Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ'

СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1427
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменкова Ольга Валентиновна, Ксенофонтова Валерия Вадимовна

В статье представлена характеристика внутриличностного конфликта подростка, обусловленная его психологическими особенностями развития. Описана психологическая сущность внутриличностного конфликта. Выявлено проблемное поле стратегий разрешения внутриличностного конфликта старшего подростка. Определены пути формирования стратегий разрешения внутриличностных конфликтов подростков. Даны рекомендации родителям по разрешению внутриличностных конфликтов старших подростков: общение по принципу «здесь и сейчас», персонификация высказываний, искренность в общении, конфиденциальность, безоценочность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменкова Ольга Валентиновна, Ксенофонтова Валерия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR RESOLVING INTRA-PERSONAL CONFLICTS OF OLDER ADOLESCENTS

The article presents the characteristics of the adolescent's intrapersonal conflict, due to his psychological characteristics of development. The psychological essence of intrapersonal conflict is described. The problematic field of strategies for resolving the intrapersonal conflict of an older adolescent was revealed. The ways of forming strategies for resolving adolescents' intrapersonal conflicts are determined. Recommendations were given to parents on resolving intrapersonal conflicts of older adolescents: communication according to the principle of "here and now", personification of statements, sincerity in communication, confidentiality, non-judgmentalism.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»

- во-первых, основывается на настоящей деятельности ребенка или видоизменяет ее;

- во-вторых, организовывает обстановку предпочтения;

- в-третьих, обосновывает проблему причины предпочтения или метод деятельности.

Сегодня во многих образовательных учреждениях специальность тьютора и ментора востребована. Даже в общеобразовательных школах только введенная специальность тьютора показала себя с наилучшей стороны. Очень важно уяснить, что тьютор это не только администратор учебного заведения, помогающий детям создать личный образовательный проект при помощи комплекта обучающих курсов. Они не имеют особого выбора предметов. Именно школьный тьютор может быть координатором общих стараний учителей, сосредоточенных на индивидуализации учебы и формирования познаний обучающихся.

Литература:

1. Гаврилова С.В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С.В. Гаврилова, Ю.Э. Дьяченко. - URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/

2. Лепшокова Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А Лепшокова. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 4 (182). - Часть 1 - С. 272-275

3. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

4. Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции / С.М. Лепшокова // Английский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - 347 с.

5. Тоторкулова К.А. Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка / К.А Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы XII международной научно-практической конференции - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 219-223

Психология

УДК 159.923.2

кандидат психологических наук, доцент Кузьменкова Ольга Валентиновна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); студентка Ксенофонтова Валерия Вадимовна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург) СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлена характеристика внутриличностного конфликта подростка, обусловленная его психологическими особенностями развития. Описана психологическая сущность внутриличностного конфликта. Выявлено проблемное поле стратегий разрешения внутриличностного конфликта старшего подростка. Определены пути формирования стратегий разрешения внутриличностных конфликтов подростков. Даны рекомендации родителям по разрешению внутриличностных конфликтов старших подростков: общение по принципу «здесь и сейчас», персонификация высказываний, искренность в общении, конфиденциальность, безоценочность.

Ключевые слова: старший подростков, внутриличностный конфликт, конфликтология, стратегии поведения.

Annotation. The article presents the characteristics of the adolescent's intrapersonal conflict, due to his psychological characteristics of development. The psychological essence of intrapersonal conflict is described. The problematic field of strategies for resolving the intrapersonal conflict of an older adolescent was revealed. The ways of forming strategies for resolving adolescents' intrapersonal conflicts are determined. Recommendations were given to parents on resolving intrapersonal conflicts of older adolescents: communication according to the principle of "here and now", personification of statements, sincerity in communication, confidentiality, non-judgmentalism.

Keywords: senior adolescents, intrapersonal conflict, conflict management, behavior strategies.

Введение. Внутриличностный конфликт - проблема, которая присутствует у любого человека в жизни хотя бы раз. Такие конфликты являют собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Для того, чтобы конфликт не перешел в болезненное психологическое состояние человека, нужно ответственно подойти к определению ведущей стратегии разрешения конфликта, и понять к какому виду стратегий она относится.

Сегодня наблюдается дефицит теоретических исследований в области психологии внутриличностного конфликта. При большом количестве публикаций, трудов, посвященных практическим аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизнь индивида. В веке так же, как и в все чаще родители подростков обращаются к психологам по какой-либо проблеме, тесно связанной с внутриличностным состоянием ребенка. Исходя из этих данных, можно предположить, что проблема более глубокого погружения в психологическую сущность внутриличностных конфликтов достаточно актуальна. А следом за изучением сущности данной проблемы возникает потребность в изучении действенных и качественных стратегий разрешения конфликтов.

Цель статьи: обосновать сущность стратегий разрешения внутриличностных конфликтов старших подростков.

Изложение основного материала статьи. Исследования по проблеме стратегий разрешения внутриличностных конфликтов у подростков очень различны в своих описаниях, но их можно обобщить в одно выраженное представление и понятие о внутриличностном конфликте: как о событии, которое

неизбежно происходит в жизни каждого человека, как о ситуации, которая обязательно приведет к какому-либо финалу, выигрышному или к поражению.

Под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление своего внутреннего мира, приход в норму и снижение остроты возникших противоречий. Решить конфликт можно двумя способами: деструктивным и конструктивным. При конструктивном решении появляется внутреннее душевное равновесие.

Выделяют несколько условий конструктивного разрешения конфликтов [10, 12]:

1. Осознание конфликта, осмысление ценностей и анализ причин возникновения данного конфликта.

2. Активность человека в разрешении данного конфликта.

3. Наличие мотивации и желания разрешить данный конфликт.

4. Ответственность, которую несёт личность за свой собственный внутренний конфликт и за определение причинно-следственной связи.

Деструктивный путь заключается в том, что человек отрицает какую- либо ценность, какой-либо устой в жизни, исключает его из сознания [6]. Пока вытесненная ценность или норма не беспокоит своего собственное внутреннее «Я», человек живет в спокойствии и комфорте с собой. Но как только эта норма вновь предстаёт перед личностью, происходит внутренняя борьба и человек вновь переживает внутриличностный конфликт.

На процесс разрешения конфликтов влияет так же возраст. Чем старше человек, тем глубже и эффективнее человек может анализировать ситуации из прошлого, сравнивая с тем конфликтом, с которым он столкнулся в данный момент [5].

У каждого человека разная реакция на конфликт. Одни начинают много размышлять над ситуацией, другие способны больше действовать, остальные начинают слушать свои эмоции и поступать более импульсивно [1, 4, 7].

Во время преодоления конфликтных ситуаций начинают вырабатываться средства психологической защиты. Это нормальный механизм психики. Эти механизмы нужны для того, чтобы контролировать свои эмоции, если пройденный человек опыт говорит о том, что последствия могут быть не всегда позитивные.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно:

1) установить факт такого конфликта;

2) определить тип конфликта и его причину;

3) применить соответствующий способ разрешения [8, 11].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что внутриличностный конфликт является одним из самых сложных конфликтов, которые происходят в жизни человека. С таким видом конфликтов человек встречается первый раз в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни. Анализируя приведенные понятия, можно понять, что существует несколько категорий конфликтов, которые различаются между собой, но основа любого внутриличностного конфликта две взаимозаменяемые и взаимоисключающие друг друга тенденции, а конфликт сам по себе имеет прямое отношение к деятельности человека, в ходе которой он может как появиться, так и разрешится. Причины внутриличностного конфликта могут быть не только внутренними, но и внешними. Существуют два пути разрешения конфликтов деструктивный и конструктивный [2, 13]. Для того чтобы выбрать свой правильный путь разрешения, нужно выбрать определенную стратегию разрешения.

Одной из главных стратегий в разрешении таких внутренних конфликтов является принятие различных способов решения [3, 9]. К сожалению, в наше время, часто случается так, что родитель направляет своего ребенка только на один способ решения, а если он не получается, оставляет ребенка со своими конфликтами одного. Это создает условия для развития кризиса и невротических состояний у подростка. Родители, при нормальном восприятии проблем подростков, могут быть помощниками в решении внутриличностных конфликтов.

В старшем подростковом возрасте ребенок сам не может конструктивно решить свои внутриличностные конфликты. Он может воспользоваться такими стратегиями разрешения конфликтов, как уход от решения проблемы, отрицание существующего конфликта и ожидание того, что проблема решится сама, без какого-либо вмешательства. Но главной самостоятельной стратегией разрешения внутренних конфликтов у подростков является использование механизмов защиты.

Разрешение внутренних конфликтов личности подростков требует:

1. Быть с ребенком в момент его внутренних конфликтов и не оставлять его одного наедине со своими мыслями, чтобы подросток не начал заниматься самопоеданием и обвинением себя в сложившемся конфликте.

2. Уметь решать и не запускать свои собственные внутренние конфликты, чтобы в дальнейшем поделиться удачным опытом со своим ребенком.

3. Уделять внимание не на поведенческие проявления, а на внутренние, бессознательные. Часто подростки не могут ответить на вопросы самостоятельно, в чем причина внутреннего конфликта. Нужно помочь ребенку понять данную причину.

4. Учиться выстраивать адекватные, доверительные отношения, которые смогут удовлетворить личностные желания и потребности подростков и детей.

5. Создавать широкую психологическую службу, направленную на разрешение таких внутренних конфликтов подростков и обучению правильного поведения и влияния на детей и подростков.

Помимо родителей подростку в решении внутриличностных конфликтов может помочь психолог. Для удачной стратегии нужно следовать некоторым принципам:

Общение по принципу «здесь и сейчас»: многие подростки стесняются обсуждать свои личные проблемы и переживания, так как боятся показаться смешными. Вместо открытого разговора подросток начинает общаться общими фразами, углубляться в более широкие темы. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача, которая преследуется специалистом помочь подростку раскрыться, лучше узнать себя, стать самокритичным и показать, что он не объект для насмешек.

Персонификация высказываний: для более откровенного разговора подросток должен стараться не использовать безличных местоимений, тем самым исключая ответственность за свои слова и скрывая свою персональную позицию. Поэтому вместо «Большинство считают» нужно стараться говорить «Я считаю».

Искренность в общении: во время психологических консультаций по данной проблеме или даже обычного разговора нужно стараться не умалчивать о каких-то переживаниях, говорить искренне и правдиво.

Это правило показывает серьезность в намерениях решить проблему и уважение, в первую очередь, к самому себе.

Конфиденциальность: это правило используется не только по отношению к данной проблеме, но и в целом в психологии. Нужно в начале разговора предупредить, что все, что произносится подростком не выйдет за пределы комнаты или кабинета. Это способствует повышению искренности и открытости в разговоре.

Безоценочность: при обсуждении происходящего можно оценивать только поведение и поступки человека, но никак не саму личность.

Уважение говорящего: когда подросток начинает открываться, начинает чувствовать себя комфортно и спокойно, не нужно его перебивать, вставлять какие-либо реплики. Наоборот, нужно дать ему высказаться и только потом обсудить услышанное вместе.

Подводя общий итог сказанному, можно отметить, что старший подростковый возраст один из самых сложных периодов в переживании и преодолении своего внутреннего состояния. Большое количество внутриличностных конфликтов, которые возникают вследствие изменений, связанных с возрастом, с установками, моральными ценностями и принципами, должны быть решены максимально безболезненным способом.

Родителю или психологу следует помочь подростку сформировать конструктивный путь разрешения внутриличностного конфликта.

Выводы. Путем контент-анализа были выделены следующие характеристики внутриличностного конфликта и стратегии его разрешения: внутриличностный конфликт следует рассматривать как столкновение желаний в личности человека, когда часть личности отстаивает одни желания, другая часть личности их отвергает; внутриличностный конфликт лежит в бессознательном; под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление своего внутреннего мира, приход в норму и снижение остроты возникших противоречий; решение конфликта может осуществляться двумя способами: деструктивным и конструктивным. Было выявлено, что при решении внутриличностных конфликтов вырабатываются определённые механизмы защиты, с помощью которых старший подросток пытается справиться с возникшим конфликтом. Для формирования конструктивной стратегии разрешения предлагаются различные методики и средства, такие как индивидуальная беседа, тест, тренинг личностного роста.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: 1999.

2. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие / Е.М. Бабосов. - М.: ТетраСистемс, 2001. - 210 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2009.

4. Буртова, Е.В. Конфликтология: учебное пособие / Е.В. Буртова. - М.; 2002.

5. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков, - М.; 2002.

6. Внутриличностные конфликты современных старшеклассников / И.С. Почекаева, В.В. Вогулякова // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Психологические науки. - 2019.

7. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000.

8. Замедлина, Е.А. Конфликтология / Е.А. Замедлина. - М.: РИОР, 2005. - 4 с.

9. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию. / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 1999.

10. Кузин, В.С. Психология / В.С. Кузин. - М.: Высшая школа, 2005.

11. Психологическая характеристика внутриличностного конфликта / Н.Е. Лобанова // Инженерные технологии и системы. Психологические науки. - 2011.

12. Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Экмос, 1998.

13. Фанталова, Е.Б. Диагностика внутриличностного конфликта / Е.Б. Фанталова. - М.; 2001.

Психология

УДК 159

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Магомедова Замира Шахабутдиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Амирова Светлана Кировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Демирова Лейла Имиралиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В настоящей статье исследуется феномен коммуникативной компетентности современного преподавателя высшей школы. В статье даётся определение термина «коммуникативная компетентность» и показана роль коммуникативной компетентности в структуре профессиональных и личностных качеств современного педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность по программам высшего образования. Далее рассматривается структура коммуникативной компетентности и её взаимосвязь с другими профессиональными и личными качествами преподавателя вуза. В статье также представлены критерии оценки развития коммуникативной компетентности у педагогического работника современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.