Научная статья на тему 'Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии'

Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2645
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПУБЕРТАТА / PUBERTY'S FEATURES / ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ / TEENAGE AGGRESSION / ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКАМ / ATTITUDE TO PEERS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ АГРЕССИВНОСТИ / INDIVIDUAL AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомиченко Анна Сергеевна

Статья представляет собой краткий обзор имеющейся на сегодняшний день информации относительно проявления агрессивности в подростковом возрасте. В ней рассмотрены наиболее существенные проблемы характерные для подростков, диктуемые временем. Особое внимание уделяется конфликтности и повышенной агрессивности как основным негативным проявлениям данного этапа развития. Анализируются возможные причины проявления подростковой агрессивности. Выявляется взаимосвязь между личностными характеристиками подростков и особенностями их поведения, выделяются основные формы проявления агрессии на разных стадиях подросткового возраста. Рассматриваются возможные причины агрессивного поведения, отражающие ситуации социально-ролевого взаимодействия в системе «ученик-ученик». Подчеркивается актуальность и важность изучения данного вопроса, возможность применения знаний для прогнозирования и своевременной коррекции агрессивности на ранних этапах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-psychological reasons of teenage aggression

The article is a brief overview of the currently available information regarding teenage aggression. It examines the most significant problems typical of teenagers, dictated by time. Particular attention is paid to conflict and increased aggressiveness as the main negative demonstrations of this stage of development. Possible reasons of teenage aggression are analyzed. The relationship between personal characteristics of teenagers and their behavior is revealed. It outlines the main forms of demonstration of aggression at different stages of adolescence. Possible reasons of aggressive behavior, reflecting the situation of social-role interaction in the system "student-student" are discussed. It emphasizes the relevance and importance of studying this issue, the ability to use knowledge for prediction and timely correction of aggressiveness in the early stages of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/27PSMN516.pdf Статья опубликована 15.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Фомиченко А.С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/27PSMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.9

Фомиченко Анна Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Россия, Оренбург Старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Кандидат психологических наук E-mail: anzitadel@mail.ru

Социально-психологические причины проявления

подростковой агрессии

Аннотация. Статья представляет собой краткий обзор имеющейся на сегодняшний день информации относительно проявления агрессивности в подростковом возрасте. В ней рассмотрены наиболее существенные проблемы характерные для подростков, диктуемые временем. Особое внимание уделяется конфликтности и повышенной агрессивности как основным негативным проявлениям данного этапа развития. Анализируются возможные причины проявления подростковой агрессивности. Выявляется взаимосвязь между личностными характеристиками подростков и особенностями их поведения, выделяются основные формы проявления агрессии на разных стадиях подросткового возраста. Рассматриваются возможные причины агрессивного поведения, отражающие ситуации социально-ролевого взаимодействия в системе «ученик-ученик». Подчеркивается актуальность и важность изучения данного вопроса, возможность применения знаний для прогнозирования и своевременной коррекции агрессивности на ранних этапах онтогенеза.

Ключевые слова: особенности пубертата; подростковая агрессия; отношение к сверстникам; индивидуальные варианты агрессивности

Подростковой агрессии, как в западной (А. Бандур, Р. Уолтерс, 2000; А. Гуггенбюль, 2006; М. Мид, 1988; Э. Эриксон, 1996 и др.), так и в отечественной психологии (Н.В. Аликина, 1991; С.Н. Ениколопов, 2000; В.В. Знаков, 1990; П.А. Ковалев, 1996; Ю.Б. Можгинский, 2006; Е.В. Ольшанская, 2000; А.А. Реан, 2003; Л.М. Семенюк, 1996; В.С. Собкин, 2005 и др.) уделяется большое внимание.

Важность изучения подросткового агрессивного поведения определяется его возрастной спецификой. Данный возраст характеризуется изменениями, затрагивающими все стороны развития: происходит физиологическая перестройка в организме; смена социальной ситуации; появляется чувство взрослости; стремление подростка к самоутверждению и самовыражению; особое значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками [4; 33; 35].

С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы

интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, в этот период развития возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [33, с. 32].

Одни исследователи (П.П. Блонский, 1979; Э. Шпрангер, 1931 и др.) особенности этого возрастного периода (негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым) объясняют анатомо-физиологической перестройкой. Другие авторы (Л.С. Выготский, 1984; Л.И. Божович, 1997; Д.И. Фельдштейн, 1972; Д.Б. Эльконин, 1989; Э. Эриксон, 1996 и др.), признавая значимость влияния полового созревания, основное внимание уделяют развитию новообразований [22].

Так, например, Л.С. Выготский (1984) подробно рассматривает проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» [9, с. 6]. А Л.И. Божович (1997) говорит о «возникновении нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами» [3, с. 25].

Как показывают исследования, содержание подростковой агрессии определяется противоречиями характерными для данного периода развития.

Прежде всего, отметим возникновение «чувства взрослости» и новой личностной позиции подростка в условиях практически неизменной социальной среды [4].

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого [10, с. 102].

Желания подростка отличаются противоречивостью. Он может испытывать потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки, и в то же самое время, стремится получить не только внимание со стороны взрослых, но и понимание, доверие. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять [17]. Этой точки зрения придерживается и А.А. Реан (2007), говоря о том, что подросток стремится к освобождению от опеки со стороны взрослых («реакция эмансипации»). Однако полной свободы он не хочет, так как не готов к ней [28, стр. 226].

Все это порождает смысловой барьер, при котором даже справедливые требования и замечания могут игнорироваться детьми и приниматься как несправедливые [10, с. 104]. А, как известно, в подростковый период, когда ребята особенно обидчивы и вспыльчивы, любой раздражитель вызывает реакцию агрессивного характера.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и сексуальной сфере. Специфика полоролевого поведения подростков в этом возрасте заключается в росте интереса к противоположному полу, а также во все большем использовании форм поведения, прямо или косвенно связанных с полоролевыми особенностями. Прежде всего, подросток заново оценивает свою половую идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности [16; 25].

Представления мальчиков о маскулинности как о доминантности ассоциируются с определенным телесным образом, соединяющим «крутизну», физическую привлекательность,

атлетизм, физическую силу и раннее половое созревание. Более агрессивным мальчикам легче завоевать высокое положение в мальчишеской группе, поэтому, чем больше дерется, тем более «крутым» он себя чувствует. Так, например, в США мальчики в 4 раза чаще девочек вовлекаются в драки, вдвое чаще совершают насильственные преступления [18]. Среди опрошенных московских школьников 7, 9 и 11-х классов в последние два перед опросом месяца участвовали в драках 43,4% мальчиков, не участвовали 31,2%, вообще не дерутся 25,3% (у девочек соответствующие цифры 14,3; 24,9 и 60,8%) [30, с. 83].

В рамках эволюционно-психологических представлений исследователи допускают, что повышенный уровень агрессии у подростков может быть адаптацией, повышающей шансы на успех у противоположного пола. Так, агрессивное поведение подростков, согласно исследованиям, в большинстве случаев направлено на сверстников своего пола, что позволяет говорить о конкуренции. К тому же, мальчики сильнее борются за доминирование в пубертатный период, так как успех в борьбе приводит к популярности у девочек [34; 37].

Вышесказанное дает основание предположить, что агрессивное поведение подростков определяется новообразованиями, связанными с возрастными особенностями детей данного периода развития: появление «чувства взрослости», пубертат.

Многие исследователи считают, что важную роль в формировании агрессивности у подростков играют их индивидуальные особенности. Прежде всего, наблюдаются существенные изменения в эмоциональной сфере подростков. Для подростка характерны перепады настроения. Так, например, чувствительность к оценке другими своей внешности или способностей, может сочетаться с самонадеянностью, а сентиментальность очень часто сопровождается жестокостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным с показной независимостью и т.д. [20].

Эмоции подростка отличаются большей силой и трудностью в управлении, они характеризуются выраженной аффективностью. С этим связана слабость самоконтроля, произвольной регуляции эмоционально-личностной сферы, что в свою очередь вызывает агрессивность [5; 6].

Кроме того, было установлено (А.А. Реан, 1997), что уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Так, у агрессивных подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение [25].

Некоторые исследователи считают, что агрессивные дети часто сталкиваются с трудностями в школе. Известно, что подростки, вступающие в конфликт с законом, часто имеют в школе низкую успеваемость, что может быть связано частично, с их личностными недостатками. В силу импульсивности и низкого уровня самоконтроля они отличаются неустойчивостью и легкой отвлекаемостью. Часто они бывают не в состоянии спокойно сидеть на месте, не могут управлять своим вниманием и неспособны выполнить домашнее задание [2, с. 227].

Одна из главных тенденций переходного возраста, по мнению И.С. Кона (1982), это переориентация общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение с ровесниками [16]. Отношения со сверстниками для подростка являются одной из наиболее значимых жизненных ценностей, а социальная позиция, занимаемая им в классе, во многом определяет его социальное благополучие [31, с. 130]. Д.И. Фельдштейн (1988) тягу подростков к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками объяснял тем, что подобным образом происходит «замещение» потребности в установлении новых

27Р8МЫ516

отношений с обществом и компенсируются «непонятности» подростков во взрослом мире [33]. А.Е. Личко (1983) определял это явление как подростковая реакция группирования [20].

Л.И. Божович (1997) пишет, что подросток оценивает себя уже не только с точки зрения успеваемости, но и с точки зрения положения в школе, отношений с ребятами. Типичным для подростков становится желание завоевать авторитет и признание товарищей, что создает у подростка ярко выраженную потребность как можно лучше ответить их требованиям [4, с. 174-175].

Ключевым моментом на этапе подросткового возраста является «расширение социальной среды», которое часто связано с членством подростка в различных неформальных молодежных группах. В связи, с чем можно предположить, что агрессивное поведение подростка обусловлено стремлением к поддержанию группового членства [30, с. 86].

Соответствие группе, по мнению А.А. Реана (2002), требует от подростков определенной доли конформизма. Потребность в принадлежности к какой-нибудь группе у многих подростков превращается в «стадное чувство». В силу чего дети (особенно мальчики) в большинстве случаев попадают в неформальные группы, которые характеризуются асоциальным поведением [25].

В то же время поведение детей в подростковом возрасте определяется желанием выделиться, стремлением занять высокую позицию, добиться уважения и признания. В этом смысле для подростка становится важно, какое место он занимает в коллективе, его социальный статус в группе.

Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников (П.А. Ковалев, 1996) показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди «эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% - низкий уровень агрессии [15].

В ходе своего исследования О.В. Кобзева (2007), установила, что агрессивность в возрасте 12-14-ти лет рассматривается как способ достижения собственной независимости, проявления активности в межличностном взаимодействии, в возрасте 15-17-ти лет - как способ повышения статуса, завоевания авторитета в группе [14].

Таким образом, помимо возрастных доминант, определяющих агрессивное поведение подростков, можно выделить аспекты, связанные с успехами учащихся в учебной деятельности и их социально-статусными отношениями в группе.

Особое внимание в возникновении агрессивного поведения подростков уделяется роли внутрисемейных взаимодействий и социально-экономического статуса семьи (А. Бандура, Р. Уолтерс, 1999; Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 2001; М. Раттер, 1987; А.А. Реан, 1996; М. Ричардс, 1984 и др.), а также воздействию масс-медиа (A. Bandura, D. Ross, S. Ross, 1963; Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 2001; К. Бютнер, 1991; С.Н. Ениколопов, 2002; В С. Собкин, 2001 и др.).

Так, например, одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование личности и, в определенной степени, обусловливающих воспитательный потенциал семьи, является материальное положение последней. Реальная оценка материального положения семьи приходит именно в подростковом возрасте. Невозможность реализовать свои желания, связанные, главным образом, со стремлением «не отбиться от коллектива», быть модным актуализирует потребность в безопасности, рождает агрессию по отношению к родителям и сверстникам [23].

Кроме того, существует отчетливая тенденция влияния уровня материального благополучия семьи на опыт пребывания подростков в роли жертвы буллинга. Согласно

исследованию В.С. Собкина и М.М. Смысловой (2012), чем выше уровень доходов семьи, тем комфортнее чувствует себя подросток в школе. С регулярным психическим и физическим насилием в школьном коллективе чаще сталкиваются дети из малообеспеченных (2,9%), чем высокообеспеченных семей (0,0%, р = 0.006). Наибольшую тревогу авторов вызывает тот факт, что каждый восьмой подросток из малообеспеченной семьи регулярно подвергается насмешкам, издевательствам или игнорированию со стороны одноклассников, что свидетельствует о влиянии материального благополучия на социальное самочувствие подростка в учебном заведении [31, с. 133].

Заметим, что в подростковом возрасте проблема буллинга встает особенно остро, так как усвоенные роли могут закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Кроме того, опыт переживания школьной травли является травмирующим и негативно сказывается на развитии личности подростка, формировании его Я-концепции, самооценке и т.д. [19].

Результаты исследования Д. Пстрога (2006) показывают, что типичный виновник насилия, по мнению учеников польской школы, чаще всего лицо мужского пола (78,06% респондентов), в то же время все чаще агрессорами становятся и девушки (как утверждают 16,03% учеников). Виновник насилия, по мнению жертв, не принадлежит к категории «выдающихся» учеников. Он обычно достигает слабых (45,15%) или средних (24,47%) успехов в учебе. Агрессоры принадлежат к ученикам «изгоям» (33,34%), или их поведение одобряется в собственном узком круге (27%). Их доминирующие свойства: вульгарность, склонность к провоцирующим и вызывающим формам поведения, неадекватные эмоциональные реакции, доминирование, навязывание силой своего мнения, демонстрация своего превосходства и эгоизм.

Жертвой насилия, так же как и его виновником, чаще всего является лицо мужского пола, так утверждают 64,14% респондентов. По мнению учеников, жертвами насилия становятся часто ребята, имеющие слабую успеваемость (37,56%) или хорошие и отличные оценки (28,69%). Результаты исследования подтверждают тезис, что жертвами становятся чаще всего лица, в какой-то мере нетипичные, отличающиеся от своих сверстников [26].

Содержание форм агрессивного поведения подростков варьируется в зависимости от возрастных и полоролевых особенностей учащихся данного этапа развития.

При обсуждении основных форм проявления подростковой агрессии отметим, что значительное число исследователей в своих работах используют классификацию, разработанную А. Бассом (A. Buss, 1957).

Так, имеются данные, согласно которым дети 10-11 летнего возраста характеризуются весьма критичным отношением к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание таких черт и форм поведения как грубость, жестокость, агрессивность. При этом у ребят этого возраста доминирует физическая агрессивность, и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

У подростков 12-13-ти лет отрицательное отношение к себе сохраняется, обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и дает сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена.

Для 14-15 летних подростков характерно сопоставление своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13-ти лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, так же, как и уровень негативизма [33].

В подростковый период развития полоролевые различия в способах выражения агрессивности становятся еще более очевидными по сравнению с младшим школьным возрастом.

Согласно результатам исследования Е.А. Ивановой (2002) между мальчиками и девочками подросткового возраста отсутствуют значимые различия в преимущественно мужских способах агрессивного реагирования - физической и вербальной агрессии. У высокоагрессивных девочек отмечается быстрое возникновение негативных эмоций, сильная раздражительность, нестабильная самооценка, эгоцентризм, нестабильность отношений с окружающими [12].

По мнению А.А. Реана (2007), для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная - физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается более распространенной [28, с. 236].

Схожей точки зрения придерживается М.А. Исаева (2008) утверждая, что у мальчиков-подростков агрессивность проявляется более открыто и грубо, она менее управляема; у них преобладает физическая агрессия. Девочки более избирательны в формах проявления агрессивности, у них доминирует вербальная агрессия. Косвенная агрессия у девочек более выражена, чем у мальчиков [13].

То, что мальчики чаще прибегают к физическому принуждению, а девочки к хитрому манипулированию, зависит не столько от гендерной принадлежности и индивидуальных особенностей, сколько от социальной ситуации. Многое зависит от положения подростка в иерархической системе его группы. Проведенные исследования подтверждают, что мальчики-лидеры считают себя и воспринимаются сверстниками как более «крутые», доминантные, чаще прибегающие к физической агрессии, чем девочки. Хотя в среднем для мальчиков характерна прямая, а для девочек непрямая агрессия, социально доминирующие мальчики и девочки могут, не теряя популярности и авторитета у сверстников, пользоваться обеими стратегиями: «топ мальчики» могут интриговать и распускать сплетни, а «топ девочки» -драться. Иначе говоря, гендерные нормативы, представления о том, что подобает или не подобает мальчику и девочке, обязательны не для всех, а только для «средних», не самых влиятельных подростков [18].

В целом, результаты экспериментальных работ позволяют сделать, два, на наш взгляд, важных вывода. Во-первых, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек, что подтверждает их склонность к агрессивным проявлениям. Во-вторых, полученные результаты показывают, что у мальчиков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия, которая зачастую проявляется в прямой, открытой форме. У девочек - вербальная, чаще всего проявляющаяся в косвенной форме.

Особо отметим повышенный интерес исследователей к проблеме агрессивного поведения девочек. На наш, взгляд, это происходит в силу того, что девочки в последнее время не уступают мальчикам в проявлении грубости и агрессии, в частности физической, все чаще вызывая тем самым негативные эмоции у общества.

В целом, возросшая агрессивность девочек-подростков, объясняется влиянием, как социальных факторов (изменившихся стереотипов женственности), так и физиологических (гормональный дисбаланс, появление первых менструаций, неустойчивость нервных процессов) [12].

Повторим, что в последнее время исследователи все больше склоняются к предположениям, согласно которым, девочки проявляют те же агрессивные реакции, что и мальчики. Однако, как считает А.А. Реан (2003), они обнаруживают более высокий уровень

27Р8МШ16

социального поведения, и, являясь эгоистичнее мальчиков, намеренно скрывают это, и «на публике» демонстрируют социально одобряемые формы поведения. Он также придерживается мнения, что девочки в отличие от мальчиков знают больше конструктивных способов решения конфликта [24].

По сути дела, агрессия у девочек выглядит иначе, чем у мальчиков. Если агрессия у мальчиков проявляется более открыто, грубо и она менее управляемая, то девочки, рано научившиеся под воздействием социальных взглядов контролировать свою агрессивность, проявляют ее завуалировано, часто прикрывая иронией и сарказмом. В этом отношении показательно высказывание Г.Э. Бреслава (2007): «Выглядит мягче, зато бьет больнее» [7, с. 47]. По его мнению, в групповых конфликтах девочки чаще всего выступают в роле «закулисных зрителей», выражающих свое одобрение аплодисментами, подстрекая, и заводя главных действующих лиц [7].

Кроме того, важно обратить внимание и на то, что нечеткость требований к исполняемым девочками гендерным ролям может также спровоцировать агрессивные реакции. Так, например, дома от девочек требуют послушания, скромности и заботливости, в школе - достижений в умственной и физической деятельности, равных достижениям мальчиков, из средств массовой информации они узнают, что должны быть настойчивыми, честолюбивыми, ориентированными на себя [12]. В результате, девочки, согласно А. Маслоу (1997), Э. Эриксону (1996), начинают использовать формы и способы агрессивного поведения, относящиеся больше к маскулинному (например, физическую и вербальную агрессию), проявляя тем самым протест против традиционных представлений о женственности [21; 36]. В поведении девочек наблюдается множество ранее не характерных реакций: стремление обидеть другого человека, внезапные «приступы ярости», преувеличенная агрессивная реакция на критику, достаточно частое применение физической силы в конфликтах. Кроме того, агрессивность у девочек-подростков приобретает преимущественно злонамеренный характер, тогда как у мальчиков - демонстрационный [1].

Именно эта несовместимость агрессивных тенденций девочек с традиционным представлением об их поведении в социуме (женственность, проявление нежности и заботы о других), вызывает общественный резонанс. Люди поражаются многочисленным случаям проявления жестокости девочек и резко осуждают их.

Прежде чем перейти к старшему подростковому возрасту (15-17 лет), на наш взгляд, важно обратить внимание, что в психологической литературе до сих пор не выработана единая точка зрения на вопрос о границах как подросткового, так и юношеского возрастов.

В зарубежной психологии традиционно рассматривают подростковый и юношеский этапы в единстве, обозначая его одним термином - подростковый возраст и подразделяя на две стадии: ранний подростковый (с 11 до 14 лет) и старший подростковый период (с 15 до 19 лет) [27].

Подобное разделение соответствует принятому в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский и др.) выделению подросткового и юношеского возрастов.

В своей работе мы будем придерживаться точки зрения Л.И. Божович (1997), которая к подросткам относит детей среднего (11-15 лет) и старшего (15-17 лет) школьного возраста, выделяя, таким образом, младший, средний и старший подростковые периоды [4].

Так, по мнению большинства отечественных ученых (Л.И. Божович, 1997; Л.С. Выготский, 1984; И.С. Кон, 1989; В.С. Мухина, 2000; А.В. Петровский, 1979; С.Л. Рубинштейн, 1940; В.С. Собкин, 1997; Д.И. Фельдштейн, 1988 и др.), старший подростковый возраст представляет интерес с точки зрения его сензитивности к становлению мировоззрения и формированию системы жизненных ценностей.

Специфика агрессивного поведения в старшем школьном возрасте, по мнению вышеперечисленных авторов, обусловлена повышенной чувствительностью данного периода к росту самосознания, к рефлексии своего поведения, способности на сознательном уровне управлять собой, и контролировать агрессию. Так, способность управлять своим поведением снижает значимость факторов агрессивного поведения связанных с уровнем саморегуляции старшего подростка: эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самоконтроля и др.

В исследовании О.В. Кобзевой (2007) было установлено, что в период от 10-го к 11-му классу учащиеся становятся менее обидчивыми и раздражительными, реже демонстрируют негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии, при этом уровни физической агрессии и подозрительности возрастают. Вместе с тем, они более осторожны, и недоверчивы к окружающим [14].

Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа, реакция изоляции [32].

К 16-17-ти годам юноши и девушки, прежде всего, ориентированы на ценности «свобода» и «развлечения». Посредством агрессивных проявлений реализуется возможность завоевать авторитет в социуме, стремление занять более высокий статус в системе межличностных отношений [11].

В результате исследований старшего подросткового возраста (И.А. Фурманов, 2007) было установлено, что у мальчиков в 16-летнем возрасте показатели физической агрессии имеют тенденцию к снижению, однако в дальнейшем уровень агрессивности восстанавливается. У девочек после значительного увеличения уровня физической агрессии к 15-ти годам, затем наблюдается его дальнейшая стабилизация. Увеличение показателей вербальной агрессии у мальчиков происходит к 17-ти годам, тогда как у девочек отмечают два пиковых возраста: 15 и 17 лет. Динамика косвенной агрессии у мальчиков отличается неравномерностью, существенный рост ее показателей наблюдается в 15 лет. Для девочек характерно плавное усиление косвенной агрессии от 13-ти до 17-ти лет [29, с. 67].

X

индивидуальные характеристики

социально-психологические причины агрессивного поведения подростков

I =

ситуации социально-ролевого взаимодействия

1

социальные факторы

-эмоциональная неустойчивость;

-неадекватно

заниженная

самооценка;

-наличие физических и

психических

отклонений;

-невоспитанность;

-неразвитость

способности

сопереживания;

-низкий уровень самоконтроля и др.

социально-групповые аспекты:

-борьба за высокий статус в группе;

-желание повысить низкий статус в группе;

-низкая

успеваемость в школе;

-демонстрация своего физического превосходства и др.

групповая идентификация:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отстаивание интересов своей группы перед "чужой"

межличностная самоидентификация:

-проявление чувства ревности к

сопернице/сопернику;

-проявление сексуального влечения к противоположному полу и др.

-низкий социально-экономический статус семьи;

-неблагополучная атмосфера в семье;

-жестокое обращение с ребенком в семье;

-частый просмотр сцен насилия на телеэкране;

-общение с "плохой" компанией и др.

желание казаться "взрослым"

Рисунок 1. Социально-психологические причины агрессивного поведения подростков

Особенность проявления агрессивного поведения учащегося по отношению к педагогу по мере взросления ребенка претерпевает изменения.

В заключении, отметим, что специфика проявления агрессивного поведения детей и подростков определяется возрастными и гендерными особенностями учащихся. Изменение возрастных доминант, обуславливающих совершение агрессивных поступков школьников, позволяет говорить о возрастной динамике проявления агрессии. Гендерные различия объясняются разными социально одобряемыми моделями поведения. При этом наравне с высоким уровнем проявления агрессии мальчиков отмечается и возросшая агрессивность девочек.

Итак, суммируя вышесказанное можно предположить, что причинами агрессивного поведения подростков являются возрастные доминанты, характерные для данного периода развития, а также ситуации, связанные социально-статусными аспектами (см. рис. 1).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 1999. 508 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, и контроль. СПб.: Прайм Еврознак, 2007. 310 с.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. №4. С. 23-34.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

5. Бреслав Г.Э. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений, 1983. Ч. 2. С. 274-276.

6. Бреслав Г.Э. Эмоциональные процессы: учеб. пособие. Рига, 1984. 44 с.

7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2007. 144 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов / под общ. ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 288 с.

9. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. Детская психология / под общ. ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

10. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. 1984. №2. С. 99-106.

11. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Москва, 2006. 188 с.

12. Иванова Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Иркутск, 2002. 181 с.

13. Исаева М.А. Гендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности подростков: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01. Москва, 2008. 170 с.

14. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13. М., 2007. 235 с.

15. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. СПб., 1996. 161с.

27Р8МЫ516

Мир Науки

16. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.

17. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 320 с.

18. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. М.: Время, 2009. 704 с.

19. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. №1. С. 72-90.

20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 256 с.

21. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. М.: Изд. группа «Евразия», 1997. 430 с.

22. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.

23. Пилипенко В., Волянская Е. Подростковая агрессия в контексте современной социокультурной ситуации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. №4. С. 5-23.

24. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 432 с.

25. Психология человека: от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.

26. Пстрог Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы) // Ярославский педагогический вестник. 2006. №4. С. 141-149.

27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 656 с.

28. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 407 с.

29. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. 480 с.

30. Собкин В.С. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации // Труды по социологии образования. Том Х. Выпуск XYII. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.

31. Собкин В.С., Смыслова М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов // Труды по социологии образования. Т XVI. Вып. XXVIII. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 130-136.

32. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 27-33.

33. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 31-41.

34. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология: пойми других, чтобы понять себя: учебник. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 256 с.

35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344с.

37. Arnocky S., Vaillancourt T. A multi-informant longitudinal study on the relationship between aggression, peer victimization, and dating status in adolescence // Evolutionary Psychology. 2012. V. 10. №2. P. 253-270.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Fomichenko Anna Sergeevna

Orenburg state university, Russia, Orenburg E-mail: anzitadel@mail.ru

Social-psychological reasons of teenage aggression

Abstract. The article is a brief overview of the currently available information regarding teenage aggression. It examines the most significant problems typical of teenagers, dictated by time. Particular attention is paid to conflict and increased aggressiveness as the main negative demonstrations of this stage of development. Possible reasons of teenage aggression are analyzed. The relationship between personal characteristics of teenagers and their behavior is revealed. It outlines the main forms of demonstration of aggression at different stages of adolescence. Possible reasons of aggressive behavior, reflecting the situation of social-role interaction in the system "student-student" are discussed. It emphasizes the relevance and importance of studying this issue, the ability to use knowledge for prediction and timely correction of aggressiveness in the early stages of ontogenesis.

Keywords: puberty's features; teenage aggression; attitude to peers; individual aggressiveness

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.