Научная статья на тему 'ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО БЕЛЫЙ В "КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ" В. ШАЛАМОВА'

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО БЕЛЫЙ В "КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ" В. ШАЛАМОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНЫЙ ЦВЕТ / ЦВЕТОЛЕКСЕМА / ПРОЗАИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / АХРОМАТИЧЕСКИЙ ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ / ЦВЕТОВАЯ ЛЕКСИКА / ПРОИЗВОДНАЯ ЛЕКСЕМА / AMBIVALENT COLOUR / COLOUR NAMING LEXEME / PROSAIC CONTEXT / ACHROMATIC LOCAL COLOUR / COLOUR VOCABULARY / DERIVATE LEXEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макевнина Ирина Анатольевна, Черницына Татьяна Владимировна

Рассматривается лексико-семантическое функционирование прилагательного белый и его производных в «Колымских рассказах» В. Шаламова. Анализируются экспрессивно-эстетические трансформации цветового слова белый и его производных. Выявляются основные группы функционирования цветового слова белый в колымских контекстах В. Шаламова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Макевнина Ирина Анатольевна, Черницына Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL AND SEMANTIC FUNCTIONING OF THE ADJECTIVE “WHITE” IN “KOLYMA STORIES” BY V. SHALAMOV

The article deals with the lexical and semantic functioning of the adjective “white” and its derivates in “Kolyma Stories” by V. Shalamov. There are analyzed the expressive and aesthetic transformations of the coloring word “white” and its derivates. There are revealed the basic groups of the functioning of the coloring word “white” in the Kolyma contexts by V. Shalamov.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО БЕЛЫЙ В "КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ" В. ШАЛАМОВА»

И.А. МАКЕВНИНА, Т.В. ЧЕРНИЦЬША (Волгоград)

лексико-семантическое функционирование

прилагательного БЕЛЫЙ в «колымских рассказах» в. шаламова

Обсуждается лексико-семантическое функционирование прилагательного «белый» и его производных в «Колымских рассказах» В. Шаламова. Анализируются экспрессивно-эстетические трансформации цветового слова «белый» и его производных. Выявляются основные группы функционирования цветового слова «белый» в колымских контекстах В. Шаламова.

Ключевые слова: амбивалентный цвет, цве-толексема, прозаический контекст, ахроматический локальный цвет, цветовая лексика, производная лексема.

В свое время И. Анненский писал: «Мы слишком привыкли смотреть на слово сверху вниз, как на нечто бесцветно-служилое, точно бы это была какая-нибудь стенография или эсперанто, а не эстетическое ценное явление из области древнейшего и тончайшего из искусств, где живут мировые типы со всей красотой их эмоционального и живописного выражения» [4, с. 212]. Настоящий художник, разумеется, не относится к слову как к «бесцветно-служилому» элементу. В прозе В. Шаламова слово - это «свет былого, зажигающееся снова и снова» [13, с. 297].

Специфичность цветовой картины мира В. шаламова заключается в предпочтительной ахроматичности, что обусловлено жизненным опытом художника слова. В «Колымских рассказах» белый является одним из доминирующих цветов. Причем помимо локально белого цвета В. шаламовым активно задействованы производные анализируемой цвето-лексемы (снежный, светлый, бледный и др.).

В настоящее время проблемами функционирования цветовой лексики занимается такое направление лингвистических исследований, как цветообозначение в художественном тексте. Методологические исследования данного направления сосредоточены на анализе функционирования цветообозначений в художественном тексте (Р.В. Алимпиева, Я.А. Аста-

О Макевнина И.А., Черницына Т.В., 2020

хова, Л.И. Донецких, Н.Б. Бахилина), цвето-символике цветообозначений, частотной авторской цветовой лексике (Н.В. Шкуркина, Л.Ф. Соловьева, Ю.В. Кондакова и др.).

На данный момент существует ряд глубоких вдумчивых изысканий, посвященных поэтике и эстетике колымской прозы (Е.В. Волкова, Н.Л. Лейдерман, Б.Н. Лесняк, Л.И. Тимофеев, Е.А. Шкловский, Ю.А. Шрейдер), в которых частично затрагивается тема функционирования цветовой лексики. Тем не менее исследований, комплексно анализирующих функционирование цветовой лексики в «Колымских рассказах» В. Шаламова, недостаточно. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Семантические нюансы слова белый нашли отражение в колымской прозе В. Шаламо-ва в полном объеме. В процессе анализа «Колымских рассказов» методом сплошной выборки нами было выявлено, что прилагательное белый и его производные используются в описательно-изобразительных целях для указания цвета 1) внешности персонажей; 2) деталей пейзажа; 3) предметов одежды.

В новелле «Первая смерть» В. Шаламов описывает убитую следователем молодую женщину: «Шаль была втоптана в снег, так же, как и светлые волосы женщины, казавшиеся почти белыми в лунном свете... Лицо было бледным, без кровинки.» [13, с. 123]. Цветовой концепт «белый» представлен в данном отрывке не только номинациями фокусного цвета и его оттенками (светлый, бледный), но и лексемой снег, в которой имплицитно содержится сема «белый». В новелле «Шерри-бренди» (посвященной О. Мандельштаму) В. Шаламов описывает состояние умирающего поэта: «Он умирал. Большие, вздутые голодом пальцы рук с белыми, бескровными пальцами... и грязными ногтями лежали на груди.» [Там же, с. 89]. В данном контексте прилагательное белый, трансформируя негативную смертельную семантику, сочетаясь с лексемой грязный, образует фатальную бело-грязную цветовую диаду. Следующий пример преподносит новелла «Рябоконь»: «Огромное тело латыша было похоже на утопленника - иссиня-белое, вспухшее, вздутое от голода. Молодое тело с кожей, где разглажены все складки, исчезли все морщины, - все понято, все рассказано, все объяснено» [Там же, с. 146]. Двумя-тремя меткими «портретными штрихами» В. Шаламов воссоздает образ из-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

мученного умирающего заключенного. Описывая блатаря в новелле «Тифозный карантин», В. Шаламов задействует прилагательное бледный в «болезненном» семантическом ракурсе: «Но уже край одеяла приподнялся, и бледное, нездоровое лицо высунулось на свет» [13, с. 216].

В анализируемых контекстах прилагательное белый и его производные (светлый, бледный), задействованные в описании внешности персонажей, имеют отрицательное семантическое наполнение, ассоциируясь со смертью, болезнью.

При описании сурового колымского пейзажа ахроматическое цветовое слово белый и его производные отличаются частотным смысловым звучанием. В новелле «Стланик» В. шаламов создает яркую пейзажную зарисовку: «И вот среди снежной бескрайней белизны, среди полной безнадежности вдруг встает стланик. он стряхивает снег, распрямляется во весь рост. Поднимает к небу свою зеленую хвою... Среди белого блеска снега матово-зеленые хвойные его лапы говорят о юге, о тепле, о жизни» [Там же, с. 178]. Данное описание эмоционально трансформирует белый цвет - он плавно обретает живительную силу, перевоплощаясь из безжизненно белого в белый жизнеутверждающий, южный. Сочетая снежную белизну и зеленую хвою, шаламов мастерски визуализирует колымский пейзаж.

Визуальное восприятие ослепляющей колымской белизны встречается в новелле «Кант»: «Сопки были белые, с синеватым отливом. круглые, безлесные, они были покрыты тонким слоем плотного снега, спрессованного ветрами» [Там же, с. 177].

В анализируемых контекстах белый фон является основой для создания северных описаний. от «белых» эпитетов исходит визуальное ощущение снежного безмолвия; белый север отчетливо представляется непреступной, уходящей в бесконечность стеной. Контекстуально белый цвет задает камертон анабиотического безмолвия, которое кажется абсолютным.

Многие прозаические контексты В. Ша-ламова преподносят скупые двухцветные зарисовки, в которых тон задает цветовое слово белый: «Зима здесь двухцветна - бледно-синее высокое небо и белая земля [Там же, с. 56]. Или другой пример: «По краю белого небосвода много дней ходят низкие, синеватые, будто в кровоподтеках тучи. На высокое небо вышло бледное маленькое солнце» [Там же, с. 177]. Цветовое решение в анализируемых контекстах концептуально связано с решени-

ем графическим. обращает на себя внимание победа цвета над линией, его преобладание, причем не только в процессе восприятия натуры, но и в ходе ее творческого преображения. Для колымской прозы в целом «характерно движение от цвета, дающего фон либо отдельные цветовые пятна, к линии, очерчивающей формы». В данном контексте вспоминаются слова К. Петрова-Водкина о том, что «между цветом и формой существует непосредственная связь. На них развивается образ со всеми присущими ему действиями» [11, с. 564].

В новелле «Плотники» образ белого тумана организует четко отобранный материал, концентрируя в себе смысловые связи и оппозиции, он обрамляет новеллу и содержит в себе двойной символический смысл. Белый туман - это непогода и вместе с тем олицетворение несвободы, внешней и внутренней скованности: «Круглыми сутками стоял белый туман такой густоты, что в двух шагах не было видно человека. Впрочем, ходить в одиночку не приходилось. Немногие направления - столовая, больница, вахта - угадывались неведомо как приобретенным инстинктом, сродни тому чувству направления, которой в полной мере обладают животные и которые в подходящих условиях просыпается в человеке» [13, с. 177].

Высокой частотностью отличается функционирование прилагательного белый при описании предметов одежды: «Жизнь возвращалась как сновиденье, - снова раскрывались двери: клубы пара, прилегшие к полу, пробежавшие до дальней стены барака, люди в белых полушубках, вонючих от новизны, необно-шенности, и рухнувшее на пол что-то, не шевелящееся, но живое, хрюкающее» [Там же, с. 50]. Другой пример иллюстрирует новелла «Тифозный карантин»: «Человек в белом халате протянул руку, и Андреев вложил в растопыренные, вымытые пальцы с остриженными ногтями свою соленую, ломкую гимнастерку» [Там же, с. 204]. В колымской прозе при описании предметов одежды Шаламовым активно задействован локально белый цвет; производные лексемы, как правило, не употребляются.

Итак, ахроматичное прилагательное белый является одним из основных в колымской прозе В. Шаламова. Это объясняется многолетним пребыванием автора в колымских лагерях, где цветовая палитра жизни нивелирована до минимума; колымские реалии, как правило, ахроматичны. Помимо локально белого цвета В. Шаламовым активно задействованы производные анализируемого прилагательного: снежный, светлый, бледный и т. д.

Анализ колымской прозы позволяет сделать следующие выводы: прилагательное белый и его производные используются в колымской прозе для указания цвета при 1) характеристике персонажей - цвета волос, частей тела (белые; светлые волосы; белое; бледное лицо; белые пальцы; белое тело); 2) описании деталей пейзажа (белый снег; белый туман; белый небосвод; белый дым; белый пар; снежная белизна; бледное небо; бледное солнце); 3) при описании предметов одежды (белые полушубки; белый халат и др.). Цветовое прилагательное белый и его производные реализуют в прозаических контекстах В. Шаламова свой потенциал, формируя неповторимую колымскую палитру.

Список литературы

1. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы: на материале прилагательных-цветообозначений русского языка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

2. Алимпиева Р.В. Семантическая структура слова «белый» // Вопросы семантики. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 13-27.

3. Алимпиева Р.В. Становление лексико-се-мантических групп цветовых прилагательных в русском языке первой половины 19 в. // Вопросы семантики: исследования по исторической семантике: межвуз. сб. Калининград, 1982. С. 49-60.

4. Анненский И.Ф. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1987.

5. Астахова Я.А. Цветообозначения в русской языковой картине мира: дис. ... канд. филол. наук. М., 2014.

6. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.

7. Василевич А.П. Цветонаименования как характеристика языка писателя (к методике исследования) // Лингвистика текста и стилистика / ред. П. Аристэ, Х. Лийн. Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та,

1981. С. 135-143.

8. Донецких Л.И. Эстетическое значение слова / отв. ред. Н.Ф. Иванова. Кишинев: Штиинца,

1982.

9. Кульпина В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002.

10. Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика: моногр. Волгоград: ВолгГТУ, 2017.

11. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвкли-да. СПб.: Азбука, 2000.

12. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984.

13. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Худож. лит, 1998. Т. 3.

* * *

1. Alimpieva R.V. Semanticheskaya znachimost' slova i struktura leksiko-semanticheskoj gruppy: na materiale prilagatel'nyh-cvetoo-boznachenij russkogo yazyka. L.: Izd-vo LGU, 1986.

2. Alimpieva R.V. Semanticheskaya struktura slova «belyj» // Voprosy semantiki. Vyp. 2. L.: Izd-vo LGU, 1976. S. 13-27.

3. Alimpieva R.V. Stanovlenie leksiko-semanti-cheskih grupp cvetovyh prilagatel'nyh v russkom yazyke pervoj poloviny 19 v. // Voprosy semantiki: issledovaniya po istoricheskoj semantike: mezhvuz. sb. Kaliningrad, 1982. S. 49-60.

4. Annenskij I.F. Stihotvoreniya. M.: Sov. Rossiya, 1987.

5. Astahova Ya.A. Cvetooboznacheniya v russkoj yazykovoj kartine mira: dis. ... kand. filol. nauk. M., 2014.

6. Bahilina N.B. Istoriya cvetooboznachenij v russkom yazyke. M.: Nauka, 1975.

7. Vasilevich A.P. Cvetonaimenovaniya kak ha-rakteristika yazyka pisatelya (k metodike issledova-niya) // Lingvistika teksta i stilistika / red. P. Ariste, H. Lijn. Tartu: Izd-vo Tart. gos. un-t, 1981. S. 135-143.

8. Doneckih L.I. Esteticheskoe znachenie slova / otv. red. N.F. Ivanova. Kishinev: Shtiinca, 1982.

9. Kul'pina V.G. Teoreticheskie aspekty lingvisti-ki cveta kak nauchnogo napravleniya sopostavitel'no-go yazykoznaniya: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2002.

10. Makevnina I.A. Poeziya Varlama Shalamova: estetika i poetika: monogr. Volgograd: VolgGTU, 2017.

11. Petrov-Vodkin K.S. Prostranstvo Evklida. SPb.: Azbuka, 2000.

12. Frumkina R.M. Cvet, smysl, skhodstvo: aspekty psiholingvisticheskogo analiza. M.: Nauka, 1984.

13. Shalamov V.T. Sobranie sochinenij: v 4 t. M.: Hudozh. lit, 1998. T. 3.

Lexical and semantic functioning of the adjective "white" in "Kolyma Stories" by V. Shalamov

The article deals with the lexical and semantic functioning of the adjective "white" and its derivates in "Kolyma Stories" by V. Shalamov. There are analyzed the expressive and aesthetic transformations of the coloring word "white" and its derivates. There are revealed the basic groups of the functioning of the coloring word "white" in the Kolyma contexts by V. Shalamov.

Key words: ambivalent colour, colour naming lexeme, prosaic context, achromatic local colour, colour vocabulary, derivate lexeme.

(Статья поступила в редакцию 11.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.