Научная статья на тему 'Легкая промышленность России в разрезе государственной политики импортозамещения и инновационного развития'

Легкая промышленность России в разрезе государственной политики импортозамещения и инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
легкая промышленность / импортозамещение / стратегическое развитие / отрасль / swot-анализ / меры господдержки / light industry / import substitution / strategic development / industry / SWOT analysis / state support measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вероника Ремовна Смирнова, Сергей Вадимирович Чернявский, Юлия Сергеевна Васильева

В статье дана характеристика отрасли легкой промышленности России – важнейшей составляющей инновационной экономики, современное состояние которой выдвигает на первый план проблему импортозамещения и борьбы с контрафактной продукцией. Рассмотрены программы и меры государственной поддержки отрасли с 2009 г. (с момента принятия Стратегии развития отрасли на период до 2020 г.) по настоящее время, в том числе в рамках решения задач инновационного развития и импортозамещения. Представлены результаты предпринятых правительством мер. Современное состояние обеспечения потребности населения России в продукции легкой промышленности в условиях наличия предпосылок для развития этой отрасли выдвигает проблему отсутствия в настоящее время перспективной стратегии развития отрасли. Авторами проведен анализ и представлена матрица SWOT, позволяющая сделать стратегические выводы и дать предварительные оценки дальнейших планов развития отрасли. Особое внимание уделено возможностям, существующим у предприятий легкой промышеленности, например освобождающиеся ниши на рынке, развитие сырьевой базы, повышение конкурентоспособности производства, увеличение объемов для снижения себестоимости, развитие дилерских сетей, разработка адресных региональных программ поддержки. На основе проведенного анализа сделаны выводы, которые позволяют использовать сильные стороны российской легкой промышленности и имеющиеся возможности компенсировать негативное воздействие слабых сторон и угроз на отрасль сильными положительными факторами, разработать алгоритм действия в случае сочетания слабых сторон и наступления угроз. Предложено несколько альтернативных вариантов стратегии развития отрасли легкой промышленности на основе импортозамещения. В их числе выборочное стимулирование производств, активизация тех производств, которые имеют достаточный потенциал для реализации внешнеторговых операций, осуществление импорта при отсутствии национальных товаров-аналогов при развитии производства своими силами большего количество товаров, поддержка вновь создаваемых сегментов промышленного производства на основе новых инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Light industry of Russia in the context of import substitution and innovative development

The article describes Russia’s light industry, one of the most important components of the modern innovative economy, the state of which highlights the problem of import substitution and the fight against counterfeit products. Today, the share of light industry branches occupies 1.2% of the total volume of the Russian market (in the 1990s, this figure was 19%). Light industry produces consumer goods, such as clothing and footwear, technical and special-purpose products, textile and clothing, leather and fur. Separately, an innovative group can be singled out in the industry, which involves the production of high-tech innovative materials and products from them (workwear, personal protective equipment, geotextiles for the construction of roads and buildings, smart clothes). The number of people employed in the industry is 292 thousand people. Over the past five years, the volume of light industry production has shown stable growth – by an average of 7% per year. The average profitability of domestic light industry production is 6–7.9%. For this reason, import substitution in the industry is a strategic priority, especially since 2014, after the introduction of anti-Russian and Russian economic sanctions. The authors explored the programs and measures of state support for the industry from 2009 (since the adoption of the Industry Development Strategy for the period up to 2020) to the present, including as part of solving the problems of innovative development and import substitution. In 2014, by Decree of the Government No. 328 of April 15, the state program Development of Industry and Increasing its Competitiveness was approved (the program was last amended on February 16, 2023), which determined the goal of sustainable development of the industry in the direction of increasing domestic demand and increasing exports of Russian products, as well as the development of the international competitiveness of enterprises. In 2016, by Order No. 85-r dated January 26, 2016, a light industry support program was approved, which contained measures aimed at the technical and technological modernization of light industry enterprises, stimulating demand for domestic products, and increasing the volume of its production. In 2019, the Government set a goal to support light industry specifically in terms of import substitution – to saturate the market with Russian products that would not be inferior to foreign ones. Light industry has become a priority for import substitution. Twenty-three areas of import substitution were identified. An industry road map was developed. R&D was subsidized for 2 billion rubles through the Industrial Development Fund, and 19 investment projects received loans worth about 4.5 billion rubles. As a result, competitive production of fabrics, leather, overalls, special footwear appeared; the export potential of the industry increased (in the CIS by 10%, in other countries by 5%). The results of the measures taken by the Government are presented. The current state of meeting the needs of the Russian population in light industry products in the presence of prerequisites for the development of this industry puts forward the problem of the current lack of a promising strategy for the development of the industry. An analysis was carried out and a SWOT matrix was presented, which makes it possible to draw strategic conclusions and provide preliminary estimates of further plans for the development of the industry.

Текст научной работы на тему «Легкая промышленность России в разрезе государственной политики импортозамещения и инновационного развития»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 63. С. 74-91. Tomsk State University Journal of Economics. 2023. 63. рр. 74-91.

Научная статья УДК 338.2

doi: 10.17223/19988648/63/4

Легкая промышленность России в разрезе государственной политики импортозамещения и инновационного развития

Вероника Ремовна Смирнова1, Сергей Вадимирович Чернявский2, Юлия Сергеевна Васильева3

13Российская государственная академия интеллектуальной собственности,

Москва, Россия

2 Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Россия

1 ikarl@yandex.ru

2 vols85-85@mail.ru

3 yulya_v_s@mail. ru

Аннотация. В статье дана характеристика отрасли легкой промышленности России - важнейшей составляющей инновационной экономики, современное состояние которой выдвигает на первый план проблему импортозамещения и борьбы с контрафактной продукцией. Рассмотрены программы и меры государственной поддержки отрасли с 2009 г. (с момента принятия Стратегии развития отрасли на период до 2020 г.) по настоящее время, в том числе в рамках решения задач инновационного развития и импортозамещения. Представлены результаты предпринятых правительством мер. Современное состояние обеспечения потребности населения России в продукции легкой промышленности в условиях наличия предпосылок для развития этой отрасли выдвигает проблему отсутствия в настоящее время перспективной стратегии развития отрасли. Авторами проведен анализ и представлена матрица SWOT, позволяющая сделать стратегические выводы и дать предварительные оценки дальнейших планов развития отрасли. Особое внимание уделено возможностям, существующим у предприятий легкой промышеленности, например освобождающиеся ниши на рынке, развитие сырьевой базы, повышение конкурентоспособности производства, увеличение объемов для снижения себестоимости, развитие дилерских сетей, разработка адресных региональных программ поддержки. На основе проведенного анализа сделаны выводы, которые позволяют использовать сильные стороны российской легкой промышленности и имеющиеся возможности компенсировать негативное воздействие слабых сторон и угроз на отрасль сильными положительными факторами, разработать алгоритм действия в случае сочетания слабых сторон и наступления угроз. Предложено несколько альтернативных вариантов стратегии развития отрасли легкой промышленности на основе импортозамещения. В их числе выборочное стимулирование производств, активизация тех производств, которые имеют достаточный потенциал для реализации внешнеторговых операций, осуществление импорта при отсутствии национальных товаров-аналогов при развитии производства своими силами большего количество товаров, поддержка вновь создаваемых сегментов промышленного производства на основе новых инновационных технологий.

© Смирнова В.Р., Чернявский С.В., Васильева Ю.С., 2023

Ключевые слова: легкая промышленность, импортозамещение, стратегическое развитие, отрасль, 8%го1;-анализ, меры господдержки

Источник финансирования: статья написана в рамках выполнения научно-исследовательской работы 11-ГЗ-2023 «Экономико-правовые проблемы им-портозамещения и механизмы использования интеллектуальной собственности для их решения».

Для цитирования: Смирнова В.Р., Чернявский С.В., Васильева Ю.С. Легкая промышленность России в разрезе государственной политики импортозамеще-ния и инновационного развития // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 63. С. 74-91. ао1: 10.17223/19988648/63/4

Original article

Light industry of Russia in the context of import substitution and innovative development

Veronika R. Smirnova1, Sergey V. Chernyavskiy2, Yulia S. Vasilyeva3

13 Russian State Academy of Intellectual Property, Moscow, Russian Federation 2 Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation 1 ikarl@yandex.ru

2 vols85-85@mail.ru

3 yulya_v_s@mail. ru

Abstract. The article describes Russia's light industry, one of the most important components of the modern innovative economy, the state of which highlights the problem of import substitution and the fight against counterfeit products. Today, the share of light industry branches occupies 1.2% of the total volume of the Russian market (in the 1990s, this figure was 19%). Light industry produces consumer goods, such as clothing and footwear, technical and special-purpose products, textile and clothing, leather and fur. Separately, an innovative group can be singled out in the industry, which involves the production of high-tech innovative materials and products from them (workwear, personal protective equipment, geotextiles for the construction of roads and buildings, smart clothes). The number of people employed in the industry is 292 thousand people. Over the past five years, the volume of light industry production has shown stable growth - by an average of 7% per year. The average profitability of domestic light industry production is 6-7.9%. For this reason, import substitution in the industry is a strategic priority, especially since 2014, after the introduction of anti-Russian and Russian economic sanctions. The authors explored the programs and measures of state support for the industry from 2009 (since the adoption of the Industry Development Strategy for the period up to 2020) to the present, including as part of solving the problems of innovative development and import substitution. In 2014, by Decree of the Government No. 328 of April 15, the state program Development of Industry and Increasing its Competitiveness was approved (the program was last amended on February 16, 2023), which determined the goal of sustainable development of the industry in the direction of increasing domestic demand and increasing exports of Russian products, as well as the development of the international competitiveness of enterprises. In 2016, by Order No. 85-r dated January 26, 2016, a light in-

dustry support program was approved, which contained measures aimed at the technical and technological modernization of light industry enterprises, stimulating demand for domestic products, and increasing the volume of its production. In 2019, the Government set a goal to support light industry specifically in terms of import substitution - to saturate the market with Russian products that would not be inferior to foreign ones. Light industry has become a priority for import substitution. Twenty-three areas of import substitution were identified. An industry road map was developed. R&D was subsidized for 2 billion rubles through the Industrial Development Fund, and 19 investment projects received loans worth about 4.5 billion rubles. As a result, competitive production of fabrics, leather, overalls, special footwear appeared; the export potential of the industry increased (in the CIS by 10%, in other countries by 5%). The results of the measures taken by the Government are presented. The current state of meeting the needs of the Russian population in light industry products in the presence of prerequisites for the development of this industry puts forward the problem of the current lack of a promising strategy for the development of the industry. An analysis was carried out and a SWOT matrix was presented, which makes it possible to draw strategic conclusions and provide preliminary estimates of further plans for the development of the industry.

Keywords: light industry, import substitution, strategic development, industry, SWOT analysis, state support measures

Financial support: The article was written as part of Research 11-GZ-2023.

For citation: Smirnova, V.R., Chernyavskiy, S.V. & Vasilyeva, Yu.S. (2023) Light industry of Russia in the context of import substitution and innovative development. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 63. pp. 74-91. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/63/4

Введение

Лёгкая промышленность - это отрасль народного хозяйства, ориентированная на интересы потребительского и промышленного секторов. В общем объеме российского рынка доля отрасли легкой промышленности составляет 1,2% (в 1990-х гг. этот показатель был равен 19%).

Отрасль занимается производством предметов массового потребления, таких как одежда и обувь, продукция технического и специального назначения: текстильное и швейное производство, производство кожи и меха (рис. 1). Отдельно в отрасли можно выделить группу инновационную, в которую можно включить продукцию из высокотехнологичных инновационных материалов, а именно: спецодежду и умную одежду, геотекстиль для строительства дорог и зданий, средства индивидуальной защиты и т. п.

Для большинства людей отрасль ассоциируется с производством одежды и обуви (на текстильное направление приходится 70%), однако, как видно из рис. 1, отрасль намного шире, а ее продукты необходимы не только для конечных пользователей, но и участвуют в производственной цепочке товаров широкого круга отраслей: от авиа- и автомобилестроения, сельского хозяйства, медицины, спортивной индустрии до военно-промышленного комплекса.

Отрасль легкой промышленности России насчитывает 20 тысяч организаций, из них 12,2% швейные, 6,1% текстильные, 1,8% кожевенно-обувные. Большая часть организаций специализируется на государственных заказах - отшивает спецодежду. Число занятых в отрасли составляет 292 тысячи человек.

На сегодняшний день в топ-10 российских регионов-производств отрасли легкой промышленности входят (в порядке уменьшения объемов производства): Ивановская и Московская области, г. Москва, Ростовская область, г. Санкт-Петербург, Владимирская область, Тверская, Ярославская, Ленинградская и Нижегородская области.

мягких и твердых сортов кожи

хромовых изделии из кожи

шорно-седельных товаров

технических кожевенных материалов

сопутствующих технологических материалов

Рис. 1. Направления отрасли легкой промышленности. Источник: составлено на основе данных [1]

Средняя рентабельность отечественных производств легпрома: 6-7,9%. Однако их доля в потреблении лишь 20% (минус экспорт товаров легкой промышленности, который хоть и вырос в 2021 г. на 20%).

В глобальном рейтинге рынка одежды российский рынок занимает 2-е место, его стоимость оценена в 1 836,2 млрд руб. Рынок считается одним из быстрорастущих с динамикой роста производства на 7% ежегодно за последние пять лет. К 2025 г., по предварительной оценке [2], объем отгруженных товаров легкой промышленности по полному кругу организаций достигает более 693 млрд руб. (рис. 2).

До середины 2000-х гг. Российская Федерация практически полностью обеспечивала себя продукцией отрасли лёгкой промышленности. Сегодня импорт составляет около 80%, из них 24% приходится на теневой импорт (рис. 3).

700 650 600 550

500 • 503ГГ *

450 400

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Рис. 2. Динамика и прогноз производства изделий отрасли легкой промышленности, млрд руб.

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

■ экспорт ■ импорт ■ производство ■ потребление

Рис. 3. Характер операций в отрасли легкой промышленности России, млрд руб.

Источник: составлено на основе данных [3]

Уровень зависимости отечественного легпрома от импорта наглядно показывает динамика экспортно-импортных операций (рис. 4, 5), согласно данным Федеральной службы государственной статистики.

Высокий уровень зависимости от импортной продукции и оборудования - «болевая точка» отрасли лёгкой промышленности России. По этой причине импортозамещение в отрасли является стратегическим приоритетом, особенно с 2014 г., после введения антироссийских и российских экономических санкций.

Стратегия развития легкой промышленности России была разработана и принята к реализации в 2009 г. на период до 2020 г. Она была ориентирована на поддержку и развитие существующего рынка традиционных потребительских товаров. Стратегический план содержал ряд целевых индикаторов. Однако в 2015 г. Минпромторг России по инициативе премьер-министра Д.А. Медведева разработал проект новой «Стратегии развития

легкой промышленности России на период до 2025 года» в новой ее концепции с большей ориентацией на внешний рынок и на создание комплексной отечественной инфраструктуры инновационной деятельности в области легпрома. В новой редакции Стратегия принята не была (эксперты говорили, что она была не проработана и недостаточно аргументирована, в ней был заложен консервативный план снижения доли импорта с 81 до 78% и т.п.). В старой же редакции, как показала практика, Стратегия в полном объеме так и не заработала [4].

20 18 16 14 12 10

13,93

11,1

9,37 8,73 щm

,2 ■ ■ щ

ГЭ-

2013

2015 2017 2019

I экспорт, в млрд. $ доля в общем объеме экспорта

17,27

2021

Рис. 4. Динамика экспорта России по товарной категории «текстиль, текстильные изделия и обувь»

Рис. 5. Динамика импорта России по товарной категории «текстиль, текстильные изделия и обувь»

Поскольку легпром является своеобразным рычагом для развития государства, правительство не прекращало реализацию мер ее поддержки. Новым способом обеспечения системно-структурных изменений в российской экономике в последние годы стал программно-целевой подход.

Основная часть

В 2014 г. постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 328 была утверждена госпрограмма «Развитие промышленности и повышение её

конкурентоспособности» (последнее изменение программы от 16 февраля 2023 г.), которая определила цель устойчивого развития отрасли в сторону повышения внутреннего спроса и увеличения экспорта продукции российского производства, а также развития международной конкурентоспособности предприятий.

В 2016 г. распоряжением от 26.01.2016 г. № 85-р была утверждена госпрограмма поддержки лёгкой промышленности, главной задачей которой являлась техническая и технологическая модернизация производственных предприятий с увеличением объемов производства при одновременном стимулировании спроса на отечественную продукцию.

В 2019 г. при председательстве Д. Медведева правительство поставило целью поддержать отрасль легкой промышленности конкретно в плане импортозамещения: насытить рынок продукцией российского производства, конкурентоспособной по своим характеристикам иностранной. Отрасль легкой промышленности вошла в число приоритетных для импорто-замещения. Были определены 23 направления импортозамещения. Разработана отраслевая «дорожная карта» [5]. Фонд развития промышленности просубсидировал НИОКР на сумму 2 млрд руб., 19 инвестиционных проектов получили займы на сумму 4,5 млрд руб.

Как результат: появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, спецодежды, специальной обуви, вырос экспортный потенциал отрасли (в СНГ - на 10%, в другие страны - на 5%).

Однако доля импорта по-прежнему оставалась высокой (2/3).

Постановлением правительства РФ от 22.06.2019 г. № 790 был проведен с 27 июня по 30 ноября 2019 г. эксперимент, в рамках которого одежда и другие товары (отдельным перечнем) легпрома были промаркетированы средствами идентификации в целях противодействия незаконному ввозу, производству и обороту таких товаров, повышению собираемости таможенных и налоговых платежей. С 31.12.2019 г. постановлением Правительства № 1956 были утверждены правила маркировки товаров легкой промышленности и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. В системе маркировки участвуют легальные производители и импортеры, сведения о чьих товарах размещаются в единой системе «Честный ЗНАК». По специальному коду Data Matrix можно отследить путь одежды от завода или импортера до розничного магазина. В 2023 г. список товарной группы «лёгкая промышленность», которая подлежит обязательной маркировке, будет расширен.

В целях импортозамещения государству важно было максимально снизить зависимость российского легпрома от импорта оборудования и комплектующих к нему, а также программного обеспечения. В этой связи с 2020 г. правительство (Постановление от 14.09.2020 г. № 1426) приняло решение помочь частично компенсировать затраты предприятиям лёгкой промышленности на займы, взятые для пополнения оборотных средств. Для этой цели в федеральном бюджете было предусмотрено до 1 млрд руб.

В 2023 г. эту льготу продлили (Постановление правительства от 29.12.2022 г. № 2506), т.е. предприятия лёгкой промышленности продолжат получать федеральные субсидии (план федерального бюджета - более 600 млн руб. ежегодно), с помощью которых смогут компенсировать 70% расходов на выплаты по процентам по кредитам.

Также 02.09.2020 г. правительство приняло Постановление № 1340, согласно которому предприятиям лёгкой промышленности стала доступна скидка до 50% цены оборудования, полученного по договору лизинга, стоимостью не менее 50 млн руб. Эти меры направлены на техническое перевооружение и наращивание объёмов производства.

В ежегодном отчете Правительства Российской Федерации за 2020 г. результаты усилий по импортозамещению в отрасли легкой промышленности были признаны положительными: зависимость от зарубежных поставок сократилась, рост отечественного производства составил 9% [6].

В марте 2022 г. больше половины зарубежных компаний из сферы одежного ритейла прекратили свою деятельность на территории России, но государству удалось в короткие сроки переквалифицировать их на покрытие нужд экономики. Импортозамещение пошло полным ходом. В частности, в отношении отрасли легкой промышленности [7]:

- новое предприятие по выпуску трикотажного полотна открыли в Ивановской области - оно стало крупнейшим на территории России;

- в Нижегородской области начато строительство современного высокотехнологичного текстильного производства;

- в Тверской области открылись 2 производства специальной обуви для медперсонала;

- в Ростовской области проинвестировано 400 млн руб. в открытие трикотажной фабрики;

- В Республике Дагестан запустили производство обуви мощностью более 500 шт. в год;

- в Республике Башкортостан открылась новая фабрика по пошиву рабочей одежды;

- на работающем производстве в Пермском крае открыли новый цех по пошиву головных уборов;

- в Свердловской области начато производство спортивной одежды;

- в Забайкальском крае начато первое производство вязанных трикотажных изделий;

- в Алтайском крае открыт цех первичной обработки шерсти;

- начато несколько больших проектов по производству нетканых материалов. Это тренд в легкой промышленности: за последние 5 лет объемы изготовления нетканых материалов увеличились в 8 раз (соотношение тканых и нетканых материалов к 2030 г. планируется 44 к 56%).

В 2022 г. Приказом Минпромтора России от 26.08.2022 г. № 3591 был определен план импортозамещения в отрасли легкой промышленности Российской Федерации (рис. 6). Ответственными за его реализацию назначены Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных

технологий и Департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса.

В дальнейшем Правительством России планируется интегрировать сквозную программу по переделу легкой промышленности: от поставок сырья до готовой продукции. Будут проработаны варианты создания аукционных компаний для продажи, сертификации и поддержки продуктов первичной переработки [8].

Рис. 6. Планы по импортозамещению в отрасли легкой промышленности России

В целом в Российской Федерации для поддержки отечественных производителей отрасли легкой промышленности, в том числе из-за введенных санкций, созданы механизмы, представленные в табл. 1.

Таблица 1. Меры поддержки государством отрасли легкой промышленности1

Общие меры поддержки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Антикризисные меры поддержки

1) Субсидирование и компенсации организациям различного рода затрат, связанных:

- с производством пряжи с содержанием льна;

- производством школьной формы;

- транспортировкой товаров легпрома на внешние рынки (до 80%);

- обслуживанием кредитов, направленных на пополнение оборотных средств;_

1) Регуляторные:

- поддержка системообразующих предприятий с помощью субсидий, по которым можно возместить недополученные доходы по кредитам, получить отсрочку / рассрочку по уплате ввозных таможенных пошлин;

- моратории (до 2022 г.) на проверки, на возбуждение дел о банкротстве, соблюдение валютного законодательства, внесе-

1 С подробностями мер поддержки (условиями, инструментами) можно ознакомиться в специальной брошюре Минпромторга и Ленпрома России «Меры государственной поддержки отрасли легкой промышленности России», размещенной на портале https://www.ruslegprom.ru/mery-podderzhki/.

Общие меры поддержки

Антикризисные меры поддержки

- стимулированием спроса (единая лизинговая субсидия).

2) Льготное кредитование и инвестиции:

- предоставление в рамках региональных программ Фонда развития промышленности «Проекты развития» займов под 1% и 3% на реализацию импортозамещающих проектов, производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения, внедрение передовых технологий, создание новых продуктов (кредит «Экспресс-поддержка» МСП-Банка», Программа «1764»);

- инвестиционные кредиты под 3 и 4,5%;

- зонтичный механизм предоставления поручительств;

- расширение возможностей инвесторов в рамках СПИК 1.0 (Специальный инвестиционный контракт) по созданию либо модернизации и (или) освоению производства промышленной продукции;

- промышленная ипотека на поддержку создания и приобретения новых производственных площадей, снижение срока запуска производства.

3) Налоговые льготы: льготный режим для производств, расположенных в особых экономических зонах (ОЭЗ).

4) Маркетинг:

- продвижение на телевидении потребительских непродовольственных товаров, включенных в реестр производителей, определенный Минпромторгом России;

- помощь Российского экспортного центра в участии в выставках и бизнес-миссиях, в продвижении на внешние рынки;

- карта брендов легкой промышленности, размещённая на информационном портале «Легкая промышленность России» ruslegprom.ru.

5) Обучение:

- реализация пилотного проекта «Профес-сионалитет» (в 7 субъектах Российской Федерации) - новый уровень среднего специального образования для трудоустройства в отрасли;

- семинары для экспертов.

6) Регуляторные меры: создание системы маркировки товаров_

ние в реестр недобросовестных поставщиков;

- меры поддержки пострадавших от санкций экспортеров, которые получают субсидии по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт».

2) Законодательные:

- импортные операции: специальная программа льготного кредитования закупок приоритетной импортной продукции;

- легализация параллельного импорта востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей;

- меры таможенно-тарифного регулирования: технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, а также сырьё и материалы для реализации инвестпроектов в важных для экономики секторах можно ввозить в страну без уплаты таможенной пошлины.

3) Финансовые:

- отсрочка исполнения обязательств по субсидированным проектам для бизнеса;

- кредитные каникулы малым и средним предприятиям из специального списка отраслей.

4) Цифровые инструменты для бизнеса:

- портал «Мой бизнес» предлагает необходимые меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса - от появления идеи до выхода на экспорт;

- онлайн-сервис https://etp.gpb.ru/ - для прямого взаимодействия поставщиков и заказчиков в целях импортозамещения;

- поиск кадров для предприятий отрасли на портале Роструда «Работа в России» trudvsem.ru;

- сервис по поиску заказчиков и предоставлению своих услуг в сфере лёгкой промышленности на 1Т-платформе Московского инновационного кластера https://i.moscow/;

- онлайн-сервис по импортозамещению на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) «Сервис импортозамещения»_

Несмотря на комплекс реализуемых Правительством Российской Федерации мер господдержки легпрома, импортозамещение сталкивается с трудностями, в частности:

- развитие отраслей требует больших финансовых вложений;

- усиливается влияние государства на бизнес;

- ослабевает сила конкуренции на рынке;

- возрастают риски получить продукцию низкого качества;

- цены на товары растут.

Текущее состояние легкой промышленности России, характеризующееся значительным отставанием отечественного производства от зарубежных конкурентов, требует не просто реализации программ и планов импорто-замещения, а наличия полноценной стратегии развития.

Процедура стратегического планирования предполагает проведение всестороннего анализа отрасли, наиболее распространенным инструментом которого является методика SWOT.

Представим в табл. 2 каталоги внешних и внутренних благоприятных и неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на эффективность функционирования и развитие российской отрасли легкой промышленности.

Таблица 2. SWOT-анализ отрасли лёгкой промышленности России (составлено авторами на основании результатов исследования)

Силы

Слабости

1) Большая емкость внутреннего рынка.

Емкость внутреннего рынка страны оценивается примерно в 3 трлн руб., а совокупный среднегодовой темп роста рынка (ОЛОЯ) составляет 9,9%. Выгодное географическое расположение. Развитие 1Т-технологий позволяет поставлять товары отечественного производства во все уголки Российской Федерации, а также за рубеж, где рядом с российскими границами расположены крупные экспортные рынки Европы и Китая. Обеспеченность собственным сырьем для производства:

- синтетических и искусственных волокон благодаря развитому нефтехимическому комплексу;

- натуральных волокон (лен, шерсть) благодаря развитому целлюлозно-бумажному комплексу.

Появляются первые посевы хлопчатника (большая доля импорта которых поступала из стран Средней Азии). Развиваются профильные сельскохозяйственные направления.

2) Действуют крупные швейные предприятия, растет число малых и средних

1) Крайняя степень физического износа оборудования. Большая часть швейных фабрик до сих пор пользуется советскими машинками. 39% парка оборудования находится в эксплуатации более 20 лет, менее 10 лет - 37% [9].

2) Перспектив замены оборудования отечественными производителями нет. Качественные швейные машины в России почти не производятся. Основные изготовители оборудования - Япония и США. При этом импорт технологического оборудования в последние годы усложнился и вырос в стоимости на 22%. Инвестиции в обновление основного капитала уменьшаются и не превышают 5— 7% выручки от производства (в 2019 г. -22789 млн руб., 2020 г. - 19904 млн руб.).

3) Импортное сырье. Значительная часть (до 95%) оборудования, тканей и красителей для них, фурнитуры для одежды, шерстяной пряжи и др. поставляется из-за границы.

В России производится шерсть и лен, но они низкого качества (при их производстве образуется значительное количество отходов, выделка шерсти находится на

предприятий (МСП). Круг предприятий крупного бизнеса со специализацией в производстве как повседневной и домашней, так и военной и детской одежды, туристического снаряжения успешно конкурирует на внутреннем и внешнем рынках (низкая стоимость труда), активно привлекает капитал для своего развития и определяет техническую, ассортиментную и инвестиционную политику отрасли. На долю легкой промышленности приходится 0,8 % всех действующих в стране МСП (46,7 тыс. единиц), их число растет с каждым годом. Больше всего в 2022 г. МСП текстильной промышленности открылось в сфере спортивной, детской одежды и аксессуаров. Создаются совместные предприятия. Повышается качество выпускаемой продукции.

3) Поддержка правительством отечественного производителя. Приоритет при государственных закупках и при участии в тендере, запрет госзакупки иностранных промышленных товаров, увеличено финансирование в грантах, государственная закупка по упрощенной схеме. Каждое третье предприятие МСП отрасли было охвачено мерами поддержки за последние 3 года

низком технологическом уровне; льноводство испытывает трудности вследствие сокращения посевов и уменьшения урожайности).

Для удовлетворения потребностей кожевенной промышленности поголовья овец и коз явно недостаточно, при этом значительная его часть уходит на экспорт; сильная привязка к мясоперерабатывающей отрасли.

Усложнился импорт тканей и специальных химических средств, необходимых для производства: проблемы с логистикой, ограничение расчетов в иностранной валюте, удорожание доставки.

4) Кадровая проблема. Количество работников текстильной промышленности недостаточно (в России - 292 тыс. человек, в Китае - 21 млн человек). Согласно данным Росстата за 2019 г., среднемесячная заработная плата работников отрасли составляла:

- текстильное направление - 25 705 руб.;

- швейный сектор - 20 262 руб. Молодежь не интересует профессия швеи (не престижна, малооплачиваема).

На большинстве швейных предприятий трудятся женщины возраста 50+, хотя на многих производствах требуется сила «мужского труда».

5) Проблемы современного производства.

В России шьют не более 18% продающейся на отечественном рынке одежды, 2/3 отечественного рынка занимают иностранные производители. По сравнению с СССР данный показатель объема производства снизился в 10 раз. Государственная поддержка помогает только сохранить текущие объёмы производства, сконцентрирована на госзаказе и гособоронзаказе.

Сложно реализовать эффект масштаба, который бы позволил снизить себестоимость, поэтому налицо низкая конкурентоспособность производства в сравнении с мировыми и региональными странами-экспортерами.

Ткани из-за рубежа сильно подорожали из-за параллельного импорта. Для инновационных решений в производстве не хватает финансирования на НИОКР (особенно МСП).

Претензии покупателей к качеству производимой продукции, особенно к обуви. 6) Высокая доля контрафактной продукции. Объём контрафактной продукции легпрома на российском рынке оценивается в сумму порядка 700 млрд руб. ежегодно

Возможности

Угрозы

1) Освобождающиеся ниши на рынке из-

за ухода международных брендов одежды и обуви. 40% брендов рынка ушли, но спрос потребителей никуда не делся. Возможно создание перспективных брендов, в т.ч. в коллаборациях с передовыми зарубежными фирмами путем адаптации бизнес-моделей (Zara - fast fashion, копирование удачных дизайнерских решений западных брендов по аналогии с китайскими производителями).

2) Развитие сырьевой базы для выпуска качественных товаров и производства дорогих высокотехнологичных тканей Сырьевой потенциал России мог бы обеспечить отрасль всеми необходимыми ресурсами для производства новых синтетических материалов, полученных в результате переработки природных ресурсов: газа, нефти, каменного угля и других полезных ископаемых.

Наращивание сбора и переработки хлопка, производства красителей, иных материалов (Союзлегпром в июле 2022 г. обратился в Минпромторг с просьбой вывести на рынок 1000-1500 т хлопка из госрезервов, а также нарастить запасы хлопка в ближайшие 23 года).

Увеличение сбора текстиля для вторичной переработки.

Формирование альтернативных цепочек поставок импортного сырья, компонентов и готовой продукции.

3) Производство: повышение конкурентоспособности, увеличение объемов для снижения себестоимости, развитие дилерских сетей. На базе синтетических и искусственных волокон возможно возрождение текстильных фабрик и развитие полной производственной цепочки с высокой долей экспорта.

Увеличение объемов производства в целях снизить себестоимость продукции (например, за счет совместных предприятий в

1) Конкуренция со стороны ускоренно развивающихся европейских и азиатских производителей (Китай, Турция), обладающих серьёзными преимуществами: высоким уровнем технологий, удобными климатическими условиями, огромным потенциалом рабочей силы.

2) Планируемые запреты экспорта пряжи со стороны Узбекистана и Туркменистана с 2025 г.

3) Снижение предпринимательской инвестиционной активности.

Политическая и макроэкономическая нестабильность влекут отставание отрасли от планируемого развития.

4) Недостаточный уровень грамотности менеджмента и маркетинга бизнеса. Многие участники рынка не умеют пользоваться льготами и преференциями в рамках мер господдержки, не умеют масштабировать бизнес, не занимаются перевооружением производства, не внедряют инновации или реверс-инжиниринг (создание зарубежных аналогов, развитие продукта, внедрение, создание собственных решений), не проводят маркетинговые исследования изучения рынка спроса и предложения на производимую продукцию на внутреннем рынке и рынках ближнего и дальнего зарубежья

Узбекистане, Китае, Киргизии). Поиск партнеров в России и зарубежных странах для создания копий действующего оборудования, поддержания работоспособности, производства запасных частей и механизмов.

Разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации.

Внедрение цифровых технологий в производство: автоматизированные системы хранения и поиска (ЛБЯ), используемые для организации складов товаров; машинное зрение; искусственный интеллект; 3Б-печать; технология «гибридного дизайна»; автоматизация раскроя, применение нового поколения «швейных роботов»; технология 4Б-дизайна включает в себя методы 3Б-печати с автоматизацией материаловедения, инженерного и программного обеспечения, придавая материалам способность меняться со временем; нанотехнологии в материалах и в создании продуктов; роботизированные манипуляторы и др. 4) Разработка адресных региональных программ с поддержкой федерального уровня.

Укрупнение отрасли через консолидацию специалистов и дизайнеров, инвесторов, производителей.

Создание вертикально интегрированных холдингов (сырье-производство-маркетинг-рынок), кластеризация. Поддержка и развитие региональных текстильных предприятий. Формирование престижа отрасли, развитие навыков и профкомпетенций в дизайне и моде, продвижение национальных брендов. Более выгодные условия кредитования благодаря сниженной ключевой ставке. Долгосрочные контракты на торговые площади в торговых центрах на выгодных условиях, увеличение доли российских

производителей на маркетплейсах__

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что проблемы импортозависимости отрасли легкой промышленности являются следствием отсутствия грамотных стратегических решений развития отрасли, разрозненности госпрограмм, неэффективности существующей бизнес-модели производства.

Стоит отметить, что выявленные текущие проблемы (слабости) отрасли уже много лет так и остаются нерешенными, что подтверждается более ранними исследованиями и публикациями SWOT-анализа отрасли легкой промышленности [10-12]. При этом возможностей для развития отрасли и решения проблем импортозамещения имеется достаточно. Однако говорить об импортозамещении в чистом виде невозможно, так как предметы личного потребления и материалы для легкой промышленности производятся в России на зарубежном оборудовании и из импортного сырья [13. С. 100; 14].

Результаты представленного SWOT-анализа в дальнейшем могут помочь при разработке базовой стратегии развития легпрома, поскольку позволяют:

- использовать сильные стороны и имеющиеся возможности;

- уравновесить негативное воздействие слабых сторон и угроз на отрасль сильными положительными факторами;

- разработать алгоритм действия в случае сочетания слабых сторон и наступления угроз.

Возможно несколько альтернативных вариантов стратегии развития отрасли легкой промышленности на основе импортозамещения [15. С. 19]:

- стимулирование относительно слабых производств;

- активизация развитых производств, имеющих достаточный потенциал для реализации внешнеторговых операций;

- производство своими силами большего количество товаров, осуществление импорта при отсутствии национальных товаров-аналогов;

- поддержка вновь создаваемых сегментов промышленного производства;

- перемещение ресурсов в эффективно функционирующие сегменты.

В разрезе импортозамещения стратегия развития легпрома должна быть призвана [16. С. 9]:

- активизировать деятельность потенциала научного и технического характера;

- создать собственные производительные мощности, которые бы позволили обеспечить отсутствие зависимости государства от иных стран;

- производить собственные инновационные продукты и товары, которые демонстрируют более высокое качество.

Список источников

1. Флоринских Ю. Легкая промышленность России // Заводы.РФ : сайт. URL: https://xn--80aegj 1b5e.xn--p1ai/publication/lyogkaya-promyshlennost-rossii (дата обращения: 14.08.2023).

2. Итоги развития легкой промышленности России в 2015-2019 гг. Перспективы отрасли в 2020-2025 г. // Минпромторг России, Инновационный центр текстильной и легкой промышленности. URL: https://inpctlp.ru/doc/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0% B3%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F _%D0%9B%D0%9F_%D0%A0%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения: 14.08.2023).

3. Легпром России : сайт. URL: https://www.ruslegprom.ru/infografika-2/ (дата обращения: 14.08.2023).

4. Лукьянчиков А. О проекте новой «Стратегии развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://ruskline.ru/analitika/ 2015/07/13/v_poiskah_prioritetov (дата обращения: 14.08.2023).

5. Новости от 24.04.2019: Заседание Правительственной комиссии по импортоза-мещению // Правительство России : сайт. URL: http://government.ru/news/36491/ (дата обращения: 14.08.2023).

6. Новости от 12.05.2021: Ежегодный отчет Правительства в Государственной Думе // Правительство России : сайт. URL: http://government.ru/news/42158/ (дата обращения: 14.08.2023).

7. Новости от 23.03.2023: Ежегодный отчет Правительства в Государственной Думе // Правительство России : сайт. URL: http://government.ru/news/48055/ (дата обращения: 14.08.2023).

8. Новости от 30.03.2022. В Минпромторге состоялось совещание по вопросам поддержки легкой промышленности // RIAMODA. URL: https://xn--e1agff2add6f.xn--80asehdb/v-minpromtorge-proshlo-soveshhanie-po-voprosam-podderzhki-legkoj-promysh-lennosti/ (дата обращения: 14.08.2023).

9. Легкая промышленность: от проблем к возможностям // Strategy Partners (АО «СПГ»). URL: https://strategy.ru/news/109 (дата обращения: 14.08.2023).

10. Филатов В.В., Мишаков В.Ю., Ломакина Е.В., Гордеева Т.А. и др. Анализ проекта управления изменениями в рамках Стратегии развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года // Технология текстильной промышленности. 2022. № 1 (397). С. 77.

11. Крюкова Н.А., Лисова Е.А. Анализ тенденций развития российской индустрии моды // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 1 (39). С. 171-178.

12. Волкова Г.Ю. Управление стратегическим развитием легкой промышленности России (теория и практика) : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011. С. 29.

13. Фатхуллина Л.Р., Богданова В.И. Состояние и перспективные направления развития легкой промышленности // Вестник Технологического университета. 2018. Т. 21, № 1. С. 99-102.

14. Скрыльникова Н.А., Ложникова А.В., Щетинин П.П. Синтез долгосрочного научно-технологического и социально-экономического прогнозирования в современной России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4 (24). С. 37-47.

15. Юрьев В.М., Карпунина Е.К., Колесниченко Е.А. Реальные модели и инструменты импортозамещения в экономике России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2 (142). С. 17-24.

16. Степанов Н.С. Модернизация Фонда развития промышленности с целью создания эффективного импортозамещения в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 61. С. 5-16.

References

1. Florinskikh, Yu. (2023) Legkaya promyshlennost Rossii [Light industry of Russia]. Zavody.RF: sayt. [Online] Available from: https://xn--80aegj1b5e.xn--p1ai/publication/lyogkaya-promyshlennost-rossii (Accessed: 14.08.2023).

2. Ministry of Industry and Trade of Russia, Innovation Center for Textile and Light Industry. (2023) Itogi razvitiya legkoy promyshlennosti Rossii v 2015-2019 gg. Perspektivy otrasli v 2020-2025 g. [Results of the development of light industry in Russia in 2015-2019 Industry prospects in 2020-2025]. [Online] Available from: https://inpctlp.ru/doc/%D0%98% D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8 %D 1 %82%D0%B8%D 1 %8F_%D0%9B%D0%9F_%D0%A0%D0%BE%D 1%81 %D 1%81 % D0%B 8%D0%B 8.pdf (Accessed 14.08.2023).

3. Light Industry of Russia. (2023) Infografika [Infographics]. [Online] Available from: https://www.ruslegprom.ru/infografika-2/ (Accessed: 14.08.2023).

4. Luk'yanchikov, A. (2015) O proekte novoy "Strategii razvitiya legkoy promyshlennosti v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda" [On the draft of the new strategy for the development of light industry in the Russian Federation for the period up to 2025]. [Online] Available from: https://ruskline.ru/analitika/2015/07/13/v_poiskah_prioritetov (Accessed: 14.08.2023).

5. Government of Russia. (2019) Novosti ot 24.04.2019: Zasedanie Pravitel'stvennoy komissii po importozameshcheniyu [News of 24 April 2019: Meeting of the Government Commission on Import Substitution]. [Online] Available from: http://government.ru/news/ 36491/ (Accessed: 14.08.2023).

6. Government of Russia. (2021) Novosti ot 12.05.2021: Ezhegodnyy otchet Pravitel'stva v gosudarstvennoy Dume [News of 12 May 2021: Annual report of the Government in the State Duma]. [Online] Available from: http://government.ru/news/42158/ (Accessed: 14.08.2023).

7. Government of Russia. (2023) Novosti ot 23.03.2023: Ezhegodnyy otchet Pravitel'stva v gosudarstvennoy Dume [News of 23 March 2023: Annual report of the Government in the State Duma]. [Online] Available from: http://government.ru/news/48055/ (Accessed: 14.08.2023).

8. RIAMODA. (2022) Novosti ot 30.03.2022. VMinpromtorge sostoyalos' soveshchanie po voprosam podderzhki legkoy promyshlennosti [News of 30 March 2022. The Ministry of Industry and Trade hosted a meeting on the support of light industry]. [Online] Available from: https://xn--e1agff2add6f.xn--80asehdb/v-minpromtorge-proshlo-soveshhanie-po-voprosam-podderzhki-legkoj-promysh-lennosti/ (Accessed: 14.08.2023).

9. Strategy Partners. (2023) Legkaya promyshlennost': ot problem k vozmozhnostyam [Light industry: from problems to opportunities]. [Online] Available from: https://strategy.ru/news/109 (Accessed: 14.08.2023).

10. Filatov, V.V. et al. (2022) Analiz proekta upravleniya izmeneniyami v ramkakh Strategii razvitiya legkoy promyshlennosti v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Analysis of the change management project within the framework of the Strategy for the Development of Light Industry in the Russian Federation for the period up to 2025]. Tekhnologiya tekstil'noypromyshlennosti. 1 (397). p. 77.

11. Kryukova, N.A. & Lisova, E.A. (2015) Analiz tendentsiy razvitiya rossiyskoy industrii mody [Analysis of trends in the development of the Russian fashion industry]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika. 1 (39). pp. 171-178.

12. Volkova, G.Yu. (2011) Upravlenie strategicheskim razvitiem legkoy promyshlennosti Rossii teoriya i praktika [Management of the strategic development of light industry in Russia theory and practice)]. Abstract of Economics Dr. Diss. S. 29.

13. Fatkhullina, L.R. & Bogdanova, V.I. (2018) Sostoyanie i perspektivnye napravleniya razvitiya legkoy promyshlennosti [State and perspective directions of development of light industry]. Vestnik Tekhnologicheskogo universiteta. 21 (1). pp. 99-102.

14. Skryl'nikova, N.A., Lozhnikova, A.V. & Shchetinin, P.P. (2013) Synthesis of long-term scientific, technological and socio-economic forecasting in modern Russia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 4 (24). pp. 37-47. (In Russian).

15. Yur'ev, V.M., Karpunina, E.K. & Kolesnichenko, E.A. (2015) Real'nye modeli i instrumenty importozameshcheniya v ekonomike Rossii [Real models and tools of import substitution in the Russian economy]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2 (142). pp. 17-24.

16. Stepanov, N.S. (2023) Modernization of the Industry Development Fund to Create Effective Import Substitution in Today's Environment. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 61. pp. 5-16. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/61/1

Информация об авторах:

Смирнова В.Р. - доктор экономических наук, доцент, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (Москва, Россия). E-mail: ikar1@yandex.ru. AuthorlD: 438599.

Чернявский С.В. - доктор экономических наук, профессор, Центральный экономико-математический институт РАН (Москва, Россия). E-mail: vols85-85@mail.ru. AuthorlD: 637860. ResearcherlD: B-2780-2018.

Васильева Ю.С. - кандидат экономических наук, доцент, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (Москва, Россия). E-mail: yulya_v_s@mail.ru. AuthorlD: 728700.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

V.R. Smirnova, Dr. Sci. (Economics), associate professor, Russian State Academy of Intellectual Property (Moscow, Russian Federation). E-mail: ikar1@yandex.ru. AuthorlD: 438599. S.V. Chernyavskiy, Dr. Sci. (Economics), professor. Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: vols85-85@mail.ru. AuthorlD: 637860. ResearcherlD: B-2780-2018.

Yu.S. Vasilyeva, Cand. Sci. (Economics), associate professor, Russian State Academy of Intellectual Property (Moscow, Russian Federation). E-mail: yulya_v_s@mail.ru. AuthorlD: 728700.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.06.2023; одобрена после рецензирования 28.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.

The article was submitted 01.06.2023; approved after reviewing 28.08.2023; accepted for publication 30.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.