Научная статья на тему '«Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе'

«Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4941
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КЛИП / "КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ" / МОЛОДЕЖЬ / MEDIA SOCIETY / CLIP / CLIPPING CONSCIOUSNESS / THE YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Митягина Екатерина Владимировна, Долгополова Наталья Сергеевна

Дается анализ причин распространения и поиска форм проявления нового вида сознания молодежи, свойственного информационному обществу, которое можно назвать «клиповым сознанием». «Клиповость» сознания молодежи проявляется в способности кратко и красочно воспринимать мир посредством яркого эмоционального образа, воплощенного в форме видеоклипа, теленовости и другом аналогичном виде. С одной стороны, с его помощью все образы воспринимаются чрезвычайно быстро, что позволяет мгновенно обрабатывать потоки информации. С другой стороны, «клиповость» приводит к тому, что человек утрачивает легкость ассоциаций, живость воображения и эмоциональную тонкость восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIPPING YOUTH CONSCIOUSNESS IN MODERN MEDIA SOCIETY

The article is devoted to the analyses of the reasons and searching for the new youth consciousness forms, which are typical for the media society. It maybe called clipping consciousness. Clipping of the youth consciousness is conveyed in the opportunity to view the world around briefly and graphically using bright and emotional image in the form of the videoclip, news or any other type. From one side, it helps perceive images very quickly. It gives an opportunity to work out the information fast. From the other side, the results of clipping maybe losing of the way to find associations easily, imagination vividness and emotional subtlety of perception.

Текст научной работы на тему ««Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009), № 3 (15), с. 53-59 53

УДК 316.346.32-053.6

«КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ» МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2009 г. Е.В. Митягина, Н.С. Долгополова

Вятский государственный гуманитарный университет

[email protected]

Поступила в редакцию 18.06.2009

Дается анализ причин распространения и поиска форм проявления нового вида сознания молодежи, свойственного информационному обществу, которое можно назвать «клиповым сознанием». «Клиповость» сознания молодежи проявляется в способности кратко и красочно воспринимать мир посредством яркого эмоционального образа, воплощенного в форме видеоклипа, теленовости и другом аналогичном виде. С одной стороны, с его помощью все образы воспринимаются чрезвычайно быстро, что позволяет мгновенно обрабатывать потоки информации. С другой стороны, «клиповость» приводит к тому, что человек утрачивает легкость ассоциаций, живость воображения и эмоциональную тонкость восприятия.

Ключевые слува: информационное общество, клип, «клиповое сознание», молодежь.

Введение

Информационное общество, всё более раскрывая свои возможности, вносит существенные изменения во взаимоотношения человека и средств массовых коммуникаций, основной функцией которых является перенос в массовое сознание определенных фрагментов явлений, фактов и точек зрения. «Создавая «вторую реальность», - пишет Н.Б. Кириллова, - средства массовых коммуникаций моделируют наше отношение к миру, предлагают такие эмоциональные и поведенческие образцы, которые в той или иной мере управляют человеком. И таким образом оказывают огромное влияние на формирование «клиповой» формы мышления как в среде молодежи, так и в среде более старшего поколения» [1, с. 120].

Классической дефиниции «клипового сознания» еще не дано. Все попытки его определения, как, впрочем, и описания, носят незаконченный, фрагментарный характер, хотя проблема «клиповости» волнует все большее количество исследователей. Термин «клиповое сознание», как правило, используется для обозначения особенностей мышления современной молодежи, выросшей в обществе высоких технологий, которое отличается высокой скоростью восприятия образов, лишено акцентуации на деталях; для него характерны визуальность, имманентность, эмоциональность, ассоциативность [2].

Клсп в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, «нарезка». Нам бы хотелось сформулировать рабочее определение понятия «клиповое сознание». «Клиповое соз-

нание» — это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

Как и любое явление, «клиповость» сознания имеет для общества как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, с его помощью все образы воспринимаются чрезвычайно быстро, что позволяет мгновенно обрабатывать потоки информации, которой переполнено современное общество. С другой стороны, «клиповость» позволяет видеть только то, что на поверхности, не проникая в глубину процесса или явления. Человек не успевает перерабатывать поступающую информацию целиком. Это приводит к тому, что он утрачивает легкость ассоциаций, живость воображения, эмоциональную тонкость восприятия и подвижность мысли. Мышление обедняется, становится менее способным к творчеству.

Экспериментальная часть

В 2009 г. на базе Научной социологической лаборатории Вятского государственного гуманитарного университета было проведено исследование, основной целью которого было изучение феномена «клиповое сознание» современной молодежи, поиск его сущности, форм проявления и причин возникновения. В ходе исследования методом раздаточного анкетирования было опрошено 400 респондентов, из которых 47,8% составляют молодые люди и 52,3% девушки в возрасте от 15 до 30 лет (15-18 лет - 33,8%, 19-24 года -32,5% и 25-30 лет - 33,8%). С учетом численности генеральной совокупности ошибка вы-

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Какие СМИ оказывают наибольшее влияние на формирование Вашей личности?»

Варианты ответа Частота %

Телевидение Очень низкое 28 7,0%

Низкое 48 12,0%

Среднее 89 22,3%

Выше среднего 138 34,5%

Высокое 97 24,30%

Итого 400 100%

Интернет Очень низкое 50 12,5%

Низкое 69 17,3%

Среднее 106 26,5%

Выше среднего 105 26,3%

Высокое 70 17,5%

Итого 400 100%

Радио Очень низкое 141 35,3%

Низкое 124 31,0%

Среднее 87 21,8%

Выше среднего 44 11,0%

Высокое 4 1,0%

Итого 400 100%

Печатные издания Очень низкое 80 20,0%

Низкое 128 32,0%

Среднее 95 23,8%

Выше среднего 66 16,5%

Высокое 31 7,8%

Итого 400 100%

борки составила ±5% с доверительным интервалом в 95%.

Согласно гипотезе данного исследования, в качестве основных причин и форм проявления клипового сознания можно выделить следующие: влияние средств массовой информации и молодежные предпочтения в выборе источника информации; использование мобильных телефонов; влияние образовательной среды и выбор того или иного источника проверки знаний.

Результаты и их обсуждение

Поиск форм проявления «клипового сознания» следует начинать с анализа влияния средств массовой информации на молодежь. Как показало анкетирование, наибольшее влияние на молодежь сегодня оказывают телевидение и Интернет. Печатные СМИ и радио занимают гораздо более скромные позиции в списке предпочитаемых массмедиа. Совокупный про-

цент тех, кто считает, что телевидение оказывает «большое» или «выше среднего» влияние на формирование их личности в среде молодежи составляет 58,8%, у интернета - 43,8%, печатных СМИ - 24,3% и радио - лишь 12% (табл. 1).

Телевидение - один из основных источников информации, дающий определенные модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Сегодня это элемент повседневной жизни значительной части людей, наряду с другими их делами и обязанностями, требующими определенных затрат времени: учебой, работой, сном, отдыхом и т.д. [3]. Современное телевидение строится по принципу фрагментарности. Оно незаметно вовлекает в восприятие все органы чувств: картинка «достраивается» с помощью слышимых звуков, особенности зрения соединяют светящиеся точки в целостные объекты, а воображение завершает процесс создания якобы

«Клспувуе сузиаисе» илулудежс в современном сифурмацсуииум обществе

55

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Какие телевизионные программы и передачи Вы предпочитаете смотреть?»

Варианты ответа %

Музыкальные шоу, клипы 21,14

Художественные фильмы 16,63

Сериалы 12,52

Развлекательные программы 11,35

Молодежные телешоу 8,41

Научно-популярные передачи 7,63

Спортивные передачи 6,65

Информационно-аналитические передачи 5,48

Телевизор смотрю очень редко 5,48

Политические и экономические программы 2,54

Искусствоведческие передачи 1,57

Религиозные программы 0,59

Итого 100

целостного впечатления реальности происходящего.

Большинство респондентов нашего исследования заявляют, что смотрят телевизор либо «постоянно, как только появляется свободное время» (18,7%), либо «1-2 раза в день» (48,5%). Смотрят телевизор «очень редко, несколько раз в месяц» примерно 10,2% респондентов. Считают, что не смотрят телевизор лишь 4,8% молодежи. Интересной является зависимость регулярности просмотра телевизионных передач от пола респондента: девушки смотрят телевизионные программы постоянно, как только появляется свободное время (65,3%), поэтому они являются гораздо более зависимыми от этого источника информации, чем юноши (34,7%).

Интересны варианты выбора программ, предложенные респондентами. На вопрос, «Как Вы предпочитаете выбирать телевизионные программы и передачи?», большинство респондентов заявили, что «переключают каналы, пока не находят понравившуюся им передачу» (53,3%), либо «смотрят сразу несколько каналов, переключая их во время рекламы» (13,5%). В это время перед глазами мелькают отрывки фильмов, передач, рекламы, клипов и др. Тем самым человек привыкает к постоянной смене кадров и не может воспроизвести цельную картинку. О том, что «смотрят перед просмотром программу телепередач», заявляют около 12% респондентов.

Основной формой организации телевизионного пространства, как показало наше исследование, а также и ряд других исследований, является клсп. Из него состоит всё - начиная с фильмов и заканчивая рекламой и видеоклипами. Но так как последние занимают лидирующее положение в телевизионном эфире, соот-

ветственно они оказывают доминирующее воздействие на телезрителя. Подтверждением «клиповости» сознания современной молодежи является ее телевизионные предпочтения. В тройку лидеров входят музыкальные шоу и видеоклипы (21,14%), художественные фильмы (16,63%) и сериалы (12,52%). Последние места в списке занимают политические и экономические программы (2,54%), искусствоведческие (1,57%) и религиозные (0,59%) передачи (табл. 2).

Респонденты в возрасте 25-30 лет в сравнении с молодежью 15-18 лет больше уделяют внимания просмотру информационно-аналитических (39,3%), политических и экономических программ (38,5%), художественных фильмов (38,2%). Сериалам больше внимания уделяют девушки (57,0%), хотя у молодых людей процент тоже достаточно высок - 43,0%.

Своим расцветом музыкальный всдеуклсп обязан качественно возросшему уровню видеотехнологий, иным концепциям телевещания и огромным финансовым возможностям. Первые клипы появились в конце 70-х гг. ХХ века, а круглосуточный музыкальный канал начал работу уже в августе 1981 г. Строение музыкального видеоклипа подчинено определённой структуре. Во-первых, видеоряд в клипе существует только в неразрывном единстве со звучащей песней. Во-вторых, важное место в создании музыкального видеоклипа играет универсальный механизм перевода песенных содержаний в визуальный ряд. Содержание песни как бы суммируется, сжимается в один комплекс значений [4].

Второе место в списке музыкальных предпочтений современной молодежи занимают художественные фильмы. Маршалл Маклюэн

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Какие особенности художественных фильмов для Вас являются наиболее привлекательными?» (в зависимости от возраста респондента)

Варианты ответа 15-18 лет 19-24 года 25-30 лет Итого

Продуманная сюжетная линия 30,8% 33,2% 36,0% 100%

Присутствие известных актеров 29,8% 33,3% 36,8% 100%

Наличие спецэффектов 43,8% 31,3% 25,0% 100%

Эмоциональная насыщенность и красочность 35,3% 28,5% 36,2% 100%

Музыкальное оформление 29,8% 34,1% 36,1% 100%

Динамичность, быстрая смена кадров 41,3% 30,6% 28,1% 100%

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Пользуетесь ли Вы Интернетом?» (общий процент и в зависимости от возраста)

Варианты ответа Общий % Ваш возраст Итого

15-18 лет 19-24 года 25-30 лет

Пользуюсь постоянно, все свободное время 40,5% 38,3% 34,6% 27,2% 100%

Пользуюсь 1-2 раза в день 24,5% 35,7% 33,7% 30,6% 100%

Пользуюсь 1-2 раза в неделю 14,5% 31,0% 25,9% 43,1% 100%

Пользуюсь очень редко, несколько раз в месяц 15,0% 26,7% 30,0% 43,3% 100%

Не пользуюсь Интернетом 5,5% 18,2% 36,4% 45,5% 100%

Итого 100%

относит кино к «горячим» средствам масс-медиа, то есть к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицировать себя с героями фильма [5].

К середине 1990-х гг. кинематограф стал испытывать огромное влияние «клиповой» эстетики. Чаще, активнее и разнообразнее стало применяться движение камеры, более свободным стало использование оптики, больше внимания стало уделяться цветовому решению фильма. Самыми заметными оказались изменения в области монтажа. Происходит заметное сокращение кадра. Часто встречаются такие фильмы, где его величина составляет две-три секунды [6]. Перечисленные особенности построения современных кинофильмов выработали новый тип зрителя, который обладает особым типом зрительного восприятия. Молодежь, увлекающаяся просмотром фильмов, легко улавливает постоянную смену кадров, выстраивает логические цепочки происходящих событий. Но быстрый монтаж держит их мышление в постоянном напряжении и концентрации внимания, потому что необходимо успеть увидеть все составляющие мозаики [7].

Достаточно вспомнить лишь некоторые столь полюбившиеся современному зрителю фильмы: «9 рота», «Стиляги», «Меченосец» и др. И даже экранизации классических произве-

дений русской литературы («Тарас Бульба», «Обитаемый остров» и др.), как правило, представляют собой бесконечный набор быстросме-няющих друг друга сцен, к сожалению, часто в ущерб смысловому содержанию. Что касается жанров телефильмов, то, как показало наше исследование, первое место занимают комедии (77,0%), также можно отметить высокий процент фильмов-ужасов, триллеров (32,5%) и мелодрам (29,8%). Меньше всего молодежи нравится эротика (5,0%), киноклассика (6,0%) и научно-популярные передачи (8,5%).

Наблюдается статистически значимая зависимость между наиболее привлекательными особенностями художественного фильма и возрастом зрителя. К 25-30 годам возрастает внимание к продуманной сюжетной линии, участию в фильме известных актеров, музыкальному оформлению. Младшую молодежь (15-18 лет), и это еще одно доказательство усиливающейся тенденции «клиповости» мышления, в большей степени привлекает наличие спецэффектов, динамичность и быстрая смена кадров (табл. 3).

Еще одним универсальным источником информации как для молодежи, так и для людей более старшего поколения сегодня является Интернет. Современная молодежь проводит большую часть своего времени в Интернете. И это даёт нам основания говорить о ее полной ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тернет-зависимости, подобной алкогольной, наркотической и другим видам зависимости. Этот термин впервые предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета [8]. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Человек настолько предпочитает жизнь в Интернете, что фактически начинает отказываться от своей реальной жизни, проводя время в виртуальной реальности.

О том, что пользуются Интернетом «постоянно, все свободное время», заявили около 40,5% молодежи, принявшей участие в нашем исследовании (табл. 4). Причем вариант ответа «пользуюсь интернетом 1-2 раза в день», по мнению молодежи, не соотносится с вариантом «пользуюсь постоянно», так как те, кто пользуются Интернетом постоянно, делают это чаще, нежели 12 раза в день. Как признаются респонденты данного исследования, основными симптомами их интернет-зависимости являются: постоянное желание проверить свой e-mail, постоянное ожидание следующего выхода в Интернет, а также жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете и тратит много денег на него. Наблюдается статистически значимая взаимозависимость между возрастом респондента и пользованием Интернетом. Чем младше человек, тем большая зависимость у него от этого средства коммуникации.

Основными мотивами пользования Интернетом, по мнению О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина и А.Е. Войскунского [9], являются следующие:

1. Деловой мотив - поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и так далее.

2. Познавательный мотив - связан с получением новых знаний; может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя.

3. Мотив общения - характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обретением нового круга друзей и единомышленников.

4. Мотив самоутверждения - в основе этого мотива лежат глубинные психологические явления: самооценка личности и уровень притязаний. Человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность и ценность.

5. Мотив самореализации и развития личности - значительная часть пользователей осозна-

ет влияние работы в Интернете на собственную личность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности, осознания стремления к реализации и развитию собственных возможностей.

Исследования показывают уменьшение веса мотивов делового и профессионального характера. Напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, мотивы личного общения приобретают все большую представленность - это недостаточность общения в реальной жизни; анонимность, которая позволяет человеку проявлять большую свободу высказываний и поступков; стремление к нетипичному поведению; возможность проигрывания ролей и переживания эмоций, не реализуемых в реальной жизни. Таким образом, благодаря общению в Интернете люди компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности.

Ещё одна характерная черта современного информационного общества - это использование мобильных телефонов. Учебные заведения накладывают ограничения на общение по мобильному телефону во время занятий. Результатом становится широкое использование текстовых и мультимедийных сообщений, в частности SMS, MMS и ICQ. В рамках данной статьи нам бы хотелось остановиться на наиболее распространенном сегодня способе коммуникации - ICQ. Молодежь, не представляющую свою жизнь без подобных серверов мобильной связи, называют «клиперами». Исследование показало, что 33,5% от числа опрошенных не только имеют данную программу на телефоне, но и общаются в on-line режиме постоянно (табл. 5). Интересной является корреляционная связь между полом и использованием данной программы: девушки (56,7%) чаще выходят в ICQ с мобильного телефона, чем молодые люди (43,3%). Молодые люди предпочитают выходить в ICQ с компьютера в свободное время (64,8%), этот показатель заметно ниже у девушек (35,2%).

Передача подобных сообщений не требует никаких эмоциональных затрат. Многие быстро привыкают к такой бесконтактной форме общения и затем все меньше желают общаться вживую в реальном времени. Опасность состоит в том, что человек не осознает своей зависимости от якобы безобидной переписки и тем самым уходит в нее еще глубже. Без мобильного телефона человек не может нормально общаться: ему дискомфортно, он быстро уходит в себя, перестает общаться и замыкается.

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы предпочитаете оценивать свои знания?»

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Используете ли Вы специальную программу для on-line общения ICQ?»

Варианты ответа Частота %

Да, постоянно выхожу в ICQ с мобильного телефона 134 33,5%

Выхожу в ICQ с компьютера в свободное время 118 29,5%

Пользуюсь ICQ 2-3 раза в неделю по мере необходимости 54 13,5%

Нет, не пользуюсь ICQ, т.к. нет такой возможности 50 12,5%

Нет, не пользуюсь ICQ, мне не нравятся такого рода программы 36 9,0%

Никогда не слышал о программе ICQ 8 2,0%

Итого 400 100%

Варианты ответа Частота %

Тесты 250 62,50%

Устный ответ 84 21,00%

Комбинированный ответ 58 14,50%

Эссе 6 1,50%

Другое 2 0,50%

Итого 400 100%

«Клиповое сознание» постепенно проникает во все сферы жизнедеятельности человека. И в первую очередь в деятельность такого социального института, как образование. В исследовании мы не ставили своей задачей изучение форм проявления клипового сознания в сфере образования, однако даже несколько вопросов, заданных респондентам, позволяют сделать выводы о необходимости изучения феномена «клиповости» в этой среде. На вопрос, «Как Вы предпочитаете оценивать свои знания?», подавляющее число представителей молодого поколения (62,5%) отвечают: в виде тестов (табл. 6). Опять-таки более склонны к оценке их знаний при помощи тестов девушки, нежели юноши.

Тест (в пер. с англ. «испытание, исследование») - это стандартизированное задание, применяемое с целью определения умственных способностей человека [10, с. 362]. Как правило, под тестом понимаются такие задания, которые представляют собой набор вариантов, из которых необходимо выбрать необходимое количество нужных ответов на вопрос. Применение тестов в образовании снижает критические, аналитические возможности студентов, опять-таки заставляя улавливать лишь фрагменты того или иного явления, без выяснения его причин, закономерностей, без построения логических схем.

Всего лишь шесть человек предпочли бы, чтобы их знания были оценены при помощи эссе, в то время как именно эссе позволяет в большей степени развивать аналитические спо-

собности каждой личности. Задачами современного образования являются развитие у студентов творческого отношения к изучаемым предметам, умение критически воспринимать подаваемый материал и обосновывать собственную позицию. Это не означает, что каждый студент должен приобрести оригинальную, непохожую на другие точку зрения. Главное, чтобы та позиция, которую студент занимает, была обоснована и осознана, а не заучена. Важны не знания как таковые, а понимание и умение их применять. Выполнить эту задачу при помощи применения в обучении главным образом тестов, как минимум, достаточно утопично.

Заключение

Сознание - это высшая форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Оно формирует внутреннюю модель внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание предполагает наличие внутренней целостности и определенной умственной структуры - интеллектуальной схемы, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о себе. Добавление к данному понятию термина «клиповое» несет в себе его деструктуриза-цию. Клип - это часть целого, небольшой объект, ограниченный рамками.

Ведущую роль в формировании «клипового сознания» выполняют, во-первых, средства

массовой информации - телевидение и Интернет, которые широко применяют приемы «клиповой» эстетики, формируя человека, обладающего новым визуальным восприятием. Во-вторых, засилье мобильной связи. Так как носителем «клипового сознания» в первую очередь является молодежь, оно молниеносно проникает во все сферы жизнедеятельности человека.

Спссок литературы

1. Кириллова Н.Б. Масс-среда российской модернизации. М.: Академический Проект, 2005.

2. Пипенко М. Феномен молодежных виртуальных фановских практик // Журн. социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX, № 1 (34). С. 139-141.

3. Климов И.А. Телевидение: модальности существования // Социологические исследования. 2005. № 10.

4. Фишер А. Массовая культура и её социальные корни // Общественные науки и современность. 1998. № 6.

5. Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Радио, 1987. Вып. 7.

6. Никитина И.В. Маска массовой культуры // Человек. 2004. № 6.

7. Киященко Н.И. Массовая культура и массовое искусство как глобальные проблемы XXI века // Философия и общество. 2003. № 4.

8. Goldberg I. Internet addiction // New Yorker Magazine. 1997. January 13.

9. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскун-ский А.Е. Мотивация пользователей Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Терра-Можайск, 2000. С. 55-76.

10. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981-1984. Т. 4 (С-Я). С. 362.

11. Интернет-журнал вопросов и ответов «Шко-лаЖизни.ру» [Электронный ресурс] / Гл. ред. М. Власова. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru, свободный. - Загл. с экрана.

CLIPPING YOUTH CONSCIOUSNESS IN MODERN MEDIA SOCIETY E. V. Mityagina, N.S. Dolgopolova

The article is devoted to the analyses of the reasons and searching for the new youth consciousness forms, which are typical for the media society. It maybe called clipping consciousness. Clipping of the youth consciousness is conveyed in the opportunity to view the world around briefly and graphically using bright and emotional image in the form of the videoclip, news or any other type. From one side, it helps perceive images very quickly. It gives an opportunity to work out the information fast. From the other side, the results of clipping maybe losing of the way to find associations easily, imagination vividness and emotional subtlety of perception.

Keywords: media society, clip, clipping consciousness, the youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.