МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
УДК 821.161.1
ЛАМБРОС КАЦОНИС В НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: НА ГРАНИ МЕЖДУ МИФОМ И ИСТОРИЕЙ
Л. С. БАНАХ,
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка, литературы и социолингвистики, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 295007, Симферополь, проспект академика Вернадского, 4, тел. +7 (3652) 25-3084, е-таН:ШуЬапа^@таН.ги.
Аннотация
Банах Л. С. Ламброс Кацонис в новейшей русской литературе: на грани между мифом и историей.
Целью статьи является раскрытие своеобразия литературного образа легендарного капера Ламброса Кацониса в исторической миниатюре В. С. Пикуля «Первый листригон Балаклавы» и в рассказах И.Г. Пащенко «Дом Качиони», «Визит». Исследование проводилось при помощи герменевтического подхода, сопоставительного и культурно-исторического методов.
В результате было установлено, что литературная интерпретация образа Ламброса Кацониса в произведениях Пикуля и Пащенко основывается на мифах, народных представлениях о непобедимом, мужественном, неустрашимом корсаре, что приводит к романтизации личности Кацониса в миниатюре Пикуля и к мифотворчеству в рассказе Пащенко. Обращение к преданиям о Кацонисе позволило Пащенко сделать более загадочной историю родного города, а Пикулю - показать историческую общность русского и греческого народов.
Ключевые слова: русская литература, историческая миниатюра, Пи© Л. С. Банах, 2018
куль, Пащенко, Ламброс Кацонис.
Summary
Banakh L. S. Lambros Katsonis in the Newest Russian Literature: Between Myth and History.
The purpose of the article is to study the peculiarity of the literary image of the legendary commander of the volunteer Greek Fleet Lambros Katsonis in the historical miniature of V. Pikul «The First Listrigon of Balaklava» and in the stories of I. Pashchenko «The house of Kachioni», «Visit». The study was conducted using the hermeneutic approach, comparative and historical methods.
It was found that the literary interpretation of the image of Lambros Katsonis in the works of Pikul and Pashchenko incorporates a lot of myths, people's views about invincible, indomitable, fearless pirate, the fact which leads to the romanticizing of the image of Katsonis in Pikul's miniature and to the mythmaking in the Pashchenko's story. The appeal to the myths about Katsonis allowed Pashchenko to make the history of his native city more mysterious, and to Pikul gave the opportunity to show the historical unity of Russian and Greek people.
Keywords: Russian literature, historical miniature, Pikul, Pashchenko, Lambros Katsonis.
В Исторические личности различных эпох часто становятся персонажами литературных произведений, но довольно редким явлением в русской литературе можно назвать выбор в качестве литературного персонажа исторической личности греческого происхождения. Речь идёт о Ламбросе Кацонисе, полковнике русской службы в 1788-1791 годах, памяти которого посвящены морская миниатюра В. С. Пикуля «Первый листригон Балаклавы» (1983 год издания) и рассказы И. Г. Пащенко «Дом Качиони», «Визит» из книги «Были-небыли Таганрога» (2012 год издания).
Литературоведческое исследование этих произведений представляется актуальным для понимания сути взаимодействия русского и греческого народов в восемнадцатом веке, когда был заложен прочный фундамент дружбы между Россией и Грецией и произошла новая волна иммиграции греков в Крым. Литературная интерпретация образа Ламброса Кацони-са вбирает в себя множество мифов, сложившихся вокруг этой исторической личности. Эти мифы не только легли в основу произведений литературы романтизма, но продолжают инте-
ресовать и современных писателей, подтверждением чему служат произведения В. Пикуля и И. Пащенко. Понимание мифов о Кацонисе позволит лучше представить греческий национальный характер, аккумулятивно отображённый в образе легендарного капера.
В отечественной исторической науке есть ряд серьёзных исследований о роли Ламброса Кацониса в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., а именно: монографии Ю. Д. Пряхина «Ламброс Кацонис в истории Греции и России» (2004), «Лам-брос Кацонис: личность, жизнь и деятельность, документы архивов» (2011), диссертация Панайотиса Николаса Стаму «Офицер Ламброс Кацонис и лёгкая российская флотилия в Средиземном море» (2009).
В греческом фольклорном наследии существует ряд исторических народных песен («Н vau^axia Лфпрои Ката^п Kai екатратаа», «Тои Ла^прои Ката^п», «Mia npouaTaYH ^аЛп» и др.), где восхваляются подвиги и мужество Ламброса Кацониса, отмечаются его харизматический лидерский склад характера, непобедимое стремление к свободе, неукротимый боевой дух, почтение к святыням своей страны. О неугасающей популярности личности Ламброса Кацониса в Греции свидетельствует ряд биографических романов (Mapia Мои^акп - XiovaTOu «Ла^прод KaTawvq? - О Коираарод тпд Леитерюд», 2017, Г£wpYюg Роиааод «О коираарод тои А^юи», 2005, Такпд Лаптад «О 6aЛaaaо^axод тои AiYatou. Ла^прод ^та^п?», 1961), драматургических произведений (П£трод ХоитфСфпд «Ла^прод ^та^пд. О 6aЛaaaо^axод тои А^юи», 2011).
В отечественном литературоведении отсутствуют критические работы, посвящённые литературным интерпретациям личности и деятельности Ламброса Кацониса, что позволяет говорить о новизне предлагаемого исследования, целью которого является рассмотрение литературного образа Ламброса Кацониса в исторической миниатюре В. С. Пикуля «Первый
листригон Балаклавы» и в книге И. Г. Пащенко «Были-небыли Таганрога». Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) раскрыть особенности жанра миниатюры на примере произведения Пикуля «Первый листригон Балаклавы»; 2) определить степень романтизации личности Кацониса у Пикуля; 3) сопоставить литературный портрет Кацониса у Пикуля и у Пащенко; 4) выявить цели обращения обоих авторов к образу Кацониса.
Ламброс Кацонис (Качони, Кационис) (1752-1805) - национальный герой Греции, знаменитый капер времён правления Екатерины II, 35 лет прослужил на российском флоте, стал капитаном 1 ранга, командующим эскадрой и кавалером ордена Святого Георгия 4-ой степени. В знак признания выдающихся боевых заслуг Кацониса перед Россией ему было разрешено носить феску, на которой серебром было вышито изображение женской руки и надпись: «Под рукой Екатерины». Кацонис стал основателем Ливадии на Таврическом берегу, дав имя своего родного города подаренному императрицей поместью [3, с. 7].
Дань уважения полковнику русского флота отдаёт Валентин Пикуль в исторической миниатюре «Первый листригон Балаклавы», входящей в цикл «Морских миниатюр». Каждая историческая миниатюра В. Пикуля рассказывает о личности, внесшей свой вклад в ход российской истории, но зачастую незаслуженно забытой.
В литературоведении жанр исторической миниатюры остаётся слабо изученным. В краткой литературной энциклопедии даётся следующее определение: «миниатюра - маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности...» [4, с. 844]. В исторической миниатюре при высокой концентрация деталей, фактов, автор даёт свою характеристику и оценку. Как отмечает Чойнжурова Ю. Ж., миниатюра характеризуется «всегда насыщенной авторской экспрессией» [8, с. 5], а «сильно
выраженное авторское начало способствует ослабленности фабулы, фрагментарности и отрывочности текста» [8, с. 8]. Историческая миниатюра не предполагает динамики сюжета, события представлены как описание жизненного факта со слов автора-рассказчика. Так, содержательными рамками миниатюры «Первый листригон Балаклавы» являются рождение и смерть Ламброса Кацониса, кульминацией выбрана встреча опального корсара с Екатериной Великой, его совет ей лечить язвы холодной морской водой и её смерть, ставшая для Кацониса завершением его военной карьеры в российском флоте. В миниатюре соблюдается принцип исторической правдивости: приводятся точные даты, цифры, топонимика, цитаты из депеш Кацониса, из письма султана Абдул-Гамида Кацонису, из Манифеста Ламброса к греческому народу, указываются фамилии многих исторических личностей, но при этом Пикуль приводит все мифы, которые были ему известны: «что Ламбро Качиони ускорил смерть русской императрицы» [6, с. 458], что жена его была «красивой левантинкой, которую тот добыл при абордаже турецкого корабля, а уж потом влюбился в неё» [6, с. 458], «что в 1806 году Качиони снова появился в Средиземном море, где и корсарствовал по-прежнему» [6, с. 464]. Эти переплетения исторической правды с вымыслом повышают любопытство читателя, усиливая эмоциональную окраску текста, чему в немалой степени способствуют и синтаксические выразительные средства: умолчание, восклицательные и вопросительные конструкции, предложения с многосоюзной связью, вставки.
Если в греческом фольклоре и литературе основное внимание уделено военной деятельности Кацониса, его противостоянию с турками, то у Пикуля Ламброс скорее выступает как романтический герой, жизнь которого полна курьёзов, необычных событий и героических сражений.
Образ Кацониса вполне вписывается в романтический канон. Для него Свобода - самое важное благо в жизни, ради
неё не страшно и умереть. «Меня усмирит только смерть или свобода Греции», - писал Кацонис султану Абдул-Гамиду. В отличие от героев романтиков Кацонис протестует не против мира в целом, а против политики Екатерины Великой, не поддержавшей греков в их национально-освободительной борьбе и подписавшей мирный договор с Турцией. Пикуль намеренно называет Кацониса корсаром, следуя романтической тенденции, начатой ещё Дж. Г. Байроном в поэме «Корсар», 1813, ведь прототипом главного героя поэмы стал именно Ламброс Кацонис, о чём мы узнаём из примечания, где сам Байрон дал такую справку: «Ламброс Кацони, грек, знаменитый своей борьбой в 1789-1790 годах за независимость своей родины. Покинутый русскими, он сделался пиратом... Он и Рига - два самых знаменитых из числа греческих революционеров» [2]. Кроме того, упоминание о Ламбросе Кацонисе встречаем в повести Байрона «Абидосская невеста», 1813, где есть такие строки: «Меж ними много душ высоких И много замыслов глубоких; Здесь вольностью оживлены, Застывши бедствия былые, Друзья Ламброса удалые, Отчизны верные сыны» [2, с. 74].
Ни разу в миниатюре Пикуля не упоминается, что на самом деле Кацонис был капером, занимаясь «.с ведома или же прямого разрешения своего правительства. преследованием и захватом коммерческих неприятельских судов или судов нейтральных стран, перевозивших контрабандные грузы в пользу воюющей страны» [3, с. 53]. На мачтах кораблей каперской флотилии Ламброса Кацониса развевался Андреевский флаг, а офицеры были одеты в российские морские мундиры. «Особое значение придавалось полной согласованности действий государственного флота с лёгкой греческой флотилией в планировании боевых операций» [3, с. 53].
Литературный портрет Ламброса Кацониса в миниатюре Пикуля создан из следующих гиперболизированных характеристик: свирепый, неутомимый, верящий в свою удачу, бесстрашный, беспокойный, справедливый. То есть, Пикуль полностью следует традиции романтизации личности Кацониса, ни разу не упомянув о промахах и отрицательных чертах знаменитого грека. Тонкий знаток истории Греции Г. Л. Арш отмечает: «Историческая миссия Ламброса Кацониса состояла в том, что его освободительная акция, несмотря на её неудачу, стала вдохновляющим стимулом для греков в их борьбе за освобождение» [1, с. 141]. Деятельность Кацониса доказала грекам, что им надо самим спасать свою родину, а не ждать освобождения от «русой нации». В целом В. Пикуль обращается к образу Кацониса, чтобы показать родство русского и греческого народов, поскольку «... исторические чаяния греков о национальной свободе неизбежно переплетались с чаяниями россиян, отчего давняя дружба Греции и России всегда была, есть и будет достойной нашего внимания» [6, с. 458].
Современный русский писатель И. Г. Пащенко посвящает семье Качиони рассказы «Дом Качиони» и «Визит» в своей книге «Были-небыли Таганрога» [5, с. 178-191]. В основе книги - путешествие по улицам г. Таганрога с целью знакомства читателя со знаменитыми людьми, жившими в этом городе и с необычными событиями, переросшими в предания. В основном прогулка ведётся по улице Греческой, которая располагается в центральной исторической части Таганрога и имеет общую протяжённость 2165 метров [5, с. 87]. На этой улице под номером 47 расположен дом Качиони, где жил внук Ламброса Александр: «Не дворец, не особняк, но нырнёшь в его биографию - а там необыкновенная судьба знаменитой корсарской семьи Качиони во всех красках!» [5, с. 178]. В этом рассказе Пащенко представил художественную биографию Кацониса, дополнив её интертекстуальными элементами (цитатами из Указа Екатерины II, письма Потёмкина Екатерине Великой, из
записки Павла I Кацонису, письма Кацониса Потёмкину). Этапы жизни Кацониса представлены избирательно, в основном приведены самые яркие события жизни греческого патриота и добавлена информация о его потомках в истории России. В рассказе «Дом Качиони» писатель приводит самые курьёзные случаи из жизни Кацониса, следуя всем известным ему мифам об отважном, решительном корсаре.
В основу сюжета рассказа «Визит» Пащенко вложил предположение, выдвинутое французским историком Эрнестом Лависсом о том, что Ламброс Кацонис остался жив после отравления, и, инсценировав свою смерть, уехал в Грецию продолжать борьбу за свободу своей страны. На версию о мнимой смерти Кацониса в Крыму и на возможное мифотворчество автора намекает уже эпиграф из поэмы Байрона «Корсар»: «Вдруг жив Корсар: а слава - на века». В рассказе фигурирует письмо Ламброса внуку Александру, где он сообщает: «Вернулся я в отеческие пенаты, в Беотию, воевал за свободу Греции, участвовал во всех русско-турецких войнах. Бок о бок с Александром Маврокордато поднимал восстание в Миссолонги, был ранен в битве при Пете. Оплакивал смерть великого Байрона. Был в Севастополе в самом пекле осады. Сколько раз мне приходилось умирать и возрождаться в ином обличии, начинать всё сызнова. [5, с. 189]. Здесь, скорее всего, можно говорить не об образе самого Кацониса, а о стилистическом приёме антономазии, когда под именем «Кацонис» понимаются все греческие патриоты, сражавшиеся так же отчаянно, как и он за свободу своей родины.
Литературный портрет Ламброса Кацониса в книге И. Пащенко не содержит столько преувеличений, сколько их находится в характеристике, данной Пикулем. Так, Пащенко отмечает смелость, предприимчивость Кацониса, его практичность, целеустремлённость, гордость, бескомпромиссность, то есть соединяет характеристики романтического и реалистического героев. Пащенко прибегает к мифотворчеству, создавая свою
версию продолжения жизни Кацониса и наличия его связи с потомками в виде письма, в котором Ламброс предлагает сыновьям и внуку дар долголетия в надежде на помощь ему в деле борьбы за счастье Греции. Обращение к мифам о Кацо-нисе позволило Пащенко сделать более загадочной историю родного города, показать переплетение историй разных стран в истории одной семьи.
Таким образом, литературный образ Ламброса Кацониса, созданный в произведениях В. Пикуля и И. Пащенко, вбирает в себя многое из народной мифологии, т.е. больше опирается на народные представления о непобедимом, неукротимом, бесстрашном корсаре, воевавшем за свободу Греции. Кроме того, в описании деятельности Кацониса у Пикуля просматривается романтическая традиция, начатая ещё Дж. Байроном, поскольку ореол корсара позволяет придать большей привлекательности образу и эпатирует читателя. Пащенко создаёт свою версию продолжения мифа о Кацонисе, желая придать большей мистичности своему многонациональному городу и происходящим там событиям, а также имея намерение подчеркнуть тот факт, что память о легендарном греке будет жить вечно.
Список использованных источников
1. Арш Г. Л. К вопросу об оценке Ламброса Кацониса в историографии // Вопросы истории. 2015. № 4. С. 137-141.
2. Байрон Д. Г. Абидосская невеста // Собрание сочинений в 4 т. / Пер. Ивана Козлова. М.: Правда, 1981. Т. 3. С. 46-84.
3. Земляниченко М. А. Ливадия доимператорская: от отважного корсара Кацониса до польского аристократа Потоцкого. Симферополь: Бизнес-Информ, 2010. 112 с.
4. Левицкий Л. А. Миниатюра // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / под общ. ред. А. А. Суркова. М.: Советская энциклопедия, 1967. Т. 4. С. 844.
5. Пащенко И. Г. Были-небыли Таганрога. Таганрог: Луко-
морье, 2012. 330 с.
6. Пикуль В. С. Реквием каравану PQ-17: докум. трагедия; Мальчики с бантиками: повесть; Морские миниатюры / Валентин Пикуль; [сост. и комм. А. И. Пикуль]. М.: Вече, 2017. 592 с.
7. Пряхин Ю. Д. Ламброс Кацонис: личность, жизнь и деятельность, документы архивов. СПб.: Петрополис, 2011. 484 с.
8. Чойнжурова Ю. Ж. Поэтика жанра миниатюры в русской литературе Бурятии второй половины XX века // Автореф. дис. ...канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2005. 23 с.