Научная статья на тему 'Реабилитационная работа классного руководителя с трудными подростками'

Реабилитационная работа классного руководителя с трудными подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННОРЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитационная работа классного руководителя с трудными подростками»



Реабилитационная работа классного руководителя с трудными подростками

Надежда Сергеевна Гадалова,

классный воспитатель специальной общеобразовательной школы №3, Москва

О

Сегодняшние дети — это завтрашняя история, завтрашнее будущее человечества. Антон Семёнович Макаренко

• девиантное поведение • коррекционно-реабилитационная деятельность • метод наблюдения • диагностическое исследование • лист наблюдений • индивидуальный коррекционно-воспитательный план

Задача классного воспитателя специальной общеобразовательной школы для детей и подростков с девиантным поведением — коррекция поведения в обществе; формирование жизненных ценностей с опорой на воспитание нравственных, гражданских, трудовых качеств; физическое и творческое развитие. Участие в экспериментальной работе по теме: «Эффективная модель системы образования обучающихся с проблемами в поведении и социализации» дало возможность разработать инновационные подходы и технологии в воспитательной работе. Совместно с коллегами были разработаны параметры и критерии оценки неуспешности, которые отразили наиболее острые проблемы каждого воспитанника, а также проблемы его взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Кроме того, была определена система коррекционно-реа-билитационной деятельности классного воспитателя, состоящая из пяти этапов.

I этап. Изучение учащихся методом наблюдения

При зачислении в группу воспитанника мне как классному воспитателю необходимо определить стратегию и тактику работы с ним. Для этого я знакомлюсь с документами ребёнка, его родителями, узнаю их мнение о причинах ухода ребёнка из прежних школ, расспрашиваю о его интересах, круге общения вне школы, взаимоотношениях в семье, её составе; наблюдаю за поведением ученика на уроках, переменах, во время школьных мероприятий, общением со взрослыми; изучаю подростка, его среду, физическое самочувствие, узнаю, что его волнует, радует, огорчает; веду лист наблюдения, отмечаю показатели в установленных баллах, акцентируя внимание на наиболее острых проблемах подростка.

-е-

О

II этап. Оценка проблем неуспешности обучающихся в соответствии с эмпирическими показателями Листа наблюдения воспитателя в баллах по схеме:

0 — отсутствие проблемы; 1 — скорее нет, чем есть; 2 — скорее есть, чем нет; 3 — наличие проблемы.

Показатели наблюдения классного воспитателя заносятся в общую сводную характеристику, которая содержит оценки проблем неуспешности ученика по психологическим, социальным, учебным параметрам. Работа со сводной характеристикой очень важна для воспитателя, так как даёт ему возможность увидеть все проблемы школьника. Особое внимание акцентируется на тех учениках, у которых общий показатель проблем самый высокий.

III этап. Обобщение результатов диагностического исследования

Для планирования последующей коррекционно-реабилитационной работы с учениками необходимо полученные данные обобщить. Затем принимается решение о форме работы — индивидуальной или в групповой. Например, по параметру «употребляет алкоголь» выявилась проблема у троих человек. Значит, планируется проведение групповой работы с участием врача, психолога, а проблема «не идёт на контакт с воспитателем» — только у одного, тогда работа по её преодолению будет проводиться индивидуально и т.д.

Исследование проблем по листу наблюдения помогает педагогу и специалисту увидеть поле деятельности, даёт представление об общих ориентирах педагогической коррекции и сопровождения; помогает определить тактики и стратегии по тем проблемам, которые выявлены при исследовании; выстроить план коррекционной работы с каждым учащимся.

IV этап. Разработка коррекционно-реабилитационных планов

На предыдущих этапах подготавливается основа для планирования и осуществления коррекционно-реабилитационной работы по преодолению проблем неуспешности учащихся. План формализуется на разделы для того, чтобы точечно и пошагово обеспечить реабилитацию.

Составляя план работы с учащимися класса по основным наиболее острым проблемам в воспитательском блоке и определяя цель, намечаю необходимые мероприятия (как с участием сотрудников школы, так и приглашённых специалистов), время и место их проведения, прогнозирую получение результатов.

Например, выявлена наиболее острая проблема для класса — отношение к культуре. Моя цель — приобщение учащихся к культурным ценностям. Для этого мной составлен план мероприятий, способствующий решению поставленной задачи с конкретными темами, датами, местом проведения:

Н.С. Гадалова. Реабилитационная работа классного руководителя с трудными подростками

— вовлечение в школьные объединения художественно-эстетической направленности «Студия живописи и рисунка», хоровое пение «Музыкальная шкатулка», «Танцы»;

— организация экскурсий («Бородино», «Кинологическое шоу», поездка в дом-музей А.П. Чехова и др.);

— посещение концертов в Московской филармонии;

— участие в проведении праздника к юбилею композитора А. Пахмутовой;

— участие в празднике «День учителя» и других общешкольных праздниках;

— участие в коллективных конкурсах рисунка «Поделись улыбкою своей», «В каждом рисунке солнце», тематических выпусках стенгазет, индивидуальных конкурсах рисунка или декоративно-прикладного творчества в окружных и городских творческих выставках и фестивалях;

— просмотр фильмов в рамках клуба «Киношок» с последующим обсуждением;

— участие в неделе русского языка и литературы;

— проведение диспута с учащимися класса в помещении библиотеки школы к 95-летию С. Михалкова «Наши любимые детские стихи», с занесением своих суждений о прослушанных стихах в личный бланк. Зачастую письменные высказывания ребята сохраняют в своих порт-фолио, которые периодически пополняются и с каждым новым годом всё больше им интересны. Иногда мы повторяем темы прошлых лет и по высказываниям ребят видим, как меняются их суждения о своей будущей семье, профессии, дружбе, любви, одноклассниках и т.д.

Для решения проблемы с нецензурными выражениями учащихся ставлю цель: повышение словарного запаса и развитие культуры речи. Для этого в классные и индивидуальные планы учащихся включаю темы классных и общешкольных мероприятий по этике поведения, воспитанию уважения к людям, соблюдению правил общения.

Регулярно провожу беседы о культуре общения: «Слово убивает, слово исцеляет», «Доброе слово, что ясный день», «Комплимент — дело серьёзное.», «Этикет и воспитанность», «Простые нормы нравственности», «Подарки в жизни человека», «Привет от Эллочки-людоедки» и т.д. Параллельно психологи проводят ролевые игры на тему нецензурных выражений. Участвуют в проведении классных часов и педагоги русского языка, и социальные педагоги. Таким образом, составляется план класса по всем проблемам, а также планируется индивидуальная работа по конкретным проблемам, если они выделены из общих проблем.

Индивидуальный коррекционно-воспитательный план помогает продуманно включать подростка в определённый вид деятельности, способствующий изменению поведения и отношения к учёбе, к школе, привитию социальных норм. Такой план также способствует эффективному взаимодействию классного воспитателя со специалистами в решении проблем воспитанников школы.

О

V этап. Проведение коррекционно-реабилитационной работы

Воспитание школьников включает такие стадии:

1. Овладение знаниями норм и правил поведения.

2. Формирование чувств (с трудными подростками формирование чувств должно опережать формирование убеждений).

3. Формирование убеждений.

4. Формирование поведения.

1. Приёмы и методы работы воспитателя, работающего с трудными детьми и подростками

Контакт с воспитанником

Главное во взаимодействии с трудным ребёнком — умение найти с ним общий язык, установить доверительные отношения. Этому способствуют определённые условия:

— естественное поведение воспитателя (родителя, учителя и т.д.);

— принятие ребёнка таким, какой он есть;

— синхронизация эмоций с ребёнком (умение разделять переживания ребёнка).

Во взаимоотношениях с подростком я стремлюсь к свободному, откровенному общению, обмену мнениями, переживаниями. Открывая Ил для него себя, в ответ он открывается мне. Часто то, что мои воспитан- Ж

ники не доверяют своим родным, они доверяют мне, воспитателю-другу. Родители зачастую удивляются, что их закрытые, неразговорчивые, дерзкие дети обсуждают со мной свои самые сокровенные планы, личные взаимоотношения и проблемы, просят совета, делятся своей бедой, оказавшись в сложной жизненной ситуации.

Доверительное общение

Часто в общении с подростком я не даю ему советы, а просто его слушаю, даю возможность высказаться, тем самым помогая найти ответ на волнующий его вопрос. Иногда помогаю найти правильное решение, подобрать правильные слова, форму взаимоотношений с другими людьми. Зачастую подростки бывают резки, грубы не потому, что хотят быть такими, а потому, что в семье им не смогли привить общепринятых норм общения, вежливого, тактичного обращения к окружающим. Они не понимают, что разговаривают вне этих общечеловеческих норм.

Пример. Ученик К. обычно вёл себя на уроках грубо, агрессивно, находился в состоянии постоянного конфликта с учителем, но винил в этом не себя, а окружающих. Школа — враг, и он приходил «сражаться». Выйти из этого состояния ему помогли обстоятельные беседы, во время которых он буквально повторял за мной вежливую форму извинения перед учителем. Затем долго у дверей класса сосредоточивался на этой простой фразе, пересиливая себя, свою гор-

Н.С. Гадалова. Реабилитационная работа классного руководителя с трудными подростками

дыню, предполагая, что он будет «унижаться», а его вдруг не простят. Он сказал мне, что раньше никогда не извинялся, поэтому так трудно дались ему эти, казалось бы, самые обыкновенные слова. Конфликт с учителем был разрешён, а мальчик увидел во мне друга.

Индивидуальный подход

Был случай, когда ученик, никогда не выступающий со сцены, согласился заменить заболевшего в день выступления ученика, чтобы не подвести класс и меня — классного воспитателя. Для него это был поступок, поскольку переживая за общее дело, ему пришлось преодолеть себя, свои страхи. Для этого ученика это был большой шаг к изменению. Придя в нашу школу, он очень долго старался избегать любых общешкольных мероприятий, да и классный коллектив сразу его не принял. Потом он стал дружить с некоторыми учениками класса, с желанием записывался на экскурсии, выходил на сцену вместе со школьным хором. Конечно, не всегда его поведение на мероприятиях было примерным, иногда он вновь надевал на себя «маску клоуна», неадекватно вёл себя на уроках. К исправлению он шёл постепенно, но всё же положительные тенденции явно просматривались.

2. Направления воспитательной коррекционно-реабилитацион-ной деятельности

Формирование навыков законопослушного поведения

А.С. Макаренко так пишет о дисциплине: «Если человеку нужно сделать что-нибудь для себя приятное, он всегда сделает это и без дисциплины; дисциплина нужна именно тогда, когда человек делает и неприятное для себя с удовольствием <...> Там, где поступок происходит от натуры, от характера, от несдержанности, от темноты политической и нравственной, там требование может предъявляться, и не такое резкое. Там можно рассчитывать на положительное влияние опыта, на постепенное накопление привычек.».

Высказывания А.С. Макаренко о постепенном накоплении привычек наибольшим образом относится именно к нашим ученикам, и я замечаю это постепенное накопление. Для меня важно научить своих учеников правилам поведения в обществе и, главное, научить их эти правила соблюдать. Они должны осознать, что весь цивилизованный мир живёт по правилам и законам.

Необходимо всегда помнить, что в случае какой-либо провинности ученика, обсуждаем только его поступок, действие: «Поступил плохо!», «Этого делать нельзя!». Никогда нельзя квалифицировать его в целом: «Ты — плохой!». И, если ребёнок осознал свой проступок, извинился, нужно его похвалить за это. Осуждая поступок, я не изображаю судью, а говорю ему о своих чувствах — огорчении, сожалении, переживании, обиде. Я стараюсь втянуть подростка в рассуждения о том, какие последствия может иметь для него этот поступок,

варианты правильного поведения в таком случае, взаимосвязь поступков в жизни человека, в формировании его как личности. При этом обязательно напомню ему о его успехах, о его личных достоинствах и возможностях, о том, как его достижения важны для его родителей, для меня. Беседуя с ним, подчёркиваю, что он уже взрослый и поступки должны быть взрослыми, поэтому необходимо учиться себя контролировать, учиться управлять своими эмоциями, формировать своё самосознание, думать о своём самоопределении в жизни, о своём будущем в целом.

Конечно, не всегда подросток готов к диалогу и согласен с моим мнением. Иногда ситуативное поведение, непонимание его последствий берут верх, но уже неоднократно я убеждалась, что «зёрнышко добра», которое я стараюсь посеять в подростке, проросло. Но для этого коррекция поведения должна проводиться не от случая к случаю посредством мероприятий, классных часов или бесед по душам, а постоянно, можно сказать, ежеминутно.

Организация жизнедеятельности воспитанников

В организации школьной жизни и наглядном её отражении мне помогает классный стенд «Хамелеон», где помещаются показатели ежедневной жизни ребёнка (показатели посещаемости, успеваемости, активности во внеклассных мероприятиях).

Стенд динамичный, все показатели меняются раз в 15 дней, а некоторые ежедневно. Посещаемость уроков выражается в процентах в виде диаграммы — очень наглядно и для учеников, и для их родителей. Вместо сведения, что ребёнка не было в школе пять дней, я информирую, что он пропустил 30% времени обучения, то есть каждый третий день ребёнок прогулял. Это звучит очень убедительно. Ребята видят отражение своих поступков, учёбы, поведения и посещения ежедневно на стенде — это стимулирует их стать лучше.

Даже самые недисциплинированные и «отстающие» не равнодушны к этим показателям.

Ведь они понимают, что их учебная и внеучебная деятельность не остаётся без внимания, будет оценена, и ребята конкурируют друг с другом в различных видах деятельности. Такое соперничество даёт каждому из них шанс отличиться в рубриках: «Ты — супер!», «Не довести до предела» или «В зоне напряжения!». В них отражаются успехи и неудачи по успеваемости, поведению, участию в мероприятиях школы, в дежурствах, по имеющимся задолженностям, посещению школы, участию в выставках, конкурсах, соревнованиях, поведению на экскурсиях.

Ученики ждут диаграмм с показателями посещения школы и понимают, что в них будут отмечены все их опоздания на первый урок, самовольные уходы с уроков. Здесь все по справедливости. Пропуская без уважительной причины более 20%, каждый попадает в «Зо-

Н.С. Гадалова. Реабилитационная работа классного руководителя с трудными подростками

ну точки кипения», а это уже чревато проблемами в учении. На этой же диаграмме отражены и дни пропусков занятий по уважительной причине, чтобы подростку было понятно, сколько нужно ликвидировать задолженностей. Ученик ещё раз осознаёт, что лучше школу не пропускать, догонять — сложнее.

Мотивация к учёбе

Для повышения мотивации к учёбе у нас в классе красочно и ярко оформлен стенд в виде своеобразной лестницы личного успеха в будущем «Успешная учёба — успешное будущее!». Этим стендом интересуются не только ученики нашего класса, но и все ученики школы. Здесь средний балл по успеваемости в четверти вместе с фамилией ученика занимает своё соответствующее место рядом с фотографией различных по своим достоинствам транспортных средств, начиная с детской коляски, велосипеда, грузовика и так до самого совершенного современного импортного автомобиля.

Каковы успехи в учёбе — таково и твоё будущее. Успехи как бы переносятся на благополучие в их будущей жизни. Ребята, в соответствии со своими школьными достижениями, получают во владение автомобиль (пусть пока на фотографии) и, соревнуясь между собой, они видят цель. Каждая десятая балла имеет значение в продвижении по лестнице успеха. Под заголовком стенда есть девиз: «Кто не прогуливает — лучше учится!». Если ученик закончил четверть с задолженностями, я даю ему время исправить ситуацию, затем делаю подсчёты заново. Если обещания затянулись, каждая задолженность подсчитывается как нуль.

В «Индивидуальной лестнице успехов в учёбе» отражаются средние баллы по четвертям каждого ученика. Подросток видит, что его учёба в очередной четверти — это путь наверх или путь вниз по его личной лестнице успеха. Родители тоже с интересом просматривают все рубрики стендов и классный портфолио.

В рубрике стенда «Хамелеон» «Пока гром не грянул» размещается информация-напоминание о консультациях по предметам и фамилии учеников — задолжников по этим предметам. Конечно, на стенде есть место и для поздравлений с днём рождения, для информации о важных событиях в школе, стране.

Классные часы

В классные и индивидуальные планы учащихся обязательно включаю темы классных и общешкольных мероприятий по самым различным направлениям в соответствии с проблемами учащихся класса, а также с учётом их интересов. Главное, чтобы важность темы была им понятна. Если она раскрывается с помощью ярких образов, жизненных примеров, они включаются в разговор и проявляют активность.

В 9-м классе, к третьему году пребывания в нашей школе, ученики во время проведения классных часов стали моими соведущими. Кро-

ме того, они включены и в подготовку темы классного часа. Активная позиция подростков делает занятие интереснее и повышает их самооценку. Иногда ребята стесняются быть соведущими, тогда я объясняю, что в жизни будет много ситуаций, когда придётся быть под пристальным вниманием незнакомых людей, в непривычной ситуации. Нужно учиться собираться с мыслями, выражать своё мнение. И в условиях школы, своих одноклассников легче пересилить себя, свой страх.

Материал для проведения классного часа я готовлю сама так, чтобы он был им интересен, современен, полезен, с использованием наглядных пособий, случаев из реальной настоящей или прошлой жизни людей. Иногда использую статьи их сверстников из молодёжных журналов. Перед составлением плана проведения классных часов на следующую четверть предлагаю будущие темы учащимся, довожу кратко содержание, обосновываю, получаю их одобрение, так появляются темы, например: «Опасный кальян», «Унесённые дымом», «Поговорим о любви», «Рождество Христово: история праздника», «Дети короля Гамбрибуса» (о пивном алкоголизме), «Хочу работать. Закон и право», «Путешествие в страну Законию», «Александр» о герое подразделения антитеррора группы «Альфа», «Россия в героиновом капкане», викторина «Звёздный час» о Великой Отечественной войне, «Нежный возраст» о наркозависимости, «Любовью дорожить умейте», «Привет от Эллочки-людоедки» о причинах сквернословия, «Всегда ли я хороший?» о толерантности, «О святых людях. Целитель Пантелиемон», «Ошибки при выборе профессии» и др.

Это всегда помогает при проведении классного часа, и я не слышу: «Да это нам не интересно!».

Методы эффективного взаимодействия с родителями

Правильное, грамотное взаимодействие с родителями также имеет огромное значение и оказывает на школьные и внутрисемейные отношения положительное влияние. В своём общении с родителями я стараюсь донести до них такую мысль: ваш ребёнок — это ваше будущее, будущее вашей семьи, нашего общества. Очень важно приблизить родителей к себе, найти контакт, сделать их своими соратниками. Чаще всего наши родители отстраняются от воспитания детей или попросту педагогически неграмотны.

Используя «принцип открытых перспектив», стараюсь добиться, чтобы у родителей, отчаявшихся или махнувших рукой на своих детей как неуспешных или «неоценённых» в других школах, появилась надежда. Надежда на то, что их старания и проявление любви и заботы, внимания к проблемам и интересам своих детей обязательно увенчаются успехом. Они могут всегда рассчитывать на мою помощь, на помощь всех служб нашей школы. Применяя метод «педагогики успеха», стараюсь как можно чаще звонить родителям с со-

Н.С. Гадалова. Реабилитационная работа классного руководителя с трудными подростками

общениями об успехах (даже небольших) их ребёнка, включая тем самым родителей в жизнь их детей.

Очень важен и тон разговора — доверительный, вежливый, уважительный, а самой главное — благожелательный. Необходимо показать родителям, что вам не безразличен их ребёнок, его будущее. Ведь только совместными усилиями можно повысить его мотивацию к получению знаний, а значит, помочь самореализоваться в дальнейшей жизни.

Важно, чтобы родители жили или учились жить на одной волне со своим ребёнком, на одном дыхании, интересовались его проблемами, радовались его успехам, знали о его увлечениях, разделяли интересы и радости; чтобы судили о нём не только по дневникам с тройками и двойками, а по успешным выступлениям на сцене, участию в школьной художественной выставке или в спортивном празднике. При этом повышается самооценка не только самих детей, но и их родителей. Необходимо хвалить детей, видеть и подчёркивать даже незначительные улучшения в их поведении, в их характере, проявлении и развитии их способностей к чему-либо. Об этом нужно постоянно и тактично говорить родителям, чтобы и они больше хвалили своих детей.

Положительный результат взаимодействия с родителями будет, если нашу деятельность родители начнут воспринимать как помощь и опору в воспитании их детей. Очень трудно корректировать воспитание учащегося без изменения отношения родителей к своим детям. Без заботы и ухода даже в поле могут вырасти только сорняки. Человек всегда нуждается в любви, тем более ребёнок. Родители часто считают, что подростки — выросшие дети, и поэтому они уже не проявляют к своим детям эмоционального тепла, не повторяют каждый день, что любят их, не обнимают, не гладят, не целуют. Но о своих чувствах любви говорить нужно обязательно, эти слова обязательно найдут отклик в душе ребёнка, несмотря на то, что в ответ родители, быть может, не услышат такие же слова.

Если у ребёнка возникают проблемы с дисциплиной, успеваемостью, то в разговоре с родителями я всегда начинаю говорить о том положительном, что есть в ребёнке, о позитивных результатах достигнутых ранее. Затем рассказываю о его нарушениях, но осуждаю только его поступок, его поведение, его неправильную реакцию на что-либо.

Иногда обращаюсь к родителям за поддержкой в порицании ребёнка для усиления моего воздействия, требования к нему. Но всегда прошу родителей прежде отметить хорошее в собственном ребёнке, мои положительные отзывы о подростке, о его успехах, а только затем осудить его плохие поступки. Привлекая родителей к совместному решению проблемы, достигаю и вторую цель: стать с родителями единомышленниками.

Считаю очень важным донести и до родителей, и до ребёнка, что ребёнок всегда оценивается по достоинству — у каждого из ребят есть возможность в любой день и на любом уроке начать жить заново! Срыв у ребёнка, особенно у подростка, это не катастрофа, а только ступенька назад. Важно, чтобы ребёнок не пошёл вниз, а снова начал подниматься. А это и есть наша общая задача. Задача родителей, учителей, воспитателей: помочь молодому человеку адаптироваться в социуме, стать законопослушным гражданином, ответственным учеником, работником и т.д.

Помощь можно получить от родителей, если они научатся позитивно настраивать детей на учёбу, повышать авторитет школы, учителей и всех её служб. И к этому тоже их нужно ненавязчиво подводить в интересах их же детей.

Родители открыты для меня и стараются, по мере их возможностей, взаимодействовать со мной в одном направлении, доверяют моим советам в отношении их детей. По моей просьбе в нужный момент усиливают контроль за своими детьми. Некоторые родители приходят в школу не только на родительские собрания, но и на школьные праздники, экскурсии, посещают «Родительский клуб», беседы с психологом по детско-родительским отношениям.

Результаты работы

Один из моих учеников дважды оставался на второй год в прежних учебных заведениях, не желал учиться, а сегодня я ставлю его в пример моим ребятам и по посещению школы, и по успеваемости, и как самого активного во всех мероприятиях школы. Закончились и его бурные, эмоциональные взрывы во время замечаний с использованием нецензурных выражений. Он был избран старостой класса, затем в совет старшеклассников школы. Нет ни одного мероприятия, где бы он ни участвовал, средний балл по успеваемости — лучший в классе — 3,9 балла.

Другой ученик прежде не замечал, что совсем не умеет разговаривать без использования нецензурных выражений (у его родителей были проблемы с алкоголем). При этом имел хорошие способности к математике, я часто называла его «Наш мозг», подчёркивала перед ребятами его положительные качества, в том числе интерес к спорту. Обратилась к школьным психологам, чтобы они провели с ним работу по проблеме сниженного самоконтроля. Он активно занялся спортом в школе, постоянно участвовал во всех школьных спортивных и интеллектуальных мероприятиях. Проблема ребёнка постепенно стала утрачивать свою остроту. В предыдущей школе учащийся большую часть занятий прогуливал, а в нашей его посещаемость составила 94%. В планах подростка поступать в колледж № 40 по специальности «Банковское дело» с последующим зачислением на 2-й курс института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.