Научная статья на тему 'Лабораторно-практическая форма проведения занятий по курсу химии как новая технология обучения'

Лабораторно-практическая форма проведения занятий по курсу химии как новая технология обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лабораторно-практическая форма проведения занятий по курсу химии как новая технология обучения»

организации. Их структура должна соответствовать структуре эталонной модели инженера.

Рассматривая проблему возможного внедрения подобной подготовки студентов в технических вузах, следует отметить, что важнейшим условием ее реализации является четкое представление с.амим преподавателем инвариантной модели деятельности будущего специалиста и той роли, которую должны играть в ней те знания и умения, которые формируются у студентов в рамках данной дисциплины. Роль же самих этих знаний и умений также должна рассматриваться преподавателем в контексте достижения будущим инженером вершин в своей деятельности. В дальнейшем эта модель должна быть настолько наглядно предъявлена студентам, чтобы они увидели реальное влияние этих знаний и умений как на возможность достижения высших профессиональных и социальных результатов, так и удовлетворения личностных социальных притязаний.

В рамках преподавания каждой дисциплины студенты помимо освоения самого материала курса должны познакомиться с требованиями, предъявляемыми этой моделью, к их конкретным знаниям и умениям в данной предметной области, а также с инструментарием для оценки соответствия этим требованиям не только в процессе обучения в вузе, но и в ходе дальнейшего профессионального становления в рамках следующей социальной системы, например на производстве.

Вторым этапом построения системы должна быть разработка необходимого набора инструментария для измерения результативности труда студентов и определения достигнутого уровня как профессионального, так и личностного развития. При этом интегральными критериями меры продуктивности с позиций профессионального развития являются показатели уровня готовности выпускников к самостоятельному, ответственному и творческому решению новых задач, которые ждут их в следующей после вуза системе, с позиций личностного развития — уровень готовности к саморазвитию.

Третьим этапом реализации системы является обучение студентов пользованию инструментарием изучения результативности своего труда.

Четвертым этапом внедрения является этап экпериментальной оценки и коррекции предложенной системы.

В настоящее время в ТРТУ в рамках системы развития индивидуального творческого мышления (РИТМ) внедряются отдельные элементы технологии акмеологической подготовки инженеров.

УДК 621.385

И. А. Ильченко, Ф. И. Плуготаренко

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ХИМИИ КАК НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Действующие в настоящее время программы по курсу химии ограничены жесткой сеткой часов и предъявляют высокие требования к уровню химической подготовки студентов как одной из сторон базового естественно-научного образования. Повышение эффективности процесса обучения и качества знаний по химии, являющейся в ТРТУ неспециальной дисциплиной, требует построения изучаемого курса с учетом педагогических и психологических

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

особенностей работы со студентами-первокурсниками и использования разнообразных форм и методов обучения. В качестве новой технологии обучения разработана методика проведения лабораторных и практических занятий по химии в форме лабораторно-практического занятия. В основу данной технологии положен принцип индивидуализации процесса обучения, реализация которого способствует активизации познавательной деятельности каждого студента и эффективному использованию всех форм учебного процесса. Предлагаемая форма занятий содержит экспериментальную и практическую части.

Экспериментальная часть заключается в проведении студентом или бригадой студентов лабораторных опытов, являющихся практическим подтверждением теоретического материала темы и направленных на развитие экспериментальных навыков и аналитического мышления. Она включает следующие этапы:

— выполнение лабораторного задания;

— обработку полученных экспериментальных данных и объяснение наблюдаемых явлений и процессов.

А также:

— предварительную беседу студента с преподавателем об особенностях методики ее проведения, техники безопасности и правил оказания первой медицинской помощи;

— демонстрационные опыты, проводимые преподавателем или лаборантом, которые анализируются всеми работающими студентами вместе с преподавателем.

Практическая часть включает решение задач по теме занятия, преследует закрепление основных понятий и законов темы и разбивается на следующие этапы:

— решение типовых задач по данной теме совместно с преподавателем;

— выполнение практического задания.

Практические задания индивидуальны для каждого студента группы, их выполнение ориентирует студента на глубокую проработку материала лекций и рекомендованной учебной литературы. Работа над индивидуальным практическим заданием опирается на эффективное использование всех форм учебного процесса (лекций, индивидуальных занятий, самостоятельной работы) и способствует развитию кругозора и творческого мышления студентов. Соотношение лабораторной и практической частей зависит от темы занятия, количества предусмотренных рабочей программой часов и уровня общеобразовательной подготовки студентов. Заключительным этапом занятия является защита лабораторного и практического заданий каждым студентом.

• Особенности данной методики предъявляют определенные требования и к преподавателю, что выражается в творческом, исследовательском характере составляемых им заданий для лабораторно-практических и индивидуальных занятий и самостоятельной работы.

Применение новой технологии проведения занятий со студентами, обучающимися по направлениям: «Проектирование и технология электронной аппаратуры», «Автоматика и управление в технических системах», «Информатика и вычислительная техника», — показало, что число студентов, успевающих на «отлично» выросло в среднем с 30,0 до 37,3 %, на «хорошо» — с 28,2 до 35,1 %, а число неуспевающих сократилось с 10,0 до 3,9 %. Использование удовлетворительных оценок, отвечающих минимальному уровню требований, в качестве критерия эффективности технологии не представляется целесооб-

разным. Кроме того, индивидуализация процесса обучения в форме лабораторно-практического занятия формирует у студентов интерес к предмету, проявляющийся в том, что они сами создают обучающие программы по отдельным разделам курса с использованием компьютерной техники.

Таким образом, разработана технология проведения лабораторных и практических занятий по химии в форме лабораторно-практического занятия, предложены методические, информационные и организационные основы для ее внедрения, исследована эффективность ее использования в учебном процессе. Установлено, что технология является перспективной для работы со студентами различного уровня подготовленности и, в первую очередь, ориентирована на среднего студента. Она направлена на индивидуализацию процесса обучения и способствует получению прочных знаний по предмету, развитию кругозора и творческого мышления студентов.

УДК 658.382

Т. Н. Бакаева

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В КУРСЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Многокомпонентность й. многовариантность системы «человек-среда обитания», которая изучается в курсе «Безопасность жизнедеятельности», значительно усложняет цели и задачи, стоящие перед студентом при изучении данной дисциплины. Успешному обеспечению безопасности жизнедеятельности больше всего способствует заблаговременная идентификация опасностей, то есть предварительное опознание, предвидение, оценка и уменьшение вредного влияния на человека и среду обитания. Такая идентификация должна базироваться на соответствующей методологии, а последняя — на совокупности достоверных (эмпирических) утверждений, используемых в качестве исходных постулатов при выборе объекта, предмета и методов.

Особенность системы «человек-машина-среда» обусловлена наличием в ее структуре нескольких сложных по природе компонентов, взаимосвязанных целенаправленностью и стохастичностью поведения отдельных из них по причине многообразия и неопределенности всех внешних и внутренних факторов. Отсюда следует, что основным научным методом выявления и оценки опасностей должен быть системный анализ, который, в свою очередь, представляет собой совокупность методологических средств, используемых для „ подготовки и обоснования решений по сложным проблемам безопасности.

В силу ограниченности статистических данных об аварийности и травматизме, необходимости в оценке опасности новых технологий и конструкций особое место принадлежит косвенным методам исследования, основанным на моделировании.

Любая опасность реализуется, принося ущерб, по какой-то причине или нескольким причинам. Таким образом, предотвратить опасность или защитить от нее можно, зная причины появления данной опасности. Поэтому при моделировании происшествия нас интересует не моделирование безопасности жизнедеятельности вообще, а рассмотрение последовательности случайных событий, приводящих к возникновению и развитию причинной цепи происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.