Научная статья на тему 'Об опережающем изложении практических понятий в курсе «Теоретические основы информационно-измерительной техники»'

Об опережающем изложении практических понятий в курсе «Теоретические основы информационно-измерительной техники» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опережающем изложении практических понятий в курсе «Теоретические основы информационно-измерительной техники»»

Секция учебно-методическая

гтпограммы «Индивидуализация обучения». Необходимость такого подхода диктуется тем, что при бригадной организации лабораторных работ они выполняются зачастую одним студентом и сопровождаются опекой преподавателя.

Самостоятельные лабораторные занятия проводятся без непосредственного участия преподавателя, в удобное для студента время, а при необходимости в нескольно приемов. Всю нужную литературу (пособия, описания), а также информацию консультативного характера при выполнении работы студент получает у лаборанта или на консультациях у преподавателя. Защита работы происходит также в свободном режиме, по мере готовности студента.

В докладе излагается опыт внедрения таких работ б курс «Теория и технология программирования». Лабораторные работы организованы в виде сквозного задания, состоящего из пяти работ. Студентам необходимо разработать и отладить имитационные модели сигнала, помехи, записать полученные массивы на диск, затем смешать в заданной пропорции. Студенты специальности 19.02 моделируют цифровой согласованный фильтр, 19.05 — режекторный фильтр на 50 Гц, 19.07—коррелометр, затем разрабатывают программу построения графика для отображения входных и выходных сигналов, управляющую программу (программу-меню) для имитационной модели. На зачетном занятии они должны продемонстрировать работу модели в целом.

Практическое внедрение работ дало достаточно хорошие результаты в плане развития у студентов навыков к самостоятельной работе. Интересно отметить, что на первом занятии большинство студентов надеются на то, что преподаватель напишет на доске текст программы, в который остается только подставить данные своего варианта. Осознав, что программу придется писать самостоятельно, на второе занятие студенты приходят с текстами программ, подготовленными в основном самостоятельно. Работа преподавателя сводится к консультациям по наиболее сложным моментам лабораторного задания и рекомендациям по отладке программ. В результате 30—40% студентов заканчивают цикл лабораторных работ досрочно, заказывая машинное время индивидуально и проявляют творческий подход (студентами предложен ряд интересных алгоритмических решений).

УДК 621.391:621.317

И. И. Турулип

ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ИЗЛОЖЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В КУРСЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

В процессе чтения курса лекций по предмету «Теоретические основы информационно-измерительной техники» (ТОИИТ) обнаруживается плохое усвоение материала частью студентов. Это связано с большим количеством абстрактных понятий, излагаемых в единицу времени. Интересно, что степень усвоения слабо зависит от среднего балла студента и сильно зависит от наличия предшествующего практического опыта. В частности, у радиолюбителей даже с невысоким средним баллом наблюдаются хорошие результаты.

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

Поэтому предлагается перенести изложение ряда практических понятий в другие курсы либо в практические занятия, опережающие соответствующий лекционный материал. Так, например, фундаментальные понятия рекомендуется перенести в более ранние курсы и по возможности продублировать в разных курсах, чтобы, с одной стороны, обеспечить промежуток времени для осмысления, с другой — рассмотреть эти понятия с различных точек зрения. Практические занятия по данному курсу предлагается организовать также с опережением изложения ряда понятий и закрепить их путем решения соответствующих задач и домашних заданий. Важное значение имеет известный метод, основанный на предварительной проработке материала лекций по учебнику, однако этой рекомендации следует меньшинство студентов.

Этот подход применим в курсе «Радиотехнические цепи и сигналы» и в других с большим количеством понятий, излагаемых в единицу времени.

С другой стороны, важно оценить количество понятий, даваемых в единицу времени, при котором еще сохраняется усвоение материала большинством студентов. Очевидно, что данный параметр будет зависеть, прежде всего, от содержания предмета и уровня подготовки студентов, а также от времени чтения лекции (в утренние часы усвоение материала может быть лучшим, чем в вечерние).

Согласно данному подходу, в курсе «Теория и технология программирования» (читается на год раньше курса ТОИИТ) в качестве индивидуальных заданий рассматривается разработка имитационной модели, которая включает в себя модели сигнала, помехи, цифрового фильтра, построение графика и организацию диалоговой программы управления моделью. Как показала практика, это позволяет четко уяснить понятия «непрерывный сигнал», «цифровой сигнал», «дискретизация», «шаг дискретизации», «цифровой фильтр», что значительно улучшает понимание материала последующего курса ТОИИТ.

УДК 681.3.64

Т. А. Мазурова, Г. И. Ткаченко, Ф. А. Стадник, Ю. В. Щеглов

КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Современные условия требуют от студентов- более полного и глубокого овладевания знаниями не только в области специальных дисциплин, но и навыками компьютерных знаний. С другой стороны, преподаватель должен быстро оценивать знания студентов.

На данный момент в вузах России наблюдается нехватка систем, позволяющих студенту просто и наглядно изучить принцип действия различных технических систем и проконтролировать качество усвоения этих принципов.

Очевидным способом реализации подобной системы является применение персональных ЭВМ (ПЭВМ) для эмуляции технических систем и контроля знаний студентов.

Целью настоящей работы является объединение в одной системе функций контроля, обучения и демонстрации принципов работы технических систем.

Настоящая система представляет собой контрольно-обучающую систему, позволяющую изучать текст теории, контролировать качество знаний путем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.