Научная статья на тему 'Латинская древне - христианская поэзия'

Латинская древне - христианская поэзия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Латинская древне - христианская поэзия»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.И. Садов

Латинская

древне - христианская поэзия

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 11. С. 639-659.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Латинская древне-христіанская поэзія *).

»МѢЯ для своего іі ближайшаго времени значеніе живого выраженія библейскихъ и христіанскихъ взглядовъ на важнѣйшіе вопросы вѣры и мысли, памятники латинской § христіанской поэзіи имѣютъ не меньшую важность и для

{ позднѣйшаго времени, и прежде всего для лучшаго пониманія языческаго прошлаго древняго Рима, для выясненія сужденій древнихъ христіанъ объ этомъ прошломъ и ихъ отношенія къ нему.

Во взглядахъ латинскихъ христіанскихъ поэтовъ на язычество и въ полемикѣ ихъ противъ него нѣтъ чего-либо существенно отличнаго отъ взглядовъ и полемики писателей прозаическихъ. Боги языческіе признаются или демонами, какъ напримѣръ у Коммодіана ')• или, согласно съ Евгемеровымъ представленіемъ, умершими людьми, какъ напримѣръ у Павлина Полянскаго г) и Пруденція 3), а самое язычество—дѣломъ діавола; народныя антропоморфическія представленія комбинируются иногда съ натуралистическими представленіями философовъ, какъ у Коммодіана *). Это сходство не лишаетъ однако разсматриваемыхъ памятниковъ ихъ цѣнности въ качествѣ свидѣтельствъ о язычествѣ ихъ времени и, затѣмъ, въ каче-

*) Продолженіе. См. октябрь.

’) Comtnod. Instr. I, 3 и друг.

“) Paul. Nol. Poema ultimum, въ Migne, LXI, 691 ss.

’) Prud. Contra Symm., t, 45 ss. 4) Instr. 1, 0, 9 — 10.

III

ствѣ памятниковъ, характеризующихъ собственное отношеніе авторовъ къ язычеству.

Съ этой стороны особенно бросается въ глаза стремленіе христіанскихъ писателей какъ можно выпуклѣе представитъ лолсь язычества. Мысль о раскрытіи ложности язычества была вт» такой сильной степени присуща сознанію нѣкоторыхъ христіанскихъ поэтовъ, что обнаруживалась даже въ стихотвореніяхъ, написанныхъ совсѣмъ не съ полемическою цѣлію. Въ эпилліи неизвѣстнаго автора De Socloma миѳъ о гибели Фаэ-тонта выводится изъ исторіи о разрушеніи Содома, а разсказъ о превращеніи жены Лота противопоставляется античнымъ метаморфозамъ, какъ истина баснѣ, и такимъ образомъ это стихотвореніе ставится какъ бы въ видѣ христіанскаго противовѣса языческому эпосу о превращеніяхъ '). Замѣчательно однако, что какъ ни рѣшительно было отрицаніе язычества у христіанскихъ писателей, они не впадали въ крайности отрицанія и не всегда отрицали то доброе, что было присуще язычеству. Въ своихъ сужденіяхъ объ язычествѣ и язычникахъ христіанскіе поэты желаютъ быть безпристрастными й иногда дѣйствительно являются таковыми. Говоря о Сіщмахѣ. Пруденцій въ полной мѣрѣ признаетъ даръ слова у Симмаха, которому могъ бы позавидовать самъ М. Туллій Цицеронъ 2). Говоря объ императорѣ Юліанѣ и именно объ его заблужденіяхъ въ дѣлахъ религіи, христіанскій поэтъ вмѣстѣ съ тѣмъ вполнѣ признаетъ его военныя и государственныя заслуги s).

Еще важнѣе—слѣдующее. Стихотворенія древнихъ христіанскихъ латинскихъ поэтовъ, жившихъ въ то время, когда язычество существовало еще какъ явленіе современности, и знавшихъ его не только изъ литературы, но и непосредственно, даютъ любопытныя и цѣнныя указанія для изучающихъ саму римскую языческую старину. Таковы особенно памятники апологетико-полемической поэзіи, которые служатъ полезными дополнительными источниками для познаігія религіозной доктрины язычества. Оть Павлина Ноланскаго въ его такъ назыв. Poema ultimum или Adversus paganos имѣемъ любопытныя указанія относительно римскихъ культовъ и миѳовъ 4). Авторъ *)

*) De Socloma, ѵ. 107 ss. ") Contra Symm., I, 634 ss.

•’) Apotheosis v. 450 ss. Сравн. указанія АПакГа на безпристрастіе Григорія Назіанз. въ сужденіяхъ объ Юліанѣ (В. ph. W., 1904, 25, 786).

*) См. Bursian въ Sitzungsberichte d. bay er. Akad. d.AViss., philos-philol. Classe, Sitzung vom 3 lanuar 1880.

стихотворнаго обращенія ad quendam seiiatorem. ex Christiana religione ad. idolorum servitntem conversum даетт. любопытнѣйшее описаніе и характеристику образа дѣйствій служителей Цибелы ‘). Авторъ стихотворенія противъ Флавіана,, обнаруживающій вообще хорошее знакомство съ языческимъ культомъ, помогаетъ лучшему уразумѣнію современнаго ему язычества. и бросаетъ свѣтъ на отношенія между язычествомъ и христіанствомъ въ концѣ IV вѣка. Въ памятникахъ христіанской поэзіи содержатся матеріалы для исторіи разныхъ теченій религіозной мысли въ римскомъ языческомъ мірѣ. Характ теризуя этотъ міръ, поэты приводятъ иногда особо любопытныя черты. Коммодіанъ, напримѣръ, кромѣ обычныхъ, постоянно встрѣчающихся въ христіанской полемической литературѣ замѣчаній о суевѣріи времени, о чувственности, которая живетъ только наслажденіемъ минуты, и т. и., дѣлаетъ указанія на язычниковъ, которые, въ качествѣ прозелитовъ, искали спасенія у іудеевъ, не отрекаясь однако изъ-за этого отъ своихъ боговъ. Въ Instr. I, 24 изображаются люди, которые ходятъ то въ синагогу (in synagoga), ю въ храмъ языческій. Если разумѣть здѣсь йодъ «синагогой» не іудейскую синагогу, какъ понимаютъ это слово одни, а христіанскую церковь, какъ понимаютъ другіе (хотя авторъ въ другихъ случаяхъ различаетъ synagoga и ecclesia) 2), то и въ такомъ случаѣ открывается явленіе любопытное. Изъ того же стихотворенія усматривается, что языческіе современники автора, при всѣхъ сомнѣніяхъ относительно Бога и безсмертія и не смотря на свой политеизмъ, волновались характеристичнымъ для III и IV вѣка вопросомъ: quis est qui а morte redemit (Instr. I, 24, 15) 3). У Пруденція, въ его книгахъ противъ Симмаха, находимъ любопытнѣйшія сообщенія о состояніи и движеніяхъ мысли римскаго язычества при Ѳеодосіи. Онъ же съумѣлъ наглядно и вразумительно объяснить обстоятельства, при которыхъ крѣпла и которыми поддерживалась въ римскомъ мірѣ, особенно въ подростающихъ поколѣніяхъ, вѣра въ боговъ, бывшихъ когда-то ничѣмъ инымъ, какъ простыми людьми.

*) ѵ. 9 ss.

-) См. Index verborum въ изд. Ludwig. Сравн. комментарій къ Негшае Pastor mandat. XI, 9 въ Patr. apostolic, opera, rec. et ill. Gebhardt und Ilarnack, fasc. Ш, pag. 115 ss.

3) Указаніе Ад. Гарнака въ Theol. Literatur-Zeitung, 1879. S. 52.

Вліяніе языческой обстановки на мысль и чувство этихъ поколѣній представлено авторомъ, въ психологическомъ отношеніи, замѣчательно хорошо ’). Любопытны и нѣкоторыя указанія на философскія ученія и школы времени. Павлинъ Ноланскій, напримѣръ, въ poema ultimum своими замѣчаніями о physici (al: fysici), подъ которыми нужно разумѣть стоиковъ, и о «циникахъ, подобныхъ собакамъ» 2), даетъ основаніе думать, что сближая стоическое и циническое направленія, со стороны ихъ принциповъ, онъ различалъ ихч> только тѣмъ, что сторонники одного обращали вниманіе на внѣшнія приличія и требованія чувства стыдливости, тогда какъ сторонники другого пренебрегали этимъ 3).

Еще важнѣе и цѣннѣе тѣ матеріалы въ памятникахъ латинской христіанской поэзіи, которые служатъ для уразумѣнія состава христіанскихъ общинъ въ римскомъ государствѣ, для опредѣленія теченій и движеній христіанской богословствовав-шей мысли и для выясненія церковно-историческихъ событій.

Carmen ad quendam senatorem является выразительнымъ свидѣтельствомъ объ одномъ изъ случаевъ возвращенія въ язычество и людей въ нѣкоторой мѣрѣ образованныхъ. Этотъ сенаторъ, человѣкъ по возрасту еще не старый 4) и вообще не установившійся, но свойству же ума отличавшійся особою пытливостью, видимо былъ однимъ изъ тѣхъ, нерѣдкихъ въ Римѣ людей, которые въ области религіи не удовлетворялись сухимъ философскимъ скептицизмомъ и искали Бога всюду5). Онъ принялъ христіанство, «проникъ во врата истиннаго закона» “), но христіанство, удовлетворявшее другихъ, даже такихъ серьезныхъ мыслителей, какъ Марій Викторинъ 7), но-чему-то неудовлетворило его. Тогда онъ обратился къ мистеріямъ, которыя для язычниковъ времени имперіи имѣли особую привлекательность 8). Онъ участвуетъ въ культѣ такъ наз.

*) Contra Symm., I, 197 ss.

-) Cynici (Canibus similes, v. 34. 3) Cm. Dursian, 1. c.

*) Сравн. выраженіе надежды автора на возвращеніе отипдшаго въ христіанство въ позднѣйшій періодъ жизни, опредѣляемый какъ matura senectus—ѵ. 74 ss.

•') Сравн. выраженіе: nil colis, dum cuucta colis- въ ст. 46.

°) v. 43.

‘) Koffmane, De Mario Victorino philosopho christiano, biss. 1880, p. 3—4. Geiger, C. Marius Victorinus Afer. Progr. 1 п. II Tlieil. 1888—1889.

s) Wissowa, Religion nnd Kultus der Römer, 1902, s. 78 ff, 263 if., 289 if.

Матери боговъ Цнбелы Многія стихотворенія важны для выясненія настроенія современныхъ имъ христіанъ. По мѣстамъ и но временамъ это настроеніе бывало очень тревожнымъ, вслѣдствіе не прекращавшихся попытокъ языческой партіи доставить торжество старой государственной религіи. Такое состояніе духа естественно могло явиться у христіанъ, напримѣръ, послѣ начавшагося движенія Алариха на Римъ, и именно оно, невидимому, вызвало Пруденція къ составленію стихотворенія Contra Symmachum 2). Въ подобномъ же положеніи были христіане въ ту пору, когда, при возстаніи Евгенія противъ императора Ѳеодосія, языческая партія сенаторовъ, съ префектомъ города Флавіаіюмъ, бывшая на сторонѣ узурпатора, подняла голову, разсчитывая, въ случаѣ ожидаемой побѣды его, нрщізвести переворотъ въ пользу прежней государственной религіи, и когда префектъ старался привлечь на свою сторону, отличіями и подарками, и христіанъ. Фла-віанъ однако палъ, и въ этомъ паденіи опаснаго врага христіане естественно усмотрѣли пораженіе языческой партіи, что и отразилось въ стихотвореніи противъ Флавіапа или contra paganos 3).

Въ памятникахъ латинской поэзіи имѣются и иные цѣнные матеріалы для исторіи христіанъ въ Римѣ. Пруденцій въ Contra Symmachum libri даетъ указанія относительно многочисленности христіанъ въ Римѣ въ его время. По нему, сенаторы, за сравнительно немногими исключеніями, обратились въ христіанство; остались на Тариейской скалѣ лишь немногіе ’), т. е. немногіе пребыли вѣрными прежнему культу Юпитера въ Капитоліи, слѣдовательно — вообще старому государ-

О ѵ. 6—7.

О См. Schmitz, Die Gedichte d. Prucfentius. 1 Theil. Progr. 1889. Срав. Both, Des christl. Dichters Prudentius Schrift gegen Symmachus, Progr., 1882.

:l) Радость христіанъ была такъ велика, что выражалась авторомъ иногда въ тонѣ не вполнѣ даже подобающемъ христіанину, который долженъ быть цроникнугь идеальными возвышенными стремленіями. Авторъ иронизируетъ надъ язычниками, насмѣшливо и повидимому не безъ злорадства спрашивая языческую аристократію, въ особенности же посвященныхъ въ мистеріи, къ чему послужила вся ихъ языческая набожность (срав. ѵ. 25 ss.). Принятый авторомъ тонъ, конечно, не достоинъ серьезнаго писателя, но онъ понятенъ, такъ какъ христіане Рима и Италіи бывали сильно задѣваемы угрозами фанатическихъ приверженцевъ религіозной старины и сторонниковъ религіозной реакціи.

4) 1, ѵ. 549.

ствепному культу '). Христіанскій авторъ перечисляетъ тѣ знатныя патриціанскія фамиліи, которыя приняли христіанство. и затѣмъ опять говоритъ, что держатся старыхъ суевѣрій только немногіе (vix pauca invenies gentilibus obsita nugis ingenia) * 2). По нему п низшій бѣдный классъ населенія сталъ христіанскимъ. Беѣ, живущіе въ чердачныхъ помѣщеніяхъ (celsa cenacula). всѣ получающіе отъ правительства, по бѣдности, хлѣбныя дачи, посѣщаютъ могилу апостола Петра у подножія Ватикана или спѣшатъ къ базиликѣ Латеранской, чтобы получить тамъ священный знакъ хрисмы (unde sacrum referat regali chrismate signum), другими словами—креститься, такъ какъ въ Латеранѣ былъ баптистерій 3). Отсюда христіанскій авторъ дѣлаетъ выводъ, что Римъ рѣшительно высказывается за христіанство, п что хотя отдѣльныя лица и стоятъ вдали отъ него, но голосъ ихъ, какъ бы они ни были знатны, заглушается общимъ голосомъ массы населенія. Можно пожалѣть только, что Пруденцій не позаботился привесть въ полное согласіе съ этими обобщеніями своихъ же собственныхъ словъ о томъ, что въ то время, когда Ѳеодосій вступалъ въ Римъ, городъ былъ еще окутанъ облаками дыма, который поднимался отъ языческихъ жертвъ 4). Въ діалогическомъ стихотвореніи Енделехія есть замѣчаніе, указывающее на особое распространеніе христіанства со времени Ѳеодосія въ городахъ и на сохраненіе язычества преимущественно въ деревенскихъ захолустьяхъ, въ pagi.

Выше было приведено указаніе ІІруденція на одно изъ христіанскихъ таинствъ. Другія указанія на совершеніе таинствъ, отчасти въ связи съ сообщеніями о богослуженіи и иныхъ выраженіяхъ богопочтенія, имѣемъ отъ автора центона De eedesia, отъ Павлина изъ Пеллы, отъ Аратора и Седѵлія.

Въ такъ наз. центонѣ De ecclesia, кромѣ описанія церкви, указанія на совершающіяся въ церкви моленія вѣрующихъ при богослуженіи, па произносимую при этомъ проповѣдь

') Свидѣтельство это обращаетъ вниманіе особенно въ виду того, что и Амвросій еще за 10 лѣтъ до вступленія Ѳеодосія въ Римъ, въ письмѣ 'къ Валентиніану, говорилъ, что большинство сената въ ту пору было уже христіанское: curia maiore iam christianorum numero sit referta etc. (Epist. XVII, 9, 10).

:) v. 575—576.

3) См. цримѣч. къ ст. 586, въ изданіи .\1иня.

*) ѵ. 410 ss.: nubibus obsessam uigrantibus adspicit urbem etc.

священнослужителя, дается описаніе пріобщенія вѣрныхъ послѣ проповѣди ‘). Въ автобіографіи Павлина изъ ІІеллы имѣется свидѣтельство о фактѣ допущенія къ Евхаристіи, послѣ покаянія, во время Пасхи, человѣка, дотолѣ склонявшагося къ еретическимъ заблужденіямъ -). Араторъ, касаясь вознесенія Христа, замѣчаетъ, что Господь благоволилъ вознестись на небо съ того мѣста (Масличной горы), откуда люди получаютъ елей, блистающій на ихъ челѣ въ формѣ креста (signata fronte), когда помазанныхъ совнѣ очистило внутреннее помазаніе именемъ Христа * 3),—очевидное указаніе на помазаніе елеемъ, которое въ древней церкви слѣдовало за крещеніемъ. У Седулія, какъ видимъ при разсмотрѣніи его Carmen paschale, также содержатся упоминанія о нѣкоторыхъ таинствахъ.

Въ діалогическомъ стихотвореніи Енделехія одно изъ линь діалога, объясняя своимъ собесѣдникамъ-язычникамъ причину избавленія его стада отъ моровой язвы, говоритъ, что стадо спасено знаменіемъ креста, которое есть знаменіе Бога, почит таемаго въ большихъ городахъ. Этотъ знакъ, положенный на срединѣ чела (hoc signum, mediis frontibus additum), спасъ все стадо: страшная язва пропала, болѣзнь утратила свою силу 4). О значеніи крестнаго знаменія говоритъ и Пруден-цій въ гимнѣ ante somnum, совѣтующій, во избѣжаніе пустыхъ и напрасныхъ тревогъ, наводимыхъ ложными сновидѣніями, знаменовать себя крестомъ предъ отходомъ ко сну 5). Въ гимнѣ Венанція Фортуната Vexilla regis prodeunt обращаетъ вниманіе представленный здѣсь взглядъ на крестъ, къ которому пригвожденъ былъ Господь. Крестъ есть алтарь, на . которомъ закланъ былъ Агнецъ, т. е. Сынъ Человѣческій, въ качествѣ искупительной жертвы, и этотъ алтарь становится трономъ Сына Божія, съ высоты котораго Онъ, какъ царь, правитъ вновь пріобрѣтеннымъ человѣческимъ родомъ й). Примѣчательно и пониманіе вещества креста Господня. По представ:

‘) Deecclesia—въ Corpus, XVI, 1,621 ss.

-) Punlini Pellaei Kucharisticos, ѵ. 476—477.

3) Cum desuper unetos abluit, iuferius Christi de nomine chrisma.- -lie actibus Apost., I, v. 31—32.

4) v. 105—114- •"■) Cathemerinon, VI, 129 ss.

e) Это пониманіе креста, какъ престола Христова, было довольно распространено въ періодъ гоненій и въ непосредственно слѣдовавшія затѣмъ столѣтія. Оно нашло наглядное выраженіе въ изображеніяхъ Распятаго, стоящаго на крестѣ, а не висящаго, съ царской короной на

43

ленію западнаго гимнода, нашедшему впослѣдствіи дальнѣйшее развитіе въ средневѣковыхъ легендахъ о крестѣ, стволъ Голгофскаго древа крестнаго, по своему происхожденію, былъ отпрыскомѣ древа жизни, стоявшаго въ раю ‘). Въ представленіи креста, этого обновленнаго древа жизни, перекладина на крестѣ мыслится, какъ сучекъ древа жизни. На немъ виситъ выкупъ за человѣчество, освобождающій послѣднее. Это—выкупъ не скудный. Виситъ онъ на перекладинѣ креста, какъ на вѣсахъ (statera), и оказывается вѣсящимъ, больше, чѣмъ грѣхи міра. Посему адъ, плѣнившій и удерживавшій свою добычу—человѣчество, долженъ выдать эту добычу.

Въ разсматриваемыхъ памятникахъ есть многочисленныя данныя для исторіи христіанскаго богослуженія. Амвросій своимъ утреннимъ гимномъ Aeterne rerum conditor предполагаетъ существованіе утренняго богослуженія у тогдашнихъ христіанъ, а гимномъ lam surgit hora tertia указываетъ на особое значеніе третьяго часа для христіанина. Пруденціемъ въ Hymnus VIII kalendas ianuarias даются нѣкоторыя свѣдѣнія' о праздникѣ Рождества Христова, а въ hymnus Ері-phaniae—о разности въ воспоминаніяхъ, которыя соединялись съ праздникомъ Богоявленія въ западной церкви сравнительно съ восточной. На востокѣ праздникъ Богоявленія всегда былъ праздникомъ крещенія Господня, такъ какъ именно во время крещенія Христосъ Спаситель явился Богомъ. На западѣ же праздникъ Богоявленія понимался прежде всего какъ день, когда Христосъ явился Богомъ предъ язычниками въ лицѣ собственно восточныхъ мудрецовъ—волхвовъ, почему въ этотъ день воспоминалось прибытіе волхвовъ, а также избіеніе младенцевъ въ Виѳлеемѣ, стоявшее въ связи съ тѣмъ событіемъ. Пруденцій въ гимнѣ на Богоявленіе также воспоминаетъ поклоненіе волхвовъ и, въ связи съ этимъ, избіеніе виѳлеемскихъ младенцевъ. На воспоминаніе,1 въ день Богоявленія, всѣхъ этихъ событій и, кромѣ того, чуда въ Канѣ, явившаго въ Господѣ владыку природы, указывается и въ одномъ изъ гимновъ Седулія 2). Есть въ памятникахъ сообщенія о цер-

головѣ. съ пурпуровой мантіей на плечахъ. Слѣды этого пониманія отчасти наблюдаются и въ русской иконографіи, какъ видно изъ изданія Н. В. Покровскаго—„Евангеліе въ памятникахъ иконографіи“.

*■) Kayser, I, 407.

2) Именно въ гимнѣ: Hostin Herodes- impie.

ковныхъ процессіяхъ. У Венанція Фортуната въ гимнѣ ѴехіІІа regis prodeunt описывается церковное шествіе съ хоругвями и святынями, совершенное по одному случаю въ Пуатье.

Въ памятникахъ латинской поэзіи весьма многочисленны фактическія данныя для выясненія почитанія Божіей Матери и святыхъ. Араторъ, въ своемъ изложеніи книги Дѣяній Апостольскихъ, именно при пересказѣ рѣчи ап. Петра въ праздникъ Пятидесятницы, на протяженіи немногихъ стиховъ, трижды упоминаетъ о Богоматери г), хотя въ Дѣяніяхъ не было дано къ тому особеннаго повода. Это считается яснымъ знакомъ того, что особое почитаніе Богородицы уже въ ту пору упрочивалось. Трудъ Аратора цѣненъ и данными по вопросу о иризцваніи святыхъ и почитаніи святынь. Еще важнѣе въ послѣднемъ отношеніи эпиграммы Дамаса, выразительно свидѣтельствующія о распространенности въ его время почитанія святыхъ и мучениковъ и вѣры въ силу и дѣйственность ихъ ходатайствъ. Эпиграммы эти цѣнны особенно потому, что были отчасти составлены послѣ предварительныхъ розысканій автора съ помощью устнаго и записаннаго преданія. Таково стихотвореніе 23-ье, посвященное Марцеллину и Петру и написанное, по сообщенію автора, на основаніи того, что онъ узналъ отъ ихъ палача, когда былъ мальчикомъ (cum puer ossem). Пруденцій, при описаніи страданій мучениковъ въ мученическихъ гимнахъ, пользовался, хотя и не въ одинаковой мѣрѣ, всѣми существовавшими источниками свѣдѣній о мученикахъ, именно: записями о мѵченичествахъ, представлявшими или копіи судебныхъ протоколовъ,' составленныхъ язычниками и сообщенныхъ христіанамъ (Acta), или сказанія о мученичествѣ, составленныя христіанами (Passiones); сообщеніями о мучениг кахъ въ твореніяхъ отцовъ церкви и вообще церковныхъ писателей; наконецъ, устными преданіями о страданіяхъ мучениковъ. Драгоцѣнны изложенныя Павлиномъ Ноланскимъ, въ стихотвореніяхъ на день памяти св. Феликса, сказанія о жизни Феликса н обнаруженіяхъ силы Божіей во славу Феликса при его жизни и послѣ смерти, о почитаніи памяти святого на праздникѣ въ Нолѣ, о численности поклонниковъ и пр.

Церковный историкъ и археологъ найдетъ въ памятникахъ латинской поэзіи нескудпый матеріалъ и по многимъ другимъ церковно-историческимъ и археологическимъ вопросамъ. Весьма

De actib. apost., 1,165 ss.

43*

любопытно, что авторъ стихотворенія, которому усвояется заглавіе De cruce или De ligno vitae (въ ркп. De Pascha) видимо .') представляетъ крестъ Христовъ, какъ такой крестъ, въ которомъ поперечная горизонтальная балка соприкасалась съ вертикальною не сверху, какъ это было вд> крестѣ трехконеч-номъ, такъ наз. crux commissa, но ниже верха, входя здѣсь въ основную балку, какъ, это было въ crux immissa, крестѣ четверо-конечномъ. У Павлина Ноланскаго есть указанія на большое стеченіе поклонниковъ къ могилѣ Феликса, на устройство, освѣщеніе и украшеніе церкви Феликса въ Нолѣ, на изображенія въ ней съ надписями и т. п. * 2). Въ трудѣ Аратора ліыражено достойное вниманія мнѣніе о днѣ смерти апп. Петра и Павла. Но Аратору (такъ же какъ и по.Цруденцію 3), равно и по Августину), апостолы Петръ и Павелъ страдали и скончались неодновременно; они скончались мученическою смертію въ одинъ день, но не въ одинъ, годъ, такъ какъ одинъ изъ апостоловъ умер'ь годомъ раньше і). Это мнѣніе, видимо (если судить по пріему папою Араторова стихотворенія) не возбуждавшее возраженій и со стороны папы Вигилія, пріобрѣтаетъ совершенно особый интересъ въ виду выраженнаго въ декретѣ напы..І?еласія объ апокрифическихъ книгахъ, притомъ выраженнаго съ большой рѣзкостью, совершенно иного взгляда на предметъ г>). У Фортуната находимъ сообщенія* весьма типичныя, о крещеніи саксовъ епископомъ Феликсомъ, о крещеніи евреевъ Авитомъ, о принятіи христіанства Брунгильдой •и .ми, др. “). . .

. Нѣкоторые изъ матеріаловъ, содержащихся въ памятникахъ поэзіи латинскаго запада, имѣютъ большую важность для. исторіи богословской мысли. У Коммодіана, жившаго еще въ то время, когда, римскій политеизмъ былъ въ силѣ и когда, слѣдовательно, рыло естественно христіанамъ особо подчеркивать мысль объ единствѣ Божественнаго существа, замѣчается въ разсужденіяхъ о Троицѣ именно преобладаніе мысли объ единствѣ

Срав. ѵ. 9—10.

-) Natalie. > carm. Ill, 55 ss., IX, 360 ss. и друг.

3) Peristeph. XII, 3—4. р De act. apost. П, 1248—1249.

гѵ) По атому декрету, Paulus non diverse, sicut haeretici garriunt, sed uuo tempore eodemque die gloriosa mortc cum Petro in urbe Roma- -coro-natus est.

e) Всѣ эти и иныя сообщенія Венанція Фортуната разсмотрѣны и освѣщены въ упомянутой уже монографіи Мейера.

Бога. Въ связи съ этимъ основнымъ воззрѣніемъ могла находиться и христологія Коммодіана, представляемая въ слѣдующихъ главныхъ чертахъ. Въ соотвѣтствіе Богоявленіямъ' въ Ветхомъ Завѣтѣ, сводящимся къ Богу Отцу, и въ ІІЬвомъ Завѣтѣ въ Сынѣ является Богъ Отецъ, Единый Богъ. Онъ Самъ какъ бы становится Сыномъ, облекаясь тѣломъ, въ которомъ, въ качествѣ духовной силы, дѣйствуетъ Сила Божія. Человѣчество Христа при этомъ отождествляется съ тѣлесностію. Дальнѣйшій выводъ отсюда былъ бы такой: на крестѣ страдалъ Богъ, и именно Богъ Отецъ *). Въ Paschale carmen Седулія есть матеріалъ для выясненія сужденій автора о Троицѣ и Лицѣ Іисуса Христа. Авторъ стоитъ на точкѣ зрѣнія Никейскаго собора, какъ это видно , изъ словъ его объ Аріи и изъ выраженій, употребляемыхъ для опредѣленія, существа Сына, отчасти взятыхъ изъ Никейскаго вѣроизложенія. Христологія въ тѣсномъ смыслѣ слова, вмѣстѣ съ вопросомъ о взаимномъ отношеніи природъ во Христѣ, какъ это отношеніе опредѣлилось въ 431 и 451 годахъ, является у него еще не вполнѣ выясненною, очевидно потому, что авторъ жилъ и писалъ раньше христологическихъ споровъ, во время которыхъ было опредѣлено Церковію каѳолическое ученіе о л Христѣ, хотя и не далеко отстоялъ отъ этого времени, такъ какъ видимо былъ на пути къ предпочтенію выраженія Яготбуес выраженію ур'.зтотСшс 2). Въ гимнѣ Амвросія Deus creator omnium Св. Духъ называется «Духомъ Христа и Отца» (Christi Patris-que Spiritus), обстоятельство, напоминающее о томъ, что во времена Дамаса и Амвросія поднималъ голову македоніанизмъ, отвергавшій божество Св. Духа. Здѣсь же, въ послѣдней строфѣ, обращаетъ вниманіе выразительное указаніе на единство Трехъ Лицъ Троицы въ словахъ: Trinitas unum potens per omnia, т. е. Троица, при трехъ Лицахъ составляющая единое и единственное Существо, которое имѣетъ власть надъ всѣмъ 3). Въ Рождественскомъ гимнѣ Амвросія: Veni rerlemptor gentium весьма наглядно выражено ученіе о Христѣ, какъ истинномъ Богѣ п истинномъ человѣкѣ. Стихотвореніе неизвѣ-

') Carm. Ароі., .276 ss; 612 ss. Срав. Zeitsehr. für histor. Theologie, 1872, S. 166 ff.

;) Lembach, Patristische Studien. !. Caelius Sedulius und sein Carmen paschale. 1879, S. .49 ff. ;

:!) Kayser, 1, 146 f„

стнаго навѣрное, но во всякомъ случаѣ довольно древняго (если не III, то IV вѣка) автора, обращенное adversus Маг-cionitas '), даетъ цѣнныя указанія для исторіи ересей и догматовъ. Бъ поэмѣ ІІруденція Apotheosis, какъ показываетъ отчасти и самое заглавіе поэмы, раскрыто положеніе о божествѣ Христа, вмѣстѣ съ разборомъ лжеученій еретиковъ о природѣ Христа: въ поэмѣ того же автора «О происхожденіи грѣха» раскрытъ, въ связи съ ученіемъ Маркіона. вопросъ, въ ту пору, какъ впрочемъ и всегда почти, занимавшій умы многихъ. Есть у поэтовъ данныя, положительныя и отрицательныя, для исторіи взглядовъ объ усвоеніи спасенія. Гимнъ Амвросія lam surgit hora tertia цѣненъ для ученія о благодати и для опредѣленія значенія вѣры въ дѣлѣ оправданія. У Седулія въ Paschale Carmen обращаетъ вниманіе отсутствіе слѣдовъ вліянія Августинова ученія объ усвоеніи спасенія. Въ стихотвореніи Клавдія Марія Виктора, жившаго повидимомѵ въ -Массиліи, вблизи монастыря Іоанна Кас-сіана, какъ и въ письмѣ того же Виктора къ Сальмопу, замѣчается отраженіе такъ наз. полупелагіанскаго воззрѣнія въ ученіи о благодати и свободѣ * 2). Есть въ памятникахъ указанія на то, чего требуетъ Богъ отъ человѣка въ случаѣ отклоненія послѣдняго отъ спасительнаго пути. Павлинъ Ноланскій раскрываетъ, напримѣръ, мысль, что Искупитель, болѣе сострадательный, чѣмъ воздающій по дѣламъ, требуетъ одного раскаянія 3). Авторъ Carminis ad quendam senatorem, призывая совратившагося вернуться къ покинутой имъ истинѣ, говоритъ, что раскаяніемъ все можетъ быть исправлено, потому что кто кается въ своей винѣ, тому не придется быть въ отвѣтѣ 4). Въ одномъ изъ стихотвореній, имѣвшихъ назначеніемъ привлечь язычниковъ къ христіанской вѣрѣ, выражается мысль, что для полученія желаемаго отъ Истиннаго Бога, Бога христіанъ, нужно только вѣровать въ Него и имѣть чистое сердце 5).

О Сравн. Hilckstädt, Ueber d. pseudotertulliauische Gedicht Adversus Marcionem, Diss, 1875; Охё, Prolegomena de Carmine Adversus Marcionitas, Diss., 1888; Harnack, въ рецензіи на диссертацію Гюкштэдта, въ Theo!. І,і-teraturzeitung, 1876, Sp. 265—266; Waits Das pseudotertullianische Gedicht, adversns Marcionem. 1901, по B. ph. W. 1902, 30, 937.

-) Срав. Bourgoin, De Claudio Mario Victore, Diss., 1883.

3) Poema ultimum, v. 219 ss.

*) v. 85: non erit in culpa quem paenitet ante fuisse..

•') Si hnnc Dcum oxorare velis, credere sufficit, говоритъ Титиръ языч

Поразительна вѣра во вседѣйственную силу Божію, одушевлявшая нѣкоторыхъ христіанскихъ поэтовъ. Раскрывая мысль, что велѣніямъ Божіимъ подчиняется вся природа, Се-дулій говоритъ въ Paschale Carmen, что если Господь повелитъ, чтобы среди зимы была жатва, то и зима дастъ жнецовъ; повелитъ Онъ появиться виноградному соку вебной, и это будетъ; ибо всѣ времена повинуются Божественному слову *).

Церковнаго историка не можетъ не занимать отсутствіе въ однихъ памятникахъ всякихъ слѣдовъ ученія о римскомъ при-матствѣ и о какихъ бы то ни было исключительныхъ правахъ римскаго епископа, и наличность такихъ слѣдовъ—въ другихъ памятникахъ. У Седулія въ Paschale Carmen не усматривается даже и намековъ на притязанія римскихъ епископовъ и ихъ обоснованіе. Напротивъ, у Аратора, писавшаго свое изложеніе Дѣяній Апостольскихъ съ заранѣе поставленною цѣлью— выдвинуть римскую каоедру, есть много слѣдовъ мысли объ особомъ значеніи Петра среди другихъ апостоловъ, а съ тѣмъ вмѣстЬ и о преимущественныхъ правахъ его каѳедры въ Римѣ. Авторъ называетъ Петра первымъ въ ликѣ апостольскомъ "), говоритъ, что рука, которая закидывала рыбачью уду, прилагается «къ ключу» (art clavem)* 3). что Агнецъ вручилъ именно Петру своихъ овецъ, и что Петръ, въ качествѣ пастыря, умножаетъ стадо на всей землѣ 4). Проводя сравненіе между 40-лѣтиимъ хромымъ, котораго приносили къ дверямъ храма, и пародомъ еврейскимъ, котораго пророки довели только до двери въ христіанское царство благодати, Араторъ говоритъ, что эта дверь ввѣрена Петру 5). «О, хромой», прибавляетъ авторъ, «ты всегда будешь лежать здѣсь, если не воззовешь къ Петру» в), которому, такимъ образомъ, довѣренъ впускъ на небо. Въ этихъ и подобныхъ выраженіяхъ, какъ и во всей обрисовкѣ дѣятельности апостола, явно проглядываетъ желаніе писателя-паписта возвысить Петра надъ всѣми апостолами и возвеличить римскую каѳедру. Мысль о Петрѣ, какъ земномъ намѣстникѣ Христа, какъ земной главѣ христіанства,

нику Буколу у Енделехія (ѵ. 114—115); simplex animi purificatio optatis fruitur bonis (v. 119—120).

') Pasch. Carm. I, 88—92.

'-) Primus apostolico agmine Petrus erat—De act. apost., I, 69—70.

3) v. 75. <) v. 79 ss.

'•>) haec iauua Pctro eredita—v. 281—282.

«) v. 283.

еще не выражена ясно, но опа (но справедливому замѣчанію одного изслѣдователя) содержится здѣсь въ скрытомъ видѣ:

Въ произведеніяхъ нѣкоторыхъ авторовъ рельефно отражается мистическій складъ мысли древнихъ христіанъ, ихъ ожиданіе послѣднихъ дней и второго пришествія Господа Іисуса, и' въ связи съ этимъ—пхъ до крайности тревожное настроеніе.

Коммодіанъ говоритъ въ Instructiones ‘) объ антихристѣ, о сокрытомъ народѣ всемогущаго Христа, Бога живого, о концѣ этого вѣка, о воскресеніи и послѣднемъ судѣ. Въ Carmen Apologeticum онъ опять набрасываетъ картину послѣднихъ временъ существованія міра, съ особою отчетливостію обрисовывая возбужденное состояніе христіанъ, всѣ мысли которыхъ сосредоточивались на приближеніи послѣднихъ дней. Весьма важнымъ признается весь отдѣлъ объ антихристахъ, такъ какъ Коммодіанъ есть, повидимому, первый .латинскій авторъ, у котораго появляется это сказаніе объ антихристахъ. Здѣсь антихристъ является въ двухъ видахъ, и одинъ изъ антихристовъ одолѣваетъ другого, но потомъ и самъ побѣждается Христомъ. Въ основѣ воззрѣній па антихристовъ лежатъ. какъ обычно признается, два представленія. Одно изъ нихъ дано іудейскимъ ученіемъ объ антимессіи, развившимся изъ провѣщаній пророковъ, другое—римскимъ народнымъ сказаніемъ о возвращеніи Нерона, который не умеръ, но убѣжалъ къ парѳянамъ *). Авторъ весьма древняго стихотворенія 1)е iaudibus Domini на описываемое имъ чудесное событіе въ землѣ Эдѵевъ (обнаруженіе жизни давно умершимъ человѣкомъ) смотритъ какъ на предзнаменованіе также близкаго пришествія Господня 3).

Склонность къ истолкованію ветхозавѣтныхъ событій въ смыслѣ предуказанія на новозавѣтныя событія, вообще сильно развитая въ древней церкви, въ латинской поэзіи выразилась во множествѣ сопоставленій, существенно дополняющихъ тоті, матеріалъ: который имѣется но этому предмету въ христіанской прозаической литературѣ. ІТруденцій, напримѣръ, нт. Hymnus Epiphaniae сопоставляетъ спасеніе Господа отъ рукъ Ирода и спасеніе Его прообраза Моисея *). Тотъ же. шгеа-

•) 1, 41; П, 1 слл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-) Ebert, Gesch. d. christlich-lat. Literatur, 2 Aull.-, 1889, s. 96.

C’ol. 1092 in, 61 томѣ лііт. патрологіи Миня. ъ 4) v» 141 ss.

гель, изображая въ «ІІснхомахіи» душевную борьбу со страстями и вообще заблужденіями, выражаетъ мысль, что прообразомъ этой борьбы служитъ для насъ Авраамъ ‘). Когда Авраамъ узналъ, что Лота плѣнили цари Содома и Гоморры, онъ отправился въ походъ съ 318 рабами, побѣдилъ врага и освободилъ Лота. Такъ и мы должны быть бдительны въ борьбѣ съ плѣняющими душу страстями: въ этой борьбѣ также помогутъ намъ «318 = ті-г, рабовъ», т. е. (если раскрыть аллегорическій смыслъ, который заключенъ въ этой библейской цифрѣ «318», обозначаемой по гречески черезъ «-оі», и для этого припомнить, что буква <т», обозначающая «300», означаетъ также и крестъ, на который эта буква походитъ по внѣшнему виду, и что буквы ««)», означающія «18», суть вмѣстѣ и начальныя буквы имени «’Іт(оо5;») поможетъ «крестъ Іисуса», поможетъ вѣра въ распятаго на крестѣ Іисуса Хрін-ста 2). И событія въ Евангельской исторіи истолковываются нерѣдко въ таинственномъ смыслѣ. По Содулію фактомъ ме*-танія жребія изъ-за нешвеннаго хитона Господня и сохране<-ніемъ его въ неразодраниомъ видѣ воспрещается, прообразовало л ыю, раздѣленіе въ церкви христіанской 3); трехчасовой мракъ но смерти Христа долженъ былъ указывать на трех-дневное пребываніе Господа во гробѣ 4): истеченіе изъ Тѣла Его, послѣ прободенія, крови и воды предуказывало на возрожденіе наше въ водахъ крещенія п на питаніе наше Тѣломъ и Кровію Христовыми 5). Тотъ же Седулій сближаетъ четверичное число евангелистовъ съ четырьмя временами года, 12 апостоловъ—съ 12 часами дня п 12 мѣсяцами 6). Араторъ въ своемъ стихотворномъ изложеніи книги Дѣяній Апостольскихъ говоритъ, что Христосъ возносится на небо именно съ Масличной горы, горы свѣта и мира, ибо масло служитъ для освѣщенія, а масличная вѣтвь есть знакъ мира 1). Объясняя 12-ти-кратпое число апостоловъ, онъ говорить, что эту цифру «12» образуетъ число «4», означающее страны свѣта, помноженное на число «3», которое указываетъ на лицъ Св. Троицы' 8). Пріобрѣтеніе Петромъ послѣ его рѣчи въ Нятидесят-

') Psychomachiae praef., ѵ. 9—10. - : м

•) ѵ. 56—59. Cf. Prolog, in edit., opp. Pnul. въ 59 томъ лат. патрол. Миня, col. 715.

“) Pasch. Cam. v, 200—201.

J) v. 288—293.

;) Do act. apost., 1. 28—29.

4) v. 242—244. ») I, 360 ss. a) v. 113 ss.

ницу 3.000 новыхъ христіанъ ставится въ связь съ числомъ Божественныхъ Лицъ и затѣмъ говорится, что эта цифра «3.000» составлена изъ элементовъ, означающихъ совершенство, ибо «1.000» есть res perfecta '). Исцѣленный 40-лѣтній хромой есть образъ парода израильскаго, происходящаго отъ Іакова, который боролся съ Богомъ и получилъ поврежденіе въ ребрѣ. Этотъ народъ также 40 лѣтъ «хромалъ» въ пустынѣ между Богомъ и идолами 2). Вообще Араторъ, одинаково съ нѣкоторыми видными выразителями христіанскаго сознанія и мысли, усматривалъ въ священномъ текстѣ троякій смыслъ: историко-грамматическій, нравственный и аллегорическій, н послѣдній у него видимо особо выдвигался.

Останавливаясь на моральныхъ сужденіяхъ христіанскихъ поэтовъ, видимъ здѣсь нѣкоторые слѣды гуманной настроенности и безпристрастія даже къ врагамъ христіанства. Пру-денцій во введеніи къ 1-й книгѣ стихотворенія «Противъ Сим-маха» хотя и сравниваетъ послѣдняго съ ехидной, о которой говорится въ Дѣян. 27. имѣя въ виду ядъ его краснорѣчія, однако здѣсь же молитъ Бога—помиловать Симмаха, который поступилъ такъ, какъ онъ поступилъ, по невѣдѣнію 3). Онъ же хвалитъ безпристрастіе Ѳеодосія, который, не взирая на различіе въ религіозныхъ убѣжденіяхъ, приглашалъ на высокія должности и язычниковъ (pago implicitos) 4) и который Симмаха, напримѣръ, сдѣлалъ префектомъ Рима, хотя Симмахъ энергично оспаривалъ вѣру, принятую императоромъ. И вообще Пруденціемъ выражаются высоко гуманныя чувства и мысли. Въ крайне рѣзкихъ словахъ порицаетъ онъ, напримѣръ, кровавые поединки на гладіаторскихъ играхъ, которые признаетъ позоромъ для' царственнаго народа римлянъ 5), и все свое полемическое стихотвореніе противъ Симмаха заканчиваетъ характернымъ для автора призывомъ, обращеннымъ къ императору Гонорію—запретить убійства людей на гладіаторскихъ состязаніяхъ fi).

Наблюдается и замѣчательная прямолинейность и строгость сужденій у нѣкоторыхъ христіанскихъ поэтовъ. Съ такими чертами является еще древнѣйшій христіанскій поэтъ на западѣ Коммодіанъ, когда онъ порицаетъ привязанность нѣкото-

') ѵ. 207—210. •'<) ѵ. 84-89. ѵ. 390.

*) ѵ. 26 2 88.

4) Contra Symin., I, 620.

*) П. 1113 ss.

ЛАТИНСКАЯ ДРЕВІІЕ-ХРИСТІАПСКАЯ ПОЭЗІЯ.

655

рыхъ христіанъ къ мірскому. Христіанская вѣра есть для него дѣло жизни, которое захватываетъ всего человѣка, всю его жизнедѣятельность. Въ сужденіяхъ нѣкоторыхъ авторовъ наблюдаются и крайности аскетизма *), въ параллель которымъ можно поставить н неправильное пониманіе брачнаго союза г). Наблюдаются и задатки взгляда на педозволитель-ность для христіанина употреблять животную пищу 3).

• ‘Нѣсколько поэтовъ излагаютъ любопытнѣйшія представленія о судьбѣ душъ праведниковъ и грѣшниковъ послѣ ихъ смерти. По изображенію автора Hamartigenia 4), души грѣшныя погружаются въ объятую пламенемъ бездну, гдѣ течетъ расплавленный свинецъ (liquido plumbo). горитъ смола (срав. piceas fossas) и находятся прожорливые черви (edaces vermes); смерть покидаетъ ихъ и они мучатся вѣчно. Чистыя души летятъ къ свѣтиламъ небеснымъ, оставивъ мракъ земной позади себя (post terga tenebras liquerunt) 5). Они вдыхаютъ въ

') Авторъ Commonitorii Оріенцій, повидимому епископъ, совѣтуя избѣгать чувственныхъ удовольствій (I, 320 ss.), съ настойчивостью внушаетъ не засматриваться на красивыя лица, потому что отъ нихъ глаза загораются и порождаютъ грѣхъ, совѣтуетъ бѣжаті. отъ женщины, первой виновницы бѣдъ (prima mali labes, heu, femina-v. 337): чрезъ нее человѣкъ отдалился отъ Господа, она лишила человѣка блага, она— дверь смерти (ianua mortis); лицо ея—тоже, что петля, огонь, мечъ, ядъ (ѵ. 343 s.). Примѣры зловредности женщинъ даются исторіями Давида, Ѳамари, Соломона, Олоферна и друг. Если бы, говоритъ авторъ, у меня было 100 языковъ и 100 устъ, то и тогда я не могъ бы описать, какъ опасна красота женіцины (ѵ. 387—388).

2) Въ стихотворномъ письмѣ Алццма Авита ad Vuscinam sororem de laude virgiuitatis бросается въ глаза то, что бракъ разсматривается просто какъ форма сожительства (ѵ. 162 ss.,— Mignc, LIX, 372, Bss.). Авторъ, принявшій такой странный взглядъ, видимо сдѣлалъ это въ увлеченіи идеаломъ чисто духовной, подлинно подвижнической жизни христіанки— дѣвственницы. Идеалъ этотъ—весьма высокій. Отъ дѣвственницы по обѣту требуется постоянная борьба, которую нужно вести духовнымъ оружіемъ. Въ борьбѣ этой поможетъ знакомая Фусцинѣ Библія и стихотворенія о священныхъ предметахъ. Для выполненія обѣта нужно обладать всѣми добродѣтелями, ибо нельзя назвать чистымъ человѣка, если въ душѣ гнѣздятся всяческіе пороки. Для дѣвственности требуется священный небесный пламень (Migne, col. 378 ss.), безъ котораго дѣвственности не можетъ быть; требуется и особая твердость воли.

*) Пруденцій въ Hymnus ante cibum, при перечисленіи предметовъ нищи, выражаетъ мысль, что употребленіе мяса четвероногихъ въ пищу не прилично христіанамъ (ѵ. 58 ss.). Срав. у Миня Prolegom. in edit., орр. Prud., cap. 16.

4) v. 824 ss.

•v) v. 843— 844.

себя благовонія неувядающихъ цвѣтовъ и пьютъ росу амброзіи '). Жилище праведныхъ и жилище грѣшныхъ раздѣлены большимъ промежуточнымъ пространствомъ: однако и блаженствующіе и мучащіеся видятъ другъ друга и знаютъ о взаимной судьбѣ. Это зависитъ отъ самой природы души и отъ свойства духовнаго зрѣнія. Ошибочно было бы измѣрять силу зрѣнія духовнаго ограниченною силою тѣлеснаго зрѣнія (errat quisque animas nostrorum fine oculorum aestimat) 2). Взоръ духа остръ и. какъ огонь, проницаетъ въ сокрытое. Ничто твердое не оказывается непроницаемымъ для духовнаго зрѣнія. Взоръ ума пронизываетъ горы, охватываетъ границы океана и даже проникаетъ въ тартаръ. Эта сила духовнаго зрѣнія. наблюдаемая и при жизни въ тѣлѣ (срав. видѣнія во снѣ), еще усиливается, когда человѣкъ сложитъ съ себя узы плоти 3). Посмертная участь праведныхъ и грѣшныхъ душъ, вмѣстѣ съ опредѣляющимъ эту участь страшнымъ судомъ, также своеобразно обрисовывается въ стихотвореніи, которому усвояется названіе Carmen ad Flavium Felicem de resurrectione mortuo-rum и которое вышло вѣроятно изъ африканскаго кружка-поэтовъ, группировавшихся около вандальскихъ королей, въ началѣ VI столѣтія. По представленію, изложенному здѣсь, изъ душъ, оставившихъ свои тѣла, однѣ заключаются въ мѣста мрака (öccultis includi tenebris), другія приводятся въ небесныя пространства, мѣста радости (alias laetis rcvocari protinus auris) 4), въ которыхъ и остаются до воскресенія тѣлъ, чтобы получить затѣмъ воздаяніе за свою жизнь. Земля отдастъ нѣкогда все, въ ней сокрытое. Явятся предъ Богомъ, въ первоначальномъ земномъ видѣ, и тѣ люди, тѣла которыхъ сожжены па кострахъ, послужили пищею для рыбъ, дикихъ звѣрей, птицъ. Воззоветъ Богъ 5), п земля съ воздухомъ содрогнется, откроетъ свои нѣдра н выпуститъ заключенныхъ въ ней людей. Отдѣльные члены умершихъ соединятся въ тѣла, и въ эти тѣла войдутъ души. Тутъ будутъ всѣ возрасты, всѣ народы, всѣ сословія. Богъ будетъ возсѣдать на высокомъ тронѣ (excel.so throne), окруженный пророками ц мучениками, и безчисленнымъ множествомъ ангеловъ (ministri), и Онъ повелитъ праведнымъ вступить въ свѣтлое небесное жилище, и съ своими свѣтлыми тѣлами (ргаесіаго in corpore) жить-' въ немъ

'-) ѵ. 8(17.

■’) ѵ. 137' SS.

) ѵ. 857- 858. ѵ. 920 s.

4) ѵ. 93—94.

вѣчно. Это жилище блаженныхъ или рай поэтомъ и описывается, подобно тому, какъ его описывали другіе латинскіе поэты. Затѣмъ описывается осужденіе грѣшниковъ. Стоны и мольбы не помогутъ имъ; ангелы схватятъ ихъ и бросятъ въ адскій огонь. Поэтъ обстоятельно и живо излагаетъ свое представленіе объ адскихъ мученіяхъ грѣшниковъ, говоритъ объ ихъ проступкахъ и грѣхахъ (при чемъ,—фактъ любопытный,— сравнительно не мало говоритъ и объ языческомъ суевѣріи). Оріенцій въ Commonitorium, описывая муки, которыя за гробомъ постигнутъ жившихъ только для міра, говоритъ, что муки эти будутъ разныя, соотвѣтственно проступкамъ * *). Однихъ ожидаетъ, вѣчный мракъ (tenebrae iuges); другіе будутъ горѣть въ огнѣ сѣрномъ (sulphureo igne); еще иные будутъ охвачены ледянымъ холодомъ (illos constringet violento infusa rigore fla-tibus bibernis dura gelu glacies), и трудно сказать, какая кара тяжелѣе: мученіе ли огнемъ или холодомъ (igne sit an gravius frigore supplicium, 2); нѣкоторыхъ будутъ мучить обвившія ихъ змѣи (angues) *), иныхъ—накаленная цѣпь (ast alios candens igne catena teret), еще иныхъ—безчисленные черви (innumeri vermes) и т. д. Нечестивцы будутъ подвергнуты мукамъ еще до наступленія Страшнаго Суда, слѣдовательно сряду послѣ смерти 4). Праведники, облеченные въ бѣлоснѣжныя одежды, будутъ сіять подобно солнечнымъ лучамъ, особенно тѣ, которые пребываютъ въ законѣ Христовомъ день и ночь 5), тѣ,, которые по обѣту никогда не оскверняли своей бѣлой крещаль-ной одежды сближеніемъ съ женщинами, люди чистые не только, по тѣлу, но и по сердцу, затѣмъ—мученики, священники (sa-cerdotes) и удалившіеся отъ треволненій человѣческихъ монахи, (secretosque hominum turbinibus monachos) e). Они будутъ окружать Господа, когда Онъ станетъ творить Страшный Судъ, и лица ихъ будутъ сіять свѣтомъ Господнимъ (luce Dei). Когда раздастся звукъ судной трубы, земля—среди пламени, молніи и града—разверзется. Тогда возстанутъ всѣ люди, жившіе, отъ начала міра на всей землѣ, и, по повелѣнію Божію, соберутся въ одномъ мѣстѣ. Богъ войдетъ на Свое судейское мѣсто и объявитъ каждому приговоръ ’’). .

Въ памятникахъ христіанской поэзіи даны многочисленныя картины тогдашней мѣстной религіозной, какъ и бытовой жизни.

') II, 274. ‘) ѵ. 284. “) ѵ. 305. 4) ѵ. 303 S.

*) ѵ. 325 6. •>) ѵ. 336. ;) ѵ. 380.

Замѣчательно богаты такими картинами стихотворенія, посвященныя Павлиномъ Ноланекимъ Феликсу Нолаяскомѵ, ко дню памяти Феликса 14 января, бывшему днемъ его смерти но тѣлу и вмѣстѣ днемъ рожденія для вѣчной жизни (откуда и названіе стихотвореній—carraina liatalicia). Авторъ, прославляя святого, вноситъ въ свое -изложеніе многочисленнѣйшія, прямо изъ живой дѣйствительности выхваченныя подробности празднествъ въ честь святого въ Нолѣ, со всею ихъ обстановкою: съ указаніями на собраніе поклонниковъ, прибывшихъ изъ всѣхъ частей Италіи, освѣщеніе и украшеніе церкви, радостное настроеніе народа. Чрезвычайно живы и картинны и ІІавлиновы описанія чудесныхъ дѣйствій Феликса: при чтеніи ихъ мы какъ бы непосредственно соприкасаемся съ тогдашними людьми, воочію видимъ удивительно крѣпкую вѣру этихъ людей во всемогущество Божіе и во вседѣйственность молитвъ святыхъ, наглядно знакомимся съ тогдашнею жизнію во всей ея непосредственности. Весьма любопытны н чисто бытовыя, встрѣчающіяся здѣсь, указанія, а также и автобіографическія данныя автора.

Въ тѣхъ же памятникахъ много есть любопытнаго для выясненія тогдашнихъ государственныхъ и племенныхъ отношеній и соціальной жизни. ІІруденцій въ Contra Symmachum libri говоритъ о движеніи Алариха съ вестготами, его угрозахъ Риму, о побѣдѣ римлянъ ‘). Алцимъ Экдицій А витъ, въ стихотвореніи De spirit, hist, gestis, останавливаясь на несчастіяхъ, которыя пришлось перенести потомкамъ- согрѣшившихъ прародителей, именно—потокахъ крови, опустошеніи знаменитѣйшихъ городовъ, превращеніи господъ въ рабовъ и т. д., описываетъ, какъ можно думать, явленія, современныя автору 2). Авторъ стихотворенія De procidentia Dei, относимаго къ 415 или 416 г., сообщаетъ данныя объ опустошеніяхъ, причиненныхъ вандалами и готами въ южной Галліи, отъ которыхъ страдалъ и народъ и духовенство, въ томъ числѣ—о сожженіи храмовъ 3), объ оскверненіи богослужебныхъ сосудовъ, объ обидахъ, причиненныхъ дѣвственницамъ и вдовамъ благочестивымъ и объ убіеніи даже тѣхъ, которые привыкли проводить жизнь въ уединенныхъ пещерахъ, прославляя Бога день и ночь. Одинъ и тотъ же

') И, 695 ss. -) Migne, ІЛХ, М3. С.

3) Carmen L)e prov. divina (въ 51 томѣ лат. патр. Миня, col. 617 ss.),

V. 45 ss.

вихрь унесъ и добрыхъ и худыхъ. Священники (sacerdotes) мучимы были такъ же, какъ и народъ: ихъ бичевали, жгли на огнѣ, заключали въ оковы '). О тѣхъ же опустошеніяхъ, въ которыхъ гибли цѣлыя семьи и при которыхъ вновь возстанов-лялось рабство, объ этомъ тяжеломъ времени, когда «вся Галлія дымилась какъ одинъ костеръ» * 2), говоритъ и Оріенцій въ Commonitorium.

При чтеніи стихотвореній древне-латинскихъ христіанскихъ поэтовъ бросаются въ глаза и многія другія характерныя частности, въ родѣ выраженнаго въ Psychomachia представленія о томъ, что Роскошь (Luxuria), выѣзжающая на борьбу съ добродѣтелями, ѣдетъ съ запада (oeciduis niundi de finibus) 3), или указанія въ письмѣ Павлина къ Цитерію на бродяжничество нѣкоторыхъ тогдашнихъ монаховъ ради сборовъ подаяній4), или сообщенія Авита о начитанности его сестры Фусцины въ Библіи и о знакомствѣ ея съ священной поэзіей (nec si quid sacrum nostri cecinere poetae te latet) 5), сообщенія, вообще характернаго для тогдашнихъ монахинь *).

А. Садовъ.

Обращаютъ особое вниманіе слова въ ст. 59—60: cum sacer ille senex plebem, usta pulsus ab urbe, ceu pastor laceras duceret exsul oves.

2) Commonit., II, 184.

3) v. 310; сравн. примѣч, къ этому стиху въ изданіи Миня.

4) Paulini Epist. ad Cytherium, ѵ. 323—332, въ Patr. lat., t. LXI. Срав. комментарій къ ст. 330.

s) Migne, LIX, 376. С.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.