Научная статья на тему 'Ламброс Кацонис: историографические заметки'

Ламброс Кацонис: историографические заметки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ламброс Кацонис: историографические заметки»

Григорий Львович АРШ

Ламброс Кацонис: историографические заметки

Ламброс Кацонис (Качиони) — значимая фигура в истории Греции и России. В период русско-турецкой войны 1787—1791 гг. он организовал добровольческую флотилию, которая четыре года сражалась на Средиземном море и отвлекла значительные силы турок от основного, Черноморского театра войны. Военные заслуги Кацониса были высоко оценены Екатериной II: он был произведен в чин полковника и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. После завершения войны этот грек и российский офицер, возмущенный тем, что Ясский мир игнорировал права его соотечественников, продолжил войну с целью полного или частичного освобождения Греции. Эти самостоятельные действия Кацониса вызвали исключение его с российской службы.

Разные аспекты деятельности русско-греческого военачальника определили различие историографического подхода к ее изучению. Хотя в дореволюционной России не вышло какого-либо специального исследования о Кацонисе, но в истории российского военного флота он фигурировал как храбрый военачальник, проявивший себя во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг. в качестве командира добровольческой флотилии, воевавшей против турок на Средиземном море. Некоторые его донесения об этих операциях включены в тома серийного издания по истории русского флота, которые были изданы в конце XIX в.1 Тогда же вышли сборники военно-исторических материалов, посвященных Г.А. Потемкину. Они свидетельствуют о той высокой оценке, которую русский главнокомандующий давал действиям мужественного греко-русского воина2.

°°':>0<х><>с>0<х>^^ Г.Л. Арш оооооо-хх^^

В Греции исследования о Кацонисе начались раньше, чем в России: в 50-70-е годы XIX в. Связано это было не только с тем, что в стране живы были тогда воспоминания о подвигах героев революции 1821—1829 гг., что еще жили и некоторые из самих этих героев, но и с тем, что целый ряд событий середины XIX в. напоминал грекам, что борьба за осуществление целей и идеалов этой революции еще не завершена. И греки продолжали свою борьбу. Напомним Критское восстание 1866—1869 гг., активное участие греков в Крымской войне и в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

Для осуществления своих целей греки искали опору в деяниях своих предков; тогда же в Греции стали появляться и первые биографии Ламброса Кацониса. В феврале 1859 г. в газете «Эльпис» вышла одна такая биография, автором которой был Анастасиос Палеологос. По сведениям современного греческого историка П. Стаму, А. Палеологос был одним из доверенных лиц Л. Кацониса, неоднократно выполнявшим его ответственные поручения3. Эта биография стала важным источником для некоторых последующих биографов греческого национального героя, в частности, для П. Майякоса, опубликовавшего свой труд уже в 1932 г. 4

Но биография А. Палеологоса не была первой биографией Л. Кацониса, вышедшей в Греции. За четыре года до нее Д. Лаконос опубликовал краткую биографию Кацониса. Она основывается на устных рассказах земляков этого воина. В начале своей работы автор объясняет мотивы, которые побудили его взяться за жизнеописание своего знаменитого земляка: «Я счел хорошим делом представить здесь эту краткую биографию, для того чтобы не были преданы забвению деяния, предвещавшие славную революцию 1821 г.»5. Заметим, что этот же побудительный мотив вдохновлял и других биографов Кацониса.

Важным шагом на пути изучения жизни и деятельности Кацониса стало открытие текста его манифеста. Эта заслуга принадлежит профессору С. Куманидису, который обнаружил текст манифеста на новогреческом языке (как выяснилось позднее, оригинал его был на итальянском) и опубликовал его

в 1864 г. в журнале «Пандора». Этот манифест, будучи важным документом греческого национально-освободительного движения, с тех пор публикуется или трактуется всеми биографами знаменитого борца за свободу 6.

Тему «Кацонис» греческие историки продолжали изучать и в ХХ в. Большое внимание ей уделил известный греческий историк Г. Кольас в своей монографии «Греки во время русско-турецкой войны (1787—1792)». Как считает автор, освободительная акция Кацониса оказала большое воздействие на мироощущение греков: «Второй раз убедились греки [первый раз это произошло, по мнению автора, в период русско-турецкой войны 1768—1774 гг. — Г. А.] в том, что свобода не будет им предложена как дар с чьей-то стороны, но если они действительно жаждут получить ее, то они сами должны ее завоевать. Более того, подвиги Кацониса показали им, что Османская империя не столь страшна, как ее представляли»7.

После Второй мировой войны объем исследований о Ка-цонисе и его подвигах в Греции возрос, что было связано, как представляется, с поиском греческим обществом ориентиров в прошлом для непрекращавшейся борьбы за свободу и демократию. В научный оборот были вовлечены и новые источники, главным образом, из зарубежных архивов.

Весьма важную и полезную работу проделал греческий историк К. Мердзиас, опубликовав найденные им в венецианских архивах материалы о своем знаменитом соотечествен-нике8.

Заметный вклад в расширение источниковой базы о действиях Л. Кацониса внес директор Главного государственного архива Греции профессор Е. Протопсалтис, опубликовав рукопись, содержащую сообщения байло (венецианский посланник) реис-эфенди (министр иностранных дел Порты) о мерах, принятых венецианскими властями против Кацониса и его сподвижников9. В другом своем сообщении Е. Протоп-салтис опубликовал черновик петиции, с которой Л. Кацонис обратился 10 марта 1794 г. в военное ведомство России. Комментируя события, происшедшие после разрыва Кацониса с властями России, публикатор документа приходит к выводу,

что, несмотря на этот разрыв, правительство России продолжало покровительствовать семье Л. Кацониса и его приверженцам. Автор, в частности, пишет: «На основании уже известных и опубликованных источников мы пришли к выводу, что российский двор, хотя и осудил Ламброса после его мятежа, но несмотря на это приложил большие усилия для освобождения его семейства, которое, переселившись из Итаки, было заключено венецианцами в тюрьме на Керкире. А затем он приложил свои усилия и ради приверженцев Ламброса, которые были арестованы венецианцами, и особенно тех, которые были выданы туркам, как на Ионических островах, так и в Далмации, и были в оковах перевезены в Константинополь»10.

Большую важность для изучения жизни и деятельности Кацониса представляет и монография греческого исследователя И. Георгиу «Морской борец Ламброс Кацонис»11. Книга эта основана на неопубликованных материалах французских архивов, в том числе архива министерства иностранных дел Франции, а также греческих архивов, в их числе Главного государственного архива Греции и архива Исторического и этнологического общества Греции. В приложении к своей книге Георгиу опубликовал 379 документов из французских архивов. Франция, как известно, имела тогда сильные позиции в Османской империи. Со второй половины XVIII в. ее политические и экономические позиции в Греции начала оспаривать Россия. Российские акции в Восточном Средиземноморье встречали недоброжелательное отношение и прямую враждебность французских агентов. Недоброжелательным было и отношение представителей Франции к освободительной акции Кацониса. Известно, что в операции турецкой эскадры против Кацониса и его приверженцев участвовал и французский фрегат.

Несмотря на эту политическую обстановку, некоторые французские дипломаты и военные (надо отдать им должное) объективно оценили героическое поведение Кацониса и его приверженцев в их борьбе за свободу. Так, французский адмирал А.Ти, бывший свидетелем сражения в июне 1790 г. маленькой эскадры Л.Кацониса с турецко-алжирским флотом,

записал в своем дневнике: «Я из истории знаю очень хорошо нацию греков. Но думая, что обстоятельства порабощения отдалили от них образование, отдалили и культуру, я заблуждался. Вижу теперь своими глазами, что их храбрость сохраняется сейчас, как и в прошлом». Французский же консул в Смирне (Измир) Жасо писал в 1809 г. о той роли, которую сыграл Кацонис в завоевании Грецией независимости: «Если когда-либо греки заблистают среди независимых наций, то они должны ставить памятники Ламбросу, который являлся восстановителем их свободы»12.

Серьезный вклад в изучение истории Кацониса внесла работа Д. Вайякакоса «Ламброс Кацонис и Мани» (греческий титул работы см. в предыдущей сноске). Содержание работы значительно выходит за рамки ее названия. Автор использовал широкий круг греческих и иностранных источников и привел большую библиографию по своей теме.

К числу дискуссионных вопросов, обсуждаемых на страницах книги, можно отнести отношение маньятов (жителей Мани) к акции Кацониса. По мнению автора, содержащиеся в некоторых венецианских документах свидетельства о том, что эти воинственные горцы были враждебны к патриотическому предприятию отважного моряка, не соответствуют действи-тельности13.

В заключение автор отмечает, что Кацонису принадлежит выдающееся место в борьбе Греции за освобождение. По его словам, «эпоха и борьба Ламброса были утренней зарей большого национального восстания 1821 г. И не замедлил прийти тот благословенный час, в каком хотя Ламброс и не присутствовал, но мечта его была осуществлена героическим поколением 1821 года»14.

К концу XX в. в Греции была создана значительная источ-никовая база для изучения жизни и деятельности Кацониса, состоявшая из работ и публикаций документов не только греческих, но и французских и венецианских архивов. Но до этого времени греческим исследователям были почти не известны российские архивные материалы о Кацонисе. Пробел этот был ликвидирован в 2004 г. с выходом в свет книги Ю.Д. Пря-

хина «Ламброс Кацонис в истории Греции и России». Книга стала первой русской биографией знаменитого воина Греции и России. Основываясь на материалах двух центральных российских архивохранилищ — Российского государственного исторического архива и Российского государственного архива военно-морского флота, автор не ограничивается биографическими данными о самом Кацонисе, но и приводит сведения

0 его ближайших соратниках. Читатель получает также достоверную информацию о составе добровольческой флотилии Кацониса, численности команд ее судов и количестве пушек на их вооружении. Прослеживается драматическая судьба многих людей из состава флотилии, которые попали в плен к туркам и были казнены. 26 документов из числа использованных автор публикует в приложении к своей книге. Уже через год монография была переведена на новогреческий язык.

Большие усилия по изучению жизненного пути Кацони-са и существующей о нем библиографии предпринял также греческий историк Панайотис Стаму. Итоги своих трудов он изложил в 2012 г. в обширной, хорошо документированной книге15. П. Стаму принадлежит и заслуга основания в Ливадии музея Кацониса и регулярного выпуска периодического (раз в три месяца) издания «Лацлро^ Катаюуп9>.

Систематическое и упорное исследование материалов российских архивов, касающихся жизни и деятельности Лам-броса Кацониса, продолжил и Ю.Д. Пряхин. Большую научную ценность представляет публикация 165 документов в приложении к его новой работе «Ламброс Кацонис: личность, жизнь и деятельность; документы архивов» (СПб, 2011), благодаря которой значительно расширилась источниковая база по этой проблематике. Документы эти, в частности, свидетельствуют о высокой эффективности операций флотилии Кацониса на турецких коммуникациях в Средиземном море. В Константинополе искали способ заставить отважного моряка прекратить свои действия. Об этом свидетельствует любопытный документ, публикуемый Ю.Д. Пряхиным: письмо от

1 февраля 1790 г. драгомана флота (помощник командующего турецким флотом) С. Мавроениса Л. Кацонису (с. 301). В этом

письме турецкий чиновник от имени султана Селима III предлагал командиру греческой добровольческой флотилии прекратить свою борьбу. В обмен султан обещал возвести российского офицера и греческого воителя в ранг бея и предоставить ему в наследственное владение любой (по его выбору) остров Архипелага. Воевавшим же вместе с ним морякам, так же как и ему самому, обещалось полное прощение и освобождение их самих и их потомков от налогов. Нет надобности говорить, какой была реакция на эти посулы отважного грека, посвятившего всю свою жизнь борьбе против османского ига.

Все рассмотренные документы и свидетельства характеризуют Ламброса Кацониса как отважного русского офицера, открывшего в 1788—1791 гг. фактически второй фронт морской войны на Средиземном море. Но кроме того, — и это главное, — освободительная акция Кацониса в 1792 г. произвела огромное впечатление на греков и стала вдохновляющим примером для борцов революции 1821 г.

Все эти оценки основываются на более чем полутораве-ковых исследованиях, проведенных греческой и российской историографией. Они подкрепляются и свидетельствами современников: французов, венецианцев и самих турок. Однако несмотря на все эти бесспорные и авторитетные данные, доктор исторических наук Г.А. Гребенщикова попыталась пересмотреть сложившуюся оценку личности и деятельности Ламброса Кацониса. В тексте 2-го тома своей монографии «Черноморский флот в период правления Екатерины II» (СПб, 2012) она назвала его «бандитом», «преступником», «лжецом», утверждая, что никаких подвигов Кацонис не совершил, а все они были «приписаны» ему современными российскими историками. Разумеется, такая, мягко говоря, странная оценка личности национального героя Греции, заслуженного русского офицера не могла не вызвать соответствующей реакции специалистов, сформулировавших свою позицию в ряде публикаций16. Авторы показывают, что для обоснования своих очернительских взглядов Г.А. Гребенщикова субъективно трактует документы, передергивает факты, что в целом ее изложение характеризуется научной недобро-

совестностью и предвзятостью. Подобная методика работы характеризует и ее статью, опубликованную в 2013 г. и также наполненную необоснованными обвинениями в адрес Кацо-ниса (Вопросы истории. 2013. № 10). При этом автор пытается найти опору своей позиции в некоторых материалах Архива внешней политики Российской империи.

Хочу высказать свои соображения по этому поводу. Действительно, в греческом обществе наряду с многочисленными приверженцами Кацониса существовали и его противники. Об этом было известно и российскому верховному командованию. Так, Г.А. Потемкин в своем ордере от 24 декабря 1790 г. (4 января 1791 г.) генерал-майору В.С. Томаре, назначенному главнокомандующим всеми российскими флотилиями на Средиземном море, писал: «Я получаю письма от разных их [греков. — Г. А.] обществ: одни из них жалуются на полковника Качони, другие им довольны»17. Главнокомандующий не уточняет, какие «греческие общества» жаловались на Кацониса. Но у нас есть бесспорные сведения, что к числу ярых противников греческого военачальника относились жители острова Идра. Остров этот являлся важным центром греческого судоходства. Судовладельцы Идры активно участвовали в прибыльной морской торговле Леванта, и турки до поры до времени не трогали их; в обмен идриоты обслуживали их, посылая в помощь турецкому флоту на Черном море вспомогательные суда, команды которых состояли из моряков Идры. Протурецкая позиция идриотов и лежала в основе конфликта между ними и Кацо-нисом. Французский дипломат и купец Ж. Лазаль, долго живший в Греции и хорошо знавший местную обстановку, в 1792 г. писал об этом: «Идриоты на всем протяжении войны усердно служили туркам и проявили себя врагами грекорусских»18.

К сожалению, определенную лепту в нападки на Кацониса внесли и контр-адмирал С.С. Гиббс и генерал-майор А.К. Псаро, поочередно командовавшие русскими флотилиями на Средиземном море после отъезда в Россию в июне 1789 г. генерал-поручика И.А. Заборовского. Оба офицера слали жалобы на отважного моряка, обвиняя его в нарушении дисциплины и неподчинении их приказам. Так, А.К. Псаро в

донесении вице-канцлеру И.А. Остерману в декабре 1789 г. обвинял Кацониса в том, что тот «в неповиновении к вышним уже облечен»19.

Следует здесь иметь в виду, что оба высших офицера в той или иной мере были информированы о сокровенных политических планах Кацониса. Так, Гиббс получил от «Ивана Бази-левича» (так он фигурирует в документе), секретаря Кацони-са, впоследствии поссорившегося с ним, сообщение о том, что главное намерение командира флотилии состоит в том, чтобы, «прилагая греческий народ к возмущению, возвратить от турок греческое царство»20. Контр-адмирал, вероятно, рассчитывал с помощью этого сообщения скомпрометировать Кацониса и обвинить его «в недисциплинированности» и в выходе за рамки его служебных инструкций.

Однако для значительной части греческого общества освободительные планы Кацониса открывали путь к освобождению от османского ига, и оно поддерживало их. Эти освободительные планы Кацониса и подвиги в их осуществлении не являются какой-то выдумкой российских историков, но уже два века являются незыблемой частью освободительной идеологии греческого общества. Об этом говорят свидетельства разных, независимых друг от друга, исторических источников. Так, Э. Ксантос, один из основателей созданного в 1814 г. тайного общества Филики Этерия, писал, что, готовя свое освободительное восстание, они вдохновлялись примером Ламброса Кацониса и другого мужественного борца за национальное освобождение — Ригаса Велестинлиса21.

Особенно вдохновляющую роль образ Кацониса стал играть после начала в Греции в 1821 г. национально-освободительной войны. В период революции 1821—1829 гг., ознаменованной беспримерным героизмом греческого народа, греки не только отдавали должную дань подвигам ее героев, но и вспоминали тех, кто раньше с оружием в руках боролся за освобождение своей страны. Это в полной мере относилось и к Кацонису, а также касалось не только самой Греции, но и греческих зарубежных общин. Так, русский общественный деятель Н.В. Сушков, посетивший Крым в период Греческой ре-

волюции, пишет в своих записках: «Еще в 1822 году я слышал, как балаклавские и прочие греки с восторгом вспоминали о богатырских подвигах на море и на суше Ламбро Качони»22.

После начала Греческой революции 1821—1829 гг. в России также вспомнили о Ламбросе Кацонисе. В русских изданиях, как и в воспоминаниях Э. Ксантоса, имя его упоминается наряду с именем Ригаса Велестинлиса. Так, в примечании к русскому переводу повести Дж. Байрона «Абидосская невеста» говорилось: «Ламбро Кациони известен подвигами своими 1789го и 1790го года, равно как и предприятиями, клонившимися к возстановлению Греции. Архипелаг был театром морских его поисков. Ламбро и Рига почитались отважнейшими из людей, мечтавших о независимости Еллады»23.

Операции Кацониса в Архипелаге не привели к освобождению Греции. Но они, несомненно, способствовали ему и оставили глубокий след в сознании греческого народа.

Примечания

1 Материалы для истории русского флота. Ч. ХШ—ХМ СПб, 1890-1895.

2 Сборник военно-исторических материалов. Вып. VII—VIII. СПб, 1894-1895.

3 1та^ои П. Лацпро^ Ката^г^. Текцгр1а 1атор1а^-Лаоураф[а^-парабоа1^. Лера-баа, 2012.

4 Мау(.акои П. О Лацпро^ Ката^г^ (1752—1804). А8г^а1, 1932.

5 1тацои П. О.п. ... I. 470.

6 В России манифест Ламброса Кацониса был впервые опубликован (во французском переводе) в 1883 г. См.: Архив князя Воронцова. Кн. 29. М., 1883. С. 334—339. Публикацию современного манифесту перевода его на русский язык см.: Арш Г.Л. Россия и борьба Греции за освобождение: от Екатерины II до Николая I. М., 2013. С. 254—257.

7 КоА1а Г. О1 ЕЛЛг^е^ ката тоv Ршааотоирк1^ ПоЛeцоv (1787—1792). А8г^а, 1940. I. 93.

8 Мерт^ои К. №а1 е[бпае^ пергоэи Лацпрои Ката^г ка1 тои Avброuтаоu // Прауцате[а тг^ Акабгщ1а^ А8г^а1, 1959. Т. 23, ар. 3. I. 1—131.

9 ПрштофаАтп Е. !ицроЛг| е^ т^ ютор[а тои Лацпрои Ката^г (1792). А8г^а1, 1958.

10 О 1бю^. №а1 eреuvаl пер[ тои Лацпрои Ката^г ка[ тшv опаб^ тои. А8г^ац, 1960. I. 83.

11 Гешруюи Н. О 0аЛааоца%о^ Лацпрои Ката^г^. А8г^а1, 1974.

12 Вау1акакои й. О Лацпро^ Ката^г^ ка1 г М^г. А8г^а1, 1994. I. 21, 74.

13 О.п. I. 57—59.

14 О.п. I. 74.

15 !тцои П. Лацпро^ Ката^г^. Текцпр1а 1атор1а^-Лаоураф1а^-парабоа1^. Лера-5е1а, 2012.

16 См.: Гергеос А., Николопулос И., Пряхин Ю.Д. Ради установления истины. СПб, 2014; Арш Г.Л. К вопросу об оценке Ламброса Кацониса в историографии // Вопросы истории. 2015. № 4.

17 Пряхин Ю.Д. Ламброс Кацонис, личность, жизнь и деятельность: документы архивов. СПб, 2011. С. 314.

18 Архив внешней политики Российской империи (далее - АВПРИ). Ф. Константинопольская миссия. Оп. 90/1. Д. 1080. Л. 5.

19 АВПРИ. Ф. Сношения России с Турцией. Оп. 89/8. 1789. Д. 2111. Л. 102.

20 АВПРИ. Ф. Сношения России с Турцией. Оп. 89/8. 1789. Д. 2114. Л. 8.

21 Арш Г.Л. Этеристское движение в России. М., 1970. С. 168.

22 Кое-что о временах Екатерины 11-й (из записок Н.В. Сушкова) // Русский архив. М., 1865. С. 1508.

23 Вестник Европы. 1821. Ч. 120. № 20. С. 256-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.