Научная статья на тему 'Нравственные аспекты информационного пространства современного телевидения'

Нравственные аспекты информационного пространства современного телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
412
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ВИДЕОРЯД / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / CHILDREN'S BROADCASTING / TELEVISION / MORAL VALUES / EDUCATION AND EDUCATIONAL SYSTEM / TELEVISION ART / THE INFORMATION SPACE OF SOCIETY / PATTERNS OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зуева Татьяна Викторовна, Чуракова Ангелина Михайловна

Рассматриваются особенности воздействия визуальной информации (телевидения) на духовный мир современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зуева Татьяна Викторовна, Чуракова Ангелина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL ASPECTS OF INFORMATION SPACE ON CONTEMPORARY TV

The specific character of influence of visual information on morals of contemporary youth is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Нравственные аспекты информационного пространства современного телевидения»

УДК 316.77.0532:6Ф3

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Т.В. ЗУЕВА, А.М. ЧУРАКОВА

Статья представлена профессором Козловым А.С.

Рассматриваются особенности воздействия визуальной информации (телевидения) на духовный мир современной молодежи.

Ключевые слова: информационное поле, видеоряд, духовность, духовные ценности, детское телевидение.

Объектом исследования большинства научных дисциплин издавна является триединство взаимодействия вещества, энергии и информации, однако информационный аспект данного взаимодействия стал глубоко исследоваться сравнительно недавно, хотя его воздействие на социальную реальность было мощным во все времена. От объективности информации, от того как люди распорядятся ею она может служить и добру, и злу, вести к прогрессу или регрессу. Еще Н. Винер обращал внимание на возможность манипуляции информацией, на обстоятельство ее нахождения в руках ограниченного класса людей и потому выражающей мнение этого класса. «Информационные связи,- писал он,- это один из основных путей к политической и личной власти» [1, с. 233].

В современный период роль знаний и информации, воплощенных как в личностном потенциале, так и умной технике, становится всеобъемлющей, а умственный труд все в большей мере заменяет труд физический. Социальная значимость каждой личности прежде всего определяется наличием не капиталов, а научных знаний, социальным статусом. Труд из создания вещей все в большей мере превращается в воздействие людей друг на друга и на информацию. Но идет и обратное воздействие информации на людей. Особенно отчетливо это прослеживается в воздействии на личность художественной литературы, кино, театра, телевидения. При освоении содержания книг, фильмов, спектаклей, телепередач читатель, зритель воспринимает художественную информацию через складывающийся видеоряд как образ. При этом одни и те же образы каждый видит по-своему, так как описываемые события интерпретируются. К тому же, как полагал Ф. Шеллинг, «любое художественное произведение содержит всегда больше, чем намеревался сказать художник» [2, с.383].

Художественные произведения пронизаны аргументированностью, доказательностью сообщаемого, воздействие которых усиливаются благодаря метафоричности, информации, помогающих понять суть описываемых явлений, дать им свою оценку. Такое восприятие информации свойственно по отношению к литературным и театральным произведениям. В кино, в телефильмах видеоряд подается в готовом виде, единообразие вводится для всех. Как пишет С. Лобозеров, «если создание читателям внутреннего видеоряда было его личным, даже интимным актом творчества, то упразднение этого процесса в результате механического видеоряда, созданного другими людьми, переводит читателя как соучастника творческого процесса в зрителя, пассивного потребителя, т.е. переводит его из субъекта в объект. А такие важные свойства внутреннего мира как фантазия, воображение, интуиция за ненадобностью атрофируются и угасают» [3, с.10].

Особенность телевидения - это способность оперативно освещать ключевые события, создавать иллюзию прямого участия в них. Когда к видеоряду добавляются комментарии, то сознанию зрителя трудно с ними поспорить, поскольку реальные события только что прошли перед глазами, но не все задумываются о том, что эти события они видели не своими глазами, а глазами оператора, редактора. Более важным могло быть то, что осталось за кадром. В такой

ситуации у молодых людей, не имеющих опыта и четко сложившихся ориентаций, складывается впечатление истинности информации, зародившееся сомнение относится к собственному непониманию. Нарастающий при этом поток сведений не дает времени на размышление.

По данным ВЦИОМ в России каждый день смотрят телевизор 69% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. Самую отрицательную роль в восприятии играют программы, посвященные криминалу, борьбе с бандитизмом. Они порождают чувство незащищенности и страха. Это с одной стороны. А с другой стороны, становятся своего рода учебными пособиями по криминалу и пропагандой насилия. Все, что связано с базовыми ценностями, нормами морали, в подобных телепрограммах уходит в сторону, всячески восхваляются «деловая хватка» без признаков искания совести, культ денег без уважения к людям, сострадания к слабым и беззащитным.

Давно замечено: культура может служить не только прогрессу, но и реакции. Все зависит от того, какая информация в ней доминирует, с позиции каких сил какие идеи проводятся. В полной мере относится к телевидению утверждение К. С. Станиславского о воздействии театра на зрителя. Он определил, что это «обоюдоострый меч: одной стороной он борется во имя света, другой во имя тьмы. С той же силой воздействия, с которой театр облагораживает зрителей, он может разрушать, принижать, портить вкусы, оскорблять чистоту, возбуждать дурные страсти, служить пошлости и маленькой мещанской красивости. Тогда театр становится могущественным орудием общественного зла, тем более опасным, чем больше сил его воздействия» [4, с.397].

Воздействие телевидения на общество сильнее и гораздо мощнее, чем у театра. У его экранов собираются миллионы, все поколения. Кто-то из наших крупных ученых сказал, что телевидение пострашнее атомной бомбы, к тому же оно бьет по своим. Лекарства от его «облучения» пока не придумано. Конституция РФ еще в 1993 году отменила государственную идеологию. Практической идеологией ТВ стал бизнес, сверхприбыли путем завоевания как можно большей аудитории, а в итоге - получение рекламных денег. Во имя этого новостные программы наполнены картинками о катастрофах, негативных происшествиях, сообщениями из горячих точек. Развлекательные шоу изобилуют обсуждениями глянцевой жизни с участием звезд поп-эстрады, дешевым балагурством, обязательно с элементами эротики. В сериалах часты сцены жестокости, насилия, накаливающие атмосферу просмотра.

Телевидению под силу многое. Но его деятельность должна быть сфокусирована на сферах, где задачи воспитания и образования молодого поколения могут быть решены лучше, эффективнее с помощью телевизионного искусства. С максимальной пользой для молодого зрителя ТВ может подкреплять, полученные в школе знания, стимулировать детское творчество и образное мышление, задавать верный, «правильный» вектор общего развития.

Для нынешней молодежи телевизор порой является чуть ли не единственным источником различного рода сведений. Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшейся психикой. Детская душа, как губка, впитывает все происходящее вокруг нее, и особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге. Детям до семилетнего возраста ни в коем случае нельзя показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными, и в теории все родители это понимают и стараются выполнять, а вот на практике... Дети проводят у экранов почти в два раза больше времени, чем в школе, причем большую часть этого времени они никем не контролируемы, что они в это время смотрят, никому точно не известно, но явно не мыльные сериалы. О популярности проведения досуга у телеэкрана у детей, подростков и юношества свидетельствуют материалы многих исследований. Так, по данным всероссийского исследования «Российские подростки в информационном мире» [8, с.8] уже 10 лет назад просмотр телепередач в свободное время для московского подростка стоял на первом месте (55,5%), на втором - слушание музыки (51,7 %), далее, игра на компьютере (28,3 %), разговоры с друзьями по телефону (27,9 %), просмотр видеокассет (26,4 %), а также чтение (24 %). Сегодня, когда практически в каждом доме есть компьютер, а часто и не в одном экземпляре, и дети имеют к нему постоянный доступ, представленные характеристики значительно изменились. И, отнюдь,

не в лучшую сторону. В первую очередь сократилось время, проводимое за чтением книг, зато увеличилось время, потраченное на компьютерные игры и Интернет.

Телевидение сейчас формирует тот самый «личный опыт», заменяя юному человеку общение с родителями или сверстниками и чтение книг. Телевидение становится приоритетным средством организации досуга. И именно телевидению под силу поставить и начать решать задачу социально-психологической адаптации, социализации детей, их воспитания, образования и обучения.

Впервые проблема детского вещания стала активно обсуждаться в обществе после заседания Совета по культуре и искусству при Президенте России в 2009 году. Глава государства лично раскритиковал российских телевизионщиков за «убогий» детский продукт и велел Минпечати более строго следить за соблюдением лицензий на вещание, выданных министерством. По информации Владимира Путина, российские телеканалы плохо соблюдают лицензионные условия и показывают слишком мало специфических программ для детской аудитории.

Мало кто знает, что при выдаче лицензий всем государственным телерадиовещательным компаниям оговаривается количество эфирного времени, выделенного для детского вещания. По подсчетам этого ведомства, телеканал ОРТ, вместо положенных по лицензии 15% эфирного времени, уделял детям всего 3,8% эфира, РТР - вместо 10 - всего 3,8%, «Культура» - вместо 10 -всего 7,5%, ТВЦ - вместо 7 - 4,3%, НТВ - вместо 10 - 1,5%, СТС - вместо 21 - 12,1%, «Столица» - вместо 8 - 3,9% [9].

Сегодня обязательная доля детских передач в сетке вещания должна составлять 25%, но при этом появились и послабления, учитываются детские художественные фильмы и мультфильмы. Но ни на одном российском канале до сих пор нет отдельных программ для маленьких (до 3-х лет), для младших подростков (9-11 лет), для юношества. Нет специальных программ для слабослышащих и глухонемых. Давно ушли в прошлое замечательные детские передачи: «В гостях у сказки», «Будильник». После долгих скитаний переехали на другие каналы программы «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГдейка», которые при ближайшем рассмотрении находятся в весьма печальном положении. В столь скудных декорациях, не имея денег на какие-то спецэффекты, да даже элементарно на изготовление новых макетов, они, по сравнению с «Улицей Сезам» и другими передачами иностранного производства, выглядят бедно и вызывают приступы жалости. С уходом из жизни Сергея Супонева исчезли многие передачи, дававшие надежду на то, что детское телевидение возрождается. Его передачи «Зов джунглей», «Звездный час» хотя и были несколько коммерциализированы, все-таки привлекали огромную детскую аудиторию. В итоге образовался вакуум, который ведущие телеканалы заполнили высокорейтинговыми передачами для взрослой аудитории. Либо комбинацией различных жанров детских развлекательных программ, ничему не обучающих и не воспитывающих детей, и называющихся при этом детским телевидением.

На ведущих российских телеканалах удручающе мало детских программ собственного производства. В телепоказе преобладают повторы давних фильмов и телесериалов. В передачах отечественного ТВ для детей отчетливо проявляется «американский акцент» и треть всего объема детского вещания составляют так называемые семейные комедии американского производства. Правда, среди них немало забавных, красивых, увлекательных лент, но в комбинации со старым советским кино (другой львиной долей детского вещания), адекватную картину реальности в детском сознании они вряд ли сформируют.

За фильмами следуют американские мультфильмы, среди которых наряду с неплохими имеются и откровенно низкокачественные. Многие иностранные мультики (тот же «Том и Джерри») пронизывает насилие: демонстрация драк, погонь, сцен физического подавления и уничтожения противников составляет существенную долю их содержания. Хотя действующие в них персонажи прибегают к насилию для достижения благих целей, зачастую такие фильмы несут в детскую аудиторию неоправданно высокую дозу жестокости и агрессивности. Мультфильмы наподобие «Симпсонов» либо «Футурамы» явно не предназначены для самых малень-

ких - хотя, как известно, любые анимационные фильмы привлекают повышенное внимание детей младшего возраста, да и зачастую преподносятся телеканалами как детские мультсериалы.

Альтернативу американским мультфильмам представляют старые добрые советские мультики - прекрасные, поучительные, но снятые, увы, 20-30 лет назад. Нет сомнения, шедевры отечественной мультипликации вроде «Трое из Простоквашино» или «Падал прошлогодний снег» всегда останутся любимыми детьми и родителями, но будут менее понятны и интересны каждому новому поколению. Мультфильмы эти безнадежно далеки от стандартов современной анимации и явственно расходятся с сегодняшней реальностью.

Основная проблема заключается в том, что среди самых некоммерческих областей отечественного телевещания детское телевидение занимает, пожалуй, почетное первое место. Размещение рекламы в детских передачах запрещено законом, но это не единственная причина их вытеснения из телепоказа. Невыносимая для рекламодателей нулевая покупательная способность маленьких зрителей делает их неприбыльной аудиторией, а значит, и ненужной крупным телеканалам с их многомиллионными рекламными оборотами. Между тем, детская аудитория многочисленна и более других категорий зрителей подвержена влиянию телевидения - особенно в свете того, что ТВ сейчас часто замещает детям общение с родителями или сверстниками, а уж тем более чтение книг. В условиях, когда критерием успешности вещательной деятельности является рейтинг передач, развитие детского телевещания становится для коммерчески ориентированных каналов «неразрешимой» задачей или, попросту, обузой.

Конечно, сегодня на телевидении присутствуют отдельные детские программы, носящие развивающий и обучающий характер, но существует две проблемы. Во-первых, количество этих программ ничтожно мало в общем потоке информации, загрязняющей детское сознание. Да и качество детских программ оставляет желать лучшего. Во-вторых, основная масса детских программ идет по спутниковым каналам, в то время как на федеральных каналах для детей места нет.

Психологи уверены, что приоритетными задачами детского телевидения должно быть воспитание, за ним идет обучение и развитие. Именно с привития детям этических норм с телеэкрана начинается борьба со многими социальными проблемами. Психологи утверждают, что если бы подростки имели возможность просматривать специально созданные с учетом их интересов телепередачи, в которых бы объяснялся вред курения, алкоголя и наркотиков, борьба с этими недугами стала бы более успешной [7]. У детского телевидения существует огромный потенциал, который пока не используется. Именно с экрана телевизора дети лучше усваивают полезную информацию, преподнесенную им в увлекательной форме. Детское телевидение должно развивать и обучать, должно нести заряд нравственности, должно быть высокоморальным и позитивным. Еще один важный момент - такое телевидение должно учить ребенка думать и делать выводы самостоятельно.

Соответствует ли современное детское телевидение таким требованиям? К сожалению, нет. И самое опасное его воздействие заключается именно в навязывании подрастающему поколению определенных стереотипов поведения, которые ведут к возникновению массы проблем в подростковом возрасте.

Молодежь во многом формируется по стандартам, заданным телевидением, ориентируется и мыслит в дальнейшей жизни по увиденным сюжетам. Отсюда важно, чтобы молодые люди умели распознавать явные и не явные пороки, увиденные с экрана. Для этого нужно отточенное духовное зрение. «Технологичность» духовности и заключается в навыках различения подлинного и фальшивого. Духовность - это ценностные ориентации, соотнося с которыми выбор поступка в жизненно важных ситуациях, личность осуществляет неприятие всего того, что делает человеческую жизнь низменной, примитивной, бездушной и банальной. Это стремление к совершенству, следованию нормам морали. Это любовь и доверие к миру, отказ от высокомерия, чванства, потребительского отношения к людям. Это приоритет разума над инстинктами. Это экзистенциональный потенциал социума.

Вместе с тем, надо помнить, что культура - открытая система, она всегда незавершена, меняется вместе с переменами в социально- экономических условиях в силу действия присущих ей тенденций развития и как результат взаимодействия с не культурой. Меняется и культурная ситуация. На информационном поле телевидения стали появляться журналисты консервативных и даже патриотических взглядов, которые ощутили поддержку народа, о чем свидетельствуют убедительные результаты интернет-голосования цикла «Суд времени». На телевидении стали, правда, пока еще робко, вспоминать о рабочих, крестьянах, технической интеллигенции, врачах, преподавателях, а не только об олигархах, звездах эстрады, бандитах и насильниках. Наряду с тупыми американскими боевиками порой можно увидеть «Балладу о солдате» или «А зори здесь тихие», восхищаться фильмами Н.Михалкова или Э.Рязанова. Приходит осознание, что телевидение может приносить и пользу и вред. Многое зависит от тех, кто производит телепродукт. Для здравомыслящих людей, которые устремлены в будущее, очень важно, чтобы телевидение, которое создает информационный образ будущего, имело надежное основание и духовность, несло в себе добро и создавало целостную картину мира. Именно в этих целях правительства многих цивилизованных стран ввели общественные комиссии, нравственные советы в целях защиты морали на телевидении, запрещают насилие, порнографию.

Тривиально утверждение: молодежь - будущее страны. Но она и ее настоящее. Именно в социальном настоящем происходит становление молодого человека как личности, его духовности. Заглавную роль в данном процессе играет образование. В его системе около 6 миллионов работников. Из них преподавателей - 1,3 миллиона. Остальные - чиновники [6, с.13]. Педагогическая деятельность - это не менее важная отрасль, нежели нано-технологии или технологии компьютерные. Да и невозможны они без воспитания и обучения. В России наиболее доступным на сегодня средством массовой информации остается телевидение, поэтому учебнообразовательное телевидение имеет большие перспективы. Начало процессу его формирования уже положено. В 2009 году в московском телевизионном эфире появился канал «Школьник ТВ», его принимают во многих московских школах, преподаватели используют в своих учебных программах. Огорчает, что пока этот канал доступен только москвичам, а ведь практика учебно-образовательных каналов и программ широко применяется во многих европейских странах, в США, в Японии [9].

Молодым надо помочь приобрести духовный и культурный иммунитет от ложной информации, от пренебрежения ко всему отечественному, бурно пульсирующему в эфире. Телевидение играет огромную роль в формировании информационного пространства общества, спектр его влияния колоссален. Поэтому именно сейчас среди приоритетных задач общества в число первых следует включить возрождение образовательного, учебного телевидения и развитие образовательных мультимедийных технологий как телевизионных, так и компьютерных с использованием сети Интернет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винер Н. Кибернетика. - М.: Прогресс, 1968.

2. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. - М: СоцЭкгиз, 1936.

3. Лобозеров. С Фиолетовое поколение // Лит. газета. - 2006. - №14.

4. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы. - М.: Искусство, 1953.

5. Манди В. В школу как в космос //Лит. газета. - 2010. - №22.

6. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. - М: Книжный дом

«МИБРОКОМ», 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дарьялова Д. Каким должно быть телевидение для детей [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.tv-digest.ru (дата обращения 04.11.2010).

8. Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. -М.: Творческое объединение Юнпресс, 1998.

9. Телеканал «Школьник» [Электронный ресурс]: Российский общеобразовательный портал. иКЬ:

http://edu.of.ru/tv/ (дата обращения 02.10.2010).

MORAL ASPECTS OF INFORMATION SPACE ON CONTEMPORARY TV

Zueva T.V., Churakowa A.M

The specific character of influence of visual information on morals of contemporary youth is considered in the article.

Key words: television, moral values, education and educational system, television art, the information space of society, children's broadcasting, patterns of behavior.

Сведения об авторах

Зуева Татьяна Викторовна, окончила МГТУ ГА (2009), ответственный секретарь МУ «Телевизионный центр Рузского муниципального района», соискатель кафедры ГиСПН МГТУ ГА, область научных интересов - связи с общественностью, журналистика, управление информационными процессами.

Чуракова Ангелина Михайловна, окончила МГТУ ГА (2008), аспирантка кафедры ГиСПН МГТУ ГА, область научных интересов - социология управления, технология воздействия визуальной информации на духовные ориентации современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.