Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое и правовое сопровождение межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков'

Психолого-педагогическое и правовое сопровождение межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / INTERPERSONAL RELATIONS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / LAWFUL SUPPORT / DELINQUENT BEHAVIOR / DELINQUENT TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Галина Николаевна, Романова Людмила Михайловна

Статья посвящена проблеме изучения межличностных отношений делинквентных подростков. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков. Доказано наличие взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков. Результаты проведенного эмпирического исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков послужили основанием для разработки проекта программы психолого-педагогического и правового сопровождения межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Галина Николаевна, Романова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological, Pedagogical and Legal Support of Interpersonal Relationships of Delinquent Adolescents with Peers

The article is devoted to a problem of studying the interpersonal relations of delinquent teenagers. It presents the results of an empirical research about the features of interpersonal relationships delinquent teenagers with peers. The article presents the results of correlation indicators of interpersonal relationships delinquent adolescents with peers. The results of the empirical research formed the basis to create the program of psychological, pedagogical and lawful support the interpersonal relations with peers for delinquent teenagers.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое и правовое сопровождение межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков»

философско-антропологического анализа // Вестник МГУКИ. - 6 (50) ноябрь-декабрь 2012. - С. 56-61.

2. Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 387 с.

3. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. - М.; СПб.: Норинт, 2002. - 702 с.

4. Давлетбаева З. К. Теоретические взгляды зарубежных авторов на понятие «поведение» // Сибирский педагогический журнал. -№ 10. - 2010. - С. 249-258.

5. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер; 2014. - 368 с.

6. История и философия науки: Учебное пособие для магистров и аспирантов факультета географии и геоэкологии. - СПб., 2010. - 152 с.

7. Маркелов И. П. Проблема агрессивного поведения в спорте // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. -2017. - Т. 2. - № 2. - С. 121-125.

8. Налчаджян А. Агрессивность человека. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

9. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

10. Isberg L. Anger, Aggressive Behavior, and Athletic Performance // Emotions in Sport / Ed. by Y. L. Hanin. - Champaign, IL, 2000.

(Ж)

Г. Н. Жулина, Л. М. Романова

УДК 159.9.07

психолого-педагогическое и правовое сопровождение межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков

фундамент межличностных отношении продолжает закладываться и институционально определяться в подростковом возрасте, впоследствии определяя поведение человека на протяжении всеи взрослои жизни. Именно через призму межличностных отношений происходит восприятие окружающего мира, осознание норм и ценностей общества. На протяжении всей жизни человек нуждается в принятии его другими, в позитивной оценке и отношении к себе, особо эта потребность актуализируется для личности в подростковом возрасте.

Отношения со сверстниками являются важным компонентом в психическом развитии подростка - это неоспоримый факт, доказанный современными исследованиями. Становление личности подростка, в том числе с делинквентным поведением, происходит под влиянием сверстников, поскольку они определяют формирование и развитие его коммуникативных навыков. Межличностные отношения выстраиваются исходя из средств общения, во время которого сверстники обмениваются мыслями, чувствами и интересами.

В отечественной научной литературе де-линквентное поведение рассматривается в контексте социальной активности, связанной с нарушением норм, влекущих за собой уголовное наказание. Поэтому основным кри-

20/у//-

(Ш\

терием делинквентного поведения выступают уголовные правонарушения [5].

В. Д. Менделевич выделяет пять типов поведения, включающих в себя и клиническое проявление отклонений от нормы: де-линквентное, аддиктивное, патохарактеро-логическое, патопсихологическое, на базе гиперспособностей [6].

Н. А. Старкова рассматривает делин-квентное поведение как форму девиантного поведения. По мнению автора, делинквен-тное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами, является одной из наиболее опасных форм девиаций, т. к. угрожает общественному порядку [10, с. 730].

М. А. Чуносов считает, что формирование делинквентного поведения подростков происходит в результате действия причин, а не факторов, и подразделяет последние на социально-психологические и социально-педагогические [11].

В. С. Мухина, изучая подростков-делинквентов, считает, что большинство из них выросли в асоциальных семьях, в семьях с неблагоприятным психологическим климатом [7].

Отечественный криминолог А. И. Долгова предлагает типологию подростков-делинквентов, совершивших правонарушения:

- последовательно-криминальный тип обусловлен установками и ценностями субъекта;

- ситуативно-криминогенный тип связан с неблагоприятной ситуацией;

- ситуативный тип возникает не по вине индивида [2].

Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе и в различных неформальных подростковых объединениях. К большинству негативно направленных объединений подростков примыкают делинквенты, и принадлежность к той или иной группе играет существенную роль в характере специфике межличностных отношений делинквентов со сверстниками.

Проблема межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков

актуальна в современных реалиях нашего общества. Ситуация развития современного российского общества характеризуется ростом количества делинквентных подростков: так, по данным ГИАЦ МВД России 20172019 гг. охарактеризовались ростом уличной преступности несовершеннолетних на 3,9 %.

Стержневым показателем формирования межличностных отношений подростков со сверстниками в аспекте делинквентного поведения является отношение к людям, сверстникам и самим себе. Межличностные отношения подростков-делинквентов со сверстниками условно можно разделить на два вида: взаимоотношения делинквентов друг с другом; взаимоотношения делинквентов со сверстниками. Первый вид взаимоотношений будет строиться на схожих интересах, потребностях, познаниях, идентичных формах поведения и не вызовет проблем в общении; второй вид отношений будет характеризоваться проблемами в межличностном общении. При взаимодействии делинквентов друг с другом происходит процесс отрицательной социализации, т. е. отношения друг с другом основываются на негативных установках, идет процесс взаимообмена и стандартизации негативных черт характера. Такое взаимно негативное влияние будет иметь место при межличностных отношениях делинквентов друг с другом, и данная форма поведения будет отсутствовать со сверстниками с нормативно-положительными свойствами по причине их невключенности в негативную социальную среду, в которой проживают и которую поддерживают делинквенты. Межличностные отношения делинквентов друг с другом в формальных и неформальных группах сверстников характеризуются близостью их друг к другу по интересам, жизненным установкам, которые устойчивы на данный период развития личности и характеризуются успешной совместной деятельностью. У делинквентов при построении межличностных отношений со сверстниками отсутствует чувство ответственности, дружелюбие, уважение и доверие к окружающим. У большинства делинквент-ных подростков обнаруживается низкий

уровень сформированности межличностных отношений, и они нуждаются в формировании эффективной внутриличностной системы взаимодействия со сверстниками [8]. Для данной категории подростков характерны неадекватность реакций во взаимоотношении с окружающими, противоречивость в действиях и поступках [4].

Делинквентные подростки испытывают большие трудности при выстраивании межличностных отношений со сверстниками в силу определенных институциональных проблем на личностном уровне. Межличностное общение подростков всегда вызывает определенные трудности взаимодействия, тем более делинквентные подростки в межличностном взаимодействии характеризуются такими качествами, как агрессивность, отчужденность, немотивированная готовность к насилию, отсутствие доверия, эмпатии, осознанное дистанцирование себя от нормативной среды сверстников [3]. Все это определяет необходимость организации психолого-педагогического сопровождения делинквентных подростков.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание «адресных» условий, способствующих принятию решения субъектом сопровождения оптимальных для себя вариантов жизненного выбора, оптимально благополучного пути развития. Сопровождение межличностных отношений подростков продолжает оставаться стержневой проблемой психологической и правовой науки [1].

Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений подростков включает следующие направления: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, профилактическое, (М. Р. Би-тянова, Э. М. Александровская О. С. Газман и др.). Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений делин-квентных подростков направлено на формирование у них навыков и умений конструктивного общения, безопасного для себя и других, расфокусирования и освобождения от приобретенных негативных, разрушительных переживаний.

Делинквентные подростки, помимо психолого-педагогического сопровождения межличностных отношений со сверстниками, нуждаются в правовом сопровождении. Оно представляется в виде целенаправленной и систематической деятельности специальных субъектов с подростками-делинквентами, служащей для формирования правовой базы, с целью реализации полученных правовых знаний для всестороннего и полного развития личности подростка и как системы превенции и предотвращения совершения ими правонарушений. Правовое сопровождение межличностных отношений определяется конституциональной характеристикой прав и свобод человека и гражданина [1].

При всем многообразии психолого-педагогической литературы по проблеме межличностных отношений подростков остаются пробелы в изучении межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков. Организация психолого-педагогического и правового сопровождения межличностных отношений со сверстниками обусловлена необходимостью формирования и развития системообразующих навыков построения межличностных отношений.

Обеспечение всестороннего развития подростка как субъекта межличностных отношений возможно при создании соответствующих психолого-педагогических условий, а именно разработки и реализации развивающих программ и мероприятий. Необходимо провести работу, направленную на создание социально-психологических и правовых факторов, которые будут ориентированы на формирование и развитие полноправной и позитивной личности подростка.

Целью исследования явилось изучение особенностей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков и проектирование психолого-педагогической программы сопровождения делинквентных подростков. Мы предположили, что существуют различия показателей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков и подростков контрольной груп-

¿О/у//-

(Ш\

пы, а также существуют особенности взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков и подростков контрольной группы.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи исследования:

1. Изучить особенности межличностных отношений подростков со сверстниками.

2. Сравнить показатели межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков и подростков контрольной группы.

3. Проанализировать особенности взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков и подростков контрольной группы.

4. Разработать проект программы психолого-педагогического и правового сопровождения межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков.

База исследования: ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несо-вершеннолетнихг. Ростов-на-Дону», МАОУ «Школа 96 Эврика-Развитие» г. Ростова-на-Дону.

В нашем исследовании принимали участие 80 подростков в возрасте 14-15 лет, из них 40 подростков контрольной группы (проживающих в полных семьях со средним доходом, посещающих 2 и более секции и т. д.) и 40 делинквентных подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Правонарушения, которые совершали подростки, по данным нашего исследования распределились следующим образом (таб. 1).

Таблица 1

Правонарушения Коли честв о чел %

Кражи (еда, деньги, велосипеды, скейты) 10 25

Насилие, жестокость, оскорбления, побои в отношении сверстников 19 47,5

Угон транспортных средств (авто, мопеды) 3 7,5

Вымогательство (телефоны, ценности) 8 20

Всего 40 100

В таблице 1 отчетливо просматривается тенденция насильственной направленности межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков, которая составляет 47,5 %. Данное обстоятельство может объясняться общим ростом насилия в обществе, семье, а делинквентные подростки всего лишь копируют деструктивные формы поведения. Кражи и вымогательства составляют 25 % и 20 % соответственно, это объясняется неумением подростков контролировать себя, причинами этого может быть желание пережить острые ощущения, удовлетворить сиюминутные, импульсивные потребности в обладании той или иной вещи.

По характеру совершенных правонарушений выборка делинквентных подростков может быть представлена следующим образом: бродяжничество и попрошайничество - 87 %, кражи еды - 13 %. Таким образом, из приведенных данных прослеживается тенденция у делинквентных несовершеннолетних к бродяжничеству и попрошайничеству. Мы считаем, что данная тенденция обусловлена негативной внутрисемейной обстановкой, конфликтностью и педагогической некомпетентностью взрослых членов семьи.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе проведено эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений подростков со сверстниками. Межличностные отношения имеют качественную характеристику, так как являются результатом взаимодействия, которое выражается в виде конструктивных или деструктивных отношений, толерантных или интолерантных отношений, гуманных или негуманных отношений. Отношения характеризуются направленностью, модальностью, валентностью, интенсивностью, осознанностью, дифференцированностью, сложностью, адекватностью понимания, когнитивным отождествлением между субъектами взаимодействия, уровнем развития, широтой и прочими параметрами. Мы использовали блок методик, диагностирующих интенсивность и модальность межличностных

отношений подростков: «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла; «шкала враждеб-ностей» Кука-Медлей; «Шкала доверия» Ро-зенберга; «Шкала принятия других» Фейя; «Шкала поиска острых ощущений, или что вы хотите от жизни» М. Цукерман; «Шкала манипулятивного отношения» Банта. На втором этапе полученные на основе проведения методик данные использовались для дальнейшей статистической обработки. Для подтверждения гипотез данные, полученные в ходе исследования, были подвергнуты статистической обработке с использованием пакета компьютерной программы 81аЙ8Йеа 13.3. Для статистической проверки был использован метод изучения достоверности различий изучаемых переменных (критерий Манна-Уитни), и метод корреляционного анализа (критерий Спирмена). На третьем этапе был разработан проект программы психолого-педагогического и правового сопровождения межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков.

Результаты проведенного исследования:

1. У делинквентных подростков преобладает низкий уровень доверия, у подростков контрольной группы - средний уровень доверия. Деформации доверительного общения с окружающими происходят в силу того, что основные условия возникновения доверия в межличностном общении раздробляются или «расщепляются», и доверие не выступает как целостное явление. Статистический анализ показал, что подростки контрольной группы обладают более высокими показателями доверия, чем делинквентные подростки (р=0,0001).

2. У делинквентных подростков выявлен высокий и средний уровень цинизма, у подростков контрольной группы - низкий уровень цинизма. Очевидно, цинизм выступает защитной реакцией подростка на окружающие его негативные условия. Статистический анализ показал, что делинквентные подростки обладают более высокими показателями цинизма, чем подростки контрольной группы (р=0,0001).

3. У делинквентных подростков доминирует высокий уровень враждебности, у

подростков контрольной группы - низкий. Очевидно, враждебность является защитной реакцией подростка на окружающие его негативные условия. Статистический анализ показал, что делинквентные подростки обладают более высокими показателями враждебности, чем подростки контрольной группы (р=0,0001).

4. У делинквентных подростков преобладает высокий уровень агрессивности, у подростков контрольной группы - низкий уровень агрессивности. Очевидно, агрессивность является проявлением потребности в самозащите от мнимых врагов. Статистический анализ показал, что делинквентные подростки обладают более высокими показателями агрессивности, чем подростки контрольной группы (р=0,0001).

5. У делинквентных подростков выявлен низкий уровень принятия других, у подростков контрольной группы - высокий уровень принятия других. Мы полагаем, что принятие других делинкветными подростками имеет жестко-избирательную направленность. Низкие показатели «принятия других» у делин-квентных подростков могут быть связаны с отсутствием общих со сверстниками жизненных интересов и планов на будущее. Статистический анализ показал, что подростки контрольной группы обладают более высоким показателем принятия других, чем де-линквентные подростки (р=0,0001).

6. У делинквентных подростков доминирует высокий уровень потребности в острых ощущениях, у подростков контрольной группы - низкий уровень потребности в острых ощущениях. Делинквентные подростки ориентированы на получение острых ощущений при совершении деликтов, правонарушений и преступлений, что, очевидно, является стимулом для жизни и выбора саморазрушающего образа жизни. Статистический анализ показал, что делинквентные подростки обладают более высокими показателями потребности в острых ощущениях, чем подростки контрольной группы (р=0,0001).

7. У делинквентных подростков преобладает высокий уровень манипулятивного

20/у//-

(Ш\

отношения, у подростков контрольной группы - низкий уровень манипулятивного отношения. По нашему мнению, причины выбора манипуляционных форм поведения у делинквентных коренятся в особенностях общения, начиная, прежде всего, с семейной составляющей. Статистический анализ показал, что делинквентные подростки обладают более высокими показателями манипулятив-ного отношения, чем подростки контрольной группы (р=0,0001).

8. Выявлены значимые положительные и отрицательные корреляционные взаимосвязи показателей межличностных отношений у делинквентных подростков: показатели агрессивности положительно взаимосвязаны с показателями враждебности (г=0,322, при р=0,043); показатели доверия отрицательно взаимосвязаны с показателями манипулятив-ного отношения (г=-0,313, при р=0,049).

9. Выявлены значимые положительные и отрицательные корреляционные взаимосвязи показателей межличностных отношений у подростков контрольной группы: показатели агрессивности отрицательно взаимосвязаны с показателями принятия других (г=-0,313, при р=0,049); показатели агрессивности положительно взаимосвязаны с показателями поиска острых ощущений (г=0,342, при р=0,031); показатели враждебности положительно взаимосвязаны с показателями манипулятив-ного отношения (г=0,336, при р=0,034); показатели враждебности отрицательно взаимосвязаны с показателями принятия других (г=-0,372, при р=0,018); показатели принятия других отрицательно взаимосвязаны с показателями манипулятивного отношения (г=-0,359, при р=0,023).

Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия показателей межличност-нтых отношений со сверстниками делинквен-тных подростков и подростков контрольной группы, подтвердилась. Гипотеза о том, что существуют особенности взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков и подростков контрольной группы, также нашла свое подтверждение. Результаты проведен-

ного эмпирического исследования послужили основанием для разработки психолого-педагогической программы.

На следующем этапе был разработан проект программы психолого-педагогического и правового сопровождения межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков. Цель программы: гармонизация межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков. Задачи программы: 1. Создать благоприятный психологический климат в коллективе со сверстниками де-линквентных подростков. 2. Подготовить условия для понимания важности и значимости понятий «дружба», «доверие», «доброжелательность», «принятие других» у делинквент-ных подростков. Формирование базового доверия к миру, обретение состояний психоэмоционального комфорта и расслабления.

3. Сформировать и развить рефлексивные способности, связанные с осознанием собственных ценностных категорий: чувств, мыслей, потребностей; принятие на себя ответственности за все свои поступки и действия.

4. Определить и выработать способности, образцы поведения, связанные с умением строить дружеские отношения, основанные на доверии, принятии и безопасности.

Субъектами программы, реализующими последовательную развивающую деятельность, которая позволяет добиваться результативности в достижении поставленной цели, являются, с одной стороны, педагог-психолог, с другой стороны, делинквентные подростки -участники развивающих занятий. В качестве экспертов привлекаются родители, опекуны, педагоги, сотрудники правоохранительных органов. Объектом развивающего воздействия являются межличностные отношения со сверстниками делинквентных подростков.

Срок реализации программы: 2-4 месяца. Содержание программы предполагает организацию и реализацию двух блоков: диагностического и коррекционно-развивающего.

1. Диагностический Блок. Цель - изучить особенности межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков.

2. Проектировочный блок направлен на дос-

тижение целей и задач программы, включает:

2.1. Коррекционно-развивающую работу. Цель - развитие навыков межличностного взаимодействия у делинквентных подростков посредством развивающих занятий.

2.2. Просветительскую работу (правовое сопровождение). Цель: повышение информированности подростков об основах законодательства Российской Федерации, правовое просвещение. Ожидаемые результаты программы: формирование навыков межличностных отношений; развитие рефлексивных способностей, связанных с самосознанием, а также осознание и обсуждение факторов, создающих и разрушающих доверие и дружбу в отношениях; формирование дружеских и доверительных отношений в группе; гармонизация межличностных отношений в коллективе подростков с делинквентным поведением; освоение навыков работы в коллективе по средствам совместной деятельности.

Проведенное исследование показало, что делинквентные подростки характеризуются высоким показателем враждебности по всем шкалам; причинами данного факта могут служить деформации в их личностном развитии, а именно устойчивый комплекс общественно-отрицательных, примитивных деформированных потребностей, антиобщественные взгляды, деформированные отношения. Данная категория подростков отличается от подростков контрольной группы тем, что у них видоизменены (в худшую сторону) представления о дружбе и товариществе, превалирует в отношениях индивидуализм и привилегированное положение, отсутствие чувства стыда. Преобладание цинизма, агрессивности и враждебности в структуре их личности характеризуют извращенную потребность в самозащите от мнимых врагов, и тем самым приводит к искаженному представлению о товариществе, дружбе, долге, чести. Также агрессивность, апатия к общественно-полезным делам способствуют у них формированию некой артистичности в поведении как форме самозащиты, жалости к себе (немотивированный плач).

Делинквентные подростки в большинстве случаев скорее не умеют, чем не хотят при-

нимать других. У делинквентных подростков процесс принятия других обладает определенными специфическими особенностями, и обладает жестко-избирательной тенденцией, т. е. процесс принятия целиком и полностью направлен на таких же подростков, т. е. делинквентов, а подростки контрольной группы отталкиваются, процесс межличностного общения и принятия их нарушен или вовсе отсутствует. Причины этого, по нашему мнению, могут скрываться в особенностях внутрисемейного взаимодействия, когда сами подростки с делинквентной формой поведения не принимаются в своей семье по разным причинам: отсутствие у родителей четкой адекватной линии воспитания; крайности в процессе воспитания - от необъятной любви до немотивированной ненависти и наказания; постоянная жесткая или порой жестокая критика подростка и др. Сами родители не принимают своего ребенка таким, как он есть, т. е. отсутствие позитивного образца поведения в семье для самого подростка; в таких семьях идет постоянная «игра эмоций» в процессе воспитания, отсутствуют верные эмоциональные образцы поддержания позитивных отношений [9].

Делинквентные подростки становятся зависимыми от получения острых ощущений от жизни. Склонность к совершению деликтов, правонарушений и преступлений вначале происходит у них в качестве забавы, повышения адреналина и стимулов для жизни и выбора саморазрушающего образа жизни: экстремальные хобби - зацепинг, руфинг и др. Они живут в постоянной ситуации стресса, их будни кажутся им обыденными и неинтересными, а часто и бесполезными. Поиск острых ощущений от жизни является получением определенного опыта угнетенного, депрессивного состояния через реализацию экстремального поведения. Еще один негативный фактор поиска острых ощущений от жизни заключается в том, что необъективно заниженный порог восприятия риска подталкивает подростков, изучаемой группы на совершение социально и личностно опасных действий и поступков.

20/у//-

(Ш\

Психологические особенности группы риска делинквентных подростков следующие: несформированная личностная идентичность; сниженная критичность мышления в отношении собственных поступков и поведения в целом; общее, постоянно довлеющее чувство неудовлетворенности; выбор экстремального стиля жизни для поиска смысла самой жизни. Другими словами, причина постоянного поиска острых ощущений -в поиске для себя разнообразных, новых, сложных, интенсивных чувств и переживаний. Удовлетворение острых ощущений у де-линквентных подростков проявляется по-разному: поиск напряженности и приключений, связанных с физическим риском для своего тела; новый эмоциональный опыт сильных переживаний, связанных с разными видами риска; стремление к личностно-социальным рискам, связанным с деструктивными формами поведения; повышенная чувствительность к скуке, однообразию, монотонности, этих компонент у делинквентных подростков в избытке, т. к. они предоставлены сами себе и не могут организовать для себя позитивный, развивающий досуг, поэтому поиск острых ощущений для них является нормой жизни.

Причина преобладания манипулирования как формы общения при межличностном взаимодействии у делинквентов заключается во внутриличностном конфликте, невозможности правильным способом добиться своего при общении, это приводит к повторяющее-муся использованию опробованных ранее манипулятивных техник, с помощью которых в большинстве случаев получается достижение поставленных целей: как законных, так и незаконных. Чем старше становятся де-линквентные подростки, тем избирательнее становятся формы манипулирования другими: родителями, учителями, сверстниками. Данная категория подростков не только обладает различными формами манипуляции другими, но и в большинстве случаев, чаще становятся подвержены манипулированию со стороны взрослых, чем подростки контрольной группы; данное обстоятельство свидетельствует о снижении критического мыш-

ления при таких формах межличностного взаимодействия.

Формирование и освоение навыков ма-нипулятивного поведения подростков начинается с первичной социальной микрогруппы -семьи, и далее эти первичные приобретенные навыки общения подросток переносит на общение в другие социальные взаимодействия, это действует и на делинквентных подростков. В семьях подростков-делинквентов в 70 % случаев межличностное взаимодействие основывается на манипулятивных формах общения. Подростки контрольной группы в большинстве своем по результатам нашего исследования, обращаются к стандартным методам общения и межличностного взаимодействия, так как они чувствуют себя в среде сверстников уверенно, легко знакомятся со сверстниками, находят общие темы для поддержания беседы, имеют свою точку зрения и стараются ее обосновать и отстоять в среде сверстников. Делинквенты же, наоборот, при отсутствии позитивных образцов межличностного взаимодействия используют образцы «активной» манипуляции, которые к ним применяли их близкие.

Важно отметить тот факт, что использование манипуляции зависит не только от личностных и возрастных характеристик подростка с делинквентным поведением, но и от особенностей ситуации взаимодействия: у данной категории подростков ситуации взаимодействия в большинстве случаев имеет негативную характеристику и стержневую составляющую общения, что само уже способствует выбору манипулятивных форм межличностного взаимодействия. Причиной ма-нипулятивных форм в общении может служить также и смысловой барьер, т. е. определенное нарушение субъектов межличностного взаимодействия, отражающее ситуацию обоюдного непонимания между ними. Здесь идет речь о непонимании личностно значимой информации - когда поступки и качества личности не совпадают у обоих субъектов взаимодействия, т. е. у делинквентных подростков и подростков контрольной группы. Один из источников возникновения смыс-

лового барьера - кардинально разное, противоположное отношение к одному и тому же поступку или негативные эмоциональные переживания несправедливости. И как следствие этого определенного протеста делин-квентные подростки привыкают к обвинениям и унижениям к себе, становятся равнодушными, перестают активно реагировать на постоянное негативное отношение к себе как личности и к своему поведению. Это «первый шаг» к игнорированию, пренебрежению общепринятыми нормами и вместе с этим они пытаются найти приемлемые для себя образцы и механизмы своего выживания в социуме как манипулятивные способы межличностного общения.

Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов и педагога-психолога при организации психолого-педагогического сопровождения межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков, а также сотрудников подразделений полиции по работе с несовершеннолетними при организации правового сопровождения межличностных отношений со сверстниками делинквен-тных подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме изучения межличностных отношений делинквентных подростков. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков. Доказано наличие взаимосвязи показателей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков. Результаты проведенного эмпирического исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков послужили основанием для разработки проекта программы психолого-педагогического и правового сопровождения межличностных отношений со сверстниками делинквентных подростков.

Ключевые слова: межличностные отношения, психолого-педагогического сопровождение, правовое сопровождение, делин-квентное поведение, делинквентные подростки.

SUMMARY

The article is devoted to a problem of studying the interpersonal relations of delinquent teenagers. It presents the results of an empirical research about the features of interpersonal relationships delinquent teenagers with peers. The article presents the results of correlation indicators of interpersonal relationships delinquent adolescents with peers. The results of the empirical research formed the basis to create the program of psychological, pedagogical and lawful support the interpersonal relations with peers for delinquent teenagers.

Key words: interpersonal relations, psychological and pedagogical support, lawful support, delinquent behavior, delinquent teenagers.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демичев А. А. Методологические проблемы исследования правового регулирования межличностных отношений // Вестник Нижегородской академии МВД России. -2017. - № 2 (38). - С. 23-27.

2. Долгова А. И. Криминология. - М., Норма: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.

3. Жулина Г. Н. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков, склонных к деви-антному поведению // Образование и наука. -2016. - № 5 (134). - С. 83-96.

4. Жулина Г. Н., Срабян Е. А. Изучение тревожности подростков, склонных к деви-антному поведению: материалы V Меж-дунар. науч.-практ. конф. Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. - 2014. - С. 297-302.

5. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 5. -С. 189-195

6. Менделевич В. Д. Психология деви-антного поведения. - М., 2010. - 432 с.

7. Мухина В. С., Басюк В. С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // Развитие личности. - 2015. - № 3. - С. 117-137.

8. Романова Л. М. Особенности доверия к другим у делинквентных подростков // Материалы ХЬУ1 научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета. 16-24 апреля 2018 г. -Ростов-н/Д.; Таганрог: Изд-во южного федерального университета, 2018. - С. 436-438.

9. Романова Л. М. Семья как субъект и объект в профилактике правонарушений несовершеннолетних: матер. Всерос. студ. на-уч.-практ. конф. Социализирующие, развивающие и воспитательные ресурсы семьи / под общ. ред. А. В. Черной, Л. Н. Гришиной. -Ростов-н/Д.; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. - С. 29-31.

10. Старкова Н. А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучных условий взросление // Аллея науки. -2017. - № 1 (14). - С. 730-733.

11. Чуносов М. А. Причины формирования делинквентного поведения несовершеннолетних // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 6 (11). - С. 1-3.

fi!0Vi

Я. Г. Залевская

УДК 159.9.072.5

методы развития я-концепции: анализ проблемы и современное состояние

ложность и многоаспектность проблемы развития Я-концепции обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, структуры, функций и методов развития. Я-концепция представляет собой

центральную личностную структуру, детерминирующую все психические процессы и оказывающую воздействие на всю жизнедеятельность человека. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках исследований проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе. В истории психологии вопросами развития Я-концепции занимались как зарубежные (Р. Бе-рнс, У. Джемс, Дж. Мид, К. Роджерс, М. Ро-зенберг, Ф. Хоппе, К. Хорни, Э. Эриксон), так и отечественные (В. С. Агапов, С. А. Бак-лушинский, И. В. Барышникова, А. А. Бо-далев, А. А. Деркач, А. В. Иващенко, М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова) исследователи.

Целью статьи является теоретический ан-лиз современных методов развития Я-кон-цепции, определение их преимуществ в развитии всех составляющих ее структуры.

Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинчен-ко определяет Я-концепцию как «развивающуюся систему представлений личности о себе, которая включает понимание своих физических, интеллектуальных, социальных, характерологических и других свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность» [3, с. 575]. Первые теоретические разработки в области Я-концепции как целостного личностного образования принадлежат У. Джемсу. В своих трудах автор выделил глобальное личностное Я (Self) и его подструктуры Я-сознающее и Я-как объект, что в дальнейшем легло в основу других исследований проблемы Я-концепции [5].

Дальнейшие разработки проблемы Я-концепции содержатся в работах представителей гуманистической психологии (А. Мас-лоу, К. Роджерс), которые рассматривали Я-концепцию как фундаментальный фактор, детерминирующий поведение и развитие личности [8; 9]. К. Рождерс выделяет в структуре Я-концепции Я-реальное (совокупность представлений человека о себе в данный момент времени, его социальный статус и ро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.