Известия ТРТУ
Специальный выпуск
Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины или ряда причин, которые, в свою очередь, являются следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево и получило название «дерево причин», «дерево опасностей», «дерево отказов».
Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования и определяются логической целесообразностью.
Основными достоинствами выявления и оценки производственных опасностей с помощью «деревьев опасности» является высокая информативность представления и описания событий, хорошая наглядность и декомпозируе-мость изучаемого процесса, удобство интерпретации и обработки результатов на ЭВМ.
Хорошие результаты при анализе опасностей и принятии решений по мерам защиты дает сочетание метода интегральной оценки условий труда и графического метода построения дерева опасностей. Устанавливая количественные связи между воздействием производственного фактора на человека и величиной этого фактора и оценивая тяжесть труда, мы выявляем определяющий фактор, который требует наиболее эффективных мероприятий по его снижению. Этот фактор и является головным событием при построении дерева и выявлении причин его актуализации.
Предлагаемая методика прошла апробацию при работе студентов над разделом «Безопасность и экологичность проекта» в период дипломирования. Материал хорошо понимается и воспринимается, вызывает интерес и способствует проявлению самостоятельности в решении конкретных вопросов. Построение дерева отказов при анализе разрабатываемого устройства или конструкции (что является косвенным методом оценки опасностей) повышает профессиональную подготовку студентов, так как позволяет проанализировать всю спроектированную разработку, выявить узлы и соединения, влияющие на общую надежность системы и определяющие степень риска при эксплуатации данной разработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. Ч.2/Под ред. С. В. Белова.
М.: ВАСОТ, 1993. 164 с.
2. Хенли Э. Дж., Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска.
М.: Машиностроение, 1984. 528 с., ил.
УДК 681.3.06
, И. И. Турулин
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
В настоящее время в ТРТУ проводится работа по разработке и внедрению в учебный процесс самостоятельных лабораторных работ в рамках целевой
Секция учебно-методическая
гтпограммы «Индивидуализация обучения». Необходимость такого подхода диктуется тем, что при бригадной организации лабораторных работ они выполняются зачастую одним студентом и сопровождаются опекой преподавателя.
Самостоятельные лабораторные занятия проводятся без непосредственного участия преподавателя, в удобное для студента время, а при необходимости в нескольно приемов. Всю нужную литературу (пособия, описания), а также информацию консультативного характера при выполнении работы студент получает у лаборанта или на консультациях у преподавателя. Защита работы происходит также в свободном режиме, по мере готовности студента.
В докладе излагается опыт внедрения таких работ б курс «Теория и технология программирования». Лабораторные работы организованы в виде сквозного задания, состоящего из пяти работ. Студентам необходимо разработать и отладить имитационные модели сигнала, помехи, записать полученные массивы на диск, затем смешать в заданной пропорции. Студенты специальности 19.02 моделируют цифровой согласованный фильтр, 19.05 — режекторный фильтр на 50 Гц, 19.07—коррелометр, затем разрабатывают программу построения графика для отображения входных и выходных сигналов, управляющую программу (программу-меню) для имитационной модели. На зачетном занятии они должны продемонстрировать работу модели в целом.
Практическое внедрение работ дало достаточно хорошие результаты в плане развития у студентов навыков к самостоятельной работе. Интересно отметить, что на первом занятии большинство студентов надеются на то, что преподаватель напишет на доске текст программы, в который остается только подставить данные своего варианта. Осознав, что программу придется писать самостоятельно, на второе занятие студенты приходят с текстами программ, подготовленными в основном самостоятельно. Работа преподавателя сводится к консультациям по наиболее сложным моментам лабораторного задания и рекомендациям по отладке программ. В результате 30—40% студентов заканчивают цикл лабораторных работ досрочно, заказывая машинное время индивидуально и проявляют творческий подход (студентами предложен ряд интересных алгоритмических решений).
УДК 621.391:621.317
И. И. Турулип
ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ИЗЛОЖЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В КУРСЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»
В процессе чтения курса лекций по предмету «Теоретические основы информационно-измерительной техники» (ТОИИТ) обнаруживается плохое усвоение материала частью студентов. Это связано с большим количеством абстрактных понятий, излагаемых в единицу времени. Интересно, что степень усвоения слабо зависит от среднего балла студента и сильно зависит от наличия предшествующего практического опыта. В частности, у радиолюбителей даже с невысоким средним баллом наблюдаются хорошие результаты.