здесь сама методика подачи материала преподавателем с широким применением наглядности должна побуждать слушателей к беседе.

По нашему мнению, подобные лекции лучше воспринимаются обучаемыми, когда они читаются в учебных группах, а не курсу или потоку. Да это и понятно, ведь преподавателю вовлечь в диалог гораздо легче группу обучаемых, нежели весь поток, и, естественно, восприятие слушателей в этом случае будет намного выше.

Чтобы лектор смог добиться целей, поставленных перед лекцией, он обязан стремиться выполнить требования, предъявляемые к содержанию и методике чтения лекций. Чтобы определить требования к лекции, необходимо в первую очередь ответить на вопрос: чему учить, а потом — как учить?

Содержание лекции должно отвечать следующим требованиям:

— нравственность;

— духовность;

— научность;

— современность;

— достоверность материала;

— информационная емкость;

— связь с практикой.

К методике чтения лекции предъявляются следующие требования:

— привлечение внимания и интереса аудитории, их поддержание в ходе всей лекции;

— грамотность речи и ее выразительность;

— последовательность, полнота и точность изложения материала;

— доходчивость, яркость и образность чтения лекции с применением технических средств и других средств наглядности;

— привлечение слушателей к диалогу на лекции в учебной группе;

— постановка перед слушателями проблем и анализа проблемных ситуаций самим преподавателем и вместе с обучаемыми.

Все эти требования, конечно же, известны абсолютному большинству, но следует отметить, что такая форма проведения занятий, как лекция требует от преподавателя, прежде всего, творческого подхода, активизации всех его внутренних сил, атакой метод, как беседа, кроме знания методики, требует знания психологии и хорошего знания обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.