Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ'

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ / БУЛЛИНГ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ / КОРРЕКЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ / EDUCATIONAL INSTITUTION / TEENAGE AGGRESSION / BULLYING / PREVENTION OF CHILD AND ADOLESCENT AGGRESSION / CORRECTION OF TEENAGE AGGRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Пшеничная Олеся Васильевна, Колесникова Алина Константиновна

Тема агрессии у подростков была актуальна во все времена. На сегодняшний день произошло немало страшных трагедий, связанных с подростковой жестокостью в образовательных учреждениях. Агрессия подростков обретает массовый характер. Она проявляется в различных формах, начиная от словесной травли жертвы, распространения унижающей информации по социальным сетям, причинения легкого физического вреда и заканчивая убийством. Подросткам склонным к агрессии необходима комплексная целенаправленная психолого-педагогическая коррекция. В статье рассмотрены трагедии, произошедшие в школах Америки и России. Для поиска решения этой проблемы, выявлены причины агрессивного поведения подростков. Рассмотрено такое социальное явление, как буллинг, мотивация подростков прибегать к буллингу и его характерное проявление. В качестве решения данной проблемы разработаны методы коррекции агрессивного поведения подростков в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Пшеничная Олеся Васильевна, Колесникова Алина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF ADOLESCENT AGGRESSION

The topic of aggression in adolescents has been relevant at all times. To date, there have been many terrible tragedies associated with teenage cruelty in educational institutions. Aggression of teenagers becomes widespread. It manifests itself in various forms, starting with the verbal harassment of the victim, the dissemination of degrading information on social networks, causing slight physical harm and ending with the murder. Teenagers prone to aggression need a comprehensive targeted psychological and pedagogical correction. The article discusses the tragedies that occurred in schools in America and Russia. To find a solution to this problem, the causes of aggressive behavior of adolescents are identified. Such a social phenomenon as bullying, the motivation of adolescents to resort to bullying and its characteristic manifestation are considered. As a solution to this problem, methods have been developed to correct the aggressive behavior of adolescents in the classroom.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/24PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Савва Л.И., Пшеничная О.В., Колесникова А.К. Методика психолого-педагогической коррекции подростковой агрессии // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Savva L.I., Pshenichnaya O.V., Kolesnikova A.K. (2020). Methods of psychological and pedagogical correction of adolescent aggression. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN120.pdf (in Russian)

УДК 37.015.3 ГРНТИ 15.41.21

Савва Любовь Ивановна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Профессор кафедры «Педагогического образования и документоведения»

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8340-3742 РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=426001 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57188835268 Google Академия: https://scholar.google.com/citations?user=qTDQiQQAAAAJ&hl

Пшеничная Олеся Васильевна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Студент

E-mail: [email protected]

Колесникова Алина Константиновна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Студент

E-mail: [email protected]

Методика психолого-педагогической коррекции подростковой агрессии

Аннотация. Тема агрессии у подростков была актуальна во все времена. На сегодняшний день произошло немало страшных трагедий, связанных с подростковой жестокостью в образовательных учреждениях. Агрессия подростков обретает массовый характер. Она проявляется в различных формах, начиная от словесной травли жертвы, распространения унижающей информации по социальным сетям, причинения легкого физического вреда и заканчивая убийством. Подросткам склонным к агрессии необходима комплексная целенаправленная психолого-педагогическая коррекция. В статье рассмотрены трагедии, произошедшие в школах Америки и России. Для поиска решения этой проблемы, выявлены причины агрессивного поведения подростков. Рассмотрено такое социальное явление, как буллинг, мотивация подростков прибегать к буллингу и его характерное проявление. В качестве решения данной проблемы разработаны методы коррекции агрессивного поведения подростков в классе.

https:// mir-nauki. com

Ключевые слова: образовательное учреждение; подростковая агрессия; буллинг; профилактика детской и подростковой агрессии; коррекция подростковой агрессии

Тема агрессии у подростков и детей была актуальной во все времена. Сегодня мы наблюдаем страшные трагедии, связанные с детской жестокостью и нетерпимостью в образовательных учреждениях, эта жестокость обретает массовый характер и принимает новые формы. Именно поэтому появляется потребность говорить об этом вновь. Агрессия у подростков проявляется в различных формах, начиная со словесной травли жертвы, распространения унижающей информации в социальных сетях, причинения легкого физического вреда и заканчивая убийством. Целью обидчика выступает принижение жертвы и так называемого «господства сильных над слабыми». Это явление, от которого страдают и жертвы, и зачинщики. Жертвы страдают от снижения самооценки, получения физических и моральных травм и все это может привести к гибели человека. У тех, кто проявляет агрессию, обычно, появляется вседозволенность, и они несут это в другие сферы жизни, становясь старше. Как показывает практика, в душе у таких подростков глубокие раны и травмы, из-за которых они позволяют себе такое ужасное поведение. После подобных ситуаций очень сложно адаптироваться всем свидетелям и участвующим в этом процессе.

Для предотвращения убийств и подобного поведения у подростков необходимо проводить профилактические мероприятия по формированию межличностного общения и развитию умений по управлению конфликтами, выявлению группу риска, проведение психокоррекции для того, чтобы задолго до возникновения подобных ситуаций сформировать стойкое, негативное отношение к такому поведению [1; 2].

Начало такому поведению было положено в апреле 1999 года с массового убийства в школе «Колумбайн» США. 20 апреля два подростка средней школы, Эрик Харрис и Дилан Клиболд пронесли в школу оружие. Они стреляли по всем, кто им попадался на пути. Это происходило в течение четырех с половиной часов, в итоге были ранены десятки учеников, убито двенадцать учеников и один учитель. В конце кровавой бойни в библиотеке подростки убили и себя. Задолго до этого трагического события подростки были под наблюдением у полиции, писали о своих намерениях в различных форумах, но никто их не остановил. Обиженные подростки, будучи «изгоями» класса, носившие длинные черные плащи и помешанные на ненависти, совершили преступление в день рождения Гитлера. После этой ужасающей трагедии агрессии со стороны подростков начали набирать популярность. Вдохновленные таким поступком агрессивные подростки c неуравновешенной психикой и глубокими моральными травмами так же последовали их примеру [3-5].

28 апреля 1999 года 14-летний Тодд Смит, боготворивший двух подростков с «Колумбайна» убил ученика и ранил еще одного в Кандской школе. Через месяц, после кровавой трагедии в апреле, 20 мая 15-летний юноша Средней школы наследия, последовав примеру Эрика и Дилана, считая себя преемником «Мафии плащей» ворвался в школу с оружием. Так же, как и его кумиры, он открыл огонь по учащимся школы и ранил шестерых учеников. За содеянное, он понес наказание в виде тюремного заключения и последующего ограничения свободы. Еще одним примером проявления агрессии стал ученик Средней школы Сантаны 5 марта 2001 года. Восхищенный смелостью и желавший повторить опыт Эрика и Дилана подросток убил двух учеников и тринадцать ранил. Убийца несет приговор в 50 лет тюремного заключения1.

1 https://life.ru/p/1078833.

Введение и актуальность

https:// mir-nauki. com

Не смотря на плачевные последствия произошедших трагедий, подростки продолжают проявлять агрессию в отношении окружающих людей. Исход нападений влияет на пострадавших, на самих агрессоров и на окружающих. Обидчики и жертвы лишаются жизни, а их родственники и окружение остаются скорбеть еще долгие годы. Если агрессоры и остаются в живых, то в течение продолжительного времени находятся в тюрьме, оставляя в душе глубокие психические травмы. Пострадавшие от нападения получают не только физические травмы, но и снижение самооценки, моральный ущерб и психологические проблемы. Эти трагические события повторяются из года в год, а организаторы трагедий ссылаются на подвиг в их глазах подростков из школы «Колумбайн». Этот случай послужил толчком для десятков учеников с неуравновешенной психикой к действию, а стрелки из школы в США стали их кумирами.

Российских школьников тоже охватил интерес к произошедшей трагедии. Впервые подобный случай произошел в 2014 году. 3 февраля в Москве ученик 10 класса Сергей Гордеев пронес в свою школу № 263 оружие2. Он застрелил учителя географии и взял в заложники своих одноклассников. По прибытию сотрудников полиции подросток убил одного, а его напарника ранил. После произошедшего Сергея признали невменяемым и отправили на психиатрическое лечение [6].

5 сентября 2017 года Михаил Пивнев в городе Ивантеевке проник в школу № 1 с кухонным топориком, петардами и пневматическим оружием. Ученик нанес тяжкие ранения учительнице и ученикам. Очевидцы начали выпрыгивать из окон, чтобы спастись. Михаил давно говорил о том, что хочет совершить нападение, но необходимые меры не были приняты, чтобы избежать этого события3.

Одной из самых жестоких и кровопролитной трагедией в школе за последние годы произошла в Керчи. 17 октября 2018 года Владислав Росляков, вдохновленный событием 1999 года в школе «Колумбайн» решил повторить действия своих кумиров. Он сделал все по сценарию той трагедии, учитывая нюансы одежды и места самоубийства. Оставив бомбу в столовой, Владислав направился стрелять. В итоге было убило 19 человек и более полусотни пострадали4.

Вышеописанные случаи подтверждают необходимость изучения и уточнения представлений о детской (подростковой) агрессии и проведения комплексной целенаправленной психолого-педагогической коррекции поведения подростков.

В ходе работы нами были проанализированы научные труды, связанные с психологией и развитием личности (Л.С Выготский, В.Л. Леви), гуманизацией школьного образования Савва Л.И., Савельевой Л.А., Чигинцевой Е.Г., Черняевой А.Ю. [2], детской и подростковой агрессией (В.Э. Франкл, Л.М. Семенюк, К. Лоренц, З. Фрейд), профилактикой Интернет-зависимости подростков (Г.Н. Чусавитина, Е.В. Чернова [6; 7], И.Н. Мовчан [8-11], И.Д. Белоусова [12]).

Мы постарались понять, что заставляет подростка, который может попросить помощи в решении своих проблем у учителей или родителей, брать в руки оружие и беспорядочно стрелять во всех подряд, кто попадется ему на пути. Можно предположить, что это сильный

2 https://www.rbc.ru/politics/26/12/2014/549a9b939a794710fb26882d.

3 https://ria.ru/20170905/1501781734.html.

4 https://tsn.ua/ru/ukrayina/povtorit-kolumbayn-strelok-iz-kerchi-mog-vdohnovitsya-odnim-iz-izvestneyshih-massovyh-ubiystv-v-ssha-1234947.html.

Методы

эмоциональный всплеск, состояние аффекта, спровоцированные сильной обидой и злобой. Но также мы понимаем, что подготовка к такому злодеянию у подростка проводится на протяжении достаточно длительного времени, значит это обдуманный шаг, к которому он шел долго и решительно.

Чтобы найти решение проблемы, необходимо выявить ее причины. На первом месте причин агрессии у подростков всегда стоит месть. Именно отмщение становится главным мотивом. Подростка не принимают в классе, одноклассники используют в отношении данного ученика издевательства, насмешки, оскорбительные выходки, моральное и физическое насилие. Морально истощенный подросток со злости желает отплатить обидчикам. Злость - это реакция на несправедливость или оскорбления детей, учителей. Она вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. При этом подросток испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать, думая, что обидчики это заслужили.

Чрезмерную детскую и подростковую жестокость порождает и увлечение подростков компьютерными играми. «Игры-стрелялки» стирают грань между виртуальным миром и реальностью, в компьютерных играх убийства - норма, от чего человеку намного проще взять в руки взрывчатое оружие и использовать его. Также таким поступком подросток желает доказать окружающим, что он не пустое место, что он не мальчик для битья, а личность. Нельзя не упомянуть сцены насилия в фильмах, видеороликах и в Интернете, которые также в голове у неокрепших умов воспринимается как норма.

Также можно подчеркнуть, что агрессия у подростков мальчиков проявляется гораздо чаще и сильнее, чем у девушек. Парни, по сравнению с девушками, демонстрируют более высокий уровень выраженности показателей физической агрессии, косвенной агрессии, раздражимости и жестокости. Молодые люди предпочитают прямые и открытые формы агрессии, а девушки - скрытые и косвенные.

Весомую значимость представляет и неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей у подростка. Этот человек не ценит жизнь другого человека, не думает о том, к какому горю и трагедии это приведет. Он не думает о других, в данный момент он эгоист, влеченный мыслью отмщения. Такой подросток не делится проблемами с родителями, либо они не слышат его и не хотят помочь ему решить его проблемы. И не менее важно - равнодушие учителей, отсутствие мер пресечения издевательств в классе.

Для нас очень важна последняя причина в данном списке. Почему учителя не увидели проблему в нужный момент и не предотвратили трагедию? Почему не оказали вовремя помощь ребенку и оставили его одного с этой проблемой?

В результате анализа научной и психолого-педагогической литературы мы выделили две общие причины подростковой агрессии:

1. На проявление подростковой агрессии существенное влияние оказывают такие личностные особенности как фрустрированность, недостаточно развитые коммуникативные навыки, низкая стрессоустойчивость, стремление к доминированию и жестокости.

2. Степень выраженности подростковой агрессии зависит от таких социальных факторов, как особенности детско-родительских отношений, а также в значительной степени межличностные отношения подростка с одноклассниками [13].

Именно буллинг подростков в классе является основной причиной тех страшных событий, о которые мы вспоминали в начале статьи. Буллинг в школе - социальное явление, которое получило широкое распространение в России, США, Японии и странах Европы.

Буллинг - английский аналог слова «травля». В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора, агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников и студентов, со стороны другого, но также часто группы лиц.

Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др. [13].

Исследователи данной темы разделяют проявление буллинга на две категории. Первая отличается проявлениями, которые в большинстве случаев носят активный характер унижения. Вторая категория представляет собой действия, проявляющиеся в виде осознанной изоляции, обезличивание члена общества.

Учитель в школе может, сам того не осознавая, принимать участие в буллинге, провоцировать класс к издевательствам над учеником посредством оскорбления или унижения ученика, который отстает по учебе, не выполняет домашнее задание, высказывать ученику негативных или саркастических замечания в отношении внешности, национальности, уровня интеллекта, происхождения ученика и т. п.

Рекомендации

Комплексная система психолого-педагогической коррекции, основанная на учете личностных особенностей подростка и условий его социального окружения, будет способствовать созданию отношений сотрудничества, позволит развить адекватные способы реагирования в конфликтной ситуации, поможет разрушить деструктивные тенденции в поведении подростка и приведет в целом к снижению уровня агрессии в классе [13].

Методы коррекции агрессивного поведения в классе могут быть следующие [14]:

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение проблемы. Быть наблюдательным, наблюдать за взаимоотношениями между одноклассниками и за каждым ребенком индивидуально.

2. Проявить активность в подобных ситуациях. Если учитель узнал о случае буллинга в школе или, более того, стал свидетелем травли, он незамедлительно должен принять меры. Необходимо пообщаться с зачинщиками и жертвой по отдельности, выяснить причины травли, активно используя рефлексию [15]. Самоанализ ситуации помогает выработать с подростками необходимую модель поведения для каждой из сторон в данном конфликте.

3. Разговор с «агрессором» буллинга. Необходимо объяснить «агрессорам» о вреде и последствиях подобного поведения. При разговоре допускается критика и упрек, но нельзя при этом оскорблять и переходить на личности. Виновник должен осознать вину, а не озлобиться еще больше.

4. Разговор с «жертвой» буллинга. Учителю важно встать на защиту ученика, который стал «жертвой» травли класса или школы. Необходимо организовать доверительную, дружественную беседу с пострадавшим ребенком. Важно поддержать его, помочь справиться с отрицательными чувствами и эмоциями, вывести его из подавленного состояния и предложить ему положительный исход.

5. Разговор с классом. Обсуждение с классом случаев травли немаловажный фактор для создания благоприятной среды для «жертвы» буллинга. Такая беседа позволит поднять конфликт на общее обсуждение. Спросите у подростков в чем они видят решение данного конфликта. И также необходимо обсудить с классом

возможные последствия жестокости по отношению к людям. Возможно установить с классом на часах общения правила, которые будут полезны всем [16].

6. Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

7. Пригласить родителей для беседы. Необходимо обязательно сообщить о случае буллинга в школе родителям. Родители в свою очередь также должны провести беседу с подростками дома и вести контроль за поведением и изменениями в поведении своих детей. Если буллинг не прекращается выработать стратегии реагирования и дальнейшие действия [16; 17].

8. Наступление последствий. Каждый плохой поступок подростка должен нести за собой какое-то наказание. Это может быть извинение или восстановление имущества, которое было испорчено или отобрано.

Методы профилактики буллинга могут быть доведены до подростков во время классного часа - воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Также отличным вариантом станет создание внутриклассных правил. Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Необходимо развивать в учениках эмпатию -сопереживание и умение чувствовать то, что чувствует другой. Дайте ученикам задание написать в классе или в школе небольшое сочинение на тему травли и унижения в обществе, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нем отражены. Таким образом можно выявить отношения каждого ребенка к этой теме. Но лучше всего использовать комбинирование форм работы по профилактике агрессивного поведения подростков [14].

Обсуждение

Мы рассмотрели рецидивы нападений на школы учениками, которые становились жертвами агрессии в образовательных учреждениях, выяснили и описали причины, которые становятся мотивами таких преступлений. Предложили методы и способы коррекции и реагирования на детскую жестокость сотрудниками школ.

Результаты проведенного авторами анализа позволяют сделать вывод, что во многих случаях преподавательский состав может пресекать или не допускать травлю в школе, которая становится основной причиной агрессии подростков, любому подростку можно было своевременно помочь справиться с психологической проблемой и не допустить агрессивного поведения. Важно, чтобы взаимоотношениям между учениками в школе уделялось особое внимание, чтобы каждому ученику было комфортно в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савва, Л.И. Межличностное познание, общение и понимание: учеб. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 204 с.

2. Савва Л.И., Савельева Л.А., Чигинцева Е.Г., Макарова Н.М., Черняева А.Ю., Комиссарова М.Н. Основные приоритеты гуманизации школьного образования: монография / Под ред. Л.И. Савва. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 353 с.

3. Andrew Ryan Rico. Fans of Columbine shooters Eric Harris and Dylan Klebold // Transformative Works and Cultures. 2015-05-19. Vol. 20.

4. Дейв Каллен, Колумбайн // Young Adult. Легендарные книги // Из-во: Like Book // 2019.

https:// mir-nauki. com

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16. 17.

Джефф Касс, Колумбина: настоящая криминальная история // Из-во: Ghost Road Press; Первое издание // 25 марта 2009 г.

Давыдов Д.Г., Хломов КД. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал.

- 2018. - № 4(32). - С. 62-76.

Чернова Е.В., Гаврилова И.В., Доколин А.С. Формирование в раннем подростковом возрасте готовности к обеспечению личной кибербезопасности // Информатика и образование. - 2018. № 7 (296). - С. 16-25.

Мовчан И.Н., Чернова Е.В., Чусавитина Г.Н. Учебный проект как одна из форм противодействия киберэкстремизму среди школьников // Фундаментальные исследования. - 2015. № 9-3. - С. 486-490.

Мовчан И.Н. Профилактика киберэкстремизма в молодежной среде в рамках школьного курса информатики // Современные наукоемкие технологии. - 2015. № 10. - С. 93-96.

Асабина Ю.С., Мовчан И.Н. Интернет-зависимость у младших школьников: причины и профилактика // В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. - 2015. - С. 43-47.

Мовчан И.Н. Роль социальной информатики в профилактике киберэкстремизма в молодежной среде // В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. Материалы внутривузовской. конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой.

- 2015. - С. 323-332.

Белоусова И.Д. Профилактика интернет-зависимости школьников как педагогическая проблема // В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. - 2015. - С. 55-62.

Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ленденева Ирина Леонидовна; [Иркут. гос. пед. ун-т]. - Иркутск, 2002. - 17 с. Шифр РНБ: 2002-А/21910.

Быкова С.А. Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления: методическое пособие - 2011.

Gnevek O.V., Saigushev N.Ya., Savva L.I. Reflexive management of the professional formation of would-be teachers. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol 11. № 18. P. 13033-13041.

Веденеева О.А., Савва Л.И.., Сайгушев Н.Я. Теория и практика классного руководства: уч. пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорский Дом печати, 2015. - 122 с.

Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А. Педагогика в системно-образном изложении: уч. пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорский Дом печати, 2015. - 129 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24PDMN120

Savva Lubov Ivanovna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: [email protected]

Pshenichnaya Olesya Vasilievna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: [email protected]

Kolesnikova Alina Konstantinovna

Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia

E-mail: [email protected]

Methods of psychological and pedagogical correction of adolescent aggression

Abstract. The topic of aggression in adolescents has been relevant at all times. To date, there have been many terrible tragedies associated with teenage cruelty in educational institutions. Aggression of teenagers becomes widespread. It manifests itself in various forms, starting with the verbal harassment of the victim, the dissemination of degrading information on social networks, causing slight physical harm and ending with the murder. Teenagers prone to aggression need a comprehensive targeted psychological and pedagogical correction. The article discusses the tragedies that occurred in schools in America and Russia. To find a solution to this problem, the causes of aggressive behavior of adolescents are identified. Such a social phenomenon as bullying, the motivation of adolescents to resort to bullying and its characteristic manifestation are considered. As a solution to this problem, methods have been developed to correct the aggressive behavior of adolescents in the classroom.

Keywords: educational institution; teenage aggression; bullying; prevention of child and adolescent aggression; correction of teenage aggression

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.