Научная статья на тему 'Истинный писатель - тот, кого читают: к юбилею Валентина Саввича пикуля'

Истинный писатель - тот, кого читают: к юбилею Валентина Саввича пикуля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
489
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕНТИН САВВИЧ ПИКУЛЬ / ПИСАТЕЛЬ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / РОМАН / КНИГИ / ИСТОРИЯ / ЭЛИТАРИЗМ / ДИЛЕТАНТИЗМ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коровин А.Е., Кривец А.С., Мельников Р.Е., Чурилов Л.П.

Миновало 90 лет со дня рождения большого русского писателя Валентина Саввича Пикуля. Его жизнь кажется неожиданной с самого начала и до конца. Прошедший очень юным Великую Отечественную войну, самоучка, сын украинского рабочего-шорника и псковской крестьянки, не получивший даже полного среднего образования, он стал отечественным феноменом XX века, повлиял на массы читателей, заставив их проникнуться интересом к русской истории. Желание постоянного самообразования, творческая одержимость, уникальная манера повествования, уважение к читателю, чёткое осознание своего места в современной литературе сделали его поистине народным писателем, одним из самых читаемых в русском мире, нашедшем своё счастье в любимом деле и работе, которая стала не просто частью его жизни, но и самой его жизнью. Творчеством В.С. Пикуля великая русская литература ответила на приближение эпохи постмодерна (4 рис., библиография 9 ист.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истинный писатель - тот, кого читают: к юбилею Валентина Саввича пикуля»

РАЗДЕЛ IX

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 82(091)

12Коровин А.Е., 1Кривец А.С.,

1 Мельников Р.Е., 2Чурилов Л.П.

ИСТИННЫЙ ПИСАТЕЛЬ - ТОТ, КОГО ЧИТАЮТ: К ЮБИЛЕЮ ВАЛЕНТИНА САВВИЧА ПИКУЛЯ

1 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова;

2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Резюме.

Миновало 90 лет со дня рождения большого русского писателя Валентина Саввича Пикуля. Его жизнь кажется неожиданной с самого начала и до конца. Прошедший очень юным Великую Отечественную войну, самоучка, сын украинского рабочего-шорника и псковской крестьянки, не получивший даже полного среднего образования, он стал отечественным феноменом XX века, повлиял на массы читателей, заставив их проникнуться интересом к русской истории. Желание постоянного самообразования, творческая одержимость, уникальная манера повествования, уважение к читателю, чёткое осознание своего места в современной литературе - сделали его поистине народным писателем, одним из самых читаемых в русском мире, нашедшем своё счастье в любимом деле и работе, которая стала не просто частью его жизни, но и самой его жизнью. Творчеством В.С. Пикуля великая русская литература ответила на приближение эпохи постмодерна (4 рис., библиография - 9 ист.). Ключевые слова: Валентин Саввич Пикуль, писатель, произведение, роман, книги, история, элитаризм, дилетантизм, патриотизм.

Abstract.

Korovin A.E., Krivets A.S., Mel'nikov R.E., Churilov L.P. A true writer - the one who read: to the anniversary of Valentina Savvich Pikul'.

90 years have passed since the birth of the eminent Russian writer Valentin Savvich Pikul'. His life seems unexpected from the very beginning to the end. He went through Second World War very young, and was self-taught, not even having a simple education, a son of a Ukrainian steward worker and a peasant woman from Pskov region - and he became a domestic phenomenon of the twentieth century. The desire for constant self-education, creative obsession, a unique narrative style, respect for the reader, a clear awareness of his place in modern literature made him truly a folk writer, one of the most read ones in Russian cultural space, who found his happiness in his favorite work which became not just a part of his life, but the whole life of him. The great Russian literature reflected in the mirrors of his creations coming era of postmodernism (4 figures, bibliography - 9 references).

Keywords: Valentin Savvich Pikul, writer, composition, novel, books, history, elitism, dilettantism, patriotism.

«Валентин Пикуль...

Имя в нашей русской литературе значительное.

Человек, пробудивший у миллионов россиян, и не только у них, интерес к истории России».

Е.М. Крепак

13 июля 2018 г. исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Валентина Пикуля (рис. 1).

Рис. 1. В.С. Пикуль (источник: URL: https://www.5-tv.ru/news/211529/)

К этому событию его дом в Северодвинске, Архангельской области был признан объектом культурного наследия регионального значения.

Валентин Саввич Пикуль родился в Ленинграде в семье рабочего-шорника родом из-под Киева, бывшего моряка-балтийца Саввы Михайловича Пикуля (1901-1942) и псковской крестьянки из деревни Замостье - Марии Константиновны Карениной (ум. 1984). Нация не сосредотачивает свой потенциал среди избранных, богатых или родовитых. Некогда в семье рабочего-шорника родился величайший немецко-российский философ Иммануил Кант (1724-1804). «Гении рождаются в провинции, а умирают в Париже» (Ги де Мопассан, 1850-1893). У Марка Твена (1835-1910) есть фантастический рассказ, герой которого попадает на тот свет и там узнаёт, что на самом деле величайшим полководцем в истории человечества был не Ганнибал и не Александр Македонский, а безвестный сапожник из американской глубинки. Но судьба и общество не дали ему шанса реализовать свой человеческий потенциал. Долг государства и общества и воля Создателя - содействовать раскрытию этого потенциала. Не была благосклонной судьба и к отцу и сыну Пикулям. Но в Стране Советов Пикуль-старший выучился на инженера (1935), стал работать на Адмиралтейских верфях, затем (1940) отправился строить новый судостроительный завод в Молотовск (ныне - Северодвинск) и дорос там до руководителя инженерной группы. Тут разразилась Великая Отечественная война - и он в свои 40 с лишним лет ушел добровольцем на Северный флот, в Беломорскую флотилию, а затем старшим политруком в рядах морской пехоты защищал Сталинград, где и пропал без вести в феврале 1943 г. Юный Валя до войны учился на отлично в ленинградской Образцовой средней школе № 16 им. акад. И.П. Павлова, занимался в пионерских кружках акробатики и рисования и увлекался литературой.

В 1940 г. семья (рис. 2) переехала в Молотовск, по месту новой работы отца. В 1941 г. Валя Пикуль сдал экзамены за пятый класс и поехал вместе с мамой на каникулы к бабушке Василисе Минаевне Карениной под Ленинград. На момент начала войны ему было тринадцать лет. Пришлось пережить блокадную зиму в городе на Неве и испытать на себе обстрелы, бомбежки, голод и цингу. Затем бабушка, мама и Валя были эвакуированы по Дороге жизни, через Ладогу - на Белое море, где служил отец. В свой день рождения 13 июля 1942 г., когда ему исполнилось четырнадцать, подросток ушёл из дома, отправился на Соловецкие

острова, поступил в школу юнг и стал юнгой Северного флота. В 1943 г. юнгу Пикуля направили на миноносец «Грозный», где он и прослужил до конца войны. Уже в 16 лет будущий писатель стал командиром боевого поста на корабле Северного флота и защищал Советское Заполярье, единственный регион на карте, где враг на ряде участков за всю войну так и не смог перейти границу СССР и не достиг даже промежуточных целей своего наступления, и где произошло «чудо под Мурманском» [8].

Рис. 2. В.С. Пикуль с родителями. Источник: vk.com/valentin.pikul

Героические моряки-североморцы полуострова Рыбачий, пограничники и красноармейцы 14-й и 54-й стрелковых дивизий, добровольцы, среди которых был и майор медицинской службы военврач Павел Васильевич Чурилов (19041991), отец одного из авторов данной статьи, а также освобожденные из Кольских лагерей ГУЛАГа заключенные - остановили группу армий «Норвегия» в дни, когда, Мурманск был, уже, казалось бы, открыт для наступающего врага. Провал операции «Серебристая лиса» не позволил прервать морское снабжение СССР вооружениями, боеприпасами и другими запасами через конвои союзников, что во многом повлияло на исход II Мировой войны. На город-герой

Мурманск было в расчете на квадратный километр территории сброшено больше бомб, чем на Сталинград. Оборона Восточной Лапландии и Северной Карелии в 1941-44 гг. и блистательный контрудар советских войск в Западной Лапландии и Северной Норвегии в 1944 г. во время Петсамо-Киркенесской операции (7-29 октября 1944 г.) - стали одними из самых романтических страниц Великой Отечественной войны, когда в суровых условиях Севера эффективно взаимодействовали армия, флот, авиация и партизаны, когда советские воины бок о бок с союзными англо-американскими моряками сражались с фашизмом. Город-герой Мурманск - единственное место в СССР, где был воздвигнут памятник англо-американским союзникам. Даже Голливуд откликнулся на эти небывалые в истории события боевиком «Мурманский негр». Героика войны вдохновила юнгу. Много лет спустя В.С. Пикуль описал эти события в знаменитом экранизированном романе «Реквием каравану Рр17». В Мурманске есть памятник и В.С. Пикулю, который оборонял и воспел Заполярье. Вернулся штурманский электрик Валентин Пикуль домой, имея три медали на груди (рис.

3).

Рис. 3. В.С. Пикуль в конце Великой Отечественной войны.

В 1985 г. он был как ветеран войны награжден и Орденом Великой Отечественной войны. Писательские труды добавили к военным наградам два Ордена Трудового красного знамени и Орден Дружбы народов. То были его университеты. История напоминает начало взрослой жизни другого большого писателя - Джозефа Конрада (1857-1934). Мальчик из села Терехово под Бердичевом Юзеф Феодор Коженёвский жил в Вологде и Кракове, вдали от морских берегов, но «заболел» морем, впервые увидев его с одесской набережной. Не зная ни слова по-английски, он ушел из дому, поступил помощником кочегара на английский пароход в Марселе, а через несколько десятков лет стал крупнейшим британским писателем-неоромантиком и номинантом на Нобелевскую премию по литературе за романы о дальних странствиях, написанные на английском языке. Военно-морской период жизни В.С. Пикуля отражен в автобиографическом произведении «Мальчики с бантиками», где придает флотскому периоду решающее значение в формировании его личности [1]. И в русской литературе это - не исключение. Вспомним, что единственным профессиональным учебным заведением, которое окончил исключенный из Казанского университета Л.Н. Толстой была школа артиллерийских прапорщиков, а жизненным опытом, послужившим толчком к литературному творчеству, стало для него участие в обороне Севастополя. Вспомним историю юного кавалериста М.Ю. Лермонтова, сражавшегося на Кавказе и написавшего свою поэму «Валерик» и «В полдневный жар, в долине Дагестана, с свинцом в груди...» на личном боевом опыте. Автор этой статьи (ЛПЧ) в юности прочел всего Лермонтова, но понял его только во время экскурсии в Пушкинский Дом, где сотрудница музея «по блату» дала ему подержать в руке личную шашку поэта. Она оказалась потяжелее писательского пера. . В 1946 г. Пикуль был демобилизован. Причиной его демобилизации послужила, как он сам пишет, нехватка знаний. Он поступил было в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, но вскоре был отчислен. После этого момента Валентин Пикуль решает обучаться самостоятельно и посвятить себя литературе. Он посещает созданные для молодежи литературные кружки, где его учителями становятся признанные советские литераторы - Вера Казимировна Кетлинская (1906-1976) и Всеволод Александрович Рождественский (1895-1977), а друзьями - молодые писатели с военно-морским и блокадным опытом в прошлом - Виктор Викторович

Конецкий (1929-2002) и Виктор Александрович Курочкин (1923-1976). «Пишущему моряку» помогает известный писатель-фронтовик Даниил Александрович Гранин (1919-2017). Советская страна стремилась пестовать литературные таланты. Интересно, что первой публикацией В.С. Пикуля стала популярная статья медицинского направления о женьшене (1947). Лихой моряк женился на встреченной в кинотеатре сверстниуе - Зое Борисовне Чудаковой (род. 1927- ), стал отцом дочери, но вскоре развелся. Постоянной работы не было. Было желание самообразовываться и писать. Он публикует в 1950 г. два рассказа в альманахе «Молодой Ленинград». Его первая повесть «Курс на Солнце» - о моряках-североморцах - начала публиковаться в Таллине, в периодике, но закончена не была, самокритичный автор, в духе гоголевской традиции, уничтожил все 3 варианта рукописи. Однако, в 1954 г. В.С. Пикуль публикует в Москве с интересом встреченный читателями и благожелательно оцененный критикой роман «Океанский патруль» - о войне в Арктике. Чуть позже, в 28 лет он становится членом престижного и элитарного Союза советских писателей, и теперь имеет полное право не заниматься никакой другой профессиональной деятельностью, кроме работы пером. Сам он, впрочем, невысоко оценивал своего «первенца», говоря, что так не надо писать романы .... На каждого человека война повлияла по-своему. Валентин Пикуль из войны вышел в свою профессию. Он стал изучать историю тех мест, где проходила его служба, историю Севера и Балтики, историю России - и все это в итоге, так или иначе, имело отражение в его произведениях. Его талантливые работы притягивали читателей к себе и заставляли перечитывать их снова и снова. Пикуль владел искусством представления государственных, политических и общенациональных проблем, а также собственной позиции -через взгляды своих героев. Он умел писать эмоционально, искренне, пылко, а самое главное масштабно, ведь за каждым его произведением стоит не одна сотня страниц изученного материала. После выхода в свет романа «Пером и шпагой» он был издан во Франции на языке Александра Дюма-отца (1802-1870), с которым «советского Дюма» нередко сравнивали - и французский критик в отзыве написал, что Валентин Пикуль, возможно, самый интересный рассказчик современности. . За 40 лет литературной деятельности Валентин Саввич Пикуль создал 28 романов и множество исторических миниатюр, общим тиражом лишь в СССР, только при жизни писателя (и одних только книг) - в 20

миллионов экземпляров, а всего во всех изданиях и формах и во всех странах к настоящему времени - вышло в свет около полумиллиарда экземпляров печатных томов и брошюр с текстами В.С. Пикуля [2]. Для сравнения, в СССР роман великого Льва Николаевича Толстого (1828-1910) «Война и мир», в общей сложности, вышел в книжном формате в 36 миллионах экземпляров. В 1962 г. Валентин Пикуль, уже автор 4 романов, переезжает в Ригу, поменяв свою ленинградскую коммуналку на отдельную квартиру в столице Советской Латвии, хорошо знакомую его супруге Веронике Феликсовне Чугуновой -Гансовской (1918-1980). Вероника, чьи детские годы частично прошли в Латвии, родная сестра его друга, еще одного писателя поколения Пикуля, бывшего мурманского юнги и портового грузчика, известного фантаста Севера Феликсовича Гансовского (1918-1990). В Риге В.С. Пикуль прожил до конца своей жизни, после кончины Вероники нашел свою последнюю любовь -Антонину Ильиничну, много сделавшую для сохранения его наследия, создал 24 романа и множество малых литературных произведений. Не случайно, о событиях XVIII века, проходивших во многом на территории Прибалтики, он написал особенно много. По словам самого писателя, переехать ему посоветовал Д.А. Гранин. Недоброжелательные к В.С. Пикулю литераторы, с которыми он разошелся в политических взглядах на советскую действительность, например, выпускник ЛГУ советско-американский писатель Сергей Донатович Довлатов (1941-1990), настаивали, что в такой форме писатель, критиковавший диссидентски настроенных мастеров пера 1960-х, в частности, советско-американского литератора Кирилла Владимировича Успенского (1915-1984), был «обласкан» властью. Но трудно назвать В.С. Пикуля обласканным властью. Пикуль, воспитанный советской системой человек с патриотическим имперским мировоззрением, конечно же, не был «рупором КПСС», а, напротив, привлекал в своих исторических произведениях внимание к тем моментам истории Российской Империи, которые не освещались детально в школьных курсах, а иногда и к тем фигурам, которые не пользовались пиететом у партийных историков и никем иным в художественной форме не описывались (например, именно Пикуль первым написал что-то позитивное об адмирале А.В. Колчаке, воскресил из небытия в отечественной художественной прозе образ Г.Е. Распутина). Официальные историки и дипломированные писатели нередко критиковали его в советской печати, упрекая в отсутсвии специального

образования и грехах против исторической достоверности описываемого, в несовершенстве его стиля. Была даже критическая статья в органе ЦК КПСС «Правда» и в «Литературной России». Но была и народная любовь. Популярность Пикуля у советского читателя держалась как раз на неходульности, небанальности его образов и исторических трактовок, которые, отвечая патриотическому настрою аудитории, не были в то же время пропагандистски клишированными, черно-белыми как официальный отретушированный курс истории, преподававшийся в школах. По утверждениям родственников и знакомых, после публикации романа «У последней черты» об агонии императорской власти в России за Пикулем был установлен негласный контроль по инициативе партийных культуртрегеров [2]. Для коммунистических критиков он был недостаточно ортодоксален. Думается, с другой стороны -либеральные критики Пикуля не могут ему простить патриотизма и любви к России, которую шельмуют и ненавидят оголтелые либерал-фашисты наших дней, хотя теперь у них уже нет возможности прикрывать свою русофобию антикоммунизмом. Интересно, что резко критикуют В.С. Пикуля и некоторые авторы, считающие себя носителями национальных православных ценностей русского народа, например, Игорь Евсин [9]. Уникальный случай: о В.С. Пикуле нелицеприятно высказывались представители всех трех основных общественно-политических течений, яро спорящих между собой о судьбах и сущности России и ее народа - коммунистического, западнического и почвеннического. А народ его любил, любит, читал и читает. С чего бы это? А вот с чего: В.С. Пикулю принадлежит знаменательная цитата «Патриотизм - это культура духа». Кстати, именно он первым развеял созданный русофобами XVIII столетия миф о так называемых «потемкинских деревнях» как показушных эрзац-поселениях. В.С. Пикуля упрекали и в национализме, и напротив - в очернении русских святынь. Но имперский патриотизм чужд национал-шовинизму, несовместим с любой кульурной, в том числе - религиозной ограниченностью. Сын русской и украинца, муж полу-польки, полу-латышки, житель столицы Латвии - советский писатель В.С. Пикуль передал свою Государственную премию России в помощь пострадавшей от землетрясения Армении (1988), а его Шолоховская премия послужила восстановлению Соловецкого монастыря. Является ли он националистом? Был ли он богоборцем? Да нет же! Он сам - свидетельство в пользу правоты своих слов о соотечественниках: «Мне кажется, что русскому

народу традиционно присущи следующие природные качества: в трудные моменты истории происходит размывание граней между «высшими» и «низшими», и весь народ сплачивается в единое целое, подобно ртути (это качество отметил Бисмарк). Всепобеждающее русское долготерпение. Непритязательность, способность довольствоваться малым. Душевная щедрость и гостеприимство. Способность русского человека болеть чужой болью, страдать за соседа. Очень активная контактность - вы заметьте, как быстро сходятся русские люди в дороге, в очередях. Умение выносить неслыханные нагрузки и быстро осваиваться в любых обстоятельствах. Способность рассуждать и быстро перенимать опыт других. Чистоплотность. Способность к моментальной и поголовной мобилизации при возникновении опасности для Родины. Самопожертвование и тяга к риску. Азартность. Широта взглядов, выходящая за пределы квартиры, дома, деревни, области, города, страны. Удивительная и уникальнейшая тяга к чтению. Так можно продолжать без конца». Как истинно русский человек, Валентин Саввич долго запрягал - готовил реализацию литературного замысла, отступал от него, чтобы изучить дополнительную информацию, поразмыслить. А вот «ехал» он быстро - само написание романа занимало несколько месяцев. Надо учесть, что компьютером он не пользовался принципиально, хотя это было и удобно. Он писал обыкновенной ручкой, обмакивая перо в чернильницу, а затем рукописи перепечатывал на пишущей машинке. В это время у него не было ни выходных, ни праздников, он практически ни с кем не встречался, и вся его деятельность была подчинена написанию литературного произведения. Работал только по ночам, когда ему никто не мешал, и ничто не отвлекало. У него даже существовало собственное название этого периода - «сладкая каторга». Термин он выдумал, объясняя свою работоспособность желанием собственноручно приковать себя цепью к рабочему столу, как каторжанин Сахалина, прикованный к тачке из его романа «Каторга». Это было его добровольное заточение [3].

Пикуль всегда писал лишь о том, про что знал досконально или чувствовал искренне. Как-то офицеры-подводники спросили его, когда он уже напишет книгу о моряках современного подводного флота. Ему пришлось огорчить собравшихся офицеров своим отрицательным ответом, так как он его современной жизни подводников не знал, и времени изучать её на тот момент не имел. Также он объяснил, почему не пишет книг на современный сиюминутный

материал или на материал недавней истории. Дело было в том, что некоторые документы оставались в стадии комплектования, какие-то из них были засекречены и, следовательно, недоступны, а работать без досконального изучения материалов, по убеждению Пикуля, было нельзя [4]. Пикуля полюбили за занимательность изложения, за рассмотрение малоизвестных страниц российской истории [5].

Все, что выходило из-под пера В.С. Пикуля, моментально раскупалось. Каким бы тиражом он не издавался, найти в продаже его книги было практически невозможно. Люди ночами, в любую погоду выстраивались у книжных магазинов, чтобы утром, если удастся, купить новую книгу Пикуля. В то далекое время все собирали старые газеты и журналы для сдачи в пункты приема макулатуры и получения взамен талонов на дефицитную литературу. Кто-то покупал на них модного тогда Мориса Дрюона (1918-2009), но очень многие приобретали книги своего любимого отечественного писателя. Валентин Саввич изредка шутил, что он стал «макулатурным» литератором. Но лучше, когда на твои книги обменивают сданные в макулатуру тексты других авторов, нежели наоборот! По популярности ему не было равных среди отечественных писателей последних десятилетий [6]. История жизни и творчества В.С. Пикуля поднимает много литературно-философских вопросов. Один из главных: для кого пишет писатель? Прав ли мэтр Серебряного века - Валерий Яковлевич Брюсов (18731924) в своем незабываемом послании «Юному поэту», написанном, когда автору самому было лишь 23:

«Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно. Третий прими: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно». Но кто помнит о писателях, писавших не для читателей? Именно такие советские писатели, высокие профессионалы со специальной подготовкой, фактически, не нуждались в читателе. Они писали для себя, для критиков и коллег. Для партийного начальства. Лишь списки Союза писателей хранят их имена . . А

большой истинный талант не элитарен и не кастов, он понятен широкому читателю . Александра Сергеевича Пушкина (1799-1937) читали в год выходе «Евгения Онегина» и извозчики, и государь-император. Талант творит «поверх барьеров», по выражению Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960), в том числе - барьеров сословно-профессиональных. Да, Пикуль не был историком. Но подход, который в классической русской литературе воплотили А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой - от исторического архивного исследования - к художественному роману, оставался в прошлом, как цветок эпохи гуманизма, когда науку и литературу творили избранные и немногие. Конечно, «Поэт в России - больше, чем поэт», как сказал современник В.С. Пикуля Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017). Но это более не означало, что писатель должен быть и романистом, и ученым, и инженером душ человеческих, и гуру - и все это в одном лице. Ведь кроме искусства и литературы есть и наука, и мораль, и право, и мифология, и философия - и все это разные формы общественного сознания. Романист - художник слова, а не историк. «Не стреляйте в романиста.» . В начинавшуюся в последние годы жизни В.С. Пикуля эпоху Интернета творчество и искусство стремительно переставали быть элитарными, писательство становилось занятием каждого, дилетантизм перестал быть низким явлением и ругательным словом - а стал утилитарным способом освоения возросших объемов информации. Жанры стали сливаться в симбиозы высокого и низкого. Сегодня, глядя на ближнюю историю литературы из мира постгуманизма и постмодерна мы констатируем: В.С. Пикуль и его творчество были порождением реакции великой русской литературы на грядущий, уже чувствующийся невдалеке постмодерн. И поэтому писатель был так талантлив, ярок и подчеркнуто неэлитарен.

Что же касается личности, то это был незаурядный человек, всю жизнь занимавшийся самообразованием. Имея прекрасную память, энциклопедические знания, владея литературным и образным мышлением, всю жизнь, собирая личную библиотеку и коллекцию исторических портретов, он серьезно занимался генеалогией и некрополистикой.

Его интересовало буквально всё, что помогало ему в работе над своими произведениями. Главным в его творчестве было иметь достаточный запас времени для работы. Он говорил, что «у писателя не может быть права на пенсию, на писательскую старость. Самое лучшее и честное для писателя -

умереть за рабочим столом. Оставить после себя длинную полку своих произведений» [7].

В.С. Пикуль умер 16 июля 1990 г. в Риге и упокоился на 1-м Лесном кладбище этого старинного города. Его надгробие символизирует тяжкий писательский труд.

И то, чего больше всего желал Валентин Саввич Пикуль, пусть и после его смерти, но все же осуществилось. Московские издательства: «Деловой центр», «Новатор», «Голос», «Ассоциация писателей баталистов и маринистов» выпустили 22 тома его собрания сочинений [2].

В угоду идеологии тех времен критики и издатели пытались серьезно сократить его произведения, рекомендовали внести существенные поправки в текст романов, однако писатель всегда отстаивал правоту своих суждений и выводов, аргументируя это ссылками на многочисленные библиографические источники [4, 6]. Теперь они выходят без купюр, а многие - превратились в кинофильмы и детище постмодерна - телесериалы.

Валентин Пикуль - яркий и сильный русский человек, творивший на фоне непростой эпохи, вопреки обстоятельствам и беззаветно любивший Родину. Он был поистине народным писателем, нашедшем своё счастье в любимом деле и работе, которая стала не просто частью его жизни, но и самой его жизнью. Миллионы советских людей, включая и авторов этих строк, в юности и детстве были под обаянием его замечательной прозы. Нам, медикам, особенно приятно, что на страницах его произведений выведены и видные фигуры истории отечественной медицины. Так, в романе «Нечистая сила» он приводит беседу царя с обер-прокурором Святейшего Синода Русской Православной Церкви выдающимся патофизиологом Сергеем Михайловичем Лукьяновым (18551935). Автор передает тонкий сарказм и юмор Лукьянова, который обсуждает с императором дать ли развод изменявшему супруге киевскому генерал-губернатору В.А. Сухомлинову (что для православного тогда было без дозволения Синода невозможно).

Сухомлинов ссылался на необходимость развода для «спокойного служения Отечеству». С.А. Лукьянов соглашается, но комментирует: «Поймите и нас, Государь! Каково же будет положение Синода, если каждый новый министр для того, чтобы спокойно трудиться на благо Отечества, будет уводить от мужей чужих жен?».

Рис. Могила В.С. Пикуля в Риге.

А вот как выглядит глазами В.С. Пикуля выдающийся русский военный медик баронет Яков Васильевич Виллие (1768-1854) в повести «Каждому своё»: «Не доехав до Дрездена, в 1813 г. смертельно больной Кутузов Михаил Илларионович остановился в силезском городишке Бунцлау, где прусский майор фон Марк уступил ему второй этаж своего дома. Был апрель, по утрам пели птички. Встревоженный, в Бунцлау приехал Виллие, лучший врач армии, а прусский король срочно прислал к больному своего лейб-медика Гуфеланда, и тот сказал Виллие: «Простите, коллега, я вас оставлю. У меня репутация лучшего врача в Европе, и на старости лет не хотелось бы запятнать ее смертью столь великого человека». Виллие, между тем, остался с Кутузовым, за свою репутацию он не беспокоился и пациента оставить не мог. Далее у В.С. Пикуля мы читаем: «Весь израненный в битвах, истощенный волевым напряжением героики 1812 года, Кутузов отвергал все лекарства. «Съешь сам, если ты меня любишь», — говорил он Виллие».

Миллионы людей увлеченно читали прозу В.С. Пикуля - и она помогла их духовному формированию. Вот почему Россия помнит о нем.

Литература

1. Рабович Г.В. Пикуль Валентин Савич: памятка для учащихся/ Мурманская областная детско-юношеская библиотека. Информационно -библиографический отдел; сост.- Мурманск, 2008. - 20с.

2. Честь имею: Валентин Пикуль. Литературная Россия № 2013/4 23.02.2015. Доступно по: www.litrossia.ru/item/6241-oldarchive.htm

3. Тихонов В. Сладкая каторга Валентина Пикуля. Каскад. № 29(156) 2008. -16с.

4. Соколова О. Тысяча жизней одного человека. Доступно по: www.rosbalt.ru/world/2016/07/12/1531227.html

5. Сидорчик А. Человек, написавший Россию. Живая история Валентина Пикуля. Газета: «Аргументы и факты». Доступно по: http: //www.aif.ru/culture/person/chelovek_napisavshiy_rossiyu_zhivaya_istoriya_val entina_pikulya

6. Юдин В. Феномен Валентина Пикуля. Газета: «Российский писатель». Доступно по: www.rospisatel.ru/pikul.htm

7. Багиров В. Валентин Пикуль. Только не воспоминания... RELGA № 11 (113) 27.05.2005

8. URL: http://expert.ru/2014/05/7/chudesa-i-anomalii-velikoj-vojnyi/ (дата доступа: 13.11.2018).

9. URL: http: //ruskline.ru/special_opinion/2014/12/rastirazhirovannaya_lozh_valenti na_pikulya/(дата доступа: 13.11.2018).

UDK 327.373; 330.1; 351.81; 383.3; 616.5; 658.312; 911.01; 930.300

K. J. van Zwieten a; G. Mooij b

CHANGING SOME PHYSICO-CULTURAL BOUNDARIES

a) Functional Morphology, Department of Anatomy, University of Hasselt, Diepenbeek, Belgium; b) Archeologische Vereniging Rijnstreek, Afdeling 6 van de

Archeologische Werkgroep Nederland koosjaap.vanzwieten@Mhasselt.be

Summary

Based on historical phenomena, our paper discusses changes of physico-cultural

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.