Научная статья на тему 'Как не стать заложником массмедиа и обеспечить информационную безопасность детей'

Как не стать заложником массмедиа и обеспечить информационную безопасность детей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
317
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / CHILDREN’S TELEVISION / INFORMATION / INFORMATION SECURITY / MANIPULATIVE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наговицина Татьяна Анатольевна

Рассматривается детское телевидение, его приоритетные направления в разные годы. Анализируются установленные в 2012 г. знаки информационной продукции, способствующие защите прав детей на безопасность от информации. Делается акцент на правильности выбора телевизионного канала и телевизионной передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How Do not Become a Hostage of Mass-Media and Provide Information Security of Children

The article tells about the children’s television and about its priorities in different years. The author tells about signs of information products installed in 2012 contributing to the protection of children’s rights to security of information. The article focuses on the correct choice of TV channels and television program.

Текст научной работы на тему «Как не стать заложником массмедиа и обеспечить информационную безопасность детей»

ской аудитории, студенты испытывают ощущение собственной посвященности, близкого контакта с миром профессионального документального кинематографа, что благотворно сказывается на их дальнейшем творческом росте. Подчеркнем при этом, что фестивальные пресс-релизы существуют в рамках не массовой коммуникации, как традиционные СМИ, а личностно-групповой и межгрупповой медиакоммуникации. О насущной необходимости разведения этих двух понятий для модернизации теоретической базы медиаобразования убедительно пишет исследователь А. Шариков. Обосновывая необходимость смены концепции массовой коммуникации на концепцию медиакоммуникации, рассматривающую как массовые, так и немассовые формы технически опосредованной коммуникации, упомянутый автор доказывает, что «любая массовая коммуникация суть медиакоммуникация, но не всякая медиакоммуникация является массовой - есть довольно обширный круг немассовых видов медиакоммуникации» [10. С. 238].

Как мы убедились, медиакоммуникация. осуществляемая посредством фестивальных пресс-релизов, являясь немассовой по своей сути, позволяет использовать кинофестиваль как ресурсную площадку для эффективного профессионального медиаобразования.

Список литературы

1. Белопольская, В. Мы стали дымом // Экран и сцена. 1992. № 44. С. 22-25.

2. Белякова, Ю. Личная беседа с А. Титовым : рукопись. Екатеринбург. 2011. Апрель.

3. Голоса : учеб. газ. журфака УрГУ. 1991. 12 с.

4. Джулай, Л. Н. Когда страна прикажет быть героем... // Документальное кино эпохи реформаторства : сб. ст. М., 2001. С. 18-42.

5. Джулай, Л. Н. Отечественный кинодоку-ментализм - опыты социального творчества : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1999. 46 с.

6. Кинопроблемы^ос. Российское документальное кино как реальная драма // Искусство кино. 2009. № 4. C. 73-104.

7. Кириллова, Н. Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005. 400 с.

8. Открытый фестиваль документального кино «Россия». Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http: // www.rossia-doc.ru

9. Пави, П. Словарь театра. М., 1991. 504 с.

10. Шариков, А. В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций : материалы междунар. науч. конф. М., 2012. С. 232-246.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 55-58.

Т. А. Наговицина

КАК НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ МАССМЕДИА И ОБЕСПЕЧИТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

Рассматривается детское телевидение, его приоритетные направления в разные годы. Анализируются установленные в 2012 г. знаки информационной продукции, способствующие защите прав детей на безопасность от информации. Делается акцент на правильности выбора телевизионного канала и телевизионной передачи.

Ключевые слова: детское телевидение, информация, информационная безопасность, мани-пулятивное воздействие.

Во второй половине 1970-х - начале диапазон. Справедливо считалось, что совет-1980-х гг. детское телевидение в нашей стра- ское телевидение ставило перед собой цель не достигло своего апогея: возросло не только воспитания подрастающего поколения, обла-число детских передач, но значительно улуч- дающего огромным воспитательным и образо-шилось их качество, расширился жанровый вательным потенциалом.

В конце 1990-х гг. приоритетным направлением на отечественных телеканалах становятся развлекательные программы, и мы наблюдаем упадок детского телевидения. Первое десятилетие нового века также не принесло кардинальных перемен для детского вещания. Более того, ученые все чаще стали говорить о вреде телевидения для детей и подростков. Недостаточное количество программ, адресованных детской аудитории, заставляет многих «переключаться» на взрослые передачи, в которых сцены насилия, жестокости и смерти стали обыденным явлением. Увиденное по телевизору - иллюзорная действительность, а необычные образы дети, как правило, «примеряют» на себя. Отрицательным для детского восприятия стало увеличение трансляции зарубежных боевиков.

Именно в подростковом возрасте увеличивается потребность в динамичных, ярких, выдающихся в каком-либо отношении фильмах. Особую важность приобретают спецэффекты, цветовая гамма, внешность персонажей.

Оказывая высокое манипулятивное воздействие на сознание зрителей, соответствующие данному типу кинофильмы пропагандируют три основные стратегии:

1) стратегию разрешения проблем (среди ценностных ориентаций приоритет отдается ценностям индивидуальной самореализации и социальной успешности);

2) стратегию поиска социальной поддержки (превалирующими ценностными ориентациями, в данном случае, являются общечеловеческие ценности личного счастья и ценности социального взаимодействия);

3) стратегию избегания (ценностные ориентации неустойчивы, часто не сформированы либо вообще отсутствуют) [2].

Телевидение, как одно из основных средств манипулятивного воздействия на сознание подрастающего поколения, отличается многообразием форм распространения, жанровым и сюжетным разнообразием, широкой доступностью. Аудиовизуальное воздействие на сознание должно способствовать формированию ценностных ориентаций детей и подростков, но на сегодняшний день отчетливо виден обратный эффект.

Существующая в обществе деформация нравственных ценностей оказывает негативное влияние на молодежь и, в первую очередь, на несовершеннолетних. Налицо кризис духовнонравственных ориентиров.

Нравственные устои в наше время требуют внимания как со стороны отдельного человека, так и со стороны общественных организаций и социальных институтов. Необходимо формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

Даже мультфильмы импортного производства из-за озлобленности их героев негативно влияют на детскую психику. Нами был проведен социологический опрос 120 школьников 1-2 классов Казани (в возрасте 8-9 лет) с целью узнать, какие мультфильмы они смотрят. При отборе предполагаемых респондентов социальные характеристики опрашиваемых (полная или неполная семья, достаток родителей) не учитывались. Ребята получили анкеты с 10 вопросами, в числе которых был и такой: «Назовите любимые мультфильмы». Как показало анкетирование, они больше предпочитают мультфильмы зарубежного производства, чем отечественного. Лишь 23 % опрошенных среди любимых назвали отечественные мультфильмы «Маша и медведь», «Смешарики» и «Простоквашино».

Благодаря кабельным каналам телевидение сегодня приобрело массовый характер. В огромном потоке предоставляемой информации сложно разобраться даже взрослому человеку, не говоря уже о ребенке. У детей, ориентированных на зарубежные программы и на передачи для более старшего возраста, формируются неправильные представления о ценностных ориентирах и идеалах, о национальном самосознании.

Составляя примерно одну четвертую часть из числа всех телезрителей, дети и подростки, в силу своего возраста, не всегда правильно ориентируются в выборе телепередачи. Между тем негативная информация, получаемая с экрана, оказывает на детей гораздо более сильное отрицательное воздействие, нежели на взрослых. Такие возрастные особенности, как неустойчивость характера, склонность к подражанию и некоторые другие, указывают на особую податливость несовершеннолетних, на их неадекватную реакцию при просмотре тех или иных телепередач, на возможности телеэфира манипулировать сознанием зрителя. Как утверждает В. Г. Романов, распространенность феномена манипуляции сознанием связана с тем, что «человек возникает и существует только во взаимодействии с другими людьми и под их влиянием» [1].

Более того, следует отметить, что манипу-лятивное воздействие телевидения на сознание детей и подростков с каждым годом усиливается. Телевидение оказывает на них скорее деструктивное воздействие. Число передач, направленных на формирование ценностных ориентаций, которые будут необходимыми для становления зрелой личности и дальнейшего развития общества, слишком мало.

По российскому законодательству ребенком признается лицо до достижения им 18 лет (совершеннолетия). В практике телевещания «детско-юношеской» называют аудиторию в возрасте от рождения до окончания средней образовательной школы, то есть до 17 лет.

С 1 сентября 2012 г., после вступления в силу Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в нашей стране введена возрастная классификация информационной продукции. Данное законодательство принято в соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб.

В советский период действовала четкая трехуровневая система возрастных ограничений. Для отечественных или зарубежных фильмов выдавалось разрешительное удостоверение, в котором конкретно прописывалось, для какой аудитории предназначен показ. В первую группу входила вся зрительская аудитория, во вторую - любая зрительская аудитория, кроме специальных детских сеансов,

и, наконец, для третьей группы было сделано ограничение - для лиц старше 16 лет.

Современная система классификации информационной продукции включает в себя информационную продукцию для детей, не

достигших возраста шести лет, достигших возраста шести лет, двенадцати лет, шестнадцати лет (см. табл. 1).

Хотя данное применение классификации и подверглось критике, но не учитывать прогрессивность закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» все же нельзя.

Информация, запрещенная для распространения среди детей, включает в себя:

- побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающую противоправное поведение;

- содержащую нецензурную брань;

- содержащую информацию порнографического характера.

Эффективность воздействия СМИ на конкретную целевую аудиторию зависит, прежде всего, от методов поиска и использования ин-

Знаки информационной продукции

Знак Текстовое предупреждение Описание

— Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

О для детей старше 6 лет Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

0 для детей старше 12 лет Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

© для детей старше 16 лет Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

© запрещено для детей Информация, запрещенная для распространения среди детей

формации. На сегодняшний день задачей родителей и педагогов должно стать умение ориентироваться в информационном телевизионном потоке детско-юношеских передач, владение правилом «как не стать заложником манипуляций массмедиа», знание основ информационной безопасности детей и положительных примеров зарубежного опыта по применению учебно-методических программ по обеспечению информационной безопасности в детских садах и школах.

Подводя итог вышесказанному, ответом на вопрос «Как не стать заложником манипуляций массмедиа?» будет правильный выбор телевизионного канала и самой детской пере-

дачи, анализ СМИ и определение, какое из них в большей степени использует манипулятив-ные технологии в своей деятельности, где отсутствуют насильственные сцены, негативно влияющие на психическое состояние детей.

Список литературы

1. Романов, В. Г. Информационные технологии выборной борьбы. Чита, 2005. 224 с.

2. Скрипкарь, М. В. Воздействие манипуля-тивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи : дис. ... канд. социол. наук. Чита, 2009. 187 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 58-63.

Г. Н. Немец

ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЭССЕИСТИКЕ И. А. БРОДСКОГО: К ВОПРОСУ ОБ ЭТИКЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА

Исследуются основные вопросы методологии художественного творчества в эссеистике И. А. Бродского в контексте идей М. М. Бахтина, анализируются особенности взаимоотношений искусства, действительности, Автора и Читателя. Тема актуальна в связи с развитием современных филологических исследований в области текста и дискурса.

Ключевые слова: эссеистика, словесное творчество, эстетика словесного творчества, этика словесного творчества, фреймы, дискурс.

«Искусство и ответственность» - так называется одна из программных статей М. М. Бахтина, посвященная этическим аспектам словесного творчества. Целесообразно было бы еще при жизни самому Бахтину задаться идеей выпуска книги «Этика словесного творчества», раскрывающей основные и спорные вопросы деонтологии словесности как творческой деятельности. К сожалению, в данном аспекте уже существующие работы великого философа и филолога так и не были изданы.

Проводя методологический анализ работ Бахтина, мы обнаружили ряд концептологических особенностей, дополняющих «бахтинскую методологию». Базовыми концептами научного дискурса Бахтина традиционно принято считать такие, как «диалог», «карнавал», «хронотоп», «автор и герой». Они как таковые

выпадают из поля нашего зрения в данном исследовании, поскольку не требуют детализации.

Искусство и ответственность - это одна из актуальных проблем современной словесности, включающей, безусловно, и публицистику. Среди наиболее значимых работ Бахтина, реализующих концепцию этики словесного творчества, можно выделить особо следующие: «Искусство и ответственность», «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», «К вопросам методологии эстетики словесного творчества» и «Проблемы поэтики Достоевского».

Этика словесного творчества, произрастая у Бахтина из эстетики, опирается во многом на методологические основания последней. Это, прежде всего, отношение к фигуре Автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.