doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-49-54
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОЛМЫКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
РУМЯНЦЕВ ЕВГЕНИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ХМЕЛЬКОВ АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Авторами проводится анализ состояния легкой промышленности в Тамбовской области с целью определения перспектив развития потребительского рынка. В качестве направления развития потребительского рынка легкой промышленности Тамбовской области предложено создание на ее территории кластера. В настоящее время реализация подобного кластера на территории Тамбовской области осложнена использованием обрабатывающими предприятиями Тамбовской области импортного оборудования, технологий и химикатов, что означает отсутствие прочных хозяйственных связей между предприятиями легкой промышленности и предприятиями других отраслей. Также отсутствуют связи между обрабатывающими предприятиями. Поэтому реализация полноценного кластера должна проходить в несколько этапов. Первый этап предполагает формирование кластера легкой промышленности на основе обрабатывающих предприятий с целью разработки плана по использованию сырьевой базы и общей маркетинговой политики. На втором этапе происходит включение в кластер существующих и вновь образованных предприятий по обработке полуфабрикатов. По завершению второго этапа станет возможным формирование единого торгового бренда. На третьем этапе в кластер входят предприятия смежных отраслей, размещенных на территории Тамбовской области либо на граничащих с ней территориях. Это позволит снизить транспортные и временные издержки, увеличить скорость распространения инноваций между участниками кластера, а также сформировать единую промышленную группу. Таким образом, потребительский рынок легкой промышленности Тамбовской области имеет перспективы к развитию посредством создания соответствующего кластера, способного обеспечить своей продукцией как потребности местного населения, так и потребности населения других российских регионов, и упрочить экономические связи с участниками международного рынка.
Ключевые слова: легкая промышленность, инновационная инфраструктура, кластеры, региональное развитие
Одной из отраслей, производящих товары народного потребления, является легкая промышленность, продукция которой составляет до 40 % всех непродовольственных товаров этой группы. Экономические связи российских предприятий легкой промышленности широко интегрированы в межгосударственную структуру отношений стран СНГ на различных уровнях производственной цепочки от обмена сырья до распределения готовой продукцией. Общая занятость российских предприятий легкой промышленности России составляет 319 тыс. чел. [1]. Производство легкой промышленности
ориентировано как на индивидуальное потребление, так и на потребление предприятий других отраслей (пищевая, машиностроение), использующих продукцию легкой промышленности в качестве сырья и вспомогательных материалов.
В сфере легкой промышленности в России насчитывается около 14 тысяч предприятий и организаций, в том числе 1500 - крупных и средних. Доля в объеме ВВП - 0,9 %. Официальный импорт составляет 240 млрд руб. Остальные 780 млрд руб. (62,4 %) - контрафактный и контрабандный товар [2]. Объем российского рынка
текстиля в 2012 г. составлял 275 млрд руб., на долю российских производителей приходится 55 % [1].
Легкая промышленность включает в себя более чем 20 подотраслей, разделяемых на три основные группы: текстильная, швейная и группа из кожевенной, меховой, обувной подотраслей.
В настоящее время в легкую промышленность Тамбовской области входят предприятия первой и третьей групп, где основная доля промышленного производства приходится на обрабатывающие производства (87 %). [3]
Основные проблемы легкой промышленности в области, так и во всем мире - устаревшее оборудование и конкуренция с Китаем. Российский потребительский рынок товаров легкой промышленности считается одним из самых перспективных в мире.
Одним из направлений развития потребительского рынка легкой промышленности Тамбовской области является создание на ее территории кластера.
Целью формирования кластеров легкой промышленности (зоны, территории) в регионе являются:
- уменьшение затрат, связанных с обеспечением создания условий для выполнения совместных проектов;
- укрепление экономических связей между предприятиями;
расширение рынка сбыта за счет вовлечения предприятий в международные торговые отношения;
снижение финансового барьера на вход в рынок для малых предприятий посредством формирования интегрального инвестиционного портфеля;
рационализация использования сырьевой базы территории, где расположены предприятия-участники кластера;
- налаживание каналов передачи маркетинговой информации между участниками кластера;
- способствование развитию смежных отраслей промышленности, таких как сельскохозяйственная и химическая промышленность;
- стимулирование развития инфраструктуры по подготовке квалифицированных кадров;
- развитие инфраструктуры и коммуникаций в сельской местности.
Среди основных предпосылок создания кластера легкой промышленности в Тамбовской области можно выделить следующие:
- анализ макроэкономических показателей и тенденций развития свидетельствует о возможном увеличении емкости рынка товаров легкой промышленности к 2020 г. на 41,7 %. При этом объем рынка может составить более 2,83 трлн руб. [1];
- действие государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в рамках которой российским правительством выделяются инвестиции на развитие легкой промышленности;
- наличие на российском рынке ниши для производства синтетического сырья - полиэфирных волокон, отечественное производство которых обеспечивает лишь половину мощностей российских обрабатывающих предприятий;
- реализация проекта «Текстиль» по производству многофункциональных материалов двойного назначения. Этот проект финансируется федеральным бюджетом и внебюджетными источниками;
быстрая отдача капиталовложений в предприятия легкой промышленности;
- наличие на территории области следующих факторов, которые могут стать звеньями в единой производственной цепочке:
а) достаточного количества производственных мощностей обрабатывающих предприятий легкой промышленности. В 2010 г. Тамбовская область заняла седьмое место среди всех субъектов РФ по производству обуви и изделий из кожи и третье место по производству текстиля [3];
б) сырьевых поставщиков (животноводческих, сельскохозяйственных и химических предприятий);
в) научно-производственной базы (научно-производственный комплекс в Мичуринске и инновационные центры);
г) предприятий, выпускающих изделия для индивидуального потребления;
д) предприятий машиностроения, производящих оборудование для легкой промышленности.
В качестве участников отдельного кластера легкой промышленности в Тамбовском регионе могут быть производственные компании:
- Аграрный технологический парк «Зеленая долина»;
- Промышленный парк «Тамбов»;
ОАО «Кирсановский завод текстильного машиностроения». ОАО «Текмаш» ведет работы по изготовлению оборудования для переработки шерсти, которое поставляются на малые предприятия и фабрики по России, Белоруссии, Эстонии;
- ОАО «Искож». Предприятие выпускает нитроискожу обивочную, галантерейную, фуражечную, карманную, транспортерную для пищевой промышленности; самозатухающие облицовочные материалы. Однако основную ставку в настоящее время ОАО «Искож» делает на производство материалов с ПВХ-покрытием. Также идет интенсивная разработка, строительство и производство ангаров,
павильонов, шатров, тентов, навесов, мобильных тентовых сооружений, спортивного оборудования (маты, татами, борцовские ковры). В последнее время основными заказами были изготовление каркасно-тентовых конструкций арочного типа (тентовые ангары: группа компаний «Технони-коль» г. Рязань, компания «Скания-Питер», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» г. Екатеринбург и др.). Основным сырьем для всех видов продукции служит ПВХ-смола, пластификаторы, пигменты, различные тканевые основы и др.;
Предприятия промышленной группы «Крата» (ОАО «Пигмент», ЗАО «НПФ Техно-хим»);
ООО «Котовский завод нетканых материалов». Производство нетканых текстильных материалов и изделий из них. Завод использует китайское оборудование. Успешность его деятельности на рынке нетканых материалов обусловлено не только качеством производимых материалов, а также наличием тесных экономических связей с фирмой ООО Лента (г. Москва) -одного из лидера в реализации нетканых материалов на российском рынке и рынке стран СНГ;
ООО «Рассказовская трикотажная фабрика» Производство трикотажных изделий, изготовление и крашение полотна, услуги по вышивке;
- ООО «Производственная Фирма «Раском» (Рассказовский кожевенный завод), являющаяся одним из ведущих производителей натуральной кожи в России. В частности, предприятие выпускает гидрофобную кожу для обувных компаний которые производят обувь специального назначения, кожа с анилиновой отделкой: силк, софти, данди; с полианилиновой отделкой - наппа, ирис, сабрина; с различными видами отделок, как для галантереи, так и для обувных фабрик. Мощность производства 120 млн дм2 в год, объем продаж достигает 200 млн руб. Опыт работы на внешнем рынке с 1989 г. [4];
- ООО «Моршанская мануфактура» Выпускает одеяла жаккардовые шерстяные, одеяла шерстяные, плед шерстяной, сукно шерстяное ведомственное, байка обувная, ткань подкладочная, одеяла шерстяные ведомственные;
ООО «Фабрика нетканых материалов» г. Мичуринск. Производство геотекстильного полотна;
ООО «Ника-П» Образовано на базе Мичуринского ОАО «Лента». Производство и реализация лент технических, лент эластичных, стропных, корсажных, тесьмы, шнура.
В состав инновационной инфраструктуры кластера легкой промышленности могут войти:
- Центр инновационных технологий и Центр коллективного пользования лабораторным оборудованием;
- Инновационный центр Аграрный технологический парк «Зеленая долина»;
- Агентство инвестиционных технологий и промышленного развития AHO «РАИР - Тамбов»;
- Тамбовский областной центр промышленной субконтрактации и партнерства;
- Индустриальный Парк «Тамбов»;
- ООО «Инновационный центр высоких био и химических технологий»;
- НОЦ «Нанотехнологии и наноматериалы» ТГУ им. Г. Р. Державина.
Развитый кластер легкой промышленности должен представлять собой единую промышленную группу с производственной цепочкой, изображенной на рисунке 1.
В настоящее время реализация подобного кластера на территории Тамбовской области осложнена использованием обрабатывающими предприятиями Тамбовской области импортного оборудования, технологий и химикатов, что означает отсутствие прочных хозяйственных связей между предприятиями легкой промышленности и предприятиями других отраслей. Также отсутствуют связи между обрабатывающими предприятиями.
Поэтому реализация полноценного кластера должна проходить в несколько этапов. Первый этап предполагает формирование кластера легкой промышленности на основе обрабатывающих предприятий с целью разработки плана по использованию сырьевой базы и общей маркетинговой политики. На втором этапе происходит включение в кластер существующих и вновь образованных предприятий по обработке полуфабрикатов. По завершению второго этапа станет возможным формирование единого торгового бренда. На третьем этапе в кластер входят предприятия смежных отраслей, размещенных на территории Тамбовской области либо на граничащих с ней территориях. Это позволит снизить транспортные и временные издержки, увеличить скорость распространения инноваций между участниками кластера, а также сформировать единую промышленную группу.
Что касается форм реализации кластера, то здесь возможно использование технопарка [5] и модели Н. Н. Жарковой.
Формированию кластера легкой промышленности будет содействовать участие в этом процессе государства. На первом этапе формирования кластера участие государства заключается в при-
влечении инвесторов, помощи при организации координационного центра и экспертных советов. К моменту наступления второго этапа региональным органам власти необходимо стимулировать создание малых и средних предприятий легкой промышленности, подготовить законодательную базу для упрощения процедуры лицензирования единого торгового бренда кластера и инновацион-
ных технологий, используемых участниками кластера. К третьему этапу региональным органам государственной власти необходимо разработать стратегию территориального развития, увязанную с развитием кластера. При этом возможно использовать стратегию, предложенную С. Г. Молчановой [7; 8], а также общие рекомендации к проведению региональной политики Е. В. Бурденко [9].
Агропромышленный комплекс
Машиностроительная отрасль
сырье
Химическая промышленность
химикаты
оборудование
Научный комплекс
технологии
AZ
XZ
Легкая промышленность
Производство полуфабрикатов
полуфабрикаты
^^ Обработка полуфабрикатов
готовая продукция
V
Потребительский рынок легкой промышленности
Рис. 1. Производственная цепочка единой промышленной группы
Таким образом, потребительский рынок легкой промышленности Тамбовской области имеет перспективы к развитию посредством создания соответствующего кластера, способного обеспечить своей продукцией как потребности местного населения, так и потребности населения других российских регионов, и упрочить экономические связи с участниками международного рынка.
Литература
1. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://minpromtorg.-gov.ru
2. Легкая промышленность способна удвоить объем производства // Регионбизнеспартнер. URL: http://rbp.ru/news/?uid=6978
3. О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года: закон Тамбовской области от 04.12.2013 № 347-З. URL: http://regionz.ru
4. Официальный сайт производственной фирмы «РАСКОМ». URL: http://pf-rascom.ru
5. Миронова В. И., Молчанова С. Г. Формирование инновационного кластера предприятий легкой промышленности на основе профильного технопарка как инструмента эффективной формы организационного развития // Инновации. 2013. № 2. С. 73-77.
6. Жаркова Н. Н. Кластерная модель развития легкой промышленности // Российское предпринимательство. 2011. № 11-2. С. 110-116.
7. Борисоглебская Л. Н., Молчанова С. Г. Кластерная стратегия модернизации экономики региона как инструмент повышения конкурентоспособности российского предпринимательства в условиях вступления в ВТО (на примере отрасли легкой промышленности Санкт-Петербурга) // Инновации. 2012. № 4. С. 114-121.
8. Молчанова С. Г. Кластерная политика в рамках реализации стратегии легкой промышленности России // Проблемы современной экономики. 2013. № 11. С. 89-94.
9. Бурденко Е. В. Влияние промышленной политики и районирования на развитие легкой промышленности в России. М.: Перо, 2015.
References
1. Ofitsial'nyj sajt Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF [Official site of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation]. URL: http://minpro mtorg.-gov.ru
2. Legkaya promyshlennost' sposobna udvoit' ob"yom proizvodstva [Light industry is capable to double output] // Regionbiznespartner. URL: http://rbp.ru/news/ ?uid=6978
3. O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Tambovskoj oblasti na period do 2020 goda: zakon Tambovskoj oblasti ot 04.12.2013 № 347-Z [About Strategy of social and economic development of the Tambov region for the period till 2020: l aw of the Tambov region from 04.12.2013 № 347-L]. URL: http://regionz.ru
4. Ofitsial'nyj sajt proizvodstvennoj firmy «RASKOM» [Official site of RASKOM product company]. URL: http://pf-rascom.ru
5. Mironova V. I., Molchanova S. G. Formirovaniye innovatsionnogo klastera predpriyatij lyogkoj promyshlennosti na osnove profil'nogo tekhnoparka kak instrumenta effektivnoj formy organizatsionnogo razvitiya [Formation of an innovative cluster of the enterprises of light industry on the basis of profile science and technology park as tool of an effective form of organizational development] // In-novatsii. 2013. № 2. S. 73-77.
6. Zharkova N. N. Klasternaya model' razvitiya lyogkoj promyshlennosti [Cluster model of development of light industry] // Rossijskoye predprinimatel'stvo. 2011. № 11-2. S. 110-116.
7. Borisoglebskaya L. N., Molchanova S. G. Klasternaya strategiya modernizatsii ekonomiki regiona kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti rossijsko-go predprinimatel'stva v usloviyakh vstupleniya v VTO (na primere otrasli lyogkoj promyshlennosti Sankt-Peterburga) [Cluster strategy of modernization of economy of the region as the instrument of increase of competitiveness of the Russian business in the conditions of accession to WTO (on the example of branch of light industry of St. Petersburg)] // Innovatsii. 2012. № 4. S. 114-121.
8. Molchanova S. G. Klasternaya politika v ramkakh realizatsii strategii lyogkoj promyshlennosti Rossii [Cluster policy within realization of strategy of light industry of Russia] // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2013. № 11. S. 89-94.
9. Burdenko E. V. Vliyaniye promyshlennoj politiki i rajonirovaniya na razvitiye lyogkoj promyshlennosti v Rossii [Influence of industrial policy and division into districts on development of light industry in Russia]. M.: Pero, 2015.
* * *
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE CONSUMER MARKET OF LIGHT INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION
KOLMYKOVA OLGA NIKOLAEVNA The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
RUMYANTSEV EVGENY KONSTANTINOVICH The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
KHMELKOV ALEKSEY BORISOVICH The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Authors carried out the analysis of a condition of light industry in the Tambov region for the purpose of definition of prospects of development of the consumer market, offered creation in its territory of a cluster as the direction of development of the consumer market of light industry of the Tambov region. Use of the import equipment, technologies and chemicals by the processing enterprises of the Tambov region complicates realization of a similar cluster in the territory of the Tambov region that means lack of strong economic communications between
the enterprises of light industry and the enterprises of other branches. Also there are no communications between the processing enterprises. Therefore realization of a full-fledged cluster has to take place in some stages. The first stage assumes formation of a cluster of light industry on the basis of the processing enterprises for the purpose of development of the plan for use of a source of raw materials and the general marketing policy. At the second stage there is an inclusion in a cluster of the existing and again formed enterprises for processing of semi-finished products. At the end of the second stage formation of a uniform trade brand will become possible. At the third stage the cluster includes the enterprises of the allied industries placed in the territory of the Tambov region or in the territories adjoining on it. It will allow to lower transport and temporary expenses, to increase the speed of distribution of innovations between participants of a cluster, and also to create uniform industrial group. Thus, the consumer market of light industry of the Tambov region has prospects to development by means of creation of the corresponding cluster capable to provide with the production as requirements of local population, and requirement of the population of other Russian regions, and to strengthen economic relations with participants of the international market.
Key words: light industry, innovative infrastructure, clusters, regional development