Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК: 159.943-057.87
«ЛАЙК» В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
СОЦИАЛЬНОГО ОДОБРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
О.И. Самосват
Аннотация. В статье представлена эмпирическая аргументация изучения показателей социального одобрения в социальных сетях в подростковой среде. Преобладающими способами выражения подростками социального одобрения в социальных сетях являются лайки, репосты, комментарии и подписки. Лайки являются ключевым способом выражения социального одобрения в социальных сетях. Аккаунты, содержащие в себе большее количество лайков, привлекают к себе больше людей.
Ключевые слова: социальные сети, социальное одобрение, подростковый возраст, коммуникативное поведение подростков, показатели социального одобрения в социальных сетях, «лайк».
«LIKE» AS AN INDICATOR OF SOCIAL APPROVAL
AMONG TEENS IN SOCIAL NETWORKS
O. Samosvat
Abstract. The article presents an empirical arguments of the study of indicator of social approval in social networks among teens. The main ways of expression social approval by teens in social networks are «like», repost, comments, subscriptions. «Like» is main indicator of social approval in social networks. Accounts containing a large amount of «like» attracting more people.
Keywords: social network, social approval, teen age, teenagers communicative behavior, indicator of social approval in social networks, «like».
Задаваясь вопросом о причинах высокой активности подростков в социальных сетях, неуклонно увеличивающегося числа элементов социального одобрения в социальных сетях, нами была сформулирована проблема о влиянии социального одобрения на коммуникативное поведение подростков в социальных сетях.
Аргументируя тезис об увеличении числа пользователей социальных сетей в России, представляем статистические данные AdobeSocial в показателях общего числа пользователей. Так, количество пользователей социальных сетей с 2010 по 2015 год выросло почти в два раза (с 37,5 млн. человек до 76 млн.) [8].
Социальная сеть выступает как система пользователей, соединенных виртуальными взаимосвязями [8].
Социальное одобрение в социальных сетях мы определяем как эмоциональную поддержку виртуальным сообществом индивиду в виде социального приятия, за содержание действий, соответствующее социальному ожиданию [2]. Целенаправленный поиск субъектом одобрения в социальных сетях выступает одним их ведущих механизмов возникновения от них зависимости [5].
В подростковом возрасте коммуникативная активность со сверстниками выступает ведущим
типом деятельности; характеризуется следующими отличительными чертами: во-
первых, это ориентация на интимно-личностное общение [7]; во-вторых, перенос акцента семейного влияния под влиянием сверстников; в-третьих, формирование собственной
субъективной реальности [1].
Ключевым способом выражения социального одобрения в социальных сетях являются лайки. Способы выражения социального одобрения в социальных сетях -это количество «лайков» (знак «нравится»), количество комментариев/отзывов к опубликованной информации, количество репостов (перенос записи со стены одного профиля на стену другого профиля без изменений), количестве подписчиков/друзей профиля.
Лайк как показатель социального одобрения в социальных сетях не имеет однозначного смысла. «Лайк» имеет прямое значение -симпатия, но в сети Интернет он может принимать и другие значения. Функции лайка: социальное одобрение; привлечение внимания к личности того, кто оставляет лайк; привлечение внимания к информации, на которую оставляют лайк; выражение личной симпатии.
Мы выделили для себя область коммуникативного поведения подростков в социальных сетях и обозначили в качестве цели
148
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
исследования - изучение «лайка» как показателя социального одобрения в социальных сетях в подростковой среде.
Объектом исследования является коммуникативное поведение подростков в социальных сетях. Предметом - «лайк» как показатель социального одобрения в социальных сетях в подростковой среде.
Коммуникативное поведение подростков, направленное на получение социального одобрения в социальных сетях, анализировалось через показатели социального одобрения в социальной сети: число записей аккаунта,
количество виртуальных друзей, количество подписчиков аккаунта, число групп по интересам, в которых состоит пользователь, число лайков аккаунта, число личных репостов, число репостов другими пользователями, количество комментарий аккаунта, количество личных фото-, видеоматериалов, число прямых обращений и открытой саморекламы.
Определив для себя спектр изучаемых задач, мы сформировали выборку исследования:
подростки 14-17 лет, русскоговорящие, активно использующие социальные сети (не менее трех), обучающиеся на момент исследования в средней образовательной школе (111 человек).
Исследование осуществлялось в социальных сетях Faсebook [https://ru-ru.faсebook.com], Twitter [https://twitter.com], ask.fm [http://ask.fm], Спрашивай.ру [http://sprashivai.ru] в 2013-2015 г.г. Анализ сообщений осуществлялся в формате диалогов. Исследование проводилось по
условиям информированного согласия.
Исследование проводилось посредством следующих методов и методик: критический дискурс-анализ [6], метод функциональной прагматики как вид контент анализа [3]; методы количественной и качественной обработки данных (критерий ранговой корреляции r-Спирмена).
Результаты использования различных способов социального одобрения подростками в социальных сетях представлено в таблице 1.
Таблица 1. - Показатели способов выражения социального одобрения подростков в социальных сетях
Показатель Среднее число Общее число
число записей аккаунта подростка 44 4860
количество виртуальных друзей 445 49399
количество подписчиков аккаунтов 2716 3015009
число групп по интересам 122 13579
число лайков аккаунта подростка 34605 3841264
число репостов другими пользователями 15 1722
число личных репостов 295 32783
количество комментариев аккаунта 1676 186048
количество личных фото-, видеоматериалов 13 1551
число прямых обращений и открытой саморекламы 5 576
Преобладающие способы выражения подростками социального одобрения в социальных сетях, заключающиеся в лайках, репостах, комментариях и подписках, не зависят от количества записей аккаунта. Для получения социального одобрения в социальной сети достаточно одной записи аккаунта, которая содержит в себе востребованную информацию.
Наибольшее число элементов социального одобрения у аккаунтов, содержащих прямые обращения. Это можно объяснить тем, что возникает ощущение личного общения, и прямой просьбы непосредственно к реципиенту. А личное обращение воспринимается как приглашение к коммуникации, и на это реципиент охотнее отвечает комментариями, лайками, репостами, подписками.
Оценивая взаимосвязи элементов социального одобрения в социальных сетях в среде подростков, получены следующие результаты (r-критерий ранговой корреляции Спирмена, р<0,05):
- выявлена положительная корреляция со значимой связью по показателям социального одобрения в социальных сетях: лайк - репосты другими пользователями (r=0,592); лайк -количество виртуальных друзей (r=0,427); лайк -количество подписчиков аккаунтов (0,537); лайк - количество комментариев аккаунта (r=0,645).
- «лайк» как преобладающий способ социального одобрения в социальных сетях в среде подростков, является общим показателем популярности в социальной сети. Большее количество лайков подразумевает большее
149
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
количество подписчиков и друзей аккаунта, большее количество репостов и комментариев к размещенной информации аккаунта.
Установлено, что подростки, чьи аккаунты имеют большее количество лайков, имеют большее число элементов социального одобрения. Это неоднозначный процесс, так как с одной стороны, подросток размещает информацию, которая поможет ему получить большее количество лайков, а с другой стороны, чем больше лайков оставлено к сообщению аккаунта, тем охотнее оставляют лайк новые подписчики. Чем больше лайков содержит в себе аккаунт, тем больше новых друзей и подписчиков он получает.
Установлено, что информация, имеющая большее количество лайков, имеет и большее количество репостов и комментариев. На высоколайковую информацию обращают больше внимания, чем на информацию более низкого уровня. «Лайк» является показателем социального одобрения в социальных сетях в подростковой среде. «Лайк» является способом привлечения дополнительного социального одобрения в социальных сетях. Установлено, что
Литература:
1. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). - М.: Языки славянской культуры, 1997. - С. 576.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - С. 365.
3. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; пер. с англ. З.С.Замчук. - СПб.: Питер. -2013. - С. 800.
4. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
5. Никишина В.Б. Состояние зависимости: метапсихологический анализ / В.Б. Никишина, И.В. Запесоцкая. - Курск: КГМУ. - 2012. - С. 252.
6. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbe trachtung. - Halle, 1989. - S. 279282.
7. Шибутани Т. Социальная психология / М.: Прогресс, 1969. - С. 534.
8. Adobe Social: http://www.adobe.com/ru
подростки, чьи аккаунты имеют большее количество лайков, имеют большее число элементов социального одобрения.
Количество лайков является показателем популярности в социальной сети. Чем больше лайков содержит в себе аккаунт, тем больше новых друзей и подписчиков он получает. Подписываясь к популярному аккаунту, подростки надеются и сами стать популярнее, продемонстрировав, что они «в теме», что информация популярного аккаунта близка и интересна им.
Популярные аккаунты отличаются коммуникативной активностью в рамках востребованной информации в социальных сетях. Стремясь получить социальное одобрение, подростки увеличивают свою активность в социальных сетях и выстраивают Интернет-коммуникацию в рамках социальноодобряемого поведения. Таким образом, возникает опасность формирования зависимости от социальных сетей и опасность принятия культуры социальных сетей как базовой культуры общения.
References:
1. Bulygina T.V., Shmelev A.D. Jazykovaja konceptualizacija mira (na materiale russkoj grammatiki). - M.: Jazyki slavjanskoj kul'tury, 1997. -
S. 576.
2. Leont'ev A.A. Psihologija obshhenija. - 3-e izd. - M.: Smysl, 1999. - S. 365.
3. Majers D. Social'naja psihologija / D. Majers; per. s angl. Z.S. Zamchuk. - SPb.: Piter. - 2013. - S. 800.
4. Nauchnaja jelektronnaja biblioteka: http://elibrary.ru
5. Nikishina V.B. Sostojanie zavisimosti: metapsihologicheskij analiz / V.B. Nikishina, I.V. Zapesockaja. - Kursk: KGMU. - 2012. - S. 252.
6. Sternin I.A. O ponjatii kommunikativnogo povedenija // Kommunikativ-funktionale Sprachbe trachtung. - Halle, 1989. - S. 279-282.
7. Shibutani T. Social'naja psihologija / M.: Progress, 1969. - S. 534.
8. Adobe Social: http://www.adobe.com/ru
Сведения об авторе:
Самосват Ольга Ивановна (г. Курск, Россия), аспирант кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии Курский государственный медицинский университет, специалист деканата факультета повышения квалификации, e-mail: [email protected]
Data about the author:
O. Samosvat (Kursk, Russia), postgraduate student of Department of Health Psychology and Correctional Psychology of Kursk State Medical University, expert of dean's office of the Faculty of Skills Upgrading, e-mail: [email protected]
150