Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1380
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LIGHT INDUSTRY / КЛАСТЕР / CLUSTER / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT DIRECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаркова Наталья Николаевна

В статье рассматривается Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года и проект Стратегии развития до 2025 года. Проводится анализ поставленных задач и запланированных показателей. Выявлены некоторые расхождения и несоответствия в программах, установлено, что сложившаяся геополитическая обстановка внесла коррективы по повышению инвестиционной активности отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy for light industry development: new directions and benchmarks

The article considers the Strategy for light industry development up to 2020 and the project of Development strategy till 2025. We analyze the set tasks and planned indicators. We’ve revealed some discrepancies and inconsistencies in the programs, and established that the prevailing geopolitical situation has adjusted the boosting of investment activity of the industry.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ»

 эпп экономика, 1 предпринимательство и право 1 Том 7 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2017 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law 1 издательство Креативная экономика

m

стратегия развития легкой промышленности: новые направления и целевые показатели

Жаркова Н.Н.1

1 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия

аннотация:_

В статье рассматривается Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года и проект Стратегии развития до 2025 года. Проводится анализ поставленных задач и запланированных показателей. Выявлены некоторые расхождения и несоответствия в программах, установлено, что сложившаяся геополитическая обстановка внесла коррективы по повышению инвестиционной активности отрасли.

ключевые слова: легкая промышленность, кластер, стратегия, показатели, направление развития

Strategy for light industry development: new directions and benchmarks

Zharkova N.N.'1

1 State University of Humanities and Technology, Russia

Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку.

Одним из основных инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития является Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года, разработанная в 2008 году [11].

Данная федеральная программа основана на кластерном инвестировании пилотных инвестиционных проектов, способных поднять отрасль в исторически текстильных областях: Ивановской, Вологодской, Костромской, Ярославской и Волгоградской [2] (XНаткоуа, 2011).

Наиболее масштабным по задачам модернизации текстильных и швейных производств, внедрения прогрессивных технологий, развития межотраслевой и межтерриториальной кооперации является проект Ивановской области. Его стратегическая цель и задача — сохранение и развитие отечественной текстильной промышленности за счет модернизации и технического перевооружения существующих и создания новых современных производств по выпуску конкурентоспособного ассортимента продукции бытового и медицинского назначения, домашнего и технического текстиля с широким диапазоном использования химических волокон и нитей. Предполагалось, что в проект по модернизации текстильного комплекса будет включено восемь предприятий: ОАО «Яковлевский льнокомбинат», ОАО «Ивановское текстильное объединение», ОАО ХБК «Шуйские ситцы», ОАО «Ивановский меланжевый комбинат», ОАО «Компания «Ивтекс»», ЗАО «Кинешемская ПТФ», ЗАО ПГ «Роско», ЗАО «ПК «Нордтекс» [8].

На реализацию данной федеральной программы в 2008 г. было предусмотрено 145,63 млрд руб. Определенные мировые события и их влияние на экономику России, в частности на бюджет страны, негативно сказались на процессе реализации намеченных планов, в связи с чем в 2015 г. Министерством промышленности и торговли РФ была разработана новая Стратегия развития легкой промышленности до 2025 г. (табл. 1). Ее презентация успешно прошла в 2016 г., но до сих пор данный документ существует в форме проекта и не утвержден министерством.

Стратегия 2025 имеет более узкую направленность, на первый план выходит производство востребованных и необходимых синтетических волокон, особое внимание уделяется производству кожевенных материалов. Необходимо отметить, что проект

abstract:_

The article considers the Strategy for light industry development up to 2020 and the project of Development strategy till 2025. We analyze the set tasks and planned indicators. We've revealed some discrepancies and inconsistencies in the programs, and established that the prevailing geopolitical situation has adjusted the boosting of investment activity of the industry.

keywords: light industry, cluster, strategy, indicators, development direction

JEL Classification: L 52, L67 Received: 25.10.2017 / Published: 30.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zharkova N.N. (53666O50mail.ru)

citation:_

Zharkova N.N. (2017) Strategiya razvitiya legkoy promyshlennosti: novye napravleniya i tselevye pokaza-teli [Strategy for light industry development: new directions and benchmarks]. Ekonomika, predprini-matelstvo i pravo. 7. (4). - P. 253-261. doi: 10.18334/epp.7.4.38488

Таблица 1

Задачи федеральных программ

Стратегия 2020 [8] Стратегия 2025 [11]

1. повышение производственного потенциала легкой промышленности на основе технического перевооружения и модернизации производства, внедрения прорывных технологий и создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, импортозамещение, снижение технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран; 1. выстраивание технологической цепочки синтетических материалов (от производства полиэфирных, вискозных и полиамидных волокон до производства технического текстиля и других синтетических тканей);

2. обеспечение экономической эффективности производства, существенного роста производительности труда, экологической безопасности технологических процессов и продукции, ресурсосбережения, повышения культуры производства; 2. сохранение и развитие существующих успешных сегментов отрасли, в том числе выстраивание технологической цепочки производства кожевенных материалов (от сырых шкур до готовой кожи для швейной, обувной, мебельной и автомобильной промышленностей);

3. повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска наукоемкой продукции для населения, медицины, образовательной сферы, для силовых структур и ведомств, АПК, строительной, мебельной и транспортной индустрии; 3. создание условий для частичной локализации производства швейной и обувной продукции, а также поддержка развития отечественных брендов;

4. усиление борьбы с теневым производством и нелегальным импортом с целью доведения доли российских товаров на внутреннем рынке к 2020 г. минимум до 50%, повышение экономической и стратегической безопасности государства; 4. минимизация «серого импорта», а также нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке.

5. формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

об авторе:

Жаркова Наталья Николаевна, преподаватель (53666O50mail.ru)

цитировать статью:

Жаркова Н.Н. Стратегия развития легкой ли // Экономика, предпринимательство и epp.7.4.38488

промышленности: новые направления и целевые показате-право - 2017. - Том 7. - № 4. - С. 253-261. doi: 10.18334/

Таблица 1 (Окончание)

задачи федеральных программ

стратегия 2020 [8] стратегия 2025 [11]

6. стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности НИОКР и развитие наукоемких производств, привлечение инновационных фондов развития и иностранных инвестиций;

7. углубление процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториального и межотраслевого взаимодействия субъектов науки, промышленности и малого предпринимательства;

8. развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка;

9. обеспечение бюджетного финансирования научных работ в соответствии с принятыми государством приоритетами в области науки и техники;

10. законодательное обеспечение устойчивого положения отечественных производителей на внутреннем рынке, совершенствование таможенной и кредитной политики, стимулирование экспорта продукции;

11. усиление таможенного контроля, внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в те его нормы, которые непосредственно направлены на правовое регулирование внешнеэкономических сделок купли-продажи товаров, в которых выражены результаты права интеллектуальной собственности;

12. создание эффективных форм и методов управления реализацией Стратегии и плана первоочередных мероприятий.

Стратегии 2025 подробно не описывает механизм достижения поставленных целей и задач, в отличии от программы развития до 2020 г.

Поскольку Стратегия 2020 предполагает два альтернативных варианта функционирования легкой промышленности — инерционный и инновационный сценарии развития, поэтому представим сравнение федеральных программ по показателю объем отгруженных товаров во всех вариациях (табл. 2).

Таблица 2

объем отгруженных товаров (текстильное и швейное производство),

млрд руб.

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

стратегия 2020 инерционный варианn [11] 219,8 230,7 241,2 251,7 262,1 272,7 - - - -

стратегия 2020 инновационный варианn [11] 276,5 307,0 337,9 372,1 408,9 448,0

стратегия 2025 [11] 248 271 324 348 377 409 446 488 537 592 655

Современная геополитическая обстановка внесла свои коррективы. Проект программы до 2025 г. не предусматривает развитие легкой промышленности по инерционному пути, но и отстает по показателям от инновационного уровня. Необходимо отметить, что запланированные показатели инерционного и инновационного варианта Стратегии 2020 спроектированы по прогнозам аналитиков в 2008 г. Эксперты признают, что события 2009-2014 гг. существенным образом отразились на поставленных целях, тем самым показатели Стратегии 2025 более точно отражают возможности рынка.

В Стратегии 2025 определены 4 основных направления развития легкой промышленности России, первый из которых — создание в России химических волокон с ориентацией на экспорт, прежде всего за счет развития полиэфирных и вискозных волокон и нитей [11]. В рамках реализации данного направления в Ивановской области была разработана программа развития инновационного текстильно-промышленного кластера на период 2016-2025 гг. Основная его задача — развитие перспективных технологий производства и переработки полиэтилентерефталата текстильного назначения, применяя кластерную форму реализации.

Развитие инновационного текстильно-промышленного кластера на территории Ивановской области является одним из основных этапов перехода к инновационной экономике, формирование которой предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г.

Предполагается, что производственный потенциал объединенного кластера будет представлен следующими предприятиями:

— ОАО ХБК «Шуйские ситцы»

— ООО «ХБК «Навтекс»

— ЗАО «Кинешемская прядильно-ткацкая фабрика»

— ООО «Родники-текстиль»

— ОАО Швейная фирма «Айвенго»

— ОАО Ивановский парашютный завод «Полет»

— ООО «ТДЛ Текстиль»

— ООО НПФ «Фабитекс»

— ЗАО «Ивановский полиэфирный комплекс»; и др.

Данный список несколько отличается от того, который был представлен для реализации Стратегии 2020, кроме того, среди этих организаций только «Ивановский полиэфирный комплекс» — современное промышленное предприятие по производству высококачественного полиэфирного волокна, созданное в 2014 г.

Особый интерес представляют показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации Программы (табл. 3):

• рост объема отгруженной инновационной продукции собственного производства, выполненных инновационных работ и услуг собственными силами организаций — участников кластера на территории Ивановской области;

• рост совокупной выручки предприятий — участников кластера на территории региона от продаж продукции на экспорт;

• рост производительности труда в расчете на одного работника организаций — участников кластера выше среднего по Ивановской области;

• развитие кадрового, научного и образовательного потенциала в отраслях текстильной и легкой промышленности, производства медицинских изделий, а также в сфере перспективных технологий производства и переработки поли-этилентерефталата текстильного назначения;

• численность работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью;

• рост средней заработной платы работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью.

Таблица3

Показатели Программы развития [9]

Показатель 2017 2025 Абсолютный прирост Темп прироста, %

Средняя численность работников, тыс. чел 59,605 60,319 +0,714 1,2

Среднемесячная заработная плата, руб. 16 002 20 996 +4994 31,2

Данные показатели выглядят несколько абсурдно, поскольку рост численности работников на 1,2% за 9 лет вряд ли может стать одним из направлений роста отрасли. Пункт с оплатой труда не соответствует требованиям президента о среднемесячном заработке по региону, поскольку, по данным службы статистики, еще в 2014 г. заработная плата в текстильном и швейном производстве Ивановской области составляла 15093 руб. [10], а среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций по области была 20592,22 руб. [12].

В развитии производственного потенциала кластера одним из приоритетных инвестиционных проектов является «Строительство комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) текстильного назначения в Ивановской области». Кроме того, производственный потенциал кластера представлен индустриальными парками. Подготовленные производственные площадки Ивановской области включают 1 государственно-частный индустриальный парк («Родники»), 2 частных индустриальных парка («Кинешма» и «Иваново-Вознесенск»). Из вышеперечисленных организаций на сегодняшний день успешно работает только индустриальный парк «Родники».

На данный момент реализация Стратегии 2020, 2025 и программы развития инновационного текстильно-промышленного кластера на территории Ивановской области осуществляется очень медленно, поскольку существует ряд сдерживающих факторов.

Организационно-управленческие проблемы обусловлены слабой управляемостью отрасли, разобщенностью предприятий, отсутствием комплексности развития промышленности. Причин этому много, но стоит отметить наиболее существенные: постоянно меняющиеся «правила игры» и целевые показатели, которые отражены в таблице 2.

Социально-кадровые проблемы во многом связаны с низким уровнем заработной платы, закрытием производств. Эти трудности неразрывно связаны с финансово-экономическими препятствиями (недостаток собственного оборотного капитала, убытки, низкая платежеспособность, рост числа предприятий-банкротов, высокая стоимость кредитных ресурсов). Среди предложений экспертов выделяется желание уполномочить и докапитализировать Россельхозбанк для кредитования предприятий легкой промышленности, что позволит упростить доступ предприятий к заемным средствам. Одним из инструментов решения финансово-экономических проблем должно стать участие Росагролизинга в приобретении оборудования для предприятий легпрома. Аналитики утверждают, что доля заработной платы в структуре себестоимость производимой текстильной продукции около 14%. Это высокий показатель. Одним из способов снижения этих затрат может служить уменьшение ставки по страховым взносам.

Конкурентно-рыночные проблемы обусловлены тем, что, произведя продукцию, большинство предприятий просто не умеют ее продать, не могут организовать отлаженные каналы сбыта, продвижение продукции. Ни в одной из стратегий не упоминаются инструменты для расширения рыночного поля товара. Анализ рынка показал,

что организации данной отрасли не являются активными участниками торгового процесса и используют традиционные каналы сбыта, которые стали малоэффективными при современном развитии маркетинговых технологий. Необходимо перенаправить продвижение товаров и бизнеса на электронно-коммерческое направление. Интернет-рынок — актуальное направление сбыта предприятий текстильного и швейного производства.

Предложенные меры позволяет активизировать процесс реализации намеченных целей и решить поставленные задачи.

источники:

1. Жаркова Н.Н. Инвестиционная политика в области научно-технической инновационной деятельности предприятий текстильного и швейного производства. / Монография. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 95 c.

2. Жаркова Н.Н. Кластерная модель развития легкой промышленности // Российское предпринимательство. — 2011. — № 11.

3. Жаркова Н.Н. Активизация инвестиционного процесса как спасение легкой промышленности // Инновации и инвестиции. — 2011. — № 4.

4. Концепция программы развития текстильной и легкой промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. — М.: Объединение промышленников и предпринимателей текстильной и легкой промышленности Московской области, 2008. — 24 с.

5. Нецымайло К.В. Проблемы развития текстильного кластера Ивановской области. Pravo. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.studio/ekonomika/problemyi-razvitiya-tekstilnogo-klastera-42099.html.

6. Объем финансирования предприятий легкой промышленности в 2017 году может вырасти на 40% и превысить 3 млрд рублей. Официальный сайт Правительства Ивановской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivanovoobl.ru/.

7. План мероприятий по реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2025 года. Проект. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov. ru/common/upload/files/docs/250615-Plan realizatsii strategii-ITOG.docx.

8. Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2008 № 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/online/.

9. Программа развития инновационного текстильно-промышленного кластера Ивановской области. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://tpprf.ru/ru/announcements/113110/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Промышленность / Статистический ежегодник «Ивановская область». Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. [Электронный ресурс]. URL: http://ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat ts/ivanovo/resources/90161b804fda54609f3fbfa19f9463e4/yearbook 2016.rar.

11. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2025 года. Проект. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/ docs/260615-Ctrategiya ITOG.docx.

12. Уровень жизни / Статистический ежегодник «Ивановская область». Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. [Электронный ресурс]. URL: http://ivanovo.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat ts/ivanovo/resources/90161b804fda54609f3fbfa19f9463e4/yearbook 2016.rar.

REFERENCES:

Zharkova N.N. (2011). Aktivizatsiya investitsionnogo protsessa kak spasenie legkoy promyshlennosti [Activation of the investment process as light industry salvation]. Innovation and Investment. (4). (in Russian).

Zharkova N.N. (2011). Klasternaya model razvitiya legkoy promyshlennosti [Cluster model of light industry development]. Russian Journal of Entrepreneurship. 2 (11). (in Russian).

Zharkova N.N. (2014). Investitsionnaya politika v oblasti nauchno-tekhnicheskoy innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiy tekstilnogo i shveynogo proizvodstva [Investment policy in scientific and technical innovation activities of textile and clothing enterprises] M.: INFRA-M. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.