Научная статья на тему 'Подготовка и чтение лекций с помощью спутникового телевизионного канала'

Подготовка и чтение лекций с помощью спутникового телевизионного канала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев В. А., Федоров А. Ф.

Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. Минск: Изд-во БГУ, 2003. 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев В. А., Федоров А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The particular traits of eight models to read the lectures by means of satellite television channel are discussed. The number of methodical recommendations is given in this article.

Текст научной работы на тему «Подготовка и чтение лекций с помощью спутникового телевизионного канала»

ПОДГОТОВКА И ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИИ С ПОМОЩЬЮ СПУТНИКОВОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА

В. А. Стародубцев, зав. отделением научно-методического и технологического обеспечения образовательной деятельности ИДО ТПУ, д. п. н., проф. Тел.: 8 (3822)-563-990, E-mail: sva@ido.tpu.edu.ru А. Ф. Федоров, директор ИДО ТПУ, к. т. н., доц., Заслуженный работник

высшего образования РФ Тел.: 8 (3822)-564-100, E-mail:faf@ido.tpu.edu.ru Томский политехнический университет http://www.tpu.ru

The particular traits of eight models to read the lectures by means of satellite television channel are discussed. The number of methodical recommendations is given in this article.

Введение. Новые возможности для дистанционных технологий обучения

Обсуждая концепцию национальной программы развития всеобще -го и непрерывного образования на основе информа-ционно-коммуни-кационных технологий, ректор Современной гуманитарной академии М. П. Карпенко отметил, что ввиду обширности территории России основой образовательной телекоммуникационной системы должна быть сеть геостационарных спутников [1]. В настоящее время на геостационарной орбите находится более 260 спутников связи и телекоммуникаций, в числе которых есть и российские серии «Ямал» и «Экспресс». Они отвечают требованиям европейских стандартов и рассчитаны на работу в течение 12 лет. Два спутника «Ямал 200» (запуска 2003 г.) имеют орбиты на меридианах 49 и 90 градусов восточной долготы (в.д.), спутник «Экспресс АМ11» с апреля 2004 г. находится на меридиане 96,5 градусов в.д. Зона покрытия лучей действующих спутников позволяет оказывать услуги связи в России, странах СНГ, восточного побережья Африки, Юго-Восточной Азии, Китае. В ближайшие годы планируется запуск еще восьми спутников этих серий. Срок создания первой очереди телекоммуникационной системы - 5 лет, дальнейшее развитие займет примерно 15 лет [1, 2]. В ближайшее десятилетие можно ожидать широкого внедрения спутниковых технологий во все сферы человеческой деятельности,

включая и сферу образования России. В этой связи актуальны проблемы научно-методического и органи-зационно-техни-ческого обеспечения образовательного процесса с помощью спутникового телевещания. Необходимы анализ дидактических возможностей спутникового образовательного телевидения и критический анализ уже имеющегося опыта экспорта образовательных программ действующими телеканалами.

В настоящее время в нашей стране успешно функционирует открытое акционерное общество «Общероссийский технический информационный канал», предназначенный для передачи больших массивов структурированной информации по спутниковым каналам связи вне зависимости от наличия связи по другим каналам [3]. Система адресации позволяет всю информацию, передаваемую через спутник, разделить на группы, называемые «информационными каналами». При подписке на определенный информационный канал абонент сети получает все сообщения, передаваемые по нему. Возможна передача информации индивидуально для абонента, для чего ему присваивается персональный адрес. Для приема информации у абонента устанавливается программно-аппаратный приемный комплект, включающий спутниковую антенну, конвертор, компьютер с общесистемным и специальным программным обеспечением и плату дешифрации спутникового сигнала. Прием

информации, ее распаковка и запись на жесткий диск компьютера осуществляются автоматически с возможностью визуального контроля за качеством приема. При этом компьютер может работать в фоновом режиме, что позволяет одновременно использовать его для решения других задач [3].

В 1999 г. в целях реализации инновационных телекоммуникационных образовательных проектов Межрегионального общественного фонда «Образование в третьем тысячелетии» был создан телеканал «Школьник ТВ», рассчитанный на широкую аудиторию учащихся, преподавателей средних школ, абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения. Основу непосредственно учебной части телеканала составляют программы индивидуального дистанционного образования по всему спектру предметов средней общеобразова-тель-ной школы.

Распространение образовательных программ Современной гуманитарной академии осуществляется по спутниковому каналу СГУ ТВ с последующей ретрансляцией региональными партнерами. Вещание ведется в цифровом формате по стандарту MPEG-2/DVB-S через спутник «Экспресс AM22» и спутник «Ямал 201». Восьмичасовая программа передач появляется в эфире трижды в сутки. Это позволяет телезрителям на обширной территории в Европе и Азии выбирать для просмотра наиболее удобное время в своем часовом поясе. Помимо авторских учебных программ, каталог которых насчитывает более 260 телелекций, транслируются художественные, мультипликационные, документальные фильмы, тематические передачи.

В настоящее время в России создается спутниковый телеканал «Мир знаний», который будет транслировать научно-популярные передачи. Возглавит телеканал вице-президент Российской академии естественных наук Сергей Капица. Концепция программ канала представляет собой смесь лучших программ американского канала Discovery и передач британской корпорации BBC. Учредителями телеканала «Мир знаний» станут Правительство Москвы и Евразийская академия телевидения и радио. Авторы концепции обещают, что в передачах канала будут принимать участие самые известные ученые России и мира. Предполагается, что бюджет научно-популярного канала составит несколько миллионов долларов в год. Однако окончательно вопрос о финан-

сировании «Мира знаний» еще не урегулирован [4]. По мнению М. П. Карпенко, финансирование создания спутников, выведения их на орбиту, сооружение телепортов должно взять на себя государство. Функции собственника от лица государства целесообразно поручить федеральному агентству, специально созданному для этой цели. При этом предоставление телекоммуникационных услуг учебным заведениям должно быть платным [1].

По сравнению с наземными оптоволоконными каналами спутниковые системы связи обладают следующими преимуществами [2]:

- более быстрый доступ к информационным ресурсам, так как в спутниковом Интернете доступ реализуется за один «скачок», а не через последовательность «хостов» (посредников);

- огромная скорость передачи информации по прямому спутниковому каналу, до 48 Мб/с;

- возможность выбора оптимальной скорости в обратном канале, в случае образовательных каналов востребована пропускная способность в интервале 32-512 Кб/с;

- оперативность развертывания абонентских пунктов, поскольку спутниковые системы связи достаточно легко можно установить даже в труднодоступных местах;

- относительная дешевизна спутниковых терминалов и абонентских приемных станций;

- меньшая стоимость (в два - три раза) спутникового трафика по сравнению с наземным.

Для обеспечения бесперебойного доступа к спутниковым линиям связи образовательных учреждений России в настоящее время введены в эксплуатацию два телепорта - федеральный в Санкт-Петербурге и региональный в Томске. Они имеют общую программно-аппаратную платформу, а их географическое положение позволяет разделить зоны ответственности. Европейская часть Российской Федерации закрепляется за Санкт-Петербургским телепортом, а зона Сибири и Дальнего Востока - за Томским телепортом [2]. Современная гуманитарная академия имеет собственный телепорт. С помощью телепортов производятся обмен базами данных и файлов, доступ в Интернет, 1Р-вещание, передача мультимедийных программ и дистанционное обучение.

На сегодня актуальной задачей является организация взаимодействия учреждений

образования различных уровней в осуществлении образовательных программ с применением спутниковых технологий и возможностей телепорта [2]. Как показывает опыт организации образовательных программ по технологиям дистанционного обучения, успешность таких программ зависит от правильно построенной организационно-методической работы. Приводимое далее обсуждение моделей телелекций и методических особенностей их подготовки и чтения предназначено преподавателям вузов, готовым осваивать современные технологии экспорта образовательных услуг, в частности, телевизионных курсов лекций и дистанционных консультаций студентов.

2. Аннотации моделей чтения телевизионных лекций, используемых в открытом образовании

Модель лекции-беседы. Лектор располагается за рабочим столом, использует конспект, книги, наглядные пособия-макеты. Основным приемом представления учебного материала является его вербализация (устное изложение) в сопровождении иллюстраций, таблиц, диаграмм, структурированного по одному или двум уровням текста и заголовков разделов. В самом простом случае лекцией-беседой может быть монолог преподавателя с включением фрагментов видеозаписей каких-либо процессов или событий. Управление дополнительными материалами, как правило, осуществляет сам лектор. Он имеет возможности, во-первых, изменять изображения в кадре лекционного экрана (плазменная или жидкокристаллическая панель) и, во-вторых, переключать это изображение на прямую трансляцию, продолжая изложение лекции за кадром. В предъявлении видеоряда чередуются:

общий план лектора за рабочим столом;

крупный план изображения лектора с указанием фамилии, имени и отчества лектора, его ученой степени и звания, электронного адреса персонального сайта или электронной почты;

полноэкранное прямое представление слайда дополнительных материалов.

Достоинства:

• самостоятельное управление презентацией дополнительных материалов;

• относительная простота процедур подготовки и чтения лекции по конспекту, «с листа».

Недостатки:

• статичность положения лектора без ее пространственного изменения;

• как правило, преобладание вербализации учебного материала над его визуализацией.

Модель лекции-презентации. Она

представляет собой развитие модели лекции-беседы в направлении большей визуализации материала телелекции. Визуальная информация здесь является ведущей, что способствует достижению наглядности учебного материала и его доступности для восприятия и непроизвольного запоминания. Снижается утомление, достигается эмоциональная оценка эстетически оформленной учебной информации. Лекция строится по следующему типовому алгоритму. Вводная часть организуется по модели лекции-беседы, после чего основой становится слайд-презентация материала лекции, сопровождаемая закадровым комментарием преподавателя. Управление слайд-презентацией осуществляет лектор, который периодически появляется в видеоряде телелекции в местах, где необходимо выделить содержательный конфликт, проблемную ситуацию, учебное противоречие, предложить формулировать промежуточные выводы и заключения лекции, контрольные вопросы для самопроверки понимания сути материала и дать советы по организации последующей самостоятельной познавательной деятельности. Ограничением модели является относительно большая, чем в первой модели, методическая и техническая сложность подготовки мультимедийной слайд-презентации, в особенности, если используются анимации изображений и/или компьютерные модели объектов, механизмов или процессов.

Модель лекции-презентации с перемещением лектора. В отличие от статичного, фиксированного положения преподавателя за рабочим столом в предыдущих моделях, здесь используется зона свободного передвижения лектора от его рабочего стола к лекционному экрану, на который он выводит последовательности структурированного, минимально достаточного текста, таблицы, перечни или иллюстрации. Применяя указку, лектор объясняет, интерпретирует текстовую и графическую информацию. Используется смена видеоряда от общего плана к лекционному экрану и показ лектора крупным планом в местах лекции-беседы, где реализуется монолог без обращения к дополнительным материалам. Управление

слайд-презентацией осуществляет лектор в необходимом ему темпе. В ряде случаев лектор может появляться в кадре в начале лекции и покидать рабочее место по ее завершении.

Достоинства:

• активная деятельность преподавателя, выбирающего и меняющего свою позицию в зоне рабочего места, что приближает обстановку к обычной форме чтения лекции;

• возможность переключения и активизации внимания аудитории за счет передвижения, свободной жестикуляции, изменения позы и других невербальных, но важных компонентов общения.

Недостатки:

• усложнение технической стороны организации телелекции, поскольку телекамера должна давать непрерывное и четкое изображение по всей рабочей зоне лектора, что может вызвать затруднения при использовании видеокамер для телетрансляции.

Модель «лекции вдвоем». Изложение материала лекции ведут два преподавателя, попеременно выполняющие функции ведущего лектора и комментатора, подчеркивающего особо важные положения либо дополняющего информацию, задающего типичные, часто возникающие у студентов вопросы. Связующим элементом является лекционный экран, на котором по ходу лекции предъявляются текстовые, иллюстративные и графические материалы. Лекторы располагаются симметрично по отношению к экрану и в оппозиции друг к другу без изменения рабочего места в течение лекции или со свободным перемещением одного из лекторов. В видеоряде используются перемены общего плана на лекционный экран или на лекторов.

Достоинства:

• диалоговая форма предъявления учебного материала с элементами дискуссии и обмена репликами;

• вариативность планов видеорядов (четыре или пять вариантов).

Недостатки:

• присущие модели лекции-беседы в ее статическом варианте;

• более сложная технология организации телелекции. Необходим режиссер трансляции и две камеры или очень опытный оператор, способный отследить обмен репликами двух лекторов. Кроме того, возникают требования к психоэмоциональной совместимости лекторов, наличию опыта

совместных выступлений перед студентами в обычной аудитории и т.д.

Модель лекции-семинара. Развитие модели лекции-беседы в плане участия в телелекции небольшого количества слушателей-студентов, имеющих возможность задать лектору вопрос или высказать свое мнение по просьбе преподавателя. Помимо рабочего места преподавателя в телестудии необходимы места для размещения слушателей, как правило, в прямой оппозиции по отношению к лектору, за столами (партами) или же в креслах с откидными столиками для записи конспекта лекции. Фактически имитируется процесс чтения лекции в обычной аудитории для малой группы студентов. Возможная форма для чтения лекций по специальным, профессионально ориентированным дисциплинам на старших курсах.

Достоинства:

• психологически облегчается работа преподавателя;

• появляется возможность незамедлительной обратной связи и/или постановки преподавателем вопросов студентам, на которые они должны дать ответы;

• расширяется видеоряд за счет включения планов аудитории, показа отдельных слушателей такой телевизионной лекции.

Недостатки:

• организационные и технические усложнения в отношении размеров телестудии, размещения двух телекамер, необходимость участия режиссера телетрансляции или видеозаписи лекции;

• сложность в выборе состава слушателей, поскольку всякое невольно неадекватное поведение «подсадных» персонажей создает негативную реакцию у реальных потребителей телелекции - удаленных студентов.

Модель лекции «де факто». В данном случае реализуется режим телетрансляции (или видеозаписи) «живой» лекции, читаемой для студентов в обычном порядке. Удаленные слушатели и зрители такой лекции становятся не только пассивными, но и активными участниками ее в случае получения технической возможности задать лектору вопрос и получить его ответ, например, по окончании основной части лекции.

Достоинства:

•достоверность и реальность живого процесса учебного занятия;

• традиционная и привычная форма деятельности преподавателя, естественно с учетом нюансов, связанных с обеспечением

телетрансляции его работы в аудитории (более крупные и более аккуратные записи на доске, наличие радиомикрофона у лектора, некоторые ограничения на перемещения и положения лектора у доски и т.д.);

• минимальные временные и финансовые затраты на подготовку и трансляцию телекурса в данных условиях.

Недостатки:

• информативность такой лекции может заметно уступать специально подготовленной телевизионной лекции, насыщенной иллюстративным материалом, в электронной форме;

• технические сложности работы телеоператора (или видеооператора при видеосъемке лекции), связанные с необходимостью выбора удачных точек и планов показа видеоряда в обычной учебной аудитории;

• для их нивелирования может потребоваться съемка или трансляция с помощью двух камер, наличие микшерского пульта и режиссера трансляции.

Модель лекции «мастер-класса». Как правило, такие лекции посвящены изложению практических приемов той или иной прикладной или профессионально ориентированной деятельности. В этом виде телевизионной лекции текстовые пояснения сведены к минимуму, поскольку поэтапно и предметно раскрывается технология изготовления (приготовления) какого-либо объекта, продукта, блюда или другого изделия. Такого рода лекции могут быть применены для показа лабораторно-практических занятий, технологии проектной деятельности или для демонстрации решения типовых задач по алгоритму.

Достоинства:

• все очень наглядно и доходчиво, прагматично;

• выработка конкретных приемов практической деятельности;

• повышенный интерес у студентов.

Недостатки:

• преобладание эмпирического и рецептурного подхода, без особых обобщений теоретического плана;

• более высокие требования к работе телеоператора (выбор таких положений, когда создаваемый объект хорошо виден, не скрыт преподавателем в процессе изготовления и т.д).

Модель лекции-консультации. Она

предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью и может быть построена по нескольким ва-

риантам. Например, за несколько дней до лекции преподаватель получает по электронной почте вопросы студентов, группирует их и в течение очередной или дополнительной лекции, дает на них ответы. При этом возможна персонификация общения с конкретными студентами, которым даются частные ответы или же обсуждаются наиболее общие вопросы из числа присланных студентами. Это прием так называемого обратного диалога. В другом варианте студенты заблаговременно получают раздаточные материалы по теме лекции, которые они должны проработать и подготовить по ним свои вопросы лектору-консультанту.

Достоинства:

• содержание занятия максимально приближено к интересам обучающихся, в большей степени, чем обычная лекция индивидуализирована с учетом понимания материала конкретными студентами;

• вызывает повышенное внимание студентов, стимулирует их предварительную самостоятельную работу.

Недостатки:

• необходимость организации оперативной обратной связи с использованием электронной почты, что для части контингента студентов может вызвать затруднения;

• разделение по времени моментов постановки вопроса студентом и ответа на него преподавателем, при котором актуальность и контекст учебного материала во многом теряются. Здесь следует иметь в виду, что при соответствующем программно-техническом обеспечении спутниковый канал связи позволяет организовать оперативную обратную связь от абонентов к лектору. При этом для организации такой связи не требуется выделения канала с высокой пропускной способностью [2].

Очевидно, что выбор преподавателем той или иной модели телевизионной лекции, оптимальной для него и для существующих в настоящее время в учебных учреждениях организационно-технических условий, будет зависеть от специфики дисциплины, по которой планируется подготовка дистанционных курсов, и от уровня готовности преподавателя к освоению выбранной им модели.

3. Методические особенности чтения телевизионных лекций

Первые телелекции, передаваемые по наземным телевизионным сетям в режиме прямого эфира и/или в видеозаписи, были прочитаны для студентов-заочников и вечерников первого-третьего курсов в соот-

ветствии с приказом Министерства высшего и среднего образования СССР в середине семидесятых годов прошлого столетия [5]. Лекции читались по таким предметам, как высшая математика, общая химия, начертательная геометрия, физика, теоретическая механика, сопротивление материалов. Расписание телелекций было приближено к сетке занятий студентов вечерней формы обучения. Опыт того времени показал, что для многих студентов первые встречи с учебным материалом на телевизионном экране вызывали негативную реакцию, поскольку для восприятия экранного изображения должны быть выработаны определенные навыки, натренировано внимание студентов. Требовалось определенное время, чтобы слушатели-зрители привыкли к новой аудиовизуальной форме представления знаний. Дело еще и в том, что телевизионная лекция оказывается более насыщенной и компактной по сравнению с обычной аудиторной лекцией. Было установлено, что полуторачасовая телевизионная лекция по одному из учебных предметов является весьма утомительной для студентов-заочников (вечерников). Внимание их начинало резко падать после примерно получасового просмотра и поэтому пришли к заключению, что за один вечер не следует транслировать более двух лекций по разным дисциплинам и длительность лекции не должна превышать 35 минут [5].

В настоящее время авторские телекурсы лекций, применяемые в открытом образовании Современной гуманитарной академией, состоят из десяти лекций по 45 минут каждая. Суммарный объем в семь с половиной часов вполне соответствует учебным планам по многим дисциплинам заочного обучения. Что касается организации телевизионных спутниковых лекций в ИДО ТПУ, то на ближнюю перспективу нам представляется оптимальным следующий вариант. Первые 45 минут занятия отводятся непосредственно изложению учебного материала (в режиме реального вещания по согласованному с абонентами расписанию или в режиме трансляции записи лекции). Затем желательно проведение такой же по времени чат-консультации с использованием персонального сайта преподавателя, разработанного и успешно применяемого в ИДО ТПУ. Чтобы материал лекции «осел» в сознании студентов и они могли бы поработать с печатными учебными пособиями, чат-консультации могут быть отложены на некоторое время от

даты трансляции телевизионной лекции. Тематика и расписание лекций должны быть размещены на сайте преподавателя заблаговременно, в сочетании с чат-консультациями или же независимо от таковых. В более отдаленной перспективе развития открытого дистанционного образования можно предвидеть прием телевизионных лекций индивидуальными абонентами. В этом случае консультации могут быть назначены также в индивидуальном порядке.

В работе [6] сформулированы дидактические требования к построению видеолекции, которые могут быть перенесены и на построение телевизионных лекций. Здесь отметим только, что при организации «подачи» учебного материала во времени полезно учитывать естественный биологический ритм поисковой активности мозга. Установлено, что каждые шесть минут мозг проходит стадию поиска новой информации (фаза максимальной активности). Та информация, которая попадает на пик активности, легче запоминается и встраивается в базу знаний учащегося. Поэтому желательно разбивать, структурировать предъявляемый материал на интервалы кратные шести минутам, с переключением предметночувствен-ного описания на абстрактно-логическое и (или) образно-эмоциональное.

Следует помнить, что до 80 % информации об окружающем мире человек получает через зрение. Поэтому в телевизионной форме лекции необходимо применение образного видеоряда - продуманной последовательности иллюстраций, фотографий, другой графической и знаково-символьной информации, в том числе и текста. Видеоряд должен быть адекватным цели и смыслу учебного материала, иллюстрировать и развивать мысль лектора в образном, эстетически оформленном виде. Здесь имеется определенная связь с искусством кино и не лишними являются кинематографические правила и приемы [7]. В особенности - использование образов в их динамике, движении (компьютерной анимации, в частности). Это производит большее эмоциональное впечатление по сравнению со статичными изображениями (рисунками, фотографиями).

Необходимо стремиться к тому, чтобы лекции, передаваемые по спутниковому телевизионному каналу, были мультимедийными, то есть совмещали предъявление информации по различным каналам (визуальному и аудиальному) с использованием как слов (речи), так и изображений (в том числе

и текста). Однако не рекомендуется «смешивать» в одновременном предъявлении экранного изображения иллюстративный, текстовый и речевой компонент, так как это рассеивает внимание обучаемых и ухудшает восприятие и запоминание информации. Во всех случаях необходимо выделение в качестве ведущего, доминантного канала либо текста с комментарием лектора, либо иллюстрации с речевым сопровождением. Это следует из экспериментальных данных психологов [8]. В частности было показано, что вербальная избыточность, когда текст предъявляется зрительно и на слух, способствует лучшему запоминанию и пониманию смысла сообщения. Однако запоминание диаграмм и графиков, содержащих необходимую информацию, ухудшается, если к ним добавляются еще и объяснения в текстовой форме. Негативный эффект такой избыточной информации объясняется необходимостью распределять ограниченные ресурсы внимания обучаемого между двумя источниками информации. В то же время сопровождение графической информации аудиальным комментарием (объяснением) достоверно приводит к улучшению ее понимания и запоминания [8].

Если обратиться к данным, указывающим на то, какое количество информации запоминается в зависимости от канала восприятия, то 25 % остается от визуального канала и только 15 % - от аудиального. Одновременное использование в процессе восприятия зрения и слуха позволяет сохранить гораздо большее количество информации -до 65 % [9]. По этой причине видеоряд телевизионной лекции должен сопровождаться лаконичным, научным и, в то же время, эмоциональным словесным комментарием к материалу, показываемому на экране. Многословный текст на экране вызывает быстрое утомление и затрудняет восприятие материала лекции. Как правило, на одном экране, предъявляемом зрителям, должно быть не более шести-семи строк текста, набранного полужирным крупным шрифтом, желательно без засечек (Ariel, Verdana). В пределах одной темы можно поставить не более пяти акцентов, привлекающих внимание зрителя (используя эффект неожиданности, удивления, эмоционального оживления). Выделения желательно располагать по нарастанию эффекта, чтобы предыдущее впечатление не «маскировало» последующее действие.

Следует отметить, что в обычной лекции принято давать формулы со всеми под-

робностями их вывода, включая алгебраические преобразования. Специфика телевизионной лекции требует иного подхода к изложению теории. Здесь основное внимание должно быть обращено на обсуждение предпосылок вывода, на рассмотрение сущности проблемы, на анализ полученного в теории результата, на его прикладное значение. Особенно желательно, по возможности, показать значение полученного результата для организма человека или для его повседневной жизни, то есть для каждого из слушателей и зрителей телелекции.

При чтении лекции в традиционной аудитории большое значение имеет контакт взглядов преподавателя со всеми (по отдельности) студентами. Психологи рекомендуют направлять взгляд лектора на задние ряды, как бы индифферентно ни вели себя при этом самые «удаленные» студенты. Если контакт глазами ограничен областью самых заинтересованных передних рядов, это сразу чувствуется. Существует прецедент обращения темнокожей студентки в суд (США) с обвинением преподавателя в дискриминации, поскольку он избегал визуального общения с ней во время занятий. В телевизионном формате визуальное общение ведется через глазок телекамеры. Следует настраивать себя на то, что телекамера «живая» и заинтересованная, что, обращая взгляд на «зрачок» телекамеры, мы видим глаза наших зрителей-студентов. Развитие телекоммуникационных технологий идет стремительно: мобильные телефоны прочно вошли в повседневную жизнь, веб-камеры становятся штатной принадлежностью компьютеров, фильм Пьера-Поля Рендера «Влюбленный Томас» предсказывает распространение видеофонов, заменяющих телефоны. Вполне возможно, что не только преподаватели институтов дистанционного образования, но и все мы в относительно недалеком будущем, дома и на работе, будем пристально вглядываться в зрачок передающего устройства.

Необходимо иметь в виду, что при показе лектора крупным планом могут стать заметными некоторые нюансы его внешности, к которым он не хотел бы привлекать внимание. Поэтому полезна предварительная подготовка лектора к съемкам с применением легкого макияжа. Прием показа лектора крупным планом полезен при богатой естественной мимике преподавателя, которая имеет важное значение как элемент невербального общения и позволяет уловить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эмоции преподавателя, его заинтересованность в излагаемом материале. Стремление сохранить «ровное» выражение лица на протяжении всей лекции является ошибкой, так как зрительно создается впечатление равнодушия лектора. Особенно если и жестикуляция сведена к минимуму. Поэтому предпочтительна открытая, без сцепленных рук поза лектора и умеренная жестикуляция, подчеркивающая важные моменты лекции.

По большому счету, телевизионная лекция должна выходить на уровень театра одного актера для одного зрителя (если прием спутникового сигнала ведется на индивидуальную антенну). Имеет значение сцена и костюм действующего лица. Сценой является рабочее место лектора с различным вспомогательным оборудованием. Размещение микшерского пульта на переднем плане прямо перед лектором функционально, но мало эстетично. Замена его на декоративную панель в ряде случаев не оправдывает себя, поскольку панель становится визуальным барьером между зрителями и лектором. Более рациональным является видеоряд, на котором панель «подрезана» и хорошо видны как лектор, так и демонстрационный экран. Важен также цвет и яркость фона, на котором будет показан лектор. Яркий, светлый (тем более - белый) фон создает резкий контраст и вызывает утомление зрения. Кроме того, такой фон делает видеоряд плоским. Поэтому предпочтителен показ лектора на нейтральном «заднике». С помощью нелинейного компьютерного монтажа можно показать лектора на соответствующем содержанию лекции тематическом фоне. Конечно, в этом случае требуется дополнительная и трудоемкая обработка записи лекции. В прямом эфире такой прием при доступных для вузов технических и программных средствах оказывается сейчас невозможным. Хорошо, если есть возможность начать вводно-мотивационную часть лекции не в студии, а в лаборатории, на кафедре, в минералогическом музее и т.п. Смена костюма лектора на протяжении времени чтения телекурса вызывает определенное оживление, однако не следует злоупотреблять таким приемом. Бросающийся в глаза цвет одежды лектора (например, пурпурный или красный) будет отвлекать внимание зрителя, создавать подсознательное чувство тревоги.

Готовясь к использованию в телевизионной лекции видеоматериалов, уже имеющихся в фонде вуза или доступных по другим каналам (авторские разработки, фраг-

менты телепередач, компьютерные анимации из энциклопедий или Интернет и т.д.), необходимо точно рассчитать затрачиваемое на их демонстрацию время, учесть их смысловую нагрузку, органически соединить с теоретическим материалом лекции. Демонстрация такого рода фрагментов должна сопровождаться авторским комментарием. Здесь существуют определенные трудности в подборе материала, так как готовые фильмы (документы) могут содержать избыточно большую информацию, выходящую за рамки темы лекции, эмоциональная атмосфера фрагмента может вступать в противоречие с изложением материала телевизионной лекции и т.д. [9]. Поэтому очевидна творческая роль преподавателя в подготовительной работе к чтению лекций с использованием спутникового телевизионного канала.

Для обучения студентов по дистанционным технологиям, в первую очередь, востребованы установочные телевизионные лекции по всем дисциплинам. Напомним, что такие лекции должны носить обзорный характер, с большой концентрацией учебного материала обобщенного характера. Здесь раскрываются цели и задачи курса, указывается распределение времени по видам занятий, формы и сроки предоставления отчетных материалов от студентов, выделяются особенности самостоятельной работы студентов по изучаемому курсу (дисциплине), формулируются основные проблемы науки и практики, которые составляют предмет изучения данной дисциплины. Обязательна характеристика основных методов получения знаний в соответствующей науке, краткая история и перспектива ее развития. Для студентов заочной формы обучения будут важны также телелекции, дающие представление о методике, требованиях и порядке работы в учебных лабораториях и показывающие саму процедуру выполнения работ, например, по физике, химии, электротехнике. Это позволит заранее подготовить студентов-заочников к работе в учебных лабораториях во время сессии. При ориентировочной длительности одной телелекции 3545 минут и общем числе лекционных занятий от шести до восьми, семестровый курс для заочного обучения будет соответствовать времени, отводимому учебными планами ГОС ВПО на лекции по многим гуманитарным и техническим дисциплинам (с учетом гораздо большей информационной насыщенности и концентрации учебного материала в телелекции).

Заключение

Подготовка и чтение лекции для удаленной аудитории с помощью спутникового телевизионного канала (спутниковое образовательное телевидение) не является, по нашему мнению, единственно верным дидактическим средством, новомодной «панацеей». Этот путь экспорта образовательных услуг должен сочетаться с комплексом других традиционных и инновационных средств достижения целей образования - печатными пособиями, интерактивными компьютерными учебниками на компакт-дисках, виртуальными лабораторными работами и практикумами и т. д. Система заочного и асинхронного дистанционного обучения ориентирована на преимущественно самостоятельную работу студентов по предоставленным им учебным и методическим пособиям. Для этой системы телекурсы должны планироваться как часть комплекса методов и средств обучения. Выполняя пропедевтическую роль, телелекция должна также содержать в качестве обязательного элемента указания на соответствующие разделы (страницы) печатных пособий, по которым учащимся следует закрепить учебный материал.

Преимуществом телекурсов лекций в системе ДО является возможность опосредованного, ограниченного, но все же живого общения с квалифицированным преподавателем вуза. Для лиц, получающих второе высшее образование, именно эта возможность человеческого общения наиболее привлекательна, поскольку коммуникация с компьютерными дидактическими средствами оказывается эмоционально обедненной [10]. Эти ожидания будут оправданы, если в своем телекурсе лекций преподаватель не только информирует о новых достижениях в соответствующей области профессиональной деятельности, но и вводит своих студентов в общий контекст современной культуры. Как отмечено в [11], главное на лекции -добиться подъема интеллектуальной энергии студентов, вызвать движение мысли вслед за мыслью преподавателя, создать мотивацию к последующей самостоятельной познавательной деятельности. Кроме того, образная, эстетически оформленная визуализация учебного материала создает условия для появления интереса к материалу, дает

Литература

1. Карпенко М. П. Концепция национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий // Инновации в образовании. -2005. - № 1. - С. 6-19.

пищу для удовлетворения любопытства удаленных зрителей и слушателей. По выражению Луи Дебройля, «знания являются детьми удивления и любопытства». В данной связи приведем высказывание Анатоля Франса, которое можно отнести к процессу чтения телелекций. «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг» (цитируем по [12]).

Вместе с тем следует помнить, что как бы хорошо ни был подан учебный материал во время телевизионной лекции, необходимым условием закрепления информации в памяти студента, условием перехода ее в личностные знания является его самостоятельная работа, в частности, по повторению лекционного материала. Чем активнее происходит процесс повторения, тем больший эффект он дает. Это значит, что в телелекции должны быть даны конкретные указания, какое учебное задание студенты должны выполнить после знакомства с материалом лекции. Тем самым будут реализованы элементы управления процессом обучения. Постановка трех-четырех заданий на закрепление материала (с учетом необходимой работы студентов с рекомендованными печатными пособиями) будет достаточна для акцентирования внимания студентов на существенных моментах прочитанной телелекции. Безусловно, будут полезны рекомендации преподавателя по использованию и других источников и средств обучения, по организации самостоятельной познавательной деятельности.

Следуя этим советам, приведем адреса сайтов ООО «Школьник ТВ» (http://edu.of.ru/tv) и телекомпании СГУ ТВ «Спутниковое образовательное телевидение» (http://sgutv.ru), на которых можно найти дополнительную информацию о работе телеканалов. В статье [13] сформулированы некоторые критерии оценки качества лекций-презентаций, они будут также полезны преподавателям при подготовке курсов телевизионных лекций. Методические вопросы создания и использования аудиовизуальных учебных материалов затрагиваются также в публикациях [14-17].

2. Демкин В. П. Томский региональный телепорт как основа мультисервисной образовательной сети в Сибирском федеральном округе // Открытое и дистанционное образование. - 2004. - №4(16). - С. 3-7.

3. Нестеров А. Э. Применение спутниковой связи в интересах информатизации сферы образования // Открытое образование. - 2004. - № 4. - С. 51-53.

4. http://lenta.ru/news/2005/08/01/channel/

5. Надеинский Б. П. Методика и организация учебных занятий в высшем заочном учебном заведении. - М.: Высшая школа, 1975. - 79 с.

6. Стародубцев В. А., Федоров А. Ф. Методические и дидактические аспекты создания видеолекций для дистанционного образования // Открытое образование. - 2002. - № 3. - С. 19-28.

7. Разумный Д. В. Как снимать демонстрационный эксперимент: дидактические требования к видеодемонстрациям, кинематографические правила и приемы // Инновации в образовании. - 2004. -

№ 1. - С. 124-132.

8. Морено Р., Мэйер Р. Э. Вербальная избыточность в мультимедийном обучении: когда чтение помогает слушанию // Инновации в образовании. - 2004. - № 1. - С. 142.

9. Ажгибкова Т. Н., Здерев В. В., Лебедева М. Л. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в высших учебных заведениях // Инновации в образовании. - 2004. - № 2. - С. 111-123.

10. Стародубцев В. А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании: Монография. - Томск: Дельтаплан, 2002. - 224 с.

11. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Уч. пос. / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

12. Кроль В. М. Проблемы современной педагогики: Телекурс СГУ ТВ.

13. Тихомирова Н. В. Проблемы оценки качества электронного образования // Открытое образование. - 2004. - № 1. - С. 27-32.

14. Глен М. Н. Видеолекции как элемент учебного процесса // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2000. - № 1. - С. 42-49.

15. Кроль В., Колоколов А., Сотникова Е. Формы представления видеопродукции в ДО // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 77-83.

16. Сивергин М. Ю., Фоломеева С. Б. Видеотехнологии как метод обучения // Информатика и образование. - 2001. - № 7. - С. 71-72.

17. Разумный Д. В. Размер экранного изображения как психологический и экологический фактор // Инновации в образовании. - 2003. - № 5. - С. 51-62.

ОБУЧЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ НА БАЗЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

В. А. Камаев, д.т.н., проф., зав. кафедрой САПР и ПК Тел.: (8442)23-42-46, E-mail: aj_777@annex.ru А. А. Яковлев, к.т.н., доц. кафедры Автоматизации производственных процессов Тел.: (8442)23-86-76 Волгоградский государственный технический университет

http://www.vstu.ru

The method for training engineers to conceptual designing of converters of energy in which basis lays graph model of a physical principle of action is described. The logic of development of model is given and on an example of the diesel engine the set of technical decisions from functionally compatible elements is received.

Технология обучения проектированию преобразователей энергии (ПЭ), основной функцией которых является преобразование энергии природных источников в термическую, механическую, электрическую и другие виды энергии [1], нуждается в даль-

нейшем совершенствовании. Особенно остро эта проблема касается начальных, творческих этапов. В этой связи актуальной задачей является разработка методик, позволяющих на основе системного подхода по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.