References
1. Alihanov Z.M. «Avar halk'iyal kicabi va abiyal» («Avarskie narodnye poslovicy ipogovorki»). Mahachkala, 1974.
2. Gasanova M.A. Mesto gendera v tabasaranskoj paremiologicheskoj kartine mira. Yazyk. Slovesnost'. Kul'tura.2012.
3. Gasanova U.U. Slovar' darginskih poslovic i pogovorok. Mahachkala, 2014.
4. Permyakov G.L. Osnovy strukturnojparemiologii. Moskva: Nauka, 1988.
5. Gasanova U.U. Affiksal'noe slovoobrazovanie suschestvitel'nyh v darginskom yazyke. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 472 - 473.
6. Gasanova U.U., Uruzhbekova M.M. Foneticheskie processy pri obrazovanii form mnozhestvennogo chisla v darginskom yazyke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 477.
Статья поступила в редакцию 31.10.18
УДК 821
Chapaeva R.M., Cand. of Sciences (Philology), Department of Dagestan languages, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ragimkhanova L.K., Cand. of Sciences (Philology), DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE LEXICAL FEATURES OF THE NOUN FORMATION IN NIZHNEMULEBKINSKY DIALECT OF THE DARGWA LANGUAGE. In the article an analysis of lexical features of the Nizhnesaldinsky dialect of the Dargwa language. It is noted that this dialect possesses the main morphological categories and the manifestation of the principles of nominal word formation is close to the Dargwa literary language. In the Dargwa literary language and its dialect derivation has the same samples, the same derivational model. THe author concludes that the Nizhnesaldinsky dialect has a lot of lexical and morphological features that make it close to other dialects of Dargwa.
Key words: Dargwa, Nizhnemulebkinsky dialect, lexical features, noun formation, affixal.
Р.М. Чапаева, канд. филол. наук, доц. каф. дагестанских языков ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Л.К. Рагимханова, канд филол. наук, доц. ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМЕННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НИЖНЕМУЛЕБКИНСКОМ ГОВОРЕ ДАРГИНСКОГО ЯЗЫКА
В статье проводится анализ лексических особенностей нижнемулебкинского даргинского языка. Отмечается, что данный говор по наличию основных морфологических категорий и проявлению принципов именного словообразования близок к даргинскому литературному языку. В даргинском литературном языке и в его нижнемулебкинском говоре словообразование имеет одни и те же образцы, одни и те же словообразовательные модели. Автор делает вывод о большой лексической и морфологической близости нижнемулебкинского говора с группой диалектов мюрегинского типа, которая очень близка к акушин-скому диалекту, который лёг в основу даргинского литературного языка.
Ключевые слова: даргинский язык, нижнемулебкинский говор, лексические особенности, субстантивное словообразование, аффиксальный.
Существительное нижнемулебкинского говора, аналогично существительному литературного языка, может быть простым или производным, образованным при помощи того или другого суффикса. Образование новых слов - один из сложных и актуальных проблем грамматического строя любого языка, даргинский язык в этом плане не составляет исключения. В сложной системе именного словообразования имя существительное занимает особое место. По мнению З.П Абдуллаева, «Большой интерес образование существительного представляет, прежде всего, в силу того обстоятельства, что оно не подчиняется каким-либо определённым закономерностям, а состав словообразующих средств характеризуется чрезвычайным разнообразием. Сами по себе эти средства объединяются в две основные группы: а) не имеющие семантической и функциональной автономности и б) располагающие семантической и функциональной самостоятельностью. Словообразовательные средства первой группы - это деривация или аффиксальное словообразование, а также случаи аблаута; словообразовательные средства второй группы - слагающиеся основы» [1, с. 77]. Таким образом, в нижнемулебкинском говоре наблюдаются следующие способы субстантивного словообразования: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, аблаутный и композитный.
Нижнемулебкинское существительное может быть образовано и путём сложения основ и слов. О категориях словообразования существительного литературного языка С.Н. Абдуллаев писал: "Эти категории существительных частично отличаются друг от друга, как по способу образования множественного числа, так и по типу склонения. Простые существительные, в особенности односложные, как в образовании множественного числа, так и в склонении, представляют много особенностей и исключений. Сложные существительные, образованные путём сложения основ из двух слов, склоняются так, как склоняется вторая часть этого сложения" [2, с. 84].
Исследователи даргинского языка, в частности А.А. Сулейманов, выделяют в даргинском языке три типа словообразования: морфологический, морфоло-го-синтаксический и лексико-семантический [3, с. 68].
На наш взгляд, это ещё раз свидетельствует о большой лексической и морфологической близости нижнемулебкинского говора с группой диалектов мюре-гинского типа, которая очень близка к акушинскому диалекту, легшему в основу даргинского литературного языка. Но при этом нижнемулебкинский говор целым рядом своих особенностей приближается и к урахинскому диалекту.
Основной особенностью имён существительных нижнемулебкинского говора, аналогично существительным даргинского литературного языка, является то, что они объединяют два рода значений и на этой основе делятся на две группы.
1. Наименования живых и неживых существительных, разнообразных предметов и лиц представляют первую группу нижнемулебкинских существительных:
лит яз. неш, нижнемулеб. аба «мама», лит яз. дудеш, нижнемулеб. адда «папа», лит яз. кьял, нижнемулеб. кьвяп «корова» и т. д.
2. Признаки предмета, действия, состояния представляют вторую группу существительных нижнемулебкинского говора: лит яз. ц1удардеш, нижнемулеб. ц1уддардиш «чернота» и т. д.
Среди этой группы существительных своеобразием отличаются существительные, обозначающие действие (дуц1 "бег", бяхъ "удар", гьак! "взмах"). Как существительные они в диалекте очень пассивны. Активны как именные части составных глаголов. Они обрастают разными элементами, становясь деривационной основой новых слов, и, как словообразовательный элемент, функционируют в составе глаголов. Так создаётся большое количество новых глаголов в нижнемулебкинском говоре. Кроме того, указанные существительные в нижне-мулебкинском говоре могут принять участие и в образовании ряда сложных слов с метафорическим значением. Следующие сложные слова нижнемулебкинского говора являются образцами метафоризованных глагольных образований, в науке их называют композитными образованиями. Образовались они присоединением к разным именным основам самых различных глагольных элементов. Например: дяхПебихъяс "упрекнуть" (букв. "ударить в лицо"); баркьаггвар "бестолковый" (букв. "делом не занимающийся"); ддуббуцис "держать пост" (букв. "держать рот"); х!улугис "осчастливиться" (букв. "радости создавать") и т. д.
Формальные и семантические изменения, происходящие в этих сложных образованиях, представляют определённый интерес. Все приведённые сложные глаголы содержат в своём составе основы двух полноценных слов: имени и глагола. Глагольная основа в них занимает правостороннюю позицию, а присоединяющиеся к ней именные элементы - левостороннюю позицию. Позиция, занимаемая именным или глагольным элементом в составе сложного слова, важна принципиально [4, с. 235]. Принцип соединения компонентов сложных слов играет важную роль в решении вопроса об основе сложного слова. Кроме того, эти вопросы имеют принципиальное значение как для историко-сравнительной, так и для структурно-типологической характеристики морфологической структуры даргинского языка вообще, нижнемулебкинского говора, в частности. Необходимо чётко и ясно ответить на вопрос: какой из элементов этой сложной структуры слова приобретает категориальные свойства?
На этот вопрос языковедческая наука, в частности исследователи даргинского языка, отвечают однозначно: категориальное свойство приобретает именно тот элемент, который в сложной структуре словоформы занимает правостороннюю позицию. Следовательно, сложным словоформам категориальность придаёт в приведённых нами примерах глагольный компонент, занимающий правостороннюю позицию. Поэтому все приведённые примеры относятся к разряду сложных глаголов. Для полной характеристики семантики существительно-
го нужно ещё принять во внимание, что абстрагированность значения признака, действия и т. д. в существительном бывает неполной и что она носит особый характер, обусловленный отношениями существительного с другими словами в предложении. В выражении урчила дуц1 "бег коня" существительное дуц1 "бег" уже обозначает действие определённого предмета и, казалось бы, не абстрагировано, но в данном случае понятие действия выражено существительным, потому что оно не ставится в зависимость от понятия предмета: наоборот, название предмета (урчила "коня") подчинено понятию действия (дуц/ "бег"). Здесь не действие мыслится как признак предмета, а сам предмет мыслится как признак действия. Можно отметить и другие понятия бега, например, хъярхъил дуц1 "быстрый бег", урчила багьлел дуц1 "медленный бег коня". То же самое наблюдается в отношении существительных, обозначающих признаки и другие "непредметные" понятия: например, в выражении дух1яла ц1убдиш "белизна снега" существительное ц1убдиш "белизна" обозначает признак, который мы связываем с предметом, но который всё же абстрагирован.
Итак, существительные обозначают понятия конкретных предметов, абстрактные понятия, которые мыслятся независимо, хотя эта независимость понятия, выраженного существительным, наиболее ясно проявляется только в основной форме существительного - именительном падеже. А.А. Сулейманов пишет: "существительные обозначают понятие предмета и абстрактные непредметные понятия, поэтому значение существительного определяется языковедами то, как предметность, то как субстанция [4, с. 14]. И то, и другое по отношению к матери-
Библиографический список
алу нижнемулебкинского говора справедливо. Мы понимаем существительное не как признак, а как носитель признаков. В этом смысле значение существительного можно было бы назвать как понятие субстанции. Сказанное проиллюстрируем на примерах из нижнемулебкинского говора: бурям "ураган", дваг1 "ветер", хут1 "ток", дуц1 "бег", бяхъ "удар", гьуя "плачь", ц1умъала "стоны", хъутуръала "возмущения" и т.д.
Субстанцией могут быть качества, например: ахъри "возможность", ц1акь "сила", джаггадиш "красота", ц1ахдиш "уродство", ахъдиш "высота", духудиш "мудрость" и т.п. Субстанцией может быть также обозначение количества. Например: дахъдиш "множество", камдиш "малость", цакамти "немного", цадахъил "много", даари "достаточно" и т.п.
В философском словаре понятию «субстанция» противостоит понятие «признак». Признаками могут быть качество, движение, отношение и т. д. Сказанное проиллюстрируем на материалах нижнемулебкинского говора:
а) признаки, выраженные качествами: ч1умел "крепкий", к1ант1ил "мягкий", бях1ул "прохладный";
б) признаки, выраженные движением: аркьянил "уходящий", кивикибил "приставший", белхагвар "неспокойный";
в) признаки, выраженные отношениями: ураркьибил "засватанная", душма-нигьубил "ставший кровником" и т. д.
Данные примеры подтверждают мысль, что особенность существительных в том, что они объединяют слова, выражающие два рода значений.
1. Абдуллаев З.Г. Даргинский язык. В 3-х т. Москва, 1993.
2. Абдуллаев С.Н. Грамматика даргинского языка (фонетика и морфология). Махачкала, 1954.
3. Сулейманов А.А. Морфология даргинского языка. Махачкала, 2003.
4. Мусаев М-С.М. Дарган мез. Махачкала, 2014.
References
1. Abdullaev Z.G. Darginskij yazyk. V 3-h t. Moskva, 1993.
2. Abdullaev S.N. Grammatika darginskogo yazyka (fonetika imorfologiya). Mahachkala, 1954.
3. Sulejmanov A.A. Morfologiya darginskogo yazyka. Mahachkala, 2003.
4. Musaev M-S.M. Dargan mez. Mahachkala, 2014.
Статья поступила в редакцию 31.10.18
УДК 81
Chetverikova V.N., postgraduate, teacher, English Language Department, Ivanovo State University (Ivanovo, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICITY OF INTERACTION OF THE GRAMMATIC CATEGORY "VOICE" AND GENDER (ON THE MATERIAL OF BOOKS ABOUT HARRY POTTER).
The article is dedicated to gender characteristics of children's behavior in terms of gender and grammar (active, passive voice). The paper considers issues related to the identification of gender specificity, which are formed using such grammatical category as voice. The preschool age and the period of development of younger schoolchildren seem to be little studied from the point of view of identifying gender characteristics. Primary gender identity is established by the end of preschool age. Examples are taken from the works of art by Joan Kathleen Rowling "Harry Potter and the Philosophical Stone" and "Harry Potter and the Chamber of Secrets". Key words: gender linguistics, children's behavior, stereotype, voice, recipient.
В.Н. Четверикова, соискатель, преп. каф. англ. языка, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», г. Иваново, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ЗАЛОГ» И ГЕНДЕРА (НА МАТЕРИАЛЕ КНИГ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ)
Статья посвящена рассмотрению тендерных особенностей поведения детей в аспекте тендер и грамматика (активный, пассивный залог / active, passive voice). Рассматриваются вопросы, связанные с выявлением тендерной специфики, которые формируются с помощью такой грамматической категории как «залог». Малоизученным с точки зрения выявления тендерных особенностей представляется дошкольный возраст и период развития младших школьников. Первичная гендерная идентичность устанавливается к концу дошкольного возраста. Примеры взяты из художественных произведений Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер и философских камень» и «Гарри Поттер и тайная комната».
Ключевые слова: гендерная лингвистика, поведение детей, стереотип, залог, реципиент.
Гендер проявляется на разных уровнях системы языка. Грамматический строй языка не является исключением. Заметим также, что наблюдения учёных касались, в основном, речи взрослых людей. В первую очередь данная проблема интересовала социолингвистов, но в их исследованиях первостепенно значение придаётся изучению речи различных социальных групп, а гендерные аспекты характеризуются отрывочными наблюдениями. Гендерная лингвистика в настоящее время представляет большой интерес для множества учёных.
По мнению А.А. Григоряна, исследования в области грамматики находят явное отражение в гендере, но не хватает работ, в которых были бы выявлены данные лингвогендерологические особенности [1].
С появлением и развитием онтолигвистики отмечается увеличение интереса в научных кругах к исследованию детской речи, но практических отсутствуют работы, которые бы отражали грамматическую сторону детской речи сквозь призму гендера.
Рассмотрение грамматической категории залога происходит с точки зрения содержания, согласно которой считается синтаксической категорией, а с точки
зрения формы представляется морфологической категорией. Категория залога выражает различную направленность действия по отношению к носителю языка.
Многие учёные [1 - 3] придерживаются той точки зрения, что мужчины чаще пользуются глаголами активного залога, женщины - пассивного. Это объясняется тем, что традиционно мужской пол считается более активным, а женский пассивным. Попробуем доказать или опровергнуть это утверждение на нашем материале.
Методом сплошной выборки нами были отобраны примеры, содержащие случаи употребления активного и пассивного залога персонажами произведений Джоан Роулинг о Гарри Поттере.
Что касается активного залога, то можно сказать, что как представители мужского, так и женского пола в своих речевых актах пользуются именно активом для выражения своих действий, мыслей и намерений.
« ... and until Hagrid told me, I didn't know anything about being a wizard or about my parents or Voldemort — » Ron gasped.