Научная статья на тему 'Л. А. Фейербах: антропологизм, атеизм и философия религии'

Л. А. Фейербах: антропологизм, атеизм и философия религии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12032
1243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ / LOVE TO A MAN / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ / ANTHROPOLOGICAL MATERIALISM / СЕНСУАЛИЗМ / SENSUALISM / РЕЛИГИЯ / RELIGION / АТЕИЗМ / ATHEISM / HUMAN NATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пивоваров Д. В.

Описывается философское учение великого немецкого мыслителя Людвига Фейерба-ха о человеке, безбожии и религии. Вначале кратко изложены биография и изречения немецкого атеиста. Затем анализируется его антропологический материализм. В третьей части статьи обсуждается главное сочинение Фейербаха «Сущность христианства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L.A. Feuerbach: anthropologism, atheism and the philosophy of religion

This article describes the philosophical doctrine of the great German thinker Ludwig Feuerbach about a human being, atheism and religion. First, it provides a summary of the biography and the sayings of the German atheist. Then it analyzes his anthropological materialism. In the third part of the article, the author discusses the main book of Feuerbach “The essence of Christianity.”

Текст научной работы на тему «Л. А. Фейербах: антропологизм, атеизм и философия религии»

УДК 130.2+ 130.31

Пивоваров Д.В.

Л. А. ФЕЙЕРБАХ: АНТРОПОЛОГИЗМ, АТЕИЗМ И ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ

Описывается философское учение великого немецкого мыслителя Людвига Фейербаха о человеке, безбожии и религии. Вначале кратко изложены биография и изречения немецкого атеиста. Затем анализируется его антропологический материализм. В третьей части статьи обсуждается главное сочинение Фейербаха «Сущность христианства».

Ключевые слова: сущность человека, любовь к человеку, антропологический материализм, сенсуализм, религия, атеизм.

Pivovarov D.V.

L A. FEUERBACH: ANTHROPOLOGISM, ATHEISM AND THE PHILOSOPHY OF RELIGION

This article describes the philosophical doctrine of the great German thinker Ludwig Feuerbach about a human being, atheism and religion. First, it provides a summary of the biography and the sayings of the German atheist. Then it analyzes his anthropological materialism. In the third part of the article, the author discusses the main book of Feuerbach - "The essence of Christianity."

Key words: human nature, love to a man, anthropological materialism, sensualism, religion, atheism.

Вначале Фейербах был сторонником крайней левой школы в гегельянстве. С 1839 года он перешел на позиции материализма, сенсуализма, антропологизма и атеистического гуманизма. Свой философский путь от теологии через метафизику к позитивной антропологии мыслитель описал следующим образом: «Бог был моею первою мыслью, разум - второю, человек - третьей и последнею». По словам Фейербаха, «он поссорился и с Богом, и с миром». Философию и религию немецкий материалист определял как взаимоисключающие миропонимания.

Фейербах резко расходился с атеистами XVIII века в понимании психологического и исторического генезиса религии. Он отвергал их «просветительское» убеждение,

будто исторические формы религии порождены невежеством масс и сознательной политической мистификацией со стороны властьимущих. По Фейербаху, религиозное творчество проистекает из присущей всем людям склонности к антропоморфизму.

В древние времена религия воплощала в себе лучшие идеи и чувства людей, объединяла все сферы знания и деятельности. Однако сейчас она перестает быть нужной в ее прежнем виде, поскольку иллюзорная суть религии уже разгадана материализмом и люди более не нуждаются в содействии вымышленных богов. Формулу христиан «Бог есть любовь» Фейербах переворачивает: «Любовь есть Бог».

Философ предлагает повсеместно учредить в будущем новую, гуманистическую

религию - культ земного человека. Для этого нужно сакрализовать простые законы человеческого общежития и нравственности и придать религиозный смысл половой любви и браку («Любовь к женщине есть основание всеобщей любви. Кто не любит женщины, тот не любит человека») [1, с.105-117].

Изречения Фейербаха

Человек - самое совершенное порождение природы. Вне человека нет никакого разума. Чтобы познать человека, нужно его полюбить. Нужно любить не идеал человека, а реального и несовершенного человека - именно таким, каким он есть на самом деле, вместе с его плюсами и минусами. Я отрицаю Бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека.

Вечно то, конец чего есть мой собственный конец. Смерть - это призрак, химера, поскольку она существует лишь тогда, когда не существует. Жизнью следует наслаждаться как превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаем его ценить, когда пьем как воду.

Именно самые простые истины человек постигает позже всего. Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем. Там, где прекращается желание, прекращается и человек. Ты хочешь знать, что я такое? Погоди, пока я перестану быть тем, что я теперь.

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить -одно и то же. Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека. Всякий есть то, что он ест. Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Где появляются глаза и руки, там исчезают боги. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии.

Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью

- это стремление стремлений. Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других.

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого. С книгами бывает то же самое, что и с девицами. Самые лучшие, самые достойные залеживаются. Но в конце концов является человек, оценивший их и извлекающий их из мрака неизвестности к свету прекрасной деятельности. Настоящие писатели - совесть человечества. Юмор переносит душу через пропасть и учит ее играть со своим горем. Только тот имеет силу создать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным.

Основные труды Фейербаха

«К критике философии Гегеля» (1839), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843) [См.: 2, с. 5396; 6, с. 544, 480, 486]. В Германии полное собрание сочинений Фейербаха в десяти томах вышло в 1846-1866 гг. На русском языке наиболее известна книга Л. Фейербаха «Сущность христианства» (1841) [См.: 3, с. 7 - 405].

Идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и некоторых других духовных вождей немецкой социал-демократии. Марксистская оценка этих идей содержится в работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», а также в одиннадцати тезисах К. Маркса о Фейербахе [4, с. 296 - 317; 7, с. 1 - 4].

Биография

Фейербах Людвиг Андреас (28.07.1804, Ландсхут, Бавария - 13.09.1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-ма-

териалист и атеист. Родился в семье знаменитого немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха (основателя теории психического принуждения, или теории устрашения в учении о наказании). Отец Людвига был очень образованным человеком и пользовался широкой популярностью. Людвиг глубоко чтил своего отца и увековечил память о нем посмертным изданием его писем и неопубликованных рукописей. Семья придерживалась антифеодальных взглядов. Один брат Людвига был математиком, другой юристом, третий стал известным археологом и искусствоведом. Как писала впоследствии жена одного из братьев, Генриетта Фейербах, семья Фейербахов такая необыкновенно одаренная, но все-все несчастливы.

Окончил местную гимназию. В 1823 году поступил на теологический факультет Гей-дельбергского университета, изучал там богословие у гегельянца Дауба. Переехал в Берлин, поступил в Берлинский университет, посещал там лекции Гегеля. В 1828 году окончил Берлинский университет и защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме». Диссертация (42 с.) была написана по-латыни, в духе абсолютного идеализма Гегеля; в ней речь шла о первичности всеобщего и бесконечного разума по отношению к единичному, конечному мыслящему субъекту. «Поскольку я мыслю, - писал диссертант, - поскольку я являюсь мыслящим субъектом, во мне действительно имеется налицо всеобщее как всеобщее, разум непосредственно как разум».

Стал приват-доцентом Эрлангенского университета, с 1829 года читал там курс «гегелевской философии» и истории новой философии. В 1830 году был навсегда лишен права преподавания из-за своей книги «Мысли о смерти и бессмертии». Эта книга была опубликована анонимно, и власти ее конфисковали после установления авторства. В книге отвергалась идея бессмертия души. Автор делал вывод, что вера в бес-

смертие души обесценивает нашу единственно реальную - земную - жизнь, делает пустыми все наши заботы; потусторонняя направленность придает религии ложный характер. Особое негодование властей вызвали приложенные к книге ядовитые сатирические двустишия (пример: «Вот уже вера в Бога предписана нам законом. Для теологии скоро полиция базисом станет»). В официальной немецкой науке и печати того времени даже упоминание о Фейербахе считалось неприличным.

После смерти отца в 1833 году Людвигу никто не мог помочь, и он избрал хотя и ненадежный, но творческий путь независимого писательства. Выбор своего призвания он объяснил в книжке «Абеляр и Элоиза. Писатель и человек» (1834): «Нельзя уже здесь различать между человеком и писателем, книга - это человек, а человек - это книга. Что ты есть, то ты думаешь; что ты думаешь, то ты есть». Фейербах продолжает заниматься научными исследованиями. В 1833 году выходит первый, а в 1837 и 1838 гг. второй и третий тома его «Истории новой философии».

Он горячо приветствует Революцию 1848 года. В 1848 году стал депутатом франкфуртского Национального собрания, но не стал политическим активистом. В последние годы жизни живо интересовался социально-экономическими проблемами, изучал «Капитал» К. Маркса. В 1870 году вступил в социал-демократическую партию.

В 1836 году Людвиг познакомился с Бертой Лёв. 12 ноября 1837 года она стала его преданной женой Бертой Фейербах. Берта была одной из трех совладелиц небольшой фарфоровой фабрики, управляемой ее братом. Фабрика располагалась в бывшем охотничьем замке. Тридцатитрехлетний философ окончательно покинул Эрланген и поселился на родине жены, в глухой франкон-ской деревне Брукберг, во флигеле фабричного здания. Философ писал: «Когда-то в Берлине, а теперь в деревне! Какой абсурд! Но нет, мой дорогой друг! Посмотри, я

здесь, у источника природы, полностью смываю с себя тот песок, которым берлинская государственная философия засыпала мне не только мозг, для чего песок и был предназначен, но - к сожалению! - также и глаза. Логике я научился в германском университете, а оптике - искусству видеть - я научился в немецкой деревне». Свой рабочий кабинет в Брукберге он именовал «колыбелью своих духовных порождений». Его семья существовала на скромные доходы от фабрики и литературные гонорары.

«Чем меньше имеешь извне, - говорит Фейербах, - тем больше ищешь своего счастья в умственной деятельности». «Этот Людвиг, - сообщает Генриетта Фейербах, -годами сидит в своем гнезде, удалившись от Бога и всего света, так как жизнь там очень дешевая, а на фабрике у него бесплатная квартира. Никуда не выезжает, никаких развлечений».

Б. Быховский отмечает: «В своей научной и литературной деятельности Фейербах отличался огромным трудолюбием. Изо дня в день, садясь за работу с утра, он кончал свой рабочий день в 8-9 часов вечера и тогда только закуривал трубку, выпивал кружку пива, прочитывал газеты. Он ничего не делал наспех, без самого тщательного изучения, обдумывания, взвешивания. <...> Стиль его противоречит философскому стандарту. К досаде философских педантов и ученых филистеров, Фейербах пишет образно, стремится взволновать читателя, широко пользуется юмором, язвительной иронией» [5, с. 20-21]. В период революции 1848 года Фейербах жил вне своего дома. В августе 1848 года депутация студентов Гейдель-бергского университета пригласила его прочесть курс лекций, и с 1 декабря 1848 года по 2 марта 1849 года три раза в неделю от семи до восьми часов вечера в городской ратуше (в университете аудиторию ему не предоставили) он читал «Лекции о сущности религии» для двух сотен студентов и группы гейдельбергс-

ких рабочих. После поражения революции Фейербах возвратился домой.

В 1859 году фарфоровая фабрика обанкротилась, Фейербаху не на что стало жить, и на старости лет он был изгнан из своего убежища. Отшельник переселился в Рехен-берг, неподалеку от Нюрнберга, где в холодной чердачной комнатушке провёл последние годы жизни в жестокой нужде. Там он написал свое последнее произведение «Эвдемонизм». «Я изгнан из своего двадцатичетырехлетнего изгнания, - написано в письме Фейербаха в октябре 1860 года, -меня выгнали из храма моих муз». «Два года я прожил в Берлине как студент и двадцать четыре года в деревне как приват-доцент, - сказано им в другом письме. - Это не пустяк - в мои годы отказаться от вкоренившихся привычек».

Шиллеровский фонд после долгих колебаний предоставил Фейербаху стипендию, которая давала возможность ему с женой и дочерью жить в условиях «античной республиканской бережливости и воздержанности». Вышли переводы его основных сочинений в разных странах. Сент-Луисское философское общество избрало Фейербаха своим членом-корреспондентом. Друзья в Вене и Лондоне организовали для него сбор денег. Нью-Йоркский «Союз свободомыслящих» послал ему сто долларов. За два года до смерти философ вступил в ряды Нюрнбергской секции Германской социал-демократической партии.

После нескольких мозговых кровоизлияний последовал паралич. 13 сентября 1872 года Людвиг Фейербах умер в Рехенберге. На его похоронах не было представителей немецких университетов. На кладбище св. Иоанна его прах провожала с красными знаменами траурная процессия нюрнбергских рабочих. На могилу возложили венок от К. Маркса, А. Бебеля и В. Либкнехта. Только через 60 лет на его могиле был воздвигнут простоявший только два года памятник с эпитафиями: «Человек создал Бога по сво-

ему образу и подобию» и «Твори добро из любви к человеку».

Антропологический материализм

Тема сочинений Фейербаха - человек как субъект мышления, но не мышление как субъект. Разум человека невозможно изучить без исследования человеческой телесности. Природа создала не только мастерскую желудка, но и храм мозга. У нашего тела и духа один источник - природа. Человек есть родовое существо, и свои способности он реализует сообща. «Человек человеку Бог - таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории».

Фейербах не принимал этики аскетизма. Он считал высшим естественным притяжением человека стремление к счастью, но только не за счет других людей, а путем согласования своих желаний с интересами человечества. Следовательно, эгоизм следует уравновесить альтруизмом. Максиму «Возлюби ближнего» Фейербах призывал возвести в ранг философского морального закона. Наши пороки суть неудавшиеся добродетели, а зло происходит из-за уродливого воплощения идеала рядового человека в естественных несовершенных условиях.

«Новая философия превращает человека <.. .> в единственный, универсальный и высший предмет философии». Фейербах не желает называть себя материалистом. Он пишет: «Истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология; истина - только антропология. <...> Эта точка зрения дает мне целостность и индивидуальность». В учении Фейербаха мир определен не как механизм, а как организм. В центр его учения поставлено не понятие материи, а понятие человека как нераздельного единства души и тела. Человеческое «я» образуется не просто духом, но органической целостностью тела. У человека биологическая природа, и каждый отдельный индивид есть звено в развитии человеческого рода.

Отсюда и сенсуализм Фейербаха. «Не было бы природы, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя». Нет никакой сверхчувственной реальности. Невозможно чисто спекулятивное познание. Только ощущение может быть источником нашего познания. Подлинная реальность есть то, что дано нам через зрение, слух, осязание, обоняние и другие органы чувств. Посредством органов чувств мы познаем и окружающие вещи, и душевные состояния других людей. Но первый объект для всякого человека - «ты», то есть другой человек, и через внутреннюю любовь к другому человеку мы приходим к признанию внешнего «объективного существования». «Ребенок лишь тогда становится человеком, когда любит. <...> Сущность любви обнаруживается всего яснее в одном виде любви, в любви мужчины к женщине». Иллюзорная любовь к Богу есть всего лишь отчужденная форма подлинной любви к другим людям; ее следует заместить альтруистической моралью.

«Человек любит, он обязан любить, - пишет Фейербах в своем первом сочинении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). -Но любовь его различна, ее истина и ценность определены содержанием и объемом чувства. Можно любить единичное, чувственное (деньги, вещи), или честь, славу, или существенное, всеобщее, живое, можно любить отдельных людей, конкретные существа (чувственная любовь), а можно -человека вообще, человека в человеке, доброе в нем или вообще добро, Бога, истину. Чем глубже предмет любви, тем она сильнее, а по этой силе определяется ценность любви: чем больше ты отдаешь самого себя, тем истиннее твоя любовь. Нельзя любить без самоотдачи».

Вопрос о сущности религии и борьбы с нею - центральный для Фейербаха. В «Мыслях о смерти и бессмертии» автор отстаивает идею морального бессмертия. Индивидуального бессмертия нет. Бессмертия и переселения душ человек достигает

только в творчестве. «Индусы знали переселение душ лишь до жизни и после нее. Но уже в жизни существует метемпсихоз. Это чтение. <... > Какое громадное наслаждение - вселяться в душу Платона, Гёте!»

В «Сущности христианства» (1841), а также в цикле лекций о «Сущности религии» (1848) немецкий материалист срывает с религии мистический покров и сводит ее к сущности человека. Во введении к «Истории философии» он пишет об отрицательном воздействии религии в Средние века на искусство, философию и науку.

По Фейербаху, идеализм есть рационализированная религия. Религия и идеализм возникают из отчуждения человеческой сущности, когда Богу приписываются те свойства, которые на самом деле суть атрибуты человека. Философия и религия противоположны друг другу: религия основана на вере в догматы, а философия - на знании о действительной природе вещей. Отсюда первая задача реалистической философии - критиковать иллюзии религиозного сознания как «грезы духа». В книге «Сущность христианства» Л. Фейербах пишет: «Религия есть сон человеческого духа; но и во сне мы находимся не на небе, а на земле - в царстве действительности; только мы видим действительные предметы не в реальном свете необходимости, а в чарующем, произвольном блеске воображения и прихоти».

Философ пишет: «Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующее человеку, <.> называется не Бог - мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек». Из-за господства религии христианин не имел вкуса к чувственному изучению природы. Трактуемая как «служанка Божья», природа оказалась скрытой от человеческого духа, и

развиваемая в монастырях наука была лишь побочным занятием.

Фейербах хвалил стремление Бэкона, Гоб-бса, Декарта, Спинозы, Гассенди, Лейбница, Бейля освободить разум публики от влияния религии и церкви. Например, он высоко оценил творчество Ф. Бэкона, объявившего экспериментальную науку матерью всех человеческих знаний, хотя и подверг Бэкона критике за признание им «двойственности истины». Недостатками материализма Гоббса Фейербах считал крайний механицизм в объяснении явлений природы и до государственного состояния людей как разрозненной и равнодушной массы.

«Подлинным вкладом картезианской философии по отношению к материи, - говорит Фейербах, - было сведение ею изучения природы к понятию механизма. <...> Каким бы односторонним и непригодным ни стало в последующее время распространение этого принципа на все, посредством него все же заложен был скелет, основа естествознания». Слабостями учения Декарта, по его мнению, являются:

1) дуализм;

2) редукция материи к протяженности;

3) сугубо количественный анализ материи;

4) рассмотрение материи вне движения.

При оценке тезиса Спинозы «Бог или

природа» Фейербах пишет: «Прочь это противоречие! Не "Бог, или природа", но "либо Бог, либо природа" - вот лозунг истины. Там, где Бог отождествляется или смешивается с природой или, наоборот, природа с Богом, там нет ни Бога, ни природы, но есть мистическая, амфиболическая смесь. Вот основной недостаток Спинозы». Но Фейербах не сумел создать системы философии природы.

Атеизм Фейербаха не сводится к отрицанию Бога и требует положительного утверждения человека. «Кто обо мне не говорит и не знает ничего большего, кроме того, что я - атеист, тот вообще ничего не говорит и ничего обо мне не знает. Вопрос о

том, существует ли Бог или нет, как водораздел между теизмом и атеизмом, достоин семнадцатого и восемнадцатого, но отнюдь не девятнадцатого века. Я отрицаю Бога; для меня это значит: я отрицаю отрицание человека, я утверждаю чувственное, истинное, следовательно, неизбежно также политическое, социальное место человека взамен иллюзорного, фантастического, небесного пребывания человека, которое в действительной жизни неизбежно превращается в отрицание человека. Для меня вопрос о бытии или небытии Бога есть лишь вопрос о бытии или небытии человека».

Чтобы утвердить высокий статус человека, нужно охватить все аспекты его жизни: чтобы вылечить «болезни головы и сердца» (например, эмансипировать религию), нужно решить проблемы «желудка» (заняться социальной и политической эмансипацией). Перед собой Фейербах поставил только просветительскую задачу «основательного исследования и исцеления головных и сердечных болезней человечества». Для него важно показать, что христианство не является абсолютной религией, что «разум не исчерпан в христианстве» и что «существующие религии заключают бесконечно много отвратительного и несовместимого с истиной». «В чем же состоит мой метод? - пишет Фейербах. - В том, чтобы посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку, но неизменно лишь опираясь на наглядные, исторические эмпирические факты и примеры».

Главное сочинение Фейербаха «Сущность Христианства»

Цель этой книги автор определил как «сведение религии к антропологии». Религию нельзя отвергнуть, но ее нужно понять. Человек есть начало, середина и конец религии. Вместо недоступного Бога Фейербах предлагает культ человека в его крови

и плоти. Сущность религии - в человеческом сердце. Основные христианские догмы это чаяния сердца. Как человек думает, таков и его Бог. Все дефиниции божественного на самом деле суть определения свойств человека.

Истина религии - в отношении человека к своей сущности, а ложность религии - в восприятии этой сущности не как своей, а как божественной; выходит, Бог - это зеркало человека. «Бог - это слеза любви, упавшая в самую потаенную глубь человеческой души, где покоится тайна ее бессилия и ничтожества». Религию порождают потребности, и Бог есть то, чем человек хочет стать. Тайна Троицы заключена в тайне семейной жизни. «То, что человек думает о Боге, - это осознание человеком самого себя».

«Что есть сущность человека?» - спрашивает Фейербах и отвечает: «В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? - Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. <...> Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого». Сущность человека - это сам человек, конкретный индивид. Как видим, философ вопреки философской традиции отождествляет сверхчувственную сущность с ее внешним проявлением.

Понятие эгоизма трактуется Фейербахом широко: «Я понимаю под эгоизмом человека соответствующее его природе, а стало быть, и разуму <...> его самопризнание, самоутверждение по отношению ко всем неестественным и бесчеловечным требованиям, которые предъявляют к нему теологическое лицемерие, религиозная и спекулятивная фантастика, политическая грубость и деспотизм». Вместе с тем «эгоизм есть по существу монотеизм, поскольку он имеет целью только одно - себя самого».

По Фейербаху, любовь есть не эгоизм, а преодоление эгоизма.

В отличие от прежних атеистов, Фейербах считает религию не злокозненным обманом или следствием страха, а важнейшей формой духовности человека. Культ порожден чувством благоговения, единством страха и любви. Вначале религия возникает как чувство зависимости от природы, а затем - как чувство взаимозависимости людей. Когда опасность миновала, страх переходит в радость, в благодарность той высшей силе, которая устранила угрозу. Следовательно, «основу религии составляет чувство зависимости человека...».

Отрицая Бога, Фейербах не отрицает религию, но лишь хочет усовершенствовать ее. Сущность христианства - это не более как

облегченные человеческие переживания. Ведь приятнее страдать, чем действовать. Христианство преодолевает политеизм язычества путем утверждения «субъективизма», очищения обожествленной личности (Бога) от признаков ограниченности и зла. Однако христианство есть не совершенная, а исторически преходящая форма религии.

Существование чего-либо доказывается только эмпирически, и опровергать бытие Бога нужно с помощью чувств, изучив способность человека вообразить себе высшее существо. Бог порожден силой воображения людей. «Теология раздваивает и отчуждает человека». Человек опредмечивает в религиях собственное несовершенство и переносит на небо свои нерешенные земные заботы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пивоваров Д.В. История западноевропейской философии религии XVII-XIX вв.: Краткий курс. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 105-117.

2. Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Фейербах Л. Избр. филос. произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 53-96; Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии» // Там же. С. 114-133; Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Там же. С. 134-204; Фейербах Л. История философии. Собр. произведений в 3 т. М.: Мысль, 1967. С. 544, 480, 486.

3. Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. филос. произведения. В 2- т. Т. 2. — М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 7-405.

4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2. Т. 21. С. 269-317; Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2. Т. 3. С. 1-4.

5. Быховский Б. Людвиг Фейербах. М.: Мысль, 1967. С. 20-22.

6. Фейербах Л. История философии. Соб. сочинений в 3 т. М.: Мысль, 1967.

7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К, Энгельс Ф. Соч., изд. 2. Т. 3.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения, Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург.

Эта статья является последней статьей автора в нашем журнале. 7 января 2016 года доктор философских наук, профессор Пивоваров Даниил Валентинович ушел из жизни. Мы будем помнить всегда этого замечательного человека, ученого.

Добрая ему память.

ПИВОВАРОВ Даниил Валентинович,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.