Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

349
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОДРОСТКИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некоз Яна Олеговн, Игнатович Светлана Сергеевна, Елагина Вера Сергеевна

Введение. Статья посвящена проблеме выявления факторов, способствующих развитию агрессивного поведения подростков в социальных сетях. В условиях социальных сетей изменяется характер общения и возникают новые факторы, способствующие развитию агрессии между подростками, однако эти факторы изучены недостаточно. Цель работы: выявить и обосновать факторы, способствующие формированию агрессивного поведения подростков в соцсетях. Объект исследования - агрессивное поведение подростков. Предмет исследования - социальные сети как фактор развития агрессивного поведения подростков. Задачи исследования : на основе теоретического анализа научной литературы изучить возникновение и развитие агрессивного поведения; выявить факторы влияния на агрессивное поведение подростков; изучить и охарактеризовать причины, порождающую агрессию в социальных сетях; выявить способы коррекции агрессивного поведения подростков. Методы исследования. Исследование проведено с помощью теоретических методов, включающих анализ литературы, систематизацию и обобщение полученной информации, моделирование процесса коммуникации подростков в социальных сетях. Проведен анализ подросткового возраста и охарактеризовано поведение подростков. Результаты. Установлены и охарактеризованы особенности межличностного общения подростков в социальных сетях. Выявлены и обоснованы причины, которые порождают агрессию в процессе общения в социальных сетях. Определены формы агрессивности подростков, которые имеют общую идею. Выделены основные факторы, оказывающие влияние на агрессивное поведение подростков в социальных сетях: стремление к превосходству, субъективное чувство неполноценности, зависть, месть, развлечение, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, низкий уровень развития эмпатии, отсутствие умения разрешать конфликты, индивидуально-личностные характеристики индивида. Также установлен феномен деградации эмоциональной личности подростка. Определена роль родителей и педагогов в коррекционных действиях над агрессивностью подростков (без ущерба развитию личности). Выводы и заключение . Доказано, что выявленные факторы воздействуют на агрессивное поведение подростков в социальных сетях. Основными путями решения данной проблемы являются профилактические методы: тренинги, агитации живого общения, проведение лекций, бесед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Некоз Яна Олеговн, Игнатович Светлана Сергеевна, Елагина Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN SOCIAL NETWORKS

Introduction. The article is devoted to the problem of identifying the factors contributing to the development of aggressive behavior of adolescents in social networks. The nature of communication in social networks changes and new factors contribute to the development of aggression among adolescents, but these factors have not been studied sufficiently. Purpose of the work: to identify and substantiate the factors contributing to the aggressive behavior of adolescents in social networks. The object of the study is the aggressive behavior of teenagers. Subject of the study - social networks as a factor in the development of aggressive behavior of adolescents. Objectives of the study: based on a theoretical analysis of scientific literature, to study the emergence and development of aggressive behavior; to identify factors influencing the aggressive behavior of adolescents; to study and characterize the causes that generate aggression in social networks; to identify ways to correct aggressive behavior of adolescents. Research methods. The study was conducted using theoretical methods, including literature analysis, systematization and generalization of the information received, modeling of the communication process of adolescents in social networks. The analysis of adolescence is carried out and the behavior of adolescents is characterized. Results. Peculiarities of interpersonal communication of adolescents in social networks were established and characterized. The reasons that generate aggression in the process of communication in social networks were identified and substantiated. The forms of aggression of adolescents that have a common idea are identified. The main factors that influence the aggressive behavior of adolescents in social networks were identified: striving for superiority, subjective feeling of inferiority, envy, revenge, entertainment, conformism, problems in family relationships, low level of empathy development, lack of conflict resolution skills, individual personality characteristics of an individual. The phenomenon of degradation of the adolescent's emotional personality was also established. The role of parents and teachers in corrective action over the aggressiveness of adolescents (without harming the development of personality) was determined. Conclusions and Conclusion. It has been proved that the identified factors affect the aggressive behavior of adolescents in social networks. The main ways of solving this problem are preventive methods: trainings, agitation of live communication, lectures, conversations.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-6-82-99 УДК 376.3 END NCKNNU

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4008-8700 e-mail: YANZEL98@MAIL.RU

Светлана Сергеевна Игнатович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru

Вера Сергеевна Елагина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2469-9285 e-mail: V_275@mail.ru

Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме выявления факторов, способствующих развитию агрессивного поведения подростков в социальных сетях. В условиях социальных сетей изменяется характер общения и возникают новые факторы, способствующие развитию агрессии между подростками, однако эти факторы изучены недостаточно. Цель работы: выявить и обосновать факторы, способствующие формированию агрессивного поведения подростков в соцсетях. Объект исследования - агрессивное поведение подростков. Предмет исследования - социальные сети как фактор развития агрессивного поведения подростков.

Яна Олеговна Некоз

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

Задачи исследования: на основе теоретического анализа научной литературы изучить возникновение и развитие агрессивного поведения; выявить факторы влияния на агрессивное поведение подростков; изучить и охарактеризовать причины, порождающую агрессию в социальных сетях; выявить способы коррекции агрессивного поведения подростков.

Методы исследования. Исследование проведено с помощью теоретических методов, включающих анализ литературы, систематизацию и обобщение полученной информации, моделирование процесса коммуникации подростков в социальных сетях. Проведен анализ подросткового возраста и охарактеризовано поведение подростков.

Результаты. Установлены и охарактеризованы особенности межличностного общения подростков в социальных сетях. Выявлены и обоснованы причины, которые порождают агрессию в процессе общения в социальных сетях. Определены формы агрессивности подростков, которые имеют общую идею. Выделены основные факторы, оказывающие влияние на агрессивное поведение подростков в социальных сетях: стремление к превосходству, субъективное чувство неполноценности, зависть, месть, развлечение, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, низкий уровень развития эмпатии, отсутствие умения разрешать конфликты, индивидуально-личностные характеристики индивида. Также установлен феномен деградации эмоциональной личности подростка. Определена роль родителей и педагогов в коррекционных действиях над агрессивностью подростков (без ущерба развитию личности).

Выводы и заключение. Доказано, что выявленные факторы воздействуют на агрессивное поведение подростков в социальных сетях. Основными путями решения данной проблемы являются профилактические методы: тренинги, агитации живого общения, проведение лекций, бесед.

Ключевые слова: агрессивное поведение, социальные сети, подростки, виртуальный мир, интернет-зависимость

Для цитирования: Некоз Я.О., Игнатович С.С., Елагина В.С., Факторы развития агрессивного поведения подростков в социальных сетях // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том5 . № 6 . С. 82-99 Б01: 10.17748/2686-9969-2022-5-6-82-99

Благодарность рецензентам и редколлегии журнала за профессионализм, высокие стандарты издательской деятельности, коллективу журнала за активное взаимодействие с авторами, оказание необходимой методической поддержки при подготовке статей и ценные советы по повышению качества научных материалов, за те коммуникации, которые носят объективный, аргументированный, доброжелательный и оперативный характер.

Original article.

FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS IN SOCIAL NETWORKS

Yana OlegovnaNekoz

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4008-8700 e-mail: YANZEL9 8 @MAIL. RU

Ignatovich Svetlana Sergeevna

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru

Vera Sergeyevna Elagina

South Ural State University of Humanities and Pedagogy Chelyabinsk, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2469-9285 e-mail: V_275@mail.ru

Annotation. Introduction. The article is devoted to the problem of identifying the factors contributing to the development of aggressive behavior of adolescents in social networks. The nature of communication in social networks changes and new factors contribute to the development of aggression among adolescents, but these factors have not been studied sufficiently. Purpose of the work: to identify and substantiate the factors contributing to the aggressive behavior of adolescents in social networks. The object of the study is the aggressive behavior of teenagers. Subject of the study - social networks as a factor in the development of aggressive behavior of adolescents. Objectives of the study: based on a theoretical analysis of scientific literature, to study the emergence and development of aggressive behavior; to identify factors influencing the aggressive behavior of adolescents; to study and characterize the causes that generate aggression in social networks; to identify ways to correct aggressive behavior of adolescents.

Research methods. The study was conducted using theoretical methods, including literature analysis, systematization and generalization of the information received, modeling of the communication process of adolescents in social networks. The analysis of adolescence is carried out and the behavior of adolescents is characterized. Results. Peculiarities of interpersonal communication of adolescents in social networks were established and characterized. The reasons that generate aggression in the process of

communication in social networks were identified and substantiated. The forms of aggression of adolescents that have a common idea are identified. The main factors that influence the aggressive behavior of adolescents in social networks were identified: striving for superiority, subjective feeling of inferiority, envy, revenge, entertainment, conformism, problems in family relationships, low level of empathy development, lack of conflict resolution skills, individual personality characteristics of an individual. The phenomenon of degradation of the adolescent's emotional personality was also established. The role of parents and teachers in corrective action over the aggressiveness of adolescents (without harming the development of personality) was determined. Conclusions and Conclusion. It has been proved that the identified factors affect the aggressive behavior of adolescents in social networks. The main ways of solving this problem are preventive methods: trainings, agitation of live communication, lectures, conversations.

Keywords: aggressive behavior, social networks, teenagers, virtual world, Internet addiction

For citation: Nekoz Y.O., Ignatovich S.S., Elagina V.S. Factors in the development of aggressive behavior of adolescents in social networks // Pedagogy: History, Prospects. 2022. Vol.5 .no.6. p. 82-99 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-6-82-99

Acknowledgement: Thanks to the reviewers and the editorial board of the journal for professionalism, high standards of publishing activity, the staff of the journal for active interaction with the authors, providing the necessary methodological support in the preparation of articles and valuable advice on improving the quality of scientific materials, for those communications that are objective, reasoned, benevolent and prompt.

Введение. На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема подростковой агрессивности, масштабы которой в последние годы значительно возросли. Это отмечают как учителя, социальные педагоги и школьные психологи, так и родители подростков, характерными качествами которых становятся истеричность, тревожность, конфликтность, вспыльчивость. Большинство родителей единогласны в том, что их дети стали безжалостными, неуступчивыми, неуправляемыми, готовыми на противоправные поступки. Так, согласно показателям аналитического центра НАФИ количество правонарушений несовершеннолетних с каждым годом увеличивается [1].

Анализируя психолого-педагогическую литературу, обобщая опыт педагогов-практиков, мы установили, что причинами агрессии подростков являются генетико-биологические факторы, негативное влияние подростковых компаний и СМИ, желание подростка самоутвердиться в социуме, социально-экономическое неравенство, конфликтные отношения в семье, школе и т.д. Одним из прогрессирующих видов агрессии, получивших в последнее время широкое распространение, является агрессия подростка в социальных сетях, которая получила широкое распространение на территории виртуальных сетей.

Следует отметить, что в настоящее время социальные сети пользуются большой популярностью у подростков. Их роль в жизни и деятельности подростков колоссальная и оказывает на них как позитивное, так и негативное влияние. Следует признать, что социальные сети как Интернет-ресурсы, как средство для общения, помогают подросткам находить друг друга, общаться, обмениваясь текстовыми сообщениями, фото-, видео- или аудиоматериалами, выполнять совместные проекты. Общаясь со сверстниками в социальных сетях, подростки приобретают коммуникативные навыки. Социальные сети для подростков являются не только источником информации, но и средством формирования коммуникационной культуры.

Таким образом, сложилась ситуация, которая характеризуется противоречием: с одной стороны, социальные сети способствуют становлению личности подростка, формируют его коммуникативную культуру, а, с другой, становятся территорией воспитания агрессивного поведения подростков и в виртуальном, и в реальном жизненном пространстве.

Выявленное противоречие определило проблему, состоящую в поиске ответа на вопросы: «Как социальные сети влияют на поведение, характер общения подростков с родителями, учителями, сверстниками?», «Какие факторы способствуют развитию агрессии?», «Что необходимо изменить в семье и школе, чтобы снизить проявление подростковой агрессивности?»

Актуальность данной проблемы определила выбор направления нашего исследования, так как является недостаточно изученной и требует поиска путей ее решения.

Обзор литературы. Исследование такого явления как подростковая агрессивность в соцсетях является существенно значимой и актуальной в современном обществе. Проблема подростковой агрессивности нашла отражение в научных трудах В.А. Авериной, Г.Е. Ураевой, Н.А. Селиверстова, А.А. Баранова, К.Д. Хломова, О.Н. Боголюбовой, Р.Х. Рыхты, А.В. Сагайдук, Г. Айзенка, А. Басса и А. Дарки, Г. Шмишека, К. Леонгарда, посвященных изучению сущности подростковой агрессивности, определению факторов, лежащих в основе формирования агрессии подростков, причин возникновения агрессивного поведения, разработки методик его выявления и программ психологического сопровождения подростков и их родителей.

Изучению данной проблемы было уделено достаточно внимания не только российскими, но и зарубежными учеными (Ю. Хабермаса, П. Бергер, Э. Гидденс, А. Бандура, О.Ф. Кернберг, Л.М. Семенюк, И.Ю. Кулагин, Л.Ю. Иванов, Т.Г. Румянцев, Питера Мак-Ларен, Л.А. Найденов, П.Ю. Еремеев, К.Д. Хломова, Н.И. Хохловай, Р. Ковальски, С. Лимберг, Д. Ольвеус и др.). Их вклад развития данного направления в психологии трудно переоценить.

По мнению психолога В.А. Аверина, подросток постоянно сталкивающийся с агрессией и насилием по отношению к себе или по отношению к другим людям, испытывает боль, напряжение и страх, а окружающий мир воспринимает с опаской, боязнью. У подростков появляется чувство, будто весь мир к ним относится с враждебностью, что затрудняет процесс социализации ребенка [2, с. 36 - 43].

Анализируя факторы возникновения агрессии, Т.А. Поскакалова выделяет из них две группы, оказывающих влияние на уровень агрессивности подростков: 1) демографические (пол, возраст и т.д.), 2) социальные, определяющие выбор социальных сетей, характер виртуального общения, важность «он-лайн идентичности» [4].

В своей исследовательской работе О.В. Рубцова подчеркивает, что подростки, имеющие повышенный уровень агрессии при «создании собственной «пользовательской подобности», предрасположены изменять данные о себе. Им характерна частая манипуляция, а также фривольность при общении со сверстниками в соцсетях [5].

Проводя анализ агрессивного поведения, Т.Б. Дмитриева пришла к выводу о том, что одним из моментов личностной деградации подростков является потеря способности сочувствовать и сопереживать [6].

Причиной негативных отношений подростка с обществом, демонстрация агрессивного поведения и жестокости, по мнению А.А. Бодалева, являются не до конца сформированные коммуникативные качества личности подростка [7, с. 10 - 13].

Мы разделяем мнение Р.А. Внебрачных, что враждебность, унижение и издевательства, наблюдаемые в социальных сетях, возникают вследствие нарушения этики коммуникации в них [3].

Методы исследования. Исследование проведено с использованием теоретических методов, включающих анализ литературы, систематизацию и обобщение полученной информации, моделирование процесса коммуникации подростков в социальных сетях, а также изучение и анализ особенностей подросткового возраста.

Теоретической базой исследования послужили: теория агрессивного поведения и теория влечения З. Фрейда [8]; теория фрустрационной агрессии Д. Долларда [9]; теория агрессии А. Бассе [10]; теория деструктивности Э. Фромма [11, с. 34 - 56]; этологический подход К. Лоренца [12]; ревизионистский подход Л. Берковитца [13]; теория социального научения А. Бандуры [14]; теория переноса возбуждения Д. Зильманна [15]; теория развития личности Л.С. Выготского [16].

Методологической основой исследования послужили: принципы системного похода в психологии Б.Ф. Ломова, Л. Берковиц [17, 18]; теория комплексного изучения личности подростков И.С. Кон [19]; этико-гуманистический подход К. Роджерса [20]; эффективно-динамического подхода И.А. Фурманова [21].

Подростки усваивают агрессивное поведение не только вследствие своих возрастных особенностей, но и путем прямого воздействия социума, семьи, ровесников, информации, полученной в соцсетях.

Безусловно, семья оказывает большое влияние на личность подростка и, если родители постоянно проявляют агрессивное поведение друг к другу, то и подросток будет транслировать этот стиль.

Подростки приобретают информацию об агрессивном поведении и из общения с ровесниками. Наблюдая за поведением и манерой общения своих одноклассников, друзей, подростки «впитывают» в себя правила агрессивного поведения.

У каждого ребенка агрессивное поведение проявляется индивидуально в разных формах, но имеют общие причины - это неумение подростка управлять и контролировать ситуацию, свое психическое состояние, эмоции, чувства, отношения.

Происхождение агрессивного поведения зависит от общественной среды, в которой осуществляется развитие личности. Накапливаясь, агрессия выражается в условных формах. Возникновению агрессивного поведения подростков могут способствовать увлеченность агрессивными видеоматериалами, изображениями, фильмами, играми, информацией, предоставленной в социальных сетях. Использование социальные сетей подростками воспринимается двойственно: на первый взгляд, они испытывают восхищение от большого количества ресурсов социальных сетей, возможностью иметь много друзей, по своему усмотрению добавлять друзей или удалять их из своего аккаунта. Однако, все больше и больше психологи в своих исследованиях высказывают озабоченность об опасном влиянии социальных сетей на психоэмоциональное состояние подростков, проявляющемся в агрессии и враждебности по отношению к окружающим их людям.

Нельзя не отметить, что социальные сети для подростков становятся тем местом, где подросток свободен от воздействия родительского контроля, где он может самореализоваться, где его принимают таким, какой он есть, забывая о том, что эта виртуальная агрессивная территория может вызвать у него агрессию.

Существует большое количество мнений о том, какие факторы лежат в основе формирования агрессивного поведения. Один из них - это неосуществленные природные подсознательные влечения. Например, по мнению З. Фрейда, в основе агрессивного поведения лежит либидо, которое проявляет себя в напряженности. Э. Фромм считает, что жестокость и деструктивность свойственны людям. Животные не способны иметь эти черты [22, с. 311 - 312].

Вследствие частого нахождения в соцсети подростки испытывают эмоциональное напряжение, перерастающее в агрессивное поведение, которое может стать для них привычным. Подросток становится не эмоциональным человеком, он не может сочувствовать другим людям, сопереживать им, а позднее теряет эти чувства и по отношению к себе. Такой подросток начинает испытывать трудности в общении с друзьями, учителями и родителями.

Американской компанией McAfee было проведено исследование поведения подростков, которые подвергались кибербуллингу в соцсетях. По полученным данным удалось выяснить, что 87% подростков оказались свидетелями ки-бербуллинга. 50% подростков были втянуты в конфликты из-за публикаций в соцсетях. 4% подростков признались, что виртуальный конфликт перешел в реальную жизнь, где использовалась физическая расправа [23]. Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить причины, порождающие кибер-буллинг (интернет-агрессия):

1. Стремление к превосходству - тяга к жизни, тяга быть первым -природное бессознательное является двигателем развития человека. На протяжении всей жизни человек учится преодолевать жизненные трудности и выходить из них лучшим. Именно в подростковом возрасте проявляется стремление детей к конкурентной борьбе друг с другом. По мнению Альфреда Адлера, подростки, желающие выделиться из общей массы сверстников, развивают в себе такие качества, как решительность и настойчивость в отстаивании своего превосходства перед сверстниками.

То же самое происходит и в виртуальной жизни, а именно, в соцсетях. Среди сверстников идет соперничество за социальный статус. Подросток стремится к популярности среди пользователей. Если его ожидания не оправдываются, он теряет авторитет, то возникает чувство неполноценности, формируются комплексы, снижается самооценка, что и приводит к проявлению враждебности и агрессивности как к пользователям сети, так и ко всем окружающим. Невозможность самореализваться и самоутвердиться в подростковой среде приводит к возникновению кибербуллинга или же троллинга.

2. Субъективное чувство неполноценности - в подростковый период у ребенка усугубляется понимание социума, а также увеличивается самокритика, вследствие чего может появиться комплекс неполноценности. Из-за быстрого физического развития, гормональной перестройки организма, недостаточно сформированной психики подростка начинаются проблемы с самовосприятием. Чтобы благополучно перенести процесс взросления, подростку важно быть в референтной группе, объединенной общими интересами, значимой деятельностью, дружбой или товариществом. Безусловно, в этот период социальные сети способствуют тому, чтобы подросток нашел свое окружение (желательно одного возраста), в котором дети проходят такой же период взросления. Но социальные сети для подростка могут стать и площадкой насмешек, унижений и издевательств. В этой ситуации подросток становится замкнутым, отчужденным и ма-

лообщительным. Его защита от агрессивного виртуального мира происходит с помощью ответного агрессивного поведения, сформированного от отчаяния. Агрессия постепенно выходит из виртуального мира в реальный, например, по отношению к своим родителям. В данный период взросления ребенку очень важна помощь родителей. Регулярные беседы, совместный отдых, прогулки, занятия спортом, разговоры по душам помогают подростку пережить трудный для него период.

3. Зависть - скрытая конкуренция. Зависть для человека может служить как мотивационным, так и ограничивающим фактором. Желание кого-то опередить, стать лучше - это, безусловно, стимулирует человека к развитию в разных сферах своей жизни. Но зависть может и выступать в роли ограничений, когда человек постоянно фокусируется на чужих победах, из-за чего его внимание притупляется, а положение ухудшается. Человек теряет свою индентичность, социальную значимость, постепенно идет к разрушению самого себя.

4. Месть - поступок человека с целью причинить вред человеку или людям, которые прежде нанесли вред ему. Изначально месть возникает из-за столкновения внутренних убеждений человека, возникшего вследствие непредвиденных ситуаций. Когда в человеке задевают его убеждения, взгляды или принципы, в нем формируется злость, бешенство, гнев и ярость (от английского «abuse» - «злоупотреблять, оскорблять, плохо обращаться»). В таком состоянии человек способен на разные поступки.

В социальных сетях месть может также порождать агрессивное поведение подростков. То есть подросток может через различные формы угрозы, шантажа или запугивания нанести ответные действия своему обидчику, при этом он не считает себя абьюзером. Обычно в число мстительных людей попадают те, к кому уже когда-то проявлялась агрессивность, враждебность в социальных сетях,

5. Развлечение - агрессия в социальных сетях может формироваться на легком юморе, то есть шутке. Конечно же, шутить, открыто иронизировать можно, при этом не причиняя обид другому человеку, не унижая его достоинства. Но возможен и другой вариант развлечения, когда открыто ехидничая, наносится психологический вред другому человеку, вследствие чего у него в дальнейшем могут быть проблемы и с самооценкой, и с внутренним состоянием.

Подростки из-за большого количества времени ищут для себя развлечения. Социальные сети им в этом способствуют. Например, для разжигания конфликта подросток может отредактировать в фотошопе фотографию своего одноклассника и сделать из нее «мем», что для одного будет забавой, а для другого -нарушение психоэмоционального состояния.

6. Конформизм - изменение мышления или мнения человека, вследствие чего меняется и его поведение посредством давления другого человека или группы людей.

В подростковом возрасте конформизм проявляется примыканием подростка к какой-либо группе, сообществу обидчиков. Такими подростками движет страх самим попасть под агрессию в сети, поэтому им проще примкнуть к группе злотворцев. Они действуют как обидчики, чтобы не выделяться из общей группы и получить от нее поощрение, некий мираж защиты от общества.

7. Проблемы в семейных взаимоотношениях - из-за недостаточного доверительного общения с родителями подростки проявляют агрессию в соцсетях с целью привлечь к себе внимание. Также агрессия наступает вследствие отсутствия родительского контроля, то есть подросток не знает рамок дозволенных действий по отношению к другим сверстникам. Либо, наоборот, чрезмерный контроль, строгость родителей провоцируют агрессивное поведение в соцсетях с целью выплеска своего негатива на других участников соцсети. Такие родители подавляют своего ребенка из-за несогласия подчинения. Подросток «нападает» на других, чтобы отстоять себя.

8. Низкий уровень развития эмпатии - осмысленного сопереживания человеку. Многие подростки не считаю проявление интернет-агрессии чем-то плохим, а наоборот, получают от этого удовольствие. Им нравится чувствовать свою популярность и авторитетность среди других пользователей.

9. Отсутствие умения разрешать конфликты. Конфликты для подростков - это одно из главных звеньев их взросления. Взросление происходит за счет того, что подросток самостоятельно ищет способы решения конфликтов. Если же у подростка в реальной жизни недостаточно поддержки в конфликте со стороны своих одноклассников, он может перенести конфликт в виртуальный мир, где находится большая аудитория его ровесников. За счет большого количества пользователей или союзников подросток чувствует свою властность, силу над другим оппонентом конфликта.

10. Индивидуально личностные характеристики индивида - это определенная модель отношений и поведения человека, которые сложились за счет влияния социума и жизненных ситуаций. Например, акцентуация характера -чрезмерное развитие некоторых качеств индивида, вследствие чего появляются проблемы в коммуникации с обществом. Из-за этого у подростка начинаются проблемы в общении с ровесниками. Такие дети в большей степени предрасположены к кибербуллингу. Например, такое качество характера человека, как эгоизм. Человек, обладающий эгоизмом, желает чувствовать и ощущать превосходство над другими людьми для осуществления своих целей и желаний, в любых ситуациях он ищет выгоду только для себя. Такие подростки особенно любят привлекать много внимания к своей личности, чувствуют удовлетворение от признаний и поддержки других. Соцсети дают возможность эгоцентричному подростку удовлетворять свои потребности и при этом ощущать весь спектр эмоций. Его чувства никто не задевает, а он, в свою очередь, возвышается за счет унижения и оскорбления других людей. В этом случае подрастающий агрессор занимает доминирующую позицию, где совсем не испытывает чувство жалости к своей жертве.

Агрессивное поведение подростков в какой-то степени носит насильственный характер, а, значит, непосредственно влечет за собой нарушение во многих жизненных сферах подростка. Это могут быть и проблемы со здоровьем, во взаимоотношениях между ровесниками и друзьями, учителями и родителями. У подростка, которому присуще агрессивное поведение, снижается внимание и ухудшается память, что негативно сказывается на его учебе. Ему трудно сосредоточиться на изучении учебного материала. Он постоянно думает о том, как бы скорее зайти в социальную сеть и удовлетворить свои потребности. Чувство ожидания, нетерпения ведут к накоплению агрессии, вследствие чего наблюдается ее переизбыток. У жертв кибербуллинга имеются похожие симптомы, но они уже связаны со страхом. Подростку, который подвергается буллингу в соцсетях, постепенно становится трудно найти общий контакт с другими пользователями сети, а в жизни - со сверстниками. Все это происходит из-за постоянной тревоги и паники, которая со временем без помощи близких может перерасти в глубокую депрессию и даже привести к суициду.

Бороться с агрессивностью в сети можно. Безусловно, важна роль родителей, их внимание и взаимопонимание может помочь ребенку справиться со своим состоянием, преодолеть трудности, связанные и с общением, и с учебой. Кроме того, сам подросток может воспользоваться некоторыми функции, которые помогут подростку не подвергаться буллингу. Например, можно настроить конфиденциальность своего аккаунта, тогда информация, которая имеется у подростка на странице, станет недоступна интернет-агрессору. Также в сети имеется клавиша «беспокойства». То есть, если агрессивные действия уже были направленны в сторону подростка, он может «пожаловаться» на данный аккаунт, с которого были совершены негативные действия. В свою очередь, данная жалоба попадет администраторам соцсетей, которые незамедлительно должны среагировать и провести анализ совершенным действиям агрессора. Вследствие этого страницу обидчика блокируют. Агрессор больше не имеет возможности посещать данную соцсеть.

Велика роль образовательных организаций. Во-первых, современные школьники большое количество времени проводят в учебном заведении: посещение уроков, различных секций, кружков, олимпиад и других мероприятий. Рано или поздно подростки начинают проявлять агрессивное поведение, например, по отношению к своим одноклассникам или в общении с учителями, при выполнении каких-либо школьных заданий.

Задача школы заключается в создании образовательной среды, которая способствует формированию толерантного, уважительного отношения к обучающимся, развитию творческих способностей, созданию комфортного психологического климата. Учитель должен выступать в роли наставника, помощника, старшего товарища, искренне заинтересованного в развитии ребенка. Учитель

может объединить детей, сплотить их общей познавательной деятельностью, увлечь интересной идеей или проектом, создать творческую атмосферу и на уроках, и во время коллективных творческих дел во внеурочное время, вовремя разрешить конфликтные ситуации, оказать своевременную поддержку и помощь.

Важную роль в воспитательной работе школы играют классные часы, целью которых является формирование у подростков ценностных ориентаций, коммуникативной культуры, этических норм поведения, а также развитие умений осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и поступков, адекватно воспринимать себя и других людей, проводить рефлексию, воспитывать самостоятельность и ответственность в принятии решений.

С постоянно развивающимися цифровыми технологиями подросткам важно проводить такие классные часы, которые направлены на профилактику агрессии, буллинга и жестокости в интернет-пространстве, формирование знаний о стратегиях поведения во время конфликта, средствах и способах выхода из него. Тематикой классных часов должны стать вопросы профилактики любых форм насилия в семье, в школе, в интернет-пространстве.

Большое значение имеет взаимодействие педагога с родителями подростка. Педагог с профессиональной точки зрения может дать правильный совет родителям в решении трудных жизненных ситуаций с подростком, оказать помощь в воспитании детей.

Помощь учителям и родителям должны оказать и психологи школы, предложив им разные программы и психологические тренинги, целью которых является оказание помощи и психологической поддержки. Так, например, педагогом -психологом Е.А. Рыхта разработана программа психологического сопровождения для подростков и их родителей. Программа включает два блока: в первом блоке родителям оказывается психолого-педагогическая помощь, повышается их педагогическая культура в воспитании детей, даются рекомендации по организации общественно-семейного взаимодействия, изучаются способы разрешения конфликтов. Во втором блоке ведется работа с подростками, целью которой является развитие их ценностно-смысловой и когнитивной сферы [24].

Педагог-психолог А.В. Сагайдук разработала тренинг для подростков и родителей «Путь понимания и доверия», который включает игровые ситуации, направленные на взаимодействие и сотрудничество детей и родителей; оказание помощи родителям в понимании психологических особенностей подростков; активизацию эффективных коммуникаций внутри семьи; помощь родителям в понимании причин негативных поведенческих проявлений у подростка [25].

Во-вторых, в каждом общеобразовательном учреждении имеется психолог, который регулярно проводит различные анкетирования и тестирования. С помощью их работы можно выявить какие-либо отклонения в психолого- 93 -

эмоциональной сфере обучающегося, взять его поведение под контроль. Отклонения поведения могут проявляться в низкой самооценке, высоком уровне тревожности, депрессивном состоянии, замкнутости в ответах на вопросы, жестокости по отношению к окружающему миру, низком уровне доверия, избегании общения со сверстниками и др. Выявить отклонения можно через различные игровые терапии, тренинги, тесты, психологическое конструирование и индивидуальные беседы. Например, используя тест Г. Айзенка, можно определить тип темперамента подростка, уровень проявления экстраверсии-интроверсии, нейро-тизма, выявить эмоциональную устойчивость или неустойчивость, реакцию испытуемого на стресс [26].

Опросник Леонгарда-Шмишека позволяет определить тип акцентуаций характера подростков, выявить характер нарушений в их поведении [27].

Существенный вклад в изучение психоэмоциональной и личностной сфер подростка внесли психологи А. Басс и А. Дарки, разработав методику для выявления агрессивности у подростков. Методика представляется в виде опросника, с помощью которого можно диагностировать враждебную и агрессивную реакцию [28].

Заключение. В ходе исследования были выявлены факторы, которые порождают агрессию в социальных сетях. К ним относятся стремление к превосходству, субъективное чувство неполноценности, зависть, месть, развлечение, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, низкий уровень развития эмпатии, отсутствие умений разрешать конфликты, индивидуально личностные характеристики подростка.

Определены направления воспитательной работы, осуществляемой учителями в школе и родителями в семье, работа психологов по вывялению индивидуальных психических особенностей подростков, которые необходимо учитывать при организации профилактической и воспитательной работы в школе и семье. Безусловно, важна роль родителей в профилактике подростковой агрессивности принадлежит родителям, их взаимопонимание, доверительное отношение и взаимопонимание помогут подростку справиться с негативными проявлениями своего поведения. Существенную роль в этом может оказать учитель и школьный психолог, который сможет не только выявить определенные проблемы у подростка, но и оказать помощь и поддержку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие агрессивного поведения - это процесс развития, в котором принимают участие ряд факторов. Агрессивное поведение у подростков зависит от влияния на них семьи, ровесников, а также средств массовой информации, с которыми дети могут сталкиваться в социальных сетях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сидоренко, Е. / Грубый возраст [Электронный ресурс]. (дата обращения: 11.12.2022).

2. Аверива, В.А. Психология детей и подростков // 2 -е издание - 1998. -С. 36 - 43.

3. Веневская, И.А. / Склонность несовершеннолетних к агрессивному поведению в сети Интернет // Форум Юридическая психологогия МГППУ [Элекстронный ресур]. (дата обращения: 11.12.2022).

4. Поскакалова, Т.А. / Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях // Research Gate (дата обращения: 11.12.2022).

5. Девдариани, Н.В., Рубцова, Е.В. / Подростковая агрессия как психологическая проблема // АНИ: педагогика и психология. 2020. №2 (31). [Элекстронный ресур] (дата обращения: 18.12.2022).

6. Гусельникова А.В. / Особенности агрессивного поведения подростков При разном уровне эмпатии // [Элекстронный ресур]. (дата обращения: 18.12.2022).

7. Бодалева, А.А. /Общая психодиагностика / под ред.В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 10 - 13.

8. Фрейд, З. Взгляды Зигмунда Фрейда Психология агрессии [Электронный ресурс]. // (дата обращения: 19.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Фрейд, З. Теория влечения (первая) [Электронный ресурс]. // (дата обращения: 19.12.2021).

10. Фрустрационная теория агрессии [Электронный ресурс]. // (дата обращения: 01.11.2022).

11. Басс, А. Теория агрессии [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

12. Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности. - М.: АСТ, 2004. -С. 34 - 56).

13. Шипова, Л.В. Этологический подход к пониманию сущности и причин агрессии человека [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

14. Теории агрессии / Студопедия [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

15. Бандура, А. Теория социального научения [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

16. Теория переноса возбуждения / ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

17. Выготский, Л.С. Теория развития. / ПсихолоджиПро [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

18. Ломов, Б.Ф.: Системный подход в психологии / Studme.org [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

19. Васильева, Д.А. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке / Г.А. Арастович // Студенческий научный форум [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

20. Кон, И.С. Проблема личности в трудах отечественных психологов / Bstudy.net [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

21. Роджерс, К. Гуманистическая психология / Справочник психолога: психология для студентов и начинающих [Электронный ресурс]. (дата обращения: 01.11.2022).

22. Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности. - М.: АСТ, 2004. -С. 311 - 312.

23. Федоренко, И.А. Исследование кибербуллинга в современном мире / И.А. Федоренко, О.Л. Колобова // (дата обращения: 17.03.2022).

24. Рыхта, Е.А. Программа психологического сопровождения для подростков и их родителей // (дата обращения: 19.03.2022).

25. Сагайдук, А.В. Тренинг для подростков и родителей «Путь понимания и доверия» // (дата обращения: 19.03.2022).

26. Айзенк, Г. Тест на определение темперамента человека (EPI) / Портал о психологии // (дата обращения: 19.03.2022).

27. Леонгарда, К. - Шмишека Г. Адаптированный подростковый опросник // (дата обращения: 19.03.2022).

28. Басс, А. Методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности / Ваш психолог // (дата обращения: 19.03.2022).

REFERENCES

1. Sidorenko, E..Rough age.Izvestia. (date of access: 11.12.2022).

2. Averiva, V.A.. Psychology of children and adolescents // 2nd edition. 1998. P. 36 - 43.

3. Venevskaya, I.A..Tendency of minors to aggressive behavior on the Internet.Forum Legal Psychology of the Moscow State Pedagogical University. (date of access: 11.12.2022).

4. Poskalova, T.A.. / Influence of aggressiveness on self-presentation, communication and risky behavior of adolescents in social networks. (date of access: 11.12.2022).

5. Devdariani N.V., Rubtsova, E.V.. / Adolescent aggression as a psychological problem. ANI: Pedagogy and Psychology. 2020. №2 (31). (date of access: 18.12.2022).

6. Guselnikova A.V. Peculiarities of aggressive behavior of teenagers at different levels of empathy. (date of access: 18.12.2022).

7. Bodaleva, A.A.. General psychodiagnostics.ed. V.V. Stolin. Moscow State University Press, 1988.P. 10 - 13.

8. Freud, Z. The Views of Sigmund Freud. The Psychology of Aggression. (date of access: 19.12.2022).

9. Freud, Z. Theory of Attraction (first). (date of access: 19.12.2022).

10. Frustration theory of aggression (date of access: 01.11.2022).

11. Basse, A. Theory of aggression. (date of access: 01.11.2022).

12. Fromm, E. The anatomy of human destructiveness. M.: AST, 2004. P. 34 - 56).

13. Shipova, L.V..Etymological approach to understanding the essence and causes of human aggression. (date of access:01. 11.2022).

14. Theories of aggression / Studopedia (date of access: 01.11.2022).

15. Bandura, A. Social learning theory. (date of access: 01. 11.2022).

16. Excitation transfer theory. (date of access: 01.11.2022).

17. Vygotsky, L.S..Theory of development.Psychology Pro.P

18. Lomov, B.F.: System approach in psychology. (date of access: 01.11.2022).

19. Vasilyeva D.A. Problem of aggressiveness and its solution in psychological science. G.A. Arastovich . Student Scientific Forum. (date of access: 01.11.2022).

20. Kon, I.S. The problem of personality in the works of domestic psychologists. Bstudy.net . (date of address: 01.11.2022).

21. Rogers, K. Humanistic psychology. Handbook of psychologist: psychology for students and beginners. (date of access: 01.11.2022).

22. Fromm, E. Anatomy of human destructiveness. M.: AST, 2004. С. 311 - 312.

23. Fedorenko I.A. Research of cyberbullying in the modern world. I.A. Fedorenko, O.L. Kolobova. (date of access: 17.03.2022).

24. Rykhta, E.A. Program of psychological support for teenagers and their parents. (date of access: 19.03.2022).

25. Sagaiduk A.V. Training for teenagers and parents "The way of understanding and trust". (date of access: 19.03.2022).

26. Eysenck, G. The test for determining the temperament of a person (EPI). Portal on Psychology. (date of access: 19.03.2022).

27. Leonhard, K. - Schmishek G. Adapted adolescent questionnaire. Mode of access: https://psytests.org/leonhard/sm88.html (date of access: 19.03.2022).

28. Bass, A. The Bass-Darke methodology for the diagnostics of aggressiveness. Your psychologist. (date of access: 19.03.2022).

Информация об авторах: Яна ОлеговнаНекоз - магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Направление 44.04.02. Психолого-педагогическое образование. Программа «Среднее образование» г. Краснодар, Россия

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4008-8700 e-mail: YANZEL98@MAIL.RU

Игнатович Светлана Сергеевна - канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru

Вера Сергеевна Елагина - профессор, действительный членРоссийской академии естествознания,профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2469-9285 e-mail: V_275@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Yana Olegovna Nekoz-master student of FSBEI HE "Kuban State University". Direction 44.04.02 Psychological and pedagogical education Secondary education program. Krasnodar, Russia

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4008-8700 e-mail: yanzel98@mail.ru

Svetlana Sergeevna Ignatovich - Ph.D. ped. Sci., Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru

Vera Sergeyevna Elagina - Professor, Full Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of Pedagogy and Psychology Department, Doctor of Pedagogical Sciences, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University of South Ural Chelyabinsk, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2469-9285 e-mail: V_275@mail.ru

The authors have read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 12.11.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 21.12.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.12.2022

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare noconflicts of interests

© Некоз Я.О. 2022 © Игнатович С.С. 2022 © Elagina V.S. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.