известия вгпу. филологические науки
Е.в. БЕЛОГЛАЗОВА, С.А. БАБИНА (Саранск)
градуальная функция сложных имен прилагательных цбетообозначения в русском языке
(на примере произведения
В.В. Крестовского «Петербургские
трущобы»)*
Рассматривается градуальная функция сложных имен прилагательных цветообозначения в произведении В.В. Крестовского «Петербургские трущобы». Установлено, что указанные прилагательные делятся на две тематические группы (описание человека и описание окружающей среды), а с точки зрения структуры представлены в произведении тремя группами.
Ключевые слова: сложные имена прилагательные, прилагательные цветообозначения, градуальная функция, градуальная семантика.
В современном русском языке немалый интерес вызывает изучение цветообозначения. Данным вопросом занимались такие лингвисты, как А.П. Василевич [6; 7], В.В. Крас-нянский [9], В.Г. Кульпина [11], Я.А. Астахова [1], А.М. Тимофеева [15], Л.В. Соснина [14], Е.А. Косых [8], И.В. Макеенко [12] и др.
Под цветообозначением вслед за Л.В. Со-сниной мы понимаем слова, чаще имена прилагательные, которые обозначают конкретные или неконкретные цвета и могут функционировать и как самостоятельные слова, и в определенных конструкциях со значением цвета [14]. Многие исследователи (Л.В. Соснина, И.В. Макеенко) выделяют две группы имен прилагательных цветообозначения: абсолютные и оттеночные. Абсолютные, в свою очередь, делят на хроматические, указывающие на семь цветов радуги, и ахроматические (черный, белый, серый). Все остальные имена при-
* Исследование выполнено в рамках внутривузов-ского гранта Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева по теме: «Разработка научного и учебно-методического обеспечения электронными ресурсами учебной дисциплины "Русский язык" для бакалавров направления подготовки "Педагогическое образование" профилей "Начальное образование" и "Дошкольное образование. Начальное образование"».
лагательные цветообозначения принято относить к оттеночным [12; 14].
Описывая цветообозначение как систему, Е.А. Косых представляет ее следующими единицами:
- монолексемные имена прилагательные, указывающие на конкретный цвет (зеленый, ордастый);
- сложные имена прилагательные, состоящие из нескольких корней, указывающие как на равноправные цвета или оттенки, так и на интенсивность цвета (темно-коричневый, ярко-фиолетовый, темно-синий);
- сложные цветообозначения со структурой «сущ. цвет + имя сущ. в им. падеже» (цвет хаки);
- сложные цветообозначения со структурой «сущ. цвет + имя прил. + имя сущ. в им. п.» (цвет мокрый асфальт) [8].
И.В. Макеенко, уделяя особое внимание цветонаименованиям, уточняющим оттенки цвета, предлагает следующие группы названных лексем:
а) сложные, с формантами ярко-, светло-, темно-, нежно-, определяющими интенсивность окраски;
б) двусоставные цветонаименования, которые представляют указание на смешанные цвета или разноцветные объекты: сине-белый, желто-зеленый, красно-зеленый [12].
В данной статье акцент сделан на сложных именах прилагательных цветообозначе-ния, способных выполнять градуальную функцию. «Градуальная функция - функция, выражающая мерительное отношение говорящего к высказыванию, указывающая на степень проявления признака, действия и т. п.» [4, с. 95]. Самыми распространенными языковыми средствами, способными выполнять градуальную функцию, являются наречия меры и степени и качественные имена прилагательные. Градуальная функция указанных частей речи выполняется при проявлении градуальной семантики в самой семе имен прилагательных и наречий [2; 4; 5]. Имена прилагательные цветобозначения выступают ярким примером выполнения градуальной функции данной частью речи. Ср.: красный - алый, пунцовый, кровавый, кумачовый, киноварный, рубиновый, гранатовый, червонный, шарла-ховый; синий - кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый; зеленый - изумрудный, малахитовый и др. «Каждое из указанных прилагательных имеет свою
© Белоглазова Е.В., Бабина С.А., 2020
гранд-специфику, но признак красный (синий, зеленый) имеет разное количественное выражение, см: рубиновый - темно-красный, цвета рубина; васильковый - цвета василька, светло-синий; изумрудный - ярко-зеленый. Плотность указанных прилагательных может меняться и за счет формантов темно-, светло-, см.: темно-желтый -насыщенно-желтый, светло-красный - чуть-чуть красный» [5, с. 122].
Рассмотрим градуальную функцию сложных имен прилагательных цветообозначения на примере произведения В.В. Крестовского «Петербургские трущобы».
Анализ языка данного произведения свидетельствует о том, что автор достаточно часто для описания явлений и событий использует сложные имена прилагательные, обозначающие цвет: Будущая веселая жизнь изображается ей в самых привлекательных, ярко-золотистых и розово-радужных красках... *; ...Изрощи порою тянуло смолистым запахом молодой, изжелта-светло-зеленой березы...
Выявленные методом сплошной выборки из произведения «Петербургские трущобы» В.В. крестовского сложные имена прилагательные цветообозначения могут выполнять градуальную функцию, причем для выражения градуальности автором могут использоваться не только семантические, но и иные средства выражения. Например, прилагательное серый в основном значении «цвета дыма» [13, с. 703] в своем значении уже содержит градуальную сему (темнее, чем белый, светлее, чем черный). В сочетании с первой частью сложных имен прилагательных данная лексема принимает совершенно другой оттенок, см.: ...в воздухе стояло что-то тяжелосерое, моросящее... (ср.: тяжело-серое = тревожное, больше темное, тягостное). Для усиления значения узуального имени прилагательного серый В.В. крестовский создает такие сложные прилагательные, как тяжелосерый, мглисто-серый: Но вот голубоватый свет тумана перешел в какой-то мглисто-серый... В данных сложных образованиях первые части имен прилагательных мглисто-, тяжело- придают серому цвету более темный оттенок, более насыщенный цвет, усиливают степень проявления признака, следовательно, анализируемые прилагательные выполняют градуальную функцию.
* Примеры из романа В.В. Крестовского «Петербургские трущобы» приводятся по изданию [10].
Вновь созданные В.В. Крестовским сложные имена прилагательные со значением цве-тообозначения в сочетании с градуальностью можно классифицировать по двум основным тематическим группам: 1) описание человека; 2) описание окружающего мира.
Группа сложных имен прилагательных цветообозначения с описанием человек а является одной из самых многочисленных в контексте произведения. Среди указанных встречаются и сложные имена прилагательные цветообозначения, выполняющие градуальную функцию: .согбенный старец, с маленьким сухощавым лицом, словно бы оно было вылито из желтовато-белого воску... и это характерное сходство усиливали в нем его старчески светло-голубые и как бы водянисто-выцветшие глаза... Как видим, в данном предложении В.В. Крестовский использует несколько сложных имен прилагательных со значением цветообозначения (желтовато-белый, светло-голубые, водянисто-выцветшие), причем каждое из них выполняет градульную функцию, т. к. указывает на яркость, интенсивность (или умеренность) проявления цвета (желтовато-белый -указывает на тусклость белого цвета, светло-голубые - уменьшает степень проявления голубизны глаз).
Авторские сложные имена прилагательные цветообозначения, используемые в тесте романа для описания внешности, могут быть сгруппированы следующим образом:
а) с такими корнями, как светло-, тускло-, матово-, которые потенциально способны указывать на оттенок цвета (т. е. способны выполнять градуальную функцию) - Это был высокий, стройный мужчина, с матово-бледным и отчасти истомленно-красивым лицом, который казался на вид молодым человеком;
б) сложные имена прилагательные, в первой части которых суффиксы -оват- (-еват-) , выступающие в качестве словообразовательного средства выражения градуального значения: На желтовато-сухом, старчески-выцветшем лице написано торжество необычайное...; На красновато-припухлых глазах ее накипели едкие слезы.
В.В. Крестовский довольно часто использует и другие сложные имена прилагательные цветообозначения с градуальной семантикой, для которых характерно соединение цветового значения со значением субъективного восприятия цвета (мертвенно-бледный, дождливо-желтый, закатно-розовый, сытно-золотая). В подобных именах прилагательных при сло-
известия вгпу. филологические науки
жении семем наблюдается взаимодействие признаков. При этом первая часть сложного авторского новообразования (чаще нецветовая характеристика) выполняет функцию указателя на оттенок цвета: .в ту минуту оно (лицо) показалось ему столь девственно-чистым, столь многострадающим и ангельски-прекрасным... В этом предложении первые части сложных имен прилагательных (девственно, ангельски) усиливают степень проявления чистоты и нежности цвета лица главной героини произведения.
В предложении .походил на тот угрюмый и как бы полуживой скелет, обтянутый пергаментно-желтой кожей... первая часть сложного прилагательного пергаментно- (которое потенциально не обладает градуальной функцией) усиливает впечатление от восприятия желтого цвета кожи. Следовательно, все отмеченные сложные имена прилагательные выполняют градуальную функцию.
Вторая группа сложных имен прилагательных цветообозначения с градуальной семантикой - описание окружающей среды - в произведении В.В. Крестовского «Петербургские трущобы» представлена двумя подгруппами:
1) описание помещения и предметов: изящно-легкая, бело-мраморная лестница; зеленовато-золотистый свет луча;
2) описание природы: ярко-румяное солнце стояло уже низко над землею и кидало полосы золотисто-розового света по кладбищу...; Выглянуло солнышко и ярко заиграло на снастях, на палубе, на лицах, окрасило золотистым отливом густые клубы облачно-белого пароходного дыма. Как видим из примеров, сложные имена прилагательные цветообозна-чения указывают либо на слабую степень проявления цвета (зеленовато-золотистый, золотисто-розовый) , либо на высокую (беломраморный, ярко-румяное, облачно-белый).
Для сложных имен прилагательных цве-тообозначения с точки зрения структуры И.А. Макеенко предлагает иную классификацию, основанием для которой выступают основное и неосновное цветообозначения частей сложных имен прилагательных, и распределяет сложные имена прилагательные по четырем группам [14, с. 59-60]. Анализ индивидуально-авторских сложных имен прилагательных цветообозначения, выполняющих градуальную функцию, позволяет утверждать, что в контексте произведения отсутствуют представители группы, в которой обе части слова являются основными цветообозначени-ями (желто-зеленый, красно-синий).
В контексте произведения В.В. Крестовский создает авторские сложные имена прилагательные, которые сочетают основное и неосновное цветообозначения. Так, в некоторых именах прилагательных первая часть реализует основное цветообозначение, а вторая - неосновное. Например: ...и на желто-сухом, бледно-мертвенном лице его отразилось величайшее торжество и полное удовлетворение; А бледность все сильнее и сильнее покрывала его лицо зеленовато-мертвенным оттенком.; Мутные грязные стекла давным-давно подернулись сизовато-радужным налетом.; ...как иногда в ярко-солнечный день мелькнет на прибрежном чистом песке тень от крыла пролетевшей птицы.
В других авторских сложных именах прилагательных цветообозначения с градуальной семантикой первая часть имеет неосновное цветообозначение, а вторая - основное. Например: грязно-серый цвет; мутно-красноватый отблеск фонарей. В данных именах прилагательных со вторым основным компонентом цветообозначения немалую нагрузку несет первый компонент: именно он выражает дополнительные признаки, придает усиление, что и позволяет описываемым прилагательным выполнять градуальную функцию.
Следующую группу имен прилагательных цветообозначения составляют сложные слова, в которых обе части представлены неосновными цветообозначениями: В самом деле, какой резкий контраст! Там, за вами - шум и движенье, блеск огней и блеск суетливой жизни, балет и опера, все признаки веселья и праздности; а здесь - тишина, и мрак, и безлюдье; здесь первое, что встречает вас за мостом - это казенно-угрюмое здание городской тюрьмы, которую вечером, подъезжая к одному из двух театров, и не заметите вы в окутавшем ее мраке; Мигом оставили они за собой ярко освещенные улицы, мигом промелькнуло перед глазами мрачно-высокое, угрюмо-громадное здание 4-й части, напоминающее собою какой-то замок или, скорее, тюрьму. В данных отрывках сложные имена прилагательные казенно-угрюмое, угрюмо-громадное В.В. Крестовский использует для подчеркивания тусклого, блеклого цвета зданий, что свидетельствует о выполнении ими градуальной функции.
Таким образом, В.В. Крестовский в произведении «Петербургские трущобы» для описания внешности человека, его характера и настроения, а также для описания окружающей
природы, предметов использует сложные имена прилагательные цветообозначения, активно реализующие градуальную функцию. Анализ указанного произведения показал, что данные имена прилагательные делятся на две большие семантические группы: описание человека и описание окружающей действительности (природы, быта). С точки зрения структуры сложные имена прилагательные цвето-обозначения с градуальной функцией представлены в произведении тремя группами:
1) с первой частью - основным цветообо-значением, второй - неосновным;
2) с первой частью - неосновным цвето-обозначением, второй - основным;
3) с обеими частями, выраженными неосновными цветообозначениями.
В.В. Крестовский, используя совмещение семантики, варьирование цветов и их оттенков, при помощи сложных имен прилагательных цветообозначения стремился показать мир во всем многообразии цветов, а в некоторых случаях наоборот - во всем многоликом убожестве.
Список литературы
1. Астахова Я.А. Цветообозначения в русской языковой картине мира: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. М., 2014.
2. Бабина С.А., Белоглазова Е.В. Градуальная функция индивидуально-авторских новообразований // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1. С. 88-90.
3. Бабина С.А. Индивидуально-авторские новообразования в произведениях поэтов и писателей XIX века // Тамбов на карте генеральной: социально-экономический, социокультурный, образовательный, духовно-нравственный аспекты развития региона: сб. материалов Всерос. науч. конф. (20 мая 2016 г.) / под общ. ред. В.Я. Никульшина. Мичуринск, 2016. С. 186-190.
4. Белоглазова Е.В., Трушкина Ю.И. Градуальная функция имен прилагательных, обозначающих внешность человека (на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души») // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3. С. 95-98.
5. Белоглазова Е.В. Градуальная функция разноуровневых средств языка в формировании дик-тумного содержания предложения: дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 2003.
6. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке: мо-ногр. / под общ. ред. А.П. Василевича. М.: КомКни-га, 2005.
7. Василевич А.П. Языковая картина мира цвета: методы исследования и прикладные аспекты: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003.
8. Косых E.A. Система цветообозначений в русском языке: к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета» // Вестн. Барнаул. гос. нед. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2002. № 2. URL: http://www.uni-altai.ru/Journal/vest bspu/2002/gumanit/PDF/kosihea.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
9. Краснянский В.В. Сложные цветообозначения в русской речи. Орехово-Зуево, 2000.
10. Крестовский В.В. Петербургские трущобы (книга о сытых и голодных): роман: в 2 кн. Л.: Ху-дож. лит., 1990.
11. Кульпина В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002.
12. Макеенко И.В. Семантика цвета в разно-структурных языках: универсальное и национальное: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1999.
13. Ожегов O.K, Шведова КЮ. Толковый словарь русского языка. М.: A3^ 1995.
14. Соснина Л.В. Структурные разновидности композитных цветообозначений // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 2. O. 56-64.
15. Тимофеева A.M. Сопоставительное исследование лингвоцветовых картин мира: на материале идиолектов H. Заболоцкого и Р. Фроста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003.
* * *
1. Astahova Ya.A. Cvetooboznacheniya v rus-skoj yazykovoj kartine mira: avtoref. dis. ... kand. fi-lol. nauk. M., 2014.
2. Babina S.A., Beloglazova E.V. Gradual'-naya funkciya individual'no-avtorskih novoobrazova-nij // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2015 № 1. S. 88-90.
3. Babina S.A. Individual'no-avtorskie novoobra-zovaniya v proizvedeniyah poetov i pisatelej XIX ve-ka // Tambov na karte general'noj: social'no-ekono-micheskij, sociokul'turnyj, obrazovatel'nyj, duhovno-nravstvennyj aspekty razvitiya regiona: sb. materialov Vseros. nauch. konf. (20 maya 2016 g.) / pod obshch. red. V.Ya. Nikul'shina. Michurinsk, 2016. S. 186-190.
4. Beloglazova E.V., Trushkina Yu.I. Gradual'-naya funkciya imen prilagatel'nyh, oboznachayu-shchih vneshnost' cheloveka (na primere poemy N.V. Gogolya «Mertvye dushi») // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016. № 3. S. 95-98.
5. Beloglazova E.V. Gradual'naya funkciya raz-nourovnevyh sredstv yazyka v formirovanii diktum-nogo soderzhaniya predlozheniya: dis. ... kand. filol. nauk. Saransk, 2003.
6. Vasilevich A.P., Kuznecova S.N., Mishchen-ko S.S. Cvet i nazvaniya cveta v russkom yazyke: mo-
известия вгпу. филологические науки
nogr. / pod obshch. red. A.P. Vasilevicha. M.: Kom-Kniga, 2005.
7. Vasilevich A.P. Yazykovaya kartina mira cveta: metody issledovaniya i prikladnye aspekty: dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2003.
8. Kosyh E.A. Sistema cvetooboznachenij v russkom yazyke: k sozdaniyu i publikacii «Russkoj enciklopedii cveta» // Vestn. Barnaul. gos. ped. unta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2002. № 2. URL: http://www.uni-altai.ru/Journal/vestbspu/ 2002/gumanit/PDF/kosihea.pdf (data obrashcheniya: 11.11.2019).
9. Krasnyanskij V.V. Slozhnye cvetooboznache-niya v russkoj rechi. Orekhovo-Zuevo, 2000.
10. Krestovskij V.V. Peterburgskie trushchoby (kniga o sytyh i golodnyh): roman: v 2 kn. L.: Hudozh. lit., 1990.
11. Kul'pina V.G. Teoreticheskie aspekty ling-vistiki cveta kak nauchnogo napravleniya soposta-vitel'nogo yazykoznaniya: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2002.
12. Makeenko I.V. Semantika cveta v razno-strukturnyh yazykah: universal'noe i nacional'noe: dis. ... kand. filol. nauk. Saratov, 1999.
13. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slo-var' russkogo yazyka. M.: AZ#, 1995.
14. Sosnina L.V. Strukturnye raznovidnosti kom-pozitnyh cvetooboznachenij // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Russkij i inostrannye yazyki i metodika ih prepodavaniya. 2015. № 2. S. 56-64.
15. Timofeeva A.M. Sopostavitel'noe issledova-nie lingvocvetovyh kartin mira: na materiale idiolek-tov N. Zabolockogo i R. Frosta: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 2003.
Gradual function of compound adjectives of colour naming in the Russian language (based on the novel "The slums of Saint Petersburg" by V.V. Krestovky)
The article deals with the gradual function of compound adjectives of colour naming in the novel "The slums of Saint Petersburg" by V.V. Krestovsky. There is identified that the adjectives are divided in two thematic groups (the man's description and the environment's description) and there are presented by three groups from the perspective of the structure.
Key words: compound adjectives, colour naming adjectives, gradual function, gradual semantics.
(Статья поступила в редакцию 12.11.2019)
И.А. МАКЕВНИНА, Т.В. ЧЕРНИЦЬША (Волгоград)
поливариативное функционирование лексемы СЕРЫЙ И ЕЕ производных в прозе в. шаламова И в. шУКшИНА
Рассматривается поливариативное функционирование лексемы «серый» и ее производных в прозе В. Шаламова и В. Шукшина. Анализируются смысловые и эмоционально-экспрессивные трансформации цветового слова «серый», связанные с его семантической амбивалентностью. Осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ использования цветового слова «серый» в прозе В. Шаламо-ва и В. Шукшина.
Ключевые слова: поливариативный, амбивалентный цвет, цветолексема, поэтический контекст, хроматические, ахроматические лексемы, семантические варианты.
По словам Л.В. Щербы, цветопись является «одним из существенных элементов стиля писателя, посредством которого выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» [15, с. 97]. Цветовая лексика является одной из важнейших составляющих идиостиля В. Шаламова и В. Шукшина. В прозаических произведениях анализируемых авторов функционируют ахроматические и хроматические цве-толексемы; простые и сложные конструкции со значением цвета характеризуются особой контекстуальной организацией и спецификой грамматического выражения.
В настоящее время проблемой функционирования цветообозначений занимается такое направление лингвистических исследований, как цветообозначения в художественном тексте. В методологических работах данного направления изучаются функции цветообозна-чений в художественном тексте (Л.И. Донецких), цветовая символика конкретных цвето-обозначений в языке художников слова, цветовые доминанты в языке писателя (Н.В. Шкур-кина, Л.Ф. Соловьева, Ю.В. Кондакова), особенности функционирования цветообозначе-ний (В.Ф. Белобородова). Некоторые лингвистические изыскания (Ю.А. Карташова) сосредоточены на исследовании идиолекта писате-
О Макевнина И.А., Черницына Т.В., 2020