Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА СО СВЕРСТНИКАМИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА СО СВЕРСТНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Галина Николаевна, Перевозникова Марина Андреевна

Статья посвящена изучению проблемы межличностных отношений подростков. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений подростков со сверстниками. Доказано существование различий и взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра и подростков контрольной группы. Результаты проведенного эмпирического исследования послужили основанием для разработки проекта психолого-педагогической программы гармонизации межличностных отношений со сверстниками подростков социально-реабилитационного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Галина Николаевна, Перевозникова Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONS OF PUPILS OF THE SOCIAL REHABILITATION CENTER WITH THEIR PEERS

The article is devoted to the problem of studying interpersonal adolescents' relationship. The article presents and analyzes the results of an empirical study the features of interpersonal relationships with adolescents' peers. It is proved the existence of differences and interrelation indicators of interpersonal relations with peers of adolescents various group. The results of the conducted empirical research served as the basis for the development of a draft program for psychological and pedagogical program for harmonizing of interpersonal relationships with peers of adolescents in the social rehabilitation center.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА СО СВЕРСТНИКАМИ»

Г. Н. Жулина, М. А. Перевозникова

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

ВОСПИТАННИКОВ

СОЦИАЛЬНО-

РЕАБИЛИТАЦИОННОГО

ЦЕНТРА СО СВЕРСТНИКАМИ

II зучение проблемы межличностных отношений является актуальным в настоящее время. Становление межличностных отношений связано с восприятием окружающего мира, осознанием норм и ценностей общества. На протяжении всей жизни человек нуждается в принятии его другими, в позитивной оценке и отношении к себе.

А. А. Бодалев рассматривает межличностное общение как взаимодействие людей друг с другом, в процессе которого они взаимно познают себя, вступают в различные взаимоотношения, где между ними устанавливается взаимообращение, а именно - поведение, которое выбирают участники взаимодействия. Автор подчеркивает, что сущность межличностного общения заключается именно во взаимодействии человека с человеком, что и отличает данный вид общения от каких-либо других [3].

Межличностные отношения мы понимаем как взаимосвязи между отдельными людьми, которые определяются совместной деятельностью, ценностными ориентациями и сопровождаются переживаниями эмоций.

Подростковый возраст является важным для формирования социальных установок, мировоззрения, характера, понимания себя и окружающих. Это формируется в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Общение для подростков становится ведущей деятельностью, определяется круг общения, важный для развития самосознания [9].

В подростковом возрасте возникают не только поведенческие проблемы, но и сложности при взаимодействии с окружающими, требующие не поверхностного описания, а углубленного системного понимания причин отклоняющегося поведения и возможности его коррекции [6]. Возникновению внутри-личностных и межличностных проблем при взаимодействии подростков способствуют интенсивные процессы созревания организма и возрастание уровня социально-психологических требований, предъявляемых к подросткам [1].

Основой формирования межличностных отношений подростков со сверстниками является отношение к взрослым, сверстникам и самим себе. Важное значение для формирования общения и межличностных отношений имеет социальная среда, в которой находится подросток. Так, проведенное нами исследование показало, что при взаимодействии де-линквентных подростков возникает отрицательная социализация, при этом общение основывается на негативных установках, происходит формирование негативных черт характера. Было выявлено, что у большинства делинквентных подростков низкий уровень сформированности межличностных отношений, и это требует необходимости формирования эффективной внутриличностной системы взаимодействия со сверстниками [7].

Подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оказываются особо уязвимыми в вопросах решения возрастных задач развития, выработки новых стратегий поведения и деятельности, способов согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Социально -реабилитационный центр (СРЦ) для несовершеннолетних -специально организованное государственное учреждение, созданное для обеспечения профилактики безнадзорности, беспризорности, которое обеспечивает воспитанникам, оказавшимся в кризисной ситуации, временное проживание, социальную помощь и реабилитацию. В социальный реабилитационный центр попадают дети, не достигшие совершеннолетнего возраста, которые согласно различ-

ным обстоятельствам остались без попечения родителей / законных представителей; сироты; своевольно покинувшие жилье; не имеющие места жительства и средств для обеспечения собственной жизнедеятельности; нуждающиеся в круглосуточном пребывании в подобного рода учреждении [5].

Т. Г. Бобченко и А. Ю. Струкова считают, что общение воспитанников социально-реабилитационных центров является проблемным. Эти подростки не готовы к самостоятельной жизни в связи с отсутствием необходимого опыта. Подростки не имеют необходимого опыта семейной жизни и практически лишены поддержки, полученной в семье, все это рушит эмоциональные связи с социальной средой и вообще с миром окружающих. У воспитанников социально-реабилитационного центра не сформированы социальные навыки, неправильные представления о социальных ролях, о представителях противоположного пола и т. д. Авторы отмечают наличие низкой самооценки подростков, их неуверенность, повышенную тревожность, неспособность к сопереживанию и привязанности [2].

Ж. А. Захарова описывает портрет воспитанника центра следующим образом: «Это ребенок (подросток) из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, психотропными веществами. Как правило, он не посещает образовательное учреждение (детский сад, школу) либо делает это нерегулярно; имеет опыт употребления табака и алкоголя. Результатом жизнедеятельности ребенка в условиях социального неблагополучия, трудной жизненной ситуации становится социальная дезадаптация» [8, с. 92].

По мнению Б. С. Воронина, у подростков -воспитанников социально-реабилитационного центра - есть все предпосылки формирования девиантного поведения. У подростков низкие социально -адаптивные способности, высокий уровень конфликтности, недостаточная подготовленность ко вступлению во взрослую жизнь, что способствует возникновению новых социальных проблем. У подрост-

ков социально-реабилитационного центра отсутствуют навыки позитивного общения, часто неадекватное оценивание себя, эмоциональная лабильность, замкнутость [4].

Все это определяет необходимость организации психолого-педагогического сопровождения подростков, в том числе подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Психолого-педагогическое сопровождение - особый тип оказания поддержки / помощи ребенку, который даст ему возможность благополучно развиваться в условиях образовательной среды. Психолого-педагогическая программа гармонизации межличностных отношений направлена на формирование у подростков навыков и умений конструктивного общения, безопасного для себя и других, расфокусирования и освобождения от приобретенных негативных, разрушительных переживаний (М. Р. Битянова, Э. М. Александровская и др.).

Целью исследования явилось изучение особенностей межличностных отношений подростков со сверстниками и проектирование психолого-педагогической программы, направленной на гармонизацию межличностных отношений со сверстниками подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы предположили, что существуют различия показателей межличностных отношений со сверстниками у подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра и у подростков контрольной группы, а также существуют особенности взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками у подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра и подростков контрольной группы.

В нашем исследовании принимали участие 65 подростков в возрасте 11-15 лет, из них - 30 воспитанников социально-реабилитационного центра и 35 подростков контрольной группы, обучающихся общеобразовательной школы.

База исследования: ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону», МБОУ «Школа 18» г. Ростов-на-Дону.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе проведено эмпирическое исследование компонентов межличностных отношений подростков со сверстниками с использованием пакета методик. Подбор методик для исследования осуществлялся в соответствии с представлениями В. Н. Мясищева о трех аспектах отношений -познавательного, волевого и эмоционального. Выделенные автором компоненты каждого отношения соответствуют трем сферам психического: эмоциональной, когнитивной, мотивационно-поведенческой [10].

1. Эмоциональный компонент отношений (какие чувства и эмоции связаны с отношением к объекту). «Эмоции тесно связаны с важнейшим моментом в основной характеристике отношения человека, с его избирательностью, положительной или отрицательной, и его активностью» [10, с. 155]. Для изучения данного компонента была использована методика «Профиль чувств в отношениях» Л. В. Куликова.

2. Когнитивный компонент отношений (какие знания связаны с отношением к объекту). В. Н. Мясищев акцентировал внимание на то, что «...понимание, интеллектуальный процесс переделывает всего человека. Перестройка их неизбежно влечет за собой перестройку всей системы отношений личности в целом» [10, с. 134]. Для изучения этого компонента была использована методика «Социальный интеллект» Гилфорда.

3. Мотивационно-поведенческий компонент (какие мотивы связаны с отношением к объекту). «Действия и отношения представляют потенциальную характеристику человека, реально раскрывающегося и в целостном поведении или деятельности, и в отдельных реакциях или действиях» [10, с. 115]. Для изучения данного компонента была использована методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.

На втором этапе полученные на основе проведения методик данные использовались для дальнейшей статистической обработки с использованием критерия Манна-Уитни и критерия Спирмена.

На третьем этапе был разработан проект программы психолого-педагогического сопровождения межличностных отношений подростков со сверстниками.

Результаты проведенного исследования:

I. Изучение показателей чувственного тона отношения со сверстниками подростков -воспитанников СРЦ и подростков контрольной группы отражены на рисунке 1.

В силу особенностей развития, воспитания, обстоятельств на рисунке 1 видны незначительные различия показателей групп подростков. У подростков контрольной группы показатели гедонистических и сближающих чувств несколько выше, чем у подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра. Это говорит о том, что школьники чаще являются участниками позитивного взаимодействия, во время которого получают удовольствие и радость. Кроме того, что у воспитанников социально-реабилитационного центра показатели астенических, меланхолических и удаляющих чувств значительно выше, чем у подростков контрольной группы. Возможно, это можно объяснить тем, что воспитанники столкнулись с изменением привычного круга взаимодействия, которое связано с проблемами адаптации в новом месте.

Однако значимые различия выявлены по шкале выраженности удаляющих чувств (р=0,039). У воспитанников социально-реабилитационного центра данный показатель значительно выше по сравнению с подростками -обучающимися общеобразовательной школы. Подростки - воспитанники социально-реабилитационного центра с высокими показателями по данной шкале часто имеют внутреннюю позицию отчуждения от общества, им свойственны ощущение вины, обиды, ненависти, одиночества, они стремятся удалиться от партнера, увеличить дистанцию, эта позиция объясняется наличием внутренней обиды на всех из-за несправедливости. Многие для защиты своего Я изолируются, чтобы ограничить взаимодействия с социумом и избежать возможных конфликтов с окружающими. Из-за неудовлетворенности

своим статусным положением в обществе они готовы отказаться от взаимодействия.

II. Изучение показателей социального интеллекта подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра и подростков контрольной группы отражены на рисунке 2.

Выявлены значимые различия по показателям субтеста № 1 (р=0,0001), выявляющего способность предвидения последствий поведения персонажей в определенной ситуации. У воспитанников СРЦ данный показатель значительно ниже по сравнению с подростками - обучающимися общеобразовательной школы. Подростки - обучающиеся общеобразовательной школы лучше понимают взаимосвязь между поведением и его последствиями, т. к. обеспечены более качественными знаниями о правилах и нормах поведения, о нравственности и этике как при взаимодействии со взрослыми, так и со сверстниками. Воспитанники СРЦ чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций, где причиной может быть самозащита или отстаивание своего мнения в грубой форме.

Получены значимые различия по показателям субтеста № 2 (р=0,002), выявляющего способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях. У подростков контрольной группы данный показатель значительно выше по сравнению с воспитанниками социально-реабилитационного центра. Школьники лучше владеют способностями понимания языка телодвижений, жестов, мимики, взглядов, что и объясняет данное различие в показателях.

Получены значимые различия по показателям субтеста № 4 (р=0,0001), выявляющего способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях. У воспитанников СРЦ данный показатель значительно ниже по сравнению с подростками - обучающимися общеобразовательной школы. У воспитанников СРЦ, вероятно, меньше базовых знаний об общественных нормах и нормах поведения, наблюдается деформация процес-

са общения и т. д. Чтобы понимать, предугадывать, ориентироваться в невербальных реакциях подросткам необходимы хорошие знания о правилах и нормах поведения, о нравственности и этике, которые у подростков контрольной группы значительно выше.

III. Изучение показателей типов межличностных отношений подростков - воспитанников СРЦ и подростков контрольной группы отражены на рисунке 3.

В силу особенностей развития, воспитания, обстоятельств на диаграмме видны незначительные различия между подростками. У подростков контрольной группы показатели авторитарного, агрессивного, подчиняемого, зависимого, дружелюбного типов межличностных отношений несколько выше, чем у подростков - воспитанников СРЦ. Практически одинаковый уровень имеют подозрительный и альтруистический типы межличностных отношений среди подростков контрольной группы и подростков - воспитанников СРЦ. Для подросткового возраста свойственно проявление критичности к окружающим, замкнутости, в то же время подростки могут быть достаточно ответственны, добры и деликатны.

Однако значимые различия выявлены по типу межличностных отношений - эгоистичный (р=0,038). У воспитанников СРЦ данный показатель значительно выше, чем у подростков контрольной группы. Воспитанники СРЦ, чаще считают себя одинокими в социуме, поэтому привыкли рассчитывать только на свои силы. Из-за обстоятельств, в которых они вынуждены находиться, несут ответственность за себя сами, думая, в первую очередь, о своем благополучии. Они стараются быть во всем первыми, хотят привлечь как можно больше внимания к себе.

Выявлены значимые различия по типу межличностных отношений - дружелюбный (р=0,025). У воспитанников СРЦ данный показатель значительно ниже, по сравнению с подростками - обучающимися общеобразовательной школы. Подросткам из СРЦ сложно доверять окружающим, в своей жизни жизнь они уже встречались с разными труд-

Рис. 1. Показатели чувственного тона отношения подростков к окружающим

50 40 30 20 10 0

Субтест Субтест Субтест Субтест 12 3 4

Воспитанники СРЦ

Подростки-обучающиеся в школе

Рис. 2. Показатели социального интеллекта подростков

50 40 30 20 10 0

Воспитанники СРЦ

Подростки-обучающиеся в школе

Рис. 3. Показатели типов межличностных отношений подростков

ностями, даже с предательством - иногда и близких. И несмотря на желание обрести друзей, негативные воспоминания наносят ущерб в процессе взаимодействия. Несовершеннолетним требуется больше времени, проверок для установления контакта. При нарушении общения у воспитанников наблю-

даются трудности эмпатии, эмоциональной отзывчивости, привязанности, повышенная тревожность, низкая самооценка. Подростки -обучающиеся общеобразовательной школы более открыты, чем воспитанники, соответственно, школьники проще и быстрее заводят новых друзей.

IV. Результаты проведенного исследования демонстрируют положительные и отрицательные корреляционные связи показателей межличностных отношений воспитанников социально-реабилитационного центра со сверстниками (рисунок 4):

- выявлена значимая положительная корреляционная связь показателей выраженности гедонистических чувств и зависимого типа межличностных отношений (1=0,456 при р=0,011). Чем выше показатель выраженности гедонистических чувств, тем выше уровень зависимого типа межличностных отношений. Очевидно, чем больше удовольствия, приятных чувств испытывает подросток при взаимодействии с партнером, тем более доверчивым, конформным он будет по отношению к этому партнеру. Подросток нацелен на то, что во время общения он получит удовольствие, он ждет этого чувства, следовательно, проявляет некоторую зависимость;

- выявлена значимая положительная корреляционная связь показателей выраженности астенических чувств и зависимого типа межличностных отношений (1=0,545 при р=0,002). Чем выше показатель астенических чувств, тем выше уровень зависимого типа межличностных отношений. Подростки, чувствуя слабость, усталость от общения и неудовлетворенность собой, проявляют беспомощность, у них часто отсутствует собственное мнение, так как чужое они считают правильнее и вернее;

- выявлена значимая отрицательная корреляционная связь показателей выраженности меланхолических чувств и зависимого типа межличностных отношений (1=-0,463 при р=0,010). Чем выше показатель меланхолических чувств, тем ниже уровень зависимого типа межличностных отношений. Чем больше при взаимодействии подростки испытывают гнетущие чувства и грусть, тем меньше доверчивость, беспомощность проявляется в процессе этого общения;

- выявлена значимая отрицательная корреляционная связь показателей выраженности удаляющих чувств и зависимого типа межличностных отношений (1= -0,564 при

р=0,001). Чем выше показатель удаляющих чувств, тем ниже уровень зависимого типа межличностных отношений. Очевидно, при стремлении отдалиться от другого участника взаимодействия, при этом ощущая обиду и ненависть, подростки меньше будут проявлять комформность, доверчивость. Им неприятно взаимодействие с партнером, и они будут делать все, чтобы увеличить дистанцию;

- выявлена значимая положительная корреляционная связь показателей уровня познания преобразований поведения (субтест 3) и эгоистичного типа межличностных отношений (1= 0,361 при р=0,050). Чем выше уровень познания преобразований поведения, тем выше уровень эгоистичного типа межличностных отношений. Подростки, которые имеют достаточно хороший уровень познания вербального общения, часто могут подбирать нужный тон общения при взаимодействии с разными участниками коммуникации в различных ситуациях общения, соответственно, могут обращать ситуацию в свою пользу, таким образом привлекая внимание к себе;

- выявлена значимая положительная корреляционная связь показателей уровня познания систем поведения (субтест 4) и эгоистичного типа межличностных отношений (1= 0,538 при р=0,002). Чем выше уровень познания систем поведения, тем выше уровень эгоистичного типа межличностных отношений. Чем лучше подростки анализируют, понимают и предугадывают развитие трудных ситуаций при взаимодействии, тем чаще они этим пользуются, умело перекладывая сложности на другого, так как заботятся о своем благополучии.

V. Проведенное исследование показало наличие значимых положительных и отрицательных корреляционных связей показателей межличностных отношений со сверстниками подростков контрольной группы (рисунок 5):

- выявлена значимая положительная корреляционная связь показателей выраженности меланхолических чувств и подозри-

Рис. 4. Взаимосвязь показателей межличностных отношений со сверстниками подростков - воспитанников СРЦ (критерий Спирмена)

Рис. 5. Взаимосвязь показателей межличностных отношений со сверстниками подростков - обучающихся общеобразовательной школы (критерий Спирмена)

тельного типа межличностных отношений (1= 0,369 при р=0,029). Чем выше показатель меланхолических чувств, тем выше уровень подозрительного типа межличностных отношений. Очевидно, чем больше подросток испытывает грусть, печаль и другие гнетущие чувства при общении, тем больше трудностей возникает в межличностных отношениях, они начинают бояться негативного отношения, что приводит к замкнутости.

- выявлена значимая отрицательная кор-реляционная связь показателей выраженности сближающих чувств и эгоистичного типа межличностных отношений (1= -0,432 при р=0,010). Чем выше показатель сближающих чувств, тем ниже уровень эгоистичного типа межличностных отношений. Порой, чтобы не потерять налаженный контакт и ту минимальную дистанцию, которую так упорно сокращали, люди должны быть менее себялюбивыми, эгоистичными. Следовательно, проявляя уважение к партнеру и дружелюбие необходимо опираться не только на свои чувства, но и на состояние партнера.

- выявлена значимая отрицательная корреляционная связь показателей выраженности удаляющих чувств и агрессивного типа межличностных отношений (1= -0,385 при р=0,022). Чем выше показатель удаляющих чувств, тем ниже уровень агрессивного типа межличностных отношений. Испытывая слабые чувства к участнику взаимодействия, что сопровождается стремлением отдалиться, подростку становится неинтересно проявлять настойчивость, требовательность и ироничность к данному партнеру.

- выявлена значимая положительная корреляционная связь показателей выраженности удаляющих чувств и подозрительного типа межличностных отношений (1= 0,381 при р=0,024). Чем выше показатель удаляющих чувств, тем выше уровень подозрительного типа межличностных отношений. Непринятие участника взаимодействия, стремление увеличить с ним дистанцию, нежелание иметь что-то общее приводят к необщительности, критичности к этой личности, обидчивости.

- выявлена значимая отрицательная корреляционная связь показателей уровня по

- знания преобразований поведения (субтест 3) и подчиняемого типа межличностных отношений (г=-0,377 при р=0,025). Чем выше уровень познания преобразований поведения, тем ниже уровень подчиняемого типа межличностных отношений. Подростки, которые имеют достаточно хороший уровень познания вербального общения, часто могут подбирать нужный тон общения при взаимодействии с разными участниками коммуникации в различных ситуациях общения, следовательно, уровень покорности, уступчивости снижается.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. У воспитанников СРЦ преобладают гедонистические, сближающие и удаляющие чувства, у подростков, обучающихся в школе -гедонистические и сближающие. Значимые различия выявлены по шкале выраженности удаляющих чувств. Подростки чувствуют вину, обиду, ненависть, считают себя одинокими, что является причиной стремления отдалиться от другого участника взаимодействия, неприятия его. Статистический анализ показал, что подростки, обучающиеся в школе, обладают более низкими показателями удаляющих чувств, чем подростки - воспитанники социально-реабилитационного центра (р=0,039).

2. У воспитанников СРЦ выявлен сред-неслабый уровень способности предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, у подростков, обучающихся в школе, - средневыборочный уровень. Очевидно, что качественные знания о правилах и нормах поведения, о нравственности и этике, как при взаимодействии со взрослыми, так и со сверстниками помогают лучше понимать взаимосвязь между поведением и его последствиями. У воспитанников СРЦ способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека имеет средневыборочный уровень, как и у подростков, обучающихся в школе. Акцен-

тирование внимания как вербальным, так и невербальным реакциям при взаимодействии помогает лучше понимать настроение партнера. Школьники более контактны, они чаще, чем воспитанники, стремятся проявлять теплоту и дружелюбие в процессе общения, восприимчивы к обратной связи. Воспитанники СРЦ имеют среднеслабый уровень способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях, подростки, обучающиеся в школе, - средневыборочный. У школьников хорошо развиты знания различных социальных ролей, в то время как воспитанники имеют неправильные представления о социальных ролях. Уровень знаний норм, законов, правил поведения помогает подросткам ориентироваться в невербальных реакциях, понимать и предугадывать их динамику. Статистический анализ показал, что подростки -воспитанники социально-реабилитационного центра обладают более низким общим уровнем развития социального интеллекта, чем подростки, обучающиеся в школе (р= 0,0001).

3. У воспитанников СРЦ преобладает эгоистичный тип межличностных отношений, у подростков, обучающихся в школе, -дружелюбный. Статистический анализ показал, что подростки - воспитанники социально-реабилитационного центра обладают более высокими показателями эгоистичного типа межличностных отношений, чем подростки, обучающиеся в школе. Также статистический анализ показал, что подростки контрольной группы обладают более высокими показателями дружелюбного типа межличностных отношений, чем подростки - воспитанники социально-реабилитационного центра.

4. Выявлены особенности взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками воспитанников социально-реабилитационного центра и подростков контрольной группы

Таким образом, гипотезы исследования подтвердились.

Результаты проведенного эмпирического исследования особенностей межличностных отношений подростков со сверстниками по-

служили основанием для разработки психолого-педагогической программы. Цель программы - гармонизация межличностных отношений со сверстниками воспитанников социально-реабилитационного центра. Задачи программы: 1. Создать благоприятный психологический климат в коллективе воспитанников СРЦ со сверстниками. 2. Подготовить условия для понимания важности понятий «дружба», «доверие», «доброжелательность», «принятие других» у воспитанников СРЦ. 3. Сформировать и развить основные способности, которые лежат в основе социального интеллекта. 4. Определить и выработать способности, образцы поведения, связанные с умением строить дружеские отношения, основанные на доверии, принятии и безопасности.

Субъектами программы, реализующими последовательную развивающую деятельность, являются подростки и их родители, а также воспитатели, педагог-психолог социально-реабилитационного центра. Срок реализации программы: 3 месяца, всего 24 занятия.

Содержание программы предполагает организацию и реализацию двух блоков: диагностического и проектировочного. Цель диагностического блока - изучить особенности межличностных отношений со сверстниками подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра с использованием пакета методик. Проектировочный блок включает коррекционно-развивающее и просветительское направление деятельности. Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие навыков межличностного взаимодействия подростков посредством тренингов, развивающих занятий и т. д. Цель просветительского направления - повышение уровня психолого-педагогической компетенции сотрудников социально-реабилитационного центра и родителей подростков посредством организации бесед, консультаций, семинаров, тренингов и т. д. (законных представителей).

Ожидаемые результаты программы: формирование навыков межличностных отношений и взаимодействий; развитие рефлексив-

ных способностей, связанных с самосознанием, способностей прогнозировать поведение; формирование дружеских и доверительных отношений в группе; гармонизация межличностных отношений в коллективе подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра, освоение навыков работы в коллективе посредством совместной деятельности.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению проблемы межличностных отношений подростков. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений подростков со сверстниками. Доказано существование различий и взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра и подростков контрольной группы. Результаты проведенного эмпирического исследования послужили основанием для разработки проекта психолого-педагогической программы гармонизации межличностных отношений со сверстниками подростков социально-реабилитационного центра.

Ключевые слова: межличностные отношения, компоненты межличностных отношений, социальный интеллект, подростки, социально-реабилитационный центр.

SUMMARY

The article is devoted to the problem of studying interpersonal adolescents' relationship. The article presents and analyzes the results of an empirical study the features of interpersonal relationships with adolescents' peers. It is proved the existence of differences and interrelation indicators of interpersonal relations with peers of adolescents various group. The results of the conducted empirical research served as the basis for the development of a draft program for psychological and pedagogical program for harmonizing of interpersonal relationships with peers of adolescents in the social rehabilitation center.

Key words: interpersonal relations, components of interpersonal relations, social intelligence, adolescents, social rehabilitation center.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арзикулов А. Ш., Арзибеков А. Г., Юсупов К. М. Социальная адаптированность подростков в зависимости от пола и места проживания // Re-health journal. - 2021. - № 2 (10). - С. 187-190.

2. Струкова А. Ю., Бобченко Т. Г. Особенности общения со сверстниками подростков, воспитывающихся в социально-реабилитационном центре // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 43. - С. 93-97.

3. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

4. Воронин Б. С. Особенности воспитательной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2020. - № 4 (40). - С. 160-168.

5. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.dr-centr.ru/index.php/about/o-tsentre (дата обращения: 17.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Жулина Г. Н., Нижельская М. А. Особенности межличностных отношений подростков со сверстниками //Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - № 7. - С. 151-155.

7. Жулина Г. Н., Романова Л. М. Психолого-педагогическое и правовое сопровождение межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2019. - № 4 (48). -С. 144-153.

8. Захарова Ж. А. Подготовленность воспитанников социально-реабилитационного

центра к самостоятельной жизни // Социально-политические исследования. - 2019. -№ 1. - С. 91-97.

9. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

Ж)

Ш

Л. М. Чепелева, А. А. Чепелева

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31869 «Российская молодежь в условиях нелинейной социокультурной динамики: новые риски и ракурсы социального напряжения»

[р)

О ряде гуманитарных наук принято выделять молодежь как самостоятельную социальную группу, обладающую особыми характеристиками, которые отличают ее от других. В основе данных различий преимущественно лежит возрастной критерий. Рамки данной возрастной периодизации различаются в зависимости от концепции и страны. Согласно И. С. Кону, «молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных ха-

рактеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [7, с. 478].

Современная социализация молодежи протекает под влиянием быстроменяющихся и разнонаправленных факторов, таких как политические перемены, технологическое развитие, трансформация ценностной системы и др. Молодое поколение вынуждено приспосабливаться к изменившемуся и сложному процессу вхождения в общество. Все это не может не оказывать влияния и на процесс самоопределения молодежи, в том числе профессионального.

В отечественной и мировой науке в целом проблема профессионального самоопределения поднимается достаточно часто в различных ее аспектах и не является новой. Уже в конце XIX века в науке поднимались вопросы, описывающие различные элементы профессионального самоопределения, однако только к 70-м годам XX столетия был введен сам термин и начало складываться научное осмысление этого феномена. Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев рассматривали самоопределение как свойство сознания в контексте социального становления личности и вхождения ее в различные слои общества. Л. И. Божович, изучая особенности обучения старшеклассников, отмечает, что процесс самоопределения как профессионального, так и в целом представляет собой «аффективный центр их жизненной ситуации». Основная специфика данного процесса лежит в его глубине - с одной стороны, самоопределение предполагает выбор наиболее подходящей деятельности, а с другой - данный процесс связан с пониманием жизненных целей и перспектив. Профессиональное самоопределение приобретает ключевую значимость в становлении личности, определяя характер ее интеграции в систему общественных отношений в будущем [4]. Е. А. Климов, в свою очередь, рассматривает профессиональное самоопределение как некую деятельность личности, обретающую наполнение согласно этапу становления ее как субъекта трудового общества, как процесс принятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.