Научная статья на тему 'Социальная гостиная: комплексный подход к реализации права на жизнь и воспитание в семье'

Социальная гостиная: комплексный подход к реализации права на жизнь и воспитание в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ / ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ / РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амбарян Г.О.

Проблема сохранения ценностей и адаптация к школе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Профилактика социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, насилия в семье и активизация здорового образа жизни. Восстановление нарушенных детско-родительских отношений и снижение в семье рисков социального сиротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная гостиная: комплексный подход к реализации права на жизнь и воспитание в семье»

со

ЦИАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ: комплексный подход к реализации права на жизнь и воспитание в семье

Г.О. Амбарян,

социальный педагог школы № 36, г. Тамбов

Изменения в стране затронули многие стороны жизни общества. Но, избавившись от догматичной идеологии, мы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: значительная часть населения оказалась за чертой бедности, что привело к увеличению числа семей, оказавшихся в социально опасном положении, безнадзорности детей, социальному сиротству, росту подростковой преступности, процветанию наркомании.

• социальное сиротство • адаптация в школе • воспитание в семье

• работа с неблагополучными семьями • социальная помощь

Адаптация детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Родители в таких семьях не обеспечивают детей необходимой заботой и вниманием, не готовят их к учебной деятельности, многие дети не имеют элементарных вещей, не получают полноценного питания. Не имея опыта регламентированной жизни, без поддержки семьи, они быстро оказываются неуспешными, теряют интерес к учёбе, после школы часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице. Их проблемы, даже острые, зачастую не попадают в поле зрения взрослых. Всё это способствует тому, что такие дети пропускают занятия, рано оказываются вне школы, ищут поддержки в асоциальных компаниях, а в дальнейшем пополняют собой ряды неблагополучных родителей.

Встаёт проблема: как в условиях жёсткой и рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшие нравственные качества подрастающего поколения?

Поэтому адаптация ребёнка в школе — один из самых существенных факторов, противостоящих социальному сиротству. Если ребёнок удерживается в школе, то риск его ухода из семьи на улицу и попадания в асоциальные компании значительно снижается, у него есть шанс получить профессию, впоследствии начать жить самостоятельно.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищённого детства стало одним из основных национальных приоритетов государственной политики. Приоритетом региональной политики является поддержка семьи, материнства и детства. В Тамбовской области постоянно принимаются меры социальной поддержки семей с детьми.

0КОЛА И ВОСПИТАНИЕ

В области реализуется ряд региональных программ (комплексных и целевых), направленных на: профилактику социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, насилия в семье и активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией; поддержку и развитие системы детского отдыха, оздоровление детского населения; привлечение детей к массовым занятиям физической культурой, спортом и туризмом, снижение дорожно-транспортного травматизма; сохранение и укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у учащихся, профилактику социально значимых заболеваний.

Программно-целевой подход позволяет объединить усилия и ресурсы различных учреждений и ведомств, реализовать комплекс наиболее значимых мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения, что позволяет принимать более эффективные меры по улучшению положения детей в регионе, созданию наиболее благоприятных условий для их развития во всех сферах их жизнедеятельности.

Главное направление деятельности — профилактика социального сиротства. Речь идёт о предупреждении ситуаций, ведущих к появлению сирот, — это прежде всего работа с неблагополучными семьями. В Тамбовской области реализуется комплексная программа «Право ребёнка на семью», в рамках которой ведётся работа по развитию инновационных услуг, технологий и моделей помощи семьям, нуждающимся в защите государства.

В муниципальных образованиях, участвующих в реализации программы, учащимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставля-

у—1 « «а

ется участие в «Социальной гостиной».

В социальной гостиной дети находятся под присмотром взрослых. Это особая форма социально-педагогической деятельности, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком и его родителями для снятия рисков возникновения угрозы социального сиротства, полноценного развития и успешной социализации.

Цель «Социальной гостиной» — адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к школе путём создания пространства, которое позволяет детям удерживаться в школе, получать педагогическую, психологическую и социальную помощь и сокращает время пребывания ребёнка без надзора со стороны взрослых.

«Социальная гостиная» призвана обеспечить безопасное и комфортное окружение, в условиях которого соблюдаются права ребёнка и исключены любые формы жестокого обращения с ним, восстановить учебные навыки, ликвидировать пробелы в освоении учебной программы по основным предметам, разрешить проблемы ребёнка в отношениях со сверстниками, педагогами (индивидуальное сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в учёбе и общении, налаживание взаимопонимания между детьми и взрослыми).

Социальная гостиная — шанс на развитие

Целевая группа социальной гостиной — дети, которые в силу тех или иных причин не могут находиться дома, и если им не оказать помощь, после школы будут проводить время на улице, подвергая себя различным рискам. Дети могут находиться в такой ситуации постоянно или эпизодически, поэтому некоторые из них посещают социальную гостиную постоянно, а другие время от времени, когда что-то случилось дома (например, болезнь и госпитализация родителей, алкогольная зависимость родителей).

В целевую группу могут включаться дети, имеющие выраженные проблемы адаптации к школе («отверженные» в классе; имеющие поведенческие проблемы; остро нуждающиеся в педагогической помощи, которую не могут получить дома; нуждающиеся в организации занятости после окончания уроков).

Г.О. Амбарян. Социальная гостиная: комплексный подход к реализации права на жизнь и воспитание в семье

Подбор детей проводится по возрасту и схожим интересам. Дети должны быть отобраны по возрасту (например, начальная школа, младшие подростки, старшеклассники), с тем чтобы для них можно было организовывать коллективные игры, досуг и педагогические занятия с учётом их возрастных особенностей.

Участвовать в социальной гостиной не могут дети, страдающие серьёзными психическими заболеваниями, либо такими особенностями поведения и эмоционального реагирования, которые исключают организацию взаимодействия с другими детьми (очень высокая агрессивность, которая создаёт реальную опасность для других детей, эпилептические приступы или другие актуальные психические расстройства).

Для «Социальной гостиной» в школе выделено помещение, оснащённое необходимым оборудованием. Имеется корпусная и мягкая мебель, сухой бассейн, генератор запахов для аромате-рапии, набор дисков для релаксации, снятия стресса, гармонии сна, воздушно-пузырьковая трубка, тактильная панель, ионизатор воздуха, настольные игры, детские игрушки, необходимый запас канцелярских принадлежностей, ноутбук, принтер, музыкальный центр. Работает медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет социального педагога, логопункт, спортивный зал и оборудованная столовая.

Работа социальной гостиной строится на основании Положения о социальной гостиной. В Положении указаны цели и задачи организации социальной гостиной, кадровое обеспечение, порядок набора детей в социальную гостиную и их количество, основные виды помощи, оказываемой детям.

Педагоги дополнительного образования (или педагоги-предметники, которые ведут кружки в школе) привлекается к работе с детьми, посещающими социальную гостиную, по договорённости с директором школы. Объём их занятости зависит от программ индивидуального сопровождения детей.

Режим работы социальной гостиной предусматривает время для занятий по интересам, ликвидацию учебных пробелов, коррекционные занятия и свободное общение детей. Социальная гостиная работает ежедневно до или после уроков (в зависимости от смены, в которую занимается ребёнок). Организационный период длится с середины августа до середины сентября.

Специалисты социальной гостиной проводят как индивидуальные консультации, так и групповые занятия с детьми. Индивидуальные встречи ориентированы в первую очередь не на диагностику познавательных процессов и эмоциональных особенностей ребёнка, а на формирование позитивной самооценки, помощь в реагировании травматических переживаний, связанных с семейной ситуацией, разрешение конфликтов с детьми и взрослыми. Групповые психологические занятия направлены преимущественно на развитие коммуникативных навыков, они выстраиваются с учётом возраста и для подростков включают в себя не только упражнения, но и обсуждение наиболее актуальных проблем (отношения со сверстниками, родителями, учителями, планирование будущего).

Социальная помощь включает в себя поддержку контакта с семьёй ребёнка, оказание помощи в приобретении необходимых учебных принадлежностей и одежды, сопровождение ребёнка при необходимости в медицинские учреждения, организацию изъятия ребёнка из семьи, если его жизни или здоровью угрожает опасность. Важным компонентом социальной работы служит также содействие родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.

Другая важная задача социального педагога — формирование представления о том, в каких условиях проживает ребёнок (включая исследование того, как изменяются эти условия).

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

/~Ч «а «а

Специалисты социальной гостиной поддерживают контакты с классным руководителем ребёнка, так как школьная адаптация ребёнка во многом зависит от его успешности в классе и отношения к нему со стороны педагогического коллектива.

Социальная гостиная обеспечивает деятельность по коррекции поведения в зависимости от возраста и степени вовлечения ребёнка в эти формы поведения.

Во время профилактической и коррекционной работы с ребёнком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воспитатели используют следующие методы: пример, убеждение, поощрение, отвлечённая тема, внушение, направленные на сглаживание обострившейся ситуации, снятие гнева, агрессии и других негативных эмоций.

Досуг детей организован согласно плану. Каждому участнику представляется возможность участвовать в играх, делах, событиях, доставляющих удовольствие, позволяющих попробовать свои силы в новых социальных ролях, познать радость успеха. Для получателей услуги работают кружки «Расти и развивайся здоровым», «Люби свой край», «Умелые руки», «Волшебный карандаш». Ребята активно включаются во все общешкольные дела.

«Социальная гостиная» для образовательных учреждений Тамбовской области — проект, направленный на преодоление проблем социального сиротства. Образовательные учреждения стали реа лизовывать его без специально разработанных локальных документов, регламентирующих деятельность. Возникали сложности и вопросы организационного и методического характера. Поэтому по явилась необходимость в определении педагогических условий, в разработке и внедрении единых нормативных, организационных документов и методических материалов.

В ходе реализации проекта «Социальная гостиная» меняется отношение и мотивация родителей к процессу взаимодействия в целом, многие родители осознали необходимость в изменениях — у большинства появилось желание хорошо заботиться о детях, родители стали видеть связь между их образом жизни и той ситуацией, в которой они оказались. Идёт восстановление нарушенных детско-родительских отношений и снижение в семье рисков социального сиротства. НО

Консультации

Задайте вопрос психологу

Консультант Ольга Валерьевна Козачек,

преподаватель Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат психологических наук

^ Постоянно слышу, что ребёнку • нужно личное пространство. Как его обеспечить сыну-подростку в однокомнатной квартире?

Кристина Н.

Кристина, личное пространство — это место, которое человек считает своим. Это территория, на которой человек устанавливает свои правила, чувствует себя комфортно и безопасно. Это личные вещи, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению. Это мысли, чувства, настроения, тайны и секреты, которыми владеет он. Личное пространство не сводится только к количеству квадратных метров или личных вещей. Обеспечить его при желании возможно практически в любых условиях. Для этого членам семьи важно договариваться и соблюдать достигнутые соглашения. Где «личный угол» каждого (комната в квартире, полка в шкафу, любимый стул на кухне и пр.)? Где общая зона? Кто пользуется этой территорией, кто её убирает? Что является вещами персональными (планшет, игрушки, подарки, блокноты), а что общими (диван в комнате)? Чем можно пользоваться по желанию, а чем только с разрешения хозяина? Куда

надо стучаться? Про что можно спрашивать в семье? Какие разговоры слушать нельзя? Куда можно заглядывать без спросу? Что можно выбрасывать?.. Для взрослеющего молодого человека очень важно иметь личное пространство, однако право на «свой угол» есть и у других членов семьи.

^ Я воспитатель в детском лагере. Недавно была поражена тем, что девочка 8 лет в общении со сверстниками постоянно провоцирует их на обсуждение сексуальных тем, демонстрирует своеобразные, весьма специфичные движения. Это нормально? Е.Д.

Тема интимных физических отношений представителей разного пола начинает интересовать ребёнка обычно в период подростничества, хотя ещё в раннем детстве дети осознают свою половую принадлежность и озвучивают: «Я мальчик!», «Я девочка!» В дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя социальные характеристики своего и противоположного пола — особенности одежды, поведения, характера мужчины и женщины.

Подростничество становится периодом нового интереса к своему облику, к тем физическим изменениям, которые происходят под влиянием полового созревания. А вот период младшего школьного возраста — традиционно более спокойный, латентный этап жизни, когда всё внимание переносится на культурно-заданные формы поведения. Чрезмерно раннее пробуждение интереса к теме сексуальных отношений может быть обусловлено одной или несколькими из перечисленных ниже причин: акселерацией в физическом развитии; наличием опыта сексуальных отношений или опыта наблюдения за интимной жизнью взрослых; просмотром запрещённого для детей этого возраста контента в сети Интернет или по телевизору; случайно увиденной у ровесников или более старших детей, а затем не до конца осознанной и механически повторенной формой поведения; также низкой коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками — из-за отсутствия других эффективных приёмов, тема секса становится способом привлечения к себе внимания других детей. В любом случае

КОНСУЛЬТАЦИИ

со стороны социальных и близких взрослых требуется проявление тактичного и деликатного внимания к данному вопросу и определение причин такого поведения для дальнейшей помощи ребёнку.

^ Моя семилетняя дочь сосёт паль-• цы. Делает она это с грудного возраста. Соской мы не пользовались, с пальцами во рту она легко засыпала и успокаивалась. Меня всё устраивало до тех пор, пока верхние зубы не стали расти неправильно. Сейчас они выпали, растут постоянные, а она всё сосёт пальцы, есть нарушения в зву-копроизношении. Что делать? Ирина Б.

Уважаемая Ирина, первое, что необходимо в данной ситуации, — ваше внимательное и тщательное наблюдение за поведением дочери, точное определение ситуаций, в которых ребёнок нуждается в сосании. Второе — вам и вашему ребёнку нужно обратиться за помощью к нескольким специалистам — ортодонту, логопеду, неврологу и психологу. Комплексное обследование, дополненное вашими наблюдениями, позволит выявить причину сосания, а соблюдение медицинских и психолого-педагогических рекомендаций поможет устранить беспокоящее вас поведение. Особенно эффективно лечение этой вредной привычки происходит тогда, когда ребёнок понимает последствия своих действий и сам хочет от них избавиться. Полезным будет спокойное информирование дочери о последствиях сосания (вред для красоты зубов, для чёткости речи, для общения с другими людьми и пр.), отказ от наказаний и высмеивания ребёнка («ещё раз пальцы в рот засунешь, я тебе...», «ты с пальцами во рту,

как умственно неполноценная»), акцентирование внимание не на неудачах ребёнка («опять пальцы во рту»), а на его успехах («сегодня ночью спала спокойно», «волновалась, а руки в карманах держала»), последовательность воспитания, единообразие требований со стороны членов семьи, теплота и эмоциональная поддержка близких.

^ У меня медлительный ребёнок. Он медленно одевается, медленно ест, медленно реагирует на просьбы. Меня это раздражает и бесит! Крики и наказания не помогают. Мне кажется, что это мешает и самому сыну — он не очень охотно принимает участие в подвижных играх, не очень общительный, старается в стороне постоять. Что с ним делать? Как ему помочь?... Галина Ф.

Галина, если нет никаких отклонений в физическом и психическом здоровье ребёнка, то причины его медлительности лежат в своеобразии функционирования центральной нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Присущая каждому человеку скорость двигательных реакций и психической деятельности, его личный темп определяются в основном врождёнными особенностями, типом его нервной системы. Эти характеристики устойчивы, это означает, что медлительным ребёнок будет на протяжении всей жизни. Родителям важно знать, что ребёнок «копается» не назло им — он просто не может иначе. Понукания, упрёки, крики, наказания не помогают,

а только разрушают детско-ро-дительские отношения. Торопить и подгонять ребёнка бессмысленно и опасно: спешка вызывает у него ещё большее замедление реакции. Для медлительного ребёнка полезны: ровный и доброжелательный тон взрослого; уверенность, чувство юмора, фантазия, терпение близких; чёткое планирование и соблюдение режима труда и отдыха; целенаправленное развитие и тренировка функций нервной системы с помощью специальных игр и упражнений.

Сын уже несколько лет рисует

в изостудии. У нас накопилось множество его рисунков. Некоторые очень симпатичные. Выбрасывать жаль, он трудился, а хранить негде... Папа Никиты

Эта проблема типична для многих семей. Вопрос хранения продуктов детского творчества решается по-разному: практически все результаты детской деятельности могут «выставляться» в определённом месте дома (экспонаты систематически меняются); в некоторых случаях рисунки становятся замечательным подарком родным, друзьям и близким; некоторые детские шедевры достойны серьёзных выставок и конкурсов; особенно удачные поделки могут быть проданы на специальных ярмарках; и, наконец, всё, что сделано детскими руками, может быть зафиксировано для семейной истории в виде фотографий. Главное, — это серьёзное и бережное родительское отношение к результатам детского труда и тактичное обсуждение судьбы поделок с самим ребёнком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.