Научная статья на тему 'ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ТРУДНЫМ? ОПЫТ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ'

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ТРУДНЫМ? ОПЫТ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудный подросток / тьютор / ресурсы профессионального и личного роста / знания / доверительные отношения / ресурс «психотерапевта» / принятие себя / эмоциональная шкала тонов / социальные навыки. / difficult teenager / tutor / resources for professional and personal growth / knowledge / trusting relationships / “psychotherapist” resource / self-acceptance / emotional tone scale / social skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Евгения Михайловна

актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска тьютором новых подходов в работе с трудными подростками с учетом особенностей в их развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT EASY TO BE DIFFICULT? EXPERIENCE OF WORKING WITH DIFFICULT TEENS

the relevance of this topic is due to the need for tutors to find new approaches to working with teenagers, taking into account their developmental characteristics.

Текст научной работы на тему «ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ТРУДНЫМ? ОПЫТ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ТРУДНЫМ? ОПЫТ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ Наумова Е.М.

Наумова Евгения Михайловна - кандидат педагогических наук, тьютор, психолог, пансион ЧУ «СОШ «Экстерн плюс», г.о. Истра, Парк-отель «Огниково»,

Московская область

Аннотация: актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска тьютором новых подходов в работе с трудными подростками с учетом особенностей в их развитии.

Ключевые слова: трудный подросток; тьютор; ресурсы профессионального и личного роста; знания; доверительные отношения; ресурс «психотерапевта»; принятие себя; эмоциональная шкала тонов; социальные навыки.

IS IT EASY TO BE DIFFICULT? EXPERIENCE OF WORKING WITH DIFFICULT TEENS

Naumova E.M.

Naumova Evgenia Mikhailovna - candidate of pedagogical sciences, tutor, psychologist, BOARDING SCHOOL "SECONDARY SCHOOL "EXTERN PLUS", G.O. ISTRA, PARK HOTEL OGNIKOVO,

MOSCOWREGION

Abstract: the relevance of this topic is due to the need for tutors to find new approaches to working with teenagers, taking into account their developmental characteristics.

Keywords: difficult teenager, tutor, resources for professional and personal growth, knowledge, trusting relationships, "psychotherapist" resource, self-acceptance, emotional tone scale, social skills.

УДК 37.013.41

Ох, уж эти «неудобные» подростки! Учиться не хотят. Уроки срывают. Пререкаются со старшими, дразнят младших. Нарушают общепринятые правила поведения. Агрессивны. Что с этим делать? Ждать, когда пройдет подростковый возраст? Или принять «вызов», выявить проблемы и строить отношения с подростком более профессионально?

Тьюторство - это вид духовной практики, которая, с одной стороны, востребована среди всех участников образовательного процесса, а с другой - предмет дискуссий в профессиональных кругах.

Многие педагоги рассматривают тьютора как некий «костыль» для ученика, без которого он не может преодолеть сложности в социальной адаптации и обучении. Однако тьютор - это в первую очередь специалист, педагог-наставник, который сопровождает процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика, оказывая непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и других видов его компетентностей. Подростки идут за сильным, справедливым и добрым тьютором!

Работая не только в частной школе-пансионе, но и в государственной, вы встретите подростков, имеющих особенности в поведении, эмоциональном проявлении и даже в необычном мышлении. Они создают трудности в совместном обучении и проживании. Однако именно такие подростки провоцируют тьютора принять «вызов», мотивируют на расширение профессиональных компетенций и личностного потенциала.

Главным ресурсом в личностном росте тьютора являются знания. Именно они позволяют эффективно оценить основные особенности, причины проблем у подростков с целью дифференцировать их по группам для выстраивания взаимоотношений.

Второй ресурс - принятие таких подростков, способность построить доверительные отношения.

Если тьютор владеет навыками в использовании обоих ресурсов, то можно пробовать ресурс «психотерапевта».

Рассмотрим каждый ресурс подробнее.

Итак, знания. У каждого тьютора свой стиль формирования профессионального портфеля и жизненный опыт. Мой путь взаимодействия с трудными подростками позволяет рекомендовать коллегам, знакомясь с ребенком, в первую очередь обратить внимание на особенности в его развитии, в частности, подкрепленные медицинскими диагнозами (СДВГ, невротические и соматические расстройства, гипотиреоз, депрессивные эпизоды, астения, ЗПР, ЗРР, РПП и др.). Наличие проблем в физическом здоровье, как правило, оказывает непосредственное влияние на поведение подростка в социуме, которое зачастую выражается в агрессии и несоблюдении общепринятых правил.

По мнению большинства психологов, трудными делают подростков обстановка в семье и взаимоотношения членов семьи. Взаимодействие с родителями и близкими родственниками позволит тьютору приблизиться к пониманию первопричины проблем, сопровождающих развитие ребенка, его столь агрессивную самоидентификацию.

Кроме семейной истории, у «неудобного» подростка, как правило, существует зависимость от гаджетов, общение становится по большей части виртуальным, таковым же является и «геройство», отсутствует надежда на достижение желаемой цели.

Работая с такими подростками, тьютору необходимо опираться не на интуицию или опыт воспитания собственных детей, даже если он успешный, а на данные научных исследований в области педагогики, психологии, социологии, когнитивно-поведенческой терапии. Хорошим подспорьем также может служить повышение квалификации и переобучение, участие в конференциях, вебинарах и иных формах обсуждения актуальных вопросов.

Второй ресурс - это выстраивание доверительных отношений. Взрослый человек ориентирован на правила этикета, определенные социальные нормы, принятые в обществе, в то время как трудный подросток нарушает общепринятые правила поведения. Гармонизировать общение с ним далеко не просто. Лучше принять подростка таким, какой он есть. А разглядев лучшие качества его характера, акцентировать внимание на них. Это поможет принять ребенка и будет способствовать зарождению доверия между вами.

Как вы определяете, соответствует ли подросток вашим ожиданиям? Вы принимаете его только тогда, когда он соответствует вашим требованиям и ожиданиям? Если соответствует, то он «правильная» личность, а если нет, то никчемный?

Отвечая положительно на данные вопросы, вы значительно вредите себе, поскольку это отражается на вашем психологическом состоянии. Вы спокойны, когда ожидания оправдываются. Ожидания не оправдываются - появляется состояние страдания. Страдание - это всегда тупик и в личном, и в профессиональном развитии!

В работе тьютора недопустим «доминирующий» стиль поведения. Будьте более гибкими в мышлении и поведении. Напористость, прямолинейность, авторитарность спровоцируют у подростка неискренность и даже ложь. Он будет подстраиваться под стиль поведения тьютора ценой лести или страха.

Высокий уровень эмоционального интеллекта тьютора - неотъемлемый показатель профессионализма. Доносить информацию до подростка следует в положительном эмоциональном тоне, задавать правильные вопросы, интересоваться его желаниями и трудностями в достижении цели, быть добрым, отзывчивым. Выстраивая доверие, не допускайте фальши в отношениях, «качелей» в настроении.

Поведение подростка напрямую зависит от состояния принятия себя, его глубинных убеждений о самом себе, своем мире и окружающих. При положительном принятии себя подросток открыт для общения, воспринимает себя с позиции: «Я такой, какой есть». При отрицательном принятии себя он боится наказания, лжет, оправдывается, воспринимает себя с позиции: «Я плохой, я виноват». Начинает кричать. Крик проявляется как личное страдание.

Если подросток принимает себя негативно, тьютору необходимо хвалить его не эпизодически - «за что-то», а всегда, при неудачах - сочувствовать, направить свой вектор на доброту.

До недавнего времени в педагогической практике бытовала тенденция, направленная на искоренение недостатков у учащихся. Менторский тон учителя провоцировал агрессивную реакцию подростка, что затрудняло достижение желаемой цели. Однако следует отметить, что сегодня воспитательные и образовательные акценты меняются: в школах начинают уделять внимание сильным сторонам учащихся, их интересам и специфике. Этот положительный опыт взаимодействия с подростками следует применять активнее, поскольку атмосфера межличностного общения становится благоприятнее, а учебная деятельность приобретает творческий характер.

Разрабатывая «дорожную карту» взаимоотношений между тьютором и подростком, необходимо определить ключевые «правила движения». Первое - это честность! Подростки не должны бояться говорить вам правду. Необходимо объяснить им, что проблемы появляются в тех случаях, когда в отношения проникает ложь. Она порождает эмоциональное напряжение.

Второе правило - искренность! Особенностью этого правила является неподдельное внимание к подросткам и желание войти с ними в близкий контакт, установление взаимоотношений, основанных на полном доверии и свободе. Для достижения этого тьютору необходимо преодолеть собственный страх перед трудными подростками [1].

Третье правило - порядочность! Между тьютором и подростками выстраиваются отношения «сомкнутых пальцев обеих рук». Недопустимо, если тьютор идет своим путем, со своими требованиями, а подросток -своим путем.

Личностный рост как тьютора, так и подростка следует рассматривать не как путь к успеху, а как желание меняться к лучшему, становиться таким, каким хочешь быть. Опираясь в работе на сильные стороны собственного характера, которые только ждут случая проявиться, вы никогда не проиграете в отношениях с подростками [4].

Ресурс «психотерапевта» будет работать на вас только в том случае, если первые два ресурса уже работают.

Успешного тьютора можно сравнить с любимой мягкой игрушкой. Мысленно его можно обнять, потискать, потрепать, погладить, а когда потребность в нем отпадет, отказаться. Чем больше у тьютора качеств, присущих такой игрушке, тем лучше и естественнее он чувствует себя в контакте с трудными подростками, охваченными неудовлетворенными желаниями [1].

Опыт использования ресурса «психотерапевта» включает в себя работу с триггерами подростка на негативное его проявление; интерпретациями, установками; позициями восприятия; импульсами («химией») тела; физическим дистанцированием; рефлексией; перестройкой мировоззрения.

Трудный подросток, находясь в доверительных отношениях с тьютором, воспринимает его как всемогущую личность (злую или добрую), а не в качестве реального лица [1]. По отношению к тьютору, да и к другим участникам образовательного процесса, он будет вести себя так, как диктует уровень эмоционального тона. Движение по эмоциональной шкале, в свою очередь, будет зависеть от «треугольника»: эмоции - восприятие реальности - активность общения.

Шкала тонов - лучшее средство для предвидения поведения, понимания причин подавления. Подросток ниже уровня апатии не способен реагировать ни на что, он не может начинать - изменять - останавливать (контролировать). Подросток в энтузиазме хорошо начинает - изменяет - останавливается (контролирует). Подросток в гневе несет чушь и общается лишь с целью что-то разрушить. Подросток в страхе - убегает.

Поднимаясь по эмоциональной шкале тонов, подросток лучше общается, реальность для него становится более «плотной», мир четким и ярким. Находясь в положительных эмоциях, подросток готов договариваться, соглашаться, обмениваться идеями. Его мозг нейропластичен, и ребенок склонен меняться. Да, процесс этот долгий.

Мой опыт работы в группах с трудными подростками позволяет предложить тьютору следующий алгоритм для выхода из конфликта:

- встретиться;

- объяснить свою «реальность» - то, что вы чувствуете;

- выслушать подростка, понять, что он чувствовал в конфликте, какие эмоции испытывал;

- найти что-то хорошее общее. Обсудить это;

- найти то, с чем вы оба согласны, обоим нравится;

- максимально поддержать положительные эмоции.

Тьютору важно быть внимательным к своим мыслительным конструкторам и быть более гибким в своем мышлении на протяжении всей профессиональной деятельности. Оценивая свой образ мыслей более реалистично и адаптивно, эмоциональное состояние и поведение будет только улучшаться [2]. Бывает так, что, сравнивая подростка с собой, тьютор размещает части себя в подростке [8]. Происходит некое слияние в одно целое. Это серьезная ошибка тьютора, ведь подросток - это отдельная личность.

Отдельный ресурс личного развития в работе тьютора - применение приемов менеджмента. Уметь тонко управлять, а где-то и манипулировать - это искусство коммуникации [9]! Манипулировать - значит создавать ситуации осознанного выигрыша.

12 шагов развития социальных навыков как у подростков, так и у тьюторов:

1. Ставить себя на место другого человека.

2. Называть эмоции свои и чужие. Ведение дневника эмоций.

3. Расширять кругозор.

4. Думать на два шага вперед.

5. Пройти тренинг по тревожности.

6. Не кричать. Не вести долгие споры с агрессивно настроенными людьми/Говорить спокойно, сдержанно, с полуулыбкой. Взять паузу в общении.

7. Понимать людей. Не питать по отношению к ним неоправданных ожиданий.

8. Не требовать от себя и других больше, чем это возможно.

9. Не становиться заложником эмоций/На какое-то время отстраниться от происходящего.

10. Не поддаваться групповому влиянию/Отвлечься, уйти в другое место. Обдумать решение, а не проблему.

11. Научиться владеть техникой убеждения.

12. Становиться сильной личностью.

Итак, готовы ли вы стать тьютором - быть ответственным, увлеченным, добрым, иметь сострадание и желание помогать, принимать решения и действовать, осознавать последствия и рисковать? Если готовы, отдайте себя полностью этой благородной профессии и не сомневайтесь.

Список литература /References

1. Бабин С.М. Психотерапия психозов: практическое руководство. - СПб: Спец Лит, 2011.

2. БекДж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. - ПИТЕР: 2022.

3. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - СПб: Союз, 2002.

4. Гарднер Г. Truth, beauty, and goodness reframed: Educating for the virtues in the 21st century/ Переосмысление истины, красоты и добра: воспитание добродетелей в 21 веке — New York: Basic Books, 2011.

5. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. -СПб: Речь, 2005.

6. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М., 1999.

7. Институт современной психологии и психиатрии г. Новосибирск.

8. Центр психотерапии и неврологии доктора Ермакова. «Эти ужасные прекрасные подростки». Ведущая психолог Золоткова О.В.

9. Искусство коммуникации.

10. Эмоциональный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.