УДК 070
Л.А. Халилова
Северо-Кавказский федералъныйуниверситет, Ставрополь
ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Современное общество предопределило возникновение новых технологий, при помощи которых информация превратилась в основную ценность для человека. На современном этапе социальных преобразований значительно возросла роль средств массовой коммуникации. Под влиянием средств массовой коммуникации в современном обществе происходят значительные перемены, связанные с социальными, культурными, ценностными преобразованиями. В настоящее время средствам массовой коммуникации в становлении мировоззрения человека, его отношения к себе и происходящим в мире событиям принадлежит главенствующая роль. С развитием новых технологий появляются новые источники СМИ, новые способы представления материала, возможности его обсуждения.
Ключевые слова: средства массовой информации, мировоззрение молодежи, молодежь.
Роль средств массовой информации в формировании жизненной позиции молодежи
Что мы называем средствами массовой информации? В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» сказано: средства массовой информации (СМИ), масс-медиа - периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Интернет рассматривается не как особое СМИ со своей уникальной природой, а как разновидность информационной среды, которую может использовать каждый - и в том числе редакции средств массовой информации.
Распространено представление о том, что сознание и поведение людей существенно зависят от информационного поля, создаваемого СМИ. Отдельные исследователи массовых коммуникаций (а вместе с ними и многие политики и журналисты) говорят о грядущей эпохе «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.
И в связи с этим, следует отметить, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом, средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали:
• Позитивные моменты: СМИ держит в курсе всех происходящих событий, средства массовой информации повышает общую культуру, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.
• Негативные моменты: СМИ являются также источниками пошлой информации; в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие; «взрослой» субкультурой вытесняет детскую субкультуру; снижение количества и качества передач для подростков.
Снижение «культурного веса» и нравственного потенциала современной журналистики имеет под собой, помимо экономических и политических оснований, еще и социокультурные: под давлением ценностей потребительского общества и массовой культуры «вся профессиональная деятельность журналиста направлена на то, чтобы любыми способами занять в рейтинге одно из лидирующих мест. Никто из них не задумывается над тем, что в итоге они снижают общую духовную культуру зрителей [9].
Позитивное воздействие средств массовой коммуникации: противодействие стереотипам, повышение осведомлённости, любознательности, речевых навыков, возрастание дружелюбия, кооперации, сдержанности, следование общественным нормам.
Современные молодые люди часто заводят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут дневники-блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными
друзьями. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе. Это вроде бы хорошо, ведь следует идти в ногу со временем.
Но, тем не менее, молодые люди могут войти в нежелательные компании, такие как радикальные политические группы, сатанинские культы. Опасно вовлечение в азартные игры. Простые игрушки наносят непоправимый вред, занимают большую часть времени, отвлекая от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Специфика интернет-сообществ по сравнению с реальными социальными сообществами состоит в их парадоксальной открытости: с одной стороны, легкость входа и выхода снимает необходимость поддерживать общие нормы, принципы солидарности, доверия, взаимной терпимости, которые необходимы в реальных сообществах. Следовательно, молодежь не развивает навыки самоконтроля в социальных взаимодействиях и ответственность за нарушение принципов совместной деятельности. С другой стороны, поскольку поисковые системы во Всемирной Сети устроены по принципу фильтра, помогающего сразу найти то, что интересует пользователя, и максимально исключить лишнее, Интернет способствует замыканию в кругу единомышленников, «своих», которые жестко противопоставляются всем, думающим иначе.
Противоречивость положения СМИ в современном обществе определяется тем, что в качестве инструмента влияния и пропаганды средства массовой информации привлекают к себе группы, с различными, зачастую противоречащими друг другу интересами. СМИ тиражируют образцы и модели поведения людей, которые в дальнейшем в сознании человека начинают выступать ориентиром для их жизни и деятельности.
Существуют следующие виды средств массовой информации:
1. Печатные издания. Относятся газеты, журналы, буклеты, справочники, брошюры и т. д, которые имеют постоянное название, издаются 1 раз в год и чаще, а также имеют другие признаки средства массовой информации.
2. Сайты. Современное законодательство не обязывает регистрировать сайты как СМИ. Однако это позволительно. Коллективы, зарегистрировавшие свои сайты как СМИ, приобретают те же права, что и коллективы других СМИ.
3. Телепрограмма и телеканал. Этот вид средства массовой информации наиболее затратный и в то же время наиболее высокоэффективный, если правильно организовать вещание. Существуют несколько способов организации вещания: кабельное вещание, эфирное вещание, организация вещания в сети и др.
4. Радиопрограмма и радиоканал. При правильной организации вещания и в умелых руках по эффективности и прибыльности может сравняться с некоторыми телепрограммами, хотя как конкурент не рассматривается. Сейчас многие телевизионщики предпочитают вдобавок иметь и сопутствующую радиостанцию.
5. Видеопрограмма. Под данным средством массовой информации понимается любой видеоматериал, транслируемый периодически на каких-либо технических средствах.
6. Кинохроникальная программа. Данный вид СМИ наименее популярен ввиду своей специфичности.
7. Информационное агентство. Функция информационных агентств ориентирована на сбор информации (новостей), и передача этой информации для распространения редакциям СМИ, описанным выше. Информационные агентства, зарегистрированные как СМИ в установленном порядке приобретают все соответствующие права [Цит. по: 6].
Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности под влиянием идеологии и пропаганды, распространяемыми СМИ. Не зря в народе говорят, что СМИ - это «четвертая власть». Кроме пропаганды и других мер воздействия на молодежь, в частности, и общество в целом, СМИ оказывает влияние на сознание молодежи показом фильмов со сценами насилия.
Просмотр зрителем сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира, эмоциональное проявление - просмотр сцен насилия вызывает немедленную или долгосрочную эмоциональную реакцию, поведенческое проявление - просмотр сцен насилия влияет на поведение молодежи.
Сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становятся агрессивной, несдержанной, проявляя девиантные формы поведения. Следует от-
метить, что не только боевики и фильмы ужасов пагубно воздействуют на сознание молодежи, но и информационные передачи могут оказывать негативное воздействие.
В качестве подтверждения можно привести опрос 1565 лондонских мальчиков английский исследователем Уильямом Бельсоном. В ходе которого, он установил, что те мальчики, которые смотрели фильмы со сценами насилия в большом количестве, в последующие месяцы совершили на 50 % больше правонарушений, по сравнению с теми, кто смотрел эти фильмы в умеренном количестве.
Для миллионов людей телеэкран и компьютер стали основными источниками информации и познания окружающего мира. Это связано с тем, что, являясь частью системы социальных отношений, телевидение и Интернет выполняют такие же функции, что и другие средства массовой информации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т. д. Вместе с тем телевидение и Интернет обладают недоступными другим СМИ качествами. Прежде всего, оперативность, возможность информировать людей с места событий, виртуальное межличностное общение и взаимодействие [1.С. 77].
СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т. д. [8].
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм. И в этом есть свои «плюсы».
Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.
Всё это возможно потому, что печатные издания легко иметь при себе и обращаться к извлечению информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, такси, автобусе, самолете и т. д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием, которое устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях ит.п.
Характерной особенностью радиовещания является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Мы слышим речь. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
Слушатель радио имеет возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, не делит своего внимания между звуком, и тем, что его сопровождает.
Отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности мысленного образа. Радиотеатр, чтение художественных произведений и передача литературно-музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения.
Телевидение «родилось» на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т. д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст. Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой передачи, в значительно большем «эффекте присутствия», поскольку информация заключена в единстве звукового - и видеоряда. В необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.
В фильмах различной направленности популяризировать и прославлять такие качества, как честь, мужество, героизм, самоотверженность граждан своей страны. Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности также и для детского обучения, творчества и развития культур речи. Интернет все чаще и чаще становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для всех людей, нуждающихся в получении информации. Интернет-аудитория растет, повышается уровень осведомления в тех или иных событиях, что, конечно же, отразилось на обществе. Сетьизменила структуру современного общества. Объединив каждого с каждым, она сделала мир теснее, уничтожив географические барьеры. Интернет имеет такие уникальные характеристики:
• глобальность - предоставляет немедленный доступ к информации со всего мира;
• отсутствие контроля, который существует в других электронных СМИ, несвязанность географическим расположением дает возможность обнародовать информацию вне контроля правительств, монополий;
• имеет низкие барьеры к доступу, низкую стоимость создания и распространения информа-
• неограниченную возможность держать информацию;
• позволяет общение одного человека с другим, одного человека со многими людьми, а также множества людей с одним человеком;
• не связанность ни с одной инфраструктурой, кроме телефонной системы.
• имеет чаще всего низкий уровень развития речи.
В социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим молодым людям труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно.
Новым направлением в интернет-журналистике является блог-журналистика, где каждый журналист, да и просто человек может вести страничку, на которой освещает происходящие события, трактует их. С началом 21 века интернет стал способствовать формированию общества, в котором статус человека определяется его положением в сети [7].
За многие годы она отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые, действительно, эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом.
Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран используется несколько приемов:
• создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание;
• новизна и необычность также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
• показ, крупным планом, лица человека, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением.
Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте. Например, часы перед программой «Время».
Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны.
А теперь, рассмотрим негативное влияние интернета. Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. Интернет в российском массовом сознании предстает, прежде всего, гигантским хранилищем информации.
С развитием технологий систем виртуальной реальности, растет и число людей, увлекающихся этим явлением. Общение с виртуальной реальностью для большинства людей распространено на сегодняшний день на уровне виртуальных компьютерных игр. Виртуальная реальность сильнее любой видеоигры, и впасть в зависимость от нее очень легко. Создание виртуальных личностей носит возрастной характер и связана с самоопределением. В молодом возрасте всё чаще происходят кризисы неопределенности, когда собственное «Я» представляется подростку размытым.
Человек, находясь под таким влиянием, больше подвержен психологическому воздействию. Влияние СМИ на молодежь велико, как в положительном, так и отрицательном аспектах. СМИ определяют жизненный ориентир молодого человека, его поступки, вкусы и интересы, мироощущение и цели в жизни. Функции журналистики и функции СМИ иногда отождествляют.
У современных СМИ появились новые характеристики - мультимедийное^, онлайновость, многоканальность. Это дает возможность непрерывно обновлять информацию, передавать ее в режиме реального времени. Конвергенция на интернет-платформе предоставляет пользователю максимальную свободу выбора информации, профилирования содержания «под себя», а также увеличивает возможности для высказывания своего мнения и участия в создании контента СМИ.
Интернет, телевидение, радио и печать как виды СМИ имеют различную степень манипу-лятивных возможностей. Например, радио отличается широким спектром распространения, доступностью и непрерывностью передачи информации. Печатные СМИ имеют ограничения манипулятивных возможностей, по причине отсутствия аудиовизуального ряда, но имеют ряд преимуществ, а именно - возможность фиксации, анализа и сохранения информации. Интернет в этом ряду является наиболее прогрессивным орудием манипулирования, где основным сегментом потребителей является молодежь.
Таким образом, средствам массовой информации в становлении мировоззрения человека, его отношения к себе и происходящим в мире событиям принадлежит главенствующая роль. С развитием новых технологий появляются новые источники СМИ, новые способы представления материала, возможности его обсуждения. Большую опасность несут в себе СМИ для подрастающего поколения, так как свободный и бесконтрольный доступ к информации сомнительного содержания может дезориентировать формирующуюся личность, сформировать неверные представления о жизни и обществе.
Список литературы
1. Зейтунян, М. А. Проблема социализации молодежи в информационном обществе: теоретическое осмысление [Текст] / М. А. Зейтунян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - № 10. - 2010. - С. 31-37.
2. Платонова, А. В. Проблемы формирования инновационного мировоззрения молодежи в современном социокультурном пространстве [Текст] / А. В. Платонова // Современные проблемы науки и образования. - № 2-2. - 2015. - С. 56-64.
3. Пургин, Ю. П. Роль образовательных медийных программ в формировании мировоззрения молодежи [Текст] / Ю. П. Пургин // Известия Алтайского государственного университета. -№2.1-2011.-С. 153-158.
4. Викторова, А. С. Социальные сети и молодежь [Текст] / А. С. Викторова, И. А. Свертков // Территория науки. -№3,- 2010. - С. 5-9.
5. Эррера, Л. М. Феномен молодежной субкультуры и ее маргинальность [Текст] / Л. М. Эр-рера // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - №1.-2011. -С. 422-431.
6. Шамсутдинова, А.З. О некоторых аспектах кризиса духовности современной молодежи и механизмах ее экологии [Текст] / А. 3. Шамсутдинова // Вестник Челябинского государственного университета. - № 18 (272). - 2012. - С. 147-150.
7. Кушхова, К. А. Ценностные ориентации современной молодежи: особенности и тенденции [Текст] / К. А. Кушхова, Ф. 3. Шогенова // Современные проблемы науки и образования. - №1-1. - 2015. - С. 45-53.
THE VALUE OF MODERN MEANS OF MASS COMMUNICATION IN THE FORMATION OF IDEOLOGICAL VIEWS OF TODAY'S YOUTH
KhalilovaL. A., North-CaucasusFederal University, Stavropol, [email protected]
Modern society has determined the emergence of new technologies, in which information has become a primary valuefor humans. At the present stage of social reforms significantly increased the role of mass communication. Under the influence of mass communication in modern society is undergoing significant changes connected with social, cultural and 'value transformations. Currently, the mass media information of Outlook of the person, his attitude and world events that play the main role.With the development of new technologies, new media sources, new ways of presenting material, the ability of the discussion.
Keywords: mass media, world youth, youth.
References
1. Zeytunyan, M. A. (2010) Problema sotsializatsii molodezhi v informatsionnom obschestve: teoreticheskoe osmyislenie [=The problem of socialization of young people in the information society: theoretical comprehension], in: Vestnik Adyigeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya [=Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, culturology], No. 10, pp. 31-37. (In Russ.).
2. Platonova, A. V. (2015) Problemyi formirovaniya innovatsionnogo mirovozzreniya molodezhi v sovremennom sotsiokulturnom prostranstve [=Problems of Forming the Innovative Worldview of Youth in the Modern Socio-Cultural Space], in: Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya [=Modern Problems of Science and Education], No. 2-2, pp. 56-64. (In Russ.).
3. Purgin, Yu. P. (2011) Rol obrazovatelnyih mediynyih programm v formirovanii mirovozzreniya molodezhi [=The Role of Educational Media Programs in Forming the Worldview ofYouth], in: Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta [=News of Altai State University], No. 2.1, pp. 153-158. (In Russ).
4. Viktorova, A. S. and Svertkov, I. A. (2010) Sotsialnyie seti i molodezh [=Social networks and youth], in: Territoriya nauki [=Science territory], No. 3, pp. 5-9. (In Russ.).
5. Errera, L. M. (2011) Fenomen molodezhnoy subkulturyi i ее marginalnost [=The phenomenon of youth subculture and its marginality], in: Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyie nauki [=News of Tula State University. Humanitarian sciences], No. 1, pp. 422-431. (In Russ.).
6. Shamsutdinova, A. Z. (2012) O nekotoryih aspektah krizisa duhovnosti sovremennoy molodezhi i mehanizmah ее ekologii [=On Some Aspects of the Spiritual Crisis of Modern Youth and the Mechanisms of Its Ecology], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], No.18 (272), pp. 147-150. (In Russ.).
7. Kushhova, K. A. and Shogenova, F. Z. (2015) Tsennostnyie orientatsii sovremennoy molodezhi: osobennosti i tendentsii [=Value orientations of modern youth: features and trends], in: Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya [=Modern problems of science and education], No. 1-1, pp. 45-53. (In Russ).
Халилова Лейли Абдулсалиховна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью гуманитарного института, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь.