Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

3360
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОДРОСТКИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Некоз Яна Олеговна, Игнатович Светлана Сергеевна

Введение: Статья посвящена проблеме зависимости подростков от социальных сетей. Определено влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков. Проведен анализ подросткового возраста и охарактеризовано поведение подростков. Методы исследования: Исследование проведено с помощью методов анализа научной литературы, синтеза и обобщения полученной информации, моделирования процесса общения подростков в социальных сетях. Выдвинуто предположение, что социальные сети выступают значимым фактором развития агрессивного поведения подростков в виртуальном и в реальном жизненном пространстве. Результаты: Выявлено и обосновано влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков. Выводы и заключение: Выделены отличительные особенности и принципы соцсетей, их виды и черты. Определено, что у заядлых пользователей социальных сетей ярко выражена зависимость от общественного мнения, которое выражается в количестве «лайков». Также установлен феномен формирования самооценки личности на основе лайков, который повышает риск депрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Некоз Яна Олеговна, Игнатович Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIAL NETWORKS ON THE AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Introduction: The article is devoted to the problem of adolescents' dependence on social networks. The influence of social networks on the aggressive behavior of adolescents is determined. The analysis of adolescence was carried out and the behavior of adolescents was characterized. Research methods: The research was carried out using the methods of analysis of scientific literature, synthesis and generalization of the information received, modeling of the process of communication of adolescents in social networks. It has been suggested that social networks are a significant factor in the development of aggressive behavior of adolescents in virtual and real life space. Results: The influence of social networks on the aggressive behavior of adolescents has been revealed and substantiated. Conclusions and conclusion: The distinctive features and principles of social networks, their types and features are highlighted. It has been determined that avid users of social networks have a pronounced dependence on public opinion, which is expressed in the number of "likes". The phenomenon of the formation of self-esteem of a person based on likes has also been established, which increases the risk of depression.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-77-100 УДК 376/159.9

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Яна Олеговна Некоз

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-4008-8700 [email protected]

Светлана Сергеевна Игнатович

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 [email protected]

Аннотация. Введение: Статья посвящена проблеме зависимости подростков от социальных сетей. Определено влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков. Проведен анализ подросткового возраста и охарактеризовано поведение подростков.

Методы исследования: Исследование проведено с помощью методов анализа научной литературы, синтеза и обобщения полученной информации, моделирования процесса общения подростков в социальных сетях.

Выдвинуто предположение, что социальные сети выступают значимым фактором развития агрессивного поведения подростков в виртуальном и в реальном жизненном пространстве.

Результаты: Выявлено и обосновано влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков.

Выводы и заключение: Выделены отличительные особенности и принципы соцсетей, их виды и черты. Определено, что у заядлых пользователей социальных сетей ярко выражена зависимость от общественного мнения, которое выражается в количестве «лайков». Также установлен феномен формирования самооценки личности на основе лайков, который повышает риск депрессии.

Ключевые слова: агрессивное поведение, социальные сети, подростки, виртуальный мир, интернет-зависимость

Для цитирования: Некоз Я.О., Игнатович С.С. Влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том. № 2. С. 77-100

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-77-100

Благодарность рецензентам и редколлегии журнала за профессионализм, высокие стандарты издательской деятельности, коллективу журнала за активное взаимодействие с авторами, оказание необходимой методической поддержки при подготовке статей и ценные советы по повышению качества научных материалов, за те коммуникации, которые носят объективный, аргументированный, доброжелательный и оперативный характер.

Original article.

IMPACT OF SOCIAL NETWORKS ON AGGRESSIVE BEHAVIOR

OF ADOLESCENTS

Yana O. Nekoz

FSBEI HE "Kuban State University" Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-4008-8700 [email protected]

Svetlana S. Ignatovich FSBEI HE "Kuban State University" Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 [email protected]

Abstract. Introduction: The article is devoted to the problem of adolescents' dependence on social networks. The influence of social networks on the aggressive behavior of adolescents is determined. The analysis of adolescence was carried out and the behavior of adolescents was characterized.

Research methods: The research was carried out using the methods of analysis of scientific literature, synthesis and generalization of the information received, modeling of the process of communication of adolescents in social networks. It has been suggested that social networks are a significant factor in the development of aggressive behavior of adolescents in virtual and real life space.

Results: The influence of social networks on the aggressive behavior of adolescents has been revealed and substantiated.

Conclusions and conclusion: The distinctive features and principles of social networks, their types and features are highlighted. It has been determined that avid users of social networks have a pronounced dependence on public opinion, which is expressed in the number of "likes". The phenomenon of the formation of self-esteem of a person based on likes has also been established, which increases the risk of depression.

Keywords: aggressive behavior, social networks, teenagers, virtual world, Internet addiction.

For citation: Nekoz Ya.O., Ignatovich S.S. The influence of social networks on the aggressive behavior of adolescents // Pedagogy: history, perspectives. 2022. Vol. 5. No. 2. PP. 77-100 (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-77-100

Acknowledgement: Thanks to the reviewers and the editorial board of the journal for professionalism, high standards ofpublishing, the staff of the journal for active interaction with the authors, providing the necessary methodological support in the preparation of articles and valuable advice on improving the quality of scientific materials, for those communications that are objective, reasoned, friendly and prompt.

Введение.

В XXI веке Интернет прочно вошел в жизнь современного человека. Сейчас уже трудно вообразить свою реальность без ежедневного посещения социальных сетей. Влияние соцсетей на человека все больше и больше волнует ученых.

Тема обсуждения агрессивного поведения подростков в социальных сетях является актуальной в настоящие время. Агрессивное поведение и его разновидности достаточно сильно проявляются у подростков, а неправильное использование социальных сетей способствует большему накоплению агрессивности у подростков и проявлению ее в коммуникационных сетях.

Современный мир демонстрирует подростку сложную тенденцию социализации, так как формирование личности ребенка тесно связанно с процессом развития общества. Благодаря этому все проблемы современного общества отражаются на развитии личности подростка.

На данный момент потребность изучения агрессивного поведения подростков в социальных сетях определяется действительностью современного общества, которому свойственно аккумулировать возникающую напряженность. Ввиду чего, многие люди проявляют асоциальное поведение, надеявшись на то, что агрессивность избавит их от состояния подавленности, безысходности и стресса.

Нами проанализировано большое количество научных работ, в которых изучалось агрессивное поведение подростков в соцсетях (О.Ю. Пескова, М.С. Мельникова, А. Николенко, А.В. Котлярова). Авторы устанавливают потребность определения видов, причин, особенностей агрессивного поведения и симптомы зависимости подростков от социальных сетей, а также выделяют способы профилактики агрессивности у подростков и приемы коррекции поведения.

Обзор литературы.

Изучение проявления агрессивного поведения у подростков в социальных сетях является важным и актуальным в наши дни. Эту проблему на протяжении нескольких лет исследовали педагоги-психологи: Н.Ф. Барложецкая,

Н.В. Дорогова, Е.В. Аржаных, И.Ю. Науменко, В.А. Подгорный, Л.Н. Лазарева, Н.А. Мищенко, А.С. Беличенко, Н.Д. Иванова, Д.И. Фельдштейн, А.Е. Войскунский, Джон Сулер, С.Б. Цымбаленко и др.

На сегодняшний день социальные сети объединяют множество людей, несмотря на их местонахождение, пол, возраст, образование и национальность. Соцсети дают возможность общаться с родственниками, друзьями, коллегами, приобретать новые знакомства, общаться в свободной форме, проводить прямые эфиры, делиться своими событиями и новостями, находить новую информацию по интересам и еще множество полезных функций. Но во всем этом изобилии, человек может полностью погрузиться в виртуальный мир, который заменит ему реальный, совсем этого не заметив.

По мнению С.А. Конаха, растущее число суицидов среди подростков соотносят с увеличением количества пользователей в социальных сетях. Подростки в данный возрастной период имеют эмоциональную лабильность, которая связана с частыми перепадами настроения, агрессивностью и возбудимостью. Из-за психологической нестабильности у подростков использование социальных сетей может вызывать зависимость, которая характеризуется потребностью в определенной деятельности.

В период подросткового возраста ребенок имеет неустойчивое психоэмоциональное состояние, при использовании соцсетей любой негативный момент может навредить личности подростка. Подростки не всегда правильно реагируют на публикации людей, которые на всеобщее обозрение выкладывают свою «идеальную жизнь», в соответствии с этим у детей формируется масса комплексов, в том числе и комплекс неполноценности. Родители недостаточно осведомлены о том, какие действия совершают подростки в соцсетях, какие группы они посещают. Своевременная помощь родителей подросту может сократить число самоубийств. Например, существуют группы, представляющие суицид в форме игры. В данных группах работают специально обученные люди, которые манипулируют детьми, доводя их до суицида, либо до действий, несущих вред другим людям. Подростки очень легко поддаются влиянию, считая, что это просто мистическая игра, в частности АРГ («Alternative Reality Gaming» - игра в альтернативной реальности). ВКонтакте таких групп также большое количество [1].

Подростковый возраст является чрезвычайно важным для развития самостоятельности, самоидентификации, становление профессионального и жизненного самоопределения. В этот период ребенку хочется обрести самостоятельность и независимость, быть в центре внимания среди своих сверстников, проявить свою собственную активность и свободу в выборе содержания и форм общения, в чем социальные сети им полностью содействуют. Но соцсети несут и негативные последствия для подрастающего поколения, которые характеризуются зависимостью, озлобленностью, неудовлетворенность собой, комплексами и т. д. Вследствие чего возникает агрессивное поведение. В свою очередь, социальные сети выступают опасным пространством для подростков, так как в социальных сетях родителям очень сложно контролировать своего ребенка, его времяпрепровождения, его общение и действия в целом.

Как утверждает Н.Ф. Барложецкая, зависимость от соцсетей проявляется больше у тех подростков, которые испытывают трудности в реальном мире. Это

может быть и развод родителей, и проблемы со здоровьем, проблемы во взаимодействии со сверстниками, проблемы в учебе, нехватка внимания от родителей либо, наоборот, гиперопека. В виртуальном мире таких проблем не существует. Подросток находит в социальных сетях спокойствие, удобство, постоянство. Также соцсети помогают ему уйти от надоедливой повседневности и погрузиться в мир фантазии. Эти, на первый взгляд, положительные свойства социальных сетях и привлекают подростков. Все больше и больше они «затягивают» подростков, вследствие чего ребенок полностью погружается в мир виртуальный, проводя там чрезмерное количество времени, забывая о реальной жизни - это провоцирует зависимость [2].

Н.В. Дорогова говорит нам о том, что в современном мире социальные сети приобретают характер эпидемии [3].

Е.В. Аржаных, изучая роль социальных сетей в жизни подростков, утверждает, что соцсети постепенно вытесняют из жизни современного подростка такие виды деятельности, как чтение литературы, занятия спортом, усвоение культурных ценностей, развитие творческих способной [4].

Использование соцсетей подростками все чаще стало сопровождаться агрессивной формой поведения, которая несет за собой неблагоприятные последствия не только в виртуальном, но и в реальном мире. Социальные сети включают в себя информационный поток, который сопровождается положительными данными, фактами, новостями, а также отрицательными, находящиеся сцены насилия в сети сильно влияют на психологическое состояние подростков. По причине чего идет накопительный эффект негативной информации, что влечет к потере эмоциональной чувствительности. Каждая просмотренная информация, несущая отрицательные эмоции, влияет на формирование негативного опыта и накопление агрессивного эффекта, вследствие которых в

« " ТЛ

реальной жизни человек проявляет агрессивные мысли и действия. В дальнейшем идет формирование агрессивных убеждений и установок, которые используются в реальной жизни и препятствуют правильному развитию личности подростка [5].

На основании вышесказанного можно выделить противоречие: с одной стороны, социальные сети являются современным специфическим и весьма эффективным средством межличностной коммуникации подростков, а с другой стороны, отсутствие готовности подростков к продуктивным коммуникациям в социальных сетях не позволяет им реализовать их конструктивный потенциал, а, напротив, влечет за собой рост агрессии.

Социальные сети оказывают определенное влияние на неокрепшую психику ребенка. С одной стороны, способствуют социализации личности ребенка, а с другой - порождает агрессию подростков. Исходя из этого, перед нами встала проблема: каковы причины, порождающую агрессию подростков в процессе их коммуникации в социальных сетях?

Целью исследования было выявить и обосновать влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков.

Объект исследования - агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования - социальные сети как фактор развития агрессивного поведения подростков.

Предполагается, что социальные сети выступают значимым фактором развития агрессивного поведения подростков в виртуальном и в реальном жизненном пространстве.

Задачи исследования:

1) на основе анализа теоретической литературы изучить особенности социальных сетей, их виды и характеристики;

2) выявить причины зависимости подростков от социальных сетей;

3) изучить и охарактеризовать сетевые формы агрессивного поведения;

4) выявить особенности агрессивного поведения, как сопутствующего фактора социальных сетей.

На данный момент проблема зависимости от социальных сетей является новой. Она отмечается в работах таких исследователей, как С. Чена (шкала CIAS на определение интернет-зависимости), И. Соловьева (опросник «Зависимость от социальных сетей), Е. Щепилина (тест «Восприятие Интернета»), С.В. Краснова (Опросник для установления зависимости от компьютерных игр и интернета), Я.В. Маращук (Тест на интернет-зависимость).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез и обобщение полученной информации, моделирование процесса общения подростков в социальных сетях.

Новизна исследования заключается в выявлении влияния социальных сетей на агрессивное поведение подростков.

Практическая значимость исследования заключается в содействии родителям во взаимоотношении с подростками, вследствие чего родители смогут вовремя обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка и наладить взаимоотношение с ним, через трансляцию ему позитивных нравственных ценностей.

Социальные сети стремительно движутся к замещению традиционным источникам информации. Сегодня люди узнают новости из новостных лент соцсетей. Согласно статистике Mediascope «Медиапотребление в регионах России» интернет и социальные сети пока занимают второе место - 58% в качестве источника новостей, но с каждым годом показатели увеличиваются в полтора раза. На первом месте - 70% - это телевидение, газеты и журналы занимают третье место - 19%, радио - 12,6%.

Особенности социальных сетей, их виды и характеристика

Понятие «социальная сеть» было введено в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом. В контексте социологии социальной сетью понимают социальную структуру, состоящую из множества агентов (индивидуальных или коллективных) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами) [6].

Популярность в Интернете социальные сети начали приобретать в 1995 году с появлением американского портала Classmates.com. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 года, когда в США были запущены

LinkedIn, MySpace и Facebook. В русскоязычном же сегменте интернета социальные сети в виде Одноклассников и ВКонтакте, стали набирать популярность с 2006 года (русская версия сайта Facebook появилась только в 2008 году) [7].

Социальная сеть в глобальной системе компьютерных сетей представляет собой веб-узел, в котором происходит взаимодействие между людьми, малыми и большими группами, организациями посредством программного составляющего сайта.

В сущности, соцсеть представляет среду знакомств людей, где сам человек выступает центральным действующим объектом, от которого идут разветвления - это его «социальные» друзья.

Социальная сеть - это онлайн-платформа, объединенная на базе одного сайта, которая ориентирована на знакомство, общение, поиск друзей. Люди, имеющие общие интересы и увлечения, используют сеть не только для развлечения, но также и для работы [8].

О.Ю. Пескова говорит о том, что социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети [10, с. 200].

На просторах сети Интернет имеются еще несколько определений социальной сети. Это можно рассмотреть в таблице.

Таблица 1 - отличие виртуального мира от реального

Table 1 - the difference between the virtual world and the real one

Виртуальный мир Реальный мир

искусственный мир, который может вместить в себя все человечество, созданный на основе компьютерных технологий - ресурсов, необходимых для сбора, обработки, хранения и распространения информации [9] внешний мир, который нас окружает. Это предметы и объекты, находящиеся вокруг нас [11]

способен обмануть человеческие органы чувств, глаза воспринимают свет от монитора, уши улавливают звуковые колебания. Причиной внимания является техника, а не реальный мир мир, который мы привыкли воспринимать с помощью органов чувств. В философии реальным миром принято считать бытие, а в астрофизике - вселенную [12]

люди создали для себя некое убежище от реальных проблем всё существующее, то есть весь материальный мир, включая все его идеальные продукты [13]

Источник: составлено автором научной статьи Source: compiled by the author of the scientific article

Осуществив анализ понятий, можно заметить их признак - виртуальное общение между пользователями в интерактивном формате.

Иначе говоря, соцсети - это виртуальный мир, который отличается от реального тем, что в процессе работы сети не играет роль географическое местоположение ее участников. добавить реальный

При помощи социальных сетей люди держат связь друг с другом, находясь в разных уголках планеты. Всего лишь стоит иметь подключение к всемирной сети Интернет и любое устройство, например, персональный компьютер, смартфон или планшет. Многие соцсети имеют не только десктопный (версия сайта, которую просматривают пользователи со стационарных компьютеров) вариант сайта, а также мобильную, благодаря этому доступ к ним есть всегда и везде.

На сегодняшний день соцсети стали важной составной частью жизни современного человека. Пользователи ежедневно посещают виртуальный мир, общаются с близкими, занимаются предпринимательством и развивают себя.

В настоящее время, когда пандемия короновируса заполонила весь мир, люди стали уходить на удаленную работу. Потребность социальных сетей возросла еще больше, начиная от школьников, которые уходят на удаленное обучение, заканчивая взрослыми людьми, которые создают свой собственный интернет-бизнес. В связи с этим, стали появляться новые профессии, связанные с работой в соцсетях, а именно 8ММ-специалист (маркетинг в социальных сетях), администратор социальных сетей, дизайнер социальных сетей, редактор контента, агент влияния в соцсетях, разработчик, консультант по ведению соцсетей.

В Интернет-пространстве развивается свое особое пространство, которое преображает характер коммуникации между людьми. Социальные сети не имеют определенного места по осуществлению контроля, следовательно, каждый человек осуществляет действие в них, исходя из своих интересов.

Соцсеть как новый инструмент средств массовой коммуникации развивает из малоинициативного слушателя в деятельного участника. В настоящее время современному человеку малоинтересно узнавать о событиях, он стремится их создавать.

О.Ю. Пескова выделяет несколько отличительных особенностей и принципов социальных сетей [10, с. 200]:

1) интерактивность - это взаимодействие пользователя социальных сетей с сайтом, в свою очередь, каждый участник получает возможность комментировать публикации, свободно высказывать свое мнение, вести дискуссию с автором статьи, участвовать в разработке контента;

2) репликация - это процесс, в который входит распространение информации, путем копирования информации из одного источника на множество других;

3) контент по запросу - это информация, которую ищет пользователь в соответствии своим интересам. В соцсетях информацию можно найти в различных сообществах, группах, на которые имеется возможность подписаться;

4) вовлечение - это возможность пользователя открыто высказывать свою отношение к информационному содержанию: ставить «лайки», оставлять отзывы, комментарии, копировать материал, создавать группы по интересам;

5) социальное взаимодействие - это процесс прямого или косвенного воздействия интернет-участников друг на друга, с целью вызвать реакцию или спровоцировать определенные действия.

Ежегодно платформ для общения и обмена информацией становится все больше и больше. В конкурентной борьбе за пользователями, соцсети активно совершенствуются, становятся интереснее и удобнее.

По данным Яндекс.Дзена, социальные сети по количеству пользователей на сегодняшний день располагаются следующим образом [14]:

- Facebook (2,67 млрд пользователей);

- Youtube (2 млрд пользователей);

- Instagram (1,1 млрд пользователей);

- TikTok (0,86 млрд пользователей);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Sina Weibo (0.5 млрд пользователей);

- QZone (0.5 млрд пользователей);

- Reddit (0.43 млрд пользователей);

- Kuaishou (0.4 млрд пользователей);

- Pinterest (0.36 млрд польз.);

- Twitter (0,32 млрд пользователей).

Социальные связи способствуют проведению анализов онлайн-сервисов. Онлайн-сервис - это программа, выполняющая определенные операции по запросам пользователей через интернет. То есть сервисы формируют социальные сети и устанавливают связи между людьми. были использованы труды Арт Маркмана, А. Трошиной, И. Пантича.

Исследователь А.В. Назарчук приходит к выводу, что человеческая коммуникация все в большей степени охватывается сетью технических стандартов, опосредствующая все социальные взаимодействия и замыкающая их в специфический технологический каркас, который можно назвать сетевой моделью [15, с. 56-66].

Человек относится к Интернет-пространству как к феномену, который жизненные процессы делает более разнообразными и качественными, из-за доступной информации социальные сети более комфортны и востребованы. Современному человеку важно, чтобы его психологические ресурсы сохранялись, в чем соцсети этому содействует [16, с. 3-4].

Соцсеть выступает в роли проекции общества на пространство сети Интернет, базирующиеся на всеобщей доступности, равенстве и публичности.

Социальная сеть уравнивает ролевые характеристики отправителя и получателя, каждый пользователь в системе виртуальной коммуникации имеет право голоса.

Рассмотрим основные виды соцсетей по категориям [17]:

1) социальные сети для общения (Facebook, Google Plus, VK, Tsu, Muut, Ello, LinkedIn);

2) социальные сети для обмена медиа-контентом (You Tube, Instagram, Flickr, Vimeo, Snapchat, Twitch);

3) социальные сети для отзывов и обзоров (Foursquare, Uber, Yelp, TripAdvi-sor, Яндекс маркет);

4) социальные сети для коллективных обсуждений (Quora, Reddit, Digg, ответы Mail.ru);

5) социальные сети для авторских записей (Blogger, Meddium, Tumblr, Livejournal, Twitter);

6) сервисы социальных закладок (StumbleUpon, Pinterest, Flipboard, Scoop.it!, Diigo);

7) социальные сети по интересам (Goodreads, Last.fm, Friendster, Tagged, IMDb).

М.С. Мельникова и Я.И. Петрович разделяют социальные сети на формальные и неформальные, вертикальные и горизонтальные. Неформальные соцсети строятся на неформальных отношениях, в формальных соцсетях четко определяются права и обязанности каждого в рамках сетевого объединения. В вертикальных сетях есть четкая иерархия пользователей, горизонтальные социальные сети представляет собой сообщество индивидов примерно одинакового социального статуса [18].

Существуют черты, характерные соцсетям в Интернете. К ним относятся:

1) регистрация на сайте - создание учетной записи на сайте для получения возможности к полному доступу функционала;

2) самостоятельное управление собственным аккаунтом;

3) воспроизведение образа человека из реальной жизни в виртуальную;

4) взаимодействие пользователей;

5) распространение опубликованного материала в социальных сетях;

6) хранение личной информации в открытом и закрытом режимах;

7) возможность посещения соцсетей с любого девайса, который имеет выход в Интернет, из любой точки мира;

8) легкость поиска людей (по дате рождения, месту жительства, имени и фамилии);

9) поиск информации с помощью ключевых слов (хештегов) и обмен ею;

10) общение между людьми;

11) объединение в тематические группы по интересам.

Социальные сети внесли немало корректировок в нашу жизнь. Исследователи Джузеппе Рива, Бренда К. Видерхольд и Пьетро Чипрессо в 2016 году заметили, что соцсети приводят к появлению межреальности. В виртуальном пространстве люди прячутся за «масками», скрывая свою настоящую личность и формируя другую социальную идентичность, то есть определяют то, как их буду видеть другие пользователи [19].

Появилось понятие «фейсбук -личность»: в соцсетях человек ведет себя иначе, совсем не так как в жизни, он стремится показать себя счастливым, состоятельным, образованным, старается приукрасить все свои качества. Обычно такие люди имеют заниженную самооценку. Соцсети, в свою очередь, выступают в роли помощника по поддержанию социальных связей, которых не хватает в реальной жизни, способствуют в улучшении психологического самочувствия, в облегчении чувства одиночества, в поднятии самооценки и социального признания.

Благодаря соцсетям возникла новая форма общения - групповая. До создания соцсетей наша коммуникация делилась на частную, то есть общение по телефону один на один, и массовую - передача информации с помощью технических средств (СМИ).

Социальные сети как инструмент влияния на поведение подростков

Феномену зависимости от социальных сетей посвящены работы А.В. Назарчук, М.С. Мельникова, Я.И. Петрович, Джузеппе Рива, Бренда К. Видерхольд и Пьетро Чипрессо. М.С. Мельникова в своей исследовательской работе приходит к выводу о том, что зависимость от социальной сети существует [16, с. 3-4].

Доктор психологии АртМаркман полагает, что у современного человека при использовании социальных сетей меняется самовосприятие личности. Соцсети предоставляют возможность пользователям объединяться в группы и сообщества по интересам, при тесном общении между пользователями может измениться поведение и образ мышления. Участники сообщества начинают подражать друг другу, в результате образуется всеобщая одинаковость, то есть самовосприятие рассеивается и подстраивается под коллективные характеристики группы [20, с. 25-51].

Особенно это прослеживается в таких соцсетях как Likee, Tik ^^ Cheez. Большое количество людей повторяют контент, который увидели в своих рекомендациях. Частый повтор популярного тренда в разных модификациях вызывает желание сделать то же самое.

Психолог Анна Трошина отмечает тот факт, что у заядлых пользователей социальных сетей ярко выражена зависимость от общественного мнения, которая выражается в количестве «лайков» [21].

Лайк - это форма одобрения, похвалы, уважения, а также своеобразное психологическое «поглаживание». У современного человека самооценка формируется на основе лайков. [22, с. 652].

Подростки особенно подвластны количеству лайков - это современный способ самопознания. На основе мнения других пользователей они решают какими им быть, анализируют какими их общество принимает и не принимает. Но не все пользователи получают большое количество лайков, вследствие зависимость от такой формы одобрения ведет к риску депрессии. Именно использование соцсетей приводит к появлению депрессии. Киберпсихолог Игорь Пантич подчеркивает, что они ухудшают проблемы, связанные с психологическим здоровьем, а постоянное использование социальных сетей усиливает риск в разы больше [22, с. 652-657].

Зависимости подростков от социальных сетей

Навязчивое желание человека совершать какое-либо действие, называется аддикцией. Этот термин был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1950 году [23, с. 368]. Она взаимосвязана со всеми действиями и вещами, которые хоть немного вызывают привыкание у человека, включая в себя, на первый взгляд, безобидное поедание сладостей, виртуальные игры, которые вызывают азарт, а также употребление алкоголя, табака и наркотических средств. Основным признаком аддикции является сосредоточенность личности на одном предмете, который влияет на все стороны жизни человека. Неоднократно люди с аддик-цией выпадают из жизни, их сфера деятельности сужается к одному предмету.

В 1964 году ВОЗ объединила понятия аддикция и привыкание в термин зависимость. Во взаимосвязи с социальными сетями зависимость трактуется как

психическое расстройство, которое влечет за собой нарушение в поведении, а именно излишнее и неосознаваемое использование социальных сетей, сопровождающееся негативными последствиями для человека. Наряду с тем присутствует постоянное желание войти туда снова. Зачастую зависимые пользователи расходуют в соцсетях не только свое эмоционально-психическое состояние, но и материальные блага, а именно деньги. Тратятся они на покупку виртуальных подарков, бонусов, а также на платные услуги и рассылки. Со временем человек начинает круглосуточно мониторить свои страницы в социальных сетях.

На основе работ психологов можно выделить стадии зависимости подростков от социальных сетей: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.

Чем крепче пользователь привязан к виртуальному пространству, тем тяжелее ему становится жить в реальном мире, когда вблизи не оказывается интернет-подключения.

Подростковый возраст является достаточно сложным для каждого ребенка. Трудно находится в уравновешенном состоянии, когда в твоем теле происходят этапы взросления не только органического, а также полового и социального. Подросток особенно нуждается в общении со своими сверстниками для дальнейшего развития доверительных отношений, так же в поддержке и понимании со стороны родителей. Происходит формирование новых интересов и увлечений, с которыми подростку помогут определиться родители. Если же не уделять достаточного внимания ребенку в этот жизненный период, он может уйти в виртуальный мир, где найдет себе союзников с общими взглядами. Регулярное посещение социальных сетей может привести к зависимости подростка от них, с чем придется бороться длительный период и наверстывать упущенное не только в учебном плане, но а также в плане коммуникации и взаимодействии со сверстниками, в общении с родителями.

Подростковый образ в теории Л.С. Выготского трактуется, как кризисный, переломный период в жизни ребенка. Определяется он от 11 до 20 лет [24, с. 1].

В связи с психологическим становлением у ребенка в период подросткового возраста могут возникнуть проблемы со школьной успеваемостью, либо проблемы в общении с учителями или сверстниками. Это наблюдается из-за разных точек зрения на какую-либо ситуацию, различий интересов и поведения. Происходит трансформация личности, на смену старым увлечениям и интересам приходят новые, совершенно противоположные.

Л.С. Выготский выделяет несколько фаз, которые обязан прожить каждый ребенок в подростковом периоде [25]:

1) фаза влечений - данная фаза включает: эмоциональную возбужденность, быстрая утомляемость, перепады настроения, смена авторитетов;

2) фаза развития интересов - развал старых интересов и созревания новых биологических основ, на которые опирается развитие новых интересов;

3) негативная фаза - фаза, которая выражается в напористости, в постоянной противоречивости. Длительность ее заключается: 8-9 месяцев, у мальчиков - 14-16 лет, у девочек - 13-14 лет;

4) фаза утверждения - в данной фазе у подростков происходит повышение интересов.

Нельзя забывать тот момент, что в период подросткового возраста у детей протекает период полового созревания, который проявляется в снижении учебной продуктивности, в частом желании одиночества, в демонстративном отрицательном поведении и истерических реакциях.

Подростки в этом периоде взросления очень уязвимы, хрупки и восприимчивы. Они нуждаются в родительской поддержке и напутствии. Именно в этом возрасте у ребенка формируются те жизненные качества, которые будут сопровождать его во взрослой жизни. Поэтому родителям следует набраться терпения и понимания для установления положительного контакта со своими детьми.

Подростки в особенности склонны к зависимости от социальных сетей по сравнению со взрослыми людьми. В первую очередь, это связано с тем, что все молодые парни и девушки стремятся идти в ногу со временем, гонятся за новыми трендами и модой, а социальные сети - это и есть тренд молодого поколения. Подростки жаждут быть в курсе всех происходящих событий, вследствие чего они теряют очень большое количество времени в социальных сетях, читая новостные паблики (открытое с ообщество). Притом у подростков много свободного времени, у них нет определенной ответственности как у взрослых. У них только формируется характерные особенности и свойства, именно поэтому они поддаются чужому мнению со стороны. Подростки в надежде получить общественное одобрение ежедневно выкладывают свои снимки и посты, привыкая показывать свою жизнь, что может привести к не очень хорошим последствиям.

Социальные сети в современном мире заменяют живое общение на виртуальное. Бесконтрольное посещение подростками соцсетей может привести к неправильному формированию моральных норм поведения человека. Существуют множество отрицательных факторов, которые влияют на подростков, но это не является причиной для полного отказа от использования социальных сетей. Подростку необходимо расставить приоритеты. Общение, увлечения и интересы находящиеся в реальном мире должны быть на первом месте, а нахождение в соцсетях, или как принято говорить в современном мире «зависание» должны занимать второстепенное место[26].

В современном мире социальные сети являются инструментом самовыражения подрастающего поколения. Подростков уже не привлекает живое общение, прогулки с друзьями, веселое времяпрепровождение, душевные разговоры, теперь все это проходит в соцсетях. Улыбки и задорный смех сменяются на смайлы Emoji в месседжерах и комментариях. Идет «гонка» за красивыми фотографиями, как принято сейчас говорить «инстаграмными», для оформления своих страниц и составления контента. С первым чем может столкнуться подросток в соцсетях - это онлайн-травля, или кибербуллинг со стороны сверстников.

М. Наместникова в статье «Дети и социальные сети - разрешить или запретить» обращает наше внимание на негативные последствия соцсетей, влияющие на дальнейшую судьбу ребенка. Кроме того, подростки могут ненамеренно или умышленно попадать на страницы с неприемлемым содержанием. Это не только порнография или эротика, но и свободный доступ к информации про наркоманию, суицид, оружие, а также сцены насилия. Еще одна опасность социальных сетей - это незнакомцы, которые очень хотят подружиться и завоевать доверие у подростков. Причем определить кто находится по ту сторону экрана практически невозможно, это может быть даже не ровесник ребенка, а человек с

нехорошими намерениями. Все это происходит без контроля родителей. Чрезмерное пользование социальными сетями может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка. Со временем из-за обид и страхов ребенок замыкается в себе. И как следствие этого, возникает агрессивное поведение, трудности в общении не только в социальной, но и в реальной жизни [27].

Врачом-психиатром Анной Николенко были выявлены симптомы зависимости подростков от социальных сетей [28]:

1) назойливое желание проявить какую-либо активность на своей страничке в социальной сети, просмотреть обновления в ленте, оценить фотографии или посты своих друзей;

2) недовольство членов семьи, родственников, учителей, наставников на то, что подросток много времени проводит в соцсети;

3) излишние траты финансов, бесполезные покупки в социальных сетях;

4) стирание временных рамок, трудно определить сколько времени у подростка займет пребывание в социальной сети;

5) проявление раздражительности, агрессивного поведения, если не появляется возможность посетить соцсети;

6) возникающие проблемы с учебой, в семье;

7) неправильное питание, недостаточно времени для сна, в следствии появляется головная боль и нервозность.

Зависимость вырабатывается постепенно и имеет несколько стадий, об этом пишет российский психолог А.В. Котлярова [29].

На первой стадии с появлением у подростка какого-либо гаджета начинает пробуждаться интерес к интернет-пространству. На этой стадии у подростка происходит разделение между реальным и виртуальным мирами. Именно в это время родителям стоит обратить внимание на увлеченность ребенка и объяснить ему, как важна реальная жизнь для человека.

Вторая стадия характеризуется тем, что зависимость от социальных сетей у подростков сопутствуется развитием клипового мышления. Всю информацию из сети подростки запоминают кусками, фрагментами и красочными образами. Ребенок начинает смотреть на реальный мир сквозь виртуальный, начинает проявляться момент замещения. На этом этапе родителям стоит проводить больше времени вместе с ребенком и придумать дополнительный досуг для него.

На этой стадии у подростка стираются временные рамки, виртуальный мир преобладает над реальным. Появляются проблемы во взаимоотношениях с родителями, родственниками и друзьями. Любые замечания воспринимаются остро, проявляется агрессивное поведение, раздражение. Для избавления зависимости требуется работа психолога.

Проанализировав практические работы психологов, можно выделить еще одну классификацию стадий зависимости подростков от социальных сетей [30]:

1) стадия легкой увлеченности,

2) стадия увлеченности,

3) стадия зависимости,

4) стадия привязанности.

На основе материалов исследований К. Янг, А.Е. Войскунского и Е.Е. Воеводской можно подчеркнуть две группы психологических причин формирования зависимости от социальных сетей у подростков [31, 32, с. 24-29]

Мотивационные факторы в социальных сетях - отчужденность от внешнего мира, утаивание своих проблем, страхов, боязнь личного взаимодействия с обществом. Из-за недостатка общения в реальной жизни человек создает прототип себя в виртуальном мире, в моментах приукрашивая свою личность в лучшую сторону, скрывая свое настоящее «Я». Хотение создать новый образ - свое идеальное, который отличается от действительного.

Поисковые факторы в социальных сетях - готовность познать новый опыт. Выстраивание идеального «Я», с целью получения признания, общения, испытание себя в новой роли для предстоящего развития.

Ввиду того, что подростковый возраст является кризисным и служит испытанием не только для ребенка, но и для родителей, мир социальных сетей становится для подростков альтернативой реальному миру. Соцсети выступают буквально «сетями», которые дезориентируют мышление подростков. Для этого возраста ребенка характерно создание своего потаенного мира в социальных сетях, по причине этого происходит отрицание и неприятие реальности, ровно так и формируется аддикция.

Ввиду удаленного общения социальные сети характеризуются своеобразными условиями коммуникации, из-за чего происходят изменения в личности подростка, а именно в поведенческой, когнитивной, эмоциональной и мотиваци-онной сферах, которые влекут за собой зависимость [33]:

1) анонимность в соцсетях - это разные методы пребывания в виртуальном пространстве и находится в нем незамеченным. Касаясь подросткового возраста, быть «скрытным» крайне популярно. Социальные сети предоставляют возможность свободно высказываться и совершать различные поступки. Поступками могут быть не только оценка фотографии и поста, либо положительный комментарий, но и нецензурные высказывания, оскорбления, высмеивания и домогательства. Данная безнаказанность, в свою очередь, и привлекает детей подросткового возраста, так как разоблачение практически невозможно;

Анонимные социальные сети - это новый тренд в интернет-пространстве. Самые популярные из них: Whisper, Secret, Snapchat, Подслушано.

2) свобода выбора контактов. В различных соцсетях имеется функция создания и изменения списка друзей, так же в данную функцию входит отметка значимости и отметка «неприятных» персон;

3) отсутствие несловесных способов передачи информации в соцсетях - это

« __и ТЛ

сетевое коммуникационное взаимодействие пользователей. В каждом профиле имеется окошко, в котором человек размещает текстовое сообщение, данная информация отображается всем «гостям», зашедшим в профиль другого человека, называется статусом. У подростков популярно в статус аккаунта вставлять высказывания, либо цитаты популярных людей, что не несет никакой информационной составляющей, а приобретает философский помысел, по причине этого у подростков развивается видимость взрослости, жизненного опыта;

4) сокращение и упрощение языка в социальных сетях. В соцсети подростки привыкли общаться короткими и простыми фразами, вместо полного сообщения они пользуются отправками десятков словосочетаний. Общение

становится необдуманным, что приводит к порче речи подростка и языка в целом;

5) стертость границ в общении между подростками и взрослыми людьми. Подростки в сети позволяют себе общаться с людьми старше своего возраста бесцеремонно и неуважительно.

Социальные сети дают подросткам большое пространство для представления своей личности, либо представление одной из сторон своей личности. Итак, взаимодействие в интернет-пространстве для подростков является приятным времяпрепровождением, помогает личности подростка пройти этап самоотождествления, нормализовать коммуникацию с другими пользователями сети, где можно просто и непринужденно общаться со всеми. Данные факторы могут способствовать зависимости подростков от социальных сетей.

Уйти от зависимости получается далеко не у многих, в этом вопросе нужна помощь и поддержка родителей. Безусловно, само желание подростка в решении этого вопроса очень велико, как минимум нужна большая сила воли, а также стремление, заинтересованность и постоянная систематическая работа над собой - двигатель прекращения усиления зависимости от социальных сетей у подростков.

Конечно, социальные сети - это не кровожадный монстр для подростков. Самое главное важно помнить, какое качество личности нужно применять при использовании социальных сетей. Это осознанное отношение, то есть требуется всего лишь конструктивность и умеренность в использовании соцсетей.

Знакомство с людьми по интересам и общим взглядам, простое общение с друзьями либо просмотр роликов и прослушивание музыки - в этих действиях нет негативных последствий для подростков. На сегодняшний день соцсети имеют достаточно полезных функций, которые помогают и облегчают взаимодействие между людьми, это: групповые видеоконференции, без которых мы не можем сейчас представить нашу жизнь в период удаленного обучения и удаленной работе, прослушивание аудиокниг, просмотр видеоуроков.

Лучшим решением в вопросе зависимости от соцсетей подростков является установление четких правил и границ по их использованию. Совершенно не требуется полностью ставить запрет на социальных сетях, ведь они могут нести положительные моменты в развитии детей. Следует подчеркнуть, что запреты в подростковом возрасте могут нести обратную реакцию. Именно в этот возрастной период, когда психоэмоциональное состояние еще достаточно нестабильно, подростку хочется нарушать все поставленные запреты, поэтому родителям следует действовать мягко, устанавливая ограничительные рамки.

Психолог И.А. Геронимус выделяет несколько основных задач, которые помогут родителям в решении зависимости подростков от социальных сетей [34]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• прежде всего, необходимо наладить доверительный контакт родителям с подростком, это требуется для того, чтобы ребенок мог поделиться своими трудностями в реальной жизни и не убегал в виртуальную. Подростки, которые видят заинтересованность родителей в дружеских и теплых отношениях между ними, начинают доверять свои проблемы либо жизненные конфликты родителям, а также не пугаются каких-то небольших

ограничений пользованием соцсетей, а наоборот, понимают, что родители хотят помочь вернуть свое чадо в реальный мир;

• для любого ребенка даже в подростковом возрасте требуется наглядный пример, на который можно ориентироваться. Родители должны скорректировать личную модель поведения по пользованию соцсетями. Подросток обязательно обратит внимание, что родные не получают истинного наслаждения в виртуальности, они получают удовольствие от общения в обычной жизни, видя настоящие живые эмоции людей;

• так же важно определить у подростка принадлежность к какой-либо деятельности, помочь ему найти направление, в котором бы он мог проявлять и развивать свой талант. Очень важно родителям ориентировать подростка в саморазвитии, этому могут способствовать: кружки, секции, группы по интересам, летние лагеря. В подростковом возрасте ребенку необходимо чувствовать свою значимость, выстраивать доверительные отношения со своими сверстниками, это поможет подростку развить навык социального взаимодействия для взрослой жизни;

• необходимо ограничить подросткам время пребывания в виртуальной реальности. Сегодня уже существуют программы родительского контроля, которые помогают ограничивать время нахождения в виртуальном мире и наблюдать за деятельностью ребенка в социальных сетях;

• кроме того, в период нахождения в соцсетях подростку требуется делать небольшие перерывы, хотя бы через каждые двадцать минут. Во -первых, у ребенка отдохнут глаза и мышцы, так как они находятся в постоянном напряжении. Во-вторых, для того, чтобы вернуть ребенка в реальную жизнь;

• решить проблему зависимости подростков от социальных сетей могут родители, которые имеют хорошие доверительные отношения со своими детьми.

Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено, что агрессивное поведение очень сильно проявляется у подростков.

Выделено основное теоретическое положение вопроса социальных сетей, проведен понятийный анализ между реальным миром и виртуальным, а также установлены отличия между ними.

Благодаря работам психологов О.Ю. Песковой, М.С. Мельниковой, Я.И. Петрович были выделены отличительные особенности и принципы соцсе-тей, их виды и черты.

Определен тот факт, что у ярых пользователей социальных сетей ярко выражена зависимость от общественного мнения, которое выражается в количестве «лайков».

Также был установлен феномен формирования самооценки личности на основе лайков, который повышает риск депрессии.

В процессе исследования работы был проведен анализ подросткового возраста, и какое поведение ему характерно.

Определены возрастные границы и фазы пубертатного периода.

Во время выполнения работы были выявлены симптомы зависимости подростков от социальных сетей, а также несколько стадий.

Установлены причины формирования зависимости подростков посред-ствам использования соцсетей.

Определены изменения в личности подростка, а именно в поведенческой, когнитивной, эмоциональной и мотивационной сферах, которые влекут за собой зависимость.

Выявлены основные задачи, которые помогут родителям в решении зависимости подростков от социальных сетей.

Выводы. Т

Таким образом, социальные сети играют немаловажную роль в нашей жизни и требует гораздо более детального исследования, учитывая то, что они кардинально меняют нашу жизнь. Использование социальных сетей в повседневной жизни имеет не только положительные стороны, но и отрицательные, которые сказываются на психологическом состоянии взрослых людей, а также подростков.

В сущности, соцсеть демонстрирует среду знакомств людей, где сам человек выступает центральным действующим объектом, от которого идут разветвления - это его «социальные» друзья.

Соцсеть выступает в роли проекции общества на пространство сети Интернет, базирующаяся на всеобщей доступности, равенстве и публичности.

Виртуальный мир для подростков служит более привлекательным местом пребывания, чем реальная жизнь. Социальные сети выступают в роли некого укрытия от реальных жизненных проблем, с которыми ребенку в подростковом возрасте приходится сталкиваться каждый день. В связи с этим они все чаще и чаще начинают посещать соцсети, что со временем вызывает привыкание, а далее и зависимость.

Продолжение в следующем номере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конах С.А. Негативное влияние социальных сетей на детей и подростков // Психология, социология и педагогика. 2018. №5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychology.snauka.ru/2018/05/8589 (дата обращения: 21.11.2021).

2. Барложецкая Н.Ф. Влияние интернета на психику подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/ipsyholog/vliianie-interneta-na-psihiku-podrostkov-5d31643c0aca0500aec5bed2 (дата обращения: 29.11.2021).

3. ДороговаН.В. Социальные сети и их влияние на психологическое состояние подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/06/09/sotsialnye-seti-i-ih-vliyanie-na-psihologicheskoe (дата обращения: 29.11.2021).

4. АржаныхЕ.В. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника / Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю. // Лаборатория мониторинговых исследований. - апрель-июнь 2013 - выпуск №001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka.x-pdf.ru/17psihologiya/577196-1-vipusk-001-rol-virtualnih-socialnih-setey-zhizni-

sovremennogo-shkolnika-laboratoriya-monitoringovih-issledovaniy.php (дата обращения: 29.11.2021).

5. Шабан Е.С. Агрессивное поведение подростков, связанное с Интернет -зависимостью / Школа сегодня // Режим доступа: https://xn--80agdcxgsce1a6ewe.xn--p1ai/articles/995.html? (дата обращения: 29.11.2021).

6. Мельникова М.С., Яковлев И.П. Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ponyatie-sotsialnaya-set-v-sotsiologicheskih-teoriyah-i-internet-praktikah (дата обращения: 18.12.2021).

7. Мишакова Г.А. Вовлеченность детей младшего школьного возраста в социальные сети // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2017. №2 (22). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.ra/article/n/vovlechennost-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-sotsialnye-seti (дата обращения: 01.11.2021).

8. Карта слов и выражений русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kartaslov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021).

9. ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 01.11.2021).

10. Пескова О.Ю. Социальные медиа как платформа для технологий PR 2.0. М., 2011. С. 215.

11. Дзен. Психологический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/psychologism/my-jivem-v-dvuh-mirah-realnyi-i-idealnyi-miry-5f9405ba4dcc5c613c3b76b6 (дата обращения: 01.11.2021).

12. Основы философии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/posobiefilosofia/temy-zanatij/zanatie-no4#:~:text= (дата обращения: 01.11.2021).

13. ЛебедеваН.С. Особенности трактовки понятия «реальность» в Современной философии [Электронный ресурс]. Режим доступа: s025-023.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

14. Топ 10 социальных сетей в мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/realtech/top-10-socialnyh-setei-v-mire-606dec73a057e8171d1cf9bf (дата обращения: 21.11.2021).

15. НазарчукА.В. Социальное время и социальное пространство в концепции сетевого общества / Вопросы философии. - 2012. - № 9. - С. 56-66.

16. Мельникова О.Т. Развитие исследований коммуникаций в социальных контекстах отечественной психологии / Мельникова М.С., Хорошилов Д.А. // Коммуникации. Медиа. Дизайн - том 3 - № 2. - 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: 8677 (yandex.ru) (дата обращения: 28.11.2021).

17. Виды социальных сетей: классификация и представители [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://darksiteofmarketing.com/stati/vidy-socialnyh-setei-klassifikacija-i-predstaviteli.html (дата обращения 05.12.2021).

18. Мельникова М.С., Яковлев И.П. Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnaya-set-v-sotsiologicheskih-teoriyah-i-internet-praktikah (дата обращения: 18.12.2021).

19. РиваД., Психология социальных медиа: от технологий к идентичности / Видерхольд К., Чипрессо П. // 2016 - глава 1 - С. 7-9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/303410829_Psychology_of_Social_Me dia_From_Technology_to_Identity (дата обращения: 19.12.2021).

20. КаакиненМ. Общая идентичность и общая информация в социальных сетях: разработка и проверка шкалы усиления пузыря идентичности / М.Каакинен, А.Сирола, И.Саволайнен // С. 25 -51 - 2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://doi.org/10.1080/15213269.2018.1544910 (дата обращения: 19.12.2021).

21. Трошина С. Лайки как фактор самооценки. Как социальные сети влияют на человека и общество [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychologist.tips/3629-lajki-kak-faktor-samootsenki-kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-cheloveka-i-obshhestvo.html (дата обращения: 21.12.2021).

22. Пантич И. Социальные сети и психическое здоровье в Интернете / Кибер-психология, поведение и социальные сети // 2014 - 17(10) - С.652-657 Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4183915/ (дата обращения: 19.12.2021).

23. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей // М.: Когито-Центр. Серия: Клиническая психология. 2006.-368 с.

24. Николенко А. Зависимость от соцсетей у детей и подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psi-doctor.ru/zavisimosti/ot-socialnyx-setej.html (дата обращения: 28.12.2021).

25. Чуракова Р.Г. Подростковый возраст в свете разных концепций // С.1 Режим досту-па:https://dshi13.krn.muzkult.ru/media/2018/08/08/1228597206/Churakova_R.G ._Podrostkovyj_vozrast_v_raznyKh_koncepciyaKh.pdf (дата обращения: 19.12.2021).

26. Яндекс. Дзен Зависание в интернете и телефоне. К чему это приводит? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5bbcc64a24936900a923ca8c/zavisanie-v-internete-i-telefonek-chemu-eto-privodit-5d0f7bbc78854a00ae3db7 ^ (дата обращения: 20.12.2021).

27. Выготский Л.С. Теория развития // Режим доступа: https://studopedia.ru/10_192676_teoriya-razvitiya-l-s-vigotskogo.html (дата обращения: 20.12.2021).

28. НаместниковаМ. Дети и социальные сети — разрешить или запретить / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kanal-o.ru/news/11023 (дата обращения: 21.11.2021).

29. КотляроваА.В. Стадии формирования зависимости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://netaddiction.ru/189 (дата обращения: 28.12.2021).

30. БукачеваС.Г. Компьютерная зависимость [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/article/11502/ (дата обращения: 05.01.2022).

31. ВоеводсковаЕ.Е. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // Проблемы педагогики. - 2015. - №3(4). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-ot-kompyuternoy-virtualnoy-realnosti (дата обращения: 20.01.2022).

32. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета / Под ред.А.Е. Вой-скунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 100-131 с., Янг К.С. Диагноз - Интернет - зависимость // Мир - Интернет - 2000 - №2 - С. 24-29.

33. Серый А.В., Паршинцева А.С. К проблеме формирования зависимости от социальных сетей у школьников подросткового возраста // Проблемы педагогики. 2016. №9 (20). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-zavisimosti-ot-sotsialnyh-setey-u-shkolnikov-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 20.01.2022).

34. Геронимус И.А. Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью?// Детский телефон доверия. Режим доступа: https://childhelpline.ru/2016/08/kak-pomoch-podrostku-spravitsya-s-kompyuternoj-zavisimostyu/ (дата обращения: 17.02.2022).

REFERENCES

1. Konakh S.A. Negative impact of social networks on children and adolescents. Psychology, sociology and pedagogy. 2018. No. 5. Access mode: https://psychology.snauka.ru/2018/05/8589 (date of access: 21.11.2021).

2. Barlozhetskaya N.F. The influence of the Internet on the psyche of adolescents. Access mode: https://zen.yandex.ru/media/ipsyholog/vliianie-interneta-na-psihiku-podrostkov-5d31643c0aca0500aec5bed2 (date of access: 29.11.2021).

3. Dorogova N.V. Social networks and their impact on the psychological state of adolescents. Access mode: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/06/09/sotsialnye-seti-i-ih-vliyanie-na-psihologicheskoe (date of access: 29.11.2021).

4. Arzhanykh E.V. The role of virtual social networks in the life of a modern student. Arzhanykh E.V., Zadorin I.V., Kolesnikova E.Yu. Laboratory of monitoring studies. - April-June 2013 - issue No. 001. Access mode: http://nauka.x-pdf.ru/17psihologiya/577196-1-vipusk-001-rol-virtualnih-socialnih-setey-zhizni-sovremennogo-shkolnika-laboratoriya-monitoringovih-issledovaniy.php (date of access: 29.11.2021).

5. 5.Shaban E.S. Aggressive behavior of adolescents associated with Internet addiction. School today. Access mode: https://xn--80agdcxgsce1a6ewe.xn--p 1 ai/articles/995.html? (date of access: 29.11.2021).

6. Melnikova M.S., Yakovlev I.P. The concept of "Social network" in sociological theories and Internet practices. Bulletin of St. Petersburg State University. Language and Literature. 2014. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnaya-set-v-sotsiologicheskih-teoriyah-i-internet-praktikah (Date of access: 18.12.2021).

7. Mishakova G.A. Involvement of children of primary school age in social networks. Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Psychology. 2017. No. 2 (22). Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7vovlechennost-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-sotsialnye-seti (date of access: 01.11.2021).

8. Map of words and expressions of the Russian language. Access mode: https://kartaslov.ru/ (access date: 01.11.2021).

9. Wikipedia. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (access date: 01.11.2021).

10. Peskova O.Yu. Social media as a platform for PR 2.0 technologies. M., 2011. P. 215.

11. Zen. Psychological magazine. Mode of access: https://zen.yandex.ru/media/psychologism/my-jivem-v-dvuh-mirah-realnyi-i-idealnyi-miry-5f9405ba4dcc5c613c3b76b6 (date of reference: 01.11.2021).

12. Fundamentals of philosophy. Mode of access: https://www.sites.google.com/site/posobiefilosofia/temy-zanatij/zanatie-no4#:~:text= (date of reference: 01.11.2021).

13. Lebedeva N.S. Peculiarities of the interpretation of the concept of "reality" in modern philosophy. Mode of access: s025-023.pdf (date of reference: 01.11.2021).

14. Top 10 social networks in the world. Access mode: https://zen.yandex.ru/media/realtech/top-10-socialnyh-setei-v-mire-606dec73a057e8171d1cf9bf (accessed 21.11.2021).

15. Nazarchuk A.V. Social time and social space in the concept of a network society. Questions of Philosophy. 2012. No. 9. P. 56-66.

16. Melnikova O.T. Development of communications research in the social contexts of domestic psychology. Melnikova M.S., Khoroshilov D.A. Communications. Media. Design. Volume 3. No. 2. 2018. Access mode: 8677 (yandex.ru) (date of access: 28.11.2021).

17. Types of social networks: classification and representatives. Access mode: https://darksiteofmarketing.com/stati/vidy-socialnyh-setei-klassifikacija-i-predstaviteli.html (Accessed 05.12.2021).

18. Melnikova M.S., Yakovlev I.P. The concept of "Social network" in sociological theories and Internet practices. Bulletin of St. Petersburg State University. Language and Literature. 2014. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnaya-set-v-sotsiologicheskih-teoriyah-i-internet-praktikah (Date of access: 18.12.2021).

19. RivaD., Psychology of social media: from technology to identity. Wiederhold K., Chipresso P. 2016. chapter 1. pp. 7-9. [Electronic resource]. Access mode: https://www.researchgate.net/publication/303410829_Psychology_of_Social_Me dia_From_Technology_to_Identity (accessed 19.12.2021).

20. Kaakinen M. Shared Identity and Shared Information in Social Media: Developing and Testing the Identity Bubble Reinforcement Scale. M. Kaakinen, A. Siro-la, I. Savolainen, Shared Identity and Shared Information in Social Networks: Development and Testing of the Identity Bubble Strengthening Scale. P. 25-51. 2018 Access mode: https ://doi.org/10.1080/15213269.2018.1544910 (accessed 19.12.2021).

21. Troshina S. Likes as a factor of self-esteem. How social networks affect a person and society. Access mode: https://psychologist.tips/3629-lajki-kak-faktor-samootsenki-kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-cheloveka-i-obshhestvo.html (date of access: 21.12.2021).

22. Pantich I. Social networks and mental health on the Internet. Cyberpsychology, behavior and social networks. 2014. 17(10) P.652-657 Access mode: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC4183915/ (accessed 19.12.2021).

23. Starshenbaum G.V. Addictology. Psychology and psychotherapy of addictions. M.: Kogito-Center. Series: Clinical psychology. 2006.-368 p.

24. Nikolenko A. Dependence on social networks in children and adolescents. Access mode: https://psi-doctor.ru/zavisimosti/ot-socialnyx-setej.html (date of access: 28.12.2021).

25. Churakova R.G. Adolescence in the light of different concepts. С.1 Access mode:

https://dshi13 .krn.muzkult.ru/media/2018/08/08/1228597206/Churakova_R.G._P odrostkovyj_vozrast_v_raznyKh_koncepciyaKh.pdf (Accessed: 19.12.2021) ).

26. Yandex. Zen Hanging up on the Internet and on your phone. What does it lead to? Mode of access: https://zen.yandex.ru/media/id/5bbcc64a24936900a923ca8c/zavisanie-v-internete-i-telefonek-chemu-eto-privodit-5d0f7bbc78854a00ae3db71f (access date: 20.12.2021).

27. Vygotsky L.S. Development theory. Access mode: https://studopedia.ru/10_192676_teoriya-

28. Namestnikova M. Children and social networks - to allow or prohibit. Mode of access: https://www.kanal-o.ru/news/11023 (date of reference: 21.11.2021).

29. Kotlyarova A.V. Stages of the formation of addiction. Access mode: https://netaddiction.ru/189 (date of reference: 28.12.2021).

30. Bukacheva S.G. Computer dependence. Mode of access: https://www.b17.ru/article/11502/ (date of reference: 05.01.2022).

31. Voevodskova E.E. Dependence on computer virtual reality. Problems of Pedagogy. - 2015. - №3(4). Access mode: https://cyberleninka.ra/article/n/zavisimost-ot-kompyuternoy-virtualnoy-realnosti (date of reference: 20.01.2022).

32. Voyskunsky, A.E. The phenomenon of addiction to the Internet. Edited by A.E. Voyskunsky. Moscow: Mozhaisk-Terra, 2000. 100-131 p., Yang K.S. Diagnose Internet- Addiction. World Internet - 2000 №2. p. 24-29.

33. Seryj A.V., Parshintseva A.S. To the problem of the formation of dependence on social networks in schoolchildren of adolescent age. Problems of Pedagogy. 2016. №9 (20). Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-zavisimosti-ot-sotsialnyh-setey-u-shkolnikov-podrostkovogo-vozrasta (date of reference: 20.01.2022).

34. Geronimus I.A. How to help a teenager to cope with computer addiction? Children's helpline. Access mode: https://childhelpline.ru/2016/08/kak-pomoch-podrostku-spravitsya-s-kompyuternoj-zavisimostyu/ (date of access: 17.02.2022).

Информация об авторах: Яна Олеговна Некоз, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование Программа Среднее образование г. Краснодар, Россия

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4008-8700 [email protected]

Игнатович Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Yana Olegovna Nekoz, master student of FSBEI HE "Kuban State University"

Direction 44.04.02 Psychological and pedagogical education Secondary education program

Krasnodar, Russia

ORCID : http ://orcid. org/0000-0002-4008-8700 [email protected]

Ignatovich Svetlana Sergeevna, Ph.D. ped. Sci., Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0003 -0479-6117 [email protected]

The authors have read and approved the final manuscript.

Статьяпоступилавредакцию / The article was submitted: 02.03.2022 Одобрена послерецензированияидоработки / Approved after reviewing and revision: 20.04.2022

Принятакпубликации / Accepted for publication: 25.04.2022

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests

© Некоз Я.О. 2022 © Игнатович С.С. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.